Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Брель А.К. 1 Танкабекян Н.А. 1 Блинцова Н.В. 1 Жогло Е.Н. 1 Авакян И.Г. 1 Шевцова Е.М. 1 Рамаева Р.Ш. 1
1 Волгоградский государственный медицинский университет
Социальное и эмоциональное обучение – это способность распознавать эмоции и управлять ими, решать проблемы и устанавливать позитивные отношения, необходимые для всех студентов. В работе представлен метод, направленный на сочетание поведения, познания и эмоций с целью развития осведомленности и академической успеваемости. Социальное и эмоциональное обучение включает обучение эмоциональным навыкам, таким как общение и разрешение проблем, чтобы помочь студентам лучше ориентироваться в социальных взаимодействиях. Развитие позитивных отношений между студентами и преподавателями является целью каждого наставника. Аспекты, направленные на улучшение эмоционального здоровья студентов, положительно влияют на их успеваемость и общее ощущение удовлетворенности, что способствует личному, социальному и интеллектуальному развитию обучающихся. Занятие, в котором упор делается на социальное и эмоциональное обучение, полезно для когнитивного, межличностного и эффективного роста обучающихся. Результаты настоящего исследования показывают, насколько важно поддерживать обучающихся в развитии чувства общности и мотивации, содействия академическим успехам посредством эмоционального интеллекта. Позитивный настрой, инициативность, склонность к постановке целей, настойчивость, эффективная система поддержки являются результативными факторами, которые могут помочь студентам стать более уверенными и успешными в учебе.
социально-экономическое обучение
компетенция
культурность
навыки
идейность
дезадаптация
1. Наймушина Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики // Педагогика: история, перспективы. 2019. № 3. С. 41–48.
2. Дорофеева Е.В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе // Известия ВГПУ. 2012. № 10. С. 51–56.
3. Elmi C. Integrating Social Emotional Learning Strategies in Higher Education / Elmi C. Text : electronic // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020. № 10 (3). Р. 848–858.
4. Конева С.Х., Морхова И.В. Использование социальных технологий в обучении // Наука и образование сегодня. 2020. № 6–1 (53). С. 59–60.
5. Беспарточный Б.Д. Современное социальное образование в России // Успехи современного естествознания. 2009. № 10. С. 51–52.
6. Куличенко Р.М., Симонович В.Л. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=444 (дата обращения: 02.04.2024).
7. Артюхина А.И., Танкабекян Н.А., Даниленко Е.Е., Зейналлы Р.Р., Жогло Е.Н. Методы проблемного обучение как путь развития креативного мышления студентов // Современные проблемы науки и образования. 2022. №3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31784 (дата обращения: 02.04.2024).
8. Кожевникова М.Н. Междисциплинарный семинар «социально-эмоциональное обучение в современном образовании» // ЧиО. 2019. № 1 (58). С. 183–188.
9. Кожевникова М.Н., Лебедев Н.С. Новая дидактика «социально-эмоционально-этического образования»: роль педагогического моделирования // ЧиО. 2020. № 4 (65). С. 297–301.
10. Клыпа О.В., Стежко П.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–3. С. 183–188.24).

Социально-эмоциональное обучение – это ценный образовательный метод, направленный на развитие социальных и эмоциональных навыков обучающихся. Он признает важность эмоционального интеллекта и его влияние на общее благополучие, академические успехи и позитивные межличностные отношения [1]. Развитие социально-эмоциональной компетентности является ключом к успеху в период обучения и в жизни. Эмоции влияют на то, как и чему мы учимся, а заботливые отношения обеспечивают продуктивный фундамент образовательного процесса.

Социально-эмоциональное обучение положительно влияет на академическую успеваемость, приносит пользу физическому здоровью, повышает культурность и идейность, что необходимо для успеха на протяжении всего учебного процесса, и снижает риск дезадаптации. Этот метод обеспечивает благоприятную и безопасную среду для студентов, где они могут изучать и практиковать методы решения сложных ситуаций. Повышая осведомленность и способность управлять своими эмоциями, данный метод обучения предоставляет обучающимся стратегии борьбы со стрессом и многочисленные возможности для применения этих стратегий на практике в благоприятной учебной среде.

Образование следует рассматривать как возможность для студентов развивать ряд когнитивных, личных и социальных компетенций. Высшее учебное заведение должно помогать молодым людям улучшать свое общее благосостояние, а не только их академические навыки. Поскольку негативное окружение может быть препятствием для обучения, важно понимать, как создать и поддерживать позитивный климат для всех студентов [2].

Социально-эмоциональное обучение включает в себя пять ключевых компетенций: самосознание, самоконтроль, социальная осведомленность, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений. Эти компетенции работают вместе, чтобы способствовать целостному развитию обучающихся и подготовить их к успеху в различных сферах жизни [3].

