Введение. В Соединенных Штатах Америки (США), Англии, странах Евросоюза система высшего медицинского образования находится на очень высоком уровне. Все это стимулирует студентов и выпускников медицинских вузов разных стран, в том числе и России, попробовать свои силы в подтверждении диплома врача в США, Англии, странах Европы и получении права на осуществление медицинской деятельности.
Цель исследования. Изучение особенностей организации высшего медицинского образования в США, Англии и России на основе анализа квалификационных требований и условий допуска к профессиональной деятельности в изучаемых странах.
Материал и методы исследования. Методология работы основывается на изучении и структурировании данных отечественных и зарубежных источников по вопросам особенностей организации высшего медицинского образования в США, Англии и России с позиций квалификационных требований и условий допуска к профессиональной деятельности. Работа выполнена сотрудниками кафедры амбулаторно-поликлинической помощи с курсом телемедицины, задействованными в обучении иностранных студентов по программе «Лечебное дело» на английском языке. Поиск релевантных литературных источников проводился за период 2004–2024 гг., с акцентом на литературу за последние 5 лет. Были проанализированы 58 литературных источников, в список литературы включены 22 источника. Статья подготовлена на основе современных принципов выполнения систематических обзоров и метаанализов по протоколу PRISMA [1].
Результаты исследования и их обсуждение
Соединенные Штаты Америки
Высшее медицинское образование в США является одним из самых престижных.
Бакалавриат. Для продолжения обучения после школы выпускник должен иметь HIGH SCHOOL GRADUATION DIPLOMA (диплом об окончании старшей средней школы, продолжительность обучения – 12 лет). После окончания средней школы выпускник не сможет сразу подать документы в университет на медицинскую специальность. Перед этим он должен получить степень бакалавра по любой дисциплине, но предпочтение отдается максимально приближенным к медицине (Bachelor of Science или Bachelor of Arts). После четырехлетнего обучения по программе pre-med студент сдает экзамен MCAT (Medical College Admission Test), после которого может подавать документы в медицинский университет.
Medical college admission test (MCAT). Экзамены по медицине – унифицированные вступительные тесты, которые распространены во многих странах, в том числе в США (Medical College Admission Test). Этот экзамен призван оценить аналитические способности ученика и его знания в области биологии, химии и других естественных наук перед началом обучения в медицинском вузе.
МСАТ – это стандартизированный вступительный тест в американскую медицинскую школу, который включает в себя задания с возможностью выбора из нескольких вариантов. Некоторые медицинские школы устанавливают срок действия сертификата о сдаче МСАТ (не более 3 лет). За всю жизнь МСАТ можно сдавать не более 7 раз. Если ни одна из этих попыток не оказалась успешной, дорога в медицину такому кандидату закрыта [2, 3, 4].
Результаты МСАТ подаются в высшие медицинские школы США (университеты), где студент обучается четыре года. После окончания высшей медицинской школы студент сдает United States Medical Licensing Exam (USMLE).
United States Medical Licensing Exam (USMLE).
USMLE – международный сертификационный экзамен, всемирно признанный критерий уровня знаний и компетентности врача, дающий возможность работать в США, Израиле, Новой Зеландии, Катаре и других странах.
В США лицензии на медицинскую практику выдают медицинские лицензирующие органы («медицинские советы штатов») различных юрисдикций.
USMLE, или программа медицинского лицензионного экзамена США, принадлежит двум организациям: Федерации медицинских советов штатов (FSMB) и Национальному совету медицинских экспертов (NBME).
USMLE был создан в ответ на потребность в стандартизации получения медицинской лицензии в США. До введения USMLE существовало несколько экзаменов, ведущих к получению медицинской лицензии. Введение USMLE позволило стандартизировать этот процесс – все лицензированные врачи сдали один и тот же экзамен независимо от того, в какой школе или в какой стране они обучались.
USMLE включает в себя несколько этапов, называемых степами (Step), каждый из которых представляет собой отдельный экзамен. Процесс восхождения на вершину пирамиды USMLE начинается с экзамена USMLE Step 1.
