Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Елкина Н.В. 1 Тарабарина Т.И. 1 Шкатова Т.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Аннотация. Моделирование как образовательная технология в учебном процессе вуза позволяет не только активизировать позицию студента-субъекта данного процесса, но и развивать в сознании обучающегося «профессиональную доминанту». Формирование образа профессии у будущих педагогов становится сегодня приоритетным в рамках предметного обучения. В связи с этим учебные материалы, используемые педагогом на занятиях, выступают важным средством, стимулирующим у студентов интерес к учебно-профессиональной деятельности, а приёмы, методы и формы организации образовательного процесса направлены на оптимизацию этой деятельности. При этом успешно формируются ключевые профессиональные компетенции, а именно, интеллектуальная, коммуникативная и организаторская. Моделирование будущей профессиональной деятельности, построенное по принципу диалогичности, учитывает особенности личности обучающихся и стимулирует у них желание к овладению знаниями и умениями. В статье представлены возможные способы применения технологии моделирования для формирования профессиональной педагогической компетентности. Авторы предлагают примеры учебных заданий, отражающие последовательность включения в процесс профессиональной подготовки элементов моделирования деятельности воспитателя детского сада. На учебных занятиях отрабатываются умения организовывать и проводить работу в детских образовательных учреждениях.
компетентность
ключевые компетенции
модель
педагогическое моделирование
спецификация заданий
1. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И., Шкатова Т.Г. Технологии формирования ключевых компетенций у студентов в процессе вузовской подготовки // Современное дошкольное образование: Ребенок, семья, педагог: сборник научных трудов. Том 1 / под научной редакцией В.Н. Белкиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 444-455.
2. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов: монография / под ред. д-ра пед. наук, проф. В.Н. Белкиной. Ярославль. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. 139 с.
3. Катаева М. Л. Моделирование профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2007. 27 с.
4. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М., МПГУ, 2017. 268 с.
5. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
7. Тестов В.А. «Жёсткие» и «мягкие» модели обучения // Педагогика. 2004. № 8. С. 35-39.
8. Холина Л.И., Абаскалова Н.П., Дахин А.Н. Моделирование и неопределённость педагогических результатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 101-110. DOI: 10.15293/2226-3365.1506.11 .
9. Писаренко В.И. Моделирование в современной педагогике// Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 146-155. DOI: 10.24158/spp.2019.12.24.
10. Маркова С.М., Горлова В.Г. Теоретические основы моделирования профессионально-педагогической подготовки студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15745 (дата обращения: 26.12.2023).
11. Ядровская М.В. Модели и моделирование в педагогике: монография. Ростов-н/Д.: Изд. центр ДГТУ, 2014. 358 с.
12. Бережнова О.В. Моделирование содержания педагогического процесса ДО в соответствии с ФГОС // Школа управления образовательным учреждением. 2014. № 05 (35). С. 37-40.
13. Шукшина Т.И., Мовсесян Ж.А., Парватова И.И., Соколова П.Ю. Самостоятельная работа в формировании профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3. С. 72-76.
14. Захарова С.Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе // Молодой ученый. 2017. № 3.1 (137.1). С. 8-10.

Профессия педагога представляет собой сложную систему, относящуюся к социальной сфере. В связи с этим основной целью профессиональной подготовки квалифицированного работника является внедрение в учебный процесс новых подходов и образовательных технологий, направленных на формирование как общекультурной, так и психолого-педагогической готовности, включая овладение необходимыми компетенциями. Сегодня в структуре компетенций выделяют две группы: ключевые (или общие) и специальные (или профессиональные) компетенции. Ключевые компетенции необходимы для реализации различных видов профессиональной деятельности, а специальные компетенции помогают осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности [1].

Ключевые компетенции как важнейший результат образования (И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.О. Филатова, А.В. Хуторской и др.) должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин (как общеобразовательных, так и специальных) и проходить через все уровни образования. Следует также подчеркнуть, что формирование ключевых компетенций отражает метадеятельностный характер педагогической деятельности и выступает одним из важнейших направлений в процессе выстраивания механизмов подготовки педагогов [2]. Более того, в настоящее время организация процесса обучения носит практико-ориентированный характер, который, как известно, эффективно может реализовываться только в деятельности. В связи с этим можно утверждать, что компетенции формируются в процессе учебной деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.

Формирование ключевых профессиональных компетенций у будущих специалистов обеспечивает использование в образовательном процессе игрового моделирования педагогической деятельности. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем рассматривалась в работах А.Н. Дахина, Р.В. Габдреева, Э.Н. Гусинского, Л.М. Катаевой, В.М. Монахова, Ю.И. Тарского и др. Позиция ученых состоит в том, что для достижения высокого уровня педагогической компетентности студентов (будущих педагогов) необходимо интенсифицировать образовательный процесс.

Цель исследования. В данной статье рассмотрены возможности применения моделирования будущей педагогической деятельности как средства формирования ключевых профессиональных компетенций (интеллектуальной, коммуникативной, организаторской) у студентов в вузе.

