Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Разбегаев П.В. 1
1 Волгоградская академия МВД России
Цифровая трансформация подвергла значительным изменениям все сферы современного общества, включая сферу образования. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого стало выявление особенностей образовательной среды как элемента процесса цифровой трансформации высшего образования. Основные методы исследования – общенаучные и частнонаучные методы сбора и обработки информации, общелогические методы научного познания (анализ и синтез). Для достижения цели исследования автором было раскрыто содержание понятий «информационная технология», «цифровая трансформация», «цифровая трансформация образования», «дистанционное образование» и «электронное обучение». В исследовании выделяются элементы электронного обучения, его виды, выявляется целесообразность цифровой трансформации образования, анализируется нормативно-правовая база по исследуемой проблеме. В статье исследуются сущность «цифровой образовательной среды», ее функции и принципы. В тексте автором обозначены пути внедрения цифровой трансформации в систему образования, подчеркивается значимая роль цифровой образовательной среды. Автор на основе проведенного анализа цифровых продуктов, используемых в Волгоградской академии МВД России, дает оценку эффективности процесса цифровой трансформации ее образовательной среды. По результатам проведенного исследования были сделаны выводы о целесообразности развития цифровой образовательной среды в образовательных организациях высшего образования России. В статье обосновывается, что цифровая образовательная среда не просто средство коммуникации, активизирующее участников образовательного процесса, а информационная база и ключевой элемент конструирования информационно-аналитических комплексов обеспечения, позволяющих повышать качество образования.
электронное обучение
дистанционное обучение
цифровая трансформация образования
цифровая образовательная среда
вуз
качество образования
1. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы // Информатика и образование. 1986. № 1. С. 110.
2. Сорочинский М.А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды. автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2019. 23 с.
3. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78–85.
4. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_459467/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 01.11.2024).
5. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. №3. С. 75-82. DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.009.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.11.2024).
7. Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение: монография. Владимир: Издательство ВлГУ, 2012. 180 с.
8. Бедрин В.С. Проблемы электронного обучения //Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 234-236. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-697-234-236.
9. Разбегаев П.В. Инновационные технологии в образовательной система МВД РФ // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 76-78.
DOI: 10.24412/1991-5497-2022-495-76-78.
10. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022612436, 28.02.2022. Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства»: 2021680380: заявка от 08.12.2021 / Свежинцев Е.И., Еськин Д.Л.
11. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2024661988, 23.03.2024. Интерактивный тренажер «Статистическая карточка о движении уголовного дела (форма № 3)»: № 2024660548: заявка от 13.05.2024 / Касаев И.Х., Еськин Д.Л.

Введение. Современный этап развития общества характеризуется интенсивным развитием цифровых ресурсов: новым программным обеспечением, введением программных продуктов, усовершенствованием средств компьютерной техники. Процессы цифровой трансформации глубоко интегрировались в жизнь социума, открыли новые возможности для человека, стали элементами всех сфер общественной жизни, изменяя их.

Цифровой трансформации подверглась, в том числе, система образования. Ее основным элементом стала цифровая образовательная среда как совокупность обновленных организационных форм обучения, содержания, методов и новейших технологий.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей цифровой образовательной среды как элемента цифровой трансформации высшего образования России.

Задачи исследования, конкретизирующие цель и способствующие ее достижению:

- раскрыть содержание понятий: «информационные технологии», «цифровая трансформация», «цифровая трансформация образования», «дистанционное образование», «онлайн-образование» и «электронное обучение»;

- обозначить пути цифровой трансформации образования;

- охарактеризовать сущность, принципы и задачи функционирования цифровой образовательной среды.

Материал и методы исследования

Методы исследования:

- общенаучные методы познания (анализ, синтез);

- метод анализа литературных источников и нормативно-правовых документов; метод обобщения и систематизации полученной информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Аспектам использования информационно-коммуникационных технологий посвящено множество исследований. Наиболее значимыми в контексте данного исследования являются труды Е.И. Машбица, М.А. Сорочинского, Н.Ю. Марчук. Придерживаемся позиции Е.И. Машбица, который понимал информационную технологию как синтез программ, выполняющих различные функции: от контроля знаний (простейшие программы) до программ, способных обучать, в том числе основанных на искусственном интеллекте (обучающие платформы) [1]. Согласны с позицией М.А. Сорочинского, отметившего высокий дидактический потенциал, которым обладают информационно-коммуникационные технологии в аспекте развития личности обучающегося. Примером реализации таких технологий может выступать электронная информационно-образовательная среда [2]. Поддерживаем мнение Н.Ю.Марчук о том, что дистанционное обучение способно решить множество проблем традиционного обучения, используя в своей основе свойства виртуальной среды, в том числе особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса [3]. Данные труды позволили конкретизировать в проведенном исследовании содержательные элементы образовательной среды (электронного обучения, дистанционных технологий), их корреляцию, концептуальные основы цифровой трансформации высшего образования в России.