USMLE Step 1 оценивает понимание и способность применения в медицинской практике важных концепций фундаментальных наук, при этом особое внимание уделяется принципам и механизмам, лежащим в основе здоровья, болезни и терапии.
Step 1 состоит из вопросов с несколькими вариантами ответов. Большинство вопросов требуют интерпретации графического и табличного материала, оценки макро- и микропрепаратов, а также решения задач с применением фундаментальных научных принципов. Тестируемые дисциплины: патология, физиология, фармакология, биохимия и питание, микробиология, иммунология, анатомия и эмбриология, гистология и цитология, генетика, поведенческие науки. USMLE Step 1 проводится в специальных экзаменационных центрах (прометриках), расположенных в США, Мексике, Канаде, Южной Корее, Китае, Индии, Японии, Австралии, Индонезии, Малайзии, Новой Зеландии, Филиппинах, Сингапуре, Тайване, Тайланде, странах Европы, среднего Востока и Африканского континента.
Сдавать USMLE Step 1 и Step 2CK имеют право следующие категории:
ü действующие студенты, а также выпускники медицинских университетов, обучающиеся на программах, ведущих к получению квалификации Medical Doctor (MD). При этом данная образовательная организация должна быть аккредитована Liaison Committee on Medical Education (LCME);
ü действующие студенты, а также выпускники медицинских университетов, обучающиеся на программах, ведущих к получению квалификации Doctor of Osteopathic Medicine (DO). При этом данная образовательная организация должна быть аккредитована Commission on Osteopathic College Accreditation (COCA);
ü действующие студенты, а также выпускники медицинских университетов из стран, отличных от США и Канады. Данные образовательные организации должны входить в перечень рекомендованных ECFMG организаций. С 2024 года возможность сдачи USMLE имеют только те студенты и выпускники, образовательные организации и программы которых прошли международную аккредитацию ECFMG. Это ставит новые вызовы в работе медицинских образовательных организаций.
Максимальное количество попыток сдачи USMLE составляет 4. Если все они оказались неудачными, последующая сдача экзамена не допускается. Один и тот же Step можно сдавать не более 3 раз за год. С 26 января 2022 года результат USMLE Step 1 выдается в формате «пройден / не пройден» вместо применявшейся до этого балльной системы оценки [5, 6].
USMLE Step 2CK (Clinical Knowledge) оценивает способность претендентов применять медицинские знания, навыки, а также понимание клинических наук, необходимых для обеспечения ухода за пациентами под наблюдением наставника. Step 2CK – это однодневный экзамен, который состоит из восьми 60-минутных блоков и проводится в течение одного 9-часового сеанса тестирования. Количество вопросов в блоке данного экзамена не превышает 40, а общее количество вопросов в экзамене составляет не более 318.
Тестовые вопросы Step 2CK подразделяются на 18 основных категорий по органам и системам органов. Разделы, посвященные отдельным системам органов, подразделяются на нормальные и патологические процессы, включая принципы терапии. В большинстве случаев знание нормальных процессов оценивается в контексте патологического процесса или конкретной патологии. Step 2CK проверяет знание таких разделов клинической медицины, как терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, акушерство и гинекология.
Step 3 предназначен для оценки знаний и навыков будущих врачей по оказанию общеврачебной медицинской помощи пациентам, с акцентом на ведение пациентов в амбулаторных условиях. Это последний из экзаменов USMLE, ведущий к получению лицензии на самостоятельную медицинскую деятельность. Экзамен проводится в течение двух дней. Первый день экзамена называется «Основы независимой практики» (Foundations of Independent Practice – FIP), а второй день – «Передовая клиническая медицина» (Advanced Clinical Medicine – ACM). USMLE Step 3 представляет собой тестовый экзамен, состоящий из вопросов с несколькими вариантами ответов и компьютерных моделей клинических случаев. Результатом сдачи всех степов USMLE является получение общей неограниченной лицензии на самостоятельную медицинскую деятельность. Отчисленные студенты не могут сдавать экзамен USMLE [7].
