Введение
Контроль качества обучения является значимым звеном в школьном курсе географии. Он направлен на реализацию таких образовательных целей, как формирование научной картины мира, усвоение комплекса географических знаний, профориентация обучающихся и формирование их первичного профессионального интереса. Тесты как особая форма контроля усвоения информации активно вошли в российскую образовательную систему вместе с внедрением элементов Болонского процесса.
Актуальность исследуемой темы в том, что тесты на данный момент являются практически единственной формой опроса, дающей быстрый и конкретный результат по усвоению знаний обучающихся по какой-либо теме, имеющей повсеместный характер и позволяющей учителю быстро понять, на чём нужно заострить внимание. Несмотря на значительную изученность и проработанность теоретических основ тестового контроля, на сегодняшний день не хватает разработок тестовых заданий для изучения отдельных тем по географии. Поэтому изучение возможностей использования тестового контроля при обучении географии является весьма целесообразным, а разработка тематических комплексов тестовых заданий по конкретным разделам школьной географии имеет значительную степень научной новизны.
Основная проблема педагогического тестового контроля заключается в том, что даже одарённые от природы ученики зачастую могут растрачивать свой потенциал в условиях образовательной модели, где ученик в основном выступает в роли пассивного респондента. Более целесообразно сформировать такую образовательную среду, в которой обучающиеся могут не просто шаблонно отвечать на поставленные вопросы, а демонстрировать умение развёрнуто, разносторонне, творчески и свободно мыслить. Поэтому научная новизна и практическая значимость исследования заключается в умении организовать особые подходы в тестах путём применения заданий различных типов, тем самым создавая для обучающихся такую атмосферу, которая бы снизила погрешность ввиду различных побочных вспомогательных факторов. Это, в свою очередь, требует грамотного и нового составления заданий метода преподавания, в том числе географических наук.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в современных условиях школьного образования контроль качества усвоения информации, реализуемый в основном в тестовой форме, является особенно актуальным. Умение ориентироваться в значительном количестве и качестве информации, выделять главное, уметь её анализировать тесно связано с профессиональной готовностью и умением конструировать систему тестов различных типов.
Началом применения тестового контроля в России принято считать начало ХХ века. Распространению и плавному внедрению тестов способствовала появившаяся в 20-е годы наука педология, которая имела определение по Л.С.Выготскому, как наука о целостном развитии ребёнка. Поскольку проблема правильной постановки тестов стояла очень остро, то за её решение принялись именитые российские учёные, такие как философ и педагог П.П. Блонский, психолог и тестолог А.М. Шуберт, доктор философских и педагогических наук А.П. Болтунов и другие. Однако в 30-е годы по постановлению ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» все тесты были выведены из обихода до 80-х годов. На сегодняшний день тесты занимают неотъемлемую позицию в образовании, несмотря на свои недостатки [1].
Целью исследования является формирование у обучающихся педагогических направлений и практикующих учителей умений по разработке и апробации тестового контроля качества усвоения знаний в школьном курсе географии. Достижение цели реализуется путём выполнения цикла задач, таких как анализ теории и современного развития методики тестирования; разработка и апробация системы заданий для тестового контроля на уроках географии.
Материалы и методы исследования
История возникновения тестов уходит в глубокую древность. Существует мнение, что в странах Древнего Востока применялись конкурсные испытания интеллектуального характера для отбора в правительство в III тысячелетии до н.э. Первым, кто начал применять тесты в школе для проверки знаний и умений, был Ф. Галтон в 1892 году. Однако основоположником педагогических тестов является американский психолог Э. Трондайк, издавший в 1904 году фундаментальный труд «Введение в теорию психологии и социальных измерений». В рамках своего подхода Трондайк выделяет 3 этапа внедрения тестов в практику школьного обучения:
1) поисковый этап (1900-1915), на котором реализовывалось внедрение тестов на восприятие, развитие памяти, внимания и разрабатывались тесты на интеллект по методу определения IQ;
2) этап «шума» (1915-1930), в процессе которого происходило исследование плюсов и минусов тестирования в школьном образовании. Предложение Ч. Спирмена статистического метода для стандартизации тестов;
3) современный этап (1931 – н.в.) полностью концентрирующийся на том, что специалисты стараются повысить качество тестового контроля путём более качественной обработки и представления тестов.
На сегодняшний день теоретические основы тестового контроля в значительной мере изучены и проработаны. В процессе исследования были проанализированы и изучены основные современные разработки учёных по нескольким главным направлениям. Технологию разработки тестовых заданий исследовали такие специалисты, как В.Ю. Переверзев, С.В. Пашнин, Т.В.Лазарева [2]. В работах И.Л. Пасховер рассмотрены педагогические тесты как инструмент оценки и контроля качества образования [3]. Методы контроля в педагогическом процессе при оценке знаний студентов рассмотрены в трудах О.С. Замазий, в работах Е.В. Кузнецовой рассмотрены вопросы создания критериально ориентированных тестов [4]. Наиболее разработан аспект одиночных тестовых заданий с единственным верным ответом, что отражено в работах К.С. Палкина, А.Н. Печникова, Д.А. Печникова и др. [5]. Анализ основных видов и целей педагогического тестового контроля рассмотрен К.И. Якубовским [6]. Всего в ходе исследования проанализировано более 50 источников в электронных и печатных научных базах, основные источники представлены в списке литературы.
