Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, КИТАЯ И ИНДИИ

Массеров Д.А. 1 Каверин А.В. 1 Вавилин Д.А. 1 Храмова А.А. 1
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Авторы статьи провели сравнительный анализ систем высшего экологического образования в России, Китае и Индии для выявления особенностей, сходств и различий в подходах к обучению экологическим специальностям. Подчеркивается важность высшего экологического образования в подготовке специалистов, способных решать современные экологические проблемы. Особое внимание уделяется анализу российских университетов, их месту в мировых и международных рейтингах и образовательном пространстве, так как российские учебные заведения показывают стабильное развитие, но сталкиваются с проблемами, такими как недостаток квалифицированных специалистов и сокращение финансирования научных исследований. В Китае и Индии активно инвестируют в образование, что способствует повышению качества обучения и научных исследований. Сравнение экологического образования в трех странах подчеркивает необходимость адаптации образовательных методов и стандартов, используемых в высших школах, что дает возможность для сотрудничества и обмена опытом между этими странами в рамках модернизации экологического образования. Сопоставление высшего экологического образования в Китае и Индии раскрывает уникальные черты и системные нюансы образовательного ландшафта этих стран. Этот сравнительный анализ выявляет сильные стороны наряду с насущными проблемами, требующими дальнейшего изучения и совершенствования.
экологическое образование
окружающая среда
высшее образование
устойчивое развитие
Россия
Китай
Индия
университет
образовательный процесс
1. Каверин А.В., Массеров Д.А. Роль экологического образования в устойчивом развитии общества // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 3 (76). С. 46-52.
2. Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. Сравнительный анализ высшего географического и эколого-географического образования в России и странах зарубежной Европы // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik5.geogr.msu.ru/jour/article/view/48/49 (дата обращения: 07.04.2024).
3. Best Universities for Ecology in the World 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://edurank.org/environmental-science/ecology/ (дата обращения: 09.04.2024).
4. Best Universities for Ecology in Asia. [Электронный ресурс]. URL: https://edurank.org/environmental-science/ecology/as/ (дата обращения: 09.04.2024).
5. Мэй Ю. Экологический компонент в системе непрерывного образования в КНР // Непрерывное образование: ХХI век. 2022. Вып. [Электронный ресурс]. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=7632 (дата обращения: 08.04.2024). DOI: 10.15393/j5.art.2022.7632.
6. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме, Швеция // Генеральная Ассамблея ООН. 1972. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 08.04.2024).
7. Суринкова К.Ю. Экологическое образование Китая, как одна из главных целей в области устойчивого развития // Россия в глобальном мире. 2019. № 14 (37)-15(38). С. 61-68.
8. Раднаева В.Ю., Санжиева Е.Г. Экологическая культура в образовании современного Китая // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2020. № 4 (16). С. 63-68.
9. Wu Zuqiang. Green schools in China // The Journal of Environmental Education. 2002. Vol. 34. № 1. P. 21-25.
10. Борисенков В.П., Цяофан Л. Развитие негосударственного высшего образования в Китае: научно-педагогический и нормативно-правовой аспекты // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 4 (36). [Электронный ресурс]. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=7169 (дата обращения: 08.04.2024). DOI: 10.15393/j5.art.2021.7169.
11. Гурулева Т.Л. Национальное образование в Китае: современное состояние и меры государственного регулирования // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1. С. 107-119.
12. Gebrekidan T.K., Gebremedhin G.G. Integration and effectiveness of formal environmental educationin Africa and India: Review. European Journal of Sustainable Development Research. 2024. № 8 (2). DOI: 10.29333/ejosdr/14368.
13. Neha Raghav. How green is India’s education system? // The Hindu. December 24, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thehindu.com/education/how-green-is-indias-education-system/article67649573.ece (дата обращения: 08.04.2024).
14. Институты России и Китая будут сотрудничать в области экологического образования // Минобрнауки РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/75087/ (дата обращения: 07.04.2024).