С 2024 года право сдавать USMLE будут иметь только те студенты и выпускники, медицинские вузы которых прошли международную аккредитацию. Это представляет значительные сложности как для самих вузов, так и для студентов и выпускников, которые окажутся заложниками ситуации, если их вуз примет решение не проходить международную аккредитацию. Выпускники этих вузов не будут иметь возможности сдать USMLE, а значит, подтвердить свою квалификацию и получить лицензию на право медицинской деятельности в США [8].
После успешной сдачи первых двух уровней USMLE можно подавать документы в ординатуру. Заявления с результатами тестов и резюме можно направить во все интересующие клиники. После рассмотрения заявки больница приглашает соискателя на собеседование. Далее вся информация о результатах собеседований, предпочтениях кандидата при выборе клиники и наоборот поступает в Американскую медицинскую ассоциацию (AMA – American Medical Association) для рассмотрения и обработки. Затем компьютер производит match (специальная программа комбинаций), и соискатель получает список мест, готовых его принять [9].
Англия
Медицинская школа в Англии является первым этапом высшего медицинского образования, обучение в ней продолжается 5–7 лет, что отличает ее от медицинской школы США, в которую поступить можно только после бакалавриата. Для поступления в медицинскую школу Англии требуется наличие общего свидетельства об образовании повышенного уровня (GCEAL – General Certificate of Education Advanced Level). Как правило, первые 3 года студенты изучают теоретические предметы, а последние 2 года приходятся на клинические дисциплины. Последние 1–2 года направлены на подготовку к обучению в резидентуре и являются началом практической подготовки. Завершается обучение в медицинской школе итоговыми экзаменами, включающими весь изученный материал.
По окончании обучения студенту присваивается степень «бакалавр медицины и бакалавр хирургии» (MBBS). Некоторые университеты Англии (Оксфорд, Кембридж) после окончания теоретического курса в медицинской школе присваивают выпускнику степень бакалавра искусств (BA). Получить степень «бакалавр медицины и бакалавр хирургии» (MBBS) в Англии можно, поступив на 4-летнюю послевузовскую программу по медицине. Обязательным условием поступления в этом случае является наличие степени бакалавра наук с уклоном по химии и биологии.
В процессе поступления в медицинскую школу Англии абитуриент сдает комплексный экзамен и проходит обязательное собеседование. Различные вузы рассматривают разные экзамены (BMAT – вступительное тестирование по биохимическим наукам, UCAT, GAMSAT при поступлении на послевузовские программы по медицине).
BMAT (BioMedical Admissions Test) – широко распространенный экзамен, являющийся обязательным при поступлении в университеты Англии, Малайзии, Сингапура, Нидерландов и некоторых других стран на образовательные программы по медицине, стоматологии, ветеринарии, биомедицинским наукам. Экзамен направлен на проверку математических, научных способностей у будущих студентов, а также на оценку критического мышления и навыков письменного общения, что является обязательным условием для обучения в университете.
UCAT (University Clinical Aptitude Test) – это вступительный тест, используемый в процессе отбора консорциумом университетов Соединенного Королевства, Австралии, Новой Зеландии, США (American University of the Caribbean), Ирака, Сингапура для поступающих на медицинские и стоматологические образовательные программы. Экзамен был запущен в 2006 году как Британский клинический тест на профпригодность (UKCAT), но в 2019 году он был переименован в Университетский клинический тест на профпригодность (UCAT) после запуска теста в Австралии и Новой Зеландии. Это один из двух основных вступительных тестов, используемых в Великобритании при поступлении на медицинские и стоматологические образовательные программы. Основной целью экзамена UCAT является оценка способностей абитуриента к критическому и логическому мышлению, а также оценка поведенческих реакций в определенных ситуациях, что представляется важными качествами для будущего врача [10].
GAMSAT (Graduate Medical School Admissions Test) – вступительный тест в медицинские школы для выпускников-бакалавров. Экзамен был разработан в 1995 году в Австралии и используется для отбора кандидатов, подающих заявление на изучение медицины, стоматологии, фармации, ветеринарии в австралийских, британских, ирландских университетах, а также в вузах Израиля, США, Польши, Сингапура. Для допуска к экзамену кандидат должен иметь степень бакалавра. Тестирование доступно в специализированных центрах следующих стран: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Великобритания. GAMSAT оценивает знания и навыки, полученные при изучении фундаментальных дисциплин, а также способность к критическому мышлению, решению проблем и письму.