Самостоятельность и самоконтроль являются весьма значимыми факторами в процессе образования, поэтому очень важно начать формировать эти качества с начальной школы. На сегодняшний день тесты стали одной из актуальных форм контроля в школьном образовании. Применение контрольных самостоятельных работ и устного опроса не дают полной картины для того, чтобы педагог мог объективно установить качество усвоения знаний. Необходимо создать педагогическую ситуацию, при которой ученики в процессе контроля знаний оказались бы в равных условиях. Для этого необходимо разрабатывать объективную и эффективную систему контроля, где ключевую роль и могут сыграть именно тесты. Немалое преимущество тестового контроля в том, что при его использовании наблюдается связь в системе «учитель-ученик», а также быстрая работа над ошибками [7]. Очень важно применять в тестах разные формулировки вопросов, что способствует развитию мыслительного процесса обучающихся, умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения мыслить нестандартно, развитию внимания и собранности. Тестирование может применяться с различными целями:
· вводное тестирование – оценка исходного уровня знаний обучающихся;
· текущее тестирование – коррекция знаний и ликвидация пробелов в полученном материале;
· итоговый тест – обобщение и проверка сформированных знаний и умений.
Существует три формы работы с тестами: коллективная, групповая и индивидуальная. Поэтому при разработке теста немаловажно разработать сценарий. Перед проведением теста следует обязательно проинструктировать обучающихся, а на заключительном этапе необходимо обсудить результат в зависимости от формы проведения, придерживаясь следующих принципов:
· анализ результатов должен быть оперативным;
· анализ результатов должен раскрыть причины возникновения ошибок;
· анализ теста должен способствовать мотивации обучающихся к дальнейшему совершенствованию.
Именно таким образом обучающиеся привыкают к специфике тестов и адаптируются к дальнейшей работе. Основные функции тестового контроля подразумевают под собой обобщающую, диагностическую и организационную функции, а его применение способствует повышению качества усвоенности изученного материала. Вместе с тем применять тестовый контроль стоит совместно с другими традиционными методами контроля [8].
Методологической основой применения тестового метода контроля качества обучения географии в школе является интегративное использование личностно-деятельностного и проблемного подходов в обучении [9]. Основными методами исследования являются наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент, непосредственно тестирование, а также визуализация информации.
Результаты исследования и их обсуждение
Ведущий результат исследования заключается в конкретизации и раскрытии понятия тестового контроля, его роли и значимости в совершенствовании обучения географии в школе.
Педагогический тест – наиболее распространённый контрольно-измерительный метод в современной школе. Сам тест принято трактовать как систему с упорядоченным и фиксированным по количеству и сложности набором тестовых заданий. В процессе использования контрольных и промежуточных тестов в школе был выявлен ряд преимуществ их перед иными формами контроля, а именно:
· объективность, качество и высокая скорость оценивания;
· охват более широкого спектра тем;
· в значительной степени равные условия для всех обучающихся;
· формирование критического и аналитического мышления обучающихся.
Однако недостаточно проработанный тестовый контроль имеет и свои недостатки, такие как:
· наличие «слепой» вариативности и, следовательно, возможности угадывания ответов;
· некорректные формулировки вопросов;
· подавление интереса и творческого мышления обучающихся;
· высокая психологическая напряжённость.
При проведении любого теста учитывается три наиболее значимых критерия: надёжность, валидность и объективность.
Надёжность – отражение точности диагностических измерений и устойчивость результатов теста к действию инородных случайных факторов. При применении надёжного теста на разнообразных группах обучающихся с приблизительно равным уровнем подготовки возможно получить идентичные итоги с небольшой погрешностью. Главным средством увеличения надёжности теста является стандартизация [10].
Валидность теста – это критерий, отображающий качество теста. В нём отражается мысль и цель тестирования. Самый главный тип валидности в тестах – это валидность по содержанию, когда речь идёт о соответствии уровня содержания вопросов в тесте пройденному материалу. Для обеспечения валидности в тесте необходимо учитывать, насколько хорошо задания обхватывают пройденные аспекты [11].
Следующий значимый критерий – объективность. Данный критерий подразумевает под собой независимость получения диагностических данных от педагога. Этот критерий обобщает два предыдущих и дополняется также другими педагогическими и этическими аспектами. Педагогический аспект включает в себя применение стандартных тестовых программ с дополнением технического оборудования (компьютера, проектора, распечатанных контурных карт), этический аспект включает в себя моральное регулирование во время проведения тестирования. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что результат теста с достоверными оценками зависит от чёткого соблюдения всех перечисленных требований [12]. При конструировании теста важно помнить, что применение одних и тех же форм заданий может быть актуально при постановке и решении задач различных стадий сложности [13].
