Введение
Знание иностранного языка в современном мире – это не просто ключевое качество любого специалиста, а жизненно важная необходимость. Владение иностранным языком дает определенные преимущества студентам магистратуры в технических вузах, а именно обеспечивает рост их конкурентоспособности на международном рынке труда. Работодатели, да и общество в целом, хотят получить специалиста, который имеет универсальные и профессиональные знания, обладает навыками критического мышления, навыками soft skills, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенциями.
В соответствии с требованиями современного общества, выпускник магистратуры – это еще и грамотный, компетентный исследователь, который умеет проводить научный теоретический анализ и практические исследования в своей профессиональной области. Следовательно, задачи развития научно-исследовательской компетенции (НИК) в высшей технической школе являются актуальными на сегодняшний день.
В данной работе рассматриваются вопросы развития исследовательских компетенций у студентов магистратуры технической высшей школы в процессе обучения иностранному языку. Опыт работы показывает, что тематическая составляющая дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» дает практическую возможность совершенствования НИК у магистрантов.
Цель исследования – теоретически обосновать проблему развития научно-исследовательской компетенции у обучающихся магистратуры технического вуза; уточнить понятие «научно-исследовательская компетенция»; разработать и апробировать комплекс разноуровневых упражнений для формирования и развития НИК средствами иностранного языка у магистрантов технических вузов на примере организации занятий для обучающихся Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина.
Методы и принципы исследования
Среди основных методов данного исследования можно назвать: теоретический (анализ педагогической и научно-методической литературы по основным вопросам исследования) и эмпирический (наблюдение за работой обучающихся в процессе исследования, анкетирование). В основе методологической базы работы лежат коммуникативный и личностно-ориентированный подходы. В рамках исследования автор придерживается следующих основных принципов: мотивация, значимая роль профессионального контекста, научная составляющая содержания, насущность учебных заданий, саморазвитие и саморефлексия, принцип диалога различных культур, а также эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение
Результат иноязычного образования в высшей школе ориентирован на формирование или развитие компетенции. Следовательно, общая задача видится в том, чтобы студент мог получить качественные новые знания в профессиональной сфере, а умения преобразовать в соответствующие компетенции, универсальные и профессиональные. Одной из основных компетенций общегуманитарного блока дисциплин магистрантов энергетического университета является научно-исследовательская.
Формирование и развитие НИК осуществляются в процессе научно-исследовательской деятельности (НИД) в университете, которая включает в себя решение таких задач, как вовлечение обучающихся в процесс научного исследования; знакомство с научными методами и приобщение обучающихся к исследовательской деятельности; непосредственное участие в исследовательской деятельности и как результат – получение нового продукта. Как показывает практика, эти задачи можно успешно решать в курсе Иностранный язык в рамках учебного процесса, вовлекая магистрантов в исследовательскую деятельность.
Основную цель научно-исследовательской деятельности магистрантов автор видит в приобретении знаний, тренировке навыков в процессе деятельности через стимулирование мотивации и активизацию личностной позиции обучающегося [1]. Результатом учебной НИД является не только приобретение нового знания, но и получение нового интеллектуального продукта [2, 3, 4].
Понятие научно-исследовательская компетенция рассматривается по-разному, например как блок мероприятий, которые нацелены на усвоение и понимание методов и приемов НИД [5], как комплекс новых знаний исследователя, а также умений, базовых навыков и соответствующего опыта, приобретаемого в процессе организации научно-исследовательской работы [6], как свойство личности обучающегося, стимулирующее обеспечение самостоятельного решения профессиональных задач при участии в научно-исследовательской деятельности [7, 8].
В широком смысле автор рассматривает научно-исследовательскую компетенцию как составляющую иноязычной коммуникативной компетенции, как способность и умение личности создавать, воспроизводить и воспринимать иноязычный дискурс в устной и письменной формах для решения задач научно-исследовательской деятельности.
Что же включает в себя содержание понятия «научно-исследовательская компетенция»? Прежде всего, отметим, что в содержание обучения магистрантов для развития иноязычной НИК входят аутентичные тексты научных статей по теме исследования, рецензии, аннотации, тезисы, презентации, научные дискуссии. Языковой материал представлен набором лексических и грамматических конструкций, характерных для заданных ситуаций.
