Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФРАГМЕНТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТЕ И ЗНАЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Лукьяненко В.П. 1 Лукьяненко Н.В. 1 Стрельникова Т.В. 1 Садовой В.П. 1
1 ФГБОУ Северо-Кавказский федеральный университет
Цели работы – анализ современного состояния процесса преподавания учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего профессионального образования и определение направлений и перспектив его совершенствования. Методы исследования: анализ и синтез проблемной ситуации; сравнительно-сопоставительный анализ, метод научной редукции. Представлены сведения о современных особенностях реализации дисциплин (модуля) по физической культуре и спорту в высших учебных заведениях. На основе анализа учебных планов рассматриваются соотношение объемов контактной и самостоятельной работы, а также использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования двигательного и интеллектуального компонентов физической культуры личности студентов. Осуществлено обоснование необходимости более эффективного формирования специальных знаний в области физической культуры для более успешного освоения и использования ее ценностей в повседневной жизнедеятельности. Представленный критический анализ результатов освоения студентами теоретического материала по дисциплине «Физическая культура и спорт» свидетельствует о том, что в процессе ее преподавания необходимо смещение акцента с безраздельно господствующего двигательного компонента и приведения его в оптимальное соотношение с когнитивным компонентом физической культуры личности, формированию которого в настоящее время уделяется явно недостаточное внимание. Материалы исследования свидетельствуют о явном неблагополучии в постановке преподавания и усвоения содержания дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего образования, о необходимости принятия неотложных мер по восстановлению утраченного былого престижа и достойного места данной учебной дисциплины в системе высшего образования России.
физическое воспитание
физическая культура личности
физкультурные знания
физкультурное образование
студенты
1. Элипханов С.Б., Батукаев А.А., Цетиев А.А. Значение теоретических знаний по освоению предмета «Физическая культура» в непрерывном образовании школьников и студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 316-319.
2. Лукьяненко В.П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для студентов. М.: Советский спорт, 2024. 566 с.
3. Усольцева С.Л. Особенности формирования нравственного поведения студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2019. № 12 (178). С. 315-319.
4. Бон Н.В., Перминов О.А. Знаниево-информационная основа физического воспитания студентов в системе высшего образования // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 142-144.
5. Айдаров Р.А. Общее образование в области физической культуры: его место в системе физического воспитания и анализ взглядов на содержательную сущность данного понятия // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Набережные Челны, 2013. С. 7-16.
6. Ильинич В.П. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильнича. М.: Гардарики, 2003. 448 с.
7. Сохов А.Б. Роль и место физической культуры в системе высшего образования // Образование и проблемы развития общества. Курск, 2021. С. 102-105.
8. Хорькова А.С. Роль и место дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего образования // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 4. С. 42-46.
9. Ибрагимов И.Ф., Салахиев Р.Р., Власова Т.С., Закирова Н.М., Сырова И.Н. Особенности преподавания дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт» (элективные дисциплины)» в современных реалиях образования в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30859 (дата обращения: 13.02.2024).

В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» относится к базовой части учебного плана в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)». Следовательно, она является обязательной для всех студентов высших учебных заведений.

Освоение данной дисциплины способствует формированию физической культуры личности студентов, общей и профессиональной культуры, универсальных компетенций (УК-7), необходимых для успешной учебы и повседневной жизнедеятельности студентов. В результате освоения дисциплины студенты получают знания о влиянии двигательной активности на организм человека, навыки поддержания на должном уровне состояния своей физической подготовленности, рационального сочетания умственной и физической активности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [1].

Цели исследования – анализ современного состояния процесса преподавания учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего профессионального образования и определение направлений и перспектив его совершенствования.

Методы исследования: анализ и синтез проблемной ситуации; сравнительно-сопоставительный анализ, метод научной редукции.

Особое внимание в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» наряду с двигательной составляющей должно уделяться формированию знаниевого (когнитивного) компонента, без которого успешное формирование физической культуры личности не представляется возможным [2; 3, с. 3–4, 122]. Эффективность решения этой задачи находится в прямой зависимости от качества формирования у студентов специальных знаний и умений их рационального применения в повседневной жизни для самосовершенствования и саморазвития.

