Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ФОРМАТЫ И СОДЕРЖАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Демина Л.С. 1
1 ФГБОУ ВО "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ)
Цели исследования – теоретическое обоснование и выявление оптимальных форматов и содержательного наполнения программ социально-педагогической поддержки развития компетентности современных родителей в вопросах профориентации на современном этапе (в условиях глобальной цифровой трансформации многих аспектов жизни человека). Автор раскрывает социально-педагогическую ресурсность такой родительской компетенции, как способность помочь ребенку выбрать профессию; поднимает вопрос поиска современных эффективных форматов, а также содержания программ социально-педагогической поддержки субъектности родителей в профориентации ребенка; исследует особенности, определяющие их роль в этом процессе. Также автор рассматривает различные подходы к изучению субъектности родителей в профориентации ребенка в условиях цифровой трансформации образования и предлагает рекомендации для учета их потребностей и ожиданий при разработке программ и услуг по профориентации. Авторский подход к поддержке субъектной позиции родителей в профориентации продемонстрирован на примере разработки цикла тематических вебинаров, посвященных обзору цифровых ресурсов, доступных для использования в рамках семейной профориентации. Показана результативность пилотного эксперимента по реализации разработанных автором открытых экспертных вебинаров для родителей на основе анализа данных анкеты обратной связи. Обозначены перспективы дальнейших исследований по данной тематике. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ QZOY-2024-0013 «Исследование результатов и эффектов практик профориентационной работы с обучающимися и семьями».
профориентация
самоопределение
родитель
родительская компетентность
социально-педагогическая поддержка
цифровая трансформация образования
1. Подугольникова Э.А., Ивченко И.Н. Взаимодействие с родителями в решении задач профессиональной ориентации обучающихся // Мастерская педагога. 2024. № 1. С. 33-38.
2. Фролова С. Л., Нечаев М. П. Интеграция профориентационного минимума в рабочую программу воспитания образовательной организации // Профильная школа. 2024. Т. 12, № 1. С. 31-38. DOI: 10.12737/1998-0744-2024-12-1-31-38.
3. Карцева Л.В. Профориентационные установки родителей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2(54). С. 68-83.
4. Минюрова С.А., Брызгалова О.С., Тенкачева Т.Р. Анализ запроса родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 216-221.
5. Зеленкина Т.Д. Подготовка родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников: автореф. дис…. канд. пед. наук. Москва, 2015. 22 с.
6. Тарасова С.А., Крылова И.Г. Институт для родителей: повышение психолого-педагогической компетентности // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2011. № 2. С. 44-50.
7. Климов Е.А. Путь в профессионализм // Акмеология. 2002. № 3(4). С. 48-54.
8. Пряжников Н.С. Основные ориентирующие признаки в личностном и профессиональном самоопределении // Психология развития: полвека пути: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. С. 67-77.
9. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 2-6.
10. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей [пер. с англ. В.В. Старовойтова]. 2-е изд.. М.: Акад. Проект, 2006. 238 с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 3. С. 60-77.
12. Мудрик А.В. Социализация: новации последних десятилетий // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 3. С. 6-15. DOI: 10.15293/1813-4718.2303.01.
13. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, № 3. С. 226-248. DOI: 10.21638/spbu16.2022.301.
14. Резапкина Г.В. Заметки профконсультанта // Академический вестник Академии социального управления. 2016. № 4(22). С. 4-24.
15. Резапкина Г.В. Обзор интернет-ресурсов по проблемам профессионального самоопределения // Народное образование. 2011. № 10(1413). С. 195-204.

Введение

Профессиональное самоопределение и выбор профессии являются важным шагом в жизни каждого человека, поскольку от них зависят дальнейшее карьерно-профессиональное развитие и удовлетворенность трудом. Родитель как ключевая фигура в жизни ребенка играет значительную роль в процессе профориентации, выступая в нем своего рода навигатором и ориентиром одновременно. Особенности субъектной позиции (совокупность взглядов, ожиданий, ценностей, опыта и др.) родителей в профориентации ребенка могут оказать существенное влияние на результат этого процесса (профвыбор) и планирование карьерной стратегии.