Анализируя содержательную составляющую исследовательской компетенции, Ю.А.Комарова выделяет такие блоки, как: когнитивный (познание через получение, извлечение, преобразование и создание новых знаний), прогностический (проектирование НИД), организационный (организация научного исследования/эксперимента) [9, с. 71]. Учитывая особенности содержания иноязычной НИК, можно добавить следующие блоки: мотивационно-личностный (система мотивационных и ценностных отношений личности студента к окружающему миру), интеллектуальный (умственные действия, развитие познавательных процессов, уровень интеллекта), продуктивный.
Поскольку в результате научно-исследовательской деятельности образуется интеллектуальный продукт, рассмотрим продуктивный блок НИК чуть подробнее. Продуктивный блок включает в себя знания, умения и навыки обучающегося, которые ориентированы на получение, обработку, описание, и финальный этап блока – знакомство научной аудитории с полученными результатами научной работы. Результаты могут быть представлены в разных формах, например реферат / аннотация иноязычных научных публикаций по теме своего исследования, или конспект публикаций, или подготовка текстов тезисов и статей, докладов и презентаций.
В ходе эксперимента по развитию НИК были выявлены некоторые трудности, в итоге замедляющие сам процесс развития НИК. Это, прежде всего, небольшое количество контактных занятий у студентов магистратуры первого курса – одна пара в неделю. Одним из возможных решений данного вопроса может быть грамотная организация самостоятельной работы. И, если речь идет о большой роли самостоятельной работы обучающихся, следовательно, значительным образом изменяется и роль преподавателя иностранного языка, поскольку возникает необходимость поддержать языковую подготовку обучающихся и развивать у них умения использовать иностранный язык в практических целях во внеаудиторных условиях.
В процессе иноязычного образования магистранты встречают и обрабатывают большие объемы иноязычных текстов, представляющих собой образцы различных жанров устной и письменной научной речи. Это могут быть выступление перед коллегами (монолог), дискуссия (диалог, полилог), публикация в журнале, обзор справочных изданий, технический отчет о разработке, патент, свидетельство об изобретении, рецензия на статью или аннотация, и т.д. Таким образом, в программу содержания курса включены различные формы самостоятельной научной и исследовательской работы, например:
- аннотирование (общенаучных и узкопрофессиональных статей);
- реферирование (обзор публикаций);
- подготовка тезисов с описанием конечного продукта НИД;
- публикация тезисов в сборнике материалов ежегодной научной конференции в университете;
- чтение узкопрофессиональных научных текстов;
- диалогические и полилогические высказывания (по научной тематике);
- сбор материалов для подготовки презентаций/самопрезентаций;
- устные выступления (в формате 3МТ, TED talks, на семинарах);
Кроме проблемы ограниченных часов аудиторного времени, предназначенного для практических занятий, можно говорить о невысоком уровне мотивации обучающихся отдельных направлений подготовки. Так, например, результаты анкетирования магистрантов направления подготовки Электроэнергетика и электротехника показали, что чуть более 30% (32%) обучающихся осознают практическую необходимость иностранного языка. Однако результаты анкетирования обучающихся направления подготовки Программная инженерия продемонстрировали высокий уровень (87%) мотивации изучения английского языка в целях научно-исследовательской деятельности. Можно сделать вывод, что специалисты ИТ-сферы понимают необходимость применения иностранного языка в своей будущей исследовательской профессиональной деятельности.
Разный уровень владения английским языком магистрантов, которые учатся в одной группе, может создавать определенные сложности и замедлять процесс развития НИК. В целом, это приведет к снижению личной заинтересованности и мотивации к освоению иностранных языков. Решением данной проблемы могут служить сокращение объемов иноязычных текстов для чтения, аннотирование, а также разработка и внедрение комплекса разноуровневых упражнений.
Рассмотрим особенности комплекса разноуровневых упражнений для формирования и развития НИК. В целом, можно выделить упражнения подготовительного блока (ПБ) и непосредственно коммуникативного блока (КБ).
Ключевая цель заданий подготовительного блока – формирование навыков и умений воспроизводить и воспринимать иноязычный дискурс в устной и письменной формах для решения задач научно-исследовательской деятельности. Можно выделить упражнения имитационного, подстановочного и трансформационного характера.
1. Упражнение-имитация
- Прочитайте описание обязанностей электромеханика, скажите, что Вы это делаете.
- Прочитайте описание электродвигателя, повторите, из каких компонентов он состоит.
- Повторите за преподавателем названия разных типов трансформаторов.