PLAB (Professional and Linguistic Assessments Board) – экзамен предназначен для специалистов, получивших квалификацию врача за границей и желающих работать по специальности в Великобритании с ограниченной регистрацией на позиции SHO (Senior House Officer). Для допуска к сдаче экзамена PLAB необходимо иметь первичную медицинскую квалификацию, принятую для ограниченной регистрации и выданную учреждением, внесенным во Всемирный справочник медицинских школ, а также успешно сдать экзамен IELTS и набрать не менее 7,5 балла в целом и не менее 7,0 баллов по каждому из четырех языковых навыков. Первая часть экзамена может быть сдана в Великобритании, а также в следующих странах: Египет, Австралия, Бангладеш, Канада, Гана, Индия, Кения, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южно-Африканская Республика, Испания, Шри-Ланка, Судан, Объединенные Арабские Эмираты. Вторая часть экзамена может быть сдана только в Великобритании [11, 12].
С 2024 года экзамен PLAB заменен на экзамен UKMLA (The United Kingdom Medical Licensing Assessment).
Обучение в медицинских школах Англии длится 5 лет, после чего следует двухлетняя программа подготовки для врачей (интернатура). На этом этапе будущий врач знакомится с медицинской практикой по различным направлениям, что помогает с выбором будущей специальности. Следующим обязательным этапом практической подготовки по выбранной медицинской специальности является резидентура (3–6 лет). По итогам обучения в резидентуре студенту необходимо получить «сертификат о завершении подготовки», который открывает доступ к самостоятельной врачебной практике. Вопросами допуска к врачебной работе занимается Генеральный медицинский совет.
Таким образом, сдача экзамена PLAB является необходимым условием для работы врачом в Англии, и именно на него должны быть направлены усилия медицинских вузов Российской Федерации при работе с иностранными обучающимися, нацеленными на продолжение карьеры в Соединенном Королевстве [13].
Российская Федерация
Высшее медицинское образование (31.05.01 – Лечебное дело) в Российской Федерации можно получить в одном из 86 аккредитованных Рособрнадзором вузов, 46 из которых подведомственны Министерству образования Российской Федерации [14].
В России требования для поступления устанавливает каждый медицинский вуз. Одним из главных критериев при поступлении считается результат сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ), что подразумевает наличие аттестата об основном общем образовании. Также университеты проводят дополнительные тестирования для абитуриентов [7, 15].
В России при поступлении в медицинский вуз необходимо выбрать направление обучения – «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Сестринское дело», «Фармация». Сроки освоения, структура подготовки, а также требования к результатам освоения по данным направлениям подготовки устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВО). Образование в целом длится 5–6 лет. Первые два года посвящены точным и фундаментальным наукам, следующие 4 года студенты изучают клинические дисциплины (терапия, хирургия, акушерство и гинекология и т. д.). Бакалавриат (4 года) в российских вузах предусмотрен только по направлению «Сестринское дело». По направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» нормативный срок освоения образовательной программы составляет 6 лет, по направлениям «Фармация», «Стоматология» и «Клиническая психология» – 5–5,5 лет. По окончании обучения студенты должны сдать медицинский государственный экзамен, после чего возможно продолжить обучение по программе ординатуры для получения узкой специализации [7, 16].
С 1 января 2016 года в Российской Федерации осуществляется поэтапный переход специалистов к процедуре аккредитации (5 этапов), которая пришла на смену процедуре сертификации специалиста [17].
1-й этап (с 1 января 2016 года) – первичная аккредитация выпускников вузов, освоивших после 1 января 2016 года программы высшего образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (уровень специалитета).
2-й этап (с 1 января 2017 года) – первичная аккредитация выпускников вузов, освоивших после 1 января 2017 года другие программы высшего медицинского образования в соответствии с ФГОС (уровень специалитета).
