Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИТОГИ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФГБНУ «ЦЕНТРАЛЬНОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТУБЕРКУЛЕЗА»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Якимова М.А. 1 Курмаева Т.В. 1 Касимцева С.А. 1 Плотникова М.А. 1
1 ФГБНУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза"
В статье рассматриваются вопросы условий подготовки специалистов высшей квалификации на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза». Значительные изменения в жизни общества и прогресс информационных технологий, изменения в медицинской и педагогической науках требуют совершенствования подходов в образовании и подготовке кадров высшей квалификации, предъявляют новые требования к организации процесса обучения, а именно: использование цифровых технологий, включая дистанционное обучение, овладение новыми интерактивными методами преподавания, усиление личностной ориентации преподавания и наставничества. Институт готовит специалистов в области фтизиатрии, пульмонологии и хирургии на базе своих клинических и лабораторных ресурсов. По окончании ординатуры учреждение предоставляет возможности для продолжения занятий научной деятельностью в аспирантуре. Имея широкие возможности для обучения и научной деятельности, институт привлекает всех участников учебного процесса определять пути совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации. Авторы статьи анализируют результаты анкетирования обучающихся института в рамках самообследования образовательной организации. Полученные данные позволили оценить уровень развития образовательной среды, определить степень удовлетворённости её участников и их предложения по дальнейшему развитию учебного процесса, что способствовало выявлению имеющихся проблем и способов их решения.
обучение
образовательная среда
образовательный процесс
организационно-педагогические условия
обучающиеся
ординаторы
ординатура
преподаватели
фтизиатрия
пульмонология
1. Кондратьева С.Г. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Среднее профессиональное образование в информационном обществе: Материалы V Международной научно-практической конференции. 2020. Копейск, 31 января 2020 года. 2020. С. 105-106.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023 г.) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273_23.pdf (дата обращения 02.06.2024).
3. Приказ об осуществлении Федеральной Службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования от 24.04.2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/akkreditaczionnyj-monitoring/ (дата обращения 02.06.2024).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией". [Электронный ресурс]. URL: https://www.edu.ru/documents/view/56145/ (дата обращения 02.06.2024).
5. Приказ Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». [Электронный ресурс]. URL: https://mo.mosreg.ru/download/document/5609082 (дата обращения 02.06.2024).
6. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов. // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 128. С. 40–54.
7. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Педагогика и психология. 2010. С. 14–18.
8. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 5–12.
9. Базаржапова Т.Ж. Использование интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя // Вестник бурятского государственного университета. 2008. № 15. С. 10-13.
10. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во «НексПринт», 2010. 84 с.
11. Зенкина С.В., Кузнецов А.А. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда. Основы общей теории и методики обучения информатики / под общей редакцией А.А. Кузнецова. М.: Бином, 2009. 154 с.
12. Иванова О.Ю., Кутузова З.Ю., Кутузов А. В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 8. С. 20–29.
13. Федосова Ю.А. Оценка качества образовательных услуг: обзор методологических подходов к исследованию удовлетворённости потребителей // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. 2017. Т. 7. № 1. С. 97-106.
14. Farzand Ali Sawand, Behram Ali Chandio, Muhammad Bilal, M Rizwan Rasheed, M Ali Raza,Naveed Ahmad «Quality Assessment in Higher Education». International Letters of Social and Humanistic Sciences. 2015. № 50. Р. 162-171.
15. Леонов С.А. Анкетирование как элемент системы гарантий качества образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79 (2). С. 245-248.

Мощный прорыв в сфере информационных и коммуникационных технологий, повлекший стремительные темпы общественного развития, внедрение новых личностно ориентированных систем в образовании и медицине ставят новые задачи перед медицинскими образовательными организациями в плане обновления образовательной среды, построения учебного процесса и взаимоотношений с обучающимися. В этой связи в Отделе по подготовке кадров высшей квалификации, последипломного образования и телемедицины Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза» (ФГБНУ «ЦНИИТ») идут значительные изменения с целью улучшения образовательного процесса.