В наше время экологические проблемы становятся все более насущными и требуют комплексного и научно обоснованного подхода к их решению. В связи с этим важность высшего экологического образования возрастает, поскольку именно оно является ключевым элементом подготовки специалистов, способных разрешать современные экологические проблемы [1].

В этом контексте высшее экологическое образование играет важную роль, обеспечивая необходимую базу знаний и компетенций для решения экологических проблем. Россия, Индия и Китай – это страны с богатым наследием образовательных учреждений и программ обучения. Однако каждая из этих стран имеет свои особенности в организации и содержании высшего экологического образования.

В России высшее экологическое образование находится в стабильном положении и активно развивается. В стране имеется 25 университетов и институтов, предлагающих различные программы высшего образования – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в области экологии и природопользования. Среди российских вузов, где можно получить образование в этой области на всех трех уровнях, можно выделить: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Институт экологии), Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Институт медицины и наук о жизни), Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева (Геолого-географический факультет), Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (Факультет географии и геоэкологии), Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Институт геоинформационных технологий и географии).

Большинство российских вузов имеют международные партнерства с учебными заведениями из других стран мира и предоставляют возможности для обучения за границей или совместных исследовательских проектов [2].

При рассмотрении мирового рейтинга BestUniversitiesforEcologyintheWorld 2024 года для университетов мира в топ-100 лидирующих позиций по преподаванию экологии входят 5 вузов Китая [3]. В региональном рейтинге BestUniversitiesforEcologyinAsia 2024 года по преподаванию экологии в странах Азии в топ-100 входят уже 52 вуза Китая и 7 – Индии [4].

Поскольку Россия в 2023 г. выразила готовность стать частью образовательного пространства стран Азии и Африки, опыт Индии и Китая представляется нам особенно полезным для совершенствования и модернизации подготовки экологов в университетах России.

Цель данной статьи заключается в проведении сравнительного анализа систем высшего экологического образования России, Индии и Китая. Цель состоит в выявлении основных особенностей, сходств и различий в подходах к обучению экологическим специальностям в университетах указанных стран, а также в оценке эффективности и достижений в этой области в каждой из них. Путем такого сравнительного анализа можно выявить уникальные черты каждой системы, выделить лучшие практики, а также определить потенциальные области для улучшения и развития высшего экологического образования в перспективе.

В контексте глобальных экологических вызовов, с которыми сталкивается современное общество, роль высшего экологического образования становится особенно значимой. Это образование лежит в основе подготовки специалистов, способных не только понимать сложность экологических проблем, но и разрабатывать эффективные стратегии их решения. В данной статье предпринимается попытка сравнительного анализа систем высшего экологического образования трех стран – России, Индии и Китая – с целью выявления как общих тенденций, так и уникальных подходов, применяемых в каждой из стран.

Россия демонстрирует стабильное развитие в данной сфере, предлагая широкий спектр образовательных программ. Однако, несмотря на высокие позиции российских вузов в мировых рейтингах, существуют проблемы, связанные с недостаточным количеством квалифицированных специалистов и сокращением финансирования научных исследований. Эти проблемы могут существенно затруднить дальнейшее развитие экологического образования и науки в нашей стране.

Экологическое образование в Китае занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах. При этом эта страна выделяется своими масштабными инвестициями в образование и науку, что способствует повышению качества подготовки специалистов и развитию инновационных исследований, в том числе и в области экологии. Высшее образование Индии также демонстрирует значительный прогресс за последние десятилетия, особенно в контексте международного сотрудничества и обмена опытом.

Важным аспектом является готовность высшего образования России к интеграции в образовательное пространство стран Азии и Африки, что открывает новые ему перспективы для обмена знаниями и опытом с научными центрами Индии и Китая. Данное сотрудничество может стать ключевым фактором в модернизации российской системы высшего экологического образования и повышении ее конкурентоспособности на международном уровне.

Таким образом, для развития и улучшения качества высшего экологического образования необходимо провести глубокий анализ существующих проблем и возможностей, позволяющий обеспечить подготовку специалистов, способных эффективно решать экологические задачи.