В рамках данной статьи необходимо пояснить базовые категории проведенного исследования: информационные технологии, цифровая трансформация, цифровая трансформация образования, дистанционное образование (онлайн-образование) и электронное обучение, поскольку многим они представляются синонимами. Между тем это не одно и то же.

Определим информационную технологию с точки зрения гуманитарного подхода как целесообразную систему обработки исходной информации с использованием математических методов и программно-технических средств, ориентированную на получение человеком нового информационного продукта. Понятие «новая (современная, новейшая) информационная технология» фокусирует внимание на инновационном характере обсуждаемой информационной технологии по сравнению с ранее существовавшими процедурами переработки информации, а также на перспективности использования этой технологии в будущем. Исходя из этого понимания, к новым информационным технологиям на сегодняшний день можно отнести: «виртуальную реальность», видео-конференц-связь, «облачную технологию», геоинформационные технологии. Полагаем, что с течением времени эти технологии перейдут в разряд обычных, а их место должны занять принципиально новые по своим возможностям информационные технологии.

Понятие «цифровая трансформация» гораздо шире других понятий в обозначенном ряду. Цифровая трансформация затронула все сферы жизнедеятельности человека, в том числе образовательную. Кроме того, цифровая трансформация касается не только учебных процессов, но и организационных, к которым относятся: наличие электронного информационно-образовательного портала вуза, ведение электронных журналов, возможность обратной связи с преподавателем или руководством образовательной организации в формате электронного сообщения.

Целесообразность цифровой трансформации образования определяется рядом социально-экономических, педагогических и технических факторов. Особенно значимым в современных условиях становится экономический фактор, так как знания сейчас становятся товаром, что требует повышенного внимания к определению грамотной маркетинговой стратегии в его отношении (абсолютно любой товар требует продвижения, рекламы, «упаковки», проработки способов реализации и пр.).

В Российской Федерации наблюдаем нормативное регулирование процесса цифровой трансформации в образовании: установлены единые правила использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [4].

Содержание термина «дистанционное образование» в современной литературе интерпретируется двояко: как форма и как технология обучения.

Так, если «дистанционное образование» понимать как форму обучения, то тогда «речь должна идти о формировании образовательной системы, которая включает в себя технологии, средства обучения, модель коммуникаций между преподавателем и студентами, а также соответствующую методологическую базу, регламентирующую весь процесс обучения» [5].

Обратимся к содержанию термина «электронное обучение». Исследователи не пришли к единому пониманию его сущности, источники не дают его однозначного определения. Однако отсутствие теоретической однозначности не мешает практической реализации технологий электронного обучения в мировом масштабе.

Электронное обучение, являясь составной частью цифровой трансформации образования и цифровой трансформации в целом, законодательно определяется как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [6].

Согласно данной трактовке, электронное обучение (е-learning) может использоваться в образовательном процессе при применении интернет-технологий (эта позиция отражена, например, в монографии А.Г. Сергеева, И.Е. Жигалова, В.В.Баландиной [7]. В.С. Бедрин, обращаясь к понятию «электронное обучение», выделяет две его модели: логическую (основа которой – последовательность стадий овладения профессиональными навыками) и структурную (как совокупность разделительной и концептуальной составляющих) [8, 9].

Для определения понятия «электронное обучение» в России используются также термины: «образование онлайн», e-learning, «компьютерное обучение», «виртуальное обучение» и др. Следует отметить, что все «виды электронного обучения в РФ – это, прежде всего, коммуникативные модели накопления и трансляции информации» [5].

Системы электронного обучения возможно условно классифицировать в две группы (по структуре системы электронного обучения):

- согласно внешним (организационным, техническим) сторонам систем электронного обучения;

- согласно внутренним (содержательным) сторонам систем электронного обучения.

Понимание функций, элементов системы электронного обучения, их назначения и роли определяет пути разработки технологий и методик применения на практике разных форм электронного обучения.

Использование электронного обучения в образовательных учреждениях позволяет значительно повысить эффективность контроля за результатами обучающихся и качество образования в целом.

Современные средства электронного обучения дают возможность автоматизировать процесс оценки знаний, чем обусловлена целесообразность их применения в учебном процессе. Актуальность использования информационных технологий на практике в ходе оценивания определяется федеральными государственными образовательными стандартами, которые предполагают разнообразие форм самостоятельной работы обучающихся.

Элементами электронного обучения служат: возможность из любого места и в любое время самостоятельно получить необходимые знания посредством компьютера, смартфона и иных источников; возможность получения удаленных консультаций, дистанционное взаимодействие с преподавателем, online-лекции; доступность получения высшего образования лицами с особенностями психофизического развития; равные условия обучения как в крупных городах, так и в небольших городах и поселениях.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в рамках электронного обучения активно используются: технические средства и технологии, обеспечивающие обработку информации разного типа; технологии работы с базами данных как организационного назначения, так и образовательного контента; сетевые технологии, обеспечивающие как передачу учебной информации, так и взаимодействие участников образовательного процесса.

