Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ НА ОСНОВАНИИ ЕЁ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

Векслер А.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Представленные материалы посвящены анализу построения актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-художников, отвечающего запросам современной социокультурной ситуации. Целью статьи является определение роли концептуализации в построении актуального содержания профессиональной подготовки, отражающего целостность педагогической и художественно-творческой подготовки педагогов-художников. Использованы научно-исследовательские и методические материалы по организации содержания и оценивания результатов профессиональной подготовки, актуальные учебные планы, рабочие программы дисциплин института художественного образования Герценовского университета. Применены теоретический и сравнительный анализ использованных материалов. В статье определено, что оптимизация образовательного маршрута обучающихся в институте художественного образования Герценовского университета позволила сформировать три профиля подготовки: художественное образование в области изобразительного искусства; художественное образование в области дизайна и декоративного искусства; художественное образование в области визуальных искусств; выявлена необходимость концептуализации содержания профессиональной подготовки педагогов-художников на всех трех направлениях. Определена возможность гармоничной интеграции концепта «орнамент» в модули учебного плана в базовой части, в части, формируемой всеми участниками образовательного процесса, и в факультативные дисциплины, что является основанием для разработки актуального образовательного маршрута профессиональной подготовки педагогов-художников. Выявлено, что результатами интеграции концепта «орнамент» являются формирование общего фундамента профессиональной подготовки обучающихся трех профилей, уровень и качество знаний, умений и навыков в области педагогики искусства и визуально-пространственных искусств, которые определяются в процессе оценивания государственного экзамена и выпускной квалификационной работы в рамках модуля «Государственная итоговая аттестация». В заключение определяется, что концептуализация содержания профессиональной подготовки педагогов-художников в условиях модульного и компетентностного подходов проектирования и реализации образовательной программы содействует достижению гармоничности и целостности педагогической и художественно-творческой подготовки выпускников всех трех профилей института художественного образования Герценовского университета. Публикация подготовлена в рамках проекта «Дидактическая значимость орнамента как элемента содержания художественного образования, формирующего все уровни компетентности педагога-художника», поддержанного в рамках конкурса на выполнение перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ учеными - кандидатами наук РГПУ им. А.И. Герцена.
концептуализация
орнамент
содержание профессиональной подготовки
педагог-художник
бакалавр
модульный и компетентностный подход
визуально-пространственные искусства
1. Щербаков Ю.И. Теория и практика развития высшей педагогической школы в условиях современной России: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2002. 31 с.
2. Андриенко Ю.Е. Развитие у студентов педагогического вуза мотивации к будущей профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2022. 28 с.
3. Зобнина Т.В. Система психологической подготовки студентов - будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза: автореф. дис. … докт. психолог. Наук. Нижний Новгород, 2012. 48 с.
4. Кожуховская С.М. Дизайн-образование: структура, содержание и методы реализации: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2011. 42 с.
5. Аристова У.В. Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2011. 33 с.
6. Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: автореф. дис. … докт. пед. наук, Москва 2006. 36 с.
7. Туманов И.Н. Учебно-творческий подход в подготовке художника-педагога в условиях развития современной художественной культуры: автореф. дис. … докт. пед. наук, Москва. 2003. 36 с.
8. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 01.08.2024).
9. Официальный сайт РГПУ им. А.И. Герцена. 44.03.01 Художественное образование в области изобразительного искусства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.herzen.spb.ru/abiturients/obrazovatelnye-programmy/bachelor/34/10886/ (дата обращения: 01.08.2024).
10. Официальный сайт РГПУ им. А.И. Герцена. 44.03.01 Художественное образование в области дизайна и декоративного искусства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.herzen.spb.ru/abiturients/obrazovatelnye-programmy/bachelor/34/10908/ (дата обращения: 01.08.2024).
11. Официальный сайт РГПУ им. А.И. Герцена. 44.03.01 Художественное образование в области визуальных искусств. [Электронный ресурс]. URL: https://www.herzen.spb.ru/abiturients/obrazovatelnye-programmy/bachelor/34/10908/ (дата обращения: 01.08.2024).
12. Примерная рабочая программа начального общего образования «Изобразительное искусство» для 5—7 классов образовательных организаций // Мин. Прос. РФ. ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО. 2021. 94 с.
13. Концепция художественного образования в Российской Федерации (утв. Минобразованием РФ и Минкультуры РФ 26 ноября 2001 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/1587479/ (дата обращения: 01.08.2024).
14. Векслер А.К. Концептуализация в художественном образовании: формирование актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-художников // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33045 (дата обращения: 01.08.2024).
15. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 01.08.2024).
16. ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 01.08.2024).
17. Векслер А.К. Обучение рисованию в России XVIII - начала XXI вв.: типология Методов и задачи освоения орнамента // Современные проблемы науки и образования. – 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32902 (дата обращения: 01.08.2024).
18. Векслер А.К. Художественное образование слепых и слабовидящих в музейной среде. Тактильные рельефные панно "Орнаменты Строгановского дворца" и их роль в обеспечении доступности искусства // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 55-64.
19. Хохленкова Л.А. Практико-Ориентированное Обучение Студентов В Университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 314-316.
20. Богомолов А.Н. Психолого-педагогические аспекты практико-ориентированного обучения // Современное педагогическое образование. 2019. № 10. С. 7-11.
21. ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.08.2024).
22. Федеральный портал системы образования в сфере культуры и искусств. [Электронный ресурс]. URL: https://rfartcenter.ru/normativnye-dokumenty/dopolnitelnoe-obrazovanie/fgt/ (дата обращения: 01.08.2024).

