Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВ ЦИФРОВОГО И ТРАДИЦИОННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Саданова В.Н. 1 Драгунова Е.П. 1 Шнейдер Е.М. 2
1 Российский технологический университет МИРЭА
2 ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
В данной статье исследуются вопросы, связанные с трансформацией системы художественного образования, находящейся под влиянием инновационных подходов к обучению изобразительному искусству. Также рассматриваются базовые принципы и инструменты традиционного и цифрового изобразительного творчества путем противопоставления между собой этих видов искусства. Основной задачей авторов является анализ изменения инструментов и языка искусства при переводе его из поля традиций художественного академического образования в область цифровых носителей, а также возможной утраты главных выразительных средств. Авторы пришли к выводу, что глобализация в цифровой среде оказывает существенное как положительное, так и отрицательное влияние на систему художественного образования, трансформируя традиционные подходы к преподаванию дисциплин. Это требует от педагогов дополнительного осмысления. В результате происходят изменения в практической деятельности студентов художественных вузов, будущих художников и дизайнеров, теряются академические знания, которые были заложены в традиционной системе обучения студентов 1–2-х курсов. Несмотря на то что цифровые технологии могут быть интегрированы в преподавание некоторых дисциплин, практическая работа с моделями и творческими установками остается основой обучения изобразительному искусству. Поэтому очень важно продолжать уделять внимание непосредственному взаимодействию между преподавателем и студентом. Именно контактная форма обучения остается наиболее эффективной в творческих областях подготовки, особенно в сфере изобразительного искусства.
живопись
графика
академический рисунок
цифровая живопись
цифровое творчество
компьютерная графика
язык искусства
цифровое искусство
дизайн
творчество
1. Павловская Е.Э., Графический дизайн. Современные концепции. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Издательство Юрайт, 2024, 119 с.
2. Гриц Н.В., Основы ландшафтного дизайна. Учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2024, 116 с.
3. Зябнева О.А. Шнейдер Е.М., Саданова В.Н. Исследование основных принципов преподавания основ информационной архитектуры web-сайта для студентов направления дизайн // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32366 (дата обращения: 30.10.2024). DOI: 10.17513/spno.32366.
4. Литвина, Т. В., Дизайн новых медиа. Учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2024, 182 с.
5. Саданова В.Н., Попов Е.И., Шнейдер Е.М. Особенности применения современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения студентов графическому дизайну // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32551 (дата обращения: 30.10.2024). DOI: 10.17513/spno.32551.
6. Купцова Е.В., Антонов В.Г., Купцова Е.С. Организационный дизайн. Учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2024. 397 с.
7. Жданов Н.В., Скворцов А.В. Архитектурно-дизайнерское проектирование: виртографика. Учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2024. 78 с.

Введение. В последние годы процесс цифровой трансформации охватил не только технические и естественно-научные области подготовки студентов, но и сферы, связанные с художественным творчеством, дизайном и изобразительным искусством.

Первоначально компьютер воспринимался исключительно как инструмент для выполнения вычислений и решения рутинных задач. Однако стремительное развитие технологий привело к его интеграции в сферу художественного творчества.

Студенты российских вузов, обучающиеся художественным специальностям, демонстрируют высокую техническую компетентность и умение эффективно использовать информационные технологии в своем творческом процессе. Применение компьютеров, телефонов и планшетов стало неотъемлемой частью их ежедневной практики, охватывающей не только поиск информации, но и удовлетворение потребностей в самовыражении, саморазвитии и самопрезентации.

С наступлением XXI века цифровое искусство стало неотъемлемой частью традиционной изобразительной культуры. Цифровые технологии все чаще рассматриваются как основной инструмент художественного самовыражения, в том числе и в рисунке, и в живописи.

В большинстве исследований, посвященных цифровому изобразительному искусству, подчеркивается отсутствие принципиальных отличий в средствах художественной выразительности и приемах создания произведений в традиционном и цифровом искусстве. Важно отметить, что история искусства неоднократно демонстрировала, как появление новых материалов порождало новые технологии и, как следствие, развивались новые направления в искусстве. При этом все они, приобретая новые характеристики и возможности, основывались на фундаментальных принципах академического рисунка и живописи.

Несмотря на то что живопись и рисунок как академические дисциплины требуют глубоких теоретических знаний и практических навыков в различных областях (история искусства, химия, физика и физиология цвета, цветовые иллюзии и пространственные свойства цвета, законы воздушной и цветовой перспективы), в системе образования наблюдается тенденция к отказу от них в пользу цифровых навыков.

Будущий художник или дизайнер должен соответствовать современным требованиям и овладеть практическими приемами работы с различными материалами и инструментами, помимо того обширного теоретического багажа, который он получает на лекционных занятиях.