На протяжении более ста лет научно-исследовательский институт является центром научных исследований, связанных с проблемами туберкулеза и болезней органов дыхания. Современные технологии позволяют проводить обучение, сотрудничать и обмениваться опытом как на клинической базе института (отделения и лаборатории), так и в дистанционном режиме. Его образовательная среда играет важную роль в формировании профессиональных качеств обучающихся: позволяет ординаторам освоить выбранную специальность, удовлетворить потребности в обучении, способствует развитию личностных качеств.

С изменениями в обществе меняется и система образования: растет доступность образовательных ресурсов, появляются новые педагогические инструменты, развивается реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде [1]. С точки зрения предоставляемых образовательных возможностей критерием качества является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного и профессионального роста и саморазвития.

В соответствии с государственными требованиями [2; 3] в институте проходил аккредитационный мониторинг, включающий самообследование организации [4; 5]. В целях совершенствования образовательного процесса и программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре, а также в целях обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации данного учреждения проводилось исследование, включающее анкетирование преподавателей и ординаторов по актуальным вопросам обучения для лучшего понимания ситуаций, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, и улучшения качества образовательной деятельности.

Цель исследования: на основе анкетирования обучающихся проанализировать качество условий и возможностей образовательной среды в ФГБНУ «ЦНИИТ», выявить проблемы и трудности в реализации образовательного процесса, выделить перспективы развития.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования применялись теоретические (анализ нормативных документов и научных статей, информационных ресурсов сети Интернет) и эмпирические (изучение внутренних документов и результатов деятельности, наблюдение, опросы и анкетирование) методы исследования. Объектом исследования выступала образовательная среда в ФГБНУ «ЦНИИТ». Статистическая обработка ответов проведена с помощью таблиц программы Microsoft Excel. Анализ имеющихся данных позволил составить анкету-опросник с вопросами закрытого и открытого типов по актуальным проблемам организации образовательного процесса в научном институте (техническая оснащенность, качество преподавания, методическое сопровождение, информационное обеспечение). Разработанная авторами анкета позволила оценить, насколько образовательная среда соответствует требованиям регламентирующих документов и ожиданиям ее участников.

Результаты исследования и их обсуждение

Проводя непрерывную работу в области фундаментальных и прикладных исследований, ФГБНУ «ЦНИИТ» проводит значительную работу по подготовке кадров высшей квалификации и в сфере последипломного образования. Институт располагает достаточным кадровым потенциалом, который способен на высоком теоретическом, практическом и научно-методическом уровне решать различные задачи по подготовке как медицинских, так и научных кадров. Сотрудники учреждения ‒ это высококвалифицированные специалисты, которые обладают уникальным опытом обследования и лечения больных с туберкулезом и заболеваниями органов дыхания. Среди сотрудников, задействованных в процессе обучения, ученую степень кандидата наук имеют 40% педагогов, а 31% научно-педагогических сотрудников имеют ученую степень доктора наук. Это позволяет профессорско-преподавательскому составу всесторонне подходить к подготовке ординаторов и аспирантов. Обучающиеся получают практические знания и умения непосредственно в клинических подразделениях института под контролем и руководством опытных специалистов, проводят исследования с использованием научной базы института. Обучение, наставничество и обмен знаниями ‒ важные направления деятельности института. Образовательная среда исследуется как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, которая обеспечивает полный цикл учебной деятельности [6; 7]. Структура учебного процесса в ФГБНУ «ЦНИИТ» включает лекции, семинары, практические занятия, лечебно-профилактическую и самостоятельную работу обучающихся. На основе общего учебного плана для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план, учитывающий интересы ординатора, что обеспечивает персонифицированный подход, повышающий качество учебного процесса. Индивидуальный подход к каждому ординатору (возможность выбора интересующих дисциплин при наличии обязательных) обеспечивает освоение программы ординатуры и приобретение уровня знаний и компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по выбранной специальности. В организации образовательного процесса значительна роль интернет-ресурсов, информационные и коммуникационные технологии в настоящее время предоставляют практически неограниченные возможности в поиске, отборе, обработке и хранении информации [8; 9]. Информатизация образования, то есть необратимый процесс использования информационных и коммуникационных технологий в системе образования, изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую – информационно-образовательную среду, которая включает программные комплексы TeachBase.ru для дистанционного обучения и StudentsOnline.ru [10-12]. На базе данных комплексов формируется электронное портфолио обучающегося с контролем хода образовательного процесса и учета личных достижений ординаторов и аспирантов, обеспечивается доступ к учебным планам и рабочим программам изучаемых дисциплин, а также возможно взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса на уровне обучающихся, их руководителей, преподавателей и администрации. Обе платформы обеспечивают доступ обучающихся к информационным ресурсам и сервисам, которые непосредственно связаны с образовательным процессом.

