Введение
Профессиональное самоопределение и выбор профессии являются важным шагом в жизни каждого человека, поскольку от них зависят дальнейшее карьерно-профессиональное развитие и удовлетворенность трудом. Родитель как ключевая фигура в жизни ребенка играет значительную роль в процессе профориентации, выступая в нем своего рода навигатором и ориентиром одновременно. Особенности субъектной позиции (совокупность взглядов, ожиданий, ценностей, опыта и др.) родителей в профориентации ребенка могут оказать существенное влияние на результат этого процесса (профвыбор) и планирование карьерной стратегии.
Современная школа берет на себя основные задачи по профнавигации обучающихся и содействию их профессиональному самоопределению [1, 2]. Выстраивая систему профориентационной работы, важно задействовать все социально-педагогические ресурсы, одним из которых являются субъектность родителей, степень и качество их включенности в указанные процессы. Анализ отечественных исследований показывает, что субъектная позиция родителей может влиять на профориентационные решения детей в различных аспектах [3, 4]. Например, они могут оказывать влияние на выбор профессии через свои профессиональные предпочтения, ожидания относительно будущих карьерных достижений ребенка, а также через свои стереотипы о том, какие профессии подходят для мужчин и женщин, и др.
Однако важно учитывать, что субъектная позиция родителей не всегда является единственно верной и оптимальной. Дети имеют свои собственные интересы, способности и ценности, которые должны быть учтены при выборе профессии в первую очередь. Поэтому необходимо развивать у родителей понимание и навыки поддержки индивидуальных потребностей и желаний ребенка в процессе профориентации. Родители могут помочь своему ребенку развить самостоятельность, рефлексию, ответственность и другие качества, позволяющие принимать осознанные и обоснованные решения. Кроме того, профориентация – это длительный процесс, который требует постоянного диалога, поддержки и отношений сотрудничества между родителями и детьми. Родители могут помогать своему ребенку исследовать различные профессиональные возможности, а также поддерживать его в поиске своего жизненного и профессионального пути. В итоге, субъектная позиция родителей играет значимую роль в процессе профориентации детей, но она должна сочетаться с уважением к индивидуальным особенностям, потребностям и желаниям ребенка. Родители могут быть поддержкой и наставниками для своих детей в этом важном жизненном выборе. Кроме того, в эпоху цифровой трансформации многих аспектов жизни человека процесс профориентации также становится задачей, требующей от современных родителей цифровой грамотности и знаний мира современных профессий (например, находящихся в области IT и использования искусственного интеллекта). Солидаризируясь с мнениями Т.Д.Зеленкиной, И.Г.Крыловой и С.А.Тарасовой, отметим, что все эти навыки достаточно сложно сформировать самостоятельно, необходима целенаправленная подготовка родителей к содействию в профессиональном самоопределении [5, 6].
Все вышеуказанное позволяет сформулировать проблему исследования: каковы оптимальные инструменты, форматы и содержание программ поддержки развития родительской компетентности в вопросах профориентации?
Цели исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое выявление оптимального сочетания форматов, методов и содержательного наполнения программ социально-педагогической поддержки развития компетентности современных родителей в вопросах профориентации.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач.
1. Выявление потребностей современных родителей в поддержке компетентности в вопросах профориентации и построение на их основе содержания программы.
2. Поиск эффективных форматов и методов актуализации субъектной позиции родителей в профориентации ребенка.
3. Подбор и/или создание специализированного контента для информирования родителей в вопросах профориентации ребенка и цифровых ресурсах, которые можно самостоятельно использовать в этих целях.
4. Выявление способов активизации интереса родителей к дальнейшему самостоятельному изучению возможностей профориентационных ресурсов и их применению.
Теоретико-методологическая база исследования:
- концепции профессионально-личностного самоопределения [7, 8, 9];
- положения психологии семьи о детско-родительских отношениях [10, 11];
- концепции цифровой социализации личности [12, 13].
Материал и методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, моделирование программы поддержки родительской компетентности в профориентации, формирующий эксперимент с применением презентационных, демонстрационных методов, элементов лекции, интерактивных методов (общение в чате, ответы на вопросы), методов формирования познавательного интереса, рефлексии.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках исследования автором было проведено фокусированное интервью с участием в качестве респондентов 16 родителей детей от 14 до 16 лет. Задача исследования состояла в выявлении потребностей родителей в разрешении основных трудностей, которые они испытывают в вопросах профориентации детей. По итогам опроса были выделены и сформулированы 7 основных (наиболее часто встречающихся) трудностей.
