Продуктивные технологии и активные методы обучения в современном медицинском образовании носят проблемно ориентированный характер [1-4].
На современном этапе обучаются преимущественно студенты и ординаторы «Поколения Z» (Zoomers-поколение, рожденные с 1997 по 2012 год). Проблема вовлеченности обучающихся «Поколения Z» в образовательный процесс крайне актуальна в современном образовании. Теория поколений американских писателей-социологов Уильяма Штрауса и Нила Хау объясняет схожесть ценностей и типа мышления людей, родившихся в одинаковый период времени. Считается, что обучающиеся поколения Z не признают авторитетов, их уважение надо заслуживать. При обучении они предпочитают быть на связи всегда, но работать из любого удобного места.
Сегодня среди студентов и ординаторов нового поколения остро стоит запрос на интересную подачу материала преподавателем, так как унылая атмосфера занятий не мотивирует на обучение [4]. Современному преподавателю стоит удовлетворить запросы обучающихся на новые технологии обучения для получения актуальной информации через внедрение ИКТ-технологий в разные фрагменты занятия, при этом соблюдать умеренность. Подача материала с применением активных игровых технологий (игрофикация) вызывает уважение и интерес к преподавателю у обучающихся Z-поколения [4].
В медицинской отрасли и медицинском образовании набирают обороты цифровые инновационные технологии диагностики и лечения заболеваний. Традиционные подходы медицинского образования не всегда позволяют обеспечить студентов и ординаторов Z-поколения должным уровнем знаний и практических умений и навыков.
Предполагаемые результаты при использовании активных методов обучения:
1) повысить мотивацию и вовлеченность в процесс обучения;
2) сформировать навыки самообразования и саморазвития;
3) развить социально-ролевые навыки и коммуникативность;
4) сформировать позитивное отношение к преподавателю и образовательному процессу.
Обучение с применением онлайн-платформ AMRmap (Anti Microbial Resistance map), и AMRbook (Anti Microbial Reference book) позволяет определиться с антимикробной терапией в условиях возрастающей антимикробной резистентности. Обучаемый усваивает не готовое знание, а сам добывает необходимые знания для решения определенной задачи [5]. Применение в учебном процессе платформ AMRmap и AMRbook нацелено на повышение мотивации и усвоения учебного материала у обучающихся нового поколения [5].
Цель исследования – поиск активных методов в обучении студентов и ординаторов Z-поколения.
Материалы и методы исследования
Авторами приведен опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях по факультетской педиатрии у студентов четвертого курса педиатрического факультета и семинарских занятиях ординаторов по специальности «Педиатрия». Опыт применения указанных платформ на практических занятиях у студентов четвертого курса педиатрического факультета был опубликован ранее авторами в своих работах [5-7].
С учетом специфических психологических черт у нового поколения обучающихся целесообразно использование технологий обучения через интерактивные аудиовизуальные платформы, через погружение в игровой мир, через медицинские тренажеры и симуляторы [4; 5].
С работой платформ AMRmap и AMRbook можно ознакомиться на сайте AMRhub.
AMRhub - виртуальная точка входа экосистемы уникальных веб-продуктов по антимикробной резистентности.
AMRmap - онлайн-платформа анализа резистентности к антимикробным препаратам в России.
AMRbook - онлайн-справочник по антимикробной терапии.
AMRcloud - онлайн-платформа обмена данными резистентности к антимикробным препаратам.
AMRcloud.MONITORING - онлайн-версия руководства по антибиотикорезистентности.
AMRnote - онлайн-платформа обмена протоколами и алгоритмами терапии.
AMRteam - консорциум специалистов для внедрения в стационары технологий антимикробной резистентности/антимикробной терапии.
AMRmodel - приложение по моделированию эпидемических процессов.
AMRseq - инструмент анализа бактериальных геномов и генов устойчивости к антимикробным препаратам.
SNPT - веб-платформа и базы данных результатов типирования бактерий с однонуклеотиднымиполиморфизмами.
AMRcf - инструмент «индивидуального микробиологичеcкого анамнеза» пациентов с муковисцидозом.
MicrobioNames - цикл статей, посвящённых этимологии названий бактерий, вирусов, питательных сред и др.
AMRgame – игра, популяризирующая проблемы антибиотикорезистентности.
AMRsticker - забавные PNG-файлы для презентаций и стикеры AMRhub для Telegram.
