Профессия педагога представляет собой сложную систему, относящуюся к социальной сфере. В связи с этим основной целью профессиональной подготовки квалифицированного работника является внедрение в учебный процесс новых подходов и образовательных технологий, направленных на формирование как общекультурной, так и психолого-педагогической готовности, включая овладение необходимыми компетенциями. Сегодня в структуре компетенций выделяют две группы: ключевые (или общие) и специальные (или профессиональные) компетенции. Ключевые компетенции необходимы для реализации различных видов профессиональной деятельности, а специальные компетенции помогают осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности [1].
Ключевые компетенции как важнейший результат образования (И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.О. Филатова, А.В. Хуторской и др.) должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин (как общеобразовательных, так и специальных) и проходить через все уровни образования. Следует также подчеркнуть, что формирование ключевых компетенций отражает метадеятельностный характер педагогической деятельности и выступает одним из важнейших направлений в процессе выстраивания механизмов подготовки педагогов [2]. Более того, в настоящее время организация процесса обучения носит практико-ориентированный характер, который, как известно, эффективно может реализовываться только в деятельности. В связи с этим можно утверждать, что компетенции формируются в процессе учебной деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.
Формирование ключевых профессиональных компетенций у будущих специалистов обеспечивает использование в образовательном процессе игрового моделирования педагогической деятельности. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем рассматривалась в работах А.Н. Дахина, Р.В. Габдреева, Э.Н. Гусинского, Л.М. Катаевой, В.М. Монахова, Ю.И. Тарского и др. Позиция ученых состоит в том, что для достижения высокого уровня педагогической компетентности студентов (будущих педагогов) необходимо интенсифицировать образовательный процесс.
Цель исследования. В данной статье рассмотрены возможности применения моделирования будущей педагогической деятельности как средства формирования ключевых профессиональных компетенций (интеллектуальной, коммуникативной, организаторской) у студентов в вузе.
Материал и методы исследования. Решение задач современного образования обеспечивается применением актуальных средств обучения, среди которых одним из наиболее эффективных является моделирование. По мнению Л.М. Катаевой, моделирование – это ключевая технология, позволяющая сконцентрировать внимание на составных частях системы, на наиболее значимых ее элементах и способах их взаимодействия [3].
Моделирование профессиональной деятельности относится к активным методам обучения. Известно, что активные методы, в отличие от пассивных, традиционных, имеют ряд особенностей (А.А. Вербицкий, И.М. Осмоловская, Г.К. Селевко), а именно, активизируют мышление, поддерживают длительный интерес к обучению, способствуют самостоятельному принятию студентами решений, учат взаимодействию в коллективе, повышают результативность обучения благодаря глубине и скорости переработки учебной информации [4-6].
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретическое осмысление методологических подходов к применению моделирования в условиях педагогического вуза привело нас к рассмотрению «мягкой» образовательной модели. Как известно, «в "мягкой" модели процедура обучения – это не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, а создание условий, при которых становится возможным процесс самообразования ученика в результате его активного и продуктивного творчества» [7, с. 38].
Современными педагогами-исследователями накоплен богатый опыт использования технологий активного обучения студентов, а именно, игровых имитационных методов, методов моделирования профессиональной деятельности [8-10]. Педагогическое моделирование учебного процесса, утверждает М.В. Ядровская, помогает наладить учебно-педагогическое взаимодействие, найти новые способы активизации учебно-познавательной деятельности и средства реализации деятельностного подхода к организации обучения [11]. По мнению автора, педагогические модели позволяют обеспечить практико-ориентированный характер учебного процесса.
Педагогическое моделирование создает реальные условия профессиональной деятельности, в которых возникает возможность направленного вооружения студентов эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов будущей профессии. Такой подход, во-первых, дает студентам полное представление о будущей профессии (от целеполагания до достижения определенных результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет уже в процессе обучения овладеть необходимыми компетенциями для реализации профессиональных функций в ходе выполнения реальных трудовых обязанностей в дальнейшем.
Формирование ключевых профессиональных компетенций на учебных занятиях (в данной статье мы не рассматриваем педагогическую практику) с использованием игровых имитационных методов, моделирования педагогической деятельности представлено нами в виде трех структурных компонентов, а именно, содержательного (тематика учебных занятий строится на основе требований профессионального стандарта педагога дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), технологического (использование различных форм, средств и методов образовательного процесса в детском саду) и деятельностного (студенты моделируют свои действия по указанным преподавателем фрагментам педагогического процесса в дошкольной организации). Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в процессе выполнения заданий ключевые компетенции (интеллектуальная, организаторская, коммуникативная) формируются в комплексе, интегрально.