Самосознание – это основа эмоционального интеллекта, охватывающая способность человека понимать свои собственные эмоции, мотивацию и реакции. С другой стороны, эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, сочувствие, социальные навыки и способность адаптироваться к различным межличностным ситуациям. Это помогает студенту развить чувство идентичности и способствует уверенности в себе и самоэффективности. Полученные знания позволяют обучающимся оценить, какие усилия находятся в пределах их способностей и что необходимо для дальнейшего развития. Самосознание является основой самоуправления в части регулирования наших эмоций и поведения, а также способности ставить цели и достигать их для эффективного обучения.

Самоменеджмент фокусируется на эффективном регулировании и управлении своими эмоциями, мыслями и поведением. Такая стратегия может использоваться для расширения возможностей обучающихся практиковать знания и академические навыки, включенные в учебную программу, а также для поддержки их поведенческих потребностей.

Социальная осведомленность способствует постановке и достижению позитивных целей, проявлению сочувствия к другим, принятию ответственных решений. Она играет ключевую роль в современном образовании, признавая важность целостного развития человека для достижения академического успеха.

Ответственное принятие решений является еще одним важным элементом в развитии сильных социальных и эмоциональных навыков студента-медика. Для подготовки обучающихся к принятию ответственных решений необходимо привить им навыки мышления в оценке плана лечения будущих пациентов.

Навыки взаимоотношений подразумевают эффективное общение, сотрудничество и взаимодействие с другими членами общества. К таким навыкам можно отнести и такие, как активное слушание, умение работать в коллективе, создавая здоровые отношения, и принимать компромиссные решения в конфликтных ситуациях [4, 5].

Этим компетенциям эффективно обучают в рамках поддержки и хорошо управляемой среды обучения. Развитие самостоятельности, самодисциплины и этики более вероятно в условиях взаимного уважения, сотрудничества и заботы. Такие контексты должны быть структурированы таким образом, чтобы побуждать обучающихся принимать активное участие в изучении новых тем учебных занятий, создавать перспективы формирования доступных возможностей для удовлетворения личных потребностей и выстраивать позитивные отношения с одногруппниками, что способствует оптимистичной аудиторной атмосфере.

Цель исследования: разработка и апробация методики обучения с целью развития социальной осведомленности и академической успеваемости.

Материалы и методы исследования

Объект исследования: социально-эмоциональное обучение студентов.

Предмет исследования: оценка эффективности внедрения новых образовательных методов, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков обучающихся.

Образование – одна из крупнейших областей применения эмоционального интеллекта. Акцент на социальном и эмоциональном обучении быстро растет на всех уровнях образования. Это неотъемлемая часть качественного преподавания и обучения. Эффективный подход социально-эмоционального обучения улучшает качество взаимодействия на занятиях, академическое развитие, мотивацию к обучению и взаимодействие наставника и студента посредством эмпирических практик.

Методы обучения, предполагающие сотрудничество и эффективное взаимодействие преподавателя со студентами, могут способствовать повышению качества академической успеваемости. Стратегия социального и эмоционального обучения развивает навыки, связанные с когнитивным развитием, поощряет сосредоточенность и мотивацию студентов, улучшает отношения между обучающимися и преподавателями, повышает уверенность и успех студентов.

Управление стрессом и релаксация должны быть полностью включены в обучение.

Сильный стресс или негативные эмоции блокируют прохождение данных в память. С другой стороны, приятные, позитивные, подкрепляющие и внутренние мотивирующие стимулы открывают ворота лимбической системы, облегчают активную обработку информации. Развитое самосознание и самоконтроль, внимание к деталям, размышление и восприимчивость, создание или имитация реального опыта посредством демонстраций, проекты или дискуссии, ориентированные на студентов, привносят личную значимость в области академического содержания и показывают обучающимся важность этой информации.

Участие студентов в групповых проектах или волонтерская работа могут стать отличным способом развития социальных и эмоциональных навыков обучающихся. Социально-эмоциональный подход к обучению обеспечивает гибкость в образовательном процессе.

Основная цель занятий заключалась в том, чтобы дать студентам возможность развить комплекс навыков. Обучающиеся были разделены на группы, и был назначен руководитель. В исследовании приняли участие 58 студентов (65,5 % женщин, 34,5 % мужчин) 1 курса специальности «Медико-профилактическое дело» и 68 студентов (64,7 % женщин, 35,3 % мужчин) 1 курса специальности «Лечебное дело».

Отметим преимущества внедрения социально-эмоционального обучения в медицинских университетах. Во-первых, метод обучения, осуществляемый с помощью доверительного взаимодействия и взаимного информирования, создает благоприятную среду, в которой обучающиеся чувствуют себя ценным и полезным членом коллектива, что необходимо для достижения и демонстрации личностного развития студента [6, 7].