Разработана система рекомендаций для конструирования систем контрольных тестов.
1. При конструировании тестовых систем для контроля знаний в рамках изучаемой темы важно чётко определить область содержания и цели тестирования.
2. Содержание системы тестов должно чётко соответствовать изученному материалу и охватывать его ключевые аспекты.
3. В систему тестов необходимо включать наиболее значимую, базовую информацию, отражающую основу содержания изученных понятий.
4. Вопросы системы тестов должны соответствовать определённому усреднённому уровню сложности.
5. При конструировании системы тематических тестов учитывается соотношение между разделами и определяется не менее трёх заданий по каждому разделу.
6. Содержание каждого задания тестовой системы следует ориентировать на наличие у обучающегося однозначного мыслительного умозаключения [14]. Задания должны иметь лаконичные формулировки [15]. Допускается использование различных форм визуализации и представления информации. Рекомендуемое время выполнения задания - до полутора минут.
7. Тест включает в себя инструкцию, содержательную часть, в случае тестов закрытого типа - варианты ответов. В инструкции чётко и подробно прописывается алгоритм выполнения тестов. Терминология должна быть понятной для обучающегося, лаконичной и соответствующей уровню его понимания и подготовки [16]. Инструктивные элементы не должны проникать в содержательную часть тестовых заданий. При наличии выбора вариантов ответов их необходимо грамотно согласовать с содержанием, а также привести к единообразной форме. Варианты ответов должны чётко различаться по смыслу, не содержать подсказки, быть однозначными и понятными [17].
Типология и видовая классификация тестовых заданий представлена на схеме (рис.).
Типология и видовая классификация тестовых заданий (составлено авторами)
Система тестовых заданий должна соответствовать образовательным целям, Федеральным государственным образовательным стандартам, учебным программам и планам, следовательно, автор тестов должен быть компетентен в документальной базе и нормативно-правовых аспектах обучения по конкретной дисциплине [18].
На заключительном этапе конструирования системы тестов необходимо заострить внимание на разработке шкалы оценивания, а также на определении уровней сложности тестовых заданий [19]. Зачастую в качестве показателя сложности конкретного задания может выступать процент обучающихся, справившихся и не справившихся с ним. Если этот процент не превышает 20% (р=0,20), задание оценивается как сложное, если 80% (р=0,80) – как лёгкое [20]. Это следует учитывать при выставлении общей оценки при проверке. Существует коэффициент усвоения материала, который является удобным средством при оценивании выполнения системы тестовых заданий (Q). Он определяется как отношение числа верно выполненных заданий к общему количеству заданий (КЗ), умноженное на 100%. Например, для четырёхбалльной системы Q рассчитывается следующим образом: отметка «5» – Q=100%≥85%; отметка «4» – Q=100%≥65%; отметка «3» – Q=100%≥55%. Важно учесть, что тестирование не заканчивается поставленной оценкой [21]. Обязательный шаг – это комментирование результатов преподавателем, благодаря чему рефлексия и обратная связь при выполнении тестовых заданий становится максимально полной и полезной как для преподавателя, так и для обучающихся.
Разработанные материалы были использованы при разработке и проведении уроков в рамках педагогический практики у обучающихся по направлению «Педагогическое образование» ЛГУ им. А.С. Пушкина, а также на уроках географии в гимназии им. Александра Невского города Санкт-Петербурга. Практическое использование материалов позволило сформулировать следующие выводы.
Выводы
1. Формирование у обучающихся педагогических направлений и практикующих учителей умений по разработке и апробации тестового контроля качества усвоения знаний в школьном курсе географии позволяет повысить эффективность контроля освоения учебной информации, а также сформировать познавательный интерес обучающихся, ответственность, самоконтроль, самостоятельность, аналитическое и критическое мышление.
2. Изучение теоретических основ и современного состояния методики тестирования определяет соответствие тестового контроля качества обучения географии в школе современным образовательным реалиям, таким как процесс цифровизации обучения, работа с большими объёмами учебной информации, и способствует формированию образного и пространственного мышления.
3. Разработка и применение вопросов и заданий для тестового контроля способствует развитию аналитического мышления на уроках географии и даёт возможность педагогам эффективнее управлять обучающим процессом.
Заключение
Компетентное использование тестового контроля знаний в современном российском школьном образовании способствует формированию у обучающихся ответственного отношения к учебному процессу, позволяет раскрыть в некоторых обучающихся индивидуальные особенности, тщательно проработать индивидуальный маршрут в обучении, а также экономнее распоряжаться временем при проверке знаний, что даёт возможность охватывать большую аудиторию. Это является особенно актуальным в нынешних реалиях крупных городов, когда численность класса может доходить до 40 и более человек и другие формы контроля становятся практически неприменимы.
Библиографическая ссылка
Скворцов А.В., Богданов К.И. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОГО МЕТОДА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33722 (дата обращения: 08.11.2024).