Введение

В настоящее время, в соответствии с динамично развивающейся социокультурной ситуацией, к выпускникам высших учебных заведений предъявляются особые требования: компетентность в выбранной профессиональной области и способность к самостоятельному профессиональному развитию. Конец XX – начало XXI в. в России можно определить как время революционных трансформаций в системе высшего образования, период развития научных школ, проведения исследований в области дидактики, разработок актуальных педагогических подходов и инновационных методик преподавания различных дисциплин в вузах. Начало третьего десятилетия XXI в. отмечается значительными коррективами в структуре и содержании отечественного высшего образования.

В связи с этим российское научно-педагогическое сообщество продолжает активную исследовательскую деятельность по определению инновационных подходов к профессиональной подготовке студентов, включая обучающихся педагогических вузов. Объектом современных исследований становятся фундаментальные вопросы, определяющие особенности дидактики современной высшей школы, например: определение основных концептуально значимых направлений и содержания модернизации системы высшего педагогического образования [1, с. 6], выявление особенностей и метода мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности [2, с. 17], определение акме-направленного характера профессионально-личностного развития студентов – будущих педагогов [3, с. 14].

Анализ корпуса современных диссертационных исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки педагогов в области визуальных искусств, также выявил результаты, освещающие вопросы модернизации содержания образования и поиск актуальной методологии: дизайн–образование рассматривается как методология социально-культурного проектирования [4, с. 3]; выявлены «содержательные и организационные подходы к построению моделей профессиональной подготовки дизайнеров: традиционный, региональный, национальный, архитектурно-средовой (синтетический), информационно-сетевой, прогностический» [5, с. 6]; доказано, что использование формального метода построения изображения является оптимизирующим средством в специальной подготовке художника-педагога [6, с. 18]; разработана «методическая система подготовки специалистов (художников и учителей изобразительного искусства) на основе применения учебно-творческого подхода комплексного выполнения академических заданий по специальным дисциплинам (рисунку, живописи, скульптуре, композиции)» [7, с. 5].

