Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коваленко Е.И. 1
1 Сургутский государственный университет
В статье рассматривается значение инновационных технологий в системе профессионального образования. Проведен анализ источников литературы, выделены такие востребованные инновационные технологии обучения, как технология проблемного обучения, проектная деятельность, игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве и технология организации самостоятельной работы. Автор также подчеркивает особую значимость использования технологии проектной деятельности в подготовке ординаторов медицинских вузов. Представлена реализация технологии проектной деятельности на примере ее внедрения в процесс изучения дисциплины «Педагогика» в ординатуре. Дано описание технологии проектной деятельности. Представлен анализ результатов проектирования. Применение технологии проектной деятельности позволяет мотивировать обучающихся, повышает их вовлеченность и заинтересованность в изучении предмета, способствует самообразованию и раскрытию творческого потенциала, в результате чего возрастает результативность обучения, а также способствует формированию навыков практической деятельности, развитию коммуникативных навыков, повышению уровня профессиональной подготовки ординаторов. Сделаны выводы о необходимости применения инновационных технологий в подготовке ординаторов. Инновационные технологии обучения повышают мотивацию студентов, оптимизируют работу преподавателей, повышают качество подготовки специалистов, обеспечивают доступ к передовым знаниям, позволяют адаптировать образовательный процесс к современным требованиям.
инновационные технологии
профессиональное образование
технологии обучения
образовательные технологии
технология проектной деятельности
1. Баркова В.В. Инновационные технологии профессионального образования в глобализирующемся социуме // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 42-49. URL: https://chirpo.ru/files/novosti_izdatel/2022/ИРПО_1(33)_2022.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
2. Быстрова Н.В., Сидоров А.Н., Клочкова М.П. Инновационные технологии как средство повышения качества обучения в условиях профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 64-66. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/Выпуск%2082%20часть%201,%202024%20год.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
3. Котлярова И.О., Волошина И.А., Павловская М.С., Анкудинова Н.Г. Инновационные технологии реализации программ дополнительного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. Т. 13. № 4. С. 96-105. DOI: 10.14529/ped210409.
4. Сунцова А.С. Модель обучения педагогов инновационным технологиям в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2024. № 4. С. 344-355. URL: https://pedobrazovanie.ru/archive/2024/4/model-obucheniya-pedagogov-innovatsionnym-tekhnologiyam-v-usloviyakh-regionalnoj-sistemy-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.01.2025).
5. Витольник Г.А., Витольник В.Н. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и дополнительного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. С. 100-102. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6011/Выпуск%2080%20часть%201,%202023%20год.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
6. Бельчич А.Ю. Игровые технологии в преподавании профильных дисциплин по направлению «Управление персоналом» // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 63. [Электронный ресурс]. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2022/2/31657.pdf (дата обращения: 27.01.2025). DOI: 10.17513/spno.31657.
7. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А. Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 43-46.
URL:https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/4601/Выпуск%2067%20часть%201,%202020%20год.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
8. Менасанова С.Э., Эреджепов М.К. Применение технологии сотрудничества в профессиональной подготовке специалистов технических специальностей // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 115-119. URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/124/g-n-p-7(124)-main.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
9. Уракова Е.А. Колдина М.И. Корнусова В.М. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2.С.282-284.URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5826/Выпуск%2078%20часть%202,%202023%20год.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.08.2014 N 1100 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.57 Онкология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170819/ (Дата обращения: 25.12.2024).
11. Коваленко Е.И., Рассказов Ф.Д. Социальное проектирование как педагогическое условие развития социальной ответственности ординаторов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 60-67. [URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2018/04/02/b67d05a56b47bee3749ff09fd25568be/kovalenko-rasskazov.pdf (дата обращения: 27.01.2025).