Целью настоящего исследования является рассмотрение практических аспектов внедрения преподавателями высшего художественно-педагогического образования компьютерных технологий в учебный процесс.

Материалы и методы исследования. Материалом данного исследования являются учебные работы студентов. В ходе исследования были применены эмпирические и теоретические методы исследования. Также использованы различные виды педагогических технологий – предметно-ориентированные, развивающие, личностно-ориентированные, технологии критического мышления. В ходе исследования авторами был применен один из основных методов педагогических измерений – анализ творческих работ студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе анализа трудов российских исследователей авторами была исследована научная работа И.Ю. Мамедовой, А.С. Чурина, И.А. Оранской, в которой акцентировано внимание на роли цифрового и традиционного искусства, находящего свое применение в учебных заданиях студентов, а также позиционируются два основных подхода к художественному творчеству, каждый из которых обладает своими достоинствами и особенностями [1, с. 62–69].

Авторы изучаемой статьи рассматривают сходства и различия между этими двумя формами искусства. Так, по их мнению, в обеих областях творчество и вдохновение играют ключевую роль, предоставляя будущим художникам и дизайнерам возможность выражать свои идеи и эмоции посредством графических изображений.

По мнению А.Э. Дрюковой, В.О. Чурляевой, в традиционном искусстве в процессе выполнения учебных практических заданий по пропедевтическим дисциплинам «Рисунок», «Живопись», и в творческих, и в академических работах возможно применение экспрессии и стиля: в обеих формах можно развивать свой уникальный стиль и творческую индивидуальность. Это позволяет создавать работы, отражающие собственную личность и неповторимый подход к искусству [2, с. 89–94].

В области цифровой живописи и рисунка компьютер выступает в качестве инструмента, аналогичного карандашу, кисти с красками. Пик популярности данного направления в России наблюдался в период с 2012 по 2015 годы [3].

Следует отметить, что для создания качественного цифрового рисунка или живописи необходимо владеть фундаментальными знаниями и навыками, накопленными поколениями художников.

В своих научных работах Ю.А. Бойко подчеркивала, что к ним, прежде всего, относятся понимание законов колористики, световоздушной перспективы, знание о форме и композиции, умение видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги, знания об освещении объектов и их стилизации. В своих исследованиях она подчеркивала, что создание цифрового графического изображения, как правило, осуществляется в три этапа.

Первый этап включает в себя разработку эскиза, которая может быть выполнена как на бумажном носителе, так и с использованием компьютерных инструментов. Второй этап предполагает компоновку элементов изображения и создание конструктивного рисунка с использованием светлых тонов. На этом этапе происходят проработка формы объекта, передача объема, тональных отношений и световоздушной среды. Третий этап посвящен расстановке акцентов в изображении и коррекции технических неточностей.

Каждый из указанных пунктов является базой для целого спектра следующих знаний и умений, позволяющих расширять диапазон используемых средств и совершенствовать художественную технику.

В первую очередь, необходимо понимать основы физических законов цвета и света, поскольку без этих знаний невозможен анализ шедевров живописи, а следовательно, недоступно понимание механизмов, на которых строилась работа мастеров прошлого [4, с. 150–155].

Знание законов физиологии цветовосприятия и цветовоспроизведения позволяет определить круг возможностей сближения этих ключевых понятий. Эти знания дают возможность овладеть цветом как инструментом, но, помимо теоретических знаний и умений художника, в современной живописи существует зависимость от таких факторов, как материалы.

Компьютерная графика и ее активное применение в живописи, рисунке представляет собой для студентов новую форму творческого самовыражения. Обучаемый материал для компьютерной графики достаточно сложен, поэтому преподаватели придерживаются принципа доступности. Теоретические концепции и практические задания иллюстрируются плакатами, технологическими картами и демонстрациями на доске [5].

Отметим, что интеграция компьютерной графики и изобразительного искусства расширяет дидактический инструментарий педагога, способствуя интеллектуальному развитию студентов, активизации познавательного интереса, творческого самовыражения и воспитанию эстетического вкуса.

Также нужно сказать, что компьютерная графика продолжает законы и требования традиционной графики и живописи, перенесенные в виртуальное пространство. Именно в этой виртуальной среде заключаются как преимущества, так и сложности цифрового рисования. Программа Photoshop в настоящее время считается эталонным инструментом для работы с растровой графикой, предоставляя возможность манипулировать изображениями и их фрагментами, отделяя или комбинируя их в единое целое [6, с. 171–174].

Цифровое и традиционное искусство – это два уникальных подхода к художественному творчеству, каждый из которых имеет свои преимущества и особенности. В работе рассмотрены сходства и различия между этими двумя формами искусства.