Важно отметить, что в настоящее время научно-исследовательская работа является не просто актуальной задачей, но и государственным заданием. В тексте документа «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», обозначено следующее: «содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации… одним из принципов концепции является развитие системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования» [8].

Подготовка выпускника к профессиональной деятельности является одной из основных задач, решаемых педагогическим коллективом высших учебных заведений. Успешность решения данной задачи зависит от многих факторов, один из них – концептуализация содержания профессиональной подготовки.

Цель исследования: определить роль концептуализации в построении актуального содержания профессиональной подготовки, отражающего целостность педагогической и художественно-творческой подготовки педагогов-художников.

Для достижения цели необходимо: рассмотреть особенности оптимизации образовательного маршрута подготовки педагогов-художников (бакалавров) в институте художественного образования Герценовского университета; определить возможность концептуализации содержания профессиональной подготовки педагогов-художников в условиях модульного и компетентностного подходов проектирования и реализации образовательной программы.

Материалы и методы исследования

В качестве материалов исследования были рассмотрены и проанализированы научно-исследовательские и методические материалы по вопросам организации содержания профессиональной подготовки и оценивания результатов ее освоения, а также – актуальные учебные планы и рабочие программы дисциплин, реализуемые в институте художественного образования Герценовского университета. Методами исследования были теоретический анализ научной и методической литературы, а также – сравнительный анализ учебных планов и рабочих программ дисциплин, на основе которых ведется профессиональная подготовка педагогов-художников в РГПУ им. А.И. Герцена.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная подготовка педагога-художника в Герценовском университете, как в бакалавриате, так и в магистратуре, реализуется в институте художественного образования в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (44.03.01 – бакалавриат, 44.04.01 – магистратура). В контексте темы статьи мы рассмотрим особенности подготовки бакалавров.

Год 2021 стал временем изменений в структуре и содержании профессиональной подготовки педагогов-художников по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» в РГПУ им. А.И. Герцена. В соответствии с изменившимися требованиями к педагогу-художнику и трансформацией социокультурной ситуации, определившей развитие образовательной и цифровой среды, повлекшее обновление требований ФГОС РФ, даже трансформацию технологий создания художественных произведений, возникла необходимость обновления и развития содержания профессиональной подготовки педагогов-художников. В результате профиль «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» был признан недостаточным для реализации актуальной подготовки педагогов в области визуально-пространственных искусств, что послужило основанием для расширения содержания подготовки педагогов-художников в бакалавриате по направлению «44.03.01 Педагогическое образование» и организации трех новых профилей.

Особенности оптимизации образовательного маршрута подготовки педагогов-художников

С 2022 года художественное образование в Герценовском университете имеет специализации в следующих областях: изобразительное искусство; дизайн и декоративное искусство; визуальные искусства. Данное разделение позволяет углубить профессиональную подготовку, как педагогическую, так и художественную. Важно отметить, что специализация в основном касается дисциплин, запланированных вариативной частью учебного плана. Также часть дисциплин, профилирующих обучение, интегрирована в модули базовой части учебного плана.