Введение

Процессы модернизации российского образования требуют внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, что является одной из важнейших составляющих процесса обучения в медицинском вузе, это предполагает возможность соединения теоретических знаний обучающихся с практической деятельностью. Кроме этого, посредством использования методов и технологий обучения можно сформировать у обучающихся универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Одним из важнейших условий совершенствования образовательной системы является использование инновационных технологий. Инновации в процессе обучения представляют собой новые составляющие или компоненты, значительно изменяющие образовательную среду на качественном уровне, и предусматривают непрерывное взаимодействие студентов и преподавательского состава на основе новшеств в целеполагании курса, его содержании, методологических подходах к проведению занятий, способах воспитания и развития слушателей курсов или программ. Инновационные технологии в свою очередь представляют собой инструментарий для конструирования педагогических составляющих (компонентов) и создания предпосылок для решения назревших текущих запросов всех сторон, имеющих отношение к процессу обучения. Инновация в педагогике – это операция по созданию, подготовке и внедрению, а также апробация новшеств в образовательной среде и оценка их эффективности, которые способствуют успешному достижению поставленных целей.

Цель исследования – показать значимость внедрения инновационных технологий в обучение медиков. Представить результаты применения инновационных технологий на примере технологии проектной деятельности в ходе изучения дисциплины «Педагогика» в ординатуре.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 438 ординаторов первого года обучения по 35специальностям ординатуры Сургутского государственного университета в период с сентября 2022 года по ноябрь 2024 года. Из них 149 ординаторов 2022-2023 учебного года, 157ординаторов 2023-2024 учебного года, 132 ординатора 2024-2025 учебного года. Исследование проводилось на первом году обучения в осеннем семестре.

Методами исследования являются теоретический анализ литературы, обобщение, эксперимент, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Инновационные образовательные технологии являются сложными объектами, их объединяют основные качества: системность, комплексность, целостность и научность. Также современные образовательные технологии носят развивающий характер, имеют структурированность и иерархичность.

В профессиональном образовании тенденция глобализации образовательной среды и образовательной практики привела к формированию инновационной педагогики универсального характера, так как она направлена на реализацию образовательного процесса для различных групп населения. Одной из ключевых задач современной педагогической деятельности становится раскрытие творческих способностей всех участников образовательного процесса. Инновации в образовании представляют собой новшества, которые изменяют содержание и методы обучения, способствуя формированию нового восприятия человеком своей роли в профессиональном мире, а также адаптации своей культуры, мышления и деятельности к этим условиям [1].

Инновационные технологии играют важную роль в достижении целей и задач в сфере образования, создавая новые условия для обучения. Основные преимущества таких технологий заключаются в активном участии обучающихся, акценте на самообразовании, междисциплинарном подходе, а также в приоритете практического опыта и творчества. В результате эти преимущества способствуют расширению возможностей традиционного образования и созданию условий для эффективного и результативного обучения [2].

В дополнительном профессиональном образовании реализуется широкий спектр инновационных технологий. При этом при реализации каждой программы имеется необходимость сочетания различных инновационных технологий, что способствует лучшему достижению результатов обучения и овладению компетенциями. Образовательные технологии, применяемые в дополнительном профессиональном образовании, подбираются в соответствии с целями, содержанием и требованиями программы [3].

Одним из направлений в сфере образования становится подготовка педагогов к использованию инновационных технологий инклюзивного обучения. Для этого разработана модель обучения, основная идея которой заключается в мотивации творческого саморазвития педагогов и их коллективов. Значимость данной модели заключается в создании организационно-педагогических условий, форматов и методов, которые не только помогают работать с детьми с особыми образовательными потребностями, но способствуют созданию самообучающейся профессиональной среды, побуждая педагогов искать разнообразные способы организации учебного процесса, ориентируясь на уникальные способности и возможности обучающихся [4].

Также в образовательную практику внедряются технологии проблемного обучения и ситуационного анализа (кейс-стади) для студентов и слушателей курсов переподготовки. Активно используются технологии смешанного обучения и «перевернутого класса». Приоритетными направлениями становятся дистанционные педагогические инновации. Образовательные технологии находят применение как в высшем образовании, так и в системе дополнительного профессионального обучения, включая новые подходы к контролю и оценке достижений в обучении [5].

В области профессионального образования игровые технологии интегрированы в обучение специализированным дисциплинам, что способствует высокому качеству подготовки специалистов. Среди современных игровых методов выделяют деловые игры, коучинг, кейс-технологии и геймификацию. В условиях цифровизации обучения возможно применение игровых технологий в очном и онлайн форматах [6].

