Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Степанов В.А. 1 Пархоменко А.Н. 1 Полянская О.Г. 1 Агеева Ю.В. 1 Пчелин И.Ю. 1 Шемонаев В.И. 1
1 ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России
Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью поиска и внедрения образовательных технологий, наиболее эффективных в формировании установленных программой специалитета по специальности «Стоматология» компетенций. Цель настоящего исследования заключалась в оценке эффективности применения игровых образовательных методик при подготовке студентов-стоматологов по дисциплине «Ортопедическая стоматология». Материалы и методы. В соответствии с целью в структуру образовательного процесса группы из 29 студентов стоматологического факультета были введены игровые обучающие методы в виде «ролевых игр», которые могли быть построены по типу «головоломок», «квестов» или «игр-конфликтов». В качестве группы контроля выступили 28 студентов с близким уровнем успеваемости и схожим половозрастным составом, обучение которых проводилось без применения игровых техник. Оценку и сравнительный анализ результативности усвоения материала в группах проводили по результатам итогового тестового контроля знаний. Также оценивали удовлетворенность студентов учебным процессом. Результаты. Студенты, обучение которых осуществлялось с применением игровых технологий, демонстрировали достоверно более высокие результаты итоговой оценки знаний и более высокий уровень удовлетворенности учебным процессом. Выводы. Включение в образовательный процесс современных активных игровых форм обучения способствует повышению результативности и эффективности обучения студентов-стоматологов, степени вовлеченности в учебный процесс, выработке клинического мышления при увеличении их удовлетворенности учебным процессом.
педагогика
компетенции
методика обучения
семинарские занятия
студенты-медики
1. Анисимова Е.В., Волкова Е.А., Ковалева А.Ю. Образовательный квест как современная технология обучения иностранцев русскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3(36). С. 19-23. DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0003.
2. Жемойтяк В.А. Современные технологии игровых методов обучения в медицинском университете // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2005. № 3 (11). С. 238-240.
3. Пархоменко А.Н., Агеева Ю.В., Малолеткова А.А., Шемонаев В.И. Анализ ведения учебного процесса в период пандемии COVID-19 на стоматологических кафедрах // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30444 (дата обращения: 17.07.2024). DOI: 10.17513/spno.30444.
4. Балин В.В., Борисова Э.Г., Железняк В.А., Борисов Н.А. Усовершенствование обучающих технологий в профессиональной подготовке врачей-стоматологов // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2022. Т. 24, № 4. С. 70-74. DOI: 10.26787/nudha-2686-6838-2022-24-4-70-74.
5. Дмитриева Д. Д. Применение игр в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 43-46. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0009.
6. Колесова Т.В., Михальченко В.Ф., Михальченко О.С., Порошин А.В. Оптимизация компетентностно-ориентированных технологий профессиональной подготовки зубных техников по специальности «Стоматология ортопедическая» // Фундаментальные исследования. 2013. № 3-2. С. 303-306.

Введение

Наблюдаемое в настоящий момент внедрение современных методов обучения и повышение гибкости образования в медицинских вузах продиктовано требованиями подвергающейся активному реформированию практической медицины и стремительными преобразованиями в медицинской науке. С точки зрения методологии образовательного процесса, преподавание в медицинском вузе строится на двух взаимодополняющих способах обучения: традиционном (репродуктивном) и современном (развивающем, творческом, продуктивном). Под традиционным способом обучения понимают усвоение и актуализацию опорных знаний учащихся путём объяснения преподавателем материала и последующую проверку усвоенных знаний с помощью тестирования и теоретического опроса. В то же время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), специалитет по специальности 31.05.03 Стоматология должен устанавливать ряд универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определяемых как способность к организации различных аспектов деятельности в профессиональной и социальной сферах (Приказ Минобрнауки РФ № 894 от 12.08.2020). В силу этого применяемый в чистом виде «традиционный» подход при подготовке врачей признается недостаточным по своей эффективности и не соответствующим современным требованиям. Стоит отметить, что и с точки зрения формального соответствия ФГОС ВО, установление ряда категорий компетенций (например, командная работа и лидерство, межкультурное взаимодействие, инклюзивная компетентность, организация и управление и др.) посредством традиционных методов оказывается затруднено. Этим обусловлен непрерывный поиск и внедрение новых образовательных технологий для наиболее эффективной организации учебно-познавательной, исследовательской, проектной, квазипрофессиональной деятельности студента – компетентностно ориентированных образовательных технологий.