В рамках профиля «Художественное образование в области изобразительного искусства» [9] ведется углубленное изучение классических видов изобразительного искусства, а также более углубленно осваивается методика преподавания художественных дисциплин в системе предпрофессионального художественного образования (детские художественные школы, детские школы искусств). Содержание профессиональной подготовки направленности «Художественное образование в области дизайна и декоративного искусства» [10] посвящено изучению основных аспектов дизайна и декоративного искусства, включая освоение особенностей работы в цифровых графических редакторах и пр.; углубленно осваивается методика преподавания различных видов дизайна и декоративного творчества в системе дополнительного художественного образования (кружки, студии, дома технического творчества, внеурочная деятельность). Профиль «Художественное образование в области визуальных искусств» [11] разработан для специальной подготовки учителей ИЗО, планирующих работать в общеобразовательных школах, в связи с этим обучающиеся осваивают основы изобразительного, декоративного и народного искусства, основы дизайна в объеме, необходимом для профессиональной работы в системе начального и основного общего образования. Особое внимание уделяется изучению методики преподавания дисциплины «Изобразительное искусство» в школе. Также в рамках этого профиля ведется подготовка педагогов «теории искусства» – дисциплины «История искусств» (в детских художественных школах, школах искусств) и «Мировая художественная культура» (в общеобразовательных школах). Углубление специальной подготовки педагогов-художников соответствует требованиям современной социокультурной ситуации, определяющей необходимость освоения будущим учителем ИЗО комплекса новых художественно-творческих знаний, в том числе – в области цифрового искусства, что отражено в методических и законодательных материалах, среди которых: «Примерная рабочая программа начального общего образования "Изобразительное искусство" для 5-7 классов образовательных организаций» [12], «Концепция художественного образования в Российской Федерации» [13]. Сегодня ученики уже в начальной школе должны освоить не только азы изобразительной грамотности (работу с колористическими и графическими материалами, знакомство с видами и техниками декоративно-прикладного искусства), но и основы фотодела, макетирования, дизайн-деятельности в простых графических редакторах. Отметим, что в таком формате классический учебный предмет «ИЗО» выходит за рамки традиционного понимания изобразительного искусства, объединяя в себе различные виды изобразительных, декоративных, конструктивных и цифровых искусств. Полагаем, что наиболее соответствующим названием учебного предмета «ИЗО» сегодня является «визуально-пространственные искусства».

Рассмотренные особенности содержания профессиональной подготовки позволят обучающимся - будущим педагогам-художникам освоить необходимые материалы и сформировать профессиональную компетентность, достаточную для педагогической деятельности в системе основного, дополнительного или предпрофессионального художественного образования, а также заниматься любимым видом творческой деятельности в области визуально-пространственных искусств. Принимая во внимание достаточную условность такого выбора молодым человеком (обучающимся) в самом начале образовательного пути и возможность изменения жизненной траектории, коллектив института художественного образования создал условия, при которых предложенная специализация не исключает освоения основ всего корпуса визуально-пространственных искусств и знакомства с методиками их преподавания в различных образовательных организациях. В учебном плане всех трех направлений, в части, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрено обязательное освоение всех основных аспектов классических и декоративных видов искусств, основ дизайна и методики их преподавания. Также в институте художественного образования активно работают студенческие сообщества, которые курируются эффективными тандемами – наставником-педагогом и студентом: «Рисуем вместе», «Арт-текстиль», «Арт-дизайн», «Арт-керамика», в которых могут заниматься, расширяя свои творческие способности и углубляя практические и теоретические знания, в том числе в области методики преподавания дисциплины или отдельных заданий, все желающие. Таким образом, формируется особая система развивающего взаимодействия (педагог-студент), в которую вовлекаются все обучающиеся, заинтересованные в расширении собственного багажа знаний и личного опыта, что в свою очередь содействует построению индивидуального нелинейного образовательного маршрута, освоение которого способствует будущей конкурентоспособности выпускника института художественного образования.

Концептуализация содержания профессиональной подготовки педагогов-художников в условиях модульного и компетентностного подходов проектирования и реализации образовательной программы

В исследованиях, ранее проведенных автором, был выявлен способ «формирования актуального содержания художественного образования и профессиональной подготовки педагогов-художников – концептуализация» [14]. Также была определена крупная дидактическая единица – концепт «орнамент», «обладающий интеграционными и универсальными свойствами, отражающий обобщенное значение ключевых характеристик визуально-пространственных искусств», освоение которого содействует формированию художественных знаний, умений и навыков, а также «общего фундамента художественной подготовки педагогов в области визуально-пространственных искусств» [14]. В контексте данной статьи рассмотрим возможности освоения концепта «орнамент» и его роли в формировании профессиональной компетентности педагога-художника в условиях модульного и компетентностного подходов проектирования содержания профессиональной подготовки в институте художественного образования Герценовского университета.