Проведенный обзор источников литературы позволяет выделить наиболее востребованные инновационные технологии.

Технологии проблемного обучения. Технологии проблемного обучения основаны на получении обучающимися новых знаний посредством разрешения проблемных ситуаций практического и теоретического характера. К задачам технологии проблемного обучения можно отнести процесс получения знаний и навыков, которые приобретаются в ходе поиска и самостоятельного решения проблемной ситуации, воспитание творческой личности, которая умеет решать нестандартные проблемы [7]. Выделяют такие методы проблемного обучения, как самостоятельная исследовательская деятельность, частично-поисковая деятельность и проблемное изложение.

Игровые технологии в обучении. Игровые технологии обучения могут служить средствами развития познавательного интереса к предмету, формирования умений и навыков в профессиональной деятельности, изучения нового материала. В процессе игры происходит обучение, развитие, воспитание обучающихся. В образовательном процессе используют деловые, ролевые, компьютерные игры, игры - пресс-конференции, игры-приключения, игры-соревнования. Игра – это форма учебного процесса, и ее основная задача - обучение.

Технология организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов - одна из форм организации учебного процесса - должна управлять и находиться под контролем преподавателя. Главную роль в этом процессе занимают организация и планирование самостоятельной работы. Технология организации самостоятельной работы включает подготовку (работа преподавателя), определение целей, деятельность студента, оценку результатов, рефлексию, анализ (осуществляется педагогом). Для организации технологии самостоятельной работы необходим подбор заданий для разного вида работ. Грамотно организованная самостоятельная работа способствует наилучшему усвоению учебного материала студентами, развитию навыков, активизации исследовательской деятельности, формированию самостоятельности обучающихся.

Технология обучения в сотрудничестве. Ключевая роль технологии обучения в сотрудничестве и малых группах заключается во взаимодействии обучающихся в совместной учебной деятельности. В этом случае необходимо создавать условия для вовлечения обучающихся в исследовательскую, групповую и коллективную деятельность, что будет способствовать развитию способности приобретения нового опыта. Работа над групповыми заданиями является более продуктивной благодаря взаимозависимости членов группы, совместной учебно-познавательной деятельности, индивидуальной ответственности и успешности группы, а также общей оценке результатов групповой работы. Технология обучения в сотрудничестве носит коллективный характер, что способствует получению новых знаний [8].

Технология проектной деятельности. Обучение с применением метода проектов представляет собой один из эффективных способов поисково-исследовательской деятельности обучающихся, применяемых в практике работы вуза. Для результативного применения технологии проектной деятельности необходимо наличие проблемы, получение познавательных, теоретических или практических результатов, активное участие обучаемых в поиске решений проблемы как в составе группы, так и индивидуально, необходимо структурирование описательной части проекта, также использование исследовательских методов [9].

Технологии проектной деятельности характерны следующие составляющие: разрабатываемые проекты обучающихся, направленные на решение теоретической или практической проблемы, должны быть связаны со специальностью или с содержанием изучаемой дисциплины; возможность выполнения проекта в группах; мотивация обучающихся в получении результата; применение знаний на практике, т.е. деятельность обучающегося; учитываются потребности, интересы и способности обучающихся.

Работа над проектом включает следующие этапы: подготовительный, планирование, разработка проекта, оформление и презентация результатов [9]. К результатам готовых проектов относят работы, в которых проблема представляет теоретический характер, а сама работа содержит конкретное ее решение, или проблема имеет практический характер, а обучающимися предлагается конкретное решение, результат которого готов к внедрению.

Реализацию технологии проектной деятельности мы бы хотели показать на примере ее внедрения в процесс изучения дисциплины «Педагогика» в ординатуре. Цель изучения дисциплины «Педагогика» соответствует компетенциям ФГОС ВО по программам ординатуры и направлена на подготовку ординатора к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также к участию в педагогической деятельности по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование [10]. Требования, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по программам ординатуры, существенно важные – подготовить ординаторов к преподаванию клинических дисциплин.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются такие темы: педагогика в высшем медицинском образовании; образовательная среда высшей медицинской школы, стандарты высшей школы; подходы к организации педагогического процесса и модели обучения; педагогический процесс; формы организации педагогического процесса в медицинских образовательных учреждениях; методы обучения; профессиональная деятельность преподавателя высшей медицинской школы; педагогическое общение, управление конфликтными ситуациями; психолого-педагогическая компетентность врача-педагога.