Современная школа берет на себя основные задачи по профнавигации обучающихся и содействию их профессиональному самоопределению [1, 2]. Выстраивая систему профориентационной работы, важно задействовать все социально-педагогические ресурсы, одним из которых являются субъектность родителей, степень и качество их включенности в указанные процессы. Анализ отечественных исследований показывает, что субъектная позиция родителей может влиять на профориентационные решения детей в различных аспектах [3, 4]. Например, они могут оказывать влияние на выбор профессии через свои профессиональные предпочтения, ожидания относительно будущих карьерных достижений ребенка, а также через свои стереотипы о том, какие профессии подходят для мужчин и женщин, и др.

Однако важно учитывать, что субъектная позиция родителей не всегда является единственно верной и оптимальной. Дети имеют свои собственные интересы, способности и ценности, которые должны быть учтены при выборе профессии в первую очередь. Поэтому необходимо развивать у родителей понимание и навыки поддержки индивидуальных потребностей и желаний ребенка в процессе профориентации. Родители могут помочь своему ребенку развить самостоятельность, рефлексию, ответственность и другие качества, позволяющие принимать осознанные и обоснованные решения. Кроме того, профориентация – это длительный процесс, который требует постоянного диалога, поддержки и отношений сотрудничества между родителями и детьми. Родители могут помогать своему ребенку исследовать различные профессиональные возможности, а также поддерживать его в поиске своего жизненного и профессионального пути. В итоге, субъектная позиция родителей играет значимую роль в процессе профориентации детей, но она должна сочетаться с уважением к индивидуальным особенностям, потребностям и желаниям ребенка. Родители могут быть поддержкой и наставниками для своих детей в этом важном жизненном выборе. Кроме того, в эпоху цифровой трансформации многих аспектов жизни человека процесс профориентации также становится задачей, требующей от современных родителей цифровой грамотности и знаний мира современных профессий (например, находящихся в области IT и использования искусственного интеллекта). Солидаризируясь с мнениями Т.Д.Зеленкиной, И.Г.Крыловой и С.А.Тарасовой, отметим, что все эти навыки достаточно сложно сформировать самостоятельно, необходима целенаправленная подготовка родителей к содействию в профессиональном самоопределении [5, 6].

Все вышеуказанное позволяет сформулировать проблему исследования: каковы оптимальные инструменты, форматы и содержание программ поддержки развития родительской компетентности в вопросах профориентации?

Цели исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое выявление оптимального сочетания форматов, методов и содержательного наполнения программ социально-педагогической поддержки развития компетентности современных родителей в вопросах профориентации.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач.

1. Выявление потребностей современных родителей в поддержке компетентности в вопросах профориентации и построение на их основе содержания программы.

2. Поиск эффективных форматов и методов актуализации субъектной позиции родителей в профориентации ребенка.

3. Подбор и/или создание специализированного контента для информирования родителей в вопросах профориентации ребенка и цифровых ресурсах, которые можно самостоятельно использовать в этих целях.

4. Выявление способов активизации интереса родителей к дальнейшему самостоятельному изучению возможностей профориентационных ресурсов и их применению.

Теоретико-методологическая база исследования:

- концепции профессионально-личностного самоопределения [7, 8, 9];

- положения психологии семьи о детско-родительских отношениях [10, 11];

- концепции цифровой социализации личности [12, 13].

Материал и методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, моделирование программы поддержки родительской компетентности в профориентации, формирующий эксперимент с применением презентационных, демонстрационных методов, элементов лекции, интерактивных методов (общение в чате, ответы на вопросы), методов формирования познавательного интереса, рефлексии.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках исследования автором было проведено фокусированное интервью с участием в качестве респондентов 16 родителей детей от 14 до 16 лет. Задача исследования состояла в выявлении потребностей родителей в разрешении основных трудностей, которые они испытывают в вопросах профориентации детей. По итогам опроса были выделены и сформулированы 7 основных (наиболее часто встречающихся) трудностей.

1. Информационная перегрузка. Сегодня доступ к информации о профессиях и карьерных возможностях огромен, что может создать путаницу у родителей и детей. Респонденты отмечали: «Сложно разобраться во всех вариантах и выбрать подходящий».

