Социально-эмоциональное обучение – это ценный образовательный метод, направленный на развитие социальных и эмоциональных навыков обучающихся. Он признает важность эмоционального интеллекта и его влияние на общее благополучие, академические успехи и позитивные межличностные отношения [1]. Развитие социально-эмоциональной компетентности является ключом к успеху в период обучения и в жизни. Эмоции влияют на то, как и чему мы учимся, а заботливые отношения обеспечивают продуктивный фундамент образовательного процесса.
Социально-эмоциональное обучение положительно влияет на академическую успеваемость, приносит пользу физическому здоровью, повышает культурность и идейность, что необходимо для успеха на протяжении всего учебного процесса, и снижает риск дезадаптации. Этот метод обеспечивает благоприятную и безопасную среду для студентов, где они могут изучать и практиковать методы решения сложных ситуаций. Повышая осведомленность и способность управлять своими эмоциями, данный метод обучения предоставляет обучающимся стратегии борьбы со стрессом и многочисленные возможности для применения этих стратегий на практике в благоприятной учебной среде.
Образование следует рассматривать как возможность для студентов развивать ряд когнитивных, личных и социальных компетенций. Высшее учебное заведение должно помогать молодым людям улучшать свое общее благосостояние, а не только их академические навыки. Поскольку негативное окружение может быть препятствием для обучения, важно понимать, как создать и поддерживать позитивный климат для всех студентов [2].
Социально-эмоциональное обучение включает в себя пять ключевых компетенций: самосознание, самоконтроль, социальная осведомленность, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений. Эти компетенции работают вместе, чтобы способствовать целостному развитию обучающихся и подготовить их к успеху в различных сферах жизни [3].
Самосознание – это основа эмоционального интеллекта, охватывающая способность человека понимать свои собственные эмоции, мотивацию и реакции. С другой стороны, эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, сочувствие, социальные навыки и способность адаптироваться к различным межличностным ситуациям. Это помогает студенту развить чувство идентичности и способствует уверенности в себе и самоэффективности. Полученные знания позволяют обучающимся оценить, какие усилия находятся в пределах их способностей и что необходимо для дальнейшего развития. Самосознание является основой самоуправления в части регулирования наших эмоций и поведения, а также способности ставить цели и достигать их для эффективного обучения.
Самоменеджмент фокусируется на эффективном регулировании и управлении своими эмоциями, мыслями и поведением. Такая стратегия может использоваться для расширения возможностей обучающихся практиковать знания и академические навыки, включенные в учебную программу, а также для поддержки их поведенческих потребностей.
Социальная осведомленность способствует постановке и достижению позитивных целей, проявлению сочувствия к другим, принятию ответственных решений. Она играет ключевую роль в современном образовании, признавая важность целостного развития человека для достижения академического успеха.
Ответственное принятие решений является еще одним важным элементом в развитии сильных социальных и эмоциональных навыков студента-медика. Для подготовки обучающихся к принятию ответственных решений необходимо привить им навыки мышления в оценке плана лечения будущих пациентов.
Навыки взаимоотношений подразумевают эффективное общение, сотрудничество и взаимодействие с другими членами общества. К таким навыкам можно отнести и такие, как активное слушание, умение работать в коллективе, создавая здоровые отношения, и принимать компромиссные решения в конфликтных ситуациях [4, 5].
Этим компетенциям эффективно обучают в рамках поддержки и хорошо управляемой среды обучения. Развитие самостоятельности, самодисциплины и этики более вероятно в условиях взаимного уважения, сотрудничества и заботы. Такие контексты должны быть структурированы таким образом, чтобы побуждать обучающихся принимать активное участие в изучении новых тем учебных занятий, создавать перспективы формирования доступных возможностей для удовлетворения личных потребностей и выстраивать позитивные отношения с одногруппниками, что способствует оптимистичной аудиторной атмосфере.
Цель исследования: разработка и апробация методики обучения с целью развития социальной осведомленности и академической успеваемости.
Материалы и методы исследования
Объект исследования: социально-эмоциональное обучение студентов.
Предмет исследования: оценка эффективности внедрения новых образовательных методов, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков обучающихся.
Образование – одна из крупнейших областей применения эмоционального интеллекта. Акцент на социальном и эмоциональном обучении быстро растет на всех уровнях образования. Это неотъемлемая часть качественного преподавания и обучения. Эффективный подход социально-эмоционального обучения улучшает качество взаимодействия на занятиях, академическое развитие, мотивацию к обучению и взаимодействие наставника и студента посредством эмпирических практик.
Методы обучения, предполагающие сотрудничество и эффективное взаимодействие преподавателя со студентами, могут способствовать повышению качества академической успеваемости. Стратегия социального и эмоционального обучения развивает навыки, связанные с когнитивным развитием, поощряет сосредоточенность и мотивацию студентов, улучшает отношения между обучающимися и преподавателями, повышает уверенность и успех студентов.
Управление стрессом и релаксация должны быть полностью включены в обучение.
Сильный стресс или негативные эмоции блокируют прохождение данных в память. С другой стороны, приятные, позитивные, подкрепляющие и внутренние мотивирующие стимулы открывают ворота лимбической системы, облегчают активную обработку информации. Развитое самосознание и самоконтроль, внимание к деталям, размышление и восприимчивость, создание или имитация реального опыта посредством демонстраций, проекты или дискуссии, ориентированные на студентов, привносят личную значимость в области академического содержания и показывают обучающимся важность этой информации.
