Введение. Современный этап развития общества характеризуется интенсивным развитием цифровых ресурсов: новым программным обеспечением, введением программных продуктов, усовершенствованием средств компьютерной техники. Процессы цифровой трансформации глубоко интегрировались в жизнь социума, открыли новые возможности для человека, стали элементами всех сфер общественной жизни, изменяя их.
Цифровой трансформации подверглась, в том числе, система образования. Ее основным элементом стала цифровая образовательная среда как совокупность обновленных организационных форм обучения, содержания, методов и новейших технологий.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей цифровой образовательной среды как элемента цифровой трансформации высшего образования России.
Задачи исследования, конкретизирующие цель и способствующие ее достижению:
- раскрыть содержание понятий: «информационные технологии», «цифровая трансформация», «цифровая трансформация образования», «дистанционное образование», «онлайн-образование» и «электронное обучение»;
- обозначить пути цифровой трансформации образования;
- охарактеризовать сущность, принципы и задачи функционирования цифровой образовательной среды.
Материал и методы исследования
Методы исследования:
- общенаучные методы познания (анализ, синтез);
- метод анализа литературных источников и нормативно-правовых документов; метод обобщения и систематизации полученной информации.
Результаты исследования и их обсуждение. Аспектам использования информационно-коммуникационных технологий посвящено множество исследований. Наиболее значимыми в контексте данного исследования являются труды Е.И. Машбица, М.А. Сорочинского, Н.Ю. Марчук. Придерживаемся позиции Е.И. Машбица, который понимал информационную технологию как синтез программ, выполняющих различные функции: от контроля знаний (простейшие программы) до программ, способных обучать, в том числе основанных на искусственном интеллекте (обучающие платформы) [1]. Согласны с позицией М.А. Сорочинского, отметившего высокий дидактический потенциал, которым обладают информационно-коммуникационные технологии в аспекте развития личности обучающегося. Примером реализации таких технологий может выступать электронная информационно-образовательная среда [2]. Поддерживаем мнение Н.Ю.Марчук о том, что дистанционное обучение способно решить множество проблем традиционного обучения, используя в своей основе свойства виртуальной среды, в том числе особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса [3]. Данные труды позволили конкретизировать в проведенном исследовании содержательные элементы образовательной среды (электронного обучения, дистанционных технологий), их корреляцию, концептуальные основы цифровой трансформации высшего образования в России.
В рамках данной статьи необходимо пояснить базовые категории проведенного исследования: информационные технологии, цифровая трансформация, цифровая трансформация образования, дистанционное образование (онлайн-образование) и электронное обучение, поскольку многим они представляются синонимами. Между тем это не одно и то же.
Определим информационную технологию с точки зрения гуманитарного подхода как целесообразную систему обработки исходной информации с использованием математических методов и программно-технических средств, ориентированную на получение человеком нового информационного продукта. Понятие «новая (современная, новейшая) информационная технология» фокусирует внимание на инновационном характере обсуждаемой информационной технологии по сравнению с ранее существовавшими процедурами переработки информации, а также на перспективности использования этой технологии в будущем. Исходя из этого понимания, к новым информационным технологиям на сегодняшний день можно отнести: «виртуальную реальность», видео-конференц-связь, «облачную технологию», геоинформационные технологии. Полагаем, что с течением времени эти технологии перейдут в разряд обычных, а их место должны занять принципиально новые по своим возможностям информационные технологии.
Понятие «цифровая трансформация» гораздо шире других понятий в обозначенном ряду. Цифровая трансформация затронула все сферы жизнедеятельности человека, в том числе образовательную. Кроме того, цифровая трансформация касается не только учебных процессов, но и организационных, к которым относятся: наличие электронного информационно-образовательного портала вуза, ведение электронных журналов, возможность обратной связи с преподавателем или руководством образовательной организации в формате электронного сообщения.
Целесообразность цифровой трансформации образования определяется рядом социально-экономических, педагогических и технических факторов. Особенно значимым в современных условиях становится экономический фактор, так как знания сейчас становятся товаром, что требует повышенного внимания к определению грамотной маркетинговой стратегии в его отношении (абсолютно любой товар требует продвижения, рекламы, «упаковки», проработки способов реализации и пр.).
