Введение
В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» (далее - Стратегия) ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, а также определяет качество использования гражданами финансовой грамотности [1].
В этой связи развитие системы волонтерства в сфере финансового просвещения позволит обеспечить реализацию актуальной на сегодняшний день государственной политики, направленной на повышение финансовой культуры и формирование ответственного грамотного финансового поведения различных категорий населения, в том числе молодежи, обучающихся общеобразовательных школ, организаций среднего профессионального и высшего образования, которые являются одной из целевых групп Стратегии [2].
В Хабаровском крае разработана Региональная программа «Повышение финансовой грамотности населения Хабаровского края на период до 2030 года» (далее – Региональная программа), которая направленна на формирование финансовых компетенций населения региона, развитие финансовой культуры и расширение опыта принятия финансовых решений [3].
В настоящее время в регионе создается и развивается система вовлечения волонтеров, из числа обучающихся образовательных организаций высшего образования, которые призваны оказывать помощь в реализации Региональной программы, в том числе через проведение просветительских мероприятий в сфере финансовой грамотности для молодежи и обучающихся общеобразовательных школ, что в дальнейшем позволит обеспечить формирование у подрастающего поколения финансовой культуры и грамотного финансового поведения.
Волонтерское движение финансового просвещения среди молодежи является эффективной формой проявления социальной активности, успешной социализации и воспитания, а также результативным средством финансовой адаптации, повышения их собственной финансовой культуры и грамотности.
Цель исследования - описание опыта проведения студентами-волонтерами финансовой грамотности культурно-просветительского мероприятия краевого уровня для школьников.
Материал и методы исследования. Исследование основано на изучении нормативных правовых документов, научной и методической литературы. Использованы теоретические и эмпирические методы, в том числе систематизация и обобщение педагогического опыта, моделирование, анкетирование, наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (далее – НАФИ) измеряет уровень финансовой грамотности населения России более 10 лет.
По данным исследования, проведенного в феврале 2024 года, доля россиян со средним и высоким уровнем финансовой грамотности составляет 70%. В 2024 году индекс финансовой грамотности составил 12,77 балла (рост на 5,3% по сравнению со значением 2018 года – 12,12 балла). Индекс практически сохранил свои позиции относительно 2022 года. Данные исследования НАФИ динамики индекса финансовой грамотности представлены на рисунке 1 [4].
Рис. 1. Динамика индекса финансовой грамотности
Следует отметить, что в целом уровень финансовой грамотности населения в России остается на среднем уровне (максимальное значение – 21 балл) и требует дальнейшей систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон, определенных нормативными документами. Таким образом, проблема повышения финансовой грамотности населения, особенно молодежи, остается актуальной в решении вопросов, связанных с повышением благосостояния и качества жизни населения страны и региона.
Работа по развитию системы вовлечения обучающихся Президентской академии г. Хабаровска в деятельность волонтеров в сфере повышения финансовой культуры и финансовой грамотности молодежи началась еще в предыдущем учебном году. Организационное и научно-методическое сопровождение данного проекта осуществляют преподаватели-наставники кафедры экономики и цифровых технологий Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС.
На этапе запуска проекта «Волонтеры финансового просвещения Президентской академии г. Хабаровска» с целью обоснования системы привлечения обучающихся к деятельности по повышению уровня финансовой культуры был проведен опрос 181 студента института направления подготовки «38.03.01 Экономика» и специальности «38.05.01 Экономическая безопасность» [5].
На вопрос «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?» 88,4% опрошенных отметили, что имеют хорошие и достаточные знания и навыки в сфере финансовой грамотности. Однако 2% респондентов указали, что не имеют таких знаний и навыков, остальные – затруднились с оценкой. Вместе с этим около 70% респондентов нуждаются в повышении своей финансовой грамотности: 36,4% респондентов хотели бы иметь возможность освоения экономических дисциплин вариативного блока или факультативных дисциплин; 28,2% опрошенных хотели бы освоить специальный курс «Основы финансовой грамотности»; 27,1% респондентов предпочли повысить финансовую компетентность в рамках дисциплины «Экономика».
Опрос показал, что 91,7% опрошенных выделили интернет-ресурсы и социальные сети как наиболее эффективные информационные ресурсы для получения сведений по финансовым вопросам; 38,6% студентов выбирают периодические печатные издания; 29,3% респондентов пользуются советами друзей; 23,8% опрошенных предпочитают телевидение. Наряду с этим 3,3% опрошенных не используют никакие источники для получения сведений о финансовой сфере.
В результате опроса были определены актуальные темы, которые вызвали наибольший интерес: планирование личного бюджета выбрали 69,1% опрошенных; банковские услуги – 60,2% респондентов; инвестиции – 49,7% обучающихся; вопросы налогообложения – 47% студентов; страхование населения – 36,5% опрошенных; пенсионная система, пенсионные фонды – 32,6% респондентов. 4,5% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.
На вопрос «Нужны ли волонтеры финансового просвещения, которые безвозмездно помогают другим людям овладеть базовыми знаниями и навыками в сфере финансовой грамотности?» 81,8% респондентов ответили утвердительно, однако только 21,5% опрошенных хотели бы сами стать волонтерами финансового просвещения.
В итоге результаты выборочного опроса обучающихся Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС выявили необходимость финансового просвещения молодежи, интерес и готовность студентов к повышению своей финансовой грамотности и к деятельности финансовых волонтеров.
В 2024 году студенты-волонтеры финансового просвещения Президентской академии г. Хабаровска провели Краевую игру «Мои финансы» для школьников 7-9 классов общеобразовательных организаций Хабаровского края.