Участие студентов в групповых проектах или волонтерская работа могут стать отличным способом развития социальных и эмоциональных навыков обучающихся. Социально-эмоциональный подход к обучению обеспечивает гибкость в образовательном процессе.
Основная цель занятий заключалась в том, чтобы дать студентам возможность развить комплекс навыков. Обучающиеся были разделены на группы, и был назначен руководитель. В исследовании приняли участие 58 студентов (65,5 % женщин, 34,5 % мужчин) 1 курса специальности «Медико-профилактическое дело» и 68 студентов (64,7 % женщин, 35,3 % мужчин) 1 курса специальности «Лечебное дело».
Отметим преимущества внедрения социально-эмоционального обучения в медицинских университетах. Во-первых, метод обучения, осуществляемый с помощью доверительного взаимодействия и взаимного информирования, создает благоприятную среду, в которой обучающиеся чувствуют себя ценным и полезным членом коллектива, что необходимо для достижения и демонстрации личностного развития студента [6, 7].
Во-вторых, социально-эмоциональное обучение развивает профессиональные навыки и навыки межличностного общения. Более того, перечисленные навыки помогают обучающимся развить веру в то, что их настойчивость и усилия могут окупиться повышением успеваемости в университете и в жизни.
Таким образом, социально-эмоциональное обучение охватывает широкий спектр навыков, установок и ценностей, которые способствуют успеху в высшей школе и в жизни, таких как управление эмоциями, постановка и достижение целей, стойкость в трудных ситуациях и работа в команде. В нем признается важность фундаментально- межличностного проекта образования, в рамках которого знания развиваются посредством действий доверительных отношений между преподавателями, обучающимся, и сверстниками [8, 9].
Авторами представлена модель социально-эмоционального обучения (рис. 1).
Рис. 1. Модель социально-эмоционального обучения
Результаты исследования и их обсуждение
Для приобретения и эффективного применения знаний, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и возможности умело справляться со сложными ситуациями апробирован метод доверительного взаимодействия и взаимного информирования.
Задание заключалось в подготовке и представлении одногруппникам интерактивного плаката в качестве наглядного, сжатого и красочного представления информации в рамках календарного плана изучаемых дисциплин (рис. 2). Студенты имели возможность обсудить тему с преподавателем на семинарских занятиях перед выступлением.
Данная командная деятельность поощряла студентов быть представителями собственного обучения и способствовала развитию коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций, таких как социальная осведомленность и взаимоотношения.
Рис. 2. Комплексные соединения и их роль в медицине
Командные работы и интерактивные задания максимизировали самосознание студентов по материалу и стимулировали их любопытство. Общая успеваемость студентов оценивалась с помощью тестирования.
В начале семестра студентам было предложено помогать и обучать друг друга в течение всего семестра. Авторы отмечают, что более высокий уровень эмоционального интеллекта в конце первого семестра связан с различными результатами межличностного общения, включая более кооперативное поведение. Изменения выявлены обучающимся и их наставниками с помощью общедоступного опросника TEIQue-ASF для самооценки студента в начале и конце семестра, разработанного на базе Психометрической лаборатории Лондона [10].
У каждого студента есть возможность получить пользу от обучения другого студента. Развитие новых навыков способствует социальному и эмоциональному благополучию студентов. В данном подходе студенты становятся активными участниками процесса образования в высшем учебном заведении.
Студенты положительно оценили используемые подходы к обучению и признали, что это способствовало повышению их уровня знаний. Письменные комментарии обучающихся и анкетирование подтвердили эту оценку.
В этом метаанализе авторы использовали статистические методы с помощью небольшого анкетирования для обобщения результатов исследования и обнаружили следующий спектр повышения эффективности работы студентов из экспериментальной группы (126 чел.):
- снижение эмоционального стресса, такого как тревога и депрессия, отметили 10% респондентов;
- улучшение отношения к себе и другим подчеркнули 9 % опрошенных студентов;
- улучшение социальных и эмоциональных навыков – построение продуктивных взаимоотношений со сверстниками выявлено у 23% обучающихся;
- улучшение результатов тестирования по изучаемым темам при проведении командной работы показали 11 % обучающихся.
Таким образом, данный подход положительно влияет на психическое здоровье и самостоятельность студента. Способствуя эмоциональному регулированию и управлению стрессом, социально-эмоциональное обучение дает обучающимся механизмы преодоления трудностей, позволяющие эффективно справляться с ними, что снижает частоту поведенческих проблем и повышает общую психологическую устойчивость.
Заключение
Таким образом, социально-эмоциональный подход к обучению студентов медицинского вуза способствует активному развитию социальных и эмоциональных навыков обучающихся. В ходе исследования было выявлено, что применение метода доверительного взаимодействия и взаимного информирования способствует более эффективному использованию полученных знаний не только при сдаче промежуточной аттестации, но и при принятии ответственных решений, при преодолении определенных жизненных испытаний.
Результаты проведенного исследования показывают взаимосвязь между социальными и эмоциональными навыками студентов, что способствует построению продуктивных взаимоотношений в группе, умению справляться со сложными ситуациями. Социальные и эмоциональные навыки будущих врачей способствуют повышению их общей психологической устойчивости. По мнению авторов, социальное и эмоциональное обучение можно использовать как предиктор или фактор академического и личного успеха.
Библиографическая ссылка
Брель А.К., Танкабекян Н.А., Блинцова Н.В., Жогло Е.Н., Авакян И.Г., Шевцова Е.М., Рамаева Р.Ш. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33341 (дата обращения: 09.10.2024).