2. Боязнь ошибиться. Родители могут переживать, что неправильно направят своего ребенка в выборе профессии, что приведет к неудачам и разочарованиям в будущем.

3. Стремление к социальному престижу. Некоторые родители могут ориентироваться на общественное мнение и желание, чтобы их дети выбрали «престижные» профессии, не учитывая индивидуальные интересы и способности ребенка.

4. Баланс между своими ожиданиями и желаниями ребенка. Родители могут иметь свои представления о том, каким должен быть профессиональный путь их ребенка, а он может противоречить желаниям самого ребенка.

5. Недостаток опыта. Родители могут не иметь достаточного опыта или знаний о современных требованиях рынка труда, что затрудняет принятие ими обоснованных решений относительно профориентации своих детей.

6. Стресс и давление. Процесс выбора профессии может стать источником стресса как для родителей, так и для детей, особенно если между ними возникают конфликты из-за различия взглядов и ожиданий.

7. Динамичность рынка труда, вызывающая затруднения с пониманием сферы профвыбора. Современный мир меняется быстро, появляются новые профессии, исчезают старые. Это усложняет процесс выбора профессии, так как не всегда можно предугадать, какие навыки и знания будут востребованы в будущем.

Помимо перечисленных выше трудностей, представители сообщества родителей также обозначили дефицит времени на изучение вопросов профориентации, финансовых ресурсов на приобретение образовательных профориентационных программ или отдельных сервисов, недостаточную подкованность в вопросах возрастной психологии и цифровой профориентации.

Для преодоления этих трудностей важно обсуждать открыто и честно с детьми их интересы, способности и желания, а также помогать им искать информацию о различных профессиях и карьерных возможностях, поддерживать ребенка в его стремлении найти свое призвание. Одним из методических средств для разрешения указанных выше трудностей может выступать цикл вебинаров для родителей «Как помочь ребенку выбрать профессию», разработанный автором данной статьи.

Новизна и оригинальность замысла заключаются в том, что ожидаемым результатом исследовательского поиска должна стать оптимальная совокупность форматов и методов поддержки современных родителей в развитии их субъектной позиции по вопросам профориентации, выраженная в конкретном образовательном продукте – цикле открытых экспертных вебинаров (произойдет знакомство с многообразием цифровых профориентационных ресурсов, будут расставлены акценты, помогающие родителям сориентироваться в этом многообразии и далее уже самостоятельно либо при участии в последующих вебинарах из цикла изучить более детально заинтересовавшие их ресурсы).

Практическая значимость исследования: разработанный в результате исследования образовательный продукт (открытый экспертный вебинар) может применяться в работе педагогами, классными руководителями, профориентологами, карьерными консультантами, а также другими специалистами, работающими в сфере профконсультирования и профориентации, во взаимодействии с родителями обучающихся. Кроме того, данный продукт может быть тиражирован и применим родителями для самостоятельного обучения с целью развития компетенций в вопросах профориентации своих детей (и сэкономить при этом время, деньги и другие семейные ресурсы). При этом разработчикам и тем, кто будет применять эту разработку на практике, важно регулярно, с примерной периодичностью 1 раз в 3–4 месяца, обновлять его содержательно-информационную составляющую.

Целевая аудитория: родители (или законные представители) детей подросткового возраста, интересующиеся способами их поддержки на этапе профессионального самоопределения.

Цели: знакомство сообщества родителей с возможностями профориентационных цифровых ресурсов, повышение уровня осведомленности заинтересованных родителей о возможностях цифровых профориентационных ресурсов и, как следствие, повышение родительской компетентности.

Формат: открытый экспертный вебинар. Формат вебинара поможет удовлетворить сразу несколько потребностей родителей – экономия времени (не нужно тратить время на дорогу, а также подстраиваться под время его проведения, можно посмотреть видеозапись в удобном для себя режиме), ориентация в огромном количестве информации (эксперты заранее проведут эту работу и выдадут готовую подборку проверенных, авторитетных источников информации), экономия бюджета (в ходе вебинаров эксперты отмечают, какими сервисами можно воспользоваться для профориентации на коммерческой основе, а какими – бесплатно) и др.

Методы, применяемые в процессе проведения вебинара: презентационные, демонстрационные, беседа с элементами лекции, интерактивные (общение в чате, ответы на вопросы), рефлексивные, методы стимулирования.