3-й этап (с 1 января 2018 года) – первичная аккредитация выпускников, освоивших после 1 января 2018 года программы среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС и программы уровня бакалавриата/магистратуры, а также лиц, получивших медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах; первичная специализированная аккредитация лиц, освоивших после 1 января 2019 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень ординатуры) и профессиональной переподготовки.
4-й этап (с 1 января 2021 года) – первичная аккредитация; первичная специализированная аккредитация; повторная аккредитация специалистов.
5-й этап (с 1 января 2025 года) – все специалисты переведены на аккредитацию; повторная аккредитация специалистов [18].
В настоящее время в Российской Федерации после освоения программы специалитета выпускник должен пройти первичную аккредитацию специалиста и получить допуск к профессиональной деятельности на 5 лет. Выпускники проходят первичную аккредитацию, которая совмещена с государственными экзаменами. После успешного прохождения экзаменационных испытаний выпускник имеет право занимать медицинскую должность, а также работать самостоятельно специалистом общей практики [18].
Первичная аккредитация специалистов осуществляется в три последовательных этапа.
ü Тестирование – необходимо для оценки теоретических знаний и умений выпускника.
ü Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях, чтобы определить степень владения выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности, которые должны соответствовать требованиям профессионального стандарта.
ü Решение ситуационных задач, чтобы оценить степень освоения выпускниками трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом [17, 19, 20].
С этого же времени он входит в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности, по окончании которого может быть допущен до повторной аккредитации [21, 22, 23]. При успешном прохождении повторной аккредитации специалист допускается к профессиональной деятельности еще на 5 лет. Для получения новой квалификации специалист может пройти ординатуру (2 года) или профессиональную переподготовку с последующей первичной специализированной аккредитацией специалиста и допуском к новому виду профессиональной деятельности также на 5 лет [24, 25, 26].
Российское медицинское образование выходит на новый уровень взаимодействия с иностранными обучающимися. Этот уровень требует решения вопроса адаптации основных образовательных программ высших учебных заведений к потребностям обучающихся. Интернационализация образования в современном геополитическом пространстве является вызовом времени. Вузы Российской Федерации активно включаются в этот процесс.
В процесс интернационализации включаются наряду с государствами отдельные университеты, что определяется термином «внутренняя интернационализация вуза». Это не только обучение за рубежом, но и обучение иностранных студентов в вузах РФ. В условиях притока иностранных студентов в вузы Российской Федерации образовательные услуги становятся объектом интернационализации и, следовательно, предметом международной торговли.
Для российских медицинских вузов в настоящее время критически важным становится вопрос поиска возможностей сохранения привлекательности обучения для иностранных студентов. Одним из решений является ситуация, когда российский диплом о высшем медицинском образовании может быть подтвержден в других странах мира. В этом случае российские медицинские вузы сохранят конкурентоспособность в борьбе за иностранных студентов. В таблице представлена общая схема получения высшего медицинского образования в США, Англии и России.
Общая схема получения высшего медицинского образования в США, Англии и России
|
США |
Англия |
Российская Федерация |
Требуемый для поступления документ |
Диплом об окончании старшей средней школы (High School Graduation Diploma) |
Общее свидетельство об образовании повышенного уровня (GCEAL – General Certificate of Education Advanced Level) + подготовительная программа + BMAT, UCAT |
Аттестат об основном общем образовании (ЕГЭ, дополнительные экзамены) |
Бакалавриат |
Bachelor of Arts/Bachelor of Science (pre-medical study) – 4 года → Экзамен MCAT (Medical College Admission Test) 1-й путь: российский диплом медицинского вуза приравнивается к диплому Bachelor of Arts/Bachelor of Science и дает право на поступление в высшую медицинскую школу США |
Бакалавриат (option) + экзамен GAMSAT → 4-летняя программа MBBS |
Сестринское дело 4 года |
Высшая медицинская школа |