AMRmap - это онлайн-платформа анализа данных резистентности к антимикробным препаратам в России. База данных AMRmap регулярно обновляется [5]. Интернет-платформа AMRmap была создана в 2016 году группой экспертов Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ) и НИИ антимикробной химиотерапии (НИИАХ) (Anti Microbial Resistance map) (https://amrmap.ru) [6; 8-10].
AMRbook - это онлайн-справочник по антимикробной терапии и профилактике различных инфекций. База данных ресурса пополняется из авторитетных изданий.
Интернет-платформа AMRbook была представлена в 2018 году сотрудниками НИИАХ (AntiMicrobial Reference book) (https://amrbook.ru) [6; 11].
Указанные платформы - удобные веб-продукты для визуализации учебного материала, способные погрузить студента и ординатора в пространство его будущей профессиональной деятельности [5]. Занятия, выстроенные с применением приемов игрофикации, повышают мотивацию и усвоение учебного материала студентами-медиками нового поколения.
Результаты исследования и их обсуждение
Функциональные возможности онлайн-платформ AMRmap и AMRbook очень велики, и в рамках данной работы подробное их описание невозможно. Но без краткого пояснения принципа работы платформ сложно было бы донести мысль о значимости их применения на практических занятиях. Авторы постарались достаточно лаконично описать лишь некоторые функции онлайн-платформ, которые позволяют рационально подбирать антимикробную терапию при внебольничной пневмонии у детей.
Это очень важный и ответственный момент в тактике ведения детей с пневмонией, поскольку в реальной клинической практике очень много проблем с адекватным назначением антимикробных препаратов, особенно в условиях возрастающей резистентности возбудителей [12-15]. Довольно часто специалисты неправильно выбирают стартовый антимикробный препарат, назначают в дозах ниже рекомендуемых, не соблюдают сроки назначения при инфекциях дыхательных путей, вызванных атипичной флорой [14; 15].
Теоретические знания классов антимикробных препаратов, механизма действия, показаний и противопоказаний к их назначению, детских особенностей, а тем более практика их назначения (рациональный выбор и выписка в рецептах) обучающихся, к сожалению, недостаточно сформированы (если откровенно признаться, то на очень низком уровне). То есть не сформированы определенные профессиональные компетенции обучающихся. И здесь активные способы обучения очень важны.
При изучении раздела «Патология детей младшего и старшего возраста», и в частности темы «Внебольничные пневмонии», заостряется внимание на этиологии и рациональном подборе антимикробной терапии в условиях возрастающей антибиотикорезистентности [5-7]. Продолжительность практического или семинарского занятия составляет 6 академических часов. Время, отводимое на разбор проблемной задачи практического характера - 2 академических часа. Весь процесс происходит в учебном классе с наличием персональных компьютеров с доступом к сети Интернет. Применяется индивидуальная и групповая форма обучения. Для формирования и закрепления профессиональных компетенций у обучающихся на занятии используются вводная информация, самоподготовка кратких сообщений для обсуждения в группах, индивидуальная работа с интернет-платформами AMRbook и AMRmap с анализом результатов и подготовкой отчета по работе [6].
Формами оценочных средств являются индивидуальный отчет о проделанной работе (со скриншотом выполненного задания и выводами) и оформленный лист назначения в истории болезни пациента - индивидуальный и групповой продукт совместных действий [6]. Указанные оценочные средства позволяют адекватно оценить уровень сформированности компетенций [5; 6].
При работе с AMRmap у студентов и ординаторов появляется возможность наглядно увидеть актуальный уровень резистентности предполагаемых возбудителей к антимикробным препаратам из стартовой и альтернативной терапии. С учетом уровня резистентности проводится окончательная корректировка терапии обучающимися [8-10].
При работе с AMRbook можно просмотреть и подобрать эмпирическую антимикробную терапию для взрослых и детей в зависимости от клинической ситуации, а также разобраться в природной активности препаратов к возбудителям и их свойствах [11].
Функциональные возможности и контент онлайн-платформ AMRmap и AMRbook позволяют преподавателю разработать различные игровые сюжеты.
Например, из предложенного списка групп антимикробных препаратов обучающемуся предлагается выбрать антимикробный препарат для эмпирической терапии внебольничной пневмонии у детей.
Необходимо отметить, что эмпирическая антимикробная терапия назначается с учетом предполагаемых возбудителей внебольничной пневмонии у детей [12-15]. В возрасте младше 3 месяцев пневмонии связаны с респираторными вирусами и типичными бактериями. Так, у новорожденных детей доминирующим возбудителем внебольничной пневмонии являются Streptococcus agalactiae, Haemophilus influenzaе, Escherichia coli и Stafilococcus aureus. В возрасте с 1 месяца жизни до 3 месяцев ведущим возбудителем внебольничной пневмонии становится Streptococcus pneumoniae, реже Stafilococcus aureus, а также Chlamydophyla trachomatis и Bordetella pertusis. У детей старше 3 месяцев ведущим возбудителем внебольничной пневмонии является Streptococcus pneumoniae, но возможно участие Haemophilus influenzae, Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophyla pneumoniae. А с 5 лет при сохранении доминирующей роли Streptococcus pneumoniae значимой становится респираторная Mycoplasma pneumoniae, несколько реже Chlamydophila pneumoniae. Все остальные возбудители в этом возрасте встречаются реже.
На странице онлайн-платформы AMRbook [11] для подбора антимикробной терапии при внебольничной пневмонии у детей в возрасте 6 мес. - 5 лет указаны основные возбудители: Нaemophilus influenzae, Stafilococcus aureus, Streptococcus pneumoniae, и представлена терапия выбора антимикробного препарата в виде назначения амоксициллина или амоксициллина с клавулановой кислотой внутрь или альтернативная терапия цефотаксимом, цефтаролина фосфамилом, цефтриаксоном парентерально в комбинации с азитромицином.
Далее с помощью онлайн-платформы AMRmap из предложенного списка групп антимикробных препаратов обучающемуся предлагается выбрать антимикробный препарат для эмпирической терапии с учетом резистентности предполагаемых возбудителей (рис.).
AMRmap: диаграмма резистентности Streptococcus pneumoniae к антимикробным препаратам у детей с внебольничной пневмонией г. Казани Республики Татарстан [5; 10]
При работе с платформой AMRmap [5; 8] на примере детской популяции г. Казань (рис.) наглядно представлена резистентность Streptococcus pneumoniae к макролидным антибиотикам [5; 7]: азитромицину и кларитромицину (31,11%), а также к ампициллину и эритромицину – 22,22%, клиндамицину – 17,78%, пенициллину 11,11%, эртапенему – 10,0% и цефтриаксону – 6,67%. Высокий уровень резистентности к макролидным антибиотикам и ампициллину [5; 7] не позволяет применять указанные препараты в качестве препаратов выбора при внебольничной пневмонии пневмококковой этиологии [5].
Актуальный уровень резистентности пневмококка к антимикробным препаратам позволяет осуществить правильный выбор с помощью платформ AMRmap и AMRbook. Кроме того, при обучении студенты или ординаторы могут ознакомиться со справочными материалами из контента платформы и восполнить пробел знаний.
Интернет-ресурс AMRbook позволяет просмотреть природную активность антимикробных препаратов к возбудителям или чувствительность возбудителя к препаратам. Необходимо напомнить, что у Streptococcus pneumoniae и Haemophilus influenzaе отсутствует природная чувствительность к амикацину, и метронидазолу, а у Streptococcus pneumoniae и к цефтазидиму, поскольку данные препараты применяются в различных комбинированных схемах терапии внебольничной пневмонии у детей не совсем грамотно, то есть без учета данного обстоятельства [5].
Смоделированная ситуация подбора антимикробного препарата основана на тесных связях между смежными предметами – патологией и фармакологией. Благодаря отработке игровой ситуации у пользователей уменьшается количество ошибок в ходе обучения. Наглядность предлагаемого материала через погружение в ситуацию профессиональной деятельности улучшает понимание и развивает познавательный интерес студентов и ординаторов.
Выводы
Таким образом, активные методы обучения с применением онлайн-платформ AMRbook и AMRmap расширяют педагогические возможности современного преподавателя:
1. Погружают в ситуацию профессиональной деятельности и формируют клиническое мышление студентов и ординаторов.
2. Позволяют визуализировать теоретический учебный материал, повышая усвоение учебного материала.
3. Позволяют сразу работать со справочными материалами, уменьшая количество ошибок и улучшая результаты.
4. Позволяют разработать различные игровые сюжеты, развивая креативное мышление у обучающихся и педагогов.
Использование игры облегчает анализ клинических ситуаций с формированием профессионального мышления у обучающихся нового поколения. Z-поколение студентов и ординаторов с легкостью осваивают digital-технологии при обучении. Для воплощения активных образовательных технологий потребуется воспитать новое поколение преподавателей.
Библиографическая ссылка
Шангареева З.А., Санникова А.В., Мананова А.Ф., Ларина А.В., Юсупова Р.Р., Шангареев Р.З. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33395 (дата обращения: 15.10.2024).