Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Михайлова Т.А. 1 Черная Е.В. 1 Кравцова Л.М. 1 Гладкая Е.С. 1
1 ЮУрГГПУ
Целью исследования является изучение и анализ различных позиций по определению сущностного и содержательного контекста понятия «военно-прикладная подготовка», особенностей ее организации, методов и форм формирования мотивации, знаний и умений у обучающихся общеобразовательной школы на уроках физической культуры. В исследовании использовались теоретические (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов) и эмпирические (наблюдение, изучение опыта преподавателей физической культуры, ориентированных на военно-прикладную подготовку обучающихся) методы. Статья посвящена проблеме военно-прикладной подготовки обучающихся в образовательном процессе физической культуры, актуальность которой обусловлена современными политическими и социально-экономическими потребностями общества и государства. Она способна оказать существенное влияние на формирование у обучающихся физической готовности к будущей военной службе, на воспитание уверенности в своих физических силах и возможностях, развитие познавательного интереса к занятиям физической культурой и мотивации к военному делу. Обобщая различные подходы, под военно-прикладной подготовкой обучающихся авторы понимают особый вид физического воспитания, предусматривающий специально направленное использование средств физической культуры и спорта с военно-прикладной направленностью. Определены виды военно-прикладных игр, описаны содержание и методические особенности их использования на уроках, обоснована целесообразность их использования на уроках физической культуры, что позволяет повысить эффективность и качество военно-прикладной подготовки обучающихся, развить у них интерес к будущей военной службе, сформировать теоретические знания и прикладные умения и навыки, необходимые в военном деле и жизни. Авторами предложены критерии оценки эффективности военно-прикладной подготовки обучающихся. По мнению авторов статьи, особое внимание следует уделить профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры, от компетенции которых зависит качество военно-прикладной подготовки обучающихся в основной и средней общеобразовательной школе. Представленная тематика военно-прикладных игр на местности может быть использована учителями на уроках физической культуры, ориентированных на военно-прикладную подготовку обучающихся.
военно-прикладная подготовка
уроки физической культуры
обучающиеся
воспитание физических и патриотических качеств
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. № 1028. [Электронный ресурс]. URL: http://school489spb.ru/wp-content/uploads/2024/05/PrikazMinprosvescheniaRossii_ot_27_12_2023_N_1028_O_vneseni (дата обращения: 20.09.2024).
2. Голованов В.П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 1. С. 12-22. DOI: 10.17748/2686–9969–2022–5-1-12-22.
3. Будцын И.В., Скитневский В.Л., Языкова Н.А. Патриотизм как категория воспитания в процессе занятий физкультурой и спортом // Физическая культура в школе. 2020. №3. С. 51-57.
4. Скромов А.Ф. Формирование тактического мышления средствами подвижных игр и игровых упражнений // Физическая культура в школе. 2018. №2. 42-46.
5. Капустин А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности // Физическая культура в школе. 2016. №1. С. 15-19.
6. Казанцев А.Г., Мурзина И.Я., Хомутов Н.В. Военно-спортивные игры: методические рекомендации по организации и проведению / под общ. ред. А.Г. Казанцева. Екатеринбург: Институт образовательных стратегий, 2023. 64 с.
7. Родионов А.С. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения // Молодой ученый. 2023. № 22 (469). С. 434-436.
8. Степановский П.А., Серегина О.Б., Полякова И.В. Использование игры «Лазертаг» в физическом воспитании школьников VII-IX классов // Физическая культура в школе. 2022. №1. С. 46-54.
9. Байгужина О.В., Михайлова Т.А. Совершенствование подготовки будущего учителя физической культуры в высшем учебном заведении // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 6 (166). С. 23-32. DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.002.

Введение. Военно-прикладная подготовка (ВПП) становится все более актуальной в современном обществе. Она представляет собой систему обучения, целью которой является подготовка граждан к защите Отечества и выполнению различных задач в условиях современного мира. Включение военно-прикладной подготовки в образовательный процесс урока физической культуры способно оказать существенное влияние на формирование у обучающихся физической готовности к будущей военной службе, уверенности в своих физических силах и возможностях, развитие познавательного интереса к занятиям физической культурой и мотивации к военному делу.

