Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Гладкая Е.С. 1 Орехова И.Л. 1 Натарова Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Целями исследования являются оценка уровня сформированности у обучающихся гражданственности и определение эффективных форм и методов военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной организации. В ходе исследования использовались анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме военно-патриотического воспитания в системе общего образования; анализ директивных документов федерального уровня, обобщение, систематизация, интерпретация научной информации, а также анкетирование обучающихся на предмет сформированности гражданских качеств личности. Анализ результатов проведенного анкетирования позволил сделать вывод о том, что у обучающихся на недостаточном уровне сформирована гражданская ответственность. Это определило необходимость поиска новых методов и форм военно-патриотического воспитания. Результатом исследования стало обоснование применения в процессе военно-патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной организации совокупности практико-деятельностных и интерактивных форм, активных методов обучения, таких как квесты, спортивные и деловые игры, тренинги, а также использования тьюторских технологий. Выявленные авторами в ходе проведенного исследования формы и методы военно-патриотического воспитания способствуют повышению мотивации к деятельности, целью которой является проявление патриотизма, стремления к защите интересов своей страны и укреплению государства.
патриотизм
гражданственность
военно-патриотическое воспитание
практико-деятельностные формы обучения
интерактивные формы обучения
активные методы обучения
1. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42–59.
2. Рыбаков А.М., Терешонок Т.А. Исторический опыт военно-патриотического воспитания молодежи в России // Преподавание истории в школе. 2023. № 4. С. 19–25. DOI: 10.51653/0132-0696_2023_4_19.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 8 августа 2024 года). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 20.09.2024).
4. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. https://docs.cntd.ru/document/607148290 (дата обращения 20.09.2024).
5. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/352246667 (дата обращения 20.09.2024).
6. Миллер В.Ю., Дунаев Г.Р., Шичкин А.Ф. О военно-патриотическом воспитании молодежи в современной России // Перспективы науки. 2024. № 6 (177). С. 229-231.
7. Спасенников В.В., Монахова Л.Ю., Печников А.Н. Проблемы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=32471 (дата обращения: 20.09.2024). DOI: 10.17513/spno.32471.
8. Козлов В.А. Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания молодёжи в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-3. С. 201-204.
9. Мамалова Х.Э., Ахмадова З.М. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи как патриотизм, преданность своему Отечеству // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 129-131.
10. Быков А.К. Актуальные проблемы теории и практики патриотического воспитания студентов вузов // Образовательные ресурсы и технологии. 2024. № 1 (46). С. 41-47. DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-41-47.
11. Наумлюк А.Г., Горбунов М.М. Военно-патриотическое воспитание: вопросы, проблемы и условия поведения в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2023. № S99-3 (99). С. 30-33.
12. Родионов А.С. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения // Молодой ученый. 2023. № 22 (469). С. 434-436.
13. Бухтояров Н.И., Шахова Н.М., Князева О.Н. Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений формирования личности студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 123-126.
14. Микляева А.В., Проект Ю.Л., Хороших В.В. Трансформация социокультурных ценностей и традиций в информационную эпоху как предпосылка изменения гражданской и политической активности российского студенчества // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4. № 1. С. 76-90. DOI: 10.33910/2686-9527-2022-4-1-76-90.

Введение

Преобразования в обществе, связанные с политической нестабильностью в мировом сообществе, определили необходимость усиления патриотического воспитания на всех уровнях образования. В настоящий момент остро стоит вопрос о сохранении исторической памяти и традиций народов России, которые способствуют укреплению безопасности общества и воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения.

Родовым понятием относительно военно-патриотического воспитания является понятие «патриотизм» (от греч. patriotism – «соотечественник», «родина, отечество»), которое определяется как любовь к своей стране и стремление своими помыслами и действиями служить ее интересам. Патриотизм тесно связан с проявлением личностного качества − гражданственности, под которой подразумевается осознание человеком собственной значимости в обществе в стремлении реализовывать свои конституционные права и свободы гражданина [1].

Военно-патриотическое воспитание в России всегда было значимо и проявлялось в подготовке к защите и укреплению государства. Примеров мужества и героизма русского воинства в различные эпохи – от древних славянских княжеских дружин до современных воинов-интернационалистов и защитников Отечества – можно привести немало. Русский солдат всегда проявлял верность своему Отечеству, выполняя военный долг перед ним [2].