Важно подчеркнуть, что освоение теоретического раздела по физической культуре способствует формированию у студентов знаний, которые необходимы не только во время обучения, но и на протяжении всей индивидуальной жизни для эффективной профессиональной деятельности и успешной социализации в обществе. Студенты приобретают знания о наиболее рациональных способах решения двигательных задач, использовании двигательной активности для повышения физической и умственной работоспособности, ее восстановления в процессе рекреационно-оздоровительной деятельности и др.

Освоение теоретического материала способствует формированию понимания того, что овладение ценностями физической культуры не только оказывает влияние на развитие физических качеств, но и способствует осознанности выполняемых движений, развитию наблюдательности, внимания, формированию мотивационно-ценностных ориентаций и др. [3, 4]. Занятия физическими упражнениями способствуют профилактике переутомления и нервных срывов, связанных с учебной и трудовой деятельностью. Овладение теоретическими знаниями в области физической культуры наряду с объемной и высокоинтенсивной двигательной активностью в процессе учебно-тренировочной деятельности способствует повышению эффективности трудового воспитания, так как формирует трудолюбие, целеустремленность, что весьма положительно сказывается на показателях учебной и трудовой деятельности [5, 6].

Учебные занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт», которая преподается для всех студентов независимо от направлений подготовки и профилей специализации, включают в себя лекционные, практические занятия и самостоятельную работу студентов по освоению предлагаемого теоретического курса. Главным предназначением таких занятий являются содействие созданию более благоприятных условий для формирования интеллектуального (когнитивного) компонента физической культуры личности студентов, развитие физкультурных интересов, потребностей, мотивационно-ценностных ориентаций [2, с. 18, 265].

Наряду с этим студенты должны посещать элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, основное предназначение которых заключается в целенаправленном воздействии на физическую природу организма студентов, содействии формированию двигательного компонента физической культуры обучающихся. При проведении практических занятий также необходимо уделять особое внимание вооружению обучающихся специальными знаниями и практическими умениями, необходимыми для повышения эффективности как учебных, так и самостоятельных занятий физическими упражнениями [1, 2, 4, 7].

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлен расчет часов на теоретическую и практическую части дисциплины «Физическая культура и спорт» в ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ).

Таблица 1

Распределение часов академических занятий на дисциплины по физической культуре и спорту

Название дисциплины (модуля)

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

Итого

Физическая культура и спорт

Лекция

13,5 ч.

Лекция

12 ч.

25,5 ч.

Сам. работа

13,5 ч.

Сам. работа

3 ч.

16,5 ч.

Пр. работа

0 ч.

Пр. работа 12 ч.

12 ч.

Элективные дисциплины по физической культуре

Пр. работа 13,5 ч.

Пр. работа 24 ч.

Пр. работа

27 ч.

Пр. работа

24 ч.

Пр. работа

27 ч.

Пр. работа

24 ч.

139,5 ч.

Сам. работа

13,5 ч.

Сам. работа 13,5 ч.

Сам. работа

12 ч.

Сам. работа 13,5 ч.

Сам. работа

54 ч.

106,5 ч.

Анализ соотношения объемов учебной работы, отводимых на формирование двигательного и интеллектуального компонентов, представлен в таблице 1 и выглядит следующим образом: интеллектуальный компонент – 37,5 ч. (21,2%); двигательный компонент. – 139,5 ч. (78,8%).

На первый взгляд может показаться, что для преподавания теоретического раздела учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и проведения практических занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных интересов и склонностей занимающихся в высших учебных заведениях созданы все необходимые условия. Однако практика реализации осуществляемого в настоящее время подхода к преподаванию этой учебной дисциплины и связанных с нею элективных курсов скорее свидетельствует об обратном. Следствием его реализации является довольно халатное и небрежное отношение к ним не только со стороны студентов, но и ответственных за постановку этой работы в структурах деканатов и институтов. В результате складываются представления, в соответствии с которыми теоретический курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» воспринимается как нечто малозначимое в процессе образовательной деятельности в вузе.

Более того, на фоне необходимости освоения очень большого объема информации по другим дисциплинам данный теоретический курс воспринимается еще и как не совсем уместный фактор, создающий дополнительные трудности студентам, и без того перегруженным необходимостью освоения теоретических материалов, значительно более важных для их профессиональной подготовки. Как правило, аргументы именно такого рода оказываются главной причиной соответствующего отношения к данной дисциплине со стороны студентов и откровенно низкого качества организации преподавания и усвоения теоретического материала по физической культуре. Неизбежным следствием этого является низкий уровень физкультурной образованности и сформированности когнитивного компонента физической культуры личности студентов. В свою очередь, это отрицательно сказывается на формировании мотивационно-ценностных отношений, физкультурных интересов и потребностей. В конечном итоге все это крайне затрудняет методически грамотную организацию самостоятельных занятий физическими упражнениями, правильную организацию труда и отдыха, не способствует повышению уровня физической и умственной работоспособности, профилактике умственного и физического переутомления и др. [5, 6, 7].

Согласно учебным планам большинства вузов, дисциплина «Физическая культура и спорт» включает в себя довольно значительное количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. При этом уже на одном из самых первых этапов обучения в нее входит выполнение заданий по самостоятельному освоению студентами теоретического материала на основе использования средств системы электронного обучения (СЭО).

Например, в СКФУ теоретические сведения по данному учебному предмету представлены в виде: 18 текстовых материалов лекций, 17 презентаций и видеолекций (всего – 81 видео). Таким образом, в настоящее время освоение студентами теоретического материала учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» осуществляется не в процессе аудиторной работы на лекциях, как это было еще 10–15 лет назад (и как это есть сейчас по всем другим дисциплинам базовой части учебного плана), а в процессе самостоятельного изучения. Причем сам процесс освоения довольно непростого теоретического материала никак не регламентируется, фактически не предусматривает никакого консультативного сопровождения и контроля.

В 2022/2023 учебном году нами была осуществлена попытка проанализировать качество освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура и спорт», осуществляемого на таких организационных основах. Был осуществлен анализ качества освоения теоретического учебного материала, размещенного в СЭО СКФУ, студентами первых курсов по различным направлениям подготовки бакалавриата и специалитета. Всего в процессе исследования были проанализированы результаты обучения в 94 учебных группах (более 2000 студентов). При этом в подавляющем большинстве групп был получен практически одинаковый и крайне неудовлетворительный результат, который представлен в таблице 2 на примере одной из групп по направлению подготовки «Биотехнология», в которой обучаются 24 студента.

Таблица 2

Результаты самостоятельного освоения теоретического материала дисциплины «Физическая культура и спорт» студентами в системе электронного обучения

Студент

Группа

Видео лекции

Текстовые лекции

Презентации

1

БИО…

81/81

18/18

0/17

2

БИО…

81/81

18/18

17/17

3

БИО…

1/81

1/18

0/17

4

БИО…

81/81

18/18

17/17

5

БИО…

81/81

18/18

16/17

6

БИО…

0/81

6/18

0/17

7

БИО…

0/81

0/18

0/17

8

БИО…

0/81

0/18

0/17

9

БИО…

0/81

0/18

0/17

10

БИО…

0/81

3/18

0/17

11

БИО…

0/81

1/18

0/17

12

БИО…

81/81

18/18

0/17

13

БИО…

0/81

0/18

0/17

14

БИО…

0/81

0/18

0/17

15

БИО…

81/81

18/18

4/17

16

БИО…

0/81

0/18

0/17

17

БИО…

81/81

18/18

17/17

18

БИО…

3/81

0/18

0/17

19

БИО…

0/81

0/18

0/17

20

БИО…

0/81

1/18

16/17

21

БИО…

0/81

0/18

0/17

22

БИО…

0/81

0/18

0/17

23

БИО…

36/81

6/18

6/17

24

БИО…

0/81

0/18

0/17

В результате выявлено, что подавляющее большинство студентов (примерно 70–80%) вообще не просматривали ни одну из составляющих теоретического блока или ознакомились с минимальным количеством материалов, размещенных в СЭО. Следовательно, большинство студентов не только не освоили этот материал должным образом, но и вообще не имеют ни малейшего представления о его содержании.

Вместе с тем, практически все студенты из всех 94 групп получили зачет, свидетельствующий об успешном освоении данной учебной дисциплины. При этом следует особо подчеркнуть еще один крайне несообразный и чрезвычайно парадоксальный факт: зачет студентам выставляется не преподавателями, разработавшими и разместившими теоретические материалы в СЭО, не преподавателями, ведущими элективные курсы данного модуля, а представителями деканатов и администрации институтов.

Заключение. Представленные выше материалы исследования являются лишь одним из фрагментов, свидетельствующим о явном неблагополучии в постановке преподавания и усвоения содержания дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего образования. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что такое положение наблюдается не только в СКФУ. Литературные данные [8, 9 и др.] и практика общения авторов данной работы c коллегами из множества других вузов на конференциях и форумах региональных и всероссийского уровней убедительно свидетельствуют о том, что такое положение характерно практически для всей сложившейся к настоящему времени системы высшего профессионального образования в России.

Еще в сравнительно недалеком прошлом, особенно в советский период, мы могли по праву гордиться постановкой преподавания учебного предмета «Физическая культура» в вузах, которая осуществлялась на фундаментальных организационных и научно-методических основах, по специальным учебникам и единым программам, разработанным ведущими учеными и методистами страны. На его изучение отводилось более 400 часов обязательных учебных занятий, проводимых по строгому расписанию и в непосредственном контакте с преподавателем, под его систематической опекой, с его помощью, консультативной поддержкой, строгой отчетностью в виде зачетов, а в некоторых вузах – экзаменов (по теоретическому разделу).

Такой высокий уровень организации и научно-методического обеспечения данной учебной дисциплины не могла (и не может сейчас) продемонстрировать ни одна другая страна мира.

На таком фоне существующее в настоящее время состояние организации преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в большинстве вузов нашей страны выглядит удручающе. Оно является одним из негативных следствий неуемного подражательства и беспринципного копирования западных образцов организации образовательной деятельности, в результате которых полноценное преподавание данной учебной дисциплины в системе вузовской подготовки оказалось фактически ликвидированным. Вместо этого имеет место лишь имитация, создание видимости образовательной деятельности в области физической культуры в системе вузовской подготовки.

Данное обстоятельство является основной причиной низкого уровня образованности студентов в области физической культуры, неизбежным следствием чего служит недостаточный уровень сформированности ценностно-мотивационных отношений, физкультурных интересов и потребностей студенческой молодежи. Все это крайне отрицательно сказывается на уровне осознанности, искренней заинтересованности, внутренней убежденности в необходимости систематических занятий физическими упражнениями, крайне негативным образом отражается на формировании физической культуры, повышении уровня здоровья, работоспособности студенческой молодежи и общества в целом.

Одним из негативных следствий такого положения может быть также снижение вероятности успешного достижения запланированного в государственных документах на ближайшую перспективу 80-процентного показателя по систематическому использованию студенческой молодежью средств физической культуры в своей повседневной жизнедеятельности.

Представленные в работе материалы свидетельствуют о необходимости принятия неотложных мер по восстановлению утраченного былого престижа и достойного места учебного предмета «Физическая культура» в системе высшего образования России.

При этом одной из первоочередных мер должно стать возвращение всех форм контактной работы преподавателей со студентами (лекций, семинарских занятий, зачетов и др.) в процессе преподавания предусмотренного учебными программами теоретического материала по дисциплине (модулю) «Физическая культура и спорт». Именно теоретические знания являются основой для формирования мотивационно-ценностных ориентаций и физкультурных потребностей, представляющих собой главное условие, обеспечивающее стойкий интерес и систематичность самостоятельных занятий физическими упражнениями. Без этого невозможны наиболее полная и успешная реализация двигательного компонента физической культуры личности студентов, повышение эффективности их физкультурно-спортивной деятельности, достижение в реальной действительности (а не только в отчетах на бумаге) высоких показателей систематического использования студентами средств физической культуры в своей повседневной жизнедеятельности.


Библиографическая ссылка

Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В., Стрельникова Т.В., Садовой В.П. ФРАГМЕНТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТЕ И ЗНАЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33352 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674