Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МАЙНД-МЭППИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Калашникова С.А. 1 Довгялло Ю.В. 1 Айдаева С.Ш. 1
1 ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет МЗ РФ
Успешное освоение дисциплины «Анатомия человека» связано с необходимостью запоминания большого количества информации и удержания ее в памяти в течение длительного времени. Цель исследования: изучить возможность и эффективность использования метода составления майнд-карт при изучении студентами дисциплины «Анатомия человека». В пяти группах студентов-первокурсников (71 студент) лечебного факультета при подготовке к практическим занятиям было рекомендовано составлять майнд-карты в бумажном или электронном виде. После завершения изучения раздела были проведены анкетирование и определение уровня успеваемости и качественной успеваемости в данных группах. Более 80% студентов после завершения исследования отметили, что, несмотря на увеличение количества времени, затрачиваемого на подготовку к практическим занятиям и составление майнд-карт, информация в графическом виде усваивается значительно лучше, а на повторение материала тратится гораздо меньше времени. Уровень успеваемости и качественной успеваемости в группах студентов, использующих майнд-карты для подготовки к занятиям, оказался выше, чем в группах, не пользующихся методом майнд-мэппинга. Использование майнд-мэппинга при изучении анатомии не только желательно, но и необходимо с точки зрения организации огромного количества материала в удобном и понятном для студента формате, создания прочных ассоциативных связей для формирования долговременной памяти. В данном случае реализуется принцип не просто дать студенту необходимую информацию для механического запоминания, но научить его организовывать эту самую информацию в понятную и удобную форму, не забывая и о классических приемах преподавания.
майнд-карта
интеллект-карта
майнд-мэппинг
анатомия
1. Бехтерев С.Н. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт / под ред. Г. Архангельского. М.: Альпина Паблишерз, 2009. 308 с.
2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / пер. с англ. Ю. Константиновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 208 с.
3. Бьюзен Т. Супермышление / пер. с англ. Е.А. Самсонов. Минск: Белорус. дом печати, 2001. 322 с.
4. Серегина О.С. Особенности профессионального конспектирования печатного текста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68 (3). С. 266-269.
5. Новикова О.М. Mind-mapping как эффективный метод обучения медицинской терминологии иностранных студентов // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 1 (30). С. 45-48.
6. Волков М.А., Субботенко О.А. Использование майнд-карт при проведении занятий по общеобразовательным учебным дисциплинам технического направления // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 5. С. 72-76.
7. Старчикова Е.С. Ментальные карты как средство формирования экологической культуры и экологического сознания // Перспективы науки. 2022. № 4 (151). С. 216-219.
8. Шевченко О.И., Волков М.А., Приставка А.С. Методы и формы обучения студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-1. С. 106-112.

Успешное освоение дисциплины «Анатомия человека» студентами высших медицинских учебных заведений связано с некоторыми трудностями: изучение анатомии начинается на первом курсе, когда адаптационные процессы, связанные с началом обучения в вузе, только активируются и вчерашний абитуриент вынужден не только преодолевать бытовые трудности, вызванные началом самостоятельной жизни, но и включаться в новые социокультурные отношения в новом коллективе; объем материала, который необходимо студенту самостоятельно изучить к каждому занятию, довольно большой (так, только на первом занятии обучающемуся нужно не только запомнить около 70, а на втором – около 200 новых терминов на русском и латинском языках, но и соотнести данные термины с конкретными структурами, расположенными на костях скелета). Несмотря на высокий уровень мотивированности первокурсников к овладению знаниями и умениями, не всегда уровень последних оказывается достаточным для успешного изучения предмета, поскольку каждый последующий раздел дисциплины логично вытекает из предыдущего, пробелы в усвоении даже одного раздела ведут к недопонимаю структуры всего организма в целом [1, с. 126].

Еще одной проблемой при изучении анатомии человека является то, что огромное количество материала требует постоянного повторения – к экзамену информация, изучаемая в начале курса, в основном забывается. Постоянное интервальное повторение без использования специально организованной информации в виде флеш-карт, майнд-карт или кратких конспектов требует огромных временных затрат, что совершенно нереально в условиях интенсивного обучения на младших курсах [2, с. 56; 3, с. 28].