По мнению большинства специалистов, исследующих тему современного преподавания в высшей медицинской школе, главным при подготовке врачей является обучение мануальным навыкам и их реализации в клинической практике, способности оценивать клиническую ситуацию и принимать решение самостоятельно, умению работать в команде со смежными специалистами [1-3]. По мнению авторов, все это в полной мере применимо к студентам-стоматологам. Источником такого медицинского практического знания, помимо научной литературы, должен стать профессиональный наставник, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Плодотворное обучение с соблюдением указанных выше критериев возможно лишь при организации близких к клинической практике условий. Хорошим подспорьем в этом процессе могут стать игровые компетентностно ориентированные обучающие методы, суть которых заключается в развитии клинического мышления, взаимопонимания и взаимопомощи в группе и уважения личности каждого участника медицинского процесса посредством моделирования клинических ситуаций в игровой форме [4].

Согласно теории двойного процесса человеческого познания, при клиническом мышлении задействованы два типа умственных процессов: быстрое спонтанное распознавание образов и обдуманное аналитическое мышление. Распознавание образов возникает из имеющегося клинического опыта или теоретических знаний, полученных при решении аналогичных кейсов. Эта информация содержится в долговременной памяти врача, чтобы на её основании происходила быстрая обработка, распознавание и сравнение признаков и симптомов различных заболеваний. Проанализированные клинические случаи из прошлого могут быстро извлекаться из памяти во время нового приёма, помогая специалисту диагностировать проблему, назначить дополнительные методы обследования и направить к смежным специалистам для комплексного составления плана лечения. По мере увеличения практического опыта происходит более быстрое и эффективное распознавание образов процессов. При отсутствии быстрого распознавания решение клинических задач всегда требует активации более подробного аналитического процесса. Помимо знаний об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях, диагностике и лечении стоматологических заболеваний, выпускнику специалитета необходимо знание основ законодательства, навыков ведения медицинской документации, методов обсуждения финансовых вопросов с пациентами, практическое применение навыков медицинской психологии при решении конфликтных ситуаций с пациентами, что также оказывает немаловажное влияние на мышление молодого специалиста. Таким образом, повышение качества образования достигается путем совершенствования организации учебного процесса, внедрения эффективных педагогических приемов, методов и средств.

В силу различных причин, стоматологический «студенческий» клинический прием в настоящее время оказался значительно сокращен как по перечню манипуляций, к выполнению которых допущены студенты, так и по фактическому объему. К сожалению, данная проблема не решается в полной мере за счет производственных практик по различным дисциплинам. В соответствии с действующим федеральным образовательным стандартом во время их прохождения от студентов требуется выполнение работы ассистента стоматолога, и приобретаемые компетенции и навыки несколько отличаются от таковых у практикующего врача [5]. Не отрицая значимость различных методов обучения, а также оставив в стороне вопрос рассмотрения причин таких условий в медицинских вузах, подчеркнем значение формирования мануальных навыков и клинического мышления в центрах симуляционного обучения [6].

Цель исследования. Оценить эффективность применения компетентностно ориентированных игровых обучающих методов в профессиональной подготовке студентов-стоматологов.

Материалы и методы исследования. Исследование проведено на базе кафедры ортопедической стоматологии с курсом клинической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета. «Экспериментальная группа» была составлена из четырех академических групп 4 курса стоматологического факультета общей численностью 29 человек (15 девушек и 14 юношей), в учебный процесс были введены компетентностно ориентированные игровые обучающие методы. Группа контроля состояла из четырех академических групп (28 студентов, 16 девушек и 12 юношей) того же курса, обучение которых осуществлялось без применения игровых технологий. Все студенты-участники эксперимента обучались по дисциплине «Стоматология ортопедическая» и являлись гражданами РФ. Средняя общая успеваемость и успеваемость по дисциплине «Ортопедическая стоматология» в группах не имели существенных отличий (82,2± 7,4 и 79,5±5,3 балла соответственно для экспериментальной группы и 81,7 ± 7,6 и 79,8 ± 7,0 балла для группы контроля). В обеих группах преподавателями стали по 3 доцента и 1 ассистент кафедры.