С первого сентября 2024 года вступил в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. № 1028, согласно которому в содержание федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования включен учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» [1]. В последние годы новые надежды педагоги возлагают на знания, умения и способы деятельности, определяющие степень готовности обучающихся не только к дальнейшему обучению, но и к службе в армии.

Появление данного предмета диктуется необходимостью повышения качества физической подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, к службе в Вооруженных силах.

Следует отметить, что в соответствии с указанным выше Приказом внесены некоторые дополнения и в изучение учебного предмета «Физическая культура», занимающего одно из ключевых мест в военно-прикладной подготовке. Особое место в ней занимает урок физкультуры, целью которого являются развитие физических (выносливость, сила, быстрота) и волевых (настойчивость, самообладание, выносливость, целеустремленность, сила воли) качеств, формирование теоретических знаний и прикладных умений и навыков, необходимых для их будущей жизнедеятельности.

Значение военно-прикладной подготовки подростков трудно переоценить. Во-первых, у обучающихся формируются нравственные, гражданские и патриотические качества, во-вторых, благодаря физическим занятиям и тренировкам, способствующим развитию двигательной активности обучающихся, формируются физические качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость и др.), в-третьих, обучающиеся овладевают навыками, необходимыми для адаптации в обществе, подготовки к выполнению военных обязанностей в будущем, с осознанием личной значимости при защите Родины.

Целью исследования является изучение и анализ различных позиций по определению сущностного и содержательного контекста понятия «военно-прикладная подготовка», особенностей ее организации, методов и форм формирования мотивации, знаний и умений у обучающихся общеобразовательной школы на уроках физической культуры.

Материалы и методы исследования. В исследовании использовались анализ научной литературы по проблеме, нормативно-правовых документов, наблюдение, изучение опыта преподавателей физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ориентированных на ВПП.

Результаты исследования и их обсуждение. Военно-прикладная подготовка старшеклассников представляет собой вид физического воспитания, предусматривающий специально направленное использование средств физической культуры и спорта с военно-прикладной направленностью. ВПП способствует повышению физической активности обучающихся, воспитанию волевых качеств, формированию специальных знаний по основам военной подготовки и их применению в соревновательных и игровых ситуациях. Она включает циклические упражнения, метание, силовые тренировки, элементы борьбы, рукопашного боя, что способствует развитию выносливости, силы, координации и быстроты реакций.

Формы и методы физического воспитания с военно-прикладной направленностью выступают эффективным средством воспитания гражданина, патриота, готового пойти на подвиг во имя интересов своей страны.

Следует отметить, что в процессе физического воспитания большое внимание уделяется формированию знаний о здоровом образе и стиле жизни. Однако здоровый образ жизни и высокая физическая подготовка необходимы не только для военной службы, но и для успешной учебы и активного участия в жизни общества.

Содержание урочной и внеурочной деятельности, участие обучающихся в подготовке творческих проектов, организация соревнований, конкурсов, военно-спортивных игр позволяют сформировать у обучающихся стойкий интерес, ответственное отношение к военной службе как к воинскому долгу и обязанности каждого гражданина Российской Федерации.

Обучающиеся знакомятся с историей своей страны, подвигами защитников Отечества и значением военной службы. Это помогает сформировать потребность осуществлять осознанный самостоятельный выбор социально ценностных гражданско-патриотических ориентиров, уважение к своему народу и культуре, а также чувство ответственности за будущее своей страны [2]. Воспитание патриотизма становится ключевым звеном национальной системы образования России XXI в., основой для формирования гражданской позиции и активного участия в жизни общества, развития чувства патриотизма и солидарности со своим народом, его историей, традициями [3].

Военно-прикладная подготовка подразумевает участие в командных видах спорта, военизированных играх на местности, различных групповых квестах, которые требуют слаженной работы в команде. Это помогает развивать навыки взаимодействия, учит понимать и поддерживать своих товарищей.

В ходе игры создаются условия для формирования психологической устойчивости, развития у обучающихся умений справляться с различными стрессовыми ситуациями, оперативно принимать решения, анализировать ситуации и действовать в условиях неопределенности. Эти навыки могут быть полезны и в военной сфере, и в повседневной жизни, особенно в ситуациях, требующих быстрой реакции, находчивости, решительности и смелости.