Цель игры: развитие финансовых компетенций, формирование основополагающих составляющих финансовой культуры (ценностей, установок, поведенческих практик), расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений [6, с. 9].
Игра «Мои финансы» (в формате квеста)–это игра, в которой каждая команда самостоятельно проходит заданный маршрут. Победа в игре зависит от тех решений, которые команда примет в процессе прохождения игры-квеста (от выполнения заданий до выбора цели, на которую она пожертвует полученную сумму баллов).
Вместе с этим участники игры не просто стараются заработать как можно больше баллов и стать победителями игры, но и учатся обращать внимание на различные проблемы, которые существуют в обществе и требуют участия в их решении.
Легенда игры: все игроки – это участники Благотворительного экологического марафона, в котором можно пожертвовать набранные в ходе игры «деньги» на одну из благотворительных целей (рис. 2) [7; 8].
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Рис. 2. Акции Благотворительного экологического марафона Краевой игры «Мои финансы»
Участники Благотворительного экологического марафона - жители города ФинХаб, национальной валютой которого является ДВИУкоин (курс валюты: 1 балл = 100 ДВИУкоинов).
Из участников формируется 6 команд, каждая из которых получает маршрутный лист и банковскую карту с первоначальным балансом 1000 ДВИУкоинов (рис. 3).
Рис. 3. Маршрутный лист Краевой игры «Мои финансы»
В маршрутном листе написаны названия достопримечательностей города ФинХаба, посетив которые команды могут заработать ДВИУкоины, выполнив задания, полученные от модераторов. В случае затруднения можно купить на станции подсказку за 1000 ДВИУкоинов. Содержание станций представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание станций Краевой игры «Мои финансы»
|
Название станции |
Содержание станций |
#ФинАэропорт |
Составление оптимального бюджета для путешествия (выбор оптимального тарифа перелета, отеля, экскурсионной программы), визуализация составленного маршрута |
|
#ФинПлощадь |
Организация Финансового праздника на главной площади города (составление сметы, расшифровка цен на материалы (решение задач разного уровня сложности), оформление сметы (в виде красочного плаката)) |
|
#ФинДендрарий |
Вырастить «финансовое дерево», выбрав источник средств инвестирования, используя различные инструменты инвестирования |
|
#ФинОбозрение
|
Игра «Квиз-плиз»: вопросы на тему финансов, общую эрудицию и логику. Раунды: 1. Разминка. 2. Наши финансы. 3. Финансы мира |
|
#ФинДепартамент
|
Тезаурус по основным понятиям мошенничества. Мастер-класс по определению подлинности банкнот с использованием профессионального оборудования. Выполнение практико-ориентированных заданий |
|
#ФинАрена |
Соревнования по разгадыванию ребусов, кроссвордов, шарад на финансовую тематику |
Задача команд – правильно выполнить задания, заработать как можно больше ДВИУкоинов и на финише пожертвовать их на благотворительные цели. Побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество ДВИУкоинов.
Продолжительность посещения каждой станции не превышает 15 минут. Основные параметры игры представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные параметры Краевой игры «Мои финансы»
№ |
Параметр мероприятия |
Характеристика |
1 |
Формат игры |
квест-игра |
2 |
Общее время проведения мероприятия |
180 мин. |
3 |
Количество участников |
36 чел. |
4 |
Количество модераторов на станциях |
8 чел. |
5 |
Количество модераторов, сопровождающих команды |
6 чел. |
6 |
Количество ведущих игры |
1 чел. |
7 |
Количество членов жюри |
3 чел. |
8 |
Количество станций |
6 шт. |
9 |
Техническое сопровождение |
1 чел. |
10 |
Организационное сопровождение |
3 чел. |
Этапы организации и проведения игры
1 этап – подготовительный, в рамках которого решаются организационные вопросы. На этом этапе разрабатывается концепция игры, определяются состав участников-организаторов и их роли, место и время проведения, а также техническое обеспечение мероприятия.
2 этап – проектный – содержательная разработка мероприятия, составление маршрутов по станциям для каждой группы школьников, формирование маршрутных листов, комплектов интерактивных заданий, разработка раздаточных и презентационных материалов.
3 этап – деятельностный – проведение мероприятия. Формирование команд, инструктаж по прохождению игры, выдача командам маршрутных листов. Прохождение каждой командой индивидуального маршрута, выполнение заданий, зарабатывание «денег» и голосование-распределение их по акциям Благотворительного экологического марафона. Кофе-пауза.
4 этап – рефлексивно-аналитический – подведение итогов, интервью у школьников - участников игры, награждение победителей и призеров игры, фотографирование.
В ходе реализации данного проекта студенты-волонтеры выполняли различные роли, в том числе ведущего, аналитика, эксперта, помощника, игротехника, PR-менеджера, составляли план и разрабатывали сценарий мероприятия, проводили анализ результатов проекта, подводили итоги.
Заключение
В ходе проведения Краевой игры «Мои финансы» школьники получили определенный опыт в решении задач в финансовой сфере, актуализировали имеющиеся и приобрели новые знания и навыки в вопросах финансовой грамотности, тем самым повысив ее уровень, приобрели навыки финансово грамотного поведения.
Организация и проведение игры внесли изменения в личностные характеристики и установки волонтеров, способствовали формированию положительной мотивации для проектирования мероприятий, ответственности за результативность культурно-просветительской деятельности в сфере финансовой культуры. Студенты-волонтеры овладели новыми компетенциями, необходимыми для организации просветительских мероприятий в сфере финансового просвещения для школьников, которые способствуют развитию готовности к самообразованию и саморазвитию, а также работе в команде.
Библиографическая ссылка
Алтухова И.А., Жидкова М.И. ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33594 (дата обращения: 13.10.2024).