1. Информационная перегрузка. Сегодня доступ к информации о профессиях и карьерных возможностях огромен, что может создать путаницу у родителей и детей. Респонденты отмечали: «Сложно разобраться во всех вариантах и выбрать подходящий».
2. Боязнь ошибиться. Родители могут переживать, что неправильно направят своего ребенка в выборе профессии, что приведет к неудачам и разочарованиям в будущем.
3. Стремление к социальному престижу. Некоторые родители могут ориентироваться на общественное мнение и желание, чтобы их дети выбрали «престижные» профессии, не учитывая индивидуальные интересы и способности ребенка.
4. Баланс между своими ожиданиями и желаниями ребенка. Родители могут иметь свои представления о том, каким должен быть профессиональный путь их ребенка, а он может противоречить желаниям самого ребенка.
5. Недостаток опыта. Родители могут не иметь достаточного опыта или знаний о современных требованиях рынка труда, что затрудняет принятие ими обоснованных решений относительно профориентации своих детей.
6. Стресс и давление. Процесс выбора профессии может стать источником стресса как для родителей, так и для детей, особенно если между ними возникают конфликты из-за различия взглядов и ожиданий.
7. Динамичность рынка труда, вызывающая затруднения с пониманием сферы профвыбора. Современный мир меняется быстро, появляются новые профессии, исчезают старые. Это усложняет процесс выбора профессии, так как не всегда можно предугадать, какие навыки и знания будут востребованы в будущем.
Помимо перечисленных выше трудностей, представители сообщества родителей также обозначили дефицит времени на изучение вопросов профориентации, финансовых ресурсов на приобретение образовательных профориентационных программ или отдельных сервисов, недостаточную подкованность в вопросах возрастной психологии и цифровой профориентации.
Для преодоления этих трудностей важно обсуждать открыто и честно с детьми их интересы, способности и желания, а также помогать им искать информацию о различных профессиях и карьерных возможностях, поддерживать ребенка в его стремлении найти свое призвание. Одним из методических средств для разрешения указанных выше трудностей может выступать цикл вебинаров для родителей «Как помочь ребенку выбрать профессию», разработанный автором данной статьи.
Новизна и оригинальность замысла заключаются в том, что ожидаемым результатом исследовательского поиска должна стать оптимальная совокупность форматов и методов поддержки современных родителей в развитии их субъектной позиции по вопросам профориентации, выраженная в конкретном образовательном продукте – цикле открытых экспертных вебинаров (произойдет знакомство с многообразием цифровых профориентационных ресурсов, будут расставлены акценты, помогающие родителям сориентироваться в этом многообразии и далее уже самостоятельно либо при участии в последующих вебинарах из цикла изучить более детально заинтересовавшие их ресурсы).
Практическая значимость исследования: разработанный в результате исследования образовательный продукт (открытый экспертный вебинар) может применяться в работе педагогами, классными руководителями, профориентологами, карьерными консультантами, а также другими специалистами, работающими в сфере профконсультирования и профориентации, во взаимодействии с родителями обучающихся. Кроме того, данный продукт может быть тиражирован и применим родителями для самостоятельного обучения с целью развития компетенций в вопросах профориентации своих детей (и сэкономить при этом время, деньги и другие семейные ресурсы). При этом разработчикам и тем, кто будет применять эту разработку на практике, важно регулярно, с примерной периодичностью 1 раз в 3–4 месяца, обновлять его содержательно-информационную составляющую.
Целевая аудитория: родители (или законные представители) детей подросткового возраста, интересующиеся способами их поддержки на этапе профессионального самоопределения.
Цели: знакомство сообщества родителей с возможностями профориентационных цифровых ресурсов, повышение уровня осведомленности заинтересованных родителей о возможностях цифровых профориентационных ресурсов и, как следствие, повышение родительской компетентности.
Формат: открытый экспертный вебинар. Формат вебинара поможет удовлетворить сразу несколько потребностей родителей – экономия времени (не нужно тратить время на дорогу, а также подстраиваться под время его проведения, можно посмотреть видеозапись в удобном для себя режиме), ориентация в огромном количестве информации (эксперты заранее проведут эту работу и выдадут готовую подборку проверенных, авторитетных источников информации), экономия бюджета (в ходе вебинаров эксперты отмечают, какими сервисами можно воспользоваться для профориентации на коммерческой основе, а какими – бесплатно) и др.