Для этого авторами на базе РТУ МИРЭА были выбраны две группы студентов 2-го курса, кафедры компьютерного дизайна, в количестве 25 человек каждая.

В одной из групп (условно группа А) теоретический и практический материал по дисциплинам «Академический рисунок» и «Академическая живопись» был предоставлен в полном объеме в соответствии с учебным планом, в другой (условно группа Б) было проведено сокращение часов в учебном плане по данным дисциплинам, а освободившиеся часы были организованы в новую дисциплину «Изобразительные средства».

Итак, студентам групп А и Б при выполнении одинаковых по своим целям и задачам учебных заданий по изображению промышленного пейзажа в рамках изучения дисциплины «Изобразительные средства» было предложено выполнить работу как в традиционной академической технике, так и с использованием цифровых технологий. В результате при анализе традиционных и цифровых работ по промышленному пейзажу были получены следующие результаты.

У 60% студентов обеих групп прослеживались определенные сходства, также отмечено, что задания с элементами творчества вызывали больше вдохновения и креативного решения как при использовании цифровых средств, так и в традиционной технике.

Обе формы искусства позволяют будущим дизайнерам выражать свои мысли и чувства через графические изображения, но большая свобода и уверенность, а именно – 78% – были отмечены у студентов группы А, получивших начальные знания по дисциплине «Академический рисунок».

Одной из важных творческих характеристик при выполнении пейзажа является использование определенной стилевой экспрессии. При выполнении заданий как в цифровой, так и в традиционной технике только у 12% студентов группы Б и у 26% группы А были отмечены предпосылки к формированию и дальнейшему развитию своего уникального стиля и творческой индивидуальности в процессе дальнейшей творческой работы.

Использование цифровых и традиционных техник одновременно, по мнению 14% студентов группы Б и 32% группы А, позволяет им создавать работы, которые отражают их собственную личность и уникальный подход к искусству.

Следующим критерием профессиональных характеристик студентов является потребность вызвать у зрителя своими работами определенный эмоциональный отклик. Как цифровая, так и традиционная форма разработки пейзажа формируют у зрителя определенные эмоциональный отклик. Будущие дизайнеры свою интерпретацию пейзажа выражали через цвет, композиционное построение и детали, подчеркивающие тему произведения и создающие эмоциональный строй. Студенты группы Б справились с этой задачей лишь на 10%, а группы А – на 19%.

При соблюдении тех же предложенных условий между студентами 2-го курса в группах А и Б был проведен анализ работ по выполнению живописного городского пейзажа традиционным и цифровым способами. Сопоставление работ студентов, получивших базовые знания и навыки по дисциплине «Академическая живопись» (условно группа А), и студентов, где эти часы были сокращены (условно группа Б), продемонстрировало разницу в выборе базовых воспроизводящих инструментов и принципиально разные подходы к ведению работы.

Так, студенты группы А, где дисциплина «Академическая живопись» была дана в полном объеме, работу красками строили последовательно на нескольких составляющих:

- создание общего колорита через использование имприматуры (последний слой грунта и первый слой рисунка);

- использование оптических свойств материалов (красок, промежуточных и покрывных лаков);

- использование художественных приемов, создающих оптическое смешение цвета (лессировки);

- использование законов живописи и создание цветовых иллюзий.

В работах, выполненных материалами, 80% студентов группы А в достаточной мере использовали знания о цветовых контрастах, тональной перспективе, фактуре мазка и т.д. Кроме того, более 50% работ, выполненных этой же группой в цифровых носителях, демонстрируют понимание законов цветовосприятия и попытку их применения электронными средствами.

Студенты группы Б в аналогичных заданиях, работая красками, только в 40% случаев попытались воспроизвести законы цветовых отношений, а работы, выполненные в цифровых носителях, на 80% были решены исключительно графическими средствами и напоминали раскрашенные векторные изображения.

Законы работы цветом при построении живописных изображений, не сформулированные и не закрепленные навыками, были использованы 10% студентов группы Б, имевших прежде опыт обучения в художественных школах. Остальными 90% студентов группы Б эти приемы и инструменты не были применены ни в традиционной, ни в цифровой живописи. Цифровая живопись отличается не только от материальных видов изобразительного творчества, но и от других форм цифрового искусства, во многих случаях – отсутствием необходимости компьютерного рендеринга модели.

Студенты всех курсов выделили несколько ключевых различий между выполнением работ в традиционной и цифровой формах.

Инструменты и материалы

Основное различие между этими двумя видами искусства заключается в использовании различных инструментов и материалов. Традиционное искусство требует не только кистей, красок, карандашей и бумаги, но и понимания физических и химических свойств художественных материалов, в то время как цифровая иллюстрация создается с помощью программного обеспечения и графических планшетов.

