Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Алтухова И.А. 1 Жидкова М.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС
Финансовое просвещение, формирование финансовой культуры и повышение финансовой грамотности населения сегодня приобретает особое значение в системе современного образования и воспитания. В статье рассматривается проблема повышения уровня финансовой культуры и грамотности населения, в частности такой категории, как «молодежь». Одно из приоритетных и перспективных решений в этом направлении – развитие движения волонтеров финансового просвещения. Цель данного исследования заключается в описании методического опыта проведения студентами-волонтерами финансового просвещения Президентской академии в городе Хабаровске Краевой игры «Мои финансы» для школьников 7-9 классов общеобразовательных организаций Хабаровского края. Авторы с использованием современных методов научного исследования, в том числе анализа-синтеза, систематизации и обобщении педагогического опыта, моделирования, анкетирования, наблюдения, подтвердили эффективность выбранного формата, методики подготовки и проведения мероприятия, а также констатировали, что в ходе проведения игры студенты-волонтеры уделяли особое внимание не только формированию у школьников системных представлений о финансовых аспектах жизни в современном обществе, но и выработке практических навыков использования этих знаний для решения стандартных финансовых задач, с которыми каждый человек сталкивается в своей жизни. Такая деятельность позволит внести определенный вклад в стабильное развитие экономики страны, а также будет способствовать формированию системы устойчивых социально-экономических отношений.
финансовая грамотность
финансовая культура
финансовое волонтерство
финансовое просвещение
квест-игра
интерактивное мероприятие
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2953-р. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL:
http://static.government.ru/media/files/FJj6iZ8geL94xUACfr2s32ZQoUgqP7fd.pdf (дата обращения: 15.07.2024).
2. Кунижева Д.А. Финансовая субъектность как критерий оценки финансовой культуры // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 5. С. 71-77. DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-71-77.
3. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 28 ноября 2023 г. № 839-рп «Об утверждении региональной программы Хабаровского края «Повышение финансовой грамотности населения Хабаровского края на период до 2030 года»». [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.khabkrai.ru/portal/Show/Content/5717?ParentItemId=1162 (дата обращения: 15.07.2024).
4. Индекс финансовой грамотности россиян – 2024 // Результаты опросов НАФИ, 2024.
[Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-2024/ (дата обращения: 15.07.2024).
5. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Черниковская М.В. Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 522-538. DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.522-538.
6. Создание системы вовлечения студентов и школьников в волонтерскую деятельность в области повышения финансовой грамотности и ответственного финансового поведения детей и молодежи: опыт Алтайского края: сборник статей. Барнаул: КАУ ДПО АИРО им. А.М. Топорова, 2020. 112 с.
7. Жилюк Д.А. Развитие финансовой культуры в студенческой среде // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 3 (147). С. 166-170.
8. Яковлева Е.Н., Безруких Ю.А., Липинская В.А., Шелкунов П.А. Финансовое просвещение студентов и школьников // Перспективы науки. 2024. № 3 (174). С. 209-211.

Введение

В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» (далее - Стратегия) ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, а также определяет качество использования гражданами финансовой грамотности [1].

В этой связи развитие системы волонтерства в сфере финансового просвещения позволит обеспечить реализацию актуальной на сегодняшний день государственной политики, направленной на повышение финансовой культуры и формирование ответственного грамотного финансового поведения различных категорий населения, в том числе молодежи, обучающихся общеобразовательных школ, организаций среднего профессионального и высшего образования, которые являются одной из целевых групп Стратегии [2].

В Хабаровском крае разработана Региональная программа «Повышение финансовой грамотности населения Хабаровского края на период до 2030 года» (далее – Региональная программа), которая направленна на формирование финансовых компетенций населения региона, развитие финансовой культуры и расширение опыта принятия финансовых решений [3].

В настоящее время в регионе создается и развивается система вовлечения волонтеров, из числа обучающихся образовательных организаций высшего образования, которые призваны оказывать помощь в реализации Региональной программы, в том числе через проведение просветительских мероприятий в сфере финансовой грамотности для молодежи и обучающихся общеобразовательных школ, что в дальнейшем позволит обеспечить формирование у подрастающего поколения финансовой культуры и грамотного финансового поведения.

Волонтерское движение финансового просвещения среди молодежи является эффективной формой проявления социальной активности, успешной социализации и воспитания, а также результативным средством финансовой адаптации, повышения их собственной финансовой культуры и грамотности.

Цель исследования - описание опыта проведения студентами-волонтерами финансовой грамотности культурно-просветительского мероприятия краевого уровня для школьников.

Материал и методы исследования. Исследование основано на изучении нормативных правовых документов, научной и методической литературы. Использованы теоретические и эмпирические методы, в том числе систематизация и обобщение педагогического опыта, моделирование, анкетирование, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (далее – НАФИ) измеряет уровень финансовой грамотности населения России более 10 лет.

