В школьном образовании динамично меняются приоритеты и процедуры обучения и контроля. В условиях построения цифровой образовательной системы и цифрового общества, высоких темпов цифровых трансформаций акцентируются индивидуальные характеристики обучения. Они отражаются профилями подготовленности, условиями и технологиями обучения и социально-экономического заказа общества, требованиями высшего образования к знаниям абитуриентов.
Свои требования на высокопрофессионального специалиста имеет и рынок труда. Необходимо совершенствовать школьное образование, ориентированное на компетенции – знания, умения и навыки. Жизненные ситуации требуют поиска оптимальных или рациональных решений при стохастических изменениях и динамичных обратных связях с окружением, так называемых экосистемных связей.
Адаптивность, адаптивный подход в образовании понимается как методика, технология адаптации и гибкой перестройки обучающего процесса [1], всего комплекса индивидуальных возможностей и стратегий обучения. Но следует учесть несовершенство адаптивных систем, нельзя сводить их лишь к компьютерным аспектам и «жестким» механизмам адаптации – как адаптацию «под архитектуру системы». С учетом различных инструментов – психометрических, педагогических измерений, социального инжиниринга и др.
Вопросами эффективного применения адаптивных тестов в обучении английскому языку посвящены, в частности, работы [2; 3]. Они затрагивают все типы тестирования:
1) диагностическое тестирование – для проверки остаточных знаний;
2) текущее тестирование – для оперативной проверки результатов обучения;
3) тематическое тестирование – для обобщения и/или систематизации по теме;
4) итоговое тестирование – аттестационное.
Пандемия COVID-19 открыла школам двери для новых технологий и инноваций в образовании. Она мобилизовала исследования и инновации по адаптивным технологиям обучения, например на основе платформ Moodle, Canvas, RealizeIT, AdaptCourseWare, Smart Sparrow и др. Например, Smart Sparrow является сервисом (платформой) разработки планов и стратегий на основе отзывов обучаемых.
Цель исследования
Работа посвящена построению и анализу адаптивного обучения, тестирования с привлечением возможностей школьного курса английского языка, профилей и моделей обучаемого, его индивидуальных возможностей. Целью работы является исследование комфортного достижения максимального уровня результатов обучения за счет активации личностной системы мотивации (свободы выбора темпа, траектории и ресурсов обучения) и контроля (обязательности демонстрации степени обученности). Например, адаптивного принятия решения по обучению, тестированию на структуре типа «дерево» с задаваемым начальным непустым списком вариантов.
Материал и методы исследования
Вместо классических связей (контактных, синхронных и реальных) в работе актуальны новые способы обратной связи и персонализации обучения (адаптивные, асинхронные и виртуальные). Вместо жестко персонализируемой адаптивности используются «мягкие», гибкие, настраиваемые технологии адаптивного обучения. Поэтому используемые автором методы также «мягкие» и гибкие, в частности ИТ-ориентированные. Предложена модель TIPaS (Testing Intelligent Platform as a Service) распределенной интеллектуальной поддержки тестирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Эволюционный механизм адаптации должен быть индивидуально отрегулирован, т.е. процесс и контент для обучения «подстраиваются» под текущие цели и способности. Нужна осторожность при выборе адаптационного механизма и его реализации, необходимо придерживаться нижеследующих принципов.
Во-первых, необходимо формирование и развитие системы школьного образования с помощью диверсификации образовательных программ (стандартов ФГОС), поддержки гибкого управления и адаптивных технологий обучения.
Во-вторых, нужен переход к парадигме, ориентированной на компетенции, достаточные, как для поступления в вуз, осуществление необходимых информационно-коммуникационных, когнитивных, креативных процедур в определенной сфере.
В-третьих, актуален переход к профессионально ориентированному развитию личности обучаемого, его способностей и мобильности осваивать новые технологии, «цифровые» профессии.
В-четвертых, широко и глубоко (в смысле «глубокого интеллектуального проникновения, машинного обучения») следует применять веб-обучение, распределенные и облачные вычисления, адаптивный подход и интеллектуализацию в обучении.
Среди отмеченных выше требований адаптивность требуется прямо или косвенно всем четырем условиям.
Компьютерное (веб) тестирование развивается на базе инженерии знаний, интеллектуализации процессов [4, c. 49]. Его системное (широкое) понимание базируется на формальных системах (онтологии, когнитологии и др.), технологиях искусственного интеллекта, машинного и ориентированного на межкультурные компетенции обучения «всю жизнь» и «через дело» (learning by doing) с помощью систем адаптивного обучения [5].
