Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Гешко О.А. 1 Геращенко И.П. 1
1 ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
Цель работы – разработать и проверить трехкомпонентную модель формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов педагогического университета на основе принципа формирования надпрофессиональных компетенций. Исследование проведено с использованием различных методов анализа научно-методической литературы, обобщения педагогического опыта, моделирования, анкетирования и др. Полученные результаты свидетельствуют о том, что практика формирования и развития социально-предпринимательских компетенций студентов педагогических направлений подготовки направлена на поиск наиболее эффективных дидактических условий для решения задач компетентностного подхода, будущих учителей как центрального звена системы образования. Реализация механизма развития социально ориентированных предпринимательских компетенций студентов строится с учетом модели оценки текущего уровня сформированности социально-предпринимательских компетенций. Входная диагностика проводится по группам надпрофессиональных компетенций, отвечающих за развитие социально-предпринимательского потенциала у студентов педагогических направлений подготовки, выделенных на основе трехкомпонентной модели, состоящей из мотивационно-ценностного, деятельностно-проектировочного и рефлексивно-аналитического блоков. Каждый из них имеет определенные рубрикаторы и дескрипторы, отвечающие за соответствующие компетенции. Проведение диагностики сформированности социально ориентированных предпринимательских компетенций студентов педагогических вузов осуществляется посредством проведения анкетирования обучающихся. Можно считать, что на данном этапе развития предпринимательства в сфере высшего педагогического образования сформированная модель является вполне адекватным методом диагностики для определения уровня сформированности социально ориентированных предпринимательских компетенций от высокого до низкого в соответствии со шкалой оценки.
предпринимательство
социальное предпринимательство
социально-предпринимательские компетенции
надпрофессиональные компетенции
Компетентностная модель
педагогическое образование
1. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию» («Ядро высшего педагогического образования»). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/?ysclid=lwx3kcs8hi431930029 (дата обращения: 22.04.2024).
2. Годовая выручка социальных предпринимателей в России составила более 102 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: https://fpprso.ru/godovaya-vyruchka-soczialnyh-predprinimatelej-v-rossii-sostavila-bolee-102-mlrd-rublej/ (дата обращения: 22.04.2024).
3. Гражданский кодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 22.04.2024).
4. Алексеенко Е.В., Гешко О.А., Романова А.Н. Образовательное предпринимательство в вузах: проблемы теории и практики // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6–1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32176 (дата обращения: 02.06.2024). DOI: 10.17513/spno.32176.
5. Уалиева Н.Т. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских способностей у будущих педагогов // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021. № 1. С. 33–46. DOI: 10.52512/2306-5079-2021-85-1-33-46.
6. Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К., Арутюнян М.М. Моделирование экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования в университете // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 19–27.
7. Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В., Шулугина Г.А. Развитие предпринимательских компетенций у студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30489 (дата обращения: 14.07.2024). DOI: 10.17513/spno.30489.
8. Романова А.Н., Геращенко И.П. Методика оценки эффективности системы образовательного предпринимательства в вузах // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31994 (дата обращения: 02.06.2024). DOI: 10.17513/spno.31994.
9. Гешко О.А. Практика образовательного предпринимательства: отдельные вопросы функционирования негосударственных общеобразовательных учреждений (на материалах Омской области) // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 745–749. DOI: 10.34925/EIP.2021.134.9.135.

Введение

Сегодня российский образовательный ландшафт претерпевает существенные изменения. Процесс изменений осуществляется с учетом выявленных потребностей общества и формированием надпрофессиональных компетенций. В соответствии с этим каркас современной системы высшего образования дополняется не только инновациями «сверху», активно задействованными оказываются и так называемые «низовые» инновации. Внедряемые инновации направлены на проектирование такого образовательного маршрута студента и организационно-педагогических условий, которые позволяли бы выпускнику четко представлять траекторию его будущего профессионального роста.