Военно-патриотическое воспитание в системе образования реализуется согласно директивным документам: Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации»; Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»; Указу Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 [3, 4, 5], и др.

В настоящее время патриотизм гражданина своей страны подвергается массированным атакам со стороны информационной среды мирового сообщества. Характер информации меняется с такой скоростью, что не всегда возможно отличить истину от фальсификации. Российская молодежь как основа процветания государства входит в группу риска в связи с усилением влияния современной западной культуры. Поэтому воспитание патриотизма необходимо осуществлять с ранних периодов развития ребенка. В школьном возрасте патриотическое воспитание должно осуществляться целенаправленно на основе взаимосвязи урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. Обучающихся необходимо знакомить с культурным наследием народов России, выдающимися личностями в науке и искусстве, а также формировать у них физические навыки военно-прикладной направленности и здорового образа жизни как основы личностного благополучия [6, 7, 8].

Военно-патриотическое воспитание рассматривается как масштабная и многоплановая деятельность, охватывающая все категории молодежи и пронизывающая все стороны жизнедеятельности общества, особенно в аспекте Вооруженных сил РФ, воинских формирований и органов [9]. Характеристика военно-патриотического воспитания, включающая такие ее свойства, как многоплановость, многогранность, находит свое отражение во многих определениях авторов, исследовавших данную проблему [10, 11]. Также военно-патриотическое воспитание определяется как нравственный процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, воспитание преданности своей стране, любви к своему народу, уважения культуры и традиций народов России [12, 13, 14].

Военно-патриотическое воспитание авторы рассматривают как процесс формирования чувства гражданственности и патриотизма у обучающихся, основы нравственных ценностей личности, а также готовности их к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Рассмотрим основные компоненты такого воспитания.

Во-первых, это формирование убежденности и осознанности гражданской ответственности перед своей Родиной. Убеждения формируются на начальных этапах обучения и воспитания и проявляются в любви к своей семье, Родине, истории родного края и государства. Патриотическое же сознание формируется по мере взросления и осознания полученной информации об окружающей действительности, о событиях, ставших причиной определенных событий и повлиявших на современную политическую или экономическую ситуацию в стране или мире.

Во-вторых, это деятельность обучаемых, в основе которой лежит проявление патриотизма и гражданской позиции, реализующихся в принятии ответственности за судьбу своей семьи, народа и государства.

В-третьих, это формирование рефлексивной самооценки личности относительно готовности к выполнению гражданского и воинского долга перед своей Родиной.

Анализ литературы и директивных документов свидетельствует о том, что проблема патриотического, военно-патриотического воспитания признается актуальной и приоритетной для современного образования подрастающего поколения, но необходима систематическая и целенаправленная работа в данном направлении.

Таким образом, целями исследования являются оценка уровня сформированности патриотизма и гражданственности у обучающихся и определение совокупности методов и форм военно-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях.

Материалы и методы исследования. Материалом для осуществления исследования послужили психолого-педагогическая, научно-методическая литература, а также директивные документы, нацеливающие систему образования на организацию и реализацию военно-патриотического воспитания обучающихся. Основными методами являются анализ литературы по проблеме исследования, а также сравнение, систематизация, обобщение и интерпретация научной информации. Проведено анкетирование обучающихся, позволившее выявить уровень сформированности у них таких качеств личности, как гражданственность и патриотизм. Исследование проводилось на базе Высшей школы физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». В нем приняли участие 42 студента первого курса.

Результаты исследования и обсуждения. В ходе анализа психолого-педагогической литературы авторами был сделан вывод, что основным результатом военно-патриотического воспитания обучающихся является демонстрация ими таких качеств, как патриотизм и гражданственность, которые обусловливают готовность личности выполнять свой долг перед Отечеством в его процветании и военной защите. На констатирующем этапе исследования авторами проведено анкетирование на предмет изучения сформированности базовых гражданских качеств, определяющих осознание своего поведения и готовность к активной деятельности на благо общества и государства. Анкетирование обучающихся показало следующие результаты:

– 51% обучающихся продемонстрировали средний уровень сформированности базового качества личности «любовь к Родине», проявляющейся в заинтересованности к истории своей Родины и гордости за ее достижения; они внимательно следят за современными событиями, но в их обсуждении в среде сверстников не участвуют; у 49% респондентов отмечается низкий уровень проявления гражданственности, они мало интересуются историей Родины, но отслеживают события, происходящие в настоящее время;

– 39% участников опроса продемонстрировали средний уровень политической культуры; они имеют общее представление о политических событиях и могут высказывать собственные оценочные суждения; 61% респондентов отмечают, что политические события их мало интересуют, поэтому они доверяют тем, кто, по их мнению, пользуется авторитетом в данном вопросе;

– 35% респондентов на вопрос о правовой культуре ответили, что знают гражданские права и обязанности и соблюдают их; 75% знают гражданские права и обязанности, но допускают в их выполнении нарушения правопорядка;

– качество интернационализма на высоком уровне продемонстрировали 5% респондентов; данное качество проявляется в уважении культуры и традиций народов разных национальностей и не допускает проявления неуважения к ним; 87% обучающихся проявляют некоторый интерес и уважение к культурам других национальностей, проживающих на территории России и за ее пределами; 3% участников опроса продемонстрировали пренебрежительное отношение к культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации, но проявляют заинтересованность к культуре и традициям народов за пределами Отечества.

Таким образом, необходимо сделать вывод о недостаточном уровне сформированности гражданской ответственности и необходимости активизации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в системе общего образования.

Военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной организации может реализовываться как в рамках предметной области «Основы безопасности и защита Родины», согласно концепции изучения данного курса, так и в результате внеурочной и внеклассной деятельности.

Актуализированная концепция учебного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР) содержит изменения в структуре содержания начальной военной подготовки, которое, согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего и среднего общего образования (ФГОС ООО и СОО), должно отражать роль России в современном мире, информацию о существующих угрозах военного характера, основах военной службы и обороны государства, основах гражданской обороны и т.д. Содержание интегрировано в модули: «Военная подготовка. Основы военных знаний», изучаемый в 5–9-х классах, и «Основы военной подготовки», изучаемый в 10–11-х классах. Внеурочная деятельность по данному предмету реализуется через программу «Начальная военная подготовка» и учебные сборы. Также концепция учебного предмета определяет необходимость проведения занятий в практико-деятельностных и интерактивных формах.

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЗР реализуется согласно требованиям ФГОС ООО и СОО на основе системно-деятельностного подхода, суть которого заключается в том, что учитель не сообщает готовые знания, а создает условия для самостоятельного овладения ими. Учитель в начале урока побуждает обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали тему и задачи урока, осознали, какие знания им необходимы для их достижения и какие есть затруднения при освоении нового знания и овладении новыми для них умениями. Таким образом, обучающиеся вместе с учителем проектируют учебный процесс по изучению сформулированной темы учебного занятия. Например, при изучении темы «Состав и назначение Вооруженных сил Российской Федерации» обучающиеся просматривают фрагмент Парада Победы на Красной площади 9 мая, в котором принимают участие различные виды и рода войск. Обсуждение фрагмента Парада Победы позволяет конкретизировать тему урока. Анализируя ответы обучающихся на вопросы: «Какие виды Вооруженных сил РФ и рода войск участвовали в параде?», «Все ли виды ВС РФ и рода войск вы сможете назвать?», учитель фиксирует затруднения обучающихся и приступает к объяснению нового материала, привлекая подростков к составлению кластера или схемы, отражающих структуру и назначение Вооруженных сил РФ. В ходе освоения данной темы урока обучающиеся знакомятся с боевыми подвигами воинов, служивших в изучаемых видах и родах войск во время Великой Отечественной войны.

Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию представлена курсом «Начальная военная подготовка», программа которого предполагает организацию преимущественно индивидуальной работы с обучающимися по освоению навыков военно-прикладной направленности, необходимых для несения срочной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, а также сопровождение тех, кто избрал военную службу в качестве будущей профессии. Осваивая необходимые навыки, обучающиеся знакомятся с видами военных профессий и делают сознательный выбор, исходя из своих индивидуальных интересов, способностей и возможностей. В связи с этим актуальной становится организация тьюторского сопровождения процесса реализации программы «Начальная военная подготовка», которое состоит из нескольких этапов. На начальном этапе осуществляется диагностическая работа, которая позволяет оценить реальные физические возможности обучающихся, уровень их знаний и возможных притязаний, в ходе тьюторской беседы даются индивидуальные рекомендации. По итогам диагностики составляется индивидуальная образовательная программа, ориентированная на коррекцию недостаточно сформированных знаний, умений и действий, необходимых для освоения программы начальной военной подготовки, совершенствования физических данных. Далее организуется процесс освоения основных навыков военной службы в соответствии с модулями программы, после каждого модуля проводится контрольное тестирование с целью отслеживания динамики освоения учебного материала и формирования физических показателей. Заключительный этап освоения программы начальной военной подготовки предполагает участие обучающихся в двухдневном учебном сборе, целью которого является закрепление полученных знаний и умений. Проводится также рефлексивный тренинг, позволяющий педагогу и обучающимся сделать вывод о результатах освоения программы начальной военной подготовки, разработать рекомендации для дальнейшей самостоятельной работы над собой.

Военно-патриотическое воспитание в образовательной организации может быть реализовано также в виде различных форм воспитательных мероприятий. Современными практико-деятельностными формами, которые интересны обучающимся, являются квесты, деловые и спортивные игры, диспуты, тренинги, мозговые штурмы и т.д. Остановимся на описании квеста и военно-спортивной игре «Зарница» [7].

Квест представляет собой интерактивную игру с интеллектуальными заданиями, которые выполняются последовательно и требуют критического и логического мышления. Чаще всего квесты – это работа целой команды, в соответствии с целью проектируются различные виды квестов: реальные, виртуальные, тематические, городские и др. Квесты военно-патриотической направленности, с точки зрения авторов, целесообразно проводить тематические или городские. Задания квеста можно формулировать в виде загадок по истории памятных мест воинской славы воинов-героев или событий, происходивших на территории города или населенного пункта. Квесты также могут сочетать физические испытания по применению навыков начальной военной подготовки. Данные мероприятия в игровой и развлекательной форме позволяют изучать историю родного края и России, знакомиться со славными подвигами воинов, а также продемонстрировать навыки военно-прикладной подготовки.

«Зарница» − военно-спортивная игра как практико-деятельностная и интерактивная форма – имеет уже устоявшиеся традиции ее проведения. Впервые она была организована в 1967 году. В настоящее время «Зарница» проводится в образовательных организациях с целью осуществления начальной военной подготовки обучающихся в связи с сокращением срока военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Основная идея игры – это воспитание духа товарищества и единой команды, чувства патриотизма, а также закрепление на практике в виде соревнований навыков, необходимых для несения предстоящей военной службы. Традиционными этапами игры являются: смотр песни и строя, преодоление полосы препятствий, сборка и разборка стрелкового оружия, стрельба, осуществление химической защиты, ведение боевых действий с захватом флага, демонстрация медицинских знаний, умений и навыков первой помощи пострадавшим. В игру могут быть включены этапы оценки знаний воинских символов и исторических событий, воинских подвигов народов России. При организации игры этапы могут меняться по цели и содержанию, исходя из возможностей и базы проведения «Зарницы».

Военно-патриотическая игра «Зарница» может считаться контрольным этапом освоения навыков военно-патриотической и прикладной направленности. В ходе игры формируется самооценка ее участников в аспекте принятия решений и ответственности за результаты в прохождении заданий по этапам, а также за действия команды.

Таким образом, использование различных практико-деятельностных и интерактивных форм военно-патриотического воспитания способствует формированию у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, стремления и готовности к защите своего Отечества.

Заключение. Военно-патриотическое воспитание в аспекте личностного развития обучающихся способствует формированию у них качеств гражданственности и патриотизма как нравственной основы готовности к выполнению воинского долга по защите Отечества. Такое воспитание в образовательной организации должно носить системный характер и предусматривать использование различных ресурсов как внутри организации, так и за ее пределами. Открытость образовательного процесса позволяет применять современные активные формы и методы воспитания, которые интересны обучающимся. Перспективное развитие данной проблемы будет связано с выявлением инновационных методов и форм военно-патриотического воспитания, а также с методическими разработками сценариев мероприятий, событий и игр.


Библиографическая ссылка

Гладкая Е.С., Орехова И.Л., Натарова Д.В. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33744 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33744

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674