Одной из важных задач Омского государственного медицинского университета (ОмГМУ) является работа со студентами первого курса, направленная на их адаптацию к новой системе обучения и новому для них социальному статусу. Скорость и успех адаптации зависят не только от самого студента, но и от созданных условий обучения в вузе. В первые три месяца первого учебного года формируются взаимоотношения с однокурсниками, с преподавателями и сотрудниками вуза, устанавливаются взаимоотношения студент – студент, студент – группа, студент – преподаватель, студент – куратор, группа – куратор. Преподаватели, кураторы в вузе могут способствовать формированию коллектива и благоприятного психологического климата в студенческих группах. Успешная и быстрая адаптация студентов первого курса является залогом эффективного обучения в учреждении высшего образования, формирования его профессиональных и личностных качеств [1; 2]. Процесс адаптации тесно связан с развитием индивидуальности, которая формируется в процессе обучения и профессионального становления личности в высшем учебном заведении, при этом в среднем 12-15% студентов отчисляются после первой сессии [3]. Успешность адаптации первокурсников определяет эффективность их включения в учебную деятельность и готовность к преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения [4-6]. В то же время R. Birzina и соавторы выявили, что студенты в первый год обучения в большей степени ориентированы на личностные и социальные факторы адаптации, чем на академический, поэтому на данном этапе первокурсникам важны психологическая поддержка, помощь в разрешении проблемных ситуаций и выстраивании индивидуальной траектории обучения, педагогическое сопровождение [7]. Уровень адаптации студентов первого курса к условиям обучения в ОмГМУ является одним из важнейших показателей качества образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, так как эффективность освоения новых дисциплин во многом определяется способностью обучающихся к восприятию материала в новых условиях обучения.
Цель исследования – изучить особенности успешной адаптации студентов первого курса лечебного факультета к новым условиям учебной деятельности в медицинском университете.
Материал и методы исследования
Работа выполнена на основе анализа анкет обучающихся первого курса лечебного факультета ОмГМУ. В исследовании приняли участие 260 студентов (90% общего количества первокурсников). Анкетирование проводилось анонимно посредством интернет-ресурса GoogleForms и не контролировалось кураторами университета. В опросе приняли участие лица как женского, так и мужского пола в возрастной категории от 17 до 25 лет и старше. Предложенная анкета включала 13 вопросов анонимного характера. В организации исследования участвовали кураторы по воспитательной работе и наставники лечебного факультета.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ ответов на вопросы по мотивации выбора медицинского учебного заведения показал, что основными источниками информации о вузе для студентов являются официальный сайт университета (40,78% респондентов), на втором месте по популярности находятся советы родственников и знакомых (33,85%), затем – социальные сети (11,54%). Недавняя эпидемическая ситуация в стране и связанный с ней переход учебных заведений на дистанционное и онлайн-обучение привел к резкому росту востребованности дистантных технологий обучения и распространения информации. Традиционно в ОмГМУ организуются профориентационные мероприятия со школьниками, включающие проведение Дня открытых дверей в университете, посещение учебных заведений представителями вуза, проведение открытых лекций и мастер-классов научно-преподавательским составом учебного заведения, но основное информирование и привлечение абитуриентов остается через официальный сайт университета, социальные сети, распространение информации о вузе студентами, обучающимися либо обучавшимися в университете.
Непосредственным мотивом выбора учебного заведения высшего медицинского образования стало желание овладеть профессией, по которой осуществляется подготовка в ОмГМУ (75,02%). Это свидетельствует о том, что студенты мотивированы на осуществление профессиональной деятельности после завершения университета и получения соответствующей профессиональной квалификации. Важными мотивами при выборе ОмГМУ явились и возможность дальнейшего трудоустройства, известность и престиж вуза, бюджетная основа специальности, государственный статус вуза, решение родителей, а также интересная студенческая жизнь в вузе. Процент респондентов, выбравших данное учебное заведение по причине отсутствия другого выбора, составляет 4,61%, что значительно выше варианта бюджетной основы специальности и государственного статуса вуза.