К тому же большинство студентов-первокурсников не знакомы с методиками эффективного ведения учебных записей, конспектирования, составления кратких заметок по изучаемой теме, позволяющих периодически возвращаться к изученному материалу с целью его повторения. А ведь уже давно замечено, что выписывание учит выделению главных мыслей, позволяет обратить внимание на ключевые моменты, дисциплинирует обучающегося [4]. Составление конспекта подразумевает «свертывание» информации, сокращение ее объема, что уже само по себе является средством запоминания и усвоения материала, поскольку задействует такие ментальные процессы, как анализ, классификация, обобщение и абстракция.

Вышесказанное нацеливает на поиск эффективных методов преподавания, способствующих более глубокому усвоению материала дисциплины и уменьшению количества времени, затрачиваемого студентами при подготовке к занятию. В свете модернизации высшего образования, наверное, каждый педагог познакомился с такими технологиями, как «перевернутый класс», гейм-обучение, фасилитация, проблемные кейсы и т.д. Однако при изучении фундаментальных дисциплин в медицинском вузе одним из основных таких методов может стать метод составления майнд-карт (интеллект-карт, mind mapping).

Стоит упомянуть и о таком понятии, как «майнд-менеджмент». Майнд-менеджмент – это технология, которая позволяет любую, даже самую сложную информацию представлять в удобной для усвоения форме, а соответственно – повысить эффективность умственной деятельности [1, с. 116; 5]. Тони Бьюзен – создатель интеллект-карт – так говорил о памяти: «Многие думают о памяти как о механическом обучении, линейном заполнении мозга фактами, где понимание не имеет значения. Когда вы обучаете этому правильно, с помощью воображения и ассоциаций, понимание становится его частью».

Майнд-карта – удобный графический способ организации информации, который может применяться студентами как самостоятельно при подготовке к практическим занятиям, так и преподавателем на основном этапе для структурирования знаний и умений студентов, а также для знакомства обучающихся с методом майнд-мэппинга [5, 6]. Структурированность, краткость, логичность – вот основные характеристики майнд-карты.

Существует мнение, что майнд-карта – это всего лишь причудливый и более трудоемкий способ конспектирования, однако, в отличие от обычного метода конспектирования, при создании такой карты обучающийся строит ассоциации и создает связи между различными фрагментами информации. При взгляде на майнд-карту в кратчайшие сроки в голове воспроизводится целостная картина предмета изучения, а не только отдельные слова и предложения [5].

Цель исследования: изучить возможность и эффективность использования метода составления майнд-карт при изучении студентами дисциплины «Анатомия человека».

Материал и методы исследования. Так, метод составления майнд-карт был применен в пяти группах студентов первого курса лечебного факультета при изучении следующих тем: «Непарные кости мозгового черепа», «Парные кости мозгового черепа», «Кости лицевого черепа». Общее количество студентов, принявших участие в исследовании, составило 71 человек. На протяжении первого из трех практических занятий при формировании у студентов умений по определению структурных образований костей черепа обучающиеся под руководством преподавателя составляли майнд-карту в виде четырехуровневой структуры, где на первом уровне обозначалось русское и латинское название изучаемой кости, на втором уровне – русские и латинские названия ее частей, на третьем уровне – поверхности каждой части, на четвертом уровне – русские и латинские названия отдельных структурных образований. При этом студенты располагали блоки с названиями терминов в удобном для них порядке, добавляя в произвольной форме необходимые заметки или графические символы (рис. 1). Далее обучающимся было рекомендовано использовать метод майнд-мэппинга самостоятельно, при подготовке к практическим занятиям. При этом студентам были даны следующие рекомендации по оформлению майнд-карт, которые являются общепринятыми:

– основополагающее понятие темы располагать в центре страницы (в данном случае – русское и латинское название изучаемой кости);

– дополнительные информационные блоки «наращивать» по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла, согласно рекомендациям Бехтерева (2009), поскольку усвоение визуальной информации происходит по кругу;