В настоящее время учебный план, определяющий все содержание профессиональной подготовки педагогов-художников в РГПУ им. А.И. Герцена, структурирован в соответствии с идеей «модульного подхода проектирования и реализации образовательных программ высшего образования, основанного на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций» [15], что отражено в материалах ФГОС ВО РФ и «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». Содержание профессиональной подготовки (дисциплины и практики), обязательное для освоения обучающимися педагогического направления (44.03.01) всех профилей, отражено в базовой части учебного плана и нацелено на формирование корпуса теоретических знаний, практических умений и навыков, а также универсальных и общепрофессиональных компетенций, определенных государственным стандартом высшего образования в педагогическом направлении, а также на формирование профессиональных компетенций, определенных вузом самостоятельно, на основе профессиональных стандартов.

Для определения роли концептуализации в построении актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-художников рассмотрено наполнение модулей учебного плана и определена возможность интеграции концепта «орнамент» в дисциплины и практики базовой части, в содержание факультативных дисциплин в условиях компетентностного подхода.

Анализ содержания «Социально-гуманитарного» модуля выявил особую дисциплину – «История (история России, Всеобщая история)», освоение которой предполагает не только знание фактологического материала, но и формирование способности восприятия межкультурного разнообразия общества в различных контекстах (социально-историческом, этическом и философском контекстах) [16]. Из искусствоведческих и культурологических источников известно, что орнамент как вид искусства является наиболее ярким и выразительным примером знаково-символьной системы различных культур. Следовательно, в рамках дисциплины, освещающей вопросы истории развития государства и мироустройства, будет естественным обращение к некоторым аспектам геральдики, которые непосредственно связаны с искусством орнамента как системы композиционной организации знаков-символов.

В модуле «Психолого-педагогическом» также есть дисциплина, связанная с изучением исторического материала, но это – «История образования и педагогической мысли». Освоение материалов дисциплины необходимо для развития «способностей вести педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний» [16], в контексте подготовки педагогов-художников учебные материалы должны содержать информацию о развитии художественного образования. Проведенные автором исследования выявили значительный педагогический потенциал искусства орнамента в освоении не только художественных и конструктивных навыков, но и умений в области чистописания и арифметики [17]. В этом же «Психолого-педагогическом» модуле присутствует дисциплина «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья». Одной из основных компетенций, которую должны освоить обучающиеся в процессе изучения дисциплины, является «способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности… в том числе в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями» [16]. Ранее автором была доказана возможность знакомства с искусством орнамента средствами его тактильного изучения, также был выявлен педагогический потенциал орнамента, содействующий раскрытию основных аспектов композиционного построения произведения, знакомству, на примере орнаментальных композиций, с выразительными особенностями художественных стилей в истории искусства [18].

Модуль «Воспитательная деятельность» содержит несколько дисциплин, в рамках которых освоение концепта «орнамент» будет содействовать формированию универсальных и общекультурных компетенций. В процессе изучения дисциплины «Этика межкультурных отношений» проведение сравнительного анализа примеров орнаментов разных народов и этнических групп дополнит содержание дисциплины и будет содействовать воспитанию культуры, уважения и понимания общности и различий между народами. Содержание дисциплин «Подготовка к работе вожатого в детском оздоровительном лагере» и «Организация внеурочной деятельности (по предмету)», кроме универсальных и общекультурных компетенций, предполагает формирование профессиональной компетенции, определяющей способность к ведению целенаправленной воспитательной деятельности. Специфика профессиональной подготовки педагога-художника позволяет организовать воспитательную деятельность в рамках художественно-творческой работы (организация коллективной работы, выставочной деятельности и пр.), в контексте которых обучающиеся могут использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе освоения концепта «орнамент».

