Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Денисенко Е.Г. 1 Ребро О.В. 1 Ушаков А.А. 2 Хашумова А.В. 3
1 Московский государственный университет технологии и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
3 ГБОУ «С (к) ОШИГС»
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и определении влияния проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий обучающихся. В ходе исследования использовались различные методы исследования: сравнительный анализ педагогической литературы, изучение нормативно-правовых актов, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности обучающихся, методы математической обработки полученных данных. В результате исследования дана общая характеристика универсальных учебных действий обучающихся, предложена их классификация, выявлены основополагающие функции на основе использования системно-деятельностного подхода. Базой опытно-экспериментального исследования являются общеобразовательные организации Москвы, Краснодара и Грозного. Анализ результатов исследования показывает положительную динамику формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к современному человеку, владеющему универсальными умениями для реализации проектов в условиях социально-экономической трансформации общества и глобальной цифровизации. Таким образом, проектная деятельность выступает средством развития различных ключевых универсальных умений: поиска и анализа информации, умений работать в команде, творчески преобразовывать окружающую действительность, корректировать деятельность по полученным результатам, соотносить их с поставленными задачами, формулировать выводы, видеть перспективы будущей деятельности.
проектная деятельность
универсальные учебные действия
системно-деятельностный подход
1. ФГОС СО ООО/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2018. 61 с.
2. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16-23.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2014. 152 с.
5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальные образовательные инновации и эксперимент. 2020. № 2. С. 11-12.
6. Корягин Д.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2015. 20 с.
7. Баркова Е.Ю. Проектная деятельность учащихся при обучении физике в средней школе // Физика в школе. 2022. № 7. С. 53-60.
8. Садыкова М.А. Развитие у учащихся универсальных учебных действий в ходе проектной деятельности по физике на историко-биографическом материале // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 46-51.
9. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классов. М.: ВАКО, 2018. 160 с.
10. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: новые практики формирования и оценивания / Под общей ред. О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. СПб.: КАРО, 2015. 160 с.

Введение

Современные инновационные процессы, инициированные цифровизацией всех сфер общества и экономики, определяют характер изменений требований к обучающимся школ. На смену традиционной когнитивной парадигме образования приходит гуманистическая парадигма, в центре которой находится человек с его индивидуальными потребностями, готовый к непрерывному образованию и саморазвитию, постоянному освоению новых видов деятельности и способов её осуществления. Кроме этого, ведущая роль в современном обществе отводится умениям проектировать и реализовывать проекты в условиях коллективного способа их реализации. Умения работать в команде приобретают важнейшее значение для современного специалиста, и такие умения закладываются на пропедевтическом этапе еще при получении основного и среднего общего образования. Безусловно, что социальный запрос детерминирует приоритетность формирования универсальных учебных действий (УУД), которые на нормативно-правовом уровне определены в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) [1].

Проектирование стандартов общего образования, в которых находят отражение универсальные учебные действия, с точки зрения системно-деятельностного подхода и в культурно-историческом аспекте, освещается в исследованиях А.Г. Асмолова и других ведущих авторов [2]. Развитие ключевых УУД способствует формированию базовых умений осваивать требуемые знания, что создает предпосылку для владения различными компетенциями [3, с. 3]. Ценностные ориентиры образовательного процесса задают ведущие векторы путям и способам проектирования универсальных учебных действий, а также определению их основного содержания [4, с. 6]. Исследуемой проблеме формирования УУД посвящены исследования ряда авторов. Так, определены основные понятия, которые взаимосвязаны с универсальными учебными действиями [5].

Предметы школьного образования определяют ведущую роль в развитии различных типов УУД. В связи с этим в исследованиях Е.Ю. Барковой, Д.А.Корягина и других авторов универсальные учебные действия рассматриваются во взаимосвязи с проектной деятельностью применительно к предметному содержанию общего образования [6; 7]. В этом направлении реализуются и прикладные аспекты проектной деятельности [8]. А.В.Леонтович освещает основные проблемы реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся 5-11 классов, являющейся базой для формирования УУД [9, с. 5]. Кроме этого, рассматриваются особенности оценочной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС [10, с. 7]. Как видно из представленного обзора, в педагогических исследованиях представлены различные аспекты формирования УУД и проектной деятельности, но требуется определение их взаимовлияния.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и определении влияния проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий учащихся.