В 2023 году ФГБНУ «ЦНИИТ», как образовательная организация, проходил аккредитационный мониторинг. Одной из форм работы в ходе проведения мониторинга стало самообследование образовательной организации, которое дает общее представление об эффективности деятельности организации и степени зрелости его системы управления. Инструментами мониторинга, кроме проверки документов и процедур, стала система опросов и анкетирование, направленные на получение обратной связи от основных целевых групп, задействованных в образовательной деятельности [13; 14]. Наиболее эффективным инструментом обеспечения качества образовательной деятельности является анкетирование. Анкетирование - метод опроса, используемый для сбора различных данных, как статистических, так и динамических [15]. В анкетировании приняли участие ординаторы, обучающиеся в настоящее время по специальностям фтизиатрия и пульмонология, выпускники прошлых лет, а также преподаватели. Объем выборки составил: среди обучающихся ‒ 87,5% (21) от общего числа обучающихся. Изучено мнение респондентов по вопросам информационной, технической оснащенности образовательного процесса, их отношение к качеству образовательного процесса, возможностям научно-практической деятельности и самостоятельной работы. Респондентам предлагалось осуществить множественный выбор из предложенных ответов (закрытые и открытые вопросы), ранжировать ответы по 5-балльной шкале или предоставить собственный вариант ответа. Для анализа ответов была разработана методика оценки результатов по таблицам в программе Microsoft Excel. Анкета предусматривала анонимность ответов на 17 вопросов (критериев оценки), касающихся качества образования и организации образовательного процесса в ФГБНУ «ЦНИИТ».

Результаты исследования и их обсуждение

Как показали результаты опроса обучающихся, 90,5% (19) респондентов считают, что они хорошо информированы по всем вопросам образовательной деятельности института. Основными источниками информации 100% (21) ординаторов указали веб-сайт учреждения, личный кабинет обучающегося и мессенджеры (учебные чаты в социальных сетях). Также все без исключения обучающиеся подтвердили, что имеют возможность отправлять отзывы, жалобы и пожелания руководству Отдела по подготовке кадров высшей квалификации, последипломного образования и телемедицины (далее - Отдел) в устном, письменном или онлайн-форматах. Формы взаимодействия с Отделом представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Способы взаимодействия с Отделом

В качестве наиболее удобных форм взаимодействия с Отделом (множественный выбор ответа) ординаторы выделили мессенджеры в социальных сетях – 57,1% (12) и личные обращения – 47,6% (10), в то время как взаимодействие посредством электронной почты и личного кабинета обучающегося пользовались меньшей популярностью – по 33,3% (7).