В модуле «Предметно-методическом» запланировано освоение дисциплин, посвященных вопросам методической и организационной деятельности педагога-художника. Содержание дисциплин «Введение в профессию» и «Методика обучения (по видам искусства)», кроме освоения необходимого корпуса компетенций, предполагает знакомство с образовательными организациями, реализующими основное или дополнительное художественное образование; образовательными программами, соответствующими Федеральным государственным стандартам (ФГОС) и Федеральным государственным требованиям (ФГТ), по видам художественно-творческой деятельности. Анализ таких программ демонстрирует востребованность освоения искусства орнамента. Интеграция концепта «орнамент» в содержание предметно-методического модуля поможет обучающимся понять логику построения образовательных программ и методических разработок в области визуально-пространственных искусств, а позже – применить свои знания в рамках производственных практик.

Учебным планом, определяющим содержание профессиональной подготовки, предусмотрено не только изучение материалов дисциплин, но и освоение практической деятельности. В Герценовском университете, в соответствии с ФГОС ВО, ведется практико-ориентированное обучение, которое «неразрывно связано с погружением студентов в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики» [19, с.314]. В каждом модуле базовой части и части, формируемой участниками образовательных отношений, запланирована практическая деятельность. В институте художественного образования Герценовского университета разработана концепция практик, определяющая содержание учебно-практической деятельности обучающихся. Такая организация процесса «позволяет перенести теорию в практику, спроецировав учебные задачи на профессиональные ситуации» [20, с.8].

Важно отметить, что освоение дисциплин и практик одного модуля логично распределено на весь образовательный маршрут бакалавра (1–4 курс), в результате в содержании одного модуля могут быть различные практики, осваиваемые на разных курсах. Как выявили ранее выполненные исследования автора, изучение различных аспектов искусства орнамента расширяет палитру теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся в области изобразительного и декоративного искусства, дизайна и архитектуры. Следовательно, обучающиеся могут использовать знания, умения и навыки, полученные на теоретических и художественно-творческих дисциплинах в процессе освоения концепта «орнамент», в рамках учебных и производственных практик.

Анализ направлений практической учебной деятельности и планируемых результатов их освоения (компетенций) определил возможность и актуальность интеграции концепта «орнамент» в содержание практик. Рассмотрим результаты проведенного аналитического исследования.

- В процессе учебной ознакомительной практики (модуль «Коммуникативно-цифровой» - 1к.,2сем.) обучающиеся знакомятся с видами образовательных организаций и содержанием образовательных программ художественно-творческой направленности, в рамках которых традиционно осваиваются различные аспекты искусства орнамента.

- Содержание учебных предметно-содержательных и производственной стажерской практик (модуль «Предметно-методический» - 2 к., 4 сем.; 3 к., 5сем.; 4к.,7сем.) соответствует профессиональным задачам и отражает характер определенного профиля подготовки педагогов-художников. Следовательно, в каждой из практик актуально использование ранее полученных знаний, умений и навыков при освоении концепта «орнамент», как в области визуально-пространственных искусств (практической, художественно-творческой), так и в области педагогики искусства (разработка методических предложений (занятий, мастер-классов), создание наглядных материалов и пр.).

- В рамках прохождения производственных практик, в том числе: педагогической летней; практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (модуль «Психолого-педагогический» - 3к., 5сем.; 3 к., 6 сем.; модуль «Воспитательная деятельность» - 3 к., 6 сем.), обучающиеся могут использовать все знания, умения и навыки, полученные в процессе освоения дисциплин «История орнамента» и «Орнаментальная композиция», для создания авторских методических разработок и дидактических материалов (требуемых для проведения занятий в образовательных учреждениях различного вида).