В качестве экспериментальной образовательной технологии применяли ролевые игры, наиболее отвечающие цели отработки навыков командной работы и коммуникации для успешного решения поставленных задач. Сценарии игр и последовательность действий разрабатывались преподавателем и были максимально приближены к условиям практического здравоохранения. В зависимости от доминирующего элемента проведенные обучающие игры в основном были построены по типу «головоломок», «квестов» или «игр-конфликтов». В играх-головоломках деятельность команды направлена на поиск оптимального решения в нестандартных ситуациях. Данный тип игр в наибольшей степени развивает умение оценить влияние отдельных медицинских и немедицинских факторов на планируемое лечение и его результат. Среди таких факторов могут быть невозможность для пациента обеспечить соблюдение графика посещения клиники, психологическая неготовность или предрассудки в отношении отдельных видов лечения, финансовая составляющая. Кроме того, на спектр применяемых методов лечения и их результативность оказывает влияние оснащение клиники и квалификация персонала. Для игр-квестов наиболее характерен элемент неожиданности, развлекательный и приключенческий компонент. Такой сценарий подходит для отработки многоэтапных взаимозависимых процессов в клинике ортопедической стоматологии: совместная консультация со стоматологом-хирургом по поводу имплантации, разработка маршрутизации пациента в сложных клинических случаях, взаимодействие с зуботехнической лабораторией при изготовлении современных высокотехнологичных конструкций зубных протезов. Посредством игр-конфликтов возможно воспроизведение разнообразных ситуаций, нередко возникающих в медицинской деятельности стоматологических клиник: обращение недовольного качеством оказанных услуг пациента (в утрированной форме – «потребителя-терориста»), систематическое ненадлежащее выполнение медперсоналом своих должностных обязанностей, распространение недостоверной порочащей информации о клинике и ее сотрудниках в соцсетях и т.п. Подобные игры позволяют продемонстрировать студентам многогранность клинической деятельности, значение навыков межличностного общения, основ психологии и медицинского маркетинга и т.д. Следует отметить, что приведенное разделение обучающих игр достаточно условное и игра может быть направлена по альтернативному сценарию путем введения новых данных.

Пример обучающей игры: обращение пациента в ортопедическое отделение стоматологической клиники. Распределение ролей: пациент, медрегистратор, лечащий врач, медсестра, врач-рентгенолог, заведующий отделением и т.д. Исполняющий роль пациента сначала обращается в регистратуру, записывается к врачу; медрегистратор оформляет медицинскую карту, затем первичная консультация у стоматолога-ортопеда, проведение рентгенологического обследования, консультация у смежных специалистов и т.д. Важно, что для непосредственного руководства игрой отбирался студент из учебной группы. Модификация и перенаправление хода обучающей игры могут быть выполнены в зависимости от установленного диагноза, оснащенности клиники, уровня конфликтности пациента, отношений внутри коллектива и множества других факторов. Направление хода игры в данном случае заключается в своевременном введении дополнительных данных и анализе вызванных этим изменений игрового лечебно-диагностического процесса. Объективную оценку и сравнительный анализ результативности усвоения материала в группах проводили по результатам итогового тестового контроля знаний непосредственно в конце цикловых занятий. Помимо этого, студентам было предложено оценить удовлетворенность учебным процессом по шкале от 1 до 10, где 1 балл – крайне низкая, а 10 баллов – наивысшая степень удовлетворенности.

Для оценки преподавателями внедряемых экспериментальных методов обучения преподавателям-участникам образовательного эксперимента было предложено оценить применение ролевых игр в обучении студентов-стоматологов от 1 (самая низкая) до 5 баллов (самая высокая оценка) по четырем критериям: простота применения, эффективность, универсальность, отсутствие дополнительных затрат. Для верификации специально разработанной анкеты и ранжирования критериев по весовым коэффициентам применен метод экспертных оценок. В группу преподавателей-участников эксперимента вошли 6 кандидатов медицинских наук, 2 ассистента кафедры со стажем преподавания дисциплины «Ортопедическая стоматология» не менее 5 лет, что обеспечило высокий уровень экспертности респондентов. Уровень согласованности экспертов был оценен по критерию Кендалла, достоверность результатов – при помощи критерия χ2. Анкета для преподавателей представлена на рис. 1.

Рис. 1. Результаты итогового тестирования в экспериментальной и контрольной группах по дисциплине «Стоматология ортопедическая»

Статистическая обработка полученных числовых данных была проведена при помощи программы IBM SPSS Statistics 27.0, значимость отличий между группами оценивали по Т-критерию Стьюдента для двух независимых выборок.

