Введение. На современном этапе развития решение возникающих глобальных проблем, таких как перевозка продовольствия, одежды, оборудования, связано с использованием ресурсов Мирового океана. Поэтому необходимость осваивать ресурсы Мирового океана диктует условие совершенствования профессиональной подготовки будущих выпускников морского профиля.
С другой стороны, профессиональная деятельность моряка протекает в особых условиях, связанных с возможностью возникновения нестандартных и неопределенных ситуаций, требующих быстрого реагирования. Поэтому при получении квалификации для будущих выпускников морского профиля, в частности для будущих судоводителей, важно смоделировать педагогическое пространство в образовательном процессе вуза, где главным моментом является быстрое постижение смысла, способность выполнять профессиональные обязанности на основе концепта-«человек», концепта-«коммуникация» и концепта-«культура», причём коммуникативное взаимодействие должно осуществляться средствами английского языка. Из этого следует, что проблема совершенствования подготовки моряков является актуальной: необходимо формировать концептосферу профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля. Важность формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля диктует необходимость разработки и практической апробации инновационной образовательной программы по формированию концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля в образовательном процессе вуза.
Проблема профессиональной подготовки специалистов морского профиля рассматривается в значительном количестве научных трудов. Так, проблема моделирования влияния мелководья на гидродинамические коэффициенты при уравнениях гидродинамики судна представлена в трудах Г.К. Асланова, З.М. Абдуллаевой [1]. В.А. Логиновский разработал учебные цели по дисциплине «Оценка риска в мореплавании» на основе классификации Блума [2]. Рекомендации по действиям в чрезвычайных ситуациях в ледовых условиях плавания представлены в научной работе А.А. Ершова, П.И. Петухова [3]. Вероятность появления сбоя в работе организационной судовой системы, вызванной эффектом усталости при несении вахты, проанализировал Ф.Д. Кукуи [4]. С.Т. Сазин рассмотрел обеспечение защиты конституционных прав граждан и безопасности на водном морском транспорте с позиции организации дополнительного профессионального образования в частных учебных заведениях [5]. Ю.И. Божко разработала модель формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся на судоводительских факультетах [6].
Таким образом, теоретический анализ научных работ по теме исследования показал, что на сегодняшний момент проблема формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля не представлена на достаточном уровне и требует разработки.
Цель исследования – разработать и реализовать факультативный курс по формированию концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля.
Материалы и методы исследования. В качестве методологической основы при проведении исследования использовался контекстный подход, изложенный в научных трудах А.А. Вербицкого, который отмечает, что «предметно-технологический, социальный и морально-нравственный контексты профессионального будущего, заданные с помощью психологических, дидактических и педагогических методов, средств и приемов, наполняют деятельность обучающихся личностным смыслом, обусловливают их включенность в процессы познания и будущего преобразования действительности, превращение информации в знание» [7, с. 289-290].
Одним из центральных мест создания программы была реализация педагогического пространства формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля. Поэтому за основу из контекстного подхода было взято положение В.Ф. Тенищевой о том, что «реализация задач профессионального развития студента на дидактическом уровне возможна путем создания интегрального образовательного пространства, представленного в учебном процессе в виде интегративно-контекстного курса» [8, с. 107].
Вместе с тем была учтена смысловая парадигма Е.Н. Дмитриевой, которая акцентирует внимание на том, что «концептосфера отражает мировоззрение человека, раскрывает его картину мира (или, точнее, картину мира, состоявшуюся в его сознании). Очевидно, что концептосфера индивидуальна у каждого человека, поскольку нет на свете людей, которые мыслили бы идентично, имели бы одинаковый культурный, социальный, личный, семейный и профессиональный опыт и одинаково смотрели бы на вещи» [9, с. 152].
Кроме этого, при создании программы формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля автор учитывает идеи эволюционного образования С.Е. Моторной: 1) о формировании коллективного сознательного [10], 2) о важности развития духовных и нравственных основ профессионализма [11], 3) о создании атмосферы бесконфликтности [12], 4) об ориентации при взаимодействии будущих выпускников в профессиональной деятельности на стратегию сотрудничества [13].
Таким образом, рассмотренные методологические подходы учёных позволили автору выполнить следующие задачи: пересмотреть существующие программы подготовки специалистов морского профиля; разработать и провести опытно-экспериментальную работу по внедрению инновационной образовательной программы по формированию концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля в виде факультативного курса в образовательный процесс вуза; выполнить оценку и анализ опытно-экспериментальной работы с помощью методов математической статистики.