При выборе будущей профессии большинство респондентов (73,50%) имели представление о специфике медицинских специальностей, однако 23,80% не задавали себе таких вопросов. Таким образом, большинство обучающихся будущую принадлежность к врачебной профессии выбрали не случайно, а обдуманно, взвешенно, с ориентацией на дальнейшее трудоустройство.
Для планомерной работы при формировании профессиональных компетенций важным психологическим вопросом остается мотивация. Исследование показало, что в течение первого года обучения, несмотря на сложности усвоения учебного материала, у 33,85% студентов первого курса отношение к выбранной специальности изменилось в лучшую сторону, а у 62,30% респондентов не изменилось. Только 3,85% респондентов оказались разочарованными выбором специальности. Абсолютное большинство первокурсников (73,85%) выбрали бы специальность, на которую они зачислены в ОмГМУ, даже если бы у них была возможность нового выбора. Это очень высокий показатель уровня доверия вузу, оценки качества преподавания в университете, а также показатель осознанности выбора будущей специальности, профессиональной мотивированности респондентов.
К сожалению, небольшая часть первокурсников (8% респондентов) разочарованы своим выбором, но продолжают обучение во избежание психологических потрясений и в ожидании перемен при реализации учебного плана на клинических базах.
Студенты первого курса испытывают определенные трудности при освоении учебного материала в связи с недостатком школьных знаний, возросшей учебной нагрузкой, а также в связи с большими объемами подготовки к учебным занятиям.
Рис. 1. Легко ли справляетесь с учебной нагрузкой?
По мнению опрошенных, большинство респондентов считает, что трудности в обучении обусловлены большим объемом материала, необходимого изучить при подготовке к практическим занятиям (36,92%), при этом не справляются с учебной нагрузкой не более 1% (рис. 1). Эти результаты вполне объяснимы и закономерны, если учесть уровень учебного заведения, специфику построения учебного процесса в медицинском вузе. Обучение по семестрам, продолжительность учебного занятия, построение курсов дисциплин (лекции, семинары, индивидуальная работа), способы и методология оценивания являются новыми для вчерашних школьников. Другим фактором, влияющим на усвоение студентами-первокурсниками учебной нагрузки, является онлайн-обучение. Студенты-первокурсники сталкиваются с этим впервые, и поэтому и возникают определенные трудности. Как правило, после первого семестра студенты подобных трудностей не испытывают.
Несмотря на то, что первокурсники отмечают определенные трудности из-за большого объема учебной нагрузки, большинство респондентов успешно, без каких-либо трудностей адаптируется к студенческой жизни (42,54%). В этом играет ведущую роль регулярное посещение лекций и практических занятий, а также условия проживания. Налаживание быта в общежитии, вне привычной жизни с родителями, влияет на процесс адаптации.
Необходимо отметить, что часть студентов (17,69%) и после первого года обучения отмечает, что они испытывают некоторые проблемы в освоении дисциплин, и в обучении в целом. Это вполне естественно, так как адаптация – это процесс длительный и сугубо индивидуальный, зависящий как от внешних, так и от внутренних факторов, и проходящий у каждого студента индивидуально.
Рис. 2. Что вызывает наибольшие проблемы в студенческой жизни?
Среди опрошенных студентов 80% основной проблемой в студенческой жизни считают недостаток свободного времени, более половины не готовы к большому количеству времени, отведенному для занятий, а также отмечают неудобное расписание занятий, что обусловлено необходимостью перемещения в различные корпуса ОмГМУ, расположенные в разных районах города. Около 32% студентов-первокурсников ещё не научились организовывать себя в учебном процессе (рис. 2).
Возможно, недостаток свободного времени большинством респондентов первого курса можно объяснить тем, что студенты только привыкают к новой обстановке, новому стилю жизни, людям, окружающим их. Как правило, после первого семестра студенты подобных трудностей не испытывают или привыкают к данным условиям.
