Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Василевская Е.А. 1 Мензул Е.В. 1 Иванова С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Цель исследования – изучение идентичности личности студента - клинического психолога в структуре профессионального сознания. Авторами обосновывается необходимость развития профессионального сознания в процессе обучения, представляющего собой спектр непростых задач в психологии, педагогике, философии, социологии. Авторы ставят акцент на интеграции интеллектуального, эмоционального, волевого, потребностно-мотивационного компонентов, обусловливающих развитие профессионалов в целом. Актуальность данной работы заключается в запросах практики, нуждающейся в специалисте, способном решать задачи, которые раскрывают обширный спектр компетенций, необходимых для работы психолога в современной ситуации. Авторами выделены психолого-педагогические условия, обеспечивающие процесс развития профессионального сознания студентов – клинических психологов: актуализация деятельности будущего клинического психолога по получению представлений о самом себе как о субъекте деятельности, способном к самопринятию, самоуважению, спонтанности и синергичности; формирование идентичности, а также навыков саморегуляции, самоконтроля в процессе формирования установок на познавательную деятельность. Обосновывается, что осознание студентом своей принадлежности к определенному про¬фессиональному сообществу способствует развитию мышления, личностных особенностей, мотивационно-волевой, а также ценностно-смысловой сфер. Методологическими основами исследования выступили идеи акмеологического, личностного, деятельностного и системно-психологического подходов. Авторами представлены результаты сравнительного анализа изучения профессиональной идентичности в структуре профессионального сознания обучающихся 1-го и 3-го курсов
клинический психолог
профессиональное сознание
структура
идентичность
1. Послание к Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: https://new.ras.ru/activities/news/poslaniem-k-federalnomu-sobraniyu-prezident-rossii-vladimir-putin-predlozhil-vernuts (дата обращения: 17.09.2024).
2. Бочаров В.В., Шишкова А.М., Дубинина Е.А., Щелкова О.Ю., Незнанов Н.Г. Роль медицинского психолога в современной системе здравоохранения // Национальное здравоохранение. 2023. № 4(1). Р. 12-22.
3. Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Серия 16. Выпуск 1. С. 53-90.
4. Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб.: Издательство Питер, 2018. 496 с.
5. Александрова Н.В. Клиническая психология: учебное пособие для студентов направления подготовки высшего образования – бакалавриата «Специальное (де-фектологическое) образование», профилей «Специальная психология», «Логопедия» / сост. Н. В. Александрова. Омск: Изд-¬во ОмГА, 2017. 228 с.
6. Дудырев Ф.Ф., Максименкова О.В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования/Educational Studies. 2020. № 3. С. 255-276.
7. Рогожин В.М., Елагина В.С. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article (дата обращения: 17.09.2024).
8. Казакова Т.В., Басалаева Н.В., Лобанова О.Б., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Фирер Н.Д., Лукин Ю.Л. Профессиональный образ мира: уточнение понятия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22868 (дата обращения: 19.09.2024).
9. Маркова Т.Л. Мир науки. Социология, филология, культурология World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies. Выпуск 3. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru (дата обращения: 19.09.2024).
10. Козьмин А.В., Цеунов К.С. Влияние личностных черт клинического психолога на профессиональную компетентность // Международный научный журнал «Вестник науки». 2022. № 10 (55). Т.3. С. 70-78.
11. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 4. С. 39–51.
12. Гречко А.А. Типологические особенности профессиональной идентичности будущих психологов // Психология и Психотехника. 2020. № 2. С. 16-26.
13. ФГОС 37.05.01 Клиническая психология. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-37-05-01-klinicheskaya-psihologiya-uroven-specialiteta-1181/ (дата обращения: 19.09.2024).
14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.

Введение

Президент России В.В. Путин сделал ряд важных заявлений, касающихся развития научно-технического потенциала страны. Подходы к системе подготовки кадров и научно-технологической политике страны необходимо обновить, заявил президент. «С учетом масштабных задач, стоящих перед страной, необходимо серьезное обновление подходов к системе подготовки кадров, к научно-технологической политике. На недавнем совете по науке и образованию говорилось о необходимости четко расставить приоритеты, сконцентрировать ресурсы на получение конкретных, принципиально значимых научных результатов. Прежде всего, в тех сферах, где уже есть хорошие заделы и которые имеют критическое значение для жизни страны» [1].

Одним из многообещающих методов в обучении студентов является реализация современных образовательных стандартов. Эти стандарты играют ключевую роль в обеспечении эффективного и успешного обучения будущих клинических психологов, а также в их дальнейшей деятельности и развитии у них в процессе обучения профессионального сознания.