– не добавлять большое количество дополнительных слов или «лишней» информации в блоки (обычно рекомендуемое количество слов составляет 2–3; учитывая, что студентам необходимо изучить полный и правильный термин на русском языке и на латыни, рекомендовалось прописывать его полностью на двух языках);

– использовать разные цвета при оформлении блоков, а также по необходимости добавлять нужные пометки в произвольном формате;

– создавать майнд-карты от руки, без использования гаджетов, после тщательного ознакомления с материалом к занятию;

– использовать фигурные цветные стрелки для создания ассоциативных связей между понятиями и структурами;

– при желании добавлять ассоциативные изображения, фигуры, знаки [5, 6, 7, 8].

На первом занятии раздела обучающимся в качестве примера предлагалась готовая майнд-карта, составленная преподавателем.

Результаты исследования и их обсуждение. После завершения изучения вышеуказанных тем с использованием майнд-карт в тех же группах было проведено анонимное очное анкетирование. В анкете респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Сократилось ли время, затрачиваемое на подготовку к практическим занятиям?

2. Удобен ли для Вас такой метод конспектирования и структурирования знаний?

3. Планируете ли Вы в дальнейшем пользоваться методом майнд-мэппинга для подготовки к занятиям?

4. Целесообразно ли составлять майнд-карты для подготовки к практическим занятиям по анатомии?

5. Приветствуете ли Вы внедрение инновационных методов обучения или предпочитаете традиционный подход?

6. Как Вы предпочитаете составлять майнд-карты?

7. Какие еще методы нестандартной организации и усвоения информации Вы используете (флеш-карты, интервальное повторение и т.д.)?

Каждый вопрос (кроме шестого и седьмого) предполагал выбор одного ответа из трех возможных: «да», «затрудняюсь ответить», «нет». Шестой и седьмой вопросы предполагали ответ открытого типа. Положительно на первый вопрос анкеты ответили около трети опрошенных (34%), около 10% не смогли дать ответ, 56% затрачивали на подготовку к занятиям немного больше времени, чем без использования майнд-карт. Более 80% сочли такую форму конспектирования материала удобной (отрицательно ответили на этот вопрос анкеты всего около 6%, не смогли ответить на данный вопрос 14% респондентов). Более половины планируют использовать майнд-карты и далее (56%), 33% респондентов не видят необходимости в дальнейшем составлении карт.

Положительно о целесообразности использования майнд-мэппинга отозвались около 67%, отрицательно – чуть менее пятой части анкетируемых. Более 90% респондентов приветствуют внедрение новых прогрессивных методов обучения. 8% не смогли ответить на данный вопрос, всего 2% опрошенных предпочитают классический академический метод обучения.

Большинство предпочитает составлять майнд-карты от руки (около 87%), около 10% составляют майнд-карты в неспециальных приложениях на личных планшетных компьютерах или телефонах: Microsoft Word, Power Point и других, всего 3% пользуются специализированными программными продуктами, размещенными в открытом доступе в сети Интернет (XMind, MindManager, Orbit Mind). При изучении ответов на седьмой вопрос обращает на себя внимание, что практически 96% опрошенных предпочитают к подготовке к занятиям использовать традиционные методы: написание конспекта, механическое заучивание терминов, чтение учебника. Только 4% используют метод флеш-карт, причем все опрошенные не составляют такие карты самостоятельно, а пользуются готовым информационным продуктом, предложенным в сети Интернет, что, конечно же, не может считаться эффективным.

Кроме того, после завершения изучения раздела дисциплины, посвященного изучению костей черепа, была проанализирована текущая и качественная успеваемость студентов, участвующих в исследовании, и студентов, которые не пользовались методом майнд-мэппинга (5 случайных групп студентов первого курса лечебного факультета). Текущая успеваемость в группах студентов, использовавших метод майнд-мэппинга, в среднем составила 4,12+0,046 балла, в группах студентов, готовившихся к практическим занятиям традиционным способом (составление конспектов, механическое заучивание информации, интервальное повторение и т.д.), – 4,02+0,038 балла. Статистически значимые отличия между количеством баллов в обеих группах студентов были установлены на уровне значимости при коэффициенте Стьюдента р=0,046. Качественная успеваемость (относительное количество студентов, получивших при изучении указанных тем отметки «хорошо» и «отлично») в первой группе студентов оказалась 86%, во второй группе студентов – 78%.

