Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Танцура Т.А. 1
1 Финансовый университет при правительстве РФ
Целями данного исследования являются определение содержания понятия «педагогическое взаимодействие», выявление проблем осуществления педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами в современных условиях образовательной среды, установление способов их преодоления. Автором отмечается употребление расширенного терминологического аппарата в научной литературе, связанного с понятием «педагогическое взаимодействие», которое обусловлено конкретизацией объекта исследования в научных изысканиях. Педагогическое взаимодействие представляет собой психолого-поведенческое проявление основных субъектов образования, преподавателя и студента, которые оказываются под взаимным воздействием, что определяет стратегию их действий в рамках учебного процесса. Различного рода противоречия возникают на фоне негативного опыта взаимодействия студентов с педагогами на предыдущей стадии обучения, недостаточного профессионального опыта преподавателя, отсутствия знаний и навыков педагогических подходов, психологических приемов, навыков коммуникативного общения. Автором указывается, что для достижения эффективного педагогического взаимодействия преподавателю необходимо обогащать собственный багаж профессиональных знаний, проявлять такие личностные качества, как уважение, толерантность, поддержка и поощрение учебной активности студентов. Задачами преподавателя в процессе педагогического взаимодействия являются вовлечение обучающихся в различные виды учебной деятельности, стимулирование индивидуальных познавательных стремлений студентов с целью прироста знаний, умений, навыков и способов деятельности и коммуникации, т.е. формирование нового опыта, который будет востребован в будущей профессиональной деятельности студентов.
педагогическое взаимодействие
сотрудничество
педагогическая поддержка
субъект-субъектная основа
психолого-педагогический инструментарий
познавательная активность студентов
1. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация образования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1 (74). С. 112-115.
2. Корепанова Е.В., Перышкова С.А., Трунина А.С. Гуманизация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в высшей школе // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2022. № 4 (86). С. 115-124.
3. Кравченко Ю.М. Условия педагогического общения для снижения вероятности возникновения сложных педагогических ситуаций // Вопросы науки и образования. 2020. № 28 (112). С. 26-29.
4. Фридзон А.К. Технологии педагогической фасилитации в контексте иммерсивного подхода в обучении иностранным языкам в техническом вузе // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2022. № 4. С. 62-67.
5. Никитина С.В., Пигорева О.В. Принципы педагогики сотрудничества при обучении иностранному языку в аграрном вузе // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 3. С. 298–302.
6. Данилова Л.Н., Шендеровская Н.С. Понятие «педагогическое взаимодействие» в российской и японской педагогической науке // Социально-политические исследования. 2024. № 1 (22). С. 167-182
7. Мамлеева С.Б. Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности // Вестник науки. 2023. Т. 3, № 2 (59). С. 70-73.
8. Макарова Т.А. Способы преодоления педагогических и учебных стереотипов в процессе обучения иностранному языку в высшей школе // Педагогическое образование в России. 2024. № 2. С. 193-201.
9. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактика и стратегии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023. № 210. С. 117-123.
10. Куликова С.С., Яковлева О.В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 48-83.

Введение

Изменения, происходящие в экономической и социальной сферах, обусловливают процессы трансформации системы образования. В последние десятилетия существенным фактором преобразований является цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека, что непосредственно привело к внедрению цифровых технологий в систему образования. Цифровая трансформация образования стала основным направлением государственной программы, что обусловило совершенствование умений и навыков преподавателей высшей школы в аспекте применения различных цифровых технологий в ученом процессе, развитие обучения в дистанционном формате (онлайн-обучение), использование цифровых платформ в обучении [1]. Особое значение приобретает ценностно-смысловое содержание преобразований, которое ориентировано на становление нового типа социокультурной личности, готовой к быстро меняющимся социальным и профессиональным условиям, способной к самостоятельному познанию нового знания на протяжении всей профессиональной деятельности и жизни в целом. Актуализация профессионально-личностного становления компетентностного специалиста на современном этапе основывается на реализации принципов гуманистического подхода в образовании, который предусматривает гуманизацию взаимоотношений и взаимодействия главных субъектов процесса образования высшей школы – преподавателя и студента [2]. Взаимодействие «преподаватель – студент» предполагает целенаправленную реализацию действий педагога, направленную на достижение определенного результата обучающимся. Педагогическое воздействие рассматривается как руководство познавательной и учебной деятельностью студента с целью достижения позитивных изменений в когнитивной сфере обучающегося.