Материалы и методы исследования

В проведенном исследовании применялись следующие методы: сравнительный анализ литературы и нормативных документов по изучаемой проблеме, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности обучающихся, математические методы обработки эмпирических результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве методологической основы исследования проектной деятельности как средства формирования УУД выступает системно-деятельностный подход, который обоснован в фундаментальных научных трудах таких выдающихся ученых, как Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев. Данный основополагающий подход, являясь основой стандартов, определяет требуемые результаты обучения и основывается на ведущих принципах деятельности и системности.

Значительный вклад в теоретическое обоснование исследуемой проблемы вносит теория деятельности, связанная с именем А.Н. Леонтьева, а также концепция развития универсальных учебных действий, которая предложена А.Г. Асмоловым и группой авторов и разработана в соответствии с основными идеями и принципами системно-деятельностного подхода. С точки зрения обозначенной педагогической концепции основные результаты образовательно-воспитательного процесса могут быть выражены в показателях сформированности универсальных учебных действий. Именно данные показатели иллюстрируют уровни достижения общего развития личности обучающихся, наличия умений и компетенций, обеспечивающих успешное овладение новыми знаниями и в целом готовности к познанию феноменов изменяющегося мира. Кроме этого, УУД определяют готовность к непрерывным процессам самообразования, что является важнейшим качеством саморазвивающейся личности в современных динамичных социально-образовательных условиях и трансформации всей системы образования. Сформированные универсальные учебные действия позволяют успешно решать комплекс возникающих жизненных проблем.

Универсальные учебные действия в широком смысле определяются как умения обучаться, при этом учащиеся активно осваивают новый социально-образовательный опыт и используют его в личных действиях по достижению запланированных целей. Если говорить о более конкретном определении, то универсальные учебные действия можно представить как действия по усвоению новых знаний и формированию умений эти знания приобретать, при этом представляют особую важность организационные аспекты указанного процесса, например самоорганизация и саморегуляция деятельности, использование приемов эффективного тайм-менеджмента в учебной деятельности и т.д.

ФГОС определяет УУД как целенаправленно осуществляемые действия, которые мотивируют к обучению и ориентируют к познавательному процессу в разнообразных областях знаний.

Необходимо отметить, что способности к обучению в многокомпонентной структуре УУД обеспечиваются сформированностью различных умений целеполагания, освоения новых знаний в различных направлениях и областях, самостоятельного познания, владением структурой непосредственно самой образовательной деятельности. В структуре УУД выделяются как когнитивные аспекты, так и ценностно-смысловые и эмоционально-волевые характеристики, что в совокупности перечисленных компонентов позволяет достигать планируемых и измеряемых результатов обучения.

Целеполагание, определение содержания, проектирование и реализация учебного процесса осуществляются на основе формируемых УУД как конечных результатов обучения и обязательно с учетом индивидуально-психологических, возрастных и познавательных особенностей обучающихся.

Универсальность осуществляемых учебных действий проявляется в следующих характеристиках: метапредметность формируемых действий; взаимосвязь и целостность как личностного, так и познавательного развития в комплексе с общей культурой обучающихся; обеспечение преемственности непрерывного процесса обучения на ступенях начального, основного общего и среднего общего образования; саморегуляция и самоорганизация учебной деятельности, что позволяет осуществлять саморазвитие в процессе познания. Данные характеристики проявляются независимо от содержания обучения. Формирование УУД осуществляется с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовленности.

В практическом аспекте формирование универсальных учебных действий должно быть направлено на решение предметных компетентностно-ориентированных задач, которые разрабатываются для каждого предмета, а также используются в предметной внеурочной и воспитательной деятельности.

Процесс формирования универсальных учебных действий максимально эффективно реализуется посредством использования проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Именно использование проектно-исследовательской технологии позволяет создать обучающую среду, в которой будут формироваться требуемые УУД. Компетентностно-ориентированные задачи должны содержать конкретные практические ситуации, которые решаются обучающимися в процессе реализации учебных проектов. Результатом решения данных задач и будут являться сформированные универсальные учебные действия.

При работе над проектами у обучающихся появляются возможности развить умения конструктивно решать проблемы, овладеть информационно-коммуникативными навыками в учебной деятельности. Важно, чтобы данные умения и навыки формировались на всех этапах реализации проекта. Роль учителя в проектной деятельности заключается в осуществлении консультаций и педагогическом сопровождении обучающихся, что позволяет сформировать самостоятельность и выражает свободу творчества. При этом важно создавать ситуации успеха в процессе обучения, поощрять и оказывать содействие в поиске нестандартных способов реализации проектов.