- Произнесите фразу приветствия (фразу прощания, фразу прерывания разговора) во время презентации громко/тихо, быстро/медленно.
Например, Practice introducing a guest speaker at the conference/university. Use the following phrases, for example: I’d like to welcome Mr. Nile, Leading Researcher of ABC University, London. Some of you met him last year. He is a well-known expert on engineering market in Europe. It’s good to have you here again, Bob.
2. Упражнение-подстановка
- Прочитайте текст, найдите слова и словосочетания, определяющие авторский подход к решению научной проблемы. Расскажите о Вашем подходе, используя клише.
- Прослушайте текст о типах двигателей, заполните пропуски словами из списка.
- Используйте слова и словосочетания составьте предложения, описывающие технические характеристики автотрансформатора. Например, In pairs discuss the key principle of an autotransformer using the following words and word combinations: a single coil winding, а center tap principle, self-induction, step-down/ step-up applications, electrical isolation.
- Используйте таблицу и составьте предложения, описывающие графики скоростных характеристик двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
- Преобразуйте простые предложения в сложные, используя союзы, логические маркеры из таблицы.
3. Упражнение-трансформация
- Преобразуйте утвердительные предложения о применении ДВС в отрицательные.
- Преобразуйте предложения в активном залоге о результатах эксперимента в пассив.
- Исправьте предложения с учетом правил согласования подлежащего и сказуемого.
- Выберите из таблицы термины (терминологические словосочетания) и составьте предложения об истории изобретения двигателя.
Комплекс разноуровневых упражнений коммуникативного блока включает задания на основе профессиональных текстов или контекстов. Целью заданий КБ является развитие навыков и умений магистрантов создавать иноязычный дискурс в устной и письменной формах для решения задач научно-исследовательской деятельности.
- Прочитайте текст о применении двигателей постоянного тока. Выпишите ключевые слова и словосочетания для пересказа (технология mind map).
- Прочитайте текст о принципе работы двигателей постоянного тока. Подготовьте краткий/подробный план. Перескажите текст с опорой на план.
- Изучите технические характеристики двигателей постоянного и переменного тока (синхронные и асинхронные двигатели). Объясните своему коллеге, какой двигатель имеет больше преимуществ. Используйте речевые клише из таблицы (выражение мнения, согласие/несогласие, запрос).
- Составьте диалог на основе текста о выставке применения двигателей в быту.
- Напишите раздел о технических характеристиках разрабатываемого Вами двигателя для научного гранта.
- Напишите краткий отчет о результатах Вашей разработки коллеге / научному руководителю.
- Подготовьте краткое сообщение о стоимости электроэнергии в разных странах. Обсудите в группах.
- Подготовьте тезисы для публикации о результатах симуляции разработанного двигателя в программе Ansys.
- Подготовьте пост для публикации в научном форуме коллег. Например, Write a three-sentence post for on-line forum about germanium crystal structure using the following phrases to help you. First, ask the question, then say what the problem is and, finally, thank the reader [10, с. 57]. Для логической организации высказывания рекомендуется использовать дискурсивные маркеры научного текста.
- Подготовьте и представьте презентацию о результатах Вашей разработки.
- Опишите преимущества проведения эксперимента в лабораторных условиях вашего университета.
Опыт работы подтвердил эффективность использования комплекса разноуровневых упражнений в процессе иноязычной подготовки магистрантов. Разные типы упражнений, которые включает в себя комплекс, характеризуются логичностью и системностью. Их особенность – исследовательский характер заданий. В целом, применение комплекса упражнений способствует развитию коммуникативных, исследовательских умений в процессе формирования и совершенствования у студентов магистратуры иноязычной НИК.
Заключение
Анализ опыта работы подтверждает, что необходим комплекс мер для развития научно-исследовательской компетенции студентов высшей технической школы. Среди них можно назвать грамотную организацию самостоятельной работы и использование учебных материалов для обучающихся с разным уровнем подготовки. Проведенный опрос (среди магистрантов и преподавателей) с целью проанализировать результаты апробации комплекса упражнений подтвердил их эффективность и положительную результативность. Особенностями содержания разработанных учебных заданий и материалов являются их разноуровневость, аутентичность и научная востребованность. Таким образом, вопросы развития научно-исследовательской компетенции обучающихся актуальны и могут реализовываться в процессе организации обучения иностранному языку.
Библиографическая ссылка
Тюрина С.Ю. РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33561 (дата обращения: 13.10.2024).