Введение Один из основных приоритетов улучшения системы здравоохранения заключается в развитии кадрового потенциала. Реформирование и оптимизация кадровых ресурсов здравоохранения до 2030 года направлены на решение ряда задач, включающих в себя: снижение дефицита медицинских кадров (среднего медицинского персонала и врачей), обеспечение равномерного географического распределения медицинских кадров и учреждений здравоохранения, улучшение качества предоставляемой помощи, расширение и улучшение качества обучения медицинских специалистов, совершенствование системы обучения и переобучения кадров для сферы здравоохранения [1, 2, 3].
Подготовка в ординатуре является частью многоуровневой системы образования и представляет собой важный этап обучения врачей. При этом с 2014 года программы ординатуры разрабатываются вузами самостоятельно на основе утвержденных Министерством науки и высшего образования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Они реализуются для формирования у молодых специалистов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами [4, 5].
На момент написания статьи (январь 2025 года) на федеральном портале нормативных правовых актов (www.publication.pravo.gov.ru) по многим специальностям уже прошли утверждения ФГОС 3++, и вузы реализуют программы ординатуры по новым федеральным стандартам с продолжительностью обучения от 2 до 5 лет, по некоторым специальностям подготовка ординаторов до сих пор осуществляется по ФГОС 3+ и нормативный срок обучения – 2 года.
Рассматривая действующие федеральные государственные образовательные стандарты ординатуры [5, 6], необходимо акцентировать внимание на том, что перечень дисциплин для базовой части блока «Дисциплины (модули)», относящихся к базовой части программы, организация определяет самостоятельно, а в соответствии с ФГОС 3+ включает обязательные к освоению дисциплины (общественное здоровье и здравоохранение, педагогика, медицина чрезвычайных ситуаций, патология, микробиология). Согласно ФГОС 3+, в блок «Практики» входит производственная (клиническая) практика. В то же время для программ ординатуры по ФГОС 3++ блок «Практики» подразумевает производственную практику с выделением ее типов: клиническая практика и научно-исследовательская работа. Программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.32 Дерматовенерология с 2014 года осуществляются по ФГОС3+ [6].
Известно, что методологические подходы к реализации учебного процесса по программам ординатуры строятся на современных тенденциях высшей школы. Основные принципы медицинского образования, описанные Н.В. Кудрявой и ее коллегами [7, с. 12–18], включают целенаправленность и системность обучения, научный подход, основанный на принципах доказательной педагогики и медицины, устойчивость и долговечность знаний, взаимосвязь теории и практики, эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки, а также, что особенно важно в свете последних реформ в здравоохранении, – практико-ориентированность, формируемую как традиционными, так и инновационными элементами учебных программ.
Следует отметить, что практико-ориентированный подход при составлении учебных планов в ходе проектирования рабочих программ ординатуры подразумевает наличие обязательного компонента в варианте производственной (клинической) (ФГОС 3+) или клинической (ФГОС 3++) практики. При этом традиционно практическая подготовка ординаторов осуществляется на клинических базах вузов в профильных учреждениях здравоохранения в рамках оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи пациентам и предполагает приобретение профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей работы в должности врача [8].
В настоящее время благодаря цифровой образовательной среде и использованию вузами современных интерактивных технологий и обучающих инструментов, в том числе на основе искусственного интеллекта, практическая часть программ ординатуры актуализируется и приобретает особую значимость в подготовке кадров для практического здравоохранения [9, 10]. Так, симуляции в условиях реалистичного моделирования в медицине дают возможность молодым специалистам освоить и закрепить мануальные навыки для воспроизведения диагностических и терапевтических процедур и облегчают процесс перехода к самостоятельной врачебной практике [11, 12, 13].
Цель исследования – разработать обучающие симуляционные треки для отработки мануальных навыков в дерматовенерологии и провести анализ результатов обучения ординаторов.
Материал и методы исследования
За период с 2019 по 2025 годы в Институте фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» прошли обучение 52 ординатора по специальности «Дерматовенерология». Производственная (клиническая) практика ординаторов-дерматовенерологов осуществляется на клинической базе кафедры – ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора А.Г. Ге».
Практическая подготовка ординаторов, помимо их участия в осуществлении медицинской деятельности под кураторством наставников, включает отработку практических навыков в симулированных условиях, максимально приближенных к реальной работе врача-дерматовенеролога. Обучение проводится в Симуляционном центре Института фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и Центре профессиональных компетенций ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора А.Г. Ге». Центры оснащены современным имитационно-симуляционным оборудованием различной степени реалистичности: имеются муляжи, виртуальные модели, роботы-симуляторы, тренажеры, манекены-имитаторы, тренажеры виртуальной реальности с технологией VR, а также медицинским оборудованием: дерматоскоп, автоматизированная система FotoFinder (Германия), трихоскоп, (рис. 1–3).
В виртуальном кабинете врача-дерматовенеролога преподаватели имеют возможность воссоздавать разнообразные клинические сценарии под необходимые задачи обучения, в том числе ситуации, редко встречающиеся в повседневной врачебной практике. Возможность многократного повторения действий на виртуальных моделях помогает ординаторам полностью освоить и закрепить навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы.