Изменения и исправления

В цифровой иллюстрации художник может легко отменить последние действия или внести изменения в свою работу без видимых следов исправлений. В традиционном искусстве исправление ошибок может быть более сложным и затратным процессом, однако опыт, полученный в результате исправлений, часто становится основой для дальнейших творческих поисков. В мировой живописи есть множество примеров, подтверждающих это.

Физическое ощущение

Традиционное искусство предоставляет художнику возможность физически взаимодействовать с материалами, которые могут как помогать, так и сопротивляться автору, а также с поверхностью бумаги или холста. Это создает ощущение непосредственной и естественной реализации идеи. Кроме того, оптические эффекты красочного слоя могут иметь самостоятельную эстетическую ценность, вызывая у зрителя сильные эмоции.

Например, кристаллические пигменты, использовавшиеся старыми мастерами, такие как киноварь, лазурит и горный хрусталь, оказывали значительное воздействие на оптику красочного слоя, создавая иллюзию подвижности изображения [7, с. 25–38].

В традиционной живописи оптическое смешение цвета воспринимается как «подвижное», тогда как в цифровом исполнении наблюдается более механистичное и упрощенное восприятие. Хотя экран монитора может создавать иллюзию оптического смешения цветов, относительная простота цветовых пятен не позволяет использовать палитру как ключевой инструмент цифровой живописи.

Хотя, законы живописи и создание цветовых иллюзий, основанные на:

- валёрах (оттенках цвета, зависящих от освещения);

- симультанности (одновременном цветовом контрасте);

- температурной полярности света и тени;

- цветовой перспективе;

- воздушной перспективе,

могут значительно улучшить качество цифровых изображений, поскольку они хотя бы имитационно воспроизводят сложность восприятия света и цвета, приближая изображение к реалистичному отображению окружающей действительности.

Сравнительный анализ контрольных групп показал, что студенты группы Б, лишенные дисциплины «Академическая живопись», испытывают нехватку практических знаний и законов, на которых строится цветовой реализм.

Студенты контрольной группы А, обладая определенным техническим арсеналом, даже работая в цифровых носителях, искали способы применения этих знаний к своим изображениям, несмотря на то, что цифровая живопись, в лучшем случае, лишь имитирует эти действия и приемы (например, имитация масляной краски, цветовых переходов и т.д.).

Компьютер как инструмент живописи имеет значительные ограничения в изобразительных средствах, поскольку цифровые носители изначально не создавались как инструменты для творческих решений, а лишь адаптировались к решению этих задач. Безусловно, если будут четко сформулированы задачи по расширению изобразительных цифровых средств, то рано или поздно будут найдены и способы их применения, и инструменты для этого. Однако основой этих поисков остаются знание законов и изобразительная грамота.

Цифровое и традиционное искусство представляют собой две формы творчества, каждая из которых обладает своими уникальными особенностями и преимуществами. Некоторые художники предпочитают комбинировать оба вида, используя традиционные материалы для эскизов и концепций, а затем доводя их до совершенства с помощью цифровой иллюстрации. В конечном итоге, выбор метода зависит от личных предпочтений и стиля каждого художника.

В области профессионального образования цифровая образовательная среда предлагает ценные инструменты, потенциально упрощая и обогащая преподавание некоторых дисциплин изобразительного искусства. Однако этот процесс сопряжен с определенными рисками как технического, так и профессионального характера.

Во-первых, не все учебные заведения обладают необходимыми ресурсами и подготовкой для обеспечения учащихся соответствующей техникой, что требует значительных финансовых вложений с неопределенным сроком окупаемости.

Во-вторых, разница характеристик мониторов цифровых носителей допускает значительные искажения в цветопередаче на разных устройствах, что значительно усложняет оценку знаний студента педагогом, поскольку одна и та же работа может выглядеть по-разному у передающей и принимающей стороны.

В-третьих, педагогический персонал может испытывать недостаток квалификации и готовности к работе с современной технологией.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что даже при наличии необходимой техники отсутствие у преподавателей соответствующих навыков может помешать эффективному использованию ее в учебном процессе.

Несмотря на то что цифровые технологии могут быть интегрированы в преподавание некоторых дисциплин, практическая работа с моделями и творческими установками остается основой обучения изобразительному искусству. Поэтому важно продолжать уделять большее внимание непосредственному взаимодействию между преподавателем и студентом.

Контактная форма обучения остается наиболее эффективной в творческих областях подготовки, особенно в сфере изобразительного искусства.


Библиографическая ссылка

Саданова В.Н., Драгунова Е.П., Шнейдер Е.М. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВ ЦИФРОВОГО И ТРАДИЦИОННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33714 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674