При анализе поиска решений возникающих проблем подавляющее большинство студентов понимает, что успехи в обучении зависят от них самих – от их отношения к учебе и от количества прилагаемых усилий (66,31%). Желание учиться, создание в группах благоприятной атмосферы, духа сотрудничества, доброжелательное взаимодействие с преподавателями, кураторами групп – все эти факторы отмечены респондентами как благоприятные для их адаптации к новым условиям обучения в университете. Не менее важной для адаптации первокурсников является сформированная школьная привычка учиться (32,84%). Процесс формирования общеучебных умений в школе определяет и способность обучения на следующих этапах образования, какой бы специфики они ни были. Правильно сформированные школьные навыки помогают быстрее и легче адаптироваться к учебной деятельности в новых условиях (рис. 3).
Рис. 3. Кто (что) помогает адаптироваться к обучению?
Рис. 4. Охарактеризуйте атмосферу в студенческой группе
Для медицинских вузов характерно обучение в небольших группах, поэтому атмосфера в академической группе имеет очень важную роль в процессе адаптации первокурсников. Формированием групп в ОмГМУ занимаются деканаты без предварительных опросов и пожеланий. Однако от 15% до 31% первокурсников отмечают, что в группах царят сотрудничество, взаимопонимание, доброжелательность и дружественность. Это, несомненно, положительно влияет на успешную адаптацию к условиям обучения.
Около 78,85% студентов отмечают, что у них в группе сложился дружный коллектив и выстроились доброжелательные отношения, 20% отмечают, что в группе нейтральные взаимоотношения. Лишь 1,15% отмечают конфликты в своей группе (рис. 4). Можно предположить, что для дальнейшего сохранения дружественных отношений в группах необходимо их поддерживать (беседы с кураторами, тренинги с психологом и т.д.), а также оказывать помощь в решении возникающих конфликтов в группах.
Рис. 5. Из каких источников Вы получаете информацию о внеучебных мероприятиях?
Важную роль в формировании коллектива выполняет внеучебная работа, которой в ОмГМУ уделяется большое внимание. Организуется она по разным направлениям, а выбор мероприятий и форм участия зависит от информированности обучающихся. Самыми востребованными источниками информации о проводимых мероприятиях являются одногруппники (29,62%), старосты групп (20,01%), кураторы факультета (14,62%), а также наставники и старшекурсники ОмГМУ (10,38%) (рис. 5). К сожалению, профсоюзная организация, студенческий совет и информационные стенды пользуются наименьшей популярностью у студентов. В настоящее время студенты предпочитают получать информацию путем общения со своими друзьями или через социальные сети.
Выводы
На основании результатов анкетирования студентов лечебного факультета ОмГМУ выделяются следующие особенности успешной адаптации:
1. Поддержка со стороны преподавателей и старших студентов. Респонденты отмечают важность наставничества и помощи со стороны кураторов в начале учебы, что способствует быстрой адаптации к новым условиям.
2. Участие во внеучебной деятельности. Студенты, активно участвующие в студенческой жизни университета, имеют больше шансов на успешную адаптацию, так как это способствует расширению контактов, развитию навыков коммуникации и укреплению духовной общности с коллегами.
3. Грамотное планирование учебного процесса. Студенты, которые активно планируют свое время, выделяют приоритетные задачи и имеют четкую стратегию обучения, демонстрируют более высокую успеваемость и легче адаптируются к учебной нагрузке.
4. Поддержка со стороны одногруппников. Одногруппники могут быть надежными союзниками в учебе, помогая разделять информацию, конспектировать лекции, объяснять материалы и вместе готовиться к экзаменам. Кроме того, они могут поддержать эмоционально, помогая расслабиться после напряженного учебного дня, посоветовать в сложной ситуации или просто присутствовать как друзья.
5. Умение преодолевать трудности и трудолюбие. Студенты, которые не боятся столкнуться с проблемами и находят решения для их преодоления, обычно успешно адаптируются к новым условиям и достигают поставленных целей.
Таким образом, успешная адаптация студентов медицинского университета требует комплексного подхода, включающего как внутренние качества и стратегии саморегуляции, так и внешние условия и поддержку окружающих.
Библиографическая ссылка
Степанова Л.В., Цускман И.Г., Сергеева Е.Д., Березнева Е.Ю., Шоронова А.Ю. ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33426 (дата обращения: 14.10.2024).