Оценочными средствами по дисциплине «Педагогика» являются написание эссе, составление интеллект-карты, терминологический анализ подходов и моделей обучения, проектирование рабочей программы дисциплины, проектирование оценочных средств по дисциплине, анализ научных статей, решение ситуационных задач, диагностика профессиональных компетенций.

В ходе реализации технологии проектной деятельности ординаторы разрабатывают проект рабочей программы по дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом программы ординатуры по своей специальности. Проектирование рабочей программы должно быть выполнено в соответствии со стандартом организации по разработке рабочих программ. Проект рабочей программы включает титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями, а также последовательность разделов: цели изучения дисциплины; формируемые компетенции; содержание дисциплины.

Оценка проекта проводилась на количественном уровне - структура проектируемой рабочей программы должна соответствовать последовательности разделов; на качественном уровне - выполнение рекомендаций по содержательной части разделов рабочей программы[11].

При проектировании рабочей программы в качестве основы для составления рабочих программ ординаторы использовали рабочие программы, размещенные на сайте Сургутского государственного университета. В разделе «Структура и содержание дисциплины» ординаторы определяли последовательность изучения разделов, тем дисциплины, самостоятельно дополняли перечень изучаемых тем, могли детально расписать содержание разделов, распределяли количество лекционных, практических и часов на самостоятельную работу в соответствии с учебным планом. Также могли пересмотреть и дополнить требования к результатам изучения дисциплины, подбирать оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации. При выполнении задания ординаторы проявляли заинтересованность ко всем преподаваемым дисциплинам своей специальности. Проектирование рабочей программы дисциплины выполняли ординаторы по 35специальностям ординатуры. Рабочий учебный план по каждой специальности содержит 15 дисциплин, включая элективные и факультативные.

Анализ результатов выполнения ординаторами задания по дисциплине «Педагогика» «Проектирование рабочей программы дисциплины» рабочего учебного плана своей специальности за последние 3 года представлен в таблице.

Анализ результатов работ обучающихся

Год обучения

Количество ординаторов

50-70 баллов (удовлетворительно)

71-90 баллов (хорошо)

91-100 баллов (отлично)

2022

149

47

49

53

2023

157

48

67

42

2024

132

35

40

57

Итого:

438

130 / 29,7%

156 / 35,6%

152 / 34,7%

На основании полученных результатов сформулирован вывод, что оценку «удовлетворительно» получили в среднем 29,7% ординаторов, оценку «хорошо» в среднем получили 35,6% ординаторов, оценку «отлично» в среднем получили 34,7% ординаторов. Это говорит о том, что 70,3% ординаторов справились с проектированием, а применение технологии проектной деятельности является необходимым и способствует развитию познавательных, творческих способностей обучающихся, развитию у них критического мышления, умению ориентироваться в информационном пространстве и возможности самостоятельного выполнения работы.

Заключение

Таким образом, применение технологии проектной деятельности позволяет мотивировать обучающихся, повышает их вовлеченность и заинтересованность в изучении предмета, способствует самообразованию и раскрытию творческого потенциала, в результате чего возрастает результативность обучения, а также способствует формированию навыков практической деятельности, развитию коммуникативных навыков, повышению уровня профессиональной подготовки ординаторов.

Инновационные технологии обучения повышают мотивацию студентов к изучению учебного материала, оптимизируют работу преподавателей, способствуют повышению результатов обучения, обеспечивают доступ к передовым знаниям, позволяют адаптировать образовательный процесс к современным требованиям. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют формированию профессиональных навыков специалистов, а также позволяют сделать процесс обучения более доступным и эффективным.


Библиографическая ссылка

Коваленко Е.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2025. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33906 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674