71,4% (15) респондентов полностью удовлетворены материально-техническим обеспечением процесса обучения (помещения, мебель, техника, библиотека и пр.). Четыре участника (19%) удовлетворены частично. Два участника (9,5%) отметили свою неудовлетворенность. 61,9% (13) опрошенных выразили полную удовлетворенность оснащением учебных аудиторий и оборудованием для учебы. 33,3% (7) ‒ частично удовлетворены. Один человек (4,8%) затруднился ответить на этот вопрос.

На вопрос «Есть ли возможности для индивидуальной работы обучающихся?» подавляющее большинство респондентов 85,7% (18) ответили утвердительно и 3 человека (14,3%) дали отрицательный ответ.

95,2% (20) опрошенных считают, что в ФГБНУ «ЦНИИТ» у них есть все возможности для реализации своих научных и творческих способностей, и лишь один участник (4,8%) дал отрицательный ответ.

85,7% (18) опрошенных полностью удовлетворены знаниями, опытом и навыками специалистов, которые принимают участие в образовательной деятельности. Двое респондентов (9,5%) удовлетворены частично. Один (4,8%) из участников дал отрицательный ответ на этот вопрос. В то же время качеством преподавания отдельных дисциплин остались удовлетворены 76,2% (16) из опрошенных и 23,8% (5) ‒ удовлетворены частично. Данные об удовлетворенности качеством образовательных услуг в ФГБНУ «ЦНИИТ» в целом представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Удовлетворенность качеством образовательных услуг ФГБНУ «ЦНИИТ»

Качеством образовательных услуг в ФГБНУ «ЦНИИТ» полное удовлетворение выразили 71,4% (15) опрошенных. 23,8% (5) ‒ частично удовлетворены. Один участник (4,8%) затруднился ответить. 100% (21) обучающихся из числа респондентов принимали участие в клинической работе в ФГБНУ «ЦНИИТ». 76,2% (16) респондентов удовлетворены качеством практики в клинических лабораториях ФГБНУ «ЦНИИТ», и только 23,8% (5) отметили частичную удовлетворенность.

85,7% (18) обучающихся готовы рекомендовать выпускникам медицинских вузов продолжить учебу в ФГБНУ «ЦНИИТ».

В анкете присутствовали вопросы, которые позволили участникам дать более развернутые ответы, конкретизировать отмеченные ими недостатки учебного процесса. Так, участники опроса выделили ряд замечаний, которые, по их мнению, затрудняют процесс обучения в ФГБНУ «ЦНИИТ», отметив следующее: сложно совмещать учебу в ординатуре и работу, не всегда есть возможность присутствовать на лекциях из-за практической работы в отделениях, сложно осуществлять самостоятельную подготовку к зачетам и экзаменам.

Для улучшения учебы и работы в институте участники предложили следующее: ввести специальный курс по подготовке к аккредитации специалистов; расширить образовательный процесс очными практическими тренингами и семинарами; усилить взаимодействие с другими клиническими базами; продумать более эффективную организацию рабочего времени обучающихся; предоставлять больше учебно-методических и наглядных учебных пособий; популяризировать обучение в ФГБНУ «ЦНИИТ» в медицинских вузах различных городов Российской Федерации.

Заключение

Для улучшения качества педагогического процесса необходимо уделять больше внимания вопросам совершенствования своей деятельности. Проведенные анкетирование и опросы обучающихся в результате мониторинга позволили получить представление об имеющихся проблемах образовательного процесса, которые нуждаются в уточнении и рассмотрении, а также определить возможные корректирующие мероприятия по совершенствованию образовательной деятельности ФГБНУ «ЦНИИТ». Выявленные недостатки и предложения открывают возможности для дальнейшей совместной работы всех участников образовательной деятельности, включая более детальные обсуждения, разъяснения и внесение соответствующих изменений в процесс подготовки специалистов на базе института.


Библиографическая ссылка

Якимова М.А., Курмаева Т.В., Касимцева С.А., Плотникова М.А. ИТОГИ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФГБНУ «ЦЕНТРАЛЬНОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТУБЕРКУЛЕЗА»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33544 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674