Рис. 1. Тренажер для отработки навыка взятия биоматериала для гистологического исследования и тренажер для отработки навыка обработки пузырей (фото авторов)
Рис. 2. Тренажер для отработки навыка забора биологического материала на урогенитальные инфекции у женщин (фото авторов)
Рис. 3. Диагностический комплекс FotoFinder (Германия) со встроенным программным обеспечением для анализа изображений на основе технологии искусственного интеллекта (фото авторов)
В рамках практической подготовки ординаторов разработаны и реализуются следующие образовательные треки:
- дерматоскопия, в том числе цифровая;
- методика взятия биоптата кожи для проведения патоморфологического исследования;
- методика наложения швов после взятия биоптата кожи;
- методика забора материала для исследования пузырной жидкости и обработки пузырей;
- трихоскопия;
- методика забора биологического материала для лабораторных исследований с целью идентификации возбудителей урогенитальных инфекций у женщин и мужчин;
- технологии выполнения внутрикожного и внутриочагового введения лекарственных средств;
- оказание медицинской помощи в экстренной форме.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с ФГОС 3+, задачи практического компонента программ ординатуры подразумевают формирование профессиональных компетенций (умений и навыков), которые необходимы для самостоятельной работы в должности врача-дерматовенеролога.
Процесс обучения в виртуальном кабинете врача-дерматовенеролога включает несколько этапов.
1. Подготовка к работе: за 1–2 дня до проведения обучения все ординаторы получают методические материалы, в которых кратко изложена теоретическая часть и даны четкие алгоритмы выполнения диагностических и/или лечебных процедур.
2. Опрос ординаторов: для определения исходного уровня знаний по теме симуляционного трека.
3. Практика в симуляционном центре:
а) в начале занятия преподаватель подробно описывает клинический сценарий и демонстрирует обучающимся алгоритм выполнения медицинской манипуляции, детально поясняя каждое свое действие;
б) ординаторы самостоятельно выполняют манипуляции под контролем преподавателя; при необходимости преподаватель разбирает допущенные ошибки и повторно демонстрирует правильность выполнения задания;
в) ординаторы самостоятельно выполняют манипуляции, количество попыток не ограничено.
4. Подведение итогов обучения:
а) разбор преподавателем основных ошибок, которые были допущены ординаторами, их коррекция, ответы на вопросы;
б) контроль полученных навыков;
в) опрос ординаторов для оценки удовлетворенности обучением и готовности к самостоятельному проведению диагностических и/или терапевтических манипуляций.
Вопросы анонимной анкеты по итогам обучения касаются таких аспектов, как: готовность ординаторов работать в виртуальных условиях; наличие чувства неуверенности и страха при первых попытках симуляции; факторы, способствующие преодолению эмоционального дискомфорта; а также степень удовлетворенности процессом обучения и самооценки освоенных практических навыков (по шкале от 0 до 5 баллов).
Результаты анкетирования по итогам прохождения симуляционных треков показали, что к занятиям в симуляционном центре готовы 100% обучающихся, этому способствовали теоретическая подготовка, опыт работы на тренажерах и симуляторах во время учебы в вузе, психологический настрой. Однако 27% ординаторов испытывали некий дискомфорт и неуверенность отработки практических навыков в виртуальных условиях. Ординаторы преодолевали свою неуверенность и страх благодаря методичному подходу преподавателя, комфортной атмосфере во время обучения, возможности исправлять ошибки и неограниченному количеству попыток для овладения техникой проведения той или иной манипуляции. Необходимо отметить, что всем ординаторам (100%) нравится работа в виртуальном кабинете врача-дерматовенеролога, а уровень своих практических навыков по окончании обучения они оценивают на 4 балла и выше из предлагаемых 5.
Анализ результатов симуляционного обучения при прохождении практической подготовки ординаторов-дерматовенерологов демонстрирует высокую заинтересованность обучающихся в интерактивном формате за счет полного погружения в виртуальные условия, максимально приближенные к реальной практике, возможности освоения методик диагностических и лечебных процедур, а также получения и закрепления практических мануальных навыков, необходимых в будущем для самостоятельной работы.
Заключение
Цифровая образовательная среда вуза позволяет модернизировать программы ординатуры в соответствии с достижениями научно-технического прогресса и вызовами практического здравоохранения.
Представленный опыт реализации практического компонента программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.32 Дерматовенерология показал, что симуляционные технологии обучения в условиях реалистичного моделирования являются необходимым и востребованным инструментом для освоения профессиональных компетенций врача-дерматовенеролога, что особенно актуально в настоящее время в условиях активного внедрения в рутинную дерматологическую практику инновационных методов диагностики, в том числе на основе искусственного интеллекта.
Библиографическая ссылка
Хаертдинова Л.А., Вафина Г.Г., Бильдюк Е.В., Касаткина С.Б. СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ВРАЧА-ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33924 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33924