Введение
В современном контексте, когда Россия активно развивает новую идеологию и определяет государственно-общественный заказ на образование новой личности, становится очевидным, что ключевыми атрибутами такой личности должны быть ее духовность, гражданственность, ответственность, активность в социальной жизни, свободолюбие и т.д.
Сегодняшний акцент на патриотическое воспитание молодого поколения приобретает особую актуальность. Прогресс России в значительной степени зависит от действий молодых и ответственных людей, которые горят любовью к своей родине, стремятся к ее благосостоянию и готовы отстаивать ее интересы, обеспечивая надежное и процветающее будущее для всего российского общества.
Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию в Российской Федерации постоянно обновляется. Так, реализуются на практике «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [1], «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» [2]; утвержден Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности России» [3]. В этих документах заложены государственные требования, обязательные для исполнения, согласно которым образовательные учреждения эффективно внедряют социально-педагогические модели патриотического воспитания. Важнейшие задачи воспитания подрастающего поколения, детей и молодежи по формированию гражданского самосознания, российской идентичности и духовности положены в основу Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», который реализуется в период с 2021 по 2024 гг. [4]. Данный документ призван мобилизовать все институты социализации и профессионализации и направить становление российского общества на создание качественно новой модели патриотического воспитания, в основу которой должны быть положены проектирование будущего с помощью знаний прошлого и опыта деятельности в настоящем, включая опыт отечественных и международных практик, а также современные медиатехнологии при реализации проектов.
В реализацию данных проектов вовлечены все государственные и общественные организации и ведомства, среди которых особую роль играют образовательные организации, общественные объединения, учреждения культуры и спорта, форумы общественного мнения, информационные сети, выражающие общие интересы и настроения поколения и отвечающие за развитие духовных ценностей, укрепление сознательного отношения к жизни в сложных жизненных обстоятельствах, а также формирование у молодежи личностных взглядов.
Содержание основных направлений Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предусматривает системное влияние на студенческое сообщество в целом, но особенно на студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Это будущие учителя, их ведущей деятельностью выступает учебно-профессиональная, в процессе которой осваивается творческая профессия, формируются знания, умения, навыки и профессиональное самоопределение. Сопутствующей деятельностью такого студента являются исполнение социальных ролей и интересов, различные хобби с учетом знаний о своих правах и обязанностях, путешествия по России, изучение и сохранение культурного наследия и т.д.
Деятельность учителя по патриотическому воспитанию реализуется через целесообразное сочетание форм и методов в следующих направлениях: нравственное, героическое, историческое, краеведческое, гражданское, спортивное [5].
В.А. Сухомлинский в своих исследованиях утверждал, что основная задача школы заключается в формировании у подрастающего поколения желания посвящать себя безоговорочной службе своему Отечеству, а также активно участвовать в повседневном, будничном труде и общественной жизни, при этом сама деятельность детей должна представлять собой движущую силу формирования личности растущего гражданина [6].
В своих трудах В.А. Сухомлинский также указывал и на проблемы в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту ««трудно постижимую ценность» – патриотизм. «Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина» [6, с. 117]. В связи с этим патриотическое воспитание бакалавров педагогического образования является актуальным и значимым.
Воспитание подлинного патриотизма у будущих педагогов возможно только через: участие в конкретной деятельности гражданской направленности, когда сами студенты являются организаторами этой деятельности; приобщение их к организации воспитательной работы в детских коллективах и организациях. Идеи и ценности воспитания должны пронизывать учебный процесс, внеучебную воспитательную работу, педагогическую практику, научно-исследовательскую и социально значимую деятельность будущих педагогов [7].
В настоящее время патриотическое воспитание представляет собой организованную работу педагогов по развитию у обучающихся идеологического мышления, ценностных ориентиров, чувства преданности Родине, желания выполнять обязанности гражданина. Для достижения этой цели главной задачей данного процесса является создание человека, который будет как духовно, так и физически здоровым, тесно связанным своим будущим с местом своего рождения и страной, готовым защищать интересы государства.
В статье авторы рассматривают такой инструмент патриотического воспитания, как музейное пространство школ.
Под термином «музейная педагогика» понимается область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. [8, с. 151].
Современная музейная образовательная среда использует различные каналы коммуникации. Это могут быть лекции, временные выставки, публикации в печатных изданиях, постоянные экспозиции, организуемые экскурсии, деятельность кружков и клубов, проведение праздников, музыкальные и театрализованные выступления, а также организация различных образовательных мероприятий и т.д.
Цель исследования состоит в патриотическом воспитании бакалавров педагогического образования через музейное пространство школ.
Материалы и методы исследования
Методами, средствами и инструментами патриотического воспитания выступают урочная и внеурочная деятельность будущего учителя на педагогической практике, на вакансиях, проектная и исследовательская деятельность, воспитательные образовательные события на уровне класса, образовательной организации, музейное пространство школ, видеоконтенты, социальные сети, блоги, видеоигры, встречи с интересными людьми, предоставление возможностей для саморазвития будущего учителя.