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования стали как общенаучные, так и частнонаучные методы: формально-логический, сравнительный, системообразующий (системный), социологический. В процессе подготовки работы были изучены информационно-аналитические материалы Минобрнауки РФ, сайты вузов Китая и Индии, а также выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность и качество образования.

Результаты исследований и их обсуждение

Экологическое образование в Китае. Законодательные инициативы, направленные на развитие экологического образования в Китае, начались с принятия Закона об охране окружающей среды в 1979 году [5], в тексте которого указывается на необходимость включения основ экологии в учебные программы школ. Стокгольмская конференция 1972 года предписала Китаю уделить больше внимания экологическим проблемам и сделать их частью национальной политики [6]. Основные цели экологического образования, определенные правительством, включали формирование у учащихся уважения к природе, развитие их способности к познанию и эстетическому восприятию окружающей среды, а также воспитание ответственности за ее сохранение и формирование глобального научного мировоззрения.

Образование в Китае традиционно играет ключевую роль в распространении культурных ценностей и укреплении «мягкой силы» страны на международной арене. Это отражается в высоком качестве образовательных учреждений, высоких рейтингах университетов и экономических показателях, а также в системе экзаменов для замещения должностей на государственной службе.

В последние годы Китай активизировал усилия по интеграции экологической этики и концепций устойчивого развития в образовательные программы. Это включает в себя возрождение традиционных китайских ценностей и принципов воспитания молодого поколения, а также изучение международного опыта. Вот некоторые ключевые моменты этого процесса

1970-е и 1980-е годы: Пекинский университет и Пекинский технический университет начали внедрять экологические дисциплины в учебные планы своих программ.

С 1980-х годов экологические дисциплины стали распространяться на другие специальности, что свидетельствует о растущем внимании к экологическому образованию в стране.

Участие Китая в конференции ООН в 1992 году: ключевой момент для интеграции экологического образования в образовательную систему страны. С 1990-х годов Китай активно внедрял экологические реформы в образование на всех уровнях. В 1993 году Пекинский педагогический университет выпустил первых магистров экологии, что стало важным шагом в развитии экологического образования. С 1995 года количество специализаций в области экологии в высшем образовании значительно увеличилось, и экологические программы были включены в учебные планы 79 университетов [5].

Создание Министерства по защите окружающей среды КНР в 1996 году поспособствовало удовлетворению потребностей национальной экономики в квалифицированных экологах и инженерах-экологах.

Инициативы после 1997 года: благодаря инициативе Всемирного фонда дикой природы началось создание центров экологического обучения для учителей и формирование стандартов «зеленых школ» [7].

Китай стремится к созданию «зеленой» инфраструктуры в рамках инициативы «Пояс и путь», что включает в себя развитие «зеленых» технологий, транспорта, энергетики и промышленности. Эти усилия также направлены на поддержку экологического образования и исследований. Закон об охране окружающей среды в 2015 году стал отправной точкой для комплексной реформы экологического образования и повышения экологической осведомленности населения [8].

Экологическое образование после 2018 года связано с внесением экологических поправок в Конституцию КНР, программа экологического образования получила широкомасштабный характер, направленный на создание экологической цивилизации и развитие устойчивого использования природных ресурсов [9].

В настоящее время более 300 образовательных учреждений предлагают специализированные программы, подготавливающие специалистов в области экологии [10]. Это отражает глобальные усилия по устойчивому развитию и подчеркивает роль Китая в продвижении экологического образования на международном уровне.

Научные исследования в области экологии и природопользования являются точками роста и векторами развития высшего экологического образования. Университеты Китая и научные центры являются важным звеном системы образования и науки. Среди них выделяются: Центр экологической безопасности Китайской академии наук – один из ведущих научных центров в области экологии, где проводится множество исследований по вопросам устойчивого развития, климатологии и охране окружающей среды; Национальный институт природоохранной политики – крупный научно-исследовательский центр в области экологии и охраны окружающих ресурсов, а также управления ними; кафедра экологических исследований Тяньцзиньского университета; Центр исследования окружающей среды Университета Цинхуа – центр проведения многочисленных экологических исследований, в том числе по изучению атмосферного воздуха, водных экосистем и городских экотехнологий [11].

