Введение
Патриотическое воспитание сегодня находится на линии огня». Причин такого положения дел несколько. Все они сложны, носят многофакторный характер и имеют глубинные корни, основу которых следует искать в истории и современности в самых разных сферах жизни мира, государства, общества, системы образования и отдельного человека. Ситуацию усугубляет тот факт, что понятие патриотизм», трактуемое в классической научной литературе как …преданность и любовь к отечеству…» [1, с. 406], лишено научного гражданства. Причины невозможности онаучить» понятие связаны, прежде всего, с концептом любовь», что не поддается принятым в гуманитарных науках методам исследования. Тем не менее, отметим, что теоретических исследований, как и практических разработок, касающихся тематики патриотизма и патриотического воспитания студентов, в последнее время появилось достаточное много [2, 3, 4]. В работах последних лет актуализируется идея формирования образа Родины как ценности, формирования единства патриотического отношения, сознания и деятельности [5], большое внимание уделяется рассмотрению патриотизма молодежи в тесной связи с идентичностью в условиях современного информационного пространства [6].
Вместе с тем, отметим, что многие идеи и практический опыт в области патриотического воспитания подрастающего поколения, в том числе и студенческой молодежи, на взгляд автора, нуждаются в осмыслении и рефлексивной переоценке и не могут быть приняты в чистом» виде, прежде всего, в силу все той неоднозначности самого понятия патриотизм». Более того, даже инициативы, выдвигаемые на институциональном уровне, на наш взгляд, требуют своеобразного индивидуального подхода, что в принципе исключает слепое следование и выполнение даже очень грамотных и своевременных идей.
Цель исследования
Все вышеизложенное объясняет актуальность проведенной автором опытно-экспериментальной работы, связанной с творческим осмыслением и реализацией идей, заложенных в проекте Без срока давности», в процессе подготовки будущих учителей к реализации патриотического воспитания обучающихся с использованием материалов проекта.
Материал и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского университета в период 2023–2024 гг. в рамках действия ФГОС 3++ ВО. Общее количество испытуемых – 18 человек. Работа проводилась в период освоения факультатива Применение в образовательной деятельности проблематики геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны». Предлагаемая статья ставит целью анализ проведенной работы. В ходе проведения исследования были использованы опытно-экспериментальная работа, рефлексия, анализ, дедукция, анкетирование, историко-сравнительный метод, методы математической обработки данных. Методологической основой исследования стали системно-деятельностный и личностный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение
Опытно-экспериментальная работа строилась следующим образом.
Прежде всего, автор обратился к источникам по проблемам патриотизм» и патриотическое воспитание». Особенность трактования обоих феноменов заключается в том, что, несмотря на относительную свободу» толкования, что вообще характерно для гуманитарных исследований, они все имеют общие корни, суть которых заключается в единстве таких понятий, как любовь к Родине, верность отечеству, готовность выполнять гражданский долг. Эти категории представляют собой ценности, принятые государством, обществом и отдельно взятым человеком. Но именно эта свобода» представляет собой главную сложность и уязвимость, поскольку здесь возможен выбор позиций и ценностей. Последние тридцать с лишним лет Россия жила в сложной ситуации переоценки ценностей, в результате чего такие феномены духовной жизни подрастающих поколений, как патриотизм» и патриотическое воспитание», часто были подвергнуты жесткой критике и переосмыслению. Именно этим можно, на взгляд автора, объяснить тот разлом», который произошел в последние годы в сознании некоторых представителей российского общества в связи с началом специальной военной операции.
Сегодня патриотическое воспитание понимается как целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи чувства любви к Родине, понимания и выполнения патриотического долга, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Далее автором была предпринята попытка анализа материалов проекта Без срока давности» с точки зрения возможностей, которые заложены в них для подготовки будущих учителей к реализации патриотического воспитания обучающихся. За основу работы была взята одна из ведущих идей проекта: сохранение исторической памяти.
Патриотическое воспитание предполагает два уровня: личностный и общественный. Первый касается внутреннего мира человека, системы его отношения с миром, системы ценностей. Все это может меняться со временем, оказываться предметом для размышлений и выбора, что в итоге проявляется в конкретной деятельности человека и его поступках. Личностный уровень предполагает включение» эмоционально-чувственной сферы и связан с переживаниями человека. Общественный уровень, или макроуровень, затрагивает иные сферы, такие как, к примеру, участие в общественных акциях. Этот уровень, как правило, относится к действиям, которые часто связаны с эффектом заражения и могут находиться в противоречии с личностным уровнем. В идеале личностный и общественный уровни должны быть гармонизированы. Эффективно организованное патриотическое воспитание подрастающих поколений ориентировано на такой результат. Совершенно очевидно, что реализацией такого рода патриотического воспитания должны заниматься педагоги, у которых личностный и общественный уровни находятся в единстве. Поэтому одной из задач, решаемой автором работы, была подготовка будущих учителей к реализации патриотического воспитания именно такого плана.
На взгляд автора, сохранение исторической памяти как доминанта проекта Без срока давности» [7], с одной стороны, абсолютно правомерно и предполагает как результат формирование отношения к событиям Великой Отечественной войны. Именно сохранение исторической памяти не допустит повторения страшных событий военного времени. С другой стороны, ознакомление с историческими фактами и документами может спровоцировать возникновение желания отомстить. Поэтому автор счел возможным при ознакомлении с историей возникновения нацизма в Германии, политики Гитлера относительно войны с СССР, опираясь на принятые в исторической науке принципы истины, конкретности, историзма, объективности, всесторонности, опоры на исторические источники, построить изложение материала таким образом, чтобы у студентов сформировалось эмпатийное отношение к историческим фактам и одновременно складывалось объективное представление о них. Достижению поставленной цели способствовали отсутствие навязывания точки зрения преподавателя и создание условий, при которых у студентов происходило бы формирование критического мышления [8]. Этому в немалой степени способствовало использование материалов и заданий, в которых была затронута тема фальсификации истории. Приведем примеры.
1. Как вы считаете, какие именно цели могут преследовать фальсификаторы истории и почему это происходит в настоящее время?
2. Как вы думаете, какие фальсификации могут использоваться и используются в оценке следующих дат: 27 января – День снятия блокады Ленинграда; 22 июня – День памяти и скорби; 3–6 августа – присоединение Прибалтики к СССР?
3. Оцените два сражения Второй мировой войны – под Сталинградом и Эль-Аламейном: даты, участники, масштаб, итоги. Сделайте вывод, где были сломлены войска Гитлера. На Западе утверждают, что именно сражение под Эль-Аламейном было решающим при разгроме гитлеровской армии.
4. Каковы главные мотивы высказываний У. Черчилля?
Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира».
Сталин собирался нанести удар первым, а Гитлер успел опередить его».
Считается, что коммунизм и нацизм были тоталитарными идеологиями, поэтому нет большой разницы, какая из них победила».
5. Какой ответ (довод) Вы дадите следующим высказываниям?
‒ На Бессмертный полк ходят только дураки».
‒ Если бы мы тогда сдались немцам, сейчас бы пили баварское пиво!»
‒ Большие потери равно бессмысленные жертвы».
‒ Немцы били советских воинов и одерживали победу в начале войны, значит, Советская армия была хуже».
6. Оцените утверждения:
‒ Советские войска просто завалили немцев трупами, чем тут гордиться?»
‒ Зачем праздновать 9 Мая? Надо скорбеть».
Следует отметить, что в начале работы практически все студенты сбивались» на позицию долженствования с преобладанием эмоций. Но постепенно они пришли к выводу о том, что корректно организованный спор обязательно предполагает абстрагирование от эмоциональной оценки, умение выслушать иную позицию и дать аргументированный ответ с опорой на документальную основу. Именно так они стали выстраивать логику гипотетического спора. Вместе с тем, автор не стремился полностью убрать эмоциональную составляющую в работе со студентами, потому что именно она является основой личностного уровня патриотического воспитания. Студентам предлагались следующие задания:
1. Найдите любые источники по теме и дайте эмоциональную оценку изученному материалу. Что Вас больше всего поразило в приведенных фактах?
2. Почему после увиденного разрушенного Петергофа у одной из свидетельниц событий войны вырвалось восклицание: От Петергофа осталось только небо!»
В работе над разделом Применение образовательных материалов проекта “Без срока давности” в организации патриотического воспитания обучающихся» автор стремился минимизировать позицию долженствования, сделав акцент на применении мягкой силы» как основной технологии патриотического воспитания. Эта идея возникла после проведенного анкетирования студентов, где им были заданы следующие вопросы: Какое из мероприятий, проводимых в Вашей школе на патриотическую тематику, запомнилось Вам и почему?», Как в Вашей семье сохраняется историческая память о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне?» На первый вопрос ответы 88% студентов можно обобщить следующим образом: 9 мая – День Победы, но это было обязательное мероприятие, и особенно ничего не запомнилось». На второй вопрос 77% студентов дали развернутые ответы о том, как сохраняется историческая память в их семьях.
Студентам было предложено задание Представьте себя школьником любого класса. Как бы Вы хотели, чтобы у Вас в классе прошло мероприятие на патриотическую тему? Разработайте сценарий такого мероприятия». Задание оказалось сложным для тех студентов, которые уже ориентированы на слепое, нетворческое заимствование готовых сценариев из Интернета. Работа показала, что здесь скрыты большие возможности и ресурсы.
Особое внимание в работе было уделено методическим аспектам использования материалов проекта Без срока давности». Так, например, конкурс сочинений, проводимый на базе проекта, является одним из ведущих его направлений. Если исходить из того, что любой конкурс предполагает подведение итогов и выявление первенства, то здесь открывается такое слабое место, как неравенство участников. Как правило, хорошо смотрятся работы, авторы которых имеют литературный талант, что дано не каждому. В то же время работу по патриотическому воспитанию нужно проводить с каждым обучающимся. Учитывая этот важный момент, студентам было рекомендовано проводить работу следующим образом: предложить всем (или желающим) обучающимся написать сочинение по тематике проблемы геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, выбрать жюри для оценки всех работ, провести коллективное обсуждение сочинений, выбрать лучшее и отправить его для оценки жюри проекта. Естественно, при этом кардинально меняется целеполагание: принять участие в проекте не для получения награды или места, а с помощью сочинения выразить свое отношение к проблеме. Студентам предлагалось провести такую работу с обучающимися: выбрать, посмотреть художественный иди документальный фильм о геноциде или о событиях Великой Отечественной войны и написать рецензию на этот фильм. Далее на классном часе следует обсудить впечатления, которые затем обучающиеся выразят в рецензиях. Ключевым моментом здесь должно быть личностное переживание. Рецензии должны быть небольшими по объему, их можно вывесить в классе для общего обозрения.
Большие возможности патриотического воспитания заложены в работе школьных музеев. При этом следует понимать, что многое зависит от конкретного места. В местах, где была оккупация, можно найти больше материалов о геноциде и сражениях Великой Отечественной войны. В музеях мест, где не было оккупации, будет больше информации о воинах, которые ушли на фронт с этих территорий. Воспитательный потенциал такой работы велик. Многие поисковики останков воинов сегодня уже взрослые люди, у которых потребность сохранения исторической памяти появилась, когда они участвовали в работе школьных музеев.
Большое внимание в проекте Без срока давности» уделено научной и исследовательской работе. В целом, проектная деятельность далеко не новинка в образовательном пространстве России. Другое дело, что чаще всего проекты выглядят как рефераты. Это происходит тогда, когда в теме проекта не заложена проблема. Это тем более важно, что предложенная тематика исследовательских проектов определяется на основе анализа исторических источников, в которых можно утонуть, и не включает возможность формирования критического мышления. Потому, не умаляя значимости предлагаемой тематики, автор предлагал студентам в работе с обучающимися в качестве гипотезы формулирование той проблемы, которая станет сердцем» проекта. Например, в теме Планирование и осуществление нацистской Германией геноцида в СССР: документы, деятели и организации» студенты предлагали обучающимся найти доказательства ответа на вопрос: Чем можно объяснить тот факт, что планам Гитлера не удалось осуществиться?»
Заключение
Итоговой стадией опытно-экспериментальной работы стало проведение рефлексивной оценки деятельности студентов и их личностных изменений. 83% признались, что открыли» для себя возможности применения мягкой силы» в патриотическом воспитании, 22% высказались о том, что они задумались и пересмотрели свои некоторые ценностные установки.
В результате проведенной работы было выявлено главное условие эффективности подготовки будущих учителей к реализации патриотического воспитания обучающихся с использованием материалов проекта Без срока данности»: формирование личности будущего учителя-патриота, готового проводить патриотическое воспитание обучающихся с применением таких материалов, каким является проект Без срока давности», будет эффективным при условии творческого подхода к идеям, заложенным в проекте.
В ходе работы были актуализированы следующие идеи, которые автор намерен исследовать в будущем: долженствование в патриотическом воспитании должно быть минимизировано, большое внимание следует уделять формированию личностного отношения к изучаемому материалу; важную роль играет формирование критического мышления будущих учителей, особое внимание следует уделять преемственности школьного и вузовского патриотического воспитания.
Библиографическая ссылка
Семенова Е.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33633 (дата обращения: 15.10.2024).