Базовые преимущества применения адаптивных обучающих средств:
1) персонифицированное и основанное на принципах сотрудничества и партнерства обучение;
2) генерация данных и аналитики для ранней корректировки обучения;
3) демократизм, объективность и эффективность обучения;
4) обеспечение посильным контентом и различными методами и инструментами (видео, анимация, множественный выбор и др.);
5) целенаправленная адаптация по индексам и критериям обученности;
6) улучшение результатов обучающих и аттестационных испытаний, в частности с помощью адаптивного тестирования;
7) вовлечение и активация, сотрудничество обучаемых и обучающих, особенно в процессе междисциплинарного обучения;
8) использование интерактивных мотивирующих упражнений (ситуационных сценариев);
9) экономия времени преподавателей и ресурсов образовательной системы;
10) многоуровневая иерархия и разнообразие образовательных целей (программ);
11) усиление взаимодействий типа «обучающий – обучаемый», «обучаемый – обучаемый (группа обучаемых)».
Востребованы учителя, способные ставить учащимся посильные и творческие задачи и планировать ресурсы, пути их решения, способные организовать эвристический и когнитивный подход, командную креативную работу в классе, как в команде единомышленников.
У таких учителей должны быть компетенции по решению инновационных задач (способности к инновационному мышлению). Такие компетенции включают:
1) открытость к новому;
2) умение искать альтернативные решения;
3) способность «взглянуть на проблему со стороны»;
4) способность реагировать оперативно на изменяющуюся обстановку;
5) лидерство в инновационных процессах и др.
Адаптивность проявляется приспосабливаемостью к динамичным предпочтениям обучающего процесса, уточняемым на практике, чтобы дать ученику возможность понять и реализовать проблемную ситуацию, а также методику, ресурсы и структуры планирования, управления решения проблемы, которые способствуют «подъему по лестнице освоения более сложных задач» в рамках темы или раздела.
Эволюции адаптивного обучения часто мешают «следы традиционного школьного обучения». Например, человеко-машинный, «жесткий» механизм адаптации, слабая интеллектуальность, несогласованность моделей обучения и адаптации, неэффективные (линейные) подходы к учебной деятельности и др.
На рисунке предлагается инфологическая схема адаптивного обучающего тестирования.
Инфологическая схема адаптивного тестирования
Механизмы и алгоритмы адаптивного тестирования опираются на релевантные оценки параметров, аналитические системы и принятие решений по обученности и переходу к новому уровню компетенций.
У адаптивного тестирования есть эволюционный потенциал управляемости, адекватного отражения меры обученности и дружественная интерактивная интеграция учащегося в адаптивную и администрируемую обучающую и тестирующую среду.
В адаптивном тестировании часто используемы нижеследующие модели взаимодействий:
1) TaaS (Testing as a Service) – предоставляются базы тестов, методики проектирования, реализации тестов и анализа результатов тестирования;
2) TPaaS (Testing Platform as a Service) – предоставляется виртуальная платформа тестирования, например облачная;
3) TSaaS (Testing Soft as a Service) – предоставляется тестовая веб-оболочка (браузерная).
Онлайн-обучению требуется широкий набор адаптивных интеллектуальных образовательных стратегий, возможностей, выбираемых индивидуально от успешности обучения. Поэтому в приведенную выше систему моделей добавлена еще модель TIPaaS (Testing Intelligent Platform as a Service), которая предоставляет интеллектуальную среду распределенной поддержки тестирования, например облачный тренажер.
Пример. Облачный сервис класса TIaaS предоставляет всё необходимое для проектирования, реализации и эксплуатации прикладной среды по требованию. Это дает преимущества для обучения: оперативность, масштабируемость, возможность выбора «облачного» сервиса и решения, хранения данных, коллективной работы в веб-браузере. В том числе «за брандмауэром» школы. Сервис может предоставить ученикам и учителям инфраструктуру (частное облако), распространить сервис для самостоятельной работы школьников. Это решение можно использовать и для интерактивной сервисной поддержки участия родителей, партнеров, общественных структур, для адаптивного мониторинга. Можно обойтись без поддержки множества компьютерных классов, адаптируя образовательные сервисы по ходу обучения, с эффективной обратной связью [6].
Перспективен мультиагентный подход, который дает возможность управлять учеником (агентом) на каждом этапе обучения. У агента есть свои локальные цели, ресурсы и правила поведения, взаимодействия с окружением (пространством агентов). В процессе конкретного обучения он может сам выбирать образовательные цели и шаблоны поведения.
Пример. Облачная платформа IACPaaS (Intelligent Application, Control and Platform as a Service) поддерживает разработку, управление и удаленное использование прикладных и инструментальных мультиагентных облачных сервисов и их компонентов в различных областях [7].