В сфере педагогического образования общество стало свидетелем важных изменений, произошедших в отношении педагогических университетов: обновление образовательного пространства за счет реализации комплексной программы модернизации; подготовка кадров для системы образования на основании концепции формирования универсальных педагогических компетенций; стремление повысить статус учителя в обществе. Безусловно, все это можно считать трамплином в достижении цели по привлечению внимания к профессии, а также повышению эффективности формирования у будущих педагогов готовности к решению поставленных профессиональных задач. Однако все ли в становлении учителя способны «закрыть» универсальные педагогические компетенции, как они обеспечивают конкурентоспособность выпускников педагогических вузов на рынке труда?

В рамках данной статьи авторы не пытаются изменить существующую компетентностную модель подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию [1]. Внимание сконцентрировано на диагностике сформированности надпрофессиональных компетенций, а именно социально ориентированных предпринимательских компетенций студентов педагогических вузов, которые востребованы современным обществом. Возникает вопрос, насколько необходимо и целесообразно проведение данного анализа. Если можно ответить вопросом на вопрос, то понимание того, кем в настоящее время видят себя «учителя будущего», находится в том числе в плоскости повышения уровня экономической грамотности и формирования предпринимательского мышления студентов. Именно это будет одной из задач их профессионального взаимодействия со школьниками. Последних сегодня учат создавать стартапы, развивать умение адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям и уметь управлять возможными рисками и пр. В школах создаются предпринимательские классы, на всероссийском и региональном уровнях уже постоянно проводятся различные чемпионаты по решению бизнес-кейсов, созданию собственного бизнеса и пр. Прежде чем в той или иной мере транслировать предпринимательскую повестку, учителю необходимо самому быть в нее включенным, обладать широким кругозором, системным и креативным мышлением, понимать то, как функционирует малое предприятие и как его «запустить» с «нуля», – эти вопросы необходимо решать в образовательной среде педагогического вуза.

Цель исследования – разработать и проверить трехкомпонентную модель формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов педагогического университета на основе принципа формирования надпрофессиональных компетенций.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

- актуализировать вопросы, связанные с развитием молодежного предпринимательства в России;

- проанализировать опыт развития предпринимательских компетенций будущих педагогов и выявить противоречия в существующих условиях формирования социально ориентированной образовательной предпринимательской среды в педагогических вузах;

- разработать и проверить модель диагностики сформированности социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов вузов педагогических направлений подготовки.

Материалы и методы исследования

В качестве основных материалов для анализа были использованы источники, посвященные организационно-педагогическим условиям формирования и развития предпринимательских компетенций студентов педагогических вузов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование, анкетирование; анализ; синтез; сравнение; обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Россия идет по пути активизации предпринимательства, в том числе социально ориентированного. В конце апреля 2024 г. на сайте Министерства экономического развития России были опубликованы статистические данные, характеризующие деятельность социальных предпринимателей вотечественной экономике. По информации на январь текущего года всего насчитывается 11тыс. зарегистрированных социально ориентированных предприятий. Объем полученной выручки за 2023 г. превысил 102 млрд руб. [2]. Интересны также данные из того же источника об отраслевом разрезе социального бизнеса (рис. 1).

Рис. 1. Отраслевой разрез деятельности социальных предпринимателей в России по данным на январь 2024 г., %.

Источник: составлено автором на основе данных [2]

На сферу образования приходится 30 % социально ориентированных субъектов предпринимательства. Что не менее важно, так это возраст тех людей, которые выбирают путь социального предпринимательства, за последние четыре года число индивидуальных предпринимателей в возрасте до 25 лет увеличилось на 64,5 % (рис. 2). Это говорит об интересе молодежи к созданию и ведению собственного бизнеса, ведь сегодня стать индивидуальным предпринимателем можно еще в школе – по закону РФ уже с 14 лет [3]. Исследование вопроса о развитии молодежного предпринимательства в нашей стране позволило сделать вывод о том, что многое стало возможным и было воплощено в жизнь благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на поддержку предпринимательских проектов молодежи и прежде всего социально ориентированных предпринимательских проектов.