В Российской Федерации наблюдаем нормативное регулирование процесса цифровой трансформации в образовании: установлены единые правила использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [4].
Содержание термина «дистанционное образование» в современной литературе интерпретируется двояко: как форма и как технология обучения.
Так, если «дистанционное образование» понимать как форму обучения, то тогда «речь должна идти о формировании образовательной системы, которая включает в себя технологии, средства обучения, модель коммуникаций между преподавателем и студентами, а также соответствующую методологическую базу, регламентирующую весь процесс обучения» [5].
Обратимся к содержанию термина «электронное обучение». Исследователи не пришли к единому пониманию его сущности, источники не дают его однозначного определения. Однако отсутствие теоретической однозначности не мешает практической реализации технологий электронного обучения в мировом масштабе.
Электронное обучение, являясь составной частью цифровой трансформации образования и цифровой трансформации в целом, законодательно определяется как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [6].
Согласно данной трактовке, электронное обучение (е-learning) может использоваться в образовательном процессе при применении интернет-технологий (эта позиция отражена, например, в монографии А.Г. Сергеева, И.Е. Жигалова, В.В.Баландиной [7]. В.С. Бедрин, обращаясь к понятию «электронное обучение», выделяет две его модели: логическую (основа которой – последовательность стадий овладения профессиональными навыками) и структурную (как совокупность разделительной и концептуальной составляющих) [8, 9].
Для определения понятия «электронное обучение» в России используются также термины: «образование онлайн», e-learning, «компьютерное обучение», «виртуальное обучение» и др. Следует отметить, что все «виды электронного обучения в РФ – это, прежде всего, коммуникативные модели накопления и трансляции информации» [5].
Системы электронного обучения возможно условно классифицировать в две группы (по структуре системы электронного обучения):
- согласно внешним (организационным, техническим) сторонам систем электронного обучения;
- согласно внутренним (содержательным) сторонам систем электронного обучения.
Понимание функций, элементов системы электронного обучения, их назначения и роли определяет пути разработки технологий и методик применения на практике разных форм электронного обучения.
Использование электронного обучения в образовательных учреждениях позволяет значительно повысить эффективность контроля за результатами обучающихся и качество образования в целом.
Современные средства электронного обучения дают возможность автоматизировать процесс оценки знаний, чем обусловлена целесообразность их применения в учебном процессе. Актуальность использования информационных технологий на практике в ходе оценивания определяется федеральными государственными образовательными стандартами, которые предполагают разнообразие форм самостоятельной работы обучающихся.
Элементами электронного обучения служат: возможность из любого места и в любое время самостоятельно получить необходимые знания посредством компьютера, смартфона и иных источников; возможность получения удаленных консультаций, дистанционное взаимодействие с преподавателем, online-лекции; доступность получения высшего образования лицами с особенностями психофизического развития; равные условия обучения как в крупных городах, так и в небольших городах и поселениях.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в рамках электронного обучения активно используются: технические средства и технологии, обеспечивающие обработку информации разного типа; технологии работы с базами данных как организационного назначения, так и образовательного контента; сетевые технологии, обеспечивающие как передачу учебной информации, так и взаимодействие участников образовательного процесса.
В условиях цифровой трансформации образования, внедрения в основной массе образовательных организаций России электронного обучения, «которое (как показывает мировая практика) как ни одна другая модель позволяет персонифицировать, контролировать, организовывать процесс обучения и создавать дополнительные инструменты мотивации к обучению у студентов и творчеству и преподавателей» [5] облегчается достижение приоритетной задачи образования – повышение его качества.
Одним из вариантов реализации данного процесса может стать создание особой среды обучения и воспитания – цифровой образовательной среды (ЦОС). Это позволит не только усовершенствовать содержание образовательного процесса, но и модернизировать технологии, методы, средства, организационные формы обучения.
Выделим следующие функции цифровой образовательной среды: информационную; аналитическую, организационно-методическую, консультационную. Именно информационная функция обеспечивает передачу и обмен опытом между обучающимися. К информационной функции относится и создание баз данных учебно-методических материалов, в том числе электронных учебных пособий.