Интеллектуальные сервисы позволяют формировать и развивать новые цифровые учебные отношения, учебные сообщества и творческий выбор нестандартных решений.
Интеллектуализация образовательных сред осуществляется на основе:
1) моделей компетенций, обучаемого, обучающего и процесса обучения;
2) анализа обратных связей и ответов обучаемого, адаптивного исправления неверных ответов;
3) интерактивной поддержки решаемой задачи с анализом успешно решенных задач;
4) внутренней инфраструктуры, адаптивно встраиваемой во внешнюю среду, например, образовательных сетей, ресурсов открытого типа.
Интеллектуальные обучающие среды и сценарии ситуационного обучения позволяют выбирать лучший имитационный вариант по показателям обученности и гипотезе, модели обучения.
В адаптивном тесте следующее предлагаемое задание поступает в реальном режиме и зависит от результата ответа на текущее задание. Адаптивное тестирование чаще применяется для обучающего контроля и самообразования [8] и тесно связано с адаптивным обучением. Форма контроля определяется объективными целями, содержанием, методами, инструментами и «точкой входа» (время, место).
Пример. Можно предложить шаблоны построения адаптивных тестовых заданий:
1) найти синонимичную форму;
2) вставить адекватную глагольную форму;
3) выбрать ключевые слова;
4) составить план усложнения текста;
5) распределить предложения по отношению к ситуации;
6) написать эссе на тему «Как сравнивать лекарства в веб-магазине» (ориентир – [9]).
На адаптивное тестирование и его результативность влияют и субъективные, связанные с учителем, факторы:
1) «размах» требований, уровней строгости и профессионализма;
2) загруженность учителя и сложность автоматизации тестирования (по различным оценкам, один час автоматизированного контроля требует около 40-60 часов работы учителя (подготовка, обработка и анализ тестирования);
3) различный менталитет и темп «прохода теста» учениками;
4) ненулевая вероятность «шумов» (например, списывания, предвзятости) на тестировании;
5) сложности планирования, квантования и учета компетенций в тестах;
6) сложности параметризации дифференцирующей способности каждого тестового задания;
7) сложности валидизации тестирования и эмпирической апробации тестовых заданий и др.
В рамках адаптивного тестирования будет эффективным выбирать и использовать задания базы, соответствующие уровню подготовки ученика (профиля тестируемого) [10].
Компьютерное адаптивное тестирование имеет достоинства:
1) мотивация, эффективность и устойчивость (надежность);
2) секретность и индивидуализация выполнения теста;
3) шкалируемость в интервальной шкале баллов;
4) возможность уменьшения длины теста и времени тестирования;
5) объективный «отклик» на качественно подготовленные тесты и тестирование.
Адаптивное тестирование является эффективным способом повышения качества образования [11] с эффективным учетом обратных связей при принятии решения по переходу на новый уровень (мере обученности).
Для адаптивного решения предлагается процедура на структуре типа «дерево» D, в которой S – множество вариантов (непустое), P – начальное множество («начальный пустой буфер»), K – путь в дереве или список вариантов. Процедура имеет вид:
повторять пока ()
удалить из S не соответствующие критерию адаптивности варианты;
поместить в Р вариант;
добавить в S вариант;
удалить из P варианты, находящиеся в списке K;
если () и (все значения последнего атрибута в K обработаны)
то изменить значение последнего параметра в K:
иначе удалить последний атрибут из K;
если (все примеры из одного класса)
то добавить в D лист, содержащий идентификатор класса;
иначе найти атрибут с минимальным показателем релевантности;
добавить значение с наилучшей мерой в K.
Пример. Дерево удобно для адаптивного усвоения ситуационной грамматики английского языка. Приведем дерево D (Active Voice) с листьями L1-L11 и конкретными примерами E1-E11 (табл.).
Таблица ветвей и листьев дерева Active Voice
N |
L |
E |
1 |
Present Indefinite |
Comes |
2 |
Present Continuous |
is coming |
3 |
Past Continuous |
was coming |
4 |
Present Perfect |
has come |
5 |
Future Indefinite |
will come |
6 |
Future Continuous |
will be coming |
7 |
Future Perfect |
will have come |
8 |
Past Indefinite |
come |
9 |
Past Perfect |
had come |
10 |
Past Perfect Continuous |
has been coming |
11 |
Present Perfect Continuous |
had been coming |
Уровень самостоятельности для учеников при этом может быть немонотонным и выбираемым адаптивно. Соответственно, уровни поддерживаются адаптивным тестированием.