В ходе проектной работы формируются: глубокое понимание сути изучаемых вопросов; умения выявлять проблемы, связанные с принципами познания; основные элементы знаний о процессе познания; ценностные мировоззренческие взгляды; понимание существования альтернативных точек зрения и взглядов на ту или иную исследовательскую проблему; накопление жизненного опыта в плане решения поставленных задач и способов их адекватного решения.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования рассматривают проектную деятельность как способ формирования требуемых универсальных учебных действий. ФГОС определяет индивидуальный проект как одну из актуальных организационных форм учебной деятельности обучающихся. Кроме этого, ФГОС устанавливает фиксированные требования к выполнению проектов.

Проведенный анализ позволяет сформулировать вывод о том, что организация проектной деятельности выступает важным условием обеспечения результатов освоения программ начального, основного общего и среднего общего образования. Проекты направлены как на достижение личностных, так и предметных результатов обучения.

Эффективность проектного обучения значительно возрастает при достижении высокого уровня сформированности умений и навыков. Формирование такого уровня возможно при развитии интереса к осуществляемой деятельности. Также важно обучение навыкам поэтапной реализации учебных проектов: целеполагание; проектирование как планирование предстоящей деятельности; выбор необходимых ресурсов, оборудования и материалов; непосредственное проведение проектного исследования; подведение итогов и формулирование выводов.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе школ гг. Москвы, Краснодара и Грозного. В педагогическом эксперименте приняли участие 278 учеников, обучающихся в 8 классе. Сформированность УУД проводилась с помощью использования метода экспертной оценки. Экспертами являлись педагоги опытно-экспериментальной базы исследования. Критерии оценки представлены в таблице.

Критерии оценки УУД обучающихся

Содержание универсальных учебных действий

Уровень сформированности

недостаточный

достаточный

1. УУД познавательные

- умение самостоятельного осуществления поиска требуемой учебной информации различными способами (использование интернет-источников, книг и периодической печати, проведение исследовательской работы, умение четко определять задачи поиска и получать результаты в различных форматах);

- умение проводить наблюдения и эксперименты;

- умение выделять главное в полученных результатах исследования;

- умение использовать общелогические методы исследования, моделировать планируемые процессы, устанавливать причинно-следственные отношения;

- умение графически представлять результаты теоретического и эмпирического исследования, используя язык науки

 

 

2. УУД регулятивные

- умение осуществлять целеполагание;

- умение планировать деятельность;

- умение прогнозировать результаты осуществляемой деятельности;

- умение проводить анализ и рефлексию;

– умение корректировать деятельность по полученным результатам, соотносить их с поставленными задачами, формулировать выводы, видеть перспективы будущей деятельности

 

 

3. УУД коммуникативные

- умение осуществлять коммуникации в форме диалога, используя современные технологии;

- умения эмоционально-волевой регуляции осуществляемых коммуникаций;

- умение определять проблемы;

- умение видеть альтернативные точки зрения и способы решения проблем;

- умение конструктивно решать конфликтные ситуации и делать выводы на будущую деятельность;

- умение оценивать эмоциональное состояние в команде, выбирать формы и методы реализации проектов с учетом данного фактора;

- умение составлять доклады и отчеты по проведенному исследованию;

- умение представлять результаты проведенной проектно-исследовательской работы;

- умение проводить поиск информации при использовании коммуникаций с другими членами проектной команды

 

 

 

Мониторинг результативности сформированности оцениваемых универсальных учебных действий проводился на основе экспертной оценки с последующей обработкой полученных данных. Мониторинг включал два этапа: входной и итоговый. На первом этапе проведена начальная диагностика, итоговый этап соответствовал формирующему эксперименту.

На диаграммах представлены результаты сформированности универсальных учебных действий обучающихся до и после проведения формирующего эксперимента (рис. 1-3).

Рис. 1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Рис. 2. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Рис. 3. Сформированность коммуникативных учебных действий обучающихся

 

Заключение

Анализ полученных результатов исследования позволяет сформулировать вывод о положительной динамике формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся экспериментальной группы.

Таким образом, в результате опытно-экспериментального исследования установлено, что проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий обучающихся.


Библиографическая ссылка

Денисенко Е.Г., Ребро О.В., Ушаков А.А., Хашумова А.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33576 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674