По данным исследования, проведенного в феврале 2024 года, доля россиян со средним и высоким уровнем финансовой грамотности составляет 70%. В 2024 году индекс финансовой грамотности составил 12,77 балла (рост на 5,3% по сравнению со значением 2018 года – 12,12 балла). Индекс практически сохранил свои позиции относительно 2022 года. Данные исследования НАФИ динамики индекса финансовой грамотности представлены на рисунке 1 [4].

Рис. 1. Динамика индекса финансовой грамотности

Следует отметить, что в целом уровень финансовой грамотности населения в России остается на среднем уровне (максимальное значение – 21 балл) и требует дальнейшей систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон, определенных нормативными документами. Таким образом, проблема повышения финансовой грамотности населения, особенно молодежи, остается актуальной в решении вопросов, связанных с повышением благосостояния и качества жизни населения страны и региона.

Работа по развитию системы вовлечения обучающихся Президентской академии г. Хабаровска в деятельность волонтеров в сфере повышения финансовой культуры и финансовой грамотности молодежи началась еще в предыдущем учебном году. Организационное и научно-методическое сопровождение данного проекта осуществляют преподаватели-наставники кафедры экономики и цифровых технологий Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС.

На этапе запуска проекта «Волонтеры финансового просвещения Президентской академии г. Хабаровска» с целью обоснования системы привлечения обучающихся к деятельности по повышению уровня финансовой культуры был проведен опрос 181 студента института направления подготовки «38.03.01 Экономика» и специальности «38.05.01 Экономическая безопасность» [5].

На вопрос «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?» 88,4% опрошенных отметили, что имеют хорошие и достаточные знания и навыки в сфере финансовой грамотности. Однако 2% респондентов указали, что не имеют таких знаний и навыков, остальные – затруднились с оценкой. Вместе с этим около 70% респондентов нуждаются в повышении своей финансовой грамотности: 36,4% респондентов хотели бы иметь возможность освоения экономических дисциплин вариативного блока или факультативных дисциплин; 28,2% опрошенных хотели бы освоить специальный курс «Основы финансовой грамотности»; 27,1% респондентов предпочли повысить финансовую компетентность в рамках дисциплины «Экономика».

Опрос показал, что 91,7% опрошенных выделили интернет-ресурсы и социальные сети как наиболее эффективные информационные ресурсы для получения сведений по финансовым вопросам; 38,6% студентов выбирают периодические печатные издания; 29,3% респондентов пользуются советами друзей; 23,8% опрошенных предпочитают телевидение. Наряду с этим 3,3% опрошенных не используют никакие источники для получения сведений о финансовой сфере.

В результате опроса были определены актуальные темы, которые вызвали наибольший интерес: планирование личного бюджета выбрали 69,1% опрошенных; банковские услуги – 60,2% респондентов; инвестиции – 49,7% обучающихся; вопросы налогообложения – 47% студентов; страхование населения – 36,5% опрошенных; пенсионная система, пенсионные фонды – 32,6% респондентов. 4,5% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.

На вопрос «Нужны ли волонтеры финансового просвещения, которые безвозмездно помогают другим людям овладеть базовыми знаниями и навыками в сфере финансовой грамотности?» 81,8% респондентов ответили утвердительно, однако только 21,5% опрошенных хотели бы сами стать волонтерами финансового просвещения.

В итоге результаты выборочного опроса обучающихся Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС выявили необходимость финансового просвещения молодежи, интерес и готовность студентов к повышению своей финансовой грамотности и к деятельности финансовых волонтеров.

В 2024 году студенты-волонтеры финансового просвещения Президентской академии г. Хабаровска провели Краевую игру «Мои финансы» для школьников 7-9 классов общеобразовательных организаций Хабаровского края.

Цель игры: развитие финансовых компетенций, формирование основополагающих составляющих финансовой культуры (ценностей, установок, поведенческих практик), расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений [6, с. 9].

Игра «Мои финансы» (в формате квеста)–это игра, в которой каждая команда самостоятельно проходит заданный маршрут. Победа в игре зависит от тех решений, которые команда примет в процессе прохождения игры-квеста (от выполнения заданий до выбора цели, на которую она пожертвует полученную сумму баллов).

Вместе с этим участники игры не просто стараются заработать как можно больше баллов и стать победителями игры, но и учатся обращать внимание на различные проблемы, которые существуют в обществе и требуют участия в их решении.

Легенда игры: все игроки – это участники Благотворительного экологического марафона, в котором можно пожертвовать набранные в ходе игры «деньги» на одну из благотворительных целей (рис. 2) [7; 8].