С целью выявления сформированности концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля в образовательном процессе вуза было проведено исследование, которое опиралось на методы анкетирования, тестирования и наблюдения. В эксперименте были использованы следующие тестовые методики: Методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд), методика «Личностный рост» (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешева, Н.В. Степанов), методика «Коммуникативные и организаторские склонности (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), методика, измеряющая выраженность этнической идентичности (Дж. Финни), методика культурно-ценностных ориентаций Шварца, тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Состав испытуемых, принявших участие в эксперименте, был следующий: 190 студентов 1-2 курсов по специальности 26.05.05 «Судовождение».
Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на анализе научных трудов по подготовке специалистов морского профиля, в исследовании автором была выделена структура концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля, в которую входят концепт-«человек», концепт-«коммуникация» и концепт-«культура» [14]. Модель формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля имеет следующие элементы: цель, задачи, подходы, принципы, структура концептосферы, критерии, показатели и уровни сформированности, а также формы педагогической деятельности, методы, средства и педагогические условия [15].
Для реализации положений педагогической модели была разработана авторская программа формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля, которая состояла из трёх следующих блоков.
Первый блок предполагал формирование мотивационной составляющей в сознании будущих выпускников и в своей реализации включал круглые столы с участием приглашенных специалистов в данной области, а также студентов, прошедших обязательную плавательную практику. Более того студенты приняли участие в отечественных и международных конференциях, направленных на формирование личностных и профессиональных смыслов. Все это способствовало формированию мотивации к изучению факультативного курса «Формирование концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля в образовательном процессе вуза».
Второй блок предусматривал организацию лекционных занятий, целью которых было познание сущности и необходимости формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля, и был направлен на усвоение теоретических знаний в рассматриваемой области.
Третий блок включал в себя практические занятия факультативного курса, которые создавали профессионально ориентированную языковую среду. Занятия проводились на английском языке в соответствии с требованиями отечественного профессионального стандарта к осуществлению профессиональной деятельности специалистов морского профиля и Морской доктрины, определяющими взаимодействие в смешанных экипажах на основе английского языка. Используемые в педагогическом пространстве раздаточные материалы, а также профессионально-ориентированная коммуникация осуществлялись на английском языке.
Задачей создания языковой среды на практических занятиях являлись следующие аспекты: формирование умений воспринимать и декодировать информацию, которая была представлена в знаках, схемах, звуках; осуществление профессионально-ориентированного общения; становление способностей к межэтническому взаимодействию, проявлению организаторских и коммуникативных умений работы в многонациональном экипаже, а также лидерских качеств судоводителя; совершенствование ценностно-смыслового отношения к окружающему миру, людям, к самому себе и выполнению профессиональных обязанностей [16].
Каждый блок сопровождался использованием инновационных форм и технологий, направленных на формирование элементов концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля. Поэтому были разработаны авторские практические ситуации, одна из которых представлена ниже на рисунке 1.
Пример авторской практической ситуации «Решение проблемы, возникающей в экстремальной ситуации на судне, на практическом занятии факультативного курса в образовательном процессе вуза».
Тема: «Организация и управление работой членов экипажа в различных критических ситуациях: несчастные случаи в замкнутом пространстве». (Topic: «Organisation and management of crew members’ work in different critical situations: Enclosed space accidents»).
Цель: формирование навыков организации и управления действиями экипажа в различных критических ситуациях. (Objective: developing the skills for organizing and managing the crew's actions in various critical situations).
Преподаватель: Уважаемые студенты! Перед Вами представлена ситуация неопределённости «Несчастные случаи в замкнутом пространстве» для разбора.
Lecturer: Dear students! You have been presented with a situation of uncertainty «Enclosed space accidents» for providing analysis.
Преподаватель: Посмотрите на плакат, прочитайте инструкцию и решите проблемную ситуацию. Работайте в группах и подумайте о действиях, которые можно реализовать в разных ситуациях. Пожалуйста, представьте свои решения аудитории.
Lecturer: Look at the poster, read the instructions and solve the problem situation. Work in groups and think about the actions which can be implemented in different situations. Represent your solutions to the audience.
Рис. 1. Ситуация неопределённости «Несчастные случаи в замкнутом пространстве» для разбора на практическом занятии
Lecturer: Is there danger of explosion?
Преподаватель: Есть ли опасность взрыва?
Студенты: Да, есть опасность взрыва.
Students: Yes, danger of explosion.
Преподаватель: Какие меры необходимо соблюдать перед входом в замкнутое пространство?
Lecturer: What are the points that need to be followed before entering an enclosed space?
Студенты: Все возможности возникновения пожара должны быть сведены к минимуму, если будут проводиться сварочные работы. Закрытое пространство должно быть хорошо проветрено перед входом. Необходимо выделить достаточно времени для установки системы вентиляции, чтобы обеспечить подачу воздуха, содержащего достаточно кислорода для поддержания жизни. Вентиляция может быть естественной или механической с использованием воздуходувок.
Students: All fire hazard possibilities should be minimized if hot work is to be carried out. The confined space has to be well ventilated before entering. Enough time should be allowed to establish a ventilation system to ensure that air containing enough oxygen to sustain life is introduced. Ventilation can either be natural or mechanical using blowers.
Преподаватель: Такие несчастные случаи происходят в основном, когда экипаж судна входит в замкнутое/закрытое пространство, которое не дегазировано должным образом и имеет несколько карманов токсичных/горючих газов. Несмотря на то, что моряки знают, что каждый год происходят несчастные случаи со смертельным исходом, они по-прежнему пренебрегают процедурами входа в замкнутое пространство, рискуя своей жизнью и жизнью других членов экипажа.
Lecturer: Such accidents occur mainly when the ship’s crew enters a confined/enclosed space, which is not properly gas-freed and has several pockets of toxic/flammable gases. In spite of knowing the fact that several lives are lost each year, seafarers still neglect the enclosed space entry procedures, risking their and other crewmembers’ lives.
Преподаватель: Вы верно истолковали данную ситуацию. Однако следует добавить еще очень важный момент, который заключается в том, что должна проводиться оценка риска. Она должна свести к минимуму вероятность несчастных случаев путем рассмотрения каждого аспекта входа, выявления опасностей, принятия решений по мерам контроля и поиска альтернатив, решений или средств для снижения рисков.
Lecturer: You correctly interpreted this situation. However, there is one more very important point to take into consideration, which consists in carrying out a risk assessment. It should minimize the likelihood of accidents by considering each aspect of access, identifying hazards, deciding on control measures and finding alternative solutions or measures to reduce the risk.
Преподаватель: Благодарю Вас за работу!
Преподаватель: Thank you for your work!
После окончания формирующего эксперимента было проведено эмпирическое исследование. Результаты контрольного эксперимента сформированности концептосферы профессиональной деятельности в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунках 2 и 3.
Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента сформированности концептосферы профессиональной деятельности в контрольной группе (уровни / критерии)
Рис. 3. Результаты контрольного эксперимента сформированности концептосферы профессиональной деятельности в экспериментальной группе (уровни / критерии)
При анализе достоверности полученных результатов использовались критерии математической статистики, в частности критерии Стьюдента и Ч. Пирсона, которые показали различие между результатами сформированности концептосферы профессиональной деятельности в контрольной и экспериментальной группах будущих специалистов морского профиля при проведении второго контрольного диагностического среза.
Результаты эмпирического исследования показали, что будущие выпускники морского профиля владеют достаточными знаниями отечественных и международных нормативных документов, которые являются обязательными для осуществления профессиональной деятельности в условиях моря (91 %), знакомы со спецификой профессиональной деятельности морского специалиста, в частности судоводителя (95 %), получили достаточные знания на занятиях по английскому языку в вузе (89 %), умеют воспринимать и декодировать профессиональную информацию в виде знаков, схем, звуков (94 %), владеют навыками осуществления профессиональной коммуникации на разных уровнях, в том числе на уровне управления (96 %), владеют особенностями осуществления межкультурной коммуникации в смешанном экипаже, знаниями о культуре зарубежных стран (86 %) и сформированными организаторскими, управленческими и лидерскими качествами реализации себя в профессии (84 %).
Заключение. Таким образом, в результате успешного выполнения практических заданий, воссозданных в педагогическом пространстве вуза, и осознания трудностей в смоделированных рабочих ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности на борту судна в условиях Мирового океана и реализованных на английском языке, которые были направлены на улавливание смысла и принятие решений, студенты приобрели умения, а при неоднократном повторении различных ситуаций – навыки успешной профессиональной деятельности. Эффективность факультативного курса и достоверность полученных результатов были подтверждены с помощью использования при оценке результатов опытно-экспериментальной работы критериев математической статистики.
Полученные эмпирические результаты свидетельствуют об эффективности внедрения факультативного курса формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля в образовательном процессе вуза.
Библиографическая ссылка
Севастьянова И.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33644 (дата обращения: 08.11.2024).