Такие результаты, несомненно, говорят о целесообразности и необходимости внедрения метода майнд-мэппинга в процесс обучения. Несмотря на увеличившиеся временные затраты на подготовку студентов к занятию и организацию информации, в дальнейшем использование майнд-карт значительно сокращает время на подготовку к промежуточной аттестации или при изучении последующих дисциплин, требующих от студента анатомических знаний.

Фрагменты готовой майнд-карты по теме: «Непарные кости мозгового черепа», выполненной студентом при подготовке к практическому занятию

Изучение литературы по вопросу создания майнд-карт позволяет говорить о том, что для более эффективного усвоения информации рекомендуется также использование на карте рисунков или схем, изогнутых линий, разных цветовых акцентов. Также следует упомянуть и о недостатках такого метода структурирования информации: так, создание интеллект-карт вручную требует пространства (формат обычной тетради не всегда позволяет качественно организовать информацию), а также некоторых временных затрат, особенно в случае, если у студента нет некоторого опыта в данной области. Также стоит отметить, что процесс создания майнд-карт – это творческий процесс, который зависит от потребностей, ассоциаций и фантазии каждого конкретного индивида, а значит, и внешний вид карты может быть совершенно разным у разных студентов даже при изучении одной и той же темы [5–8].

Стоит отметить, что в настоящей работе составление майнд-карт использовалось при изучении анатомии костей черепа, что предполагает не только механическое, но и топическое их запоминание. Это облегчает задачу составления таких карт как для студента, так и для преподавателя в демонстрационных целях. Однако такой способ конспектирования и запоминания не видится перспективным для изучения некоторых других разделов, например миологии.

Использование метода майнд-мэппинга оказалось эффективным при изучении одного из разделов дисциплины «Анатомия человека» как с точки зрения подготовки к практическим занятиям, так и с точки зрения долговременного удержания материала в памяти. Так, средний балл за текущую успеваемость студентов, использовавших метод составления интеллект-карт при подготовке к практическим занятиям, составил 4,12+0,046 балла, в группах студентов, готовившихся к практическим занятиям традиционным способом, – 4,02+0,038 балла. Качественная успеваемость в первой группе студентов составила 86%, во второй группе студентов – 78%.

Заключение. Составление ментальных карт может превратить монотонную работу по заучиванию названий тех или иных анатомических структур в высокоорганизованный творческий процесс, мотивирующий на дальнейшее получение знаний и умений, сократить время на повторение материала перед экзаменом. Использование майнд-мэппинга при изучении анатомии не только желательно, но и необходимо с точки зрения организации огромного количества материала в удобном и понятном для студента формате, создания прочных ассоциативных связей для формирования долговременной памяти. В данном случае реализуется принцип не просто дать студенту необходимую информацию для механического запоминания, но научить его организовывать эту самую информацию в понятную и удобную форму, не забывая и о классических приемах преподавания.

Особое внимание на метод майнд-мэппинга стоит обратить при обучении иностранных студентов как на метод повышения мотивации, расширения словарного запаса, выделения ключевых моментов изучаемого раздела в частности и формирования необходимых компетенций в целом. Сказанное открывает дальнейшие перспективы в изучении эффективности использования майнд-мэппинга при освоении различных разделов дисциплины «Анатомия человека» в высших медицинских учебных заведениях.

Также стоит сказать о необходимости поиска других эффективных методов организации, усвоения и повторения большого количества информации, поскольку не все темы изучаемой дисциплины могут быть организованы в виде майнд-карты.


Библиографическая ссылка

Калашникова С.А., Довгялло Ю.В., Айдаева С.Ш. МАЙНД-МЭППИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33526 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674