В процессе формирования интеллектуальной компетенции у студентов развивались стремление и умения мыслить самостоятельно, ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи и способам добывания знаний, демонстрировать независимость собственных суждений, критически оценивать суждения других.
Коммуникативная компетенция – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека, характеризующееся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого). Для педагога необходим высокий уровень коммуникативной компетентности, предполагающий не только владение технологией общения, но и личностную готовность к профессиональному общению.
Проявлениями организаторской компетенции, формируемыми в процессе обучения студентов, являются способность мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения организаторских действий; умения устанавливать субъект-субъектные отношения; умения организовать деятельность детей; умения реализовать педагогическое оценивание.
В ходе моделирования фрагментов педагогической деятельности студенты овладевают опытом организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; способами организации мероприятий по развитию, воспитанию и обучению детей; способами организации различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой, предметной, продуктивной.
На первых этапах преподаватель совместно со студентами воссоздает структуру педагогического процесса в детском саду и его отдельных фрагментов. При таком подходе к организации процесса обучения повышается субъектность студента и, следовательно, профессиональная мотивация [12; 13]. При разработке комплекса заданий для моделирования учитывается уровень освоения теоретического и практического материала. Приведем несколько примеров, отражающих последовательность включения в учебный процесс элементов моделирования профессиональной деятельности воспитателя.
Начинается работа с моделирования отдельных педагогических ситуаций. В ходе изучения дисциплин предметного модуля на практических занятиях формируются умения, направленные на осуществление образовательного процесса. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, которые надо решить, и предлагается смоделировать конкретную ситуацию. Например, провести подвижную игру, наблюдение на прогулке, организовать совместную деятельность детей по изготовлению поделок и пр. Важно отметить, что студенты при выполнении заданий проявляют самостоятельность и демонстрируют элементы индивидуального стиля педагогической деятельности.
На первых этапах освоения дисциплин методического модуля студентам предлагаются задания по моделированию отдельных фрагментов занятий (начало занятия в конкретной возрастной группе и по определенной образовательной области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»), проведение тематических физкультминуток и т.д. При этом тему занятия, необходимое оборудование, дидактические материалы студент выбирает самостоятельно. Затем в студенческой группе проходит демонстрация и обсуждение увиденного с целью уточнения необходимости и обоснования целесообразности представленных методов и приемов, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки.
Далее в учебный процесс включаются задания по составлению и защите проекта полного занятия в детском саду в соответствии с заданными условиями: возраст воспитанников детского сада; ведущие технологии и методы (методики) педагогической деятельности; время года; образовательная область (или области), по которой составляется конспект занятия. Спецификация заданий представлена в специально разработанных шаблонах. Рассмотрим ряд примеров.
После изучения темы «Множество» на занятиях по методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста преподаватель предлагает студентам шаблон со спецификацией задания (табл. 1).
Таблица 1
Шаблон спецификации задания
Элемент спецификации |
Комментарий к заполнению |
Образовательная область |
Познавательное развитие |
Тема |
Знакомство детей с множеством |
Возраст |
4-5 лет |
Время года |
Зима |
Цель занятия |
|
Программное содержание (задачи) |
|
Предварительная работа |
|
Методы |
|
Приемы |
|
Оборудование |
Демонстрационный материал: Раздаточный материал: |
Ход занятия |
|
Следующий пример задания для моделирования из курса дошкольной педагогики (табл. 2). Студенты разрабатывают конспект занятия по организации экспериментирования как вида детской деятельности для детей 5-7 лет.
Таблица 2
Шаблон спецификации задания
Элемент спецификации |
Комментарий к заполнению |
Образовательная область |
Познавательное развитие |
Тема |
Экспериментирование |
Возраст |
6-7 лет |
Время года |
Весна |
Цель занятия |
|
Программное содержание (задачи) |
|
Предварительная работа |
|
Методы |
|
Приемы |
|
Оборудование |
Демонстрационный материал: Раздаточный материал: |
Ход занятия |
|
Опираясь на предложенную структуру, студенты разрабатывают конспект занятия и затем моделируют его проведение в группе. В роли детей выступают волонтеры (одногруппники).
На практических занятиях отрабатываются умения по проведению не только занятий, но и других форм организации образовательного процесса в детском саду. Подготовка к проведению таких заданий требует от студентов привлечения знаний из различных образовательных областей. Например, студентам предлагается задание по разработке сценария музыкального развлечения (табл. 3).
Таблица 3
Шаблон спецификации задания
Элемент спецификации |
Комментарий к заполнению |
Образовательная область |
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие |
Тема |
«Сказка в музыке» |
Возраст |
5-7 лет |
Время года |
Зима |
Цель |
|
Программное содержание (задачи) |
|
Предварительная работа |
|
Методы |
|
Приемы |
|
Форма организации |
|
Оборудование |
Демонстрационный материал: Раздаточный материал: |
Ход сценария |
|
Профессия воспитателя не ограничивается образованием дошкольников. Большое внимание уделяется работе с родителями и педагогами. Так, например, после изучения темы «Закаливание» по методике физического воспитания дошкольников студенты готовят конспект групповой консультации для родителей на тему «Помогите ребенку укрепить здоровье!» (табл. 4).
Таблица 4
Шаблон спецификации задания
Элемент спецификации |
Комментарий к заполнению |
Образовательная область |
Физическое развитие |
Тема |
«Помогите ребенку укрепить здоровье!» |
Возраст детей |
6-7 лет |
Время года |
Зима |
Цель консультации |
|
Программное содержание (задачи) |
|
Предварительная работа |
|
Методы |
|
Приемы |
|
Оборудование |
Демонстрационный материал: Раздаточный материал: |
Ход консультации |
|
Для педагогов детей старшего дошкольного возраста студенты разрабатывают консультацию «Ознакомление с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр» (табл. 5). Представляя данное мероприятие, студент показывает владение современными информационно-коммуникационными технологиями, демонстрирует умение работать с цифровыми образовательными ресурсами, а также применяет навыки разработки и применения цифровых учебных (воспитательных) материалов, что очень актуально для настоящего времени.
Таблица 5
Шаблон спецификации задания
Элемент спецификации |
Комментарий к заполнению |
Образовательная область |
Социально-коммуникативное развитие |
Тема |
Ознакомление с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр |
Возраст, индивидуальные особенности контингента |
Воспитатели детей старшего дошкольного возраста |
Время года |
Осень |
Цель консультации |
|
Программное содержание (задачи) |
|
Предварительная работа |
|
Методы |
|
Приемы |
|
Оборудование |
Демонстрационный материал: Раздаточный материал: |
Ход консультации |
|
Таким образом, в ходе аудиторной работы у студентов формируются и развиваются интеллектуальные, организаторские и коммуникативные умения, и, что немаловажно, снижается боязнь ошибки. Более того, в процессе проигрывания ситуаций формируются навыки активной самостоятельной деятельности студентов, умение принимать нестандартные решения. Погружение студентов в специфичные формы занятий помогает отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным, отмечает С.Н. Захарова. Автор считает, что анализ ошибок студентов, проводимый при подведении итогов, уменьшает вероятность их повторения в будущей профессиональной деятельности [14].
Помимо вышесказанного, подчеркнём, что в процессе выполнения заданий выявляются как теоретические знания в области дошкольного образования (знания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования), так и сформированность практических умений студента (умение подбирать соответствующие заданию методы, приемы, формы и средства организации образовательной деятельности в детском саду). Такой подход к процессу обучения, на наш взгляд, позволяет проверить готовность студента к выполнению профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации в качестве воспитателя при прохождении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. Эффективность реализуемой технологии подтверждается отзывами руководителей практики студентов, педагогов дошкольных организаций, размещенных в электронной образовательной среде университета Moodle (дневники практики). О результативности сформированности компетенций у студентов свидетельствуют выступления педагогов-практиков на научно-методических мероприятиях (конференции, вебинары, семинары и др.).
Выводы
Действительно, трудно переоценить достоинства моделирования в процессе профессиональной подготовки. Образовательный процесс с использованием моделирования педагогической деятельности обеспечивает эффективное формирование ключевых профессиональных компетенций у будущих специалистов.
С целью успешного формирования ключевых профессиональных компетенций работу со студентами необходимо построить с опорой на следующие моменты: обеспечение тематического и хронологического согласования смежных и одноименных курсов предметно-методической направленности; выделение сквозных направлений организации учебно-воспитательного процесса; оптимальный выбор и целесообразное сочетание форм, средств и методов формирования компетенций; поэтапное формирование и развитие компетенций у студентов в процессе обучения в вузе; создание условий для творческого применения знаний и умений в процессе учебной и педагогической деятельности.
Библиографическая ссылка
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И., Шкатова Т.Г. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33363 (дата обращения: 15.10.2024).