Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Степанова Л.В. 1 Цускман И.Г. 1 Сергеева Е.Д. 1 Березнева Е.Ю. 1 Шоронова А.Ю. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Одной из важных задач Омского государственного медицинского университета является работа со студентами первого курса, направленная на их адаптацию к новой системе обучения и новому для них социальному статусу. Скорость и успех адаптации зависят не только от самого студента, но и от созданных условий обучения в вузе. В процессе выполнения работы были использованы различные методы, такие как анкетирование, интервью, анализ научной литературы и статистические данные. Анкетирование проводилось посредством интернет-ресурса GoogleForms и не контролировалось кураторами университета. В результате исследования выделены особенности успешной адаптации студентов: поддержка со стороны преподавателей и старших студентов; участие во внеучебной деятельности; грамотное планирование учебного процесса; поддержка со стороны одногруппников; умение преодолевать трудности и трудолюбие. Студенты, которые не боятся столкнуться с проблемами и находят решения для их преодоления, обычно успешно адаптируются к новым условиям и достигают поставленных целей. Таким образом, успешная адаптация студентов медицинского университета требует комплексного подхода, включающего как внутренние качества и стратегии саморегуляции, так и внешние условия, и поддержку окружающих.
адаптация студентов
внеучебная деятельность
адаптация первокурсников
1. Асмыкович И.К., Калиновская Е.В., Терешко Е.В. Роль куратора группы в адаптации студентов первого курса // Высшее техническое образование. 2019. Т. 3, № 2. С. 52-58.
2. Зеленцова Н.Ф., Зеленцова Е.В., Зеленцов В.В. Системный подход в решении проблем адаптации студентов младших курсов к учебному процессу в вузе // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. № 11. С. 671-681.
3. Королева АА. Связь личностных акцентуаций и адаптации студентов первых курсов к условиям обучения в высших учебных заведениях // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 99-2. С. 56-60.
4. Латушкина Ю.А., Машкова И.Ю., Побокин П.А. Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2022. № 4 (60). С. 143-149.
5. Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности (краткий обзор зарубежной литературы) // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 5. С. 108-112.
6. Киреева Т.И. Проблемы адаптации студентов первого курса университета // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 10 (224). С. 527-532.
7. Birzina R., Cedere D., Petersone L. Factors Influencing the First Year Students' Adaptation to Natural Science Studies in Higher Education // Journal of Baltic Science Education. 2019. Vol. 18, No. 3. Р. 349-361.

Одной из важных задач Омского государственного медицинского университета (ОмГМУ) является работа со студентами первого курса, направленная на их адаптацию к новой системе обучения и новому для них социальному статусу. Скорость и успех адаптации зависят не только от самого студента, но и от созданных условий обучения в вузе. В первые три месяца первого учебного года формируются взаимоотношения с однокурсниками, с преподавателями и сотрудниками вуза, устанавливаются взаимоотношения студент – студент, студент – группа, студент – преподаватель, студент – куратор, группа – куратор. Преподаватели, кураторы в вузе могут способствовать формированию коллектива и благоприятного психологического климата в студенческих группах. Успешная и быстрая адаптация студентов первого курса является залогом эффективного обучения в учреждении высшего образования, формирования его профессиональных и личностных качеств [1; 2]. Процесс адаптации тесно связан с развитием индивидуальности, которая формируется в процессе обучения и профессионального становления личности в высшем учебном заведении, при этом в среднем 12-15% студентов отчисляются после первой сессии [3]. Успешность адаптации первокурсников определяет эффективность их включения в учебную деятельность и готовность к преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения [4-6]. В то же время R. Birzina и соавторы выявили, что студенты в первый год обучения в большей степени ориентированы на личностные и социальные факторы адаптации, чем на академический, поэтому на данном этапе первокурсникам важны психологическая поддержка, помощь в разрешении проблемных ситуаций и выстраивании индивидуальной траектории обучения, педагогическое сопровождение [7]. Уровень адаптации студентов первого курса к условиям обучения в ОмГМУ является одним из важнейших показателей качества образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, так как эффективность освоения новых дисциплин во многом определяется способностью обучающихся к восприятию материала в новых условиях обучения.

Цель исследования – изучить особенности успешной адаптации студентов первого курса лечебного факультета к новым условиям учебной деятельности в медицинском университете.