Цель исследования заключается в осуществлении анализа научно-исследовательского опыта, связанного с определением понятия педагогического взаимодействия, основных элементов, характеризующих данный процесс, выявлении проблемных аспектов взаимодействия «преподаватель – студент» и путей успешного преодоления ситуаций негативной коллаборации.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования стали научные публикации, в которых объект исследования затрагивает аспекты, в определенной степени связанные с понятием «педагогическое взаимодействие» или коррелирующие с данным концептом, такие как «педагогическая поддержка», «педагогика сотрудничество», «педагогическое общение», «педагогическая фасилитация» и т.п. [3, 4].

В процессе исследования использовались методы теоретического контекст-анализа и синтеза научно-исследовательского опыта, представленного в отечественных источниках научной литературы, изучение которых позволило выделить понятийный аппарат, которым оперируют авторы для определения педагогического взаимодействия между преподавателем и студентом, а также подходы и принципы, реализуемые в педагогической науке и практике для успешной реализации данного содействия. Применение метода сравнения позволило осуществить сопоставление представленных в научной литературе дефиниций и на их основе определить собственную исследовательскую позицию. Использование таких эмпирических методов исследования, как наблюдение и рефлексия личностного педагогического опыта, дало возможность выявить и обосновать характерные психолого-поведенческие и коммуникативные особенности педагогического взаимодействия на примере обучения иностранному языку в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогическое взаимодействие основывается на принципах педагогики сотрудничества, которая ориентирована на развитие когнитивного потенциала обучающихся с учетом их личностных характеристик, интересов и потребностей, формирование гуманных морально-эстетических установок, что способствует совершенствованию мировоззрения студентов в целом. Педагогическая профессиональная деятельность ориентирована на решение задач обучения и воспитания, которые подразделяются на познавательные, развивающие, воспитательные и учебные [5].

Рассматривая исторические изменения, которые происходили в отечественной науке в отношении понятия «педагогическое взаимодействие», Л.Н. Данилова и Н.С. Шендеровская отмечают, что со сменой парадигмы образования произошло изменение определения субъект-субъектных отношений процесса обучения. В основе данных отношений стали рассматривать двухстороннее «взаимодействие» педагога и обучающегося, а не одностороннее влияние, проявляющееся в воздействии. Педагогическое взаимодействие стали определять как позитивное воздействие основных субъектов образования друг на друга, которое приводит к качественным личностным изменениям каждого [6].

Педагогическое взаимодействие, определяющее согласованные действия преподавателя и студента в контексте учебного процесса, часто понимается в узком смысле как коммуникация или общение преподавателя и студента в рамках образовательного дискурса. Педагогическое общение, несомненно, является важным элементом педагогического взаимодействия, поскольку благодаря общению с обучающимися преподаватель оказывает целенаправленное воздействие на изменение когнитивной сферы учащихся, закладывает определенные поведенческие установки. Проектируемое педагогическое общение позволяет создавать благоприятную психологическую атмосферу для реализации учебной деятельности, формирует основу взаимоотношений между педагогом и студентами, а также между студентами в группе.

Отмечается, что процесс обучения определяется как концентрированное взаимодействие относительно предметно-практической деятельности, однако существенным является влияние на развитие личности обучаемого. В этом отношении взаимоотношения между преподавателем и студентами, которые формируются на субъект-субъектной основе, необходимо создавать, соблюдая принципы равноправия всех участников учебно-образовательной коммуникации, принимая во внимание нюансы восприимчивости, открытости и степень воздействия как преподавателя на студентов, так и наоборот [7]. Педагогическое взаимодействие включает комплекс учебных и воспитательных задач, итоговой целью которых является подготовка высококвалифицированных кадров.