Образовательная площадка школы обладает большим потенциалом в создании и развитии гуманистических ценностей, организованных на принципах патриотизма. Школьный музей является не только площадкой для научных исследований и изучения местной истории, но и стимулом для обучения учащихся наблюдению окружающего мира и приобретению знаний через непосредственное взаимодействие с реальностью; предоставляет широкие возможности для проведения увлекательных исследований и, что особенно ценно, для развития творческого потенциала учеников.
Школьные музеи играют роль уникальной составляющей национальной инфраструктуры, предоставляя обучающимся возможность исследовать, классифицировать и сохранять истинные исторические, культурные и природные артефакты своего региона, а также различные объекты и документы.
На протяжении десяти лет опытно-экспериментальной площадкой по патриотическому воспитанию студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» в Петрозаводском государственном университете, через музейное пространство школы является МБОУ «Средняя школа №12» г.Петрозаводска Республики Карелия.
С 1984 года в школе существует музей Боевой славы, где представлены экспозиции, посвященные боевому пути ветеранов Карельского фронта и подвигу генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева. Работа ведется в двух направлениях: «Жизнь и подвиг Д.М.Карбышева» и «Карельский фронт и ветераны 368-й стрелковой дивизии».
Студенты на учебно-ознакомительной и педагогической практиках знакомятся с работой музея и его фондом. В рамках проекта «Помните о Родине», целями которого являются обмен опытом, повышение уровня подготовки будущих учителей в организации патриотического воспитания учащихся, руководитель школьного музея Терехова Надежда Александровна знакомит студентов с материалами и экспонатами, которые широко используются в патриотическом воспитании обучающихся [9, с. 192–201].
В музее хранятся фотоматериалы о боевом пути 368-й стрелковой дивизии, копия комсомольского билета Д.М. Карбышева, фото ветеранов, с которыми удается поддерживать контакт, фотография дома, в котором родился Д.М. Карбышев, научные работы, которые писал советский герой в военной академии, а также представлены различные награды учеников школы со слетов «Юные Карбышевцы».
Школьный музей сегодня стал эффективным средством реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Потенциал музея по формированию и развитию личности учащихся раскрывается через его функции: информационную, образовательную, социальную, воспитывающую, эстетическую и исследовательскую, просветительскую. В музейном образовании одним из передовых методологических подходов является деятельностный подход, а ключевым принципом, важнейшим в процессе познания, выступает интерактивность, которая действует как живая сила в процессе обучения.
Для эффективной работы музея необходимо, чтобы учащиеся активно участвовали в систематической работе по сбору и организации коллекций, что еще важно, документально зафиксированной коллекции представленных предметов; подготовке экспозиций, проведению культурно-просветительных мероприятий под руководством опытного педагога. Это позволит музею функционировать с определенными направлениями интереса, соответствующими актуальным стандартам в плане содержания и дизайна; необходимого оборудования для обеспечения сохранности артефактов и соответствия условиям их демонстрации; поддержки со стороны администрации школы, всего педагогического состава и обучающихся.
В данной школе созданы группы из учащихся, которые занимаются поисковой, фондовой, экскурсионной, просветительской деятельностью. Школьный музей гармонично интегрируется в комплекс проводимых мероприятий, превращаясь в пространство, где формируется культурно-историческое самосознание, происходит диалог между временем, людьми и экспонатами. Это дает возможность привлечь к проекту профессионалов, которые могут выступать в качестве экспертов или консультантов, а также помогают разработать культурное пространство, где достижения учеников становятся не просто академическим успехом, но и личным достижением.
Данная музейная деятельность способствует эффективности музейного дела в процессе воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Студенты вместе со школьниками вовлекаются в творческий процесс, между ними возникают сотрудничество, желание учиться чему-то новому. Все эти аспекты играют важную роль в формировании патриотических чувств и развитии гражданственности среди учащихся и будущих учителей.
Результаты исследования и их обсуждение
Музейный урок необходимо тщательно готовить – найти и структурировать нужный материал, запланировать использование медиатехнологий, иллюстраций, артефактов, продумать рефлексию. От всех этих действий будет зависеть, как пройдет встреча, будет ли она увлекательной и запоминающейся или заурядной и неинтересной.
Авторы приводят пример одного из занятий с темой о герое Великой Отечественной войны Дмитрии Михайловиче Карбышеве. Целью занятий в музее является воспитание чувства патриотизма и любви к Отечеству, сопереживания с трагической судьбой Д.М. Карбышева, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в борьбе с фашизмом. Для достижения данных целей студенты решают следующие задачи: познакомить обучающихся с материалами о Д.М.Карбышеве в представленной экспозиции, научить работать с документами, развивать творческую активность и умение работать в группе, совершенствовать навыки исследовательской работы, воспитывать музейную культуру.