Средства: аудиовизуальные (сервер видеосвязи BigBlueButton или другой подходящий для видеосвязи сервис, презентация, демонстрация сайтов и др.).

Продолжительность одной встречи: от 20 до 40 минут.

Этапы: организационный (проверка связи, приветствие и знакомство), целеполагание, основной этап (знакомство с профориентационными возможностями цифровых ресурсов), ответы на вопросы, подведение итогов (заключение и анкета обратной связи).

Так, в мае и сентябре 2024 года на базе службы «Центр поддержки семьи» ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» автором был проведен цикл вебинаров для родителей, на которых они познакомились с профориентационными возможностями таких цифровых ресурсов, как «Атлас новых профессий», «Мое образование», «Смартия», «Профилум», «Проектория», «Профориентатор», «Работа России», «Учёба.ру», «Витрина профессий», «PROFSTORIES», «Психологические онлайн-тесты», Справочник профессий «Profbiografguru», «Билет в будущее» и др.

По итогам каждого вебинара его участникам было предложено заполнить анкету обратной связи, включающую следующие вопросы.

1. Тема вебинара была интересна для Вас? (Да/Нет)

2. Будете ли Вы применять рекомендованные профориентационные ресурсы? (Да/Нет)

3. О каких профориентационных ресурсах Вы хотели бы узнать подробнее на следующих встречах? (выберите из представленных на вебинаре и/или предложите свой вариант)

4. Выразите Ваше мнение о проведенном вебинаре.

Смысл такого опроса не только и не столько в стимулировании рефлексии, сколько в получении информации относительно полезности тех или иных ресурсов, а также пополнении их перечня для будущих встреч. Таким способом создается ситуация участия родителей в создании материалов, обсуждении, обмене мнениями и опытом. Кроме того, для подбора контента и тем вебинаров авторы статьи обращались к опыту авторитетных ученых и практиков [6, 14, 15] и осуществляли анализ результатов поисковых запросов в системе Яндекс. Все это в совокупности позволило разработать содержание программы поддержки развития родительской компетентности в вопросах профориентации. Так главным образом реализовывалась технология социально-педагогической поддержки развития родительской компетентности через интеграцию социального и личного опыта, взаимопомощи, сотрудничества и сопровождения со стороны педагогов-экспертов.

Заключение. Современное родительское сообщество – весьма неоднородная социальная группа по многим характеристикам (возраст, профессия, уровень образования, материальная обеспеченность, национальная и религиозная принадлежность, родительские установки, ценностные ориентации, стиль воспитания и др.). Перед родителями подростков сегодня стоит серьезный вызов – существенный межпоколенческий цифровой разрыв, который ставит их в ситуацию конкуренции с появившимся новым еще одним субъектом социализации подростка – пространство сети Интернет. Для повышения родительской компетентности в вопросах профориентации важно перестроить их взаимодействие с цифровым миром от конкурирующего к такому, где цифровые ресурсы становятся инструментами, своего рода помощниками для родителей в решении задач профориентации ребенка. Одним из средств решения этой задачи может стать предложенный автором цикл вебинаров для родителей. Формат открытого экспертного вебинара выбран целенаправленно. Основанием послужили результаты выявления основных потребностей/трудностей родителей в вопросах профориентации (путем анализа данных современных социологических исследований и фокусированного интервью). Содержание вебинаров, в свою очередь, определялось на основе учета этих потребностей, а также анализа данных поисковых систем, опыта ученых и практиков в сфере профориентации.

В перспективе дальнейших исследований по данной тематике планируется увеличение количества респондентов из числа родителей при выявлении их потребностей в социально-педагогической поддержке развития компетентности в вопросах профориентации. А также для развития темы целесообразно более детально обосновать понятие цифровой профориентации как составляющей процесса цифровой социализации ребенка (в том числе профориентация с использованием цифровых инструментов и методов искусственного интеллекта). Кроме того, на основе имеющихся на текущий момент данных можно приступить к формированию концепции развития субъектности и/или агентности родителей в цифровой профориентации ребенка.


Библиографическая ссылка

Демина Л.С. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ФОРМАТЫ И СОДЕРЖАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33721 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674