Результаты исследования и их обсуждение. В группе студентов, обучение которых осуществлялось с применением традиционных технологий, итоги тестирования составили 82,9±4,7 балла. В экспериментальной группе результаты тестирования составили 85,5±4,7 балла. Отличия результатов объективного контроля знаний между экспериментальной и контрольной группами оказались статистически значимыми (p = 0,038). Основная масса студентов в обеих группах справилась с тестом на «хорошо». Однако в группе контроля отличные результаты тестирования представлены не были, что явилось наиболее существенным качественным отличием между группами (рис. 2).

Рис. 2. Результаты итогового тестирования в экспериментальной и контрольной группах по дисциплине «Стоматология ортопедическая»

Уровень удовлетворенности студентов учебным процессом имел наиболее выраженные отличия и составил 8,6±0,8 балла в группе эксперимента и 7,6±0,9 в группе контроля (p<0,001). Распределение оценок удовлетворенности студентов представлено на рис. 3.

Рис. 3. Количество студентов в экспериментальной и контрольной группах, давших различные оценки удовлетворенности учебным процессом

Результаты опроса преподавателей свидетельствуют о высоком уровне согласованности мнений экспертов и достоверности полученных результатов (критерий Кендалла W = 0,808; критерий Пирсона χ2 = 10,408; количество степеней свободы 3; уровень ошибки p<0,02). Результаты анкетирования преподавателей приведены на рис. 4.

Рис. 4. Оценка игровых методов обучения преподавателями

Таким образом, наиболее высоко примененные экспериментальные методы обучения были оценены преподавателями по критерию «Универсальность» и «Эффективность» при удовлетворительных оценках по критериям «Простота применения» и «Отсутствие дополнительных затрат».

Заключение. Обучение студентов оптимизации клинических рассуждений – процесс, который простирается от додипломного и постдипломного медицинского образования в ординатуре и продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности врача. Неизменно опыт работы с пациентами имеет важное значение в этом процессе, и развитие клинического мышления должно начинаться на начальных курсах обучения с использованием, например, письменных кейсов или ролевых игр, которые помогут студентам обрести образ мышления и действий зрелых клиницистов и сформировать их отношение к будущей профессии.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что включение в структуру занятий студентов-стоматологов современных активных игровых форм обучения способствует повышению результативности и эффективности обучения и мотивации к нему, при увеличении их удовлетворенности учебным процессом.

По мнению авторов настоящей статьи, наибольшими достоинствами примененных экспериментальных педагогических методик явились:

· универсальность, заключающаяся в возможности их организации в реальном или виртуальном пространстве, в группах различного уровня подготовки, в т.ч. смешанных;

· возможность отработки у обучающегося необходимых профессиональных, социальных, коммуникативных навыков;

· активное вовлечение в учебный процесс большего, в сравнении с традиционным построением семинарского занятия, числа студентов.

Проведенный образовательный эксперимент показал, что повышенный интерес вызывают обучающие игры, посвященные отработке возникающих в стоматологической практике конфликтных ситуаций. Вариант исходной постановки проблемы (например, «обращение пациента с жалобами на некачественно изготовленные ортопедические стоматологические конструкции») изменяет логику игры и выдвигает на первый план такие умения, как организация переговорного процесса, налаживание доверительного контакта с пациентом, оценки общесоматического статуса, организация междисциплинарного взаимодействия между врачами смежных специальностей и т.д. По мнению авторов, главным преимуществом игр-конфликтов является тот факт, что они позволяют наиболее наглядно иллюстрировать юридические аспекты медицинской деятельности, способствуют пониманию особенностей взаимоотношений между врачом и пациентом и места медицины в структуре современной экономики. Лучшие примеры обучающих компетентностно ориентированных игр послужат материалом для обновления и усовершенствования фонда заданий и оценочных средств и будущих методических пособий кафедры.

Таким образом, игровые методы обучения являются перспективным педагогическим инструментом высшей медицинской школы для подготовки специалистов-стоматологов для работы в практическом здравоохранении, а также преподавательского состава и научных кадров.


Библиографическая ссылка

Степанов В.А., Пархоменко А.Н., Полянская О.Г., Агеева Ю.В., Пчелин И.Ю., Шемонаев В.И. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33565 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674