Материал и методы исследования

Работа выполнена на основе анализа анкет обучающихся первого курса лечебного факультета ОмГМУ. В исследовании приняли участие 260 студентов (90% общего количества первокурсников). Анкетирование проводилось анонимно посредством интернет-ресурса GoogleForms и не контролировалось кураторами университета. В опросе приняли участие лица как женского, так и мужского пола в возрастной категории от 17 до 25 лет и старше. Предложенная анкета включала 13 вопросов анонимного характера. В организации исследования участвовали кураторы по воспитательной работе и наставники лечебного факультета.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ ответов на вопросы по мотивации выбора медицинского учебного заведения показал, что основными источниками информации о вузе для студентов являются официальный сайт университета (40,78% респондентов), на втором месте по популярности находятся советы родственников и знакомых (33,85%), затем – социальные сети (11,54%). Недавняя эпидемическая ситуация в стране и связанный с ней переход учебных заведений на дистанционное и онлайн-обучение привел к резкому росту востребованности дистантных технологий обучения и распространения информации. Традиционно в ОмГМУ организуются профориентационные мероприятия со школьниками, включающие проведение Дня открытых дверей в университете, посещение учебных заведений представителями вуза, проведение открытых лекций и мастер-классов научно-преподавательским составом учебного заведения, но основное информирование и привлечение абитуриентов остается через официальный сайт университета, социальные сети, распространение информации о вузе студентами, обучающимися либо обучавшимися в университете.

Непосредственным мотивом выбора учебного заведения высшего медицинского образования стало желание овладеть профессией, по которой осуществляется подготовка в ОмГМУ (75,02%). Это свидетельствует о том, что студенты мотивированы на осуществление профессиональной деятельности после завершения университета и получения соответствующей профессиональной квалификации. Важными мотивами при выборе ОмГМУ явились и возможность дальнейшего трудоустройства, известность и престиж вуза, бюджетная основа специальности, государственный статус вуза, решение родителей, а также интересная студенческая жизнь в вузе. Процент респондентов, выбравших данное учебное заведение по причине отсутствия другого выбора, составляет 4,61%, что значительно выше варианта бюджетной основы специальности и государственного статуса вуза.

При выборе будущей профессии большинство респондентов (73,50%) имели представление о специфике медицинских специальностей, однако 23,80% не задавали себе таких вопросов. Таким образом, большинство обучающихся будущую принадлежность к врачебной профессии выбрали не случайно, а обдуманно, взвешенно, с ориентацией на дальнейшее трудоустройство.

Для планомерной работы при формировании профессиональных компетенций важным психологическим вопросом остается мотивация. Исследование показало, что в течение первого года обучения, несмотря на сложности усвоения учебного материала, у 33,85% студентов первого курса отношение к выбранной специальности изменилось в лучшую сторону, а у 62,30% респондентов не изменилось. Только 3,85% респондентов оказались разочарованными выбором специальности. Абсолютное большинство первокурсников (73,85%) выбрали бы специальность, на которую они зачислены в ОмГМУ, даже если бы у них была возможность нового выбора. Это очень высокий показатель уровня доверия вузу, оценки качества преподавания в университете, а также показатель осознанности выбора будущей специальности, профессиональной мотивированности респондентов.

К сожалению, небольшая часть первокурсников (8% респондентов) разочарованы своим выбором, но продолжают обучение во избежание психологических потрясений и в ожидании перемен при реализации учебного плана на клинических базах.

Студенты первого курса испытывают определенные трудности при освоении учебного материала в связи с недостатком школьных знаний, возросшей учебной нагрузкой, а также в связи с большими объемами подготовки к учебным занятиям.

Рис. 1. Легко ли справляетесь с учебной нагрузкой?

По мнению опрошенных, большинство респондентов считает, что трудности в обучении обусловлены большим объемом материала, необходимого изучить при подготовке к практическим занятиям (36,92%), при этом не справляются с учебной нагрузкой не более 1% (рис. 1). Эти результаты вполне объяснимы и закономерны, если учесть уровень учебного заведения, специфику построения учебного процесса в медицинском вузе. Обучение по семестрам, продолжительность учебного занятия, построение курсов дисциплин (лекции, семинары, индивидуальная работа), способы и методология оценивания являются новыми для вчерашних школьников. Другим фактором, влияющим на усвоение студентами-первокурсниками учебной нагрузки, является онлайн-обучение. Студенты-первокурсники сталкиваются с этим впервые, и поэтому и возникают определенные трудности. Как правило, после первого семестра студенты подобных трудностей не испытывают.

Несмотря на то, что первокурсники отмечают определенные трудности из-за большого объема учебной нагрузки, большинство респондентов успешно, без каких-либо трудностей адаптируется к студенческой жизни (42,54%). В этом играет ведущую роль регулярное посещение лекций и практических занятий, а также условия проживания. Налаживание быта в общежитии, вне привычной жизни с родителями, влияет на процесс адаптации.

Необходимо отметить, что часть студентов (17,69%) и после первого года обучения отмечает, что они испытывают некоторые проблемы в освоении дисциплин, и в обучении в целом. Это вполне естественно, так как адаптация – это процесс длительный и сугубо индивидуальный, зависящий как от внешних, так и от внутренних факторов, и проходящий у каждого студента индивидуально.

Рис. 2. Что вызывает наибольшие проблемы в студенческой жизни?