Проблемы эффективного взаимодействия часто связаны с психологическими стереотипами, которые складываются и у преподавателя, и у студентов как результат их предшествующего опыта. Сформировавшиеся на более ранней стадии обучения стереотипы у студента становятся барьером в учебном процессе, мешают понять новые образовательные ориентиры. Поведенческие стереотипы вызывают проблемы самоорганизации учебной деятельности студентами как во время работы в аудитории, так и при осуществлении самоподготовки, что, несомненно, отражается на результатах освоения предметного содержания. Т.А. Макарова предлагает использовать опыт ученых общественных и гуманитарных научных областей, связанный с исследованием «социального стереотипа», основные элементы которого, функции и механизмы формирования приемлемо адаптировать в образовательной среде с учетом специфики педагогической психологии [8].

Рассматривая аспекты педагогического взаимодействия, следует отметить, что успех совместной деятельности преподавателя и студентов в большой степени зависит от профессиональной компетентности преподавателя, которая представляет собой интегральную характеристику личности педагога, проявляющуюся в готовности и способности анализировать и решать с помощью психолого-педагогического инструментария профессиональные проблемы, используя профессиональный и жизненный опыт. Реализация педагогического взаимодействия касается и содержательного, и процессуально-деятельностного компонентов учебного процесса. Преподавателю необходимо уделять особое внимание информационной составляющей содержания учебно-методических материалов, которое должно соответствовать целям профессионального обучения студентов, быть актуальным и вызывать познавательный интерес у обучающихся.

Содержательный компонент представляет собой основу для реализации взаимодействия между преподавателем и студентами, то, что способствует профессиональному развитию личности студента. Содержание учебного материала должно соответствовать потребностям и интересам студентов и соотноситься с базовыми концептами направлений профессиональной деятельности, стимулировать стремление к познанию и желание заполнить пробелы в знаниях. В Финансовом университете при Правительстве РФ кафедрой английского языка и профессиональной подготовки осуществляется обучение на разных факультетах, что обусловливает использование учебных материалов в соответствии с направлением подготовки студентов, учитываются не только лингвистические аспекты дисциплины «Иностранный язык», но и профессионально ориентированный контекст. Возможность освоения профессионально значимой информации способствует вовлеченности студентов в различные виды учебной деятельности, усиливает мотивацию к изучению дисциплины.

Успех усвоения учащимися содержания учебной дисциплины связан с реализацией преподавателем методической компетенции в соответствии с условиями конкретной учебной ситуации. Знание наиболее эффективных методов обучения и умение адаптировать их к потребностям определенного материала в конкретной группе помогают избежать трудностей освоения различных аспектов дисциплины студентами, способствуют повышению познавательного интереса, развивают когнитивную сферу обучаемых.

Процессуально-деятельностный компонент характеризуется непосредственно целенаправленной обучающей деятельностью преподавателя, в рамках которой активизируются такие компетенции педагогической деятельности, как: планирование, организация и управление учебной деятельностью студентов; психологическая оценка активности обучающихся на занятии и вне аудитории; контроль выполнения студентами заданий и коррекция возможных ошибок; моделирование педагогических ситуаций с учетом конкретных учебных условий, способствующих профессиональному развитию студентов. Педагогическое взаимодействие реализуется как стратегия сотрудничества для решения различных методических задач в соответствии с заданными условиями обучения конкретной дисциплины.

Особое внимание на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» уделяется развитию коммуникативной компетенции. Наиболее эффективными в отношении коммуникативного обучения являются интерактивные задания, основанные на анализе проблемных ситуаций (case-study), проектные задания. Такие виды заданий направлены на развитие взаимодействия студентов с другими участниками группы, однако преподаватель не остается пассивным наблюдателем. Преподаватель, готовясь использовать интерактивные задания на занятии, планирует и разрабатывает подробно все этапы – от введения (Lead-in) до обсуждения результатов. Преподавателю необходимо оценить психологическую готовность всех студентов группы к участию в задаваемых интерактивных видах деятельности. Для тех групп, где количество студентов с низким уровнем знаний иностранного языка больше, преподавателем разрабатываются дополнительные задания, содержание которых может быть использовано обучающимися при выполнении основного задания. Позитивный настрой преподавателя способствует снятию психологического напряжения.