Следует сказать, что, несмотря на многочисленные исследования, отсутствует четкое объяснение и понимание тех или иных проявлений профессионального сознания. Интеграция интеллектуальных, эмоциональных, волевых, потребностно-мотивационных компонентов обеспечивает становление и развитие специалиста.

В современной ситуации профессия клинического психолога интерпретируется как одна из самых востребованных, привлекательных и актуальных. Задачи, которые решает клинический психолог, носят достаточно широкий спектр – от психического здоровья и благополучия семьи до клинико-психологической помощи в кризисных ситуациях, сопровождения в образовании, в семье, помощи в чрезвычайных ситуациях и т.д.

Клиническая психология как наука рассматривается в междисциплинарном пространстве. Соответственно, студент, получающий высшее образование в процессе обучения, расширяет сферу учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности. В свою очередь, авторы отмечают, что учебно-исследовательская, научно-исследовательская и инновационная деятельность выступает в качестве педагогического ресурса в процессе обучения.

Под профессиональным сознанием студента - клинического психолога авторы статьи понимают динамически изменяющееся психологическое образование, представляющее собой систему важных психологических качеств и личностных смыслов будущих специалистов, которая определяет самоидентичность, отношение к профессиональной деятельности и результат этой деятельности.

Экстраполяция психологических знаний в системе здравоохранения обоснована подходами к изучению человека и связана с трудами ученых. Так, В.М. Бехтерев изучал биологические, психологические и социальные факторы возникновения, течения и лечения душевных болезней, основав Санкт-Петербургскую школу экспериментальной и прикладной психологии [2]. В.Н. Мясищев развивал и продолжал заложенные идеи и традиции В.М. Бехтерева и его учеников и последователей, которые представили собой Ленинградскую школу медицинской психологии [3]. А.Р.Лурия как основатель нейропсихологии изучал взаимoсвязь между структурoй и функциями мoзга и психoлoгическими прoцессами [4] и др.

Исследование в области нарушений психической деятельности, расстройств высших психических функций, разработка методов диагностики, психокоррекционной, психотерапевтической работы легли в основу задач медицинской психологии. Следовательно, клинический психолог -это специалист в области психологии, специализирующийся на диагностике, лечении и профилактике психических расстройств и болезней. Клинический психолог может работать с разными возрастными группами, которые испытывают эмоциональные, психологические или поведенческие проблемы.

Предмет профессиональной деятельности клинического психолога – это психические процессы, психические состояния, межличностные и индивидуальные особенности, социально-психологические явления, которые проявляются в самых разных областях деятельности человека [5, с. 6]. Практическая деятельность клинического психолога сфокусирована на увеличении адаптационных возможностей и психических ресурсов человека, направлена на гармонизацию его психического развития, преодоление и профилактику заболеваний, охрану здоровья человека.

Обширный спектр профессиональных компетенций, необходимых для работы клинического психолога, предполагает в качестве самой эффективной траектории получения высшего профессионального образования по специальностям «Клиническая психология» разработку спецкурсов, реализующихся в образовательных программах учебных заведений, что позволяет уже на этапе получения высшего образования освоить знания и сформировать ряд навыков, специфических для работы клиническим психологом.

Образовательная среда влияет на процесс развития профессионального сознания у студентов - клинических психологов. Поскольку образование находится в новой цифровой эпохе, позволяющей генерировать тексты, изображения, видео, применять симуляционное обучение, использовать VR-тренажеры и другое, различные проективные методологии и новые возможности обеспечивают развитие профессионального сознания у студентов - клинических психологов.

В профессиональном образовании Ф.Ф. Дудырев и О.В. Максименковарассматривают следующие педагогические и технологические аспекты:

1. Обзор практик использования симуляторов и тренажеров для целей профессионального образования и профессионального обучения.

2. Анализ сложившихся в профессиональной педагогике точек зрения и подходов к описанию симуляторов и тренажеров как инструмента формирования профессиональных навыков.

3. Описание симуляторов, применяемых в медицинском, техническом и педагогическом образовании.

4. Общая типология моделей практико-ориентированной подготовки.

5. Характеристика места симуляторов как особой обучающей среды [6].

Развитие профессионального сознания выполняет одну из ключевых ролей в процессе обучения студентов – клинических психологов. Исходной позицией для формирования системы обучения и подготовки будущего специалиста является содержание, задачи и условия деятельности, которые в дальнейшем специалист реализует. Объем задач формирует требования к знаниям, умениям и навыкам специалиста. А также предъявляет требования к личностным качествам: познавательной сфере, личностным особенностям, мотивационно-волевой сфере, ценностно-смысловой сфере [7].

Е.А. Климов обобщает типовые характеристики субъекта деятельности в разных профессиях и особенности их образа мира [8]. А.К. Маркова, в свою очередь, отмечает, что «…осознание человеком себя как субъекта профессиональной деятельности играет значительную роль в регулировании профессионального труда и развития субъекта в целом» [9].