Военно-прикладная подготовка обучающихся в школе включает в себя теоретическую подготовку, направленную на изучение основ тактики и стратегии, и практическую подготовку, направленную на развитие мотивации и разносторонних качеств подростков, формирование у них умений и навыков осуществлять двигательные действия в процессе решения задач в ситуациях неопределенности, имеющих большое значение для прохождения военной службы в будущем [4].

Таким образом, военно-прикладная подготовка имеет чрезвычайно важное значение. Применяемые на уроках военно-спортивные игры помогают овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению физических и волевых качеств обучающихся [5].

В ходе военно-спортивных игр обучающиеся осваивают способы решения тактических задач, развивают умения ориентироваться на местности, преодолевают препятствия, учатся предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение [6].

Уроки физкультуры с элементами военно-прикладной направленности могут включать:

– разминку с акцентом на общую физическую подготовку;

– циклические виды спорта, спортивные игры, игры на местности, элементы борьбы, рукопашного боя;

– тактические игры и тренировки, имитирующие условия военной службы;

– современные технологии, такие как видеоанализ и программное обеспечение для оценки физической подготовки, что значительно повышает эффективность уроков.

По мнению А.С. Родионова, процесс формирования нравственного ипатриотического сознания обучающихся не должен ограничиваться учебной средой. Приобретает значимость активность школьников вне класса, включая участие вдобровольческих проектах, оказание помощи ветеранам, пожилым гражданам, совместную работу по благоустройству территорий, посещение культурно-исторических объектов, таких как музеи ивыставки, посвященные значимым историческим событиям [7].

Большое место в физическом воспитании обучающихся занимают военно-прикладные игры на местности, которые используются не только в урочных, но и в неурочных формах. В частности, использование игры «Лазертаг» является одним из эффективных средств обучения основам военно-прикладной подготовки [8].

Игры могут включать различные виды деятельности, связанные с тактикой, стратегией и военно-прикладной физической подготовкой.

Приведем несколько примеров военно-прикладных игр на местности, которые могут использоваться на уроках физической культуры в основной и средней общеобразовательной школе.

1. Тактическая игра «Поиск флага». Цель игры заключается в поиске флага противника с сохранением своего собственного флага. Игра отличается динамичностью, требует от участников большого внимания, гибкого мышления, развитого воображения. Успех команд, участвующих в игре, зависит от сплоченности, совместных слаженных действий, самостоятельности и ответственности. Методика организации игры достаточна проста: участники игры делятся на две команды, которые должны найти и принести на базу спрятанный флаг.

2. Игра «Ориентирование на местности». Цель данной игры заключается в том, что участники проходят определенный маршрут, выполняют разработанные учителем задания, используя знания карты и компаса. Такие игры способствуют развитию навыков ориентировки движения на местности.

3. Военно-патриотическая эстафета. Существует множество подходов к организации данных эстафет. Методические особенности определяются тематикой. Их объединяют цели и задачи, связанные с военно-патриотическим воспитанием, формированием взаимоотношений между всеми участниками игры, развитием познавательного интереса и активности обучающихся.

4. Игра «Выживание в лесу». Это одна из интереснейших игр, цель которой - научить игроков (обучающихся) способам выживания на весьма ограниченной территории, занятой лесом. Чтобы выжить, игрокам необходимо строить себе жилище, добывать пищу, хорошо ориентироваться в окружающей местности, защищаться от различных противников, часто прибегая к нетрадиционным методам и способам выживания, проявляя смекалку, находчивость, силу воли.

5. Военно-историческая игра «Зарница». Эта игра требует активного участия обучающихся в разных мероприятиях и походах, связанных с боевой и трудовой славой российского народа. «Зарница» имеет многолетнюю и славную историю. Это игра смелых, ловких и находчивых ребят. В ходе ее проведения у обучающихся формируются умения выполнять правила воинского устава, приказы командира, развивать у себя такие качества, как находчивость, смекалка, самообладание, целеустремленность.

Таким образом, активное использование на уроках физической культуры военно-прикладных игр на местности способствует развитию у обучающихся двигательных, технико-тактических и организаторских умений, патриотических и волевых качеств. Организация и планирование разных видов игр на местности должны соответствовать воспитательным возможностям средств и методов физической культуры, максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В процессе оптимизации игровой деятельности важно создавать уникальные ситуации, способствующие управлению вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей, использовать интересные и динамичные формы обучения и воспитания.