В процессе выполнения задания студентами преподаватель продолжает наблюдение за их деятельностью – направляет ход дискуссии, стимулирует инициативы обучающихся, дает рекомендации, провоцирует активность студентов посредством «вброса» противоречивых утверждений. Основные задачи преподавателя – поддержание самостоятельности студентов в поиске новых смыслов знания, формирование нового опыта через переосмысление лингвистических и профессиональных знаний применительно к конкретному учебному заданию. Преподавателю необходимо провоцировать рост индивидуальных познавательных усилий каждого обучающегося и осуществлять педагогическое руководство, принимая во внимание личностные характеристики студентов.

Наиболее трудными для большинства обучающихся являются процесс устного представления сформулированного мнения и непосредственное участие в коммуникативном взаимодействии на иностранном языке. Регулярное вовлечение студентов в выполнение интерактивных заданий способствует укреплению готовности к выходу из зоны комфорта, переходу от позиции пассивного участника учебной деятельности к активной. Педагогическая поддержка позволяет обучающемуся чувствовать себя более уверенно, мотивирует к участию в речевом взаимодействии на иностранном языке с другими участниками группы.

Оказывая педагогическую поддержку, преподаватель активирует арсенал своих профессиональных компетенций (навыки организации и управления деятельностью обучающихся, навыки ведения эффективного коммуникативного взаимодействия и т.п.). Личные качества преподавателя, такие как уважение к студентам, тактичность, доброжелательность, толерантность, равное отношение ко всем студентам и справедливая оценка, способствуют созданию оптимальных условий для позитивных когнитивных, поведенческих изменений [9]. К важным профессиональным качествам относят также: умение преподавателя быстро и верно реагировать на меняющиеся условия общения «преподаватель – студент» и изменять речевое поведение в соответствии с текущей ситуацией; умение осуществлять обратную связь в процессе непосредственного общения со студентами и асинхронно (взаимодействие, реализуемое с помощью мессенджеров по почте, на форумах образовательных платформ); умение контролировать свое речевое поведение, управлять эмоциями.

Цифровая трансформация влечет обновление всей образовательной среды и, как следствие, использование цифровых технологий в образовательном процессе. На заочной форме обучения стал применяться дистанционный формат обучения. С одной стороны, такая форма обучения позволяет студентам заочной формы экономить средства и время, они могут подключаться к лекциям и семинарам согласно расписанию из любой локации с любого стационарного или мобильного устройства. С другой стороны, в рамках такого формата обучения преподавателю гораздо сложнее выстраивать эффективное взаимодействие. Успех взаимодействия напрямую зависит от умения преподавателя организовать учебную деятельность с использованием цифровых ресурсов и технологий, умения спланировать взаимодействие со студентами, настроить студентов на самоорганизацию их самостоятельной работы. Преподавателю необходимо создавать систему управления учебной деятельностью студентов, а цифровые образовательные ресурсы дают возможность поддерживать взаимодействие субъектов образования, стимулируют рефлексию, позволяют осуществлять взаимное оценивание [10]. Преподавателю нужно понимать потребности студентов, осуществляющих учебную деятельность в цифровой среде, следовательно, ему необходимо не только обладать знаниями и опытом в психологии и педагогике, но и уметь грамотно использовать различные цифровые инструменты, которые позволяют стимулировать познавательную активность студентов.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать заключение о том, что в процессе взаимодействия «преподаватель – студент» оба субъекта образования находятся в поле взаимного воздействия. Преподавателю важно верно определять психологическое и коммуникативное поведение студента, чтобы выстроить траекторию педагогического взаимодействия в благоприятной атмосфере сотрудничества, предпринять соответствующие усилия в отношении своевременного разрешения возникающих противоречий. Взаимодействие с обучающимися обогащает профессиональный опыт преподавателя. Новые поколения студентов обладают такими характеристиками, ценностями, убеждениями и поведенческими особенностями, осуществление позитивного воздействия на которые требует существенного переосмысления педагогических взглядов, профессиональных навыков и опыта для достижения продуктивного результата в обогащении когнитивной сферы студентов и успешной профессиональной самореализации преподавателя.


Библиографическая ссылка

Танцура Т.А. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33575 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674