4 года: 2 года – общие предметы → сдача USMLE Step 1 2 года – клинические предметы → сдача USMLE Step 2CK 2-й путь: возможны самостоятельная подготовка и сдача USMLE Step 1 и Step 2CK для обладателей российского медицинского диплома |
5 лет: 3 года – общие предметы 2 года – клинические предметы 1–2 года – интернатура
↓
Итоговый экзамен MBBS |
Специалитет (ФГОС ВО): 5 лет – фармация, стоматология 5,5 лет – клиническая психология 6 лет – лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело ↓ ГИА (тестирование, практические навыки, решение ситуационных задач) ↓ Первичная аккредитация (допуск на 5 лет) |
Послевузовское обучение |
Резидентура (4–7 лет): процедура match → сдача USMLE Step 3 → лицензия на медицинскую практику (медицинские советы штатов) |
Резидентура (3–6 лет) |
Ординатура (2 года), возможность параллельной профессиональной переподготовки ↓ Первичная специализированная аккредитация (допуск на 5 лет) |
Обязательный экзамен для допуска к медицинской практике |
USMLE (Step 1, 2CK, 3) |
Процедура регистрации: - IELTS - PLAB (UKMLA с 2024 года) |
Процедура аккредитации: - первичная - первичная специализированная - повторная |
Специальные условия |
С 2024 года медицинские вузы должны быть аккредитованы признанными WFME (World Federation for Medical Education) аккредитационными агентствами, что дает право на сертификацию ECFMG (Educational Comission for Foreign Medical Graduates) и последующее признание диплома |
- Диплом (первичная квалификация) - Медицинский опыт или интернатура не менее 1 года - IELTS - PLAB (UKMLA с 2024 года) |
– |
Узкая специализация |
Fellowship (2–4 года) → Boards Certification (статус нужно периодически подтверждать) |
– |
– |
Анализ таблицы показывает, что для обладателей российского диплома о высшем медицинском образовании в США имеются 2 пути допуска к профессиональной деятельности. Диплом российского медицинского вуза приравнивается к диплому Bachelor of Arts/Bachelor of Science и дает право на поступление в высшую медицинскую школу США с последующим прохождением всех этапов обучения. Также существует возможность самостоятельной подготовки к экзаменам USMLE Step 1 и USMLE Step 2CK без обучения в высшей медицинской школе США, однако в этом случае медицинский вуз должен быть аккредитован признанными WFME (World Federation for Medical Education) аккредитационными агентствами, что дает право на сертификацию ECFMG (Educational Comission for Foreign Medical Graduates) и последующее признание диплома через процедуру допуска к сдаче экзаменов USMLE Step 1 и USMLE Step 2CK. В случае успешного прохождения аттестации (USMLE Step 1 и USMLE Step 2CK) обладатель российского диплома о высшем медицинском образовании может сразу поступать в резидентуру. Все это делает возможность сдачи экзамена USMLE критически важной в поддержании конкурентоспособности и привлекательности российских медицинских вузов среди иностранных обучающихся.
В случае планирования осуществления профессиональной медицинской деятельности в Англии также имеются 2 пути. При наличии диплома бакалавра и успешной сдаче экзамена GAMSAT возможно поступление в высшую медицинскую школу Англии на 4-летнюю программу MBBS. Обладатели российского диплома о высшем медицинском образовании могут пройти процедуру регистрации, одним из обязательных элементов которой является сдача общемедицинского экзамена the Professional and Linguistic Assessment Board (PLAB/UKMLA). Таким образом, подготовка к экзамену PLAB должна составлять основу международной компоненты образовательных программ российских медицинских вузов для тех студентов (преимущественно иностранных), которые связывают свою дальнейшую карьеру с работой в Англии.
В Российской Федерации допуск к медицинской деятельности осуществляется через процедуру аккредитации (первичная, первичная специализированная, повторная).
Заключение
Таким образом, можно выделить ряд позиций, которые должны быть реализованы в российских медицинских вузах, заинтересованных в обучении иностранных граждан. Среди них следует отметить прохождение международной аккредитации медицинскими вузами (институциональной и конкретных образовательных программ), внедрение международной компоненты в реализуемые образовательные программы, а также предоставление возможности подготовки к международным экзаменам в процессе обучения в российских медицинских вузах для иностранных обучающихся.
Библиографическая ссылка
Протасов А.Д., Дзюбайло А.В. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКИМИ МЕДИЦИНСКИМИ ВУЗАМИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ, АНГЛИИ И РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33819 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33819