Материал и методы исследования. Решение задач современного образования обеспечивается применением актуальных средств обучения, среди которых одним из наиболее эффективных является моделирование. По мнению Л.М. Катаевой, моделирование – это ключевая технология, позволяющая сконцентрировать внимание на составных частях системы, на наиболее значимых ее элементах и способах их взаимодействия [3].

Моделирование профессиональной деятельности относится к активным методам обучения. Известно, что активные методы, в отличие от пассивных, традиционных, имеют ряд особенностей (А.А. Вербицкий, И.М. Осмоловская, Г.К. Селевко), а именно, активизируют мышление, поддерживают длительный интерес к обучению, способствуют самостоятельному принятию студентами решений, учат взаимодействию в коллективе, повышают результативность обучения благодаря глубине и скорости переработки учебной информации [4-6].

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическое осмысление методологических подходов к применению моделирования в условиях педагогического вуза привело нас к рассмотрению «мягкой» образовательной модели. Как известно, «в "мягкой" модели процедура обучения – это не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, а создание условий, при которых становится возможным процесс самообразования ученика в результате его активного и продуктивного творчества» [7, с. 38].

Современными педагогами-исследователями накоплен богатый опыт использования технологий активного обучения студентов, а именно, игровых имитационных методов, методов моделирования профессиональной деятельности [8-10]. Педагогическое моделирование учебного процесса, утверждает М.В. Ядровская, помогает наладить учебно-педагогическое взаимодействие, найти новые способы активизации учебно-познавательной деятельности и средства реализации деятельностного подхода к организации обучения [11]. По мнению автора, педагогические модели позволяют обеспечить практико-ориентированный характер учебного процесса.

Педагогическое моделирование создает реальные условия профессиональной деятельности, в которых возникает возможность направленного вооружения студентов эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов будущей профессии. Такой подход, во-первых, дает студентам полное представление о будущей профессии (от целеполагания до достижения определенных результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет уже в процессе обучения овладеть необходимыми компетенциями для реализации профессиональных функций в ходе выполнения реальных трудовых обязанностей в дальнейшем.

Формирование ключевых профессиональных компетенций на учебных занятиях (в данной статье мы не рассматриваем педагогическую практику) с использованием игровых имитационных методов, моделирования педагогической деятельности представлено нами в виде трех структурных компонентов, а именно, содержательного (тематика учебных занятий строится на основе требований профессионального стандарта педагога дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), технологического (использование различных форм, средств и методов образовательного процесса в детском саду) и деятельностного (студенты моделируют свои действия по указанным преподавателем фрагментам педагогического процесса в дошкольной организации). Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в процессе выполнения заданий ключевые компетенции (интеллектуальная, организаторская, коммуникативная) формируются в комплексе, интегрально.

В процессе формирования интеллектуальной компетенции у студентов развивались стремление и умения мыслить самостоятельно, ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи и способам добывания знаний, демонстрировать независимость собственных суждений, критически оценивать суждения других.

Коммуникативная компетенция – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека, характеризующееся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого). Для педагога необходим высокий уровень коммуникативной компетентности, предполагающий не только владение технологией общения, но и личностную готовность к профессиональному общению.

Проявлениями организаторской компетенции, формируемыми в процессе обучения студентов, являются способность мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения организаторских действий; умения устанавливать субъект-субъектные отношения; умения организовать деятельность детей; умения реализовать педагогическое оценивание.

В ходе моделирования фрагментов педагогической деятельности студенты овладевают опытом организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; способами организации мероприятий по развитию, воспитанию и обучению детей; способами организации различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой, предметной, продуктивной.

На первых этапах преподаватель совместно со студентами воссоздает структуру педагогического процесса в детском саду и его отдельных фрагментов. При таком подходе к организации процесса обучения повышается субъектность студента и, следовательно, профессиональная мотивация [12; 13]. При разработке комплекса заданий для моделирования учитывается уровень освоения теоретического и практического материала. Приведем несколько примеров, отражающих последовательность включения в учебный процесс элементов моделирования профессиональной деятельности воспитателя.

Начинается работа с моделирования отдельных педагогических ситуаций. В ходе изучения дисциплин предметного модуля на практических занятиях формируются умения, направленные на осуществление образовательного процесса. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, которые надо решить, и предлагается смоделировать конкретную ситуацию. Например, провести подвижную игру, наблюдение на прогулке, организовать совместную деятельность детей по изготовлению поделок и пр. Важно отметить, что студенты при выполнении заданий проявляют самостоятельность и демонстрируют элементы индивидуального стиля педагогической деятельности.

На первых этапах освоения дисциплин методического модуля студентам предлагаются задания по моделированию отдельных фрагментов занятий (начало занятия в конкретной возрастной группе и по определенной образовательной области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»), проведение тематических физкультминуток и т.д. При этом тему занятия, необходимое оборудование, дидактические материалы студент выбирает самостоятельно. Затем в студенческой группе проходит демонстрация и обсуждение увиденного с целью уточнения необходимости и обоснования целесообразности представленных методов и приемов, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки.