База тестовых заданий структурируется также семантической сетью с учётом особенностей учебных дисциплин и обучающих стратегий, а также индивидуальных и когнитивных способностей и компетенций обучаемого.
В концепцию адаптивного тестирования обычно включают адаптивный механизм и адаптивную среду тестирования, которая может изменять структуру урока и роли ученика и учителя в учебном процессе.
Цель концепции – адаптивность самостоятельной работы ученика, его самоконтроля и контроля учителем его компетенций, их соответствия как критериально-нормативным требованиям, так и индивидуальным особенностям учащегося.
Принципы адаптивности тестирования по английскому языку:
1) индивидуализации контроля с учетом личностных и психологических факторов (темпа ответа, говорения и речевых навыков, потенциала компетенций, рефлексии и др.), самооценки своих достижений учеником;
2) динамичного и многоуровневого подхода к формированию заданий теста с возможностью перехода как к более сложному, так и менее сложному заданию;
3) интерактивности коммуникаций, с ее языковой поддержкой системой тестирования и способностью мотивировать обучение, творческую активность и общение.
Пример. Полезны когнитивные карты компетенций учащихся, которые фиксируют компетенции по темам и полезны для адаптивного продвижения ученика. Возможно командное самотестирование с оцениванием успехов команды и совместным анализом результатов. Каждый ученик выстраивает свою стратегию (обучения, тестирования), которая обсуждается методом Дельфи и адаптируется. Учитель становится членом команды, ее лидером. Затем можно провести индивидуальное тестирование, по результатам которого можно сформировать группы учащихся (например, «с пробелами по теме, базовым компетенциям», «без пробелов, с базовыми компетенциями», «с продвинутым уровнем компетенций»). Третью группу можно перевести на режим самоконтроля. На аттестационном тестировании такое деление уже нельзя делать. Но дифференцированные тестовые задания адаптивны, они развивают и мотивируют.
При адаптивном автоматизированном тестировании, при правильном ответе на тест (задание) текущего уровня, тестируемый автоматически переводится к выполнению заданий более высокой сложности, а если ответ – неправильный, то к заданию более низкого уровня. Для прохождения некоторого постоянного уровня сложности следует выполнить все задания этого уровня.
Пример. Адаптивным тестом может быть тест Oxford Online Placement Test по грамматике и прагматике [12], который динамично совершенствуется и позволяет оценивать компетенции по аудированию и чтению. Тест адаптируем к текущему уровню тестируемого, предлагая задания, которые его уровню лучше соответствуют. Он оценивает грамматику и лексику, понимание и передачу сообщения. Можно подключить и тест The Use of English Section по грамматике [13].
Адаптивность при тестировании английскому языку позволяет применять разнообразные подходы к обучению – переводный, лексический, фонетический, структурный, интенсивный и др., а также активировать важные параметры тестирования – сложность теста, вариация баллов, дифференцирующая способность и др. [14].
Адаптивные системы тестирования являются инновационными, они основываются на искусственном интеллекте, самообучении, учебной аналитике (класса Learning Analytics).
Выводы
Для гибкого, интеллектуального обучения необходимо обеспечить инструментальные потребности и обучаемого, и обучающего. Здесь эффективны адаптивные, когнитивные подходы с учетом внутренних особенностей и связей учебного процесса. Без адаптивных технологий, подходов, в частности адаптивного тестирования, невозможно реализовать сложные процедуры обучения и контроля, так как неопределенность и «шум» процессов мешает активировать индивидуальные способности обучаемого и вести контроль и прогноз качества обучения.
В перспективе самообучение – высшая цель адаптивного обучения. Поэтому необходимо развивать адаптивные механизмы, интеллектуальную поддержку обучения. Персонализированные стратегии обучения должны учитывать способности учеников, устойчивость обучающего процесса.
Адаптивность требует объединения ресурсов (время, пространство, инструментарий, информация и др.). Адаптивной системе присуща самоорганизационная способность с ее атрибутом – управляемостью, саморегулированием. Саморазвивающимся адаптивным системам присущи инвариантные, системные меры сложности.
Обучающий контент должен быть структурирован, например, как выше было показано, иерархически (деревом) или семантической сетью с учётом дидактических особенностей учебного курса, стратегии обучения и адаптации, когнитивных способностей, уровня базовых знаний и темпов забывания и запоминания ученика. Проделанный в работе системный анализ проблем адаптивного обучения и тестирования позволит реализовать это эффективнее и полнее.
Библиографическая ссылка
Липина В.Е. АДАПТИВНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33375 (дата обращения: 15.10.2024).