Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МОДУЛЯ «УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТОЙ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

Афанасьев В.В. 1 Афанасьев И.В. 2 Куницына С.М. 1
1 Московский городской педагогический университет
2 Финансовый университет при Правительстве Российской федерации
Цель исследования заключается в том, чтобы обосновать необходимость изучения модуля «Управление защитой прав участников образовательных отношений» в системе дополнительного профессионального образования; показать, что изучение его тематических материалов положительно скажется на разрешении конфликтов в образовательных организациях, связанных с нарушением прав участников образовательных отношений. В качестве материалов исследования используются представленные дисциплины модуля, их разделы и содержательная тематика, включающая международные, федеральные, региональные и локальные нормативно-правовые акты, которые в совокупности и составляют содержание модуля, задания к каждому занятию, методика выбора дистанционных образовательных платформ и рекомендации по их использованию, учебники, учебные пособия, раздаточные материалы, т.е. вся совокупность актуальной и актуализированной информации, которая помогает сущностно понять и показать механизмы построения и реализации модуля. Методология и методы исследования основываются на анализе и обобщении литературных источников психолого-педагогического характера, использовании ключевых положений описательного, сущностно-содержательного методов, а также сравнительного анализа. В исследовании использовались опрос, анкетирование и обобщение опыта работы кадрового резерва в общеобразовательных школах Московской области. Результатами исследования выступают представленные структура и содержание модуля, выявленные приоритетные формы и технология его реализации в образовательной практике системы дополнительного профессионального образования, выстроенная в определенную последовательность система из 13 занятий, реализуемых в рамках модуля. Результаты исследования подтверждают продуктивность включения в программы профессиональной переподготовки кадрового резерва руководителей образовательных организаций модуля «Управление защитой прав участников образовательных отношений».
программа профессиональной переподготовки
кадровый резерв
руководитель образовательной организации
защита прав субъектов образования
1. Рудинский И.Д., Сметанникова А. А. Компетентностный подход к подготовке кадрового резерва образовательной организации // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2022. Т. 8. № 2. С. 123-132.
2. Вороткова И.Ю., Усачева А.В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности // Педагог. образ. в России. 2022. № 2. С. 105-112.
3. Воробьева А.С., Воробьева Е.Н., Даутова Л.Н. Классификация методов психолого-педагогического исследования // Вопросы педагогики. 2022. № 2-2. С. 54-60.
4. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Павленко А.А. Описательно-повествовательный метод как субстанциональное начало научного исследования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5, № 1. С. 23-45.
5. Куницына С.М., Нечаев М.П., Рытова И.В. Профессиональная переподготовка руководителей образовательных организаций в сфере управления воспитательным процессом // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2022. № 4. С. 162-172.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.07.2024).
7. Закон Московской области от 27.07.2013 № 94/2013-ОЗ «Об образовании» (редакция от 23.07.2020). С изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2020. [Электронный ресурс]. URL:
https://mo.mosreg.ru/deyatelnost/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor-v-sfere-obrazo/normativno-pravovye-dokumenty/29-10-2020-17-03-42-zakon-moskovskoy-oblasti-ot-27-07-2013-94-2013-oz (дата обращения: 08.07.2024).
8. Ожиганова М.В. Образовательное право: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2021. 145 с.
9. Куницына С.М. Модель деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в общеобразовательных организациях // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 2. С. 48-51.
10. Ильичева И.В., Потапов Д.А. Организация независимой правозащитной деятельности в общеобразовательных организациях // Legal Bulletin. 2017. Т. 2, № 2. С. 18-26.

Введение

В условиях профессиональной переподготовки кадрового резерва руководителей образовательных организаций, включая руководителей структурных подразделений этих организаций, возникает необходимость введения модуля «Управление защитой прав участников образовательных отношений». Такая практика обусловлена проблемами, связанными с нарушением прав субъектов образовательных отношений, возникающим в учреждениях образования.

В Профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации» среди необходимых знаний и умений руководителя специально выделены умения применять механизмы (технологии, методики, приемы), направленные на урегулирование конфликтов между субъектами образования, связанные в том числе с нарушениями их прав.

Обучение в рамках заявленного модуля было направлено на совершенствование общепрофессиональных компетенций руководителей образовательных организаций в области управления защитой прав участников образовательных отношений.

Цель исследования. Обосновать необходимость изучения модуля «Управление защитой прав участников образовательных отношений», раскрыть его структуру и содержание, а также особенности реализации в системе дополнительного профессионального образования.

Материалы и методы исследования. В качестве материалов исследования следует рассматривать представленный модуль программы переподготовки, его разделы, тематику, включающую в основном международные, федеральные, региональные и локальные нормативно-правовые акты, которые в совокупности и составляют его содержание, задания к каждому занятию, методику выбора дистанционных образовательных платформ и рекомендации по их использованию, учебники, учебные пособия, раздаточные материалы, т.е. вся та совокупность актуальной и актуализированной информации, которая помогает сущностно понять и показать механизмы построения и реализации модуля.

Методология исследования базируется на использовании теоретических и эмпирических методов исследования. В качестве теоретических методов исследования использованы анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки кадрового резерва общеобразовательной организации [1; 2], ключевые положения описательного, сущностно-содержательного и сравнительного методов научного исследования [3].

Реализация описательного метода основывалась на понимании того, что описание - это не простое перечисление каких-либо сведений об изучаемом явлении, а текст, который обладает логикой и внутренним смыслом и напрямую связан с предметом описания. Условием эффективного использования данного метода является баланс между фактологией и схематизацией представленного материала [4].

Сущностно-содержательный метод исследования представлен в работе как этап сравнительного метода исследования, что позволило органично интегрировать его в алгоритм реализации сравнительного метода, который включает в себя следующую последовательность действий или операций: а) выявление сущностных характеристик изучаемых процессов при условии их «однопорядковости»; б) обеспечение равенства изученности этих процессов; в) определение имеющихся сходств и различий; г) синтез обобщающих представлений.

В качестве эмпирических методов использовались наблюдение, опрос кадрового резерва из 71 общеобразовательной организации, их анкетирование, а также обобщение опыта работы общеобразовательных школ Московской области.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании было разработано содержание модуля «Управление защитой прав участников образовательных отношений», которое представлено в виде учебно-тематического плана (табл. 1) [5].

Таблица 1

Учебно-тематический план модуля «Управление защитой прав участников образовательных отношений»

Наименование разделов, тем модуля

 

 

Всего часов

Аудиторные занятия, час.

СР,

час.

Формы текущего контроля

ЛК

ПЗ

1.Нормативно-правовое обеспечение деятельности участников образовательных отношений

24

4

14

6

практическая разработка

1.1 Международные, федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников образовательных отношений [6]

6

4

2

 

 

1.2 Региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников образовательных отношений [7]

6

 

6

 

 

 

1.3 Локальные нормативно-правовые акты общеобразовательной организации

6

 

6

 

 

1.4 Права и обязанности участников образовательных отношений - субъектов образовательного права [8]

6

 

 

6

практическая разработка

2. Деятельность общеобразовательной организации по управлению защитой прав участников образовательных отношений

48

 

42

6

практическая разработка

2.1 Сотрудничество как основа деятельности общеобразовательной организации

6

 

6

 

 

2.2 Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений в общеобразовательной организации. Содержание деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений [9]

6

 

6

 

 

2.3 Этика общения Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образования [9]

6

 

6

 

 

2.4 Планирование деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений [8]

6

 

6

 

 

2.5 Деятельность служб по защите прав участников образовательных отношений в общеобразовательной организации [10]

6

 

6

 

 

2.6 Организация правового просвещения участников образовательных отношений в общеобразовательной организации [10]

12

 

6

6

практическая разработка

2.7 Использование ИКТ в деятельности правозащитных служб общеобразовательной организации

6

 

6

 

 

Форма промежуточного контроля

 

Зачет

Итого:

72

4

56

12

 

Примечание: ЛК - лекции, ПЗ - практические занятия, СР - самостоятельная работа.

Содержание модуля реализуется через очно-заочную форму обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Для обучения используется дистанционная образовательная платформа организации, осуществляющей обучение. В данном случае это образовательная платформа, которая реализуется на базе Корпоративного университета развития образования (КУРО). Такая организация обучения позволяет слушателям осваивать материалы модуля в любой точке Московской области, при необходимости выходить на связь из любой точки страны, в удобное время просматривать материалы и через систему сообщений индивидуально работать с преподавателем, оперативно просматривать и корректировать результаты выполненных контрольных заданий.

Модуль включает в себя 13 занятий. Каждое занятие на дистанционной образовательной платформе представлено как самостоятельный контент и, соответственно, имеет комплексное методическое наполнение.

Первое занятие обычно проводится в очном формате, за некоторыми исключениями, связанными с местоположением слушателей. Иногда занятие проводится в гибридном формате. На нем преподаватель дает информацию о структуре модуля, формальных признаках усвоения материала, требованиях к выполнению практических и самостоятельных работ. Затем предлагается лекция на тему «Международные, федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников образовательных отношений». Занятие заканчивается выполнением практического задания, где слушателям предлагается заполнить таблицу.

Задание: изучить предложенный пакет нормативных правовых документов и заполнить таблицу

п/п

Название документа

Выходные данные

Основное содержание (тезисно)

1.

Уголовный кодекс РФ

 

 

2.

…………………….

 

 

Источник информации: используйте ссылку http://www.consultant.ru

Второе занятие – «Региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников образовательных отношений» - практическое. Слушатели работают на дистанционной образовательной платформе, выполняют задание и отправляют преподавателю на проверку.

Задание: изучить предложенный пакет нормативных правовых документов и заполнить таблицу. Изучить региональные нормативно-правовые акты.

п/п

Название документа

Выходные данные

Основное содержание (тезисно)

1.

Закон Московской области от 27.07.2013 № 94/2013-ОЗ «Об образовании» (Глава V)

 

 

 

………………………

 

 

Источник информации: используйте ссылку http://www.consultant.ru

Следующие занятия (3, 5–10, 12 занятия), расположенные на электронной образовательной платформе, слушатели изучают самостоятельно. Занятия наполняются видеолекциями, видеоматериалами по теме модуля, вебинарами в записи. Необходимо также использовать практику работы общеобразовательных организаций, например видеозаписи воспитательных мероприятий по теме модуля. В занятия следует включать учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации (обязательно указываются номера страниц для изучения), сайт «Форум», который позволяет слушателям обсудить проблемы по темам модуля.

Четвертое и одиннадцатое занятия – это самостоятельная работа слушателей, задания к которым представлены на образовательной платформе. Предлагаются следующие виды работ для самостоятельного выполнения.

Самостоятельная работа № 1

Памятка на тему «Права и обязанности участников образовательных отношений».

Задание: представить памятку по ознакомлению участников образовательных отношений с правами и обязанностями (обучающиеся, родители, педагоги).

Самостоятельная работа № 2

Практическая разработка на тему «Формы организации правового просвещения участников образовательных отношений в общеобразовательной организации».

Задание: представить сценарий общешкольного мероприятия по правовому воспитанию субъектов образовательных отношений (использовать различные формы проведения).

В качестве критериев оценивания качества самостоятельной работы используются актуальность работы, ее технологичность и транслируемость результатов.

Предусмотрена зачетная система оценивания по обозначенным критериям (наличие и оценка содержания требуемых компонентов).

Последнее - тринадцатое занятие по модулю проводится в форме зачета, который проводится в очном, иногда в гибридном формате, где слушатели делятся опытом, представляя свою практическую разработку. Тему практической разработки слушатель выбирает самостоятельно.

Структура практической разработки:

1. Актуальность.

2. Цель.

3. Воспитательные задачи (прогнозирование достижений на выходе).

4. Форма проведения.

5. Используемые технологии.

6. Место проведения.

7. Участники.

8. Содержание (краткий конспект). Представить краткий конспект с указанием необходимого методического сопровождения.

9. Анализ мероприятия.

В качестве критериев оценивания качества практической разработки применяются следующие.

1. Наличие практической разработки на дистанционной платформе, отправленной в установленные сроки.

2. Актуальность и значимость выполненной разработки для образовательной практики.

3. Технологичность и транслируемость предлагаемых материалов.

4. Соответствие требованиям к оформлению практической разработки.

Предусмотрена зачетная система оценивания по обозначенным выше критериям качественного оценивания (наличие и содержание требуемых компонентов).

Для текущей и промежуточной аттестации используются следующие критерии оценивания (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценивания для текущей и промежуточной аттестации

Форма контроля

Отсутствие усвоения (ниже порогового)*

Пороговый (удовлетворительно)

Базовый (хорошо)

Высокий (отлично)

Проверка самостоятельной работы 1

Самостоятельная работа не представлена

В самостоятельной работе есть замечания по содержанию и оформлению

В самостоятельной работе есть незначительные замечания по содержанию и оформлению

Самостоятельная работа соответствует требованиям к содержанию и оформлению

Проверка самостоятельной работы 2

Самостоятельная работа не представлена

В самостоятельной работе есть замечания по содержанию и оформлению

В самостоятельной работе есть незначительные замечания по содержанию и оформлению

Самостоятельная работа соответствует всем требованиям к содержанию и оформлению

Проверка практической разработки

Практическая разработка не представлена

В практической разработке есть замечания к содержанию и оформлению

В практической разработке есть незначительные замечания по содержанию и оформлению

Практическая разработка соответствует всем требованиям к содержанию и оформлению

В 2022/2023 учебном году на базе КУРО (Московская область) было организовано очередное обучение по ДПП ПП «Менеджмент. Управление воспитательным процессом в образовательной организации», в структуру которой включен модуль «Управление защитой прав участников образовательных отношений». Обучение по программе проходили одновременно 200 слушателей, разделенные на четыре учебные группы. В течение 8 месяцев они осваивали данную программу. Изучение рассматриваемого модуля осуществляется в течение одного месяца. После изучения модуля был проведен анонимный опрос 200 слушателей - представителей 71 общеобразовательной организации Московской области, обучающихся по программе переподготовки. На вопрос «Считаете ли вы полезным для вашей профессиональной деятельности изучение модуля?» были получены следующие ответы: 181 человек (90,5%) ответил положительно, 9 человек (9,5%) – «скорее да».

Результаты обучения в рамках рассматриваемого модуля позволяют утверждать, что в программы профессиональной переподготовки кадрового резерва руководителей образовательных организаций целесообразно включать модуль «Управление защитой прав участников образовательных отношений». Данный вывод базируется на том, что практика обучения по модулю положительно отразилась на профессиональной деятельности кадрового резерва, в функциональные обязанности которого входит деятельность по защите прав субъектов образования. В частности, анкетирование показало, что 100% обучающихся отметили актуальность содержания модуля и подчеркнули его продуктивность в практической управленческой деятельности. Такую практику слушатели получили, работая в качестве руководителей, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений общеобразовательной организации. При этом 79% респондентов особо отметили тот факт, что им было удобно обучаться в той точке, в которой они находились в данный момент, просматривать учебный материал, через систему электронной коммуникации индивидуально работать с преподавателем.

Анализ работы кадрового резерва из 71 (это 4 группы слушателей из кадрового резерва, проходивших обучение) общеобразовательной организации Московской области показал, что после изучения модуля была заметно активизирована работа вверенных им структурных подразделений. Как утверждают их коллеги, данные руководители адекватно реагировали на нарушения прав субъектов образования. Зафиксировано, что в данных школах заметно снизилось количество конфликтов, связанных с нарушением прав участников образовательных отношений.

Заключение

Представленные в работе структурные и содержательные особенности рассмотренного модуля в системе ДППО позволят слушателям детально понять логику его проектирования, методически и научно обоснованно выбрать дистанционные образовательные платформы, необходимые для его освоения, адекватно ситуации использовать рекомендации по их использованию в образовательной практике. Все это обеспечит обучающимся понимание механизмов проектирования и способов реализации данного модуля или подобных ему по смыслу и содержанию и тем самым обеспечит сформированность у слушателей необходимого уровня проектировочных и управленческо-проектных компетенций, а для системы переподготовки и повышения квалификации даст возможность адресно подходить к отбору и структурированию содержания модуля и, соответственно, программы профессиональной переподготовки кадрового резерва руководителей образовательных организаций, а также выстраивать индивидуальные образовательные траектории для такого рода слушателей.

Выявленные на основе опроса и анкетирования мнения слушателей об уровне продуктивности рассматриваемого модуля и сформированные в процессе освоения модуля знания и умения о способах, приоритетных формах защиты и особенностях их применения для участников образовательных отношений позволят в дальнейшем повысить качество профессиональной переподготовки кадрового резерва руководителей образовательных организаций в целом, а также дадут методические основания для совершенствования имеющихся и разработки новых, более совершенных технологий и механизмов подготовки такого рода кадров в системе дополнительного профессионального образования.

Рассмотренный в статье образовательный модуль, как элемент профессиональной переподготовки кадрового резерва руководителей образовательных организаций и включающий в себя нормативно-правовой, деятельностный и результативный компоненты, представленные посредством соответствующих тематических блоков (табл. 1), направлен на развитие общепрофессиональных компетенций руководителей образовательных организаций в области управления защитой прав участников образовательных отношений. Он также будет полезен педагогам общеобразовательных организаций, преподавателям высших учебных заведений, планирующим работать в системе повышения квалификации, всем тем, кто интересуется вопросами защиты прав участников образовательных отношений и управления этими процессами.


Библиографическая ссылка

Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Куницына С.М. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МОДУЛЯ «УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТОЙ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ) // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33631 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674