Далее в учебный процесс включаются задания по составлению и защите проекта полного занятия в детском саду в соответствии с заданными условиями: возраст воспитанников детского сада; ведущие технологии и методы (методики) педагогической деятельности; время года; образовательная область (или области), по которой составляется конспект занятия. Спецификация заданий представлена в специально разработанных шаблонах. Рассмотрим ряд примеров.

После изучения темы «Множество» на занятиях по методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста преподаватель предлагает студентам шаблон со спецификацией задания (табл. 1).

Таблица 1

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема

Знакомство детей с множеством

Возраст

4-5 лет

Время года

Зима

Цель занятия

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход занятия

 

Следующий пример задания для моделирования из курса дошкольной педагогики (табл. 2). Студенты разрабатывают конспект занятия по организации экспериментирования как вида детской деятельности для детей 5-7 лет.

Таблица 2

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема

Экспериментирование

Возраст

6-7 лет

Время года

Весна

Цель занятия

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход занятия

 

Опираясь на предложенную структуру, студенты разрабатывают конспект занятия и затем моделируют его проведение в группе. В роли детей выступают волонтеры (одногруппники).

На практических занятиях отрабатываются умения по проведению не только занятий, но и других форм организации образовательного процесса в детском саду. Подготовка к проведению таких заданий требует от студентов привлечения знаний из различных образовательных областей. Например, студентам предлагается задание по разработке сценария музыкального развлечения (табл. 3).

Таблица 3

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема

«Сказка в музыке»

Возраст

5-7 лет

Время года

Зима

Цель

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Форма организации

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход сценария

 

Профессия воспитателя не ограничивается образованием дошкольников. Большое внимание уделяется работе с родителями и педагогами. Так, например, после изучения темы «Закаливание» по методике физического воспитания дошкольников студенты готовят конспект групповой консультации для родителей на тему «Помогите ребенку укрепить здоровье!» (табл. 4).

Таблица 4

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Физическое развитие

Тема

«Помогите ребенку укрепить здоровье!»

Возраст детей

6-7 лет

Время года

Зима

Цель консультации

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход консультации

 

Для педагогов детей старшего дошкольного возраста студенты разрабатывают консультацию «Ознакомление с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр» (табл. 5). Представляя данное мероприятие, студент показывает владение современными информационно-коммуникационными технологиями, демонстрирует умение работать с цифровыми образовательными ресурсами, а также применяет навыки разработки и применения цифровых учебных (воспитательных) материалов, что очень актуально для настоящего времени.

Таблица 5

Шаблон спецификации задания

Элемент спецификации

Комментарий к заполнению

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Тема

Ознакомление с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр

Возраст, индивидуальные особенности контингента

Воспитатели детей старшего дошкольного возраста

Время года

Осень

Цель консультации

 

Программное содержание (задачи)

 

Предварительная работа

 

Методы

 

Приемы

 

Оборудование

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход консультации

 

Таким образом, в ходе аудиторной работы у студентов формируются и развиваются интеллектуальные, организаторские и коммуникативные умения, и, что немаловажно, снижается боязнь ошибки. Более того, в процессе проигрывания ситуаций формируются навыки активной самостоятельной деятельности студентов, умение принимать нестандартные решения. Погружение студентов в специфичные формы занятий помогает отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным, отмечает С.Н. Захарова. Автор считает, что анализ ошибок студентов, проводимый при подведении итогов, уменьшает вероятность их повторения в будущей профессиональной деятельности [14].

Помимо вышесказанного, подчеркнём, что в процессе выполнения заданий выявляются как теоретические знания в области дошкольного образования (знания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования), так и сформированность практических умений студента (умение подбирать соответствующие заданию методы, приемы, формы и средства организации образовательной деятельности в детском саду). Такой подход к процессу обучения, на наш взгляд, позволяет проверить готовность студента к выполнению профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации в качестве воспитателя при прохождении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. Эффективность реализуемой технологии подтверждается отзывами руководителей практики студентов, педагогов дошкольных организаций, размещенных в электронной образовательной среде университета Moodle (дневники практики). О результативности сформированности компетенций у студентов свидетельствуют выступления педагогов-практиков на научно-методических мероприятиях (конференции, вебинары, семинары и др.).

Выводы

Действительно, трудно переоценить достоинства моделирования в процессе профессиональной подготовки. Образовательный процесс с использованием моделирования педагогической деятельности обеспечивает эффективное формирование ключевых профессиональных компетенций у будущих специалистов.

С целью успешного формирования ключевых профессиональных компетенций работу со студентами необходимо построить с опорой на следующие моменты: обеспечение тематического и хронологического согласования смежных и одноименных курсов предметно-методической направленности; выделение сквозных направлений организации учебно-воспитательного процесса; оптимальный выбор и целесообразное сочетание форм, средств и методов формирования компетенций; поэтапное формирование и развитие компетенций у студентов в процессе обучения в вузе; создание условий для творческого применения знаний и умений в процессе учебной и педагогической деятельности.


Библиографическая ссылка

Елкина Н.В., Тарабарина Т.И., Шкатова Т.Г. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33363 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674