При работе студенты использовали такие методы и приемы организации деятельности учащихся, как вовлечение их в творческий процесс путем самостоятельного поиска необходимой информации, планирование общих способов работы в группе, аргументация своей точки зрения, определение основной и второстепенной информации, оценка достигнутого результата. Средствами обучения выступали интерактивная доска, дидактические материалы: карта-схема, тексты для чтения и выбора нужной информации, словари, фотографии, письма, копии документов, листы активности.
При подготовке к занятию учащиеся делятся на 4 группы. Первая группа рассказывает о детских и юношеских годах Д.М. Карбышева. Вторая группа сообщает о наработках и военных хитростях Д.М.Карбышева, которые дали возможность усовершенствовать инженерное обеспечение для эффективности военных действий в годы Великой Отечественной войны. Третья группа учащихся рассказывает об участии Д.М.Карбышева в Великой Отечественной войне. Ученики четвертой группы рассказывают о правилах поведения в плену, разработанных Дмитрием Михайловичем. На протяжении всего занятия учащиеся отвечают на вопросы, знакомятся с воспоминаниями людей, видевших Д.М.Карбышева в фашистском плену.
На таком занятии студент и учитель-методист выступают не только как субъекты, но и как объекты внимания учащихся, их наблюдения и оценки, так как находятся во взаимодействии с ними. Школьники ведут с учителем и студентом диалог на эмоционально-психологическом уровне, который ориентирован на развитие смысловых структур сознания учащихся и способствует субъект-субъектному построению деятельности учащихся на занятии. Диалоги учителя и учащихся, студента и учащихся на занятии учат общению, выступают средством самореализации, самовыражения, механизмом проявления ценностных ориентаций ученика и его личностно-смысловых позиций. Используя данный вид общения как дидактический механизм педагогического процесса, учитель акцентирует внимание на отборе содержания. Это должен быть материал, значимый в глазах учащихся и объективно ценный. Через небезразличное отношение учащихся к содержанию, к тем жизненным реалиям, которые за ним скрываются, весь диалог приобретает для них смысл.
Школьники представляют себя в непростых обстоятельствах, предложенных учителем, ассоциируют себя с человеком с судьбой, абсолютно отличной от их собственной. Каждый может задать себе вопрос: «А как бы я поступил? Смог бы я выстоять?»
По итогам занятия учащиеся пишут сочинение на тему «Как оставаться человеком?». Вот один отрывок из сочинения ученицы 5 «А» класса Карины М.: «Я считаю, что, прежде всего, нужно быть верным самому себе, своим принципам и правилам. А еще, чтобы всегда оставаться человеком, нужно, чтобы в твоем сердце жила любовь. Любовь к близким, к Родине, миру в целом и жизни. Потому что только человек, умеющий любить, никогда не предаст».
В рамках обобщения и популяризации опыта образовательных учреждений и общественных организаций в деле патриотического воспитания подрастающего поколения ученики Карина М. и Ксения С. представили исследовательскую работу на тему: «Жизнь, зовущая к подвигу» на V Всероссийской научно-практической конференции памяти Героя Советского Союза, доктора военных наук, профессора Д.М. Карбышева, посвященной 75-летию Великой Победы в феврале 2020 года.
Студент 2-го курса бакалавриата физико-технического института ПетрГУ Сергей Е. выступил с докладом «Музейная педагогика в школе как инструмент патриотического воспитания» на 75-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых ПетрГУ в апреле 2023 года.
Обобщил свою исследовательскую работу по теме «Ступени к бессмертной славе» обучающийся 9-го класса средней школы № 12 (г. Петрозаводск) Серафим А. на 76-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых ПетрГУ в апреле 2024 года.
Заключение
Основой развития патриотических черт подрастающего поколения и ключевой целью воспитания патриотизма являются понимание личного значения данного понятия, его интеграции как моральной ценности в структуру смысловых отношений личности и преобразование его в основу поведения.
Обмен опытом, многообразные формы организации просветительских событий, совместные исследования студентов и учащихся способствуют профессиональной ориентации, повышению уровня подготовки будущих учителей. Необходимо отметить, что судьба современной России напрямую зависит от того, насколько целенаправленными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма среди молодежи.
Таким образом, у студенческой молодежи формируются: стремление к самореализации в профессии, знания истории страны, в том числе современной России, основных ее национальных интересов и достижений; устойчивое противостояние искажению исторической правды; мотивированность на создание социальных проектов, связанных с историей страны, в том числе экологических социальных проектов; влечение к участию в научных исследованиях, открытиях; желание объединяться с другими для решения насущных проблем и организовывать добровольческие акции.
Библиографическая ссылка
Янюшкина Г.М., Ермакова Л.И. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33618 (дата обращения: 15.10.2024).