Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ: СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ

Александрова Л.Н. 1 Жук Л.В. 1 Щучка Т.А. 1
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Учет глобальных тенденций развития современного информационного общества актуализирует трансформацию образовательного процесса в области математики, физики и информатики с целью повышения качества обучения. Современные образовательные программы должны развивать у учащихся широкий спектр интеллектуальных навыков, таких как способность к творческому и самостоятельному мышлению, гибкость в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, постоянная готовность к личностному росту. Достижение указанных ориентиров предполагает поиск новых дидактических решений и эффективных практик развития у обучающихся такого важного качества, как интеллектуальная мобильность. Цель исследования – уточнить сущность понятия «интеллектуальная мобильность в области математики, информатики, физики» как сложной системной характеристики личности обучающегося, установить компоненты интеллектуальной мобильности, определить уровни ее развития и соответствующие критерии. В качестве базисных составляющих интеллектуальной мобильности как комплексной личностной структуры определены мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, креативный, рефлексивный, коммуникативный компоненты. Выявлены сущностные признаки и структурные компоненты интеллектуальной мобильности, установлены уровневые критерии и показатели, которые позволят отыскать научно обоснованные способы организации образовательного процесса в школе и вузе, обеспечивающего развитие данной характеристики у будущих выпускников. Исследование выполнено в рамках работы ФИП «Развитие интеллектуальной мобильности обучающихся в цифровой образовательной среде университета».
интеллект
интеллектуальная мобильность
познавательная деятельность в области математики
информатики
физики
1. Государственная программа российской федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/ (дата обращения: 04.02.2024).
2. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 14.02.2024).
3. Комарова С.А. Социальная мобильность в современной социологической картине России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6. Часть 2. С.108-111. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-108-111.
4. Корсаков А.С., Левченко Д.В., Зайцев Н.Н. Профессиональная мобильность: понятие и содержание // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. С.281-286 DOI: 10.18522/2070-1403-2020-83-6-281-287.
5. Манаева Н.Н. Психолого-педагогическая характеристика информационной мобильности как интегративного качества личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №2 (177). С.106-111.
6. Карпова Е.В., Яблокова А.В. Когнитивные стили: история вопроса и новые проблемы // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С.220-226.
7. Плотникова Е.Б., Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Интеллектуальная социализация субъектов профессионального образования с использованием новых информационно-коммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22251 (дата обращения: 22.03.2024).
8. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1998. 416 с.
9. Пушкарева Т.П., Степанова Т.А., Калитина В.В. Дидактические средства развития алгоритмического стиля мышления студентов // Образование и наука. 2017. Т. 19(9). С.126-143. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-126-143.
10. Бабаев Д.Б., Кылычова Н.Э. Анализ различных уровней и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. Vol. 2-1(41). Р. 66-70. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10109.
11. Жук Л.В. Активизация мыслительной деятельности будущих учителей математики в области геометрии средствами компьютерного моделирования: дис. …канд. пед. наук. Елец, 2007. 223 с.
12. Жук Л.В. О сущности понятий активности и активизации мыслительной деятельности в области геометрии // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4 (11) C. 82-84.

В настоящее время в условиях масштабного ускорения темпа развития общественных отношений, усиления общемировых тенденций глобализации и интеграции, обусловливающих подвижность и изменчивость процессов в экономической, политической, образовательной, социальной сферах жизни общества, у современного человека возрастает потребность в наличии способности динамично адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко реагировать на быструю смену информационных потоков и стремительное распространение наукоемких технологий, оперативно принимать нестандартные решения, делать оптимальный выбор при наличии многих альтернатив. Указанная способность, обеспечивающая высокую восприимчивость индивида к нововведениям, его готовность вырабатывать собственную жизненную позицию, личную стратегию поведения и деятельности, связана с исходным определяющим понятием интеллектуальной мобильности, вошедшим в научный оборот в последние два десятилетия.

Введение понятия интеллектуальной мобильности в сферу педагогической науки обусловлено тенденциями обновления образования, направленными на преодоление кризиса знаниевой парадигмы. Развивающемуся обществу нужны грамотные, предприимчивые люди, способные к решению сложных проблем в различных ситуациях профессиональной или социальной жизни, в связи с чем насущной необходимостью образовательной практики становится не столько формирование триады «знания – умения – навыки», сколько развитие чувствительности к социально-образовательному контексту, конструирование личностно значимого знания на основе самостоятельной работы с информацией. Сказанное подтверждается содержанием ряда нормативных документов, в частности государственной программы РФ «Развитие образования» до 2030 года, где в качестве одного из стратегических приоритетов отмечена подготовка образованной, высокомотивированной и инициативной личности, способной критически мыслить, адекватно оценивать значимость проблем, принимать решения в условиях неопределенности, осуществлять сотрудничество и коллаборации [1]. Вследствие этого интеллектуальная мобильность выпускника образовательного учреждения приобретает большую значимость, становясь основой для формирования у него системы ключевых компетенций, связующим звеном между ними.

Особую значимость проблема развития интеллектуальной мобильности приобретает в рамках физико-математического образования, поскольку оно способствует взаимовлиянию и взаимообогащению различных областей знания, методов познания действительности, обеспечивая эффективное развитие способностей личности к инноватизации, гибкому реагированию на изменяющиеся условия деятельности, быстрой адаптации к ним. Учебные предметы «Математика», «Информатика», «Физика» обладают значимым потенциалом для совершенствования дидактических решений в направлении проявления такого важного образовательного эффекта, как интеллектуальная мобильность, позволяя трансформировать образовательный процесс с учетом глобальных трендов современного информационного общества и обеспечить формирование у обучающихся широкого спектра интеллектуальных умений.

Цель исследования – уточнить сущность понятия «интеллектуальная мобильность в области математики, информатики, физики» как сложной системной характеристики личности обучающегося, установить компоненты интеллектуальной мобильности, определить уровни ее развития и соответствующие критерии.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды российских и зарубежных авторов, содержащие классические подходы к изучению познавательной деятельности обучающихся, методики формирования интеллектуальных умений и приемов умственной деятельности, а также работы, отражающие взаимосвязь социальных и психологических факторов проявления феномена интеллектуальной мобильности. Для исследования были применены следующие методы: классификация, систематизация и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы. Кроме того, были изучены нормативно-законодательные документы, касающиеся образования, а также методический опыт преподавания дисциплин физико-математического цикла в общеобразовательной школе и вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

Категория «мобильность» трактуется как «подвижность, способность к быстрому передвижению и умение быстро ориентироваться в обстановке» [2]. Анализ научной литературы показывает, что понятие мобильности является многоаспектным и междисциплинарным: в различных областях науки рассматриваются такие термины, как «социальная мобильность», «профессиональная мобильность», «познавательная мобильность», «информационная мобильность» и др.

Вопросами социальной мобильности занимались Т.И. Арутюнян, Ю.В. Заславская, А.В.Мудрик, Ю.И. Калиновский, С.И. Кудинов, Н.М. Таланчук и др. В частности, С.А.Комаровой социальная мобильность определена как «не только процесс перемещения индивида внутри социальной структуры, но также и определенный ресурс для реализации индивидом своих возможностей, качество его состояния как результат перемещений, а также и своего рода критерий реализации личностного потенциала индивида» [3]. Эта способность позволяет человеку приспособиться к новым условиям и достичь успеха в различных сферах жизни. Автор считает, что социальная мобильность зависит от индивидуальных качеств человека, его образования, навыков, умений, а также от среды, в которой он находится. Она может быть как вертикальной (переход на более высокий уровень социального статуса), так и горизонтальной (изменение сферы деятельности, смена профессии).

Понятие профессиональной мобильности исследовалось В.Г. Громовым, Е.А.Макаровой, П.А. Сорокиным, П.Г. Щедровицким и др. Ученые связывают данный феномен с процессом движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, в результате которого повышается уровень социальной адаптированности и конкурентоспособности личности на рынке труда [4]. По мнению исследователей, базу профессиональной мобильности личности составляют высокий уровень профессиональных знаний, владение профессиональными приемами и умениями, эффективное и качественное их применение в сфере профессиональной деятельности.

Информационная мобильность большинством исследователей рассматривается как способность эффективно и критически оценивать и анализировать информацию, ориентироваться в информационных ресурсах и коммуницировать с помощью современных технологий. На практике информационная мобильность оценивается на основе таких факторов, как умение извлекать, обрабатывать и применять информацию, эффективно ее адаптировать к изменяющимся условиям работы [5].

Анализ научных публикаций в области психологии позволяет отметить, что категория мобильности часто выступает предметом исследования с точки зрения психических функций, связанных с процессом познания (А.П. Лобанов, Е. Торренс, М.А. Холодная и др.). Этим обусловлено введение в науку понятия когнитивной мобильности (cognition – «познание»), характеризующего способность индивида к овладению различными способами приобретения информации, к включению данной информации в систему уже имеющихся знаний и в различные виды деятельности, к ускоренной ассимиляции новых знаний. Исследователями обоснованы теоретические положения и представлены эмпирические данные о том, что в процессе познания индивид проявляет различные формы когнитивного поведения, связанного с восприятием, анализом, структурированием и оценкой информации, при этом указанные формы именуются когнитивными стилями [6].

Совокупность индивидуальных характеристик личности, проявляющихся в пластичности интеллектуальных процессов, гибкости мышления, способности оперативно перестраивать программу умственных действий, реагируя на изменяющиеся внешние условия и внутренние противоречия, именуется интеллектуальной мобильностью.

В работе Е.Б. Плотниковой определены основные характеристики интеллектуальной мобильности обучающихся: интеллектуальная адекватность - способность контролировать мыслительную деятельность на основе критериев и показателей, признанных обществом; интеллектуальная адаптивность - способность анализировать ситуацию, определять проблемы, искать эффективные решения, учитывая имеющиеся ограничения и контекст; интеллектуальная активность - способность субъекта к интенсивной мыслительной деятельности, активному использованию своих когнитивных способностей; интеллектуальная интерактивность - чувствительность к партнерству и эффективному взаимодействию в решении интеллектуальных задач [7].

Специфика интеллектуальной мобильности в области математики, физики, информатики обусловлена особенностями мыслительных процессов, задействованных при изучении соответствующих дисциплин, и направленностью познавательной деятельности на конкретную предметную сферу. Для выявления данной специфики следует обратиться к исследованиям, анализирующим спектр умственных способностей, проявляющихся при решении математических задач, работе с различными типами информации и массивами данных, при моделировании физических процессов и явлений.

В частности, в исследованиях В.А. Крутецкого в качестве ключевых математических способностей отмечены: преобладание абстрактного и дедуктивного мышления, склонность к установлению общих связей между изучаемыми объектами; приоритет аналитико-синтетической активности, владение навыками комбинирования цифровой и символической символики; способность ориентироваться в пространстве, вытраивать геометрические конструкции, анализировать и создавать геометрические образы [8].

Научные труды, посвященные выявлению характерных свойств мышления при обучении информатике, устанавливают в качестве его базисной характеристики алгоритмический стиль мыслительного процесса, выражающийся в планировании структуры действий, необходимых для достижения поставленной цели, быстром построении информационных моделей для описания объектов и систем, создании мыслительных схем, способствующих всестороннему анализу проблемы, созданию крупных блоков решения задачи с последующей детализацией и представлением конечного результат в языковых формах [9].

К отличительным чертам мыслительной деятельности в области физики следует отнести способность классифицировать структурные элементы физических знаний (о видах механического движении, о физических телах, о физических величинах, об особенностях протекания явлений и процессов); способность определять эмпирический базис физической теории, ее ядро (постулаты, принципы, общая модель связей и отношений, заложенных в теоретическом обобщении и относящихся к идеализированному объекту), выводить следствия и осуществлять их экспериментальную проверку, находить практическое применение результатов теории [10].

Обобщая вышеизложенное, под интеллектуальной мобильностью обучающегося в области математики, физики, информатики будем понимать интегрированное личностное образование, выражающееся в готовности оперативно находить, анализировать и применять информацию о математических объектах, