Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ«ШКОЛА-ВУЗ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Гордеева И.В. 1
1 Уральский государственный экономический университет
Целью исследования является анализ мнений обучающихся учреждений общего среднего образования ряда школ г. Екатеринбурга об участии в программе сетевого взаимодействия «школа - вуз» на примере организации работы инженерной школы на базе Уральского государственного экономического университета. В рамках данной структуры для заинтересованных обучающихся осуществляется проведение лекционных и практических занятий в форме мастер-классов по ряду естественно-научных и технологических направлений, главной задачей которых является не только привлечение потенциальных абитуриентов для обучения по направлениям подготовки «Биотехнология» и «Технология продукции общественного питания», но и повышение внутренней мотивации школьников к занятиям прикладной научно-исследовательской деятельностью, что в дальнейшем проявляется в написании практических проектов. Как показывают результаты мониторинга мнений обучающихся, осуществленного в виде анкетирования и интервью, большинство участников инженерной школы отмечает занятия, проведенные в ней, как полезные с теоретической и практической точек зрения. В то же время в качестве главных проблем организации данного мероприятия основная часть опрошенных называет недостаточную информацию об условиях и структуре занятий, а также неудобный график проведения последних. Несмотря на отмечаемые проблемы, основная часть обучающегося контингента выражает готовность принимать участие в работе инженерной школы и в дальнейшем, отмечая высокий уровень качества проводимых занятий. С учетом проведенного исследования автором предлагаются рекомендации для улучшения организации подобных мероприятий.
сетевое взаимодействие
инженерная школа
образовательная программа
обучающиеся школ
организация образовательного процесса
1. Карабанова О.В. О проблемах построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Вестник МГПУ. Серия Экономика». 2015. С.41-48.
2. Титова Л.Н., Зиятдинова И.Ф., Дмитриев В.Г., Зиангирова Л.Ф. Сетевое сотрудничество в педагогическом сообществе (школа-вуз) // Школа будущего. 2014. №4. С.118-127.
3. Рябова Н.В. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21268 (дата обращения: 13.11.2024).
4. Суханова Е.А. Сетевые образовательные программы «Школа-вуз»: потенциал для развития региональной системы поддержки талантливых детей и молодежи. Томск: Изд-во Томского государственного университета. 2017. 288 с.
5. Елисеева А.А. Образовательный потенциал сетевых программ «школа-вуз» // Педагогический журнал. 2017. №7 (5А). С.199-209.
6. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft scills студентов // Педагогический имидж. 2017. №2. С.94-103.
7. Сергеева В.П., Медведь Э.Н., Грибкова Г.И. Сетевое взаимодействие в образовании как функция повышения качества подготовки обучающихся // Современные наукоемкие технологии. 2016. №7. С. 195-199.
8. Попова И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Мир науки. 2016. №6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
9. Евдокимова В.Е., Кириллова О.А., Уварова М.Д. Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленные на повышение эффективности организации процесса обучения // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33694 (дата обращения: 13.11.2024).
DOI: 10.17513/spno.33694.
10. Соболев А.Б. Сетевая форма реализации образовательных программ: различия и типология // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. №3-4. С. 3-11.

Введение

Образовательная деятельность с использованием сетевых форм взаимодействия между организациями, оказывающими услуги в соответствующей сфере, определенная Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, в настоящее время достаточно широко практикуется в рамках как высших, так и средних учебных заведений с целью повышения качества обучения и реализации программ на более высоком теоретическом и практическом уровне [1]. В то же время трактовка данного понятия, несмотря на определение, представленное в Федеральном законе, в различных источниках информации существенно отличается, поскольку в каждом случае автор отдает приоритет тем компонентам данного взаимодействия, которые в наибольшей степени соответствуют целям реализации конкретных образовательных программ в определенном учебном заведении. Так, например, Л.Н. Титова определяет сетевое взаимодействие как систему связей, способствующих эффективной разработке и апробации со стороны педагогического сообщества инновационных моделей содержания и управления системой образования, делая акцент преимущественно на максимальной реализации инновационных моделей в обучении [2]. В то же время Н.В. Рябова подразумевает под данным понятием преимущественно создание условий для реализации внутрироссийской мобильности обучающихся, а также совместное взаимовыгодное использование материальных фондов, учебного и научного оборудования, - то есть в данном случае речь идет об усилении профессиональной ориентации будущих специалистов и максимально эффективной эксплуатации материального фонда учебных заведений [3]. Е.А. Суханова, в свою очередь, отмечает, что сетевое взаимодействие представляет собой такую форму организации образовательного процесса, которая позволяет объединить разнообразные виды отношений между организациями-партнерами в области образовательных отношений как в горизонтальном («вуз-вуз»), так и вертикальном («школа-вуз», «колледж-вуз», «предприятие-вуз») направлениях [4, с. 154-156]. Согласно мнению ряда авторов, главной целью формирования подобного типа взаимоотношений является формирование у обучаемого контингента т.н. soft skills (общей совокупности компетенций и мотивационных характеристик будущего профессионала, необходимых последнему для успешного выполнения профессиональных задач) [5-7].

В тех случаях, когда речь заходит о партнерских отношениях в системе «школа-вуз», подразумевается, что главная задача сетевого взаимодействия, предусмотренная двусторонним соглашением, заключается в формировании и развитии у обучающихся метапредметных компетенций, необходимых для дальнейшего успешного обучения в высшем учебном заведении, поскольку в условиях сокращения потока абитуриентов и усиливающейся конкуренции многим региональным университетам необходимо предпринимать дополнительные усилия для привлечения первых в конкретное учреждение высшего образования. Что касается второй стороны подобного типа вертикального взаимодействия - средней общеобразовательной школы, то в данном случае практический интерес чаще всего заключается в возможности предоставить обучающимся доступ к более качественному научному оборудованию (особенно в случае проведения занятий по естественно-научным дисциплинам), что позволяет осуществлять экспериментальную деятельность, в дальнейшем находящую воплощение в виде научно-исследовательских проектов [8]. Общая методика проведения подобного типа занятий достаточно подробно описана в ряде публикаций, в которых авторы делятся конкретным опытом организации на базе университетов преимущественно технических направлений подготовки различных форм сетевого взаимодействия с региональными школами [9; 10]. В то же время гораздо меньше внимания уделяется оценке мнений третьей стороны подобной формы организации учебного процесса - самих обучающихся, которые, в свою очередь, также, при наличии внутренней мотивации к получению более качественных образовательных услуг, должны быть заинтересованы в сетевом взаимодействии с университетами, даже если еще не определились окончательно с выбором конкретного направления подготовки в дальнейшем. Таким образом, наличие обратной связи и анализ мнений обучающихся о преимуществах и проблемах вертикального сетевого взаимодействия «школа-вуз» представляет несомненный интерес.

Цель исследования заключалась в анализе мнений обучающихся средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга, посещающих в рамках сетевого взаимодействия занятия инженерной школы, организованной на базе Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ), о преимуществах и проблемах подобной формы организации учебного процесса.

Материал и методы исследования. При проведении данного исследования применялись эмпирические методы: наблюдение, анкетирование и интервью с участниками инженерной школы (автор данного материала принимает непосредственное участие в ее работе).

Результаты исследования и их обсуждение. Инженерная школа была организована на базе лабораторного комплекса Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ с целью формирования знаний, умений и навыков научно-исследовательской (и, в частности, экспериментальной) работы у обучающихся средних школ, нацеленных на получение дополнительной естественно-научной и технологической подготовки. Согласно договору о сетевом взаимодействии между университетом и руководством школ г. Екатеринбурга занятия осуществляются еженедельно в объеме двух астрономических часов в период с октября по апрель каждого учебного года на безвозмездной со стороны участников основе; группы обучающихся 9-10-х классов формируются при оформлении договора и в дальнейшем не реорганизуются. По окончании годового курса обучения обучающиеся получают сертификат, дающий им право на получение дополнительных баллов в случае поступления в УрГЭУ. Занятия проводятся преподавателями Уральского государственного экономического университета как в лекционной форме, так и в виде мастер-классов в лабораториях вуза и включают базовые темы, например «Химические реакции: качественный анализ», «Биотехнология в производстве продуктов питания» и др., а также экспериментальные и творческие задания: «Новогодние десерты», «Шоколад. Оценка качества продукции». Занятия в инженерной школе осуществляются на протяжении 2021-2024 гг. и пользуются неизменных интересом обучающихся, несмотря на сложности совмещения текущего обучения в средней школе с посещением подобных мероприятий. Ниже на рисунке 1 представлены данные по динамике контингента, посещающего занятия в инженерной школе.

Рис. 1. Динамика количества обучающихся, посещающих занятия инженерной школы

Как показывают данные гистограммы, на протяжении всех лет существования инженерной школы наблюдается устойчивый тренд к возрастанию количества желающих посещать подобные занятия. Среди причин, побудивших обучающихся принимать участие в лекционных и практических мероприятиях, согласно проведенному интервьюированию, приоритет отдается интересу, поскольку, к сожалению, возможность реализации потребности в экспериментальных исследованиях на базе большинства средних школ ограниченна, особенно в непрофильных классах, а занятия осуществляются исключительно в рамках образовательных стандартов. Кроме того, около 75% опрошенных в 2024 г. обучающихся отмечают, что участие в мастер-классах повышает интерес к таким естественным наукам, как физика и химия, поскольку на занятиях демонстрируется непосредственная связь этих во многом теоретических наук с жизненно важными проблемами, в частности с организацией правильного питания, разработкой рецептов новых кондитерских и кулинарных блюд и пр. Таким образом, школьники получают представление о метапредметных связях и важной роли, которую играют дисциплины естественно-научной направленности в повседневной жизни.

Одним из важных элементов образовательного процесса в современных российских школах является участие обучающихся в разработке и написании научно-исследовательских проектов по выбранной теме. На протяжении всех лет существования инженерной школы преподаватели последней предоставляют активным участникам возможность выполнения работы над теоретической и практической частью проекта непосредственно на базе университета или осуществления необходимых консультаций по требованию. Лучшие проекты ежегодно заслушиваются в виде докладов на конкурсе «Дебют в науке», организованном УрГЭУ для обучающихся российских и зарубежных средних школ в рамках Международного Евразийского экономического форума молодежи.

Общие результаты проведенного в апреле 2024 г. анализа мнений обучающихся о положительных моментах участия в инженерной школе представлены ниже на рисунке 2.

рисунок 2

Рис. 2. Мнения обучающихся о преимуществах посещения инженерной школы

Как демонстрируют результаты опроса, среди преимуществ занятий в инженерной школе на первое место обучающиеся помещают приобретение навыков экспериментальной работы в специально оборудованной лаборатории (42,3%), поскольку для потенциальных абитуриентов, сделавших выбор в пользу направлений обучения, связанных с пищевыми технологиями, владение базовыми методиками работы с лабораторным оборудованием является существенным преимуществом. На втором месте по значимости находится получение новой информации (36,7%) - значительная часть обучающихся отмечает, что на протяжении обучения в инженерной школе они узнали много нового как из области естественных наук, так и технологий приготовления продуктов питания, в частности о химическом составе последних, содержании в них разнообразных пищевых добавок, целях включения последних и методиках их идентификации. Кроме того, 32,8% опрошенных отмечают также возможности, которые инженерная школа предоставляет в плане перспектив общения с единомышленниками в режиме офлайн при непосредственном контакте.