Среди опрошенных студентов 80% основной проблемой в студенческой жизни считают недостаток свободного времени, более половины не готовы к большому количеству времени, отведенному для занятий, а также отмечают неудобное расписание занятий, что обусловлено необходимостью перемещения в различные корпуса ОмГМУ, расположенные в разных районах города. Около 32% студентов-первокурсников ещё не научились организовывать себя в учебном процессе (рис. 2).

Возможно, недостаток свободного времени большинством респондентов первого курса можно объяснить тем, что студенты только привыкают к новой обстановке, новому стилю жизни, людям, окружающим их. Как правило, после первого семестра студенты подобных трудностей не испытывают или привыкают к данным условиям.

При анализе поиска решений возникающих проблем подавляющее большинство студентов понимает, что успехи в обучении зависят от них самих – от их отношения к учебе и от количества прилагаемых усилий (66,31%). Желание учиться, создание в группах благоприятной атмосферы, духа сотрудничества, доброжелательное взаимодействие с преподавателями, кураторами групп – все эти факторы отмечены респондентами как благоприятные для их адаптации к новым условиям обучения в университете. Не менее важной для адаптации первокурсников является сформированная школьная привычка учиться (32,84%). Процесс формирования общеучебных умений в школе определяет и способность обучения на следующих этапах образования, какой бы специфики они ни были. Правильно сформированные школьные навыки помогают быстрее и легче адаптироваться к учебной деятельности в новых условиях (рис. 3).

Рис. 3. Кто (что) помогает адаптироваться к обучению?

Рис. 4. Охарактеризуйте атмосферу в студенческой группе

Для медицинских вузов характерно обучение в небольших группах, поэтому атмосфера в академической группе имеет очень важную роль в процессе адаптации первокурсников. Формированием групп в ОмГМУ занимаются деканаты без предварительных опросов и пожеланий. Однако от 15% до 31% первокурсников отмечают, что в группах царят сотрудничество, взаимопонимание, доброжелательность и дружественность. Это, несомненно, положительно влияет на успешную адаптацию к условиям обучения.

Около 78,85% студентов отмечают, что у них в группе сложился дружный коллектив и выстроились доброжелательные отношения, 20% отмечают, что в группе нейтральные взаимоотношения. Лишь 1,15% отмечают конфликты в своей группе (рис. 4). Можно предположить, что для дальнейшего сохранения дружественных отношений в группах необходимо их поддерживать (беседы с кураторами, тренинги с психологом и т.д.), а также оказывать помощь в решении возникающих конфликтов в группах.

 

Рис. 5. Из каких источников Вы получаете информацию о внеучебных мероприятиях?

Важную роль в формировании коллектива выполняет внеучебная работа, которой в ОмГМУ уделяется большое внимание. Организуется она по разным направлениям, а выбор мероприятий и форм участия зависит от информированности обучающихся. Самыми востребованными источниками информации о проводимых мероприятиях являются одногруппники (29,62%), старосты групп (20,01%), кураторы факультета (14,62%), а также наставники и старшекурсники ОмГМУ (10,38%) (рис. 5). К сожалению, профсоюзная организация, студенческий совет и информационные стенды пользуются наименьшей популярностью у студентов. В настоящее время студенты предпочитают получать информацию путем общения со своими друзьями или через социальные сети.

Выводы

На основании результатов анкетирования студентов лечебного факультета ОмГМУ выделяются следующие особенности успешной адаптации:

1. Поддержка со стороны преподавателей и старших студентов. Респонденты отмечают важность наставничества и помощи со стороны кураторов в начале учебы, что способствует быстрой адаптации к новым условиям.

2. Участие во внеучебной деятельности. Студенты, активно участвующие в студенческой жизни университета, имеют больше шансов на успешную адаптацию, так как это способствует расширению контактов, развитию навыков коммуникации и укреплению духовной общности с коллегами.

3. Грамотное планирование учебного процесса. Студенты, которые активно планируют свое время, выделяют приоритетные задачи и имеют четкую стратегию обучения, демонстрируют более высокую успеваемость и легче адаптируются к учебной нагрузке.

4. Поддержка со стороны одногруппников. Одногруппники могут быть надежными союзниками в учебе, помогая разделять информацию, конспектировать лекции, объяснять материалы и вместе готовиться к экзаменам. Кроме того, они могут поддержать эмоционально, помогая расслабиться после напряженного учебного дня, посоветовать в сложной ситуации или просто присутствовать как друзья.

5. Умение преодолевать трудности и трудолюбие. Студенты, которые не боятся столкнуться с проблемами и находят решения для их преодоления, обычно успешно адаптируются к новым условиям и достигают поставленных целей.

Таким образом, успешная адаптация студентов медицинского университета требует комплексного подхода, включающего как внутренние качества и стратегии саморегуляции, так и внешние условия и поддержку окружающих.


Библиографическая ссылка

Степанова Л.В., Цускман И.Г., Сергеева Е.Д., Березнева Е.Ю., Шоронова А.Ю. ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33426 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674