Во-вторых, социально-эмоциональное обучение развивает профессиональные навыки и навыки межличностного общения. Более того, перечисленные навыки помогают обучающимся развить веру в то, что их настойчивость и усилия могут окупиться повышением успеваемости в университете и в жизни.

Таким образом, социально-эмоциональное обучение охватывает широкий спектр навыков, установок и ценностей, которые способствуют успеху в высшей школе и в жизни, таких как управление эмоциями, постановка и достижение целей, стойкость в трудных ситуациях и работа в команде. В нем признается важность фундаментально- межличностного проекта образования, в рамках которого знания развиваются посредством действий доверительных отношений между преподавателями, обучающимся, и сверстниками [8, 9].

Авторами представлена модель социально-эмоционального обучения (рис. 1).

Рис. 1. Модель социально-эмоционального обучения

Результаты исследования и их обсуждение

Для приобретения и эффективного применения знаний, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и возможности умело справляться со сложными ситуациями апробирован метод доверительного взаимодействия и взаимного информирования.

Задание заключалось в подготовке и представлении одногруппникам интерактивного плаката в качестве наглядного, сжатого и красочного представления информации в рамках календарного плана изучаемых дисциплин (рис. 2). Студенты имели возможность обсудить тему с преподавателем на семинарских занятиях перед выступлением.

Данная командная деятельность поощряла студентов быть представителями собственного обучения и способствовала развитию коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций, таких как социальная осведомленность и взаимоотношения.

111222

 

222111

Рис. 2. Комплексные соединения и их роль в медицине

Командные работы и интерактивные задания максимизировали самосознание студентов по материалу и стимулировали их любопытство. Общая успеваемость студентов оценивалась с помощью тестирования.

В начале семестра студентам было предложено помогать и обучать друг друга в течение всего семестра. Авторы отмечают, что более высокий уровень эмоционального интеллекта в конце первого семестра связан с различными результатами межличностного общения, включая более кооперативное поведение. Изменения выявлены обучающимся и их наставниками с помощью общедоступного опросника TEIQue-ASF для самооценки студента в начале и конце семестра, разработанного на базе Психометрической лаборатории Лондона [10].

У каждого студента есть возможность получить пользу от обучения другого студента. Развитие новых навыков способствует социальному и эмоциональному благополучию студентов. В данном подходе студенты становятся активными участниками процесса образования в высшем учебном заведении.

Студенты положительно оценили используемые подходы к обучению и признали, что это способствовало повышению их уровня знаний. Письменные комментарии обучающихся и анкетирование подтвердили эту оценку.

В этом метаанализе авторы использовали статистические методы с помощью небольшого анкетирования для обобщения результатов исследования и обнаружили следующий спектр повышения эффективности работы студентов из экспериментальной группы (126 чел.):

- снижение эмоционального стресса, такого как тревога и депрессия, отметили 10% респондентов;

- улучшение отношения к себе и другим подчеркнули 9 % опрошенных студентов;

- улучшение социальных и эмоциональных навыков – построение продуктивных взаимоотношений со сверстниками выявлено у 23% обучающихся;

- улучшение результатов тестирования по изучаемым темам при проведении командной работы показали 11 % обучающихся.

Таким образом, данный подход положительно влияет на психическое здоровье и самостоятельность студента. Способствуя эмоциональному регулированию и управлению стрессом, социально-эмоциональное обучение дает обучающимся механизмы преодоления трудностей, позволяющие эффективно справляться с ними, что снижает частоту поведенческих проблем и повышает общую психологическую устойчивость.

Заключение

Таким образом, социально-эмоциональный подход к обучению студентов медицинского вуза способствует активному развитию социальных и эмоциональных навыков обучающихся. В ходе исследования было выявлено, что применение метода доверительного взаимодействия и взаимного информирования способствует более эффективному использованию полученных знаний не только при сдаче промежуточной аттестации, но и при принятии ответственных решений, при преодолении определенных жизненных испытаний.

Результаты проведенного исследования показывают взаимосвязь между социальными и эмоциональными навыками студентов, что способствует построению продуктивных взаимоотношений в группе, умению справляться со сложными ситуациями. Социальные и эмоциональные навыки будущих врачей способствуют повышению их общей психологической устойчивости. По мнению авторов, социальное и эмоциональное обучение можно использовать как предиктор или фактор академического и личного успеха.


Библиографическая ссылка

Брель А.К., Танкабекян Н.А., Блинцова Н.В., Жогло Е.Н., Авакян И.Г., Шевцова Е.М., Рамаева Р.Ш. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33341 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674