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Рис. 2. Акции Благотворительного экологического марафона Краевой игры «Мои финансы»

Участники Благотворительного экологического марафона - жители города ФинХаб, национальной валютой которого является ДВИУкоин (курс валюты: 1 балл = 100 ДВИУкоинов).

Из участников формируется 6 команд, каждая из которых получает маршрутный лист и банковскую карту с первоначальным балансом 1000 ДВИУкоинов (рис. 3).

Рис. 3. Маршрутный лист Краевой игры «Мои финансы»

В маршрутном листе написаны названия достопримечательностей города ФинХаба, посетив которые команды могут заработать ДВИУкоины, выполнив задания, полученные от модераторов. В случае затруднения можно купить на станции подсказку за 1000 ДВИУкоинов. Содержание станций представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание станций Краевой игры «Мои финансы»

 

Название станции

Содержание станций

аэропорт иконка

#ФинАэропорт

Составление оптимального бюджета для путешествия (выбор оптимального тарифа перелета, отеля, экскурсионной программы), визуализация составленного маршрута

Фонтан иконка

#ФинПлощадь

Организация Финансового праздника на главной площади города (составление сметы, расшифровка цен на материалы (решение задач разного уровня сложности), оформление сметы (в виде красочного плаката))

Деньги иконка

#ФинДендрарий

Вырастить «финансовое дерево», выбрав источник средств инвестирования, используя различные инструменты инвестирования

чертово колесо иконка

#ФинОбозрение

 

 

Игра «Квиз-плиз»: вопросы на тему финансов, общую эрудицию и логику.

Раунды:

1. Разминка.

2. Наши финансы.

3. Финансы мира

банк иконка

#ФинДепартамент

 

 

Тезаурус по основным понятиям мошенничества.

Мастер-класс по определению подлинности банкнот с использованием профессионального оборудования.

Выполнение практико-ориентированных заданий

Стадион иконка

#ФинАрена

Соревнования по разгадыванию ребусов, кроссвордов, шарад на финансовую тематику

Задача команд – правильно выполнить задания, заработать как можно больше ДВИУкоинов и на финише пожертвовать их на благотворительные цели. Побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество ДВИУкоинов.

Продолжительность посещения каждой станции не превышает 15 минут. Основные параметры игры представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные параметры Краевой игры «Мои финансы»

Параметр мероприятия

Характеристика

1

Формат игры

квест-игра

2

Общее время проведения мероприятия

180 мин.

3

Количество участников

36 чел.

4

Количество модераторов на станциях

8 чел.

5

Количество модераторов, сопровождающих команды

6 чел.

6

Количество ведущих игры

1 чел.

7

Количество членов жюри

3 чел.

8

Количество станций

6 шт.

9

Техническое сопровождение

1 чел.

10

Организационное сопровождение

3 чел.

Этапы организации и проведения игры

1 этап – подготовительный, в рамках которого решаются организационные вопросы. На этом этапе разрабатывается концепция игры, определяются состав участников-организаторов и их роли, место и время проведения, а также техническое обеспечение мероприятия.

2 этап – проектный – содержательная разработка мероприятия, составление маршрутов по станциям для каждой группы школьников, формирование маршрутных листов, комплектов интерактивных заданий, разработка раздаточных и презентационных материалов.

3 этап – деятельностный – проведение мероприятия. Формирование команд, инструктаж по прохождению игры, выдача командам маршрутных листов. Прохождение каждой командой индивидуального маршрута, выполнение заданий, зарабатывание «денег» и голосование-распределение их по акциям Благотворительного экологического марафона. Кофе-пауза.

4 этап – рефлексивно-аналитический – подведение итогов, интервью у школьников - участников игры, награждение победителей и призеров игры, фотографирование.

В ходе реализации данного проекта студенты-волонтеры выполняли различные роли, в том числе ведущего, аналитика, эксперта, помощника, игротехника, PR-менеджера, составляли план и разрабатывали сценарий мероприятия, проводили анализ результатов проекта, подводили итоги.

Заключение

В ходе проведения Краевой игры «Мои финансы» школьники получили определенный опыт в решении задач в финансовой сфере, актуализировали имеющиеся и приобрели новые знания и навыки в вопросах финансовой грамотности, тем самым повысив ее уровень, приобрели навыки финансово грамотного поведения.

Организация и проведение игры внесли изменения в личностные характеристики и установки волонтеров, способствовали формированию положительной мотивации для проектирования мероприятий, ответственности за результативность культурно-просветительской деятельности в сфере финансовой культуры. Студенты-волонтеры овладели новыми компетенциями, необходимыми для организации просветительских мероприятий в сфере финансового просвещения для школьников, которые способствуют развитию готовности к самообразованию и саморазвитию, а также работе в команде.


Библиографическая ссылка

Алтухова И.А., Жидкова М.И. ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33594 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674