Мнения авторов относительно организации и содержания профессионального сознания, требования к клиническому психологу как профессионалу и регулируют образовательный и трудовой процессы, предназначенные для подготовки специалистов. Обозначим схематически структуру профессионального сознания клинического психолога (рис.).

Структура профессионального сознания клинического психолога

В данном исследовании акцент ставится на изучении идентичности личности студента - клинического психолога в структуре его профессионального сознания.

Одним из психолого-педагогических аспектов развития профессионального сознания студентов - клинических психологов является выделение психолого-педагогических условий, способствующих сопровождению по формированию мотивационных установок, личностных качеств и волевых свойств, обеспечивающих процесс развития профессионального сознания.

Выделим психолого-педагогические условия, обеспечивающие процесс развития профессионального сознания студентов – клинических психологов: актуализация деятельности будущего клинического психолога по получению представлений о самом себе как о субъекте профессиональной деятельности, способном к самопринятию, самоуважению, спонтанности и синергичности; развитие у студентов – клинических психологов рефлексии, идентичности, а также навыков саморегуляции, самоконтроля в процессе формирования установок на познавательную и профессиональную деятельность.

Определяя значимые качества клинического психолога, вместе с его профессиональными компетенциями важно учитывать и личностные особенности, так как клиенты и пациенты в первую очередь обращают внимание на личностные качества клинического психолога и его позицию относительно пациента. Следовательно, личностные качества клинического психолога являются одним из главных звеньев профессиональной деятельности. Поэтому актуальность данной работы обусловлена запросами практики, нуждающейся в специалисте – клиническом психологе с развитым профессиональным сознанием [10].

Цель исследования – изучение профессиональной идентичности личности студента - клинического психолога в структуре профессионального сознания.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе Самарского государственного медицинского университета. В качестве респондентов были студенты 1 и 3 курсов (50 человек) – студентов факультета медицинской психологии (КП): 1 курс – 25 человек (21 жен. и 4 муж.), возраст 17-18 лет. 3 курс - 25 человек (22 жен. и 3 муж.), возраст 20-21 год.

С целью изучения профессиональной идентичности студентов - будущих психологов использовался авторский опросник профессиональной идентичности У.С. Родыгиной [11]. Данная методика была выбрана ввиду ее специфической направленности на измерение профессиональной идентичности студентов, а также диагностику внутренней позиции студентов по отношению к будущей профессии. В профессиональной идентичности выделяется эмоциональное отношение и осознанная активность относительно будущей деятельности.

Для выявления значимых различий в показателях 1 и 3 курсов применялся U-критерийМанна-Уитни– непараметрическийстатистическийкритерий, используемый для сравнения двух независимых выборок. .Методологическими основами исследования выступили:

– в русле акмеологического подхода - идентичность является неотъемлемой частью ключевых компетенций;

– личностный подход, основой которого является представление об идентичности как о личностном свойстве;

– деятельностный подход раскрывает развитие профессиональной идентичности человека в условиях деятельности;

– системно-психологический подход к личности раскрывает изучение профессиональной идентичности как системного свойства личности, с выделением системообразующего фактора [12].

Результаты исследования и их обсуждение

На основании нормативного документа ФГОС ВО по специальности «Клиническая психология» авторами выделены профессиональные компетенции (ПК), направленные на развитие структурных компонентов профессионального сознания, благодаря которым развиваются квалификационные характеристики клинического психолога.

ПК: педагогическая деятельность (ПК-9); психолого-просветительская деятельность (ПК-10); проектно-инновационная деятельность (ПК-13) и (ПК-14); проектно-исследовательская деятельность (ПК-1); психодиагностическая деятельность (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4); консультативная и психотерапевтическая деятельность (ПК-5); (ПК-6), (ПК-7); экспертная деятельность (ПК-8); организационно-управленческая деятельность (ПК-11) и (ПК-12) [13].

Данные компетенции раскрывают содержание компонентов профессионального сознания, которые, в свою очередь, отображают педагогические, аналитические, прикладные и коммуникативные умения.

В контексте данного исследования представлены результаты изучения одного компонента в структуре профессионального сознания студентов - клинических психологов - профессиональной идентичности.

Полученные результаты позволили выявить следующие особенности. У 58% опрошенных преобладает активная позиция и положительные эмоции в отношении к будущей деятельности. У 16% преобладает активная позиция и нейтральные эмоции. Нейтральная позиция и положительные эмоции выявлены у 12% и одинаковые значения по параметру нейтральная позиция и отрицательные эмоции у 12%. Только у 8% выявлена нейтральная позиция и нейтральные эмоции. Основная часть первокурсников (56%) считают свой выбор своим призванием (IX тип).