- Производственная стажерская практика является почти самостоятельной педагогической деятельностью будущих педагогов-художников (модуль «Воспитательная деятельность» - 4к.,7сем.). Готовясь к этой практике, обучающиеся знакомятся с программами основного и дополнительного художественного образования. Анализ методических материалов, утвержденных ФГОС ОО [21] и ФГТ [22], выявляет значительное внимание, которое уделяется искусству орнамента, а также большое количество времени для его освоения. Следовательно, в рамках производственной стажерской практики можно познакомиться с особенностями преподавания различных аспектов орнамента детской аудитории, а позже использовать полученные знания при подготовке к ГИА.

- В рамках учебной практики «Научно-исследовательская работа» (модуль «Учебно-исследовательская и проектная деятельность» - 3к.,7сем.) обучающиеся института художественного образования осваивают навыки написания научного текста, включающие: поиск историко-искусствоведческих материалов, способы описания материалов и технологий (по видам искусства), анализ композиционных и художественно-выразительных особенностей произведения и пр. Таким образом, происходит подготовка к написанию пояснительной записки к художественно-творческому проекту в рамках выпускной квалификационной работы. Подобный опыт научно-исследовательской работы обучающиеся получали в процессе освоения дисциплины «Искусство орнамента», следовательно, в рамках данной практики можно использовать уже знакомый алгоритм сбора материала и написания научного текста.

- Содержание преддипломной практики посвящено работе над дипломным проектом, художественно-творческая часть которого непосредственно связана с вопросами композиционного построения, колористического и графического решения; работе в различных материалах и техниках, в том числе с использованием цифровых ресурсов. Как уже отмечалось, все эти вопросы, в большей или меньшей степени, освещаются в контексте изучения различных аспектов орнамента, так как «орнамент» обладает сущностными характеристиками всех видов визуально-пространственных искусств.

Содержание профессиональной подготовки педагогов-художников, определенное учебным планом, включает и факультативные дисциплины (модули), расширяющие палитру профессиональных знаний: «Орнаментальная композиция»; «Материаловедение» (в различных видах визуально-пространственных искусств) и «Архитектурное макетирование». Здесь, так же как и в специальных дисциплинах, концепт «орнамент» гармонично встраивается в содержание факультативных занятий, а его освоение содействует формированию профессиональной компетентности. Отметим, что выбор обучающимися различных факультативов также определяет нелинейность и индивидуальность образовательного маршрута и, как следствие, повышает конкурентоспособность выпускника.

Освоение обучающимися всех дисциплин и практик, определенных учебным планом, представляет собой поступательное движение по образовательному маршруту, успешность и качество прохождения которого определяется в процессе государственной итоговой аттестации. Государственная итоговая аттестация является завершающим модулем содержания профессиональной подготовки педагогов-художников и состоит из двух разделов: «Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена» и «Выполнение и защита выпускной квалификационной работы».

Заключение

Представленные материалы продемонстрировали результат оптимизации образовательного маршрута обучающихся в Институте художественного образования (ИХО) Герценовского университета, заключающийся в разделении содержания профессиональной подготовки педагогов-художников на три профиля, в соответствии с областью искусства.

Концептуализация содержания профессиональной подготовки педагогов-художников на всех трех направлениях, реализуемых в ИХО Герценовского университета, выражается в возможности гармоничной интеграции концепта «орнамент» в дисциплины и практики практически всех модулей учебного плана (в базовой части, в части, формируемой всеми участниками образовательного процесса, в факультативные дисциплины).

Интеграция концепта «орнамент» в модули учебного плана позволит сформировать общий фундамент профессиональной подготовки педагогов-художников разных профилей и спроектировать уникальный образовательный маршрут, представляющий собой гармоничную и целостную профессиональную подготовку педагога-художника (в области педагогики искусства и визуально-пространственных искусств) и формирующий профессиональную компетентность выпускника.

Государственная итоговая аттестация, состоящая из государственного экзамена и выпускной квалификационной работы, является процедурой, определяющей результаты этой интеграции.


Библиографическая ссылка

Векслер А.К. ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ НА ОСНОВАНИИ ЕЁ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33595 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674