В Волгоградской академии МВД России также внедряются передовые образовательные технологии, что обеспечивает оперативный контроль знаний и навыков обучающихся. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса включает программные комплексы, интерактивные тренажеры, интерактивные контрольно-обучающие модули, автоматизированные обучающие системы. Они дают возможность осуществлять процесс визуализации исследуемых объектов, явлений, действий, способствуя наглядному представлению образовательной информации, то есть выполняют следующие функции: тренинговые (предусмотрены с целью отработки различного рода умений и навыков, повторения и укрепления изученного материала); диагностирующие и тестирующие (дают оценку знаний, умений, способностей, определяют степень обученности, развития личностных свойств, уровень интеллектуального развития; контролирующие (позволяют автоматизировать процессы контролирования результатов изученного материала, выявления степени освоения образовательной информации).
Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства» направлен на формирование у будущего следователя умений решать следующие задачи: определять уголовно-правовую квалификацию содеянного; осуществлять выбор методики расследования; проводить грамотное использование справочного обеспечения процесса расследования [10] .
Использование программного комплекса обеспечивает новый уровень обобщения, трансформации, передачи аккумулируемой и извлекаемой из различных информационных ресурсов информации в интересах правоохранительной деятельности. Ведь для эффективного использования информации правоохранительными органами необходимо постоянное совершенствование системы информационного обеспечения. Именно оно позволит в современном мобильном, постоянно видоизменяющемся социуме, стремительно разрастающемся информационном поле сформировать эмоционально-положительное отношение к познанию, то есть познавательный интерес, который становится ключевым профессиональным качеством будущего специалиста.
Еще одним примером наполнения специализированной информационной образовательной среды является применение компьютерных тренажеров в учебном процессе Волгоградской академии МВД России. Таким интерактивным тренажером является программный продукт, разработанный сотрудниками академии [11].
Функционал представленного программного продукта доволен широк. Он позволяет осуществлять вывод на дисплей текста учебных макетов (дел). Кроме этого, обучающийся может воспользоваться контекстным поиском, применяя встроенные справочные материалы. В программе реализована автоматическая проверка правильности заполнения статистической карточки, проводится мониторинг движения уголовного дела в соответствии с выбранной задачей, присутствует функция редактирования имеющихся заданий и добавления новых.
Следует отметить, что практика показывает более высокую степень удовлетворенности учебными занятиями в рамках цифровой образовательной среды, рост интереса обучающихся к предмету, возможность получения обучающимися дополнительных знаний, что, несомненно, способствует повышению качества полученного образования.
Заключение. Завершая исследование, следует отметить, что поставленная цель была достигнута и задачи исследования решены. Анализ материалов свидетельствует о целесообразности создания и развития в образовательных организациях Российской Федерации цифровой образовательной среды, которая в полной мере позволяет включить обучаемых в познавательный процесс, активизировать их познавательный интерес по изучаемым предметам.
Цифровая трансформация образовательного процесса, видоизменяя во многом содержание, может выступать средством научной и педагогической коммуникации, условием формирования профессионализма, создания благоприятной психологической обстановки как в среде обучающихся, так и при взаимодействии педагога с этой средой. Это определяет необходимость владения преподавателем целым спектром коммуникативных умений. К ним относят: познание личности обучающегося; организацию деятельности обучающихся в образовательном процессе в форме сотрудничества и творческого поиска; понимание, сочувствие, сострадание личности обучающегося; сопряженность уважения личности обучающегося с проявлением объективных требований к нему.
Современное развитие информационных технологий определяет цифровую образовательную среду как компонент проектирования информационно-аналитических комплексов обеспечения образовательного процесса в вузах. Это позволит решить приоритетную задачу высшего образования – повышение его качества, реализовать функцию прогнозирования, способствовать саморазвитию личности обучающегося.
Готовность к переменам, мобильность, способность к поиску, усвоению и переработке информации, самостоятельность в принятии решений, обеспечение координирования стремления к познанию и ответственности за результат своего труда характеризуют деятельность квалифицированного специалиста органов внутренних дел.
Библиографическая ссылка
Разбегаев П.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33842 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33842