В условиях цифровой трансформации образования, внедрения в основной массе образовательных организаций России электронного обучения, «которое (как показывает мировая практика) как ни одна другая модель позволяет персонифицировать, контролировать, организовывать процесс обучения и создавать дополнительные инструменты мотивации к обучению у студентов и творчеству и преподавателей» [5] облегчается достижение приоритетной задачи образования – повышение его качества.

Одним из вариантов реализации данного процесса может стать создание особой среды обучения и воспитания – цифровой образовательной среды (ЦОС). Это позволит не только усовершенствовать содержание образовательного процесса, но и модернизировать технологии, методы, средства, организационные формы обучения.

Выделим следующие функции цифровой образовательной среды: информационную; аналитическую, организационно-методическую, консультационную. Именно информационная функция обеспечивает передачу и обмен опытом между обучающимися. К информационной функции относится и создание баз данных учебно-методических материалов, в том числе электронных учебных пособий.

В Волгоградской академии МВД России также внедряются передовые образовательные технологии, что обеспечивает оперативный контроль знаний и навыков обучающихся. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса включает программные комплексы, интерактивные тренажеры, интерактивные контрольно-обучающие модули, автоматизированные обучающие системы. Они дают возможность осуществлять процесс визуализации исследуемых объектов, явлений, действий, способствуя наглядному представлению образовательной информации, то есть выполняют следующие функции: тренинговые (предусмотрены с целью отработки различного рода умений и навыков, повторения и укрепления изученного материала); диагностирующие и тестирующие (дают оценку знаний, умений, способностей, определяют степень обученности, развития личностных свойств, уровень интеллектуального развития; контролирующие (позволяют автоматизировать процессы контролирования результатов изученного материала, выявления степени освоения образовательной информации).

Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства» направлен на формирование у будущего следователя умений решать следующие задачи: определять уголовно-правовую квалификацию содеянного; осуществлять выбор методики расследования; проводить грамотное использование справочного обеспечения процесса расследования [10] .

Использование программного комплекса обеспечивает новый уровень обобщения, трансформации, передачи аккумулируемой и извлекаемой из различных информационных ресурсов информации в интересах правоохранительной деятельности. Ведь для эффективного использования информации правоохранительными органами необходимо постоянное совершенствование системы информационного обеспечения. Именно оно позволит в современном мобильном, постоянно видоизменяющемся социуме, стремительно разрастающемся информационном поле сформировать эмоционально-положительное отношение к познанию, то есть познавательный интерес, который становится ключевым профессиональным качеством будущего специалиста.

Еще одним примером наполнения специализированной информационной образовательной среды является применение компьютерных тренажеров в учебном процессе Волгоградской академии МВД России. Таким интерактивным тренажером является программный продукт, разработанный сотрудниками академии [11].

Функционал представленного программного продукта доволен широк. Он позволяет осуществлять вывод на дисплей текста учебных макетов (дел). Кроме этого, обучающийся может воспользоваться контекстным поиском, применяя встроенные справочные материалы. В программе реализована автоматическая проверка правильности заполнения статистической карточки, проводится мониторинг движения уголовного дела в соответствии с выбранной задачей, присутствует функция редактирования имеющихся заданий и добавления новых.

Следует отметить, что практика показывает более высокую степень удовлетворенности учебными занятиями в рамках цифровой образовательной среды, рост интереса обучающихся к предмету, возможность получения обучающимися дополнительных знаний, что, несомненно, способствует повышению качества полученного образования.

Заключение. Завершая исследование, следует отметить, что поставленная цель была достигнута и задачи исследования решены. Анализ материалов свидетельствует о целесообразности создания и развития в образовательных организациях Российской Федерации цифровой образовательной среды, которая в полной мере позволяет включить обучаемых в познавательный процесс, активизировать их познавательный интерес по изучаемым предметам.

Цифровая трансформация образовательного процесса, видоизменяя во многом содержание, может выступать средством научной и педагогической коммуникации, условием формирования профессионализма, создания благоприятной психологической обстановки как в среде обучающихся, так и при взаимодействии педагога с этой средой. Это определяет необходимость владения преподавателем целым спектром коммуникативных умений. К ним относят: познание личности обучающегося; организацию деятельности обучающихся в образовательном процессе в форме сотрудничества и творческого поиска; понимание, сочувствие, сострадание личности обучающегося; сопряженность уважения личности обучающегося с проявлением объективных требований к нему.

Современное развитие информационных технологий определяет цифровую образовательную среду как компонент проектирования информационно-аналитических комплексов обеспечения образовательного процесса в вузах. Это позволит решить приоритетную задачу высшего образования – повышение его качества, реализовать функцию прогнозирования, способствовать саморазвитию личности обучающегося.

Готовность к переменам, мобильность, способность к поиску, усвоению и переработке информации, самостоятельность в принятии решений, обеспечение координирования стремления к познанию и ответственности за результат своего труда характеризуют деятельность квалифицированного специалиста органов внутренних дел.


Библиографическая ссылка

Разбегаев П.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33842 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33842