Методы, применяемые в процессе проведения вебинара: презентационные, демонстрационные, беседа с элементами лекции, интерактивные (общение в чате, ответы на вопросы), рефлексивные, методы стимулирования.
Средства: аудиовизуальные (сервер видеосвязи BigBlueButton или другой подходящий для видеосвязи сервис, презентация, демонстрация сайтов и др.).
Продолжительность одной встречи: от 20 до 40 минут.
Этапы: организационный (проверка связи, приветствие и знакомство), целеполагание, основной этап (знакомство с профориентационными возможностями цифровых ресурсов), ответы на вопросы, подведение итогов (заключение и анкета обратной связи).
Так, в мае и сентябре 2024 года на базе службы «Центр поддержки семьи» ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» автором был проведен цикл вебинаров для родителей, на которых они познакомились с профориентационными возможностями таких цифровых ресурсов, как «Атлас новых профессий», «Мое образование», «Смартия», «Профилум», «Проектория», «Профориентатор», «Работа России», «Учёба.ру», «Витрина профессий», «PROFSTORIES», «Психологические онлайн-тесты», Справочник профессий «Profbiografguru», «Билет в будущее» и др.
По итогам каждого вебинара его участникам было предложено заполнить анкету обратной связи, включающую следующие вопросы.
1. Тема вебинара была интересна для Вас? (Да/Нет)
2. Будете ли Вы применять рекомендованные профориентационные ресурсы? (Да/Нет)
3. О каких профориентационных ресурсах Вы хотели бы узнать подробнее на следующих встречах? (выберите из представленных на вебинаре и/или предложите свой вариант)
4. Выразите Ваше мнение о проведенном вебинаре.
Смысл такого опроса не только и не столько в стимулировании рефлексии, сколько в получении информации относительно полезности тех или иных ресурсов, а также пополнении их перечня для будущих встреч. Таким способом создается ситуация участия родителей в создании материалов, обсуждении, обмене мнениями и опытом. Кроме того, для подбора контента и тем вебинаров авторы статьи обращались к опыту авторитетных ученых и практиков [6, 14, 15] и осуществляли анализ результатов поисковых запросов в системе Яндекс. Все это в совокупности позволило разработать содержание программы поддержки развития родительской компетентности в вопросах профориентации. Так главным образом реализовывалась технология социально-педагогической поддержки развития родительской компетентности через интеграцию социального и личного опыта, взаимопомощи, сотрудничества и сопровождения со стороны педагогов-экспертов.
Заключение. Современное родительское сообщество – весьма неоднородная социальная группа по многим характеристикам (возраст, профессия, уровень образования, материальная обеспеченность, национальная и религиозная принадлежность, родительские установки, ценностные ориентации, стиль воспитания и др.). Перед родителями подростков сегодня стоит серьезный вызов – существенный межпоколенческий цифровой разрыв, который ставит их в ситуацию конкуренции с появившимся новым еще одним субъектом социализации подростка – пространство сети Интернет. Для повышения родительской компетентности в вопросах профориентации важно перестроить их взаимодействие с цифровым миром от конкурирующего к такому, где цифровые ресурсы становятся инструментами, своего рода помощниками для родителей в решении задач профориентации ребенка. Одним из средств решения этой задачи может стать предложенный автором цикл вебинаров для родителей. Формат открытого экспертного вебинара выбран целенаправленно. Основанием послужили результаты выявления основных потребностей/трудностей родителей в вопросах профориентации (путем анализа данных современных социологических исследований и фокусированного интервью). Содержание вебинаров, в свою очередь, определялось на основе учета этих потребностей, а также анализа данных поисковых систем, опыта ученых и практиков в сфере профориентации.
В перспективе дальнейших исследований по данной тематике планируется увеличение количества респондентов из числа родителей при выявлении их потребностей в социально-педагогической поддержке развития компетентности в вопросах профориентации. А также для развития темы целесообразно более детально обосновать понятие цифровой профориентации как составляющей процесса цифровой социализации ребенка (в том числе профориентация с использованием цифровых инструментов и методов искусственного интеллекта). Кроме того, на основе имеющихся на текущий момент данных можно приступить к формированию концепции развития субъектности и/или агентности родителей в цифровой профориентации ребенка.
Библиографическая ссылка
Демина Л.С. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ФОРМАТЫ И СОДЕРЖАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33721 (дата обращения: 08.11.2024).