Экологическое образование в Индии. В рамках усилий по охране окружающей среды было принято несколько изменений в Конституцию Индии, а также периодически принимались законы и менялась политика в области охраны окружающей среды. В Индии развитие экологии имеет долгую историю, и после принятия Стокгольмской конвенции в 1972 году была разработана экологическая стратегия Индии [12]. Министерство окружающей среды создало центр по энергоэффективности, а также разработало экологическую стратегию. В связи с этим преподавание и изучение экологических дисциплин в настоящее время требуется на всех уровнях образования в Индии, что делает ее одной из немногих стран в мире, обладающих высоким потенциалом для развития. Национальная политика в области образования, проводившаяся с 1986 года, послужила основой для достижения цели экологического образования путем включения его в образовательный процесс на всех уровнях школьного обучения [12]. В результате общая экологическая осведомленность, знания и деятельность индийцев повышаются благодаря учебной программе экологического образования, при этом мало внимания уделяется способностям решать экологические проблемы. Кроме того, в стране был внесен ряд изменений в Конституцию для защиты окружающей среды, и время от времени принимались законы и менялась политика в области охраны окружающей среды [13].

Индия приняла амбициозные обязательства на конференции COP26 в Глазго в ноябре 2021 года, обещая сократить выбросы углекислого газа на 1 млрд т к 2030 году. Несмотря на сложности текущей ситуации, одно остается неизменным: для поиска инновационных решений предстоящих проблем необходимо современное образование, способствующее изменению мышления. С введением Национальной образовательной политики 2020 и разработкой новых учебных программ и учебников критически важно оценить, приведут ли эти методы к трансформационным изменениям?

Учебные программы включают экологические темы на всех этапах образования, от начального до профессионального. Разрабатываются и внедряются элементы E-STEM (окружающая среда, наука, технологии, инженерия и математика) в образовательный процесс. Образование в области E-STEM сочетает экологическое образование с STEM-дисциплинами, способствуя формированию экологической грамотности и активной гражданской позиции для устойчивого развития, а также повышая научную грамотность. Оно обеспечивает практические знания, такие как инженерное проектирование и системное мышление, необходимые для решения экологических задач.

На уровне высшего образования технические вузы и ведущие учебные заведения Индии запускают новые программы, связанные с окружающей средой и устойчивым развитием. Так, Индийский институт технологий и Институт технологий и наук Бирла предлагают магистерские программы по экологической инженерии, а Индийский институт лесного хозяйства предлагает множество курсов по охране окружающей среды и устойчивому развитию [13]. Эти векторы развития способствуют развитию «зеленой экономики», где экономический рост, социальная стабильность и экологическое благополучие сосуществуют гармонично.

Сравнительный анализ экологического образования. Экологические дисциплины – важная часть высшего образования по всему миру, включая Китай, Индию и Россию. Образовательные системы этих стран поддерживают экологические исследования, но они имеют разные приоритеты в исследованиях – от региональных особенностей до развития национальной экополитики. Например, в Китае сейчас активно проводят исследования по экологическим последствиям развития экономики, в Индии изучают субтропические леса и реакции на изменения климата, а в России исследуется Арктика совместно с антропогенным воздействием на окружающую среду.

Китай уделяет особое внимание исследовательской деятельности и контекстуальному подходу, учитывающему социально-экономические и культурные особенности. Индия уделяет больше внимания академическим навыкам и практическим курсам. Чтобы обеспечить доступ во время пандемии, Китай активно использовал технологии дистанционного обучения. Хотя в Индии они менее развиты, некоторые университеты тоже применяют их.