У 76% 3 курса преобладает активная позиция и положительные эмоции. Нейтральная позиция и нейтральные эмоции выявлены у 16%. Активная позиция и нейтральные эмоции у 4% респондентов. Еще 4% - активную позицию и отрицательные эмоции. Большая часть обучающихся третьего курса (76%) ориентирована на самореализацию.

У студентов 1 курса преобладает IX тип идентичности - положительные эмоции являются отображением эйфории студентов, которая связана с окончанием школы и поступлением в высшую школу, а их активная позиция отражает их заинтересованность в будущей деятельности, что является эффективным началом обучения.

Выявлены значимые различия между 1 и 3 курсами по показателям: IV тип – НО, этот показатель, характерный для 1 курса, говорит о том, что студенты, поступившие в университет, не в полной степени осознают себя будущими специалистами, так как находятся на начальном этапе обучения. Это подтверждается данными статистической обработки: U-критерий Манна-Уитни U=65,500 и V тип – НН со средними значениями объясняет ситуацию начального обучения в вузе [14].

Также статистически подтверждены (U-критерий Манна-Уитни U=45,500) значимые различия по VI типу – НП (U-критерий Манна-Уитни U=68,000) и VIII типу – АН (U-критерий Манна-Уитни U=48,300): преобладающее количество студентов 1 курса идентифицирует себя с профессией.

У студентов 3 курса также преобладает IX тип профессиональной идентичности, но их показатель несколько выше показателя 1 курса, что подтверждается данными статистической обработки – критерий Манна-Уитни U=45,000; высокая заинтересованность в учебной деятельности 3 курса, их активная позиция по отношению к учебной деятельности и положительные эмоции связаны с тем, что именно на 3 курсе студенты начинают изучать новые дисциплины, связанные напрямую с будущей деятельностью.

Полученные результаты указывают на различия в характеристиках личностных особенностей обучающихся 1 и 3 курсов. У студентов - клинических психологов к 3 курсу отмечается повышение уровня самоуправления - способность к анализу противоречий, прогнозированию, целеполаганию, планированию, оценке качества действий, принятию решений, самоконтролю, коррекции действий, чем обусловлена положительная тенденция в формировании интеллектуального компонента профессионального сознания в процессе обучения, позволяющая студентам использовать активную позицию в учебно-профессиональной деятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности.

У студентов - клинических психологов наблюдается динамика в развитии профессиональной идентичности. В эмоциональном отношении позиции на 1 и 3 курсе отличаются, что зависит от развития выявленных нами личностных характеристик студентов клинических психологов:

1) положительные эмоции по отношению к профессии напрямую связаны с ценностью получения духовного удовлетворения и сформированной способностью к анализу противоречий и ответственности студентов;

2) отрицательные эмоции по отношению к профессии напрямую связаны с развитым самоконтролем, инициативностью и самостоятельностью студентов;

3) активная позиция по отношению к профессии напрямую связана с высокой энергичностью студентов;

4) чем выше уровень развития профессиональной идентичности студента, тем больше преобладают позитивные эмоции и высокая осознанная активность по отношению к будущей профессии.

Таким образом, профессиональная идентичность, представляя собой интегративное психологическое явление, служит основным признаком профессионального роста, раскрывает уровень принятия выбранной профессии как инструмента для самореализации и личностного развития.

Заключение

Развитие профессионального сознания клинического психолога необходимо для успешной профессиональной самореализации, саморазвития, а также формирования и детализации внутреннего образа профессиональной деятельности. Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими процесс развития профессионального сознания студентов – клинических психологов, выступают: актуализация деятельности будущего клинического психолога по получению представлений о самом себе как о субъекте деятельности, способном к самопринятию, самоуважению, спонтанности и синергичности; формирование идентичности, навыков саморегуляции, самоконтроля в процессе формирования установок на познавательную деятельность. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, указывают на различия в личностных характеристиках студентов 1 и 3 курсов. К 3 курсу у студентов наблюдается способность к прогнозированию, целеполаганию, планированию, оценке качества действий, принятию решений, самоконтролю, коррекции действий.

У студентов - клинических психологов наблюдается динамика в развитии профессиональной идентичности, проявляется высокая заинтересованность в профессиональной учебной деятельности, меняется позиция по отношению к учебной и будущей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечивает процесс преобразования студентами своих ожиданий кбудущей профессиональной деятельности, осознания своей принадлежности к определенной группе и оценку важности участия в ней, адаптацию информации учебно-профессиональной деятельности и успешную коммуникацию с будущими пациентами и коллегами.


Библиографическая ссылка

Василевская Е.А., Мензул Е.В., Иванова С.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33732 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674