Включение в содержание уроков физической культуры разнообразных физических упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами, а также подвижных и спортивных игр позволит учителю повысить его эффективность и качество, вызовет у обучающихся интерес к физической культуре, спорту и будущей военной службе, повысит их мотивацию и желание овладеть необходимыми навыками и умениями.

Важным аспектом успешной реализации программы военно-прикладной физической подготовки является квалификация педагога. Современный учитель физической культуры должен быть мобильным, конкурентоспособным, компетентным, восприимчивым к инновациям в области образования, самостоятельным в выборе новых методов, форм и технологий обучения школьников. Он должен обладать не только критическим, но и оперативным мышлением, быть способным передать свои знания и умения, создать условия, способствующие эмоциональной и физической вовлеченности обучающихся в процесс урока, определить пути совершенствования процесса обучения, воспитания и тренировки, учитывающие современные тенденции развития военно-прикладной подготовки обучающихся, целью которой является воспитание гражданина и патриота страны.

Включение студентов на практических занятиях в разные виды деятельности, а именно в работу в парах или группах, участие в дискуссиях, разбор и решение кейс-заданий, выполнение исследовательских проектов, организация мини-презентаций фрагментов урока с элементами военно-прикладной тематики, подготовка докладов, решение практико-ориентированных задач и др., способствует созданию творческой атмосферы, организации совместной деятельности, повышению мотивации обучающихся к приобретению необходимых знаний, навыков и умений, развитию у них самостоятельности и профессионально-познавательного интереса к проблемам ВПП.

Авторы убеждены, что инновации в разном стиле и жанре многообразны, но их использование, под которым понимается соотношение принципов активности и оптимизации образования, должно быть эффективным. Это, в свою очередь, диктует применение новых форм и методов работы, выбор содержания образования, направленного на получение фундаментальной подготовки будущих педагогов [9].

Кроме этого, меняется характер взаимоотношений между учителем и обучающимися в процессе урока. Учитель физической культуры особое внимание должен обратить на характер физических нагрузок в процессе военно-прикладной подготовкой обучающихся, уметь определить их виды, продолжительность, интенсивность работы и характер интервалов отдыха между физическими упражнениями, максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся и в соответствии с ними устанавливать пределы допустимых нагрузок.

По мнению авторов статьи, повышению качества и эффективности военно-прикладной подготовки способствует использование игровых технологий. Систематическое использование на уроках физической культуры ролевых, военно-прикладных и спортивных игр позволяет повысить качество подготовки обучающихся к военной и гражданской жизни, сформировать у них волевые, патриотические, физические и коммуникативные качества, умение работать в команде.

Следует отметить, что тематика, связанная с военной операцией, у допризывной молодежи вызывает определенный интерес. Рационально организованная военно-прикладная физическая подготовка на уроках физической культуры способна поддерживать этот интерес, пробуждая желание овладеть и знаниями военно-прикладного характера, и умениями применить эти знания в конкретных ситуациях. Очевидно, что при таком подходе система физкультурного образования в школе может обеспечить подготовку обучающихся к реализации задач, определенных федеральными государственными образовательными стандартами основной и средней общеобразовательной школы [9].

Эффективность военно-прикладной подготовки обучающихся можно оценивать по нескольким критериям:

– улучшение физических кондиций обучающихся;

– способность адекватно и оперативно реагировать в стрессовых ситуациях;

– повышение уровня патриотического сознания.

Тестирование физической подготовки, участие в соревнованиях, психологические тренинги – все это может быть использовано для оценки успешности военно-прикладной подготовки в условиях школьного урока.

Заключение. Таким образом, военно-прикладная подготовка на уроках физкультуры является необходимым элементом формирования защитников Отечества. Она не только развивает физические качества, но и способствует формированию патриотического духа и гражданской позиции обучающихся. Преподавателям следует активно использовать методы ВПП в своей практике, чтобы подготовить будущие поколения к ответственному выполнению своих гражданских и военных обязанностей.


Библиографическая ссылка

Михайлова Т.А., Черная Е.В., Кравцова Л.М., Гладкая Е.С. ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33776 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33776