Кроме общих впечатлений о проводимых занятиях, обучающихся на протяжении каждого учебного года опрашивали о предпочитаемых формах организации занятий, а также о конкретных изучаемых темах. Результаты четырехлетнего мониторинга отражены на рисунке 3, где представлена краткая выборка по совокупности ответов в отношении наиболее популярных (и непопулярных) разделов учебного курса.

рисунок 3

Рис. 3. Результаты ответов обучающихся инженерной школы на вопрос о наиболее интересных темах для изучения

Результаты проведенного мониторинга позволяют не только оценить мнения обучающихся о тех или иных разделах образовательной программы, но и проследить динамику этих показателей. Как демонстрируют результаты опросов, на протяжении всех четырех лет работы инженерной школы наименее привлекательными для участников являются лабораторные работы, связанные с выполнением физических экспериментов, что может быть связано с тем, что большинство школьников обучается в классах химико-биологического направления подготовки или в непрофильных, где изучению данного предмета уделяется относительно небольшое количество часов аудиторных занятий. В то же время наблюдается положительный тренд в отношении мнений обучающихся о занятиях по классической и пищевой химии, включающих как лекции, так и лабораторные эксперименты с элементами качественного анализа продуктов питания в отношении содержания определенных базовых компонентов и пищевых добавок. Очевидно, что преподавателями данных курсов были учтены пожелания аудитории, и темы были максимально приближены к прикладному направлению. Кулинарные мастер-классы вызывают у участников инженерной школы традиционно высокий интерес, варьирующий в пределах 47-57%, поскольку выбор данной формы организации занятий в большинстве случаев определялся внутренней мотивацией, базирующейся на личностном интересе к темам, связанным с производством продуктов питания.

По завершении курса обучения всем участникам предлагалось отметить наиболее существенные, по их мнению, недостатки в организации данного мероприятия с целью коррекции программы обучения в будущем (рис. 4).

Рис. 4. Результаты анализа мнений обучающихся инженерной школы о наиболее серьезных недостатках в организации ее работы

Представленные данные демонстрируют серьезные изменения, произошедшие в организации работы мероприятия в целом. Так, более чем в два раза (с 57% до 23%) сократилось число замечаний в отношении недостаточной информированности участников как о самом мероприятии, так и о его содержании, что обусловлено интенсификацией процессов в рамках сетевого взаимодействия между УрГЭУ и школами г. Екатеринбурга. Кроме того, с 12,3% до 7,5% снизилось количество претензий к содержанию тем занятий и с 17,4% до 9,3% - к отсутствию взаимопонимания внутри учебных коллективов. И в том и в другом случае подобные позитивные тенденции связаны с целенаправленным отбором участников, информированных о предстоящих задачах, а также с коррекцией, как уже отмечалось ранее, программ обучения.

Следует отметить, что интервьюирование участников инженерной школы показало: 86,3% всех обучающихся не жалеют о времени, проведенном на занятиях, а свыше 70% рекомендовали бы ее своим друзьям и знакомым при наличии у последних интереса к технологиям производства продуктов питания.

Заключение. Результаты проведенного исследования демонстрируют достаточно высокую эффективность образовательной программы инженерной школы в рамках сетевого взаимодействия «школа-университет» с точки зрения обучающихся, отмечающих высокое качество большинства проводимых занятий, что подтверждается перманентным увеличением контингента, выражающего желание и готовность принимать участие в подобном длительном мероприятии. В то же время с учетом пожеланий обучающихся возможна некоторая коррекция содержания преподаваемых дисциплин, в частности лабораторных занятий по физике и органической химии, в сторону усиления практико-ориентированного компонента, непосредственно коррелирующего с основной темой инженерной школы, что будет способствовать дальнейшему возрастанию интереса и повышению внутренней мотивации обучающихся к активному участию в программах сетевого взаимодействия.


Библиографическая ссылка

Гордеева И.В. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ«ШКОЛА-ВУЗ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33799 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33799