В системе высшего образования Китая и Индии используется кредитная система учета успеваемости студентов. За один семестр студенты изучают 4–5 дисциплин. Учебная нагрузка составляет 18–20 кредитов, при этом аудиторная нагрузка составляет около 60% от общей учебной нагрузки, что соответствует примерно 11–12 кредитам. Эти значения являются средними, и их показатели могут меняться в зависимости от вуза. Экологические дисциплины преподаются не только на естественных факультетах, но и на инженерных, гуманитарных.

Полевые практики для студентов-экологов являются важным аспектом высшего образования, они позволят им получить жизненный опыт и навыки, необходимые для успешной карьеры и ориентиров в исследуемой области. В российских вузах обычно предусматриваются две-три недели полевой практики для студентов экологических факультетов. Во время полевых практик студенты участвуют в сборе данных, разработке методов мониторинга, исследовании земель различных фондов, флоры и фауны, проведении лабораторных анализов и других научных методик. В китайских и индийских университетах также предусмотрены полевые практики для студентов экологических программ. Студенты посещают различные типы экосистем и природных зон, изучают устойчивое землепользование, охрану природы, управление природными ресурсами.

Китайские университеты располагают крупным финансированием и современной инфраструктурой, что создает благоприятные условия для научно-исследовательской работы и учебы. Ресурсы в Индии ограничены, поэтому университеты часто не могут обеспечить студентов современным оборудованием и персоналом. Большинство известных китайских и индийских университетов могут похвастаться многочисленными партнерствами за пределами своих стран, что способствует обмену знаниями и продвижению научных исследований.

Экологическое образование в российских вузах имеет свою степень заимствования международного опыта в условиях постсоветской системы, что является хорошей основой для дальнейшего развития [14]. Однако наблюдаются определенный консерватизм в формах преподавания (преобладание лекций) и слабая восприимчивость к потребностям общества и студентов.

Заключение. В отличие от университетов Китая и Индии, российские вузы уделяют меньше внимания формированию навыков самостоятельной научной работы у студентов. Это не соответствует давней традиции, связывающей высшее экологическое образование в России с преподаванием фундаментальных наук. Проблема заключается не столько в количестве учебных часов, сколько в широком охвате в образовательных программах направлений на формирование научно-исследовательских, проектно-производственных, организационно-управленческих, контрольно-надзорных, экспертно-аналитических и педагогических компетенций, как в рамках общего учебного плана, так и в рамках специализированных курсов. Следовательно, необходимо увеличить время, выделяемое на индивидуальную работу преподавателей со студентами, подготовку учебных материалов и студенческих проектов, особенно учитывая, что эта нагрузка меньше в учебных планах, чем на проведение лекций, и не включает такие виды деятельности, как консультации при подготовке студенческих публикаций.

Качество высшего экологического образования напрямую зависит от уровня среднего образования в этой области. Так, опыт преподавания экологии в российских школах в 1990–2010 гг. способствовал повышению экологической грамотности населения. Успешные университетские программы по экологии опираются на прочную базу, заложенную в школьном курсе. В отличие от эпизодического преподавания экологии в современных российских школах, в Китае и Индии многие темы университетских экологических дисциплин изучаются уже на школьном уровне.

Исходя из опыта Китая и Индии, можно сделать вывод, что не существует единой универсальной модели университетского экологического образования. Успех достигается при адаптации различных подходов к конкретным условиям страны. Вместо прямого копирования зарубежных стандартов России необходимо сфокусироваться на оценке качества преподавания и научных исследований, принимая во внимание уникальные особенности и традиции страны. Это позволит разработать собственную модель экологического образования, отвечающую текущим социально-экономическим условиям и потребностям рынка труда.

Будущее экологического образования в России зависит от способности вузов гибко реагировать на изменения, внедрять новые научные направления и образовательные методы. Ключевым фактором успеха является поиск собственного пути развития, а не слепое следование зарубежным моделям.


Библиографическая ссылка

Массеров Д.А., Каверин А.В., Вавилин Д.А., Храмова А.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, КИТАЯ И ИНДИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33449 (дата обращения: 30.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674