 

 

Рис. 2. Динамика роста числа индивидуальных предпринимателей в возрасте до 25 лет в России за 2019 и 2023 гг. в сравнении, чел.

Источник: составлено авторами на основе данных [2]

Актуальность настоящего исследования обусловлена существующими противоречиями:

- возросшими требованиями к педагогам как центральному звену системы образования, воспитывающих будущих участников рыночной экономики, и недостаточностью организационно-педагогических условий формирования социально ориентированной предпринимательской компетентности студентов педагогических вузов;

- необходимостью формирования и развития социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов педагогических направлений подготовки в условиях социально-экономических трансформаций российского общества и отсутствием общепринятых методик формирования и диагностики данных компетенций.

Исследования формирования социально ориентированной образовательной предпринимательской среды в педагогических вузах, проводимые сотрудниками Омского государственного педагогического университета, показали, что систематизированный опыт формирования и развития предпринимательских компетенций будущих педагогов практически отсутствует, однако педагогические вузы уже обратили внимание на указанные выше противоречия и начали работу по встраиванию в университетскую экосистему элементов, отвечающих за предпринимательскую грамотность и формирование надпрофессиональных социально ориентированных предпринимательских компетенций будущих педагогов [4]. Необходимость формирования предпринимательских компетенций у будущих педагогов подчеркивается в исследованиях Н.Т. Уалиева, А.Ж. Мурзалиновой, Л.С. Альмагамбетова, И.Ф. Игропуло, В.К. Шаповалова, М.М. Арутюняна и др. [5, 6]. В исследованиях отмечается, что формирование среды социально ориентированного образовательного предпринимательства и создание соответствующих организационно-педагогических условий будут способствовать эффективной интеграции педагогов в современное инновационное образовательное пространство.

На основе анализа педагогического опыта формирования и развития предпринимательских компетенций у студенческой молодежи авторами разработана модель диагностики сформированности социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов вузов педагогических направлений подготовки. В ее основу положены принципы формирования надпрофессиональных компетенций. Безусловно, профессиональные компетенции – это важный результат образовательного процесса, и вполне естественно, что они должны обладать признаком универсальности [7]. Однако в настоящее время оказывается недостаточно иметь только профессиональные компетенции, необходим «дополнительный» набор компетенций, который будет отличаться широкой сферой применения и позволит будущему учителю сформировать системное мышление, выходящее за пределы профессиональной области. К таким компетенциям в том числе относятся социально ориентированные предпринимательские компетенции студентов – будущих педагогов.

В основу проектирования модели формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций студентов определены компоненты социально-предпринимательской компетентности, предложенные П.В. Епихиной: мотивационно-ценностный, деятельностно-проектировочный, рефлексивно-аналитический. При проектировании каждой компоненты упор сделан на метапредметный подход, учитывая, что предпринимательская деятельность как таковая не является основной целью подготовки педагогов, но необходима им для эффективной интеграции в современную социально-экономическую повестку. Для каждой компоненты выделены цели и задачи, которые необходимо решить при развитии надпрофессиональных компетенций будущих педагогов и формировании социально ориентированных предпринимательских компетенций. Результатом проектирования является трехкомпонентная модель формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций будущих педагогов.

Трехкомпонентная модель формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций состоит из следующих элементов.

1. Мотивационно-ценностный компонент.

Цель – формирование представлений об основах социально ориентированной предпринимательской деятельности и необходимости развития социально ориентированных предпринимательских проектов в условиях современного общества и социально-экономических трансформаций национальной экономики.

Задача 1.1: сформировать у студентов положительное отношение к социально ориентированной предпринимательской деятельности как одному из действенных инструментов решения социальных проблем общества.

Задача 1.2: ознакомить студентов с базовыми понятиями предпринимательской деятельности, выстроить систему знаний об основах социального предпринимательства, создания и ведения социального бизнеса.

Задача 1.3: раскрыть возможности изучения социального предпринимательства средствами учебных предметов и подготовить студентов к включению социально ориентированной предпринимательской повестки в образовательное и воспитательное пространство современной школы.

2. Деятельностно-проектировочный компонент.

Цель – применение систематизированных знаний о социальном предпринимательстве и особенностях ведения социально ориентированного бизнеса в процессе обучения и внеучебной деятельности в школе.

Задача 2.1: изучить педагогические технологии взаимодействия с обучающимися в процессе формирования и развития их социально-предпринимательской культуры средствами учебных предметов/внеучебной деятельности.

Задача 2.2: освоить технологии включения в учебные/внеучебные занятия элементов, направленных на формирование и развитие социально-предпринимательской культуры обучающихся.

Задача 2.3: овладеть методами и практическими технологиями в области образовательного предпринимательства для их использования в процессе формирования и развития социально-предпринимательской культуры обучающихся средствами учебных предметов/внеучебной деятельности.

3. Рефлексивно-аналитический компонент.

Цель – создание условий для выстраивания образовательной траектории обучающихся в области социально ориентированного предпринимательства с учетом их индивидуальных особенностей.

Задача 3.1: вооружить методами и приемами проведения диагностики, направленной на выявление образовательного запроса обучающихся в области социального предпринимательства с учетом их индивидуально-личностных особенностей.

Задача 3.2: овладеть приемами и способами минимизации/устранения дефицитов обучающихся в области образовательного предпринимательства средствами учебных предметов/внеучебной деятельности.

Задача 3.3: разработать механизм формирования активной социально-предпринимательской позиции обучающихся за счет интегрирования элементов, направленных на формирование и развитие социально-предпринимательской культуры в содержание учебных предметов и внеучебную деятельность.

Реализация содержательной трехкомпонентной модели позволит будущим педагогам приобрести необходимые умения и навыки по использованию потенциала учебных предметов для повышения уровня социально-предпринимательской культуры обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и условий образовательной среды. Внедрение трехкомпонентной модели в образовательный процесс педагогических вузов позволит объединить предметные знания и надпрофессиональные компетенции в области социально ориентированного предпринимательства для решения социальных задач, определения личностных смыслов и осознания индивидуальных целей в выстраивании персональной стратегии развития [8, 9].

Для разработки механизма развития социально ориентированных предпринимательских компетенций студентов необходимо оценить текущий уровень сформированности социально-предпринимательских компетенций. Для этого необходимо провести входную диагностику по группам надпрофессиональных компетенций, отвечающих за развитие социально-предпринимательского потенциала у студентов педагогических направлений подготовки, выделенных на основе трехкомпонентной модели.

1. Мотивационно-ценностный компонент.

Рубрикатор 1. Личностная зрелость.

Дескрипторы компетенций:

1.1. Разделяет значимость социального предпринимательства и понимает его роль в решении социальных проблем общества.

1.2. Стремится реализовать свой потенциал, участвуя в решении задач в области социального предпринимательства.

1.3. Осознает ответственность и самостоятельность при выполнения поставленных задач.

1.4. Понимает пределы собственных возможностей.

1.5. Выражает уверенность в своих способностях выполнить поставленную задачу в установленные сроки, преодолевая возникающие трудности.

1.6. Способен обнаружить дефициты в собственных знаниях, умениях и навыках, необходимых для принятия, реализации решений, и принять меры по их устранению.

Рубрикатор 2. Мышление и решение социально значимых проблем.

Дескрипторы компетенций:

2.1. Применяет практико-ориентированный подход к оценке событий и явлений окружающего мира.

2.2. Анализирует проблемную ситуацию в категориях системного подхода.

2.3. Рассматривает и предлагает возможные варианты решения социальных проблем.

2.4. Генерирует жизнеспособные идеи / инновационные предпринимательские решения.

2.5. Осуществляет оценку альтернативных вариантов предпринимательских решений.

2. Деятельностно-проектировочный компонент.

Рубрикатор 3. Коммуникации и командное взаимодействие.

Дескрипторы компетенций:

3.1. Участвует в распределении задач командной работы, принимая и исполняя собственную роль.

3.2. Способен брать на себя ответственность в условиях неопределенности и отвечать за результаты своих действий.

3.3. Устанавливает деловые связи в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности.

3.4. Выстраивает эффективные коммуникации со стейкхолдерами для реализации предпринимательских решений.

Рубрикатор 4. Проектирование и управление рисками.

Дескрипторы компетенций:

4.1. Выявляет и проводит диагностику социальных проблем для проектирования вариантов предпринимательских решений.

4.2. Рассматривает потенциальную выгоду вариантов предпринимательских решений и делает выбор на основании анализа затрат.

4.3. Осознает предпринимательские риски при решении социально значимых проблем.

4.4. Знает, как находить и привлекать ресурсы к реализации предпринимательских проектов.

4.5. Понимает современные тренды бизнеса и использует данные знания для разработки предпринимательских проектов.

4.6. Планирует реализацию задач проекта в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, правовых норм.

4.7. Умеет использовать методы стратегического планирования при разработке и реализации предпринимательских решений.

4.8. Проводит мониторинг хода реализации предпринимательского проекта, осуществляя корректировку возникающих отклонений, и вносит необходимые изменения в план реализации для достижения поставленных целей.

4.9. Оценивает результаты реализации предпринимательских проектов на основе системы критериев с учетом установленных индикаторов.

3. Рефлексивно-аналитический компонент.

Рубрикатор 5. Достижимость.

Дескрипторы компетенций:

5.1. Характеризуется устойчивой системой мотивов, связанных желанием и необходимостью осуществления действий в направлении достижения социально значимой цели средствами предпринимательской деятельности.

5.2. Видит и знает, как использовать новые возможности для решения социальных проблем средствами предпринимательской деятельности.

5.3. Проводит поиск релевантной информации для решения поставленной задачи, удовлетворяющей требованию достоверности, и использует ее для формирования собственных мнений и суждений в отношении анализируемых социально-экономических процессов и явлений.

5.4. Строит систему аргументации в поддержку собственного мнения в отношении анализируемых социально-экономических процессов и явлений, предлагаемых инновационно-предпринимательских идей и решений.

5.5. Предпринимает множество долговременных действий для достижения поставленной предпринимательской цели, направляя усилия на успех.

5.6. Осуществляет определенные изменения в системе и методах своей работы для улучшения качества исполнения.

5.7. Работает над повышением собственной эффективности за счет применения различных техник управления временем и улучшения методов работы.

С целью диагностики уровня реализации трехкомпонентной модели формирования социально-предпринимательских компетенций в вузе предложена анкета, которая позволяет выявить индивидуальный социально-предпринимательский потенциал обучающихся и уровень развития социально ориентированного образовательного предпринимательства в вузе. Предлагаемые к оценке утверждения позволяют констатировать определенные различия в сформированности компетенций в области социального предпринимательства на момент оценки. Респондентам необходимо оценить степень своего согласия/несогласия с утверждениями в рамках трех компонент модели социально-предпринимательских компетенций: «да» – 3 балла; «скорее да, чем нет» – 2 балла; «скорее нет, чем да» – 1 балл; «нет» – 0 баллов (табл. 1). Для получения эмпирических данных рекомендуется провести сплошное анкетирование студентов педагогических направлений подготовки 2–5 курсов бакалавриата.

Таблица 1

Анкета для оценки уровня реализации трехкомпонентной модели формирования социально-предпринимательских компетенций и сформированности социально-предпринимательских компетенций студентов – будущих педагогов

№ п/п

Вопрос

Варианты ответов/баллы

Мотивационно-ценностный компонент

1

Личностная зрелость

1.1

Знаю, что такое социальное предпринимательство, и разделяю мнение о его важной роли в решении социальных проблем общества

 

1.2

Отличаюсь стремлением реализовать свой потенциал, направленный на эффективное решение общественных проблем, сочетая социальные и рыночные методы

 

1.3

К выполнению поставленных задач подхожу ответственно и самостоятельно, составляю план их достижения

 

1.4

Знаю собственные ограничения и понимаю, что реально возможно или уместно в возникшей ситуации для меня

 

1.5

Соблюдаю сроки выполнения поставленных задач, довожу дело до получения необходимого результата, преодолевая возникающие трудности

 

1.6

Способен обнаружить дефициты в собственных знаниях, умениях и навыках, необходимых для принятия, реализации предпринимательских решений, и готов принять меры по их устранению

 

2

Мышление и решение социально значимых проблем

2.1

Понимаю закономерности социально-экономических процессов и необходимость развития собственного мышления для получения полного знания о социальных проблемах общественного развития

 

2.2

При изучении социально-экономических процессов рассматриваю проблему как систему с многообразными элементами и связями между ними

 

2.3

Анализируя существующие социальные проблемы, вижу возможности решения социальных задач с помощью социально ориентированного бизнеса

 

2.4

Способен предложить предпринимательскую идею, которая основана на новом способе решения социальных проблем с четким представлением о том, как и путем каких конкретных действий будет удовлетворена потребность конкретного потребителя

 

2.5

Принимаю к рассмотрению несколько возможных альтернативных вариантов предпринимательских решений и представляю последовательность действий, которые обеспечат анализ этих вариантов для выявления наиболее эффективного с точки зрения поставленной цел с учетом имеющихся возможностей

 

Деятельностно-проектировочный компонент

3

Коммуникации и командное взаимодействие

3.1

Будучи вовлеченным в командную работу, наравне с другими участвую в распределении задач, принимаю и исполняю собственную роль

 

3.2

Всегда ответственно отношусь к выполнению поставленных задач, особенно в условиях, связанных с неопределенностью ситуации, и отвечаю за результаты своих действий

 

3.3

Способен установить деловые связи, необходимые для достижения целей предпринимательской деятельности

 

3.4

Понимаю важность привлечения стейкхолдеров (заинтересованных лиц) для достижения целей предпринимательской деятельности и умею выстраивать с ними эффективные коммуникации

 

4

Проектирование и управление рисками

4.1

Имею навыки выявления и диагностики актуальных и перспективных социальных проблем для последующего проектирования вариантов предпринимательских решений

 

4.2

Могу определить потенциальную выгоду от альтернативных вариантов предпринимательских решений на основании анализа затрат и сделать выбор в пользу наиболее эффективного по всем показателям

 

4.3

Демонстрирую умение выявлять потенциальные проблемы, с которыми может столкнуться социальный бизнес, и оценивать их последствия

 

 

4.4

Знаю пути и способы нахождения и привлечения различных ресурсов (материальных, информационных, кадровых и пр.) к реализации предпринимательских проектов

 

4.5

Понимаю современные предпринимательские тренды бизнеса для разработки инновационных проектов

 

4.6

При реализации задач проекта составляю план их достижения в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, правовых норм

 

4.7

Способен к практическому применению стратегического планирования к разработке и реализации предпринимательских решений

 

4.8

Считаю необходимым вести мониторинг хода реализации предпринимательского проекта, осуществляя корректировку возникающих отклонений и внося необходимые изменения в план реализации для достижения поставленных целей

 

4.9

Способен оценить результаты реализации предпринимательских проектов на основе системы критериев с учетом установленных индикаторов

 

Рефлексивно-аналитический компонент

5

Достижимость

5.1

Мотивирован на осуществление действий в направлении достижения социально значимой цели средствами предпринимательской деятельности

 

5.2

Демонстрирую готовность к поиску новых возможностей для решения социальных проблем средствами предпринимательской деятельности и их последующему развитию

 

5.3

Демонстрирую умение поиска для решения поставленной задачи релевантной («нужной для конкретного дела») информации, которая удовлетворяет требованию достоверности, и использую ее для формирования собственных мнений и суждений в отношении анализируемых социально-экономических процессов и явлений

 

5.4

Способен выстроить систему аргументации в поддержку собственного мнения в отношении анализируемых социально-экономических процессов и явлений, предлагаемых инновационно-предпринимательских идей и решений

 

5.5

Планирую систему долговременных действий для достижения поставленной предпринимательской цели, направляя свои усилия на успех

 

5.6

Самостоятельно и эффективно решаю задачи по внесению необходимых изменений в систему и методы своей работы для улучшения качества исполнения

 

5.7

Постоянно работаю над повышением собственной эффективности за счет применения различных техник управления временем и улучшения методов работы

 

Источник: составлено авторами.

В результате подсчета баллов определяется уровень реализации трехкомпонентной модели формирования социально-предпринимательских компетенций и сформированности социально-предпринимательских компетенций у студентов: «высокий» – 63–93 балла (67–100 %); «средний» – 32–62 баллов (34–66 %); «низкий» – 0–31 балл (0–33 %) (табл. 2). Высокий уровень свидетельствует о создании в университете высокоэффективной социально ориентированной среды образовательного предпринимательства, которая формирует надпрофессиональные компетенции будущих педагогов в области социального бизнеса. Средний уровень свидетельствует о необходимости активизации работы по формированию социально ориентированной среды образовательного предпринимательства в университете. Низкий уровень показывает, что в университете не уделяется внимание созданию организационно-педагогических условий по формированию у студентов социально ориентированных предпринимательских компетенций.

Таблица 2

Уровни реализации трехкомпонентной модели формирования социально-предпринимательских компетенций и сформированности социально-предпринимательских компетенций студентов педагогического вуза

 

 

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Мотивационно-ценностный компонент

 

Личностная зрелость

0–6

7–12

13–18

0-11

12-22

23-33

Мышление и решение социально значимых проблем

0–5

6–10

11–15

Деятельностно-проектировочный компонент

Коммуникации и командное взаимодействие

0–4

5–8

9–12

0-13

14-26

27-39

Проектирование и управление рисками

0–9

10–18

19–27

Рефлексивно-аналитический компонент

Достижимость

0–7

8–14

9–21

0-7

8-14

9-21

В целом

0–31

32–62

63–93

                     

Источник: составлено авторами.

Заключение

Авторы считают, что поддержка инициатив студенческой молодежи, в том числе педагогических вузов, а также содействие их социально-предпринимательской активности способствует повышению уровня социально-предпринимательской культуры обучающихся. Выявленные противоречия относительно условий формирования и развития социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов педагогических направлений подготовки обусловили постановку и реализацию цели по разработке методики диагностики данных компетенций с учетом социально-экономических трансформаций российского общества. Концептуальной основой исследования выступает необходимость создания организационно-педагогических условий формирования социально ориентированной предпринимательской компетентности студентов педагогических вузов в связи с возросшими требованиями к подготовке педагогов и их последующей эффективной интеграции в современное инновационное образовательное пространство. Представленная модель разработана с учетом принципов формирования надпрофессиональных компетенций.

Полученные результаты диагностики уровня сформированности социально-предпринимательских компетенций студентов педагогического вуза позволят разработать и внедрить необходимый механизм формирования и развития социально-предпринимательских компетенций будущих педагогов, адаптированный с учетом организационно-педагогических условий конкретного учреждения высшего образования.


Библиографическая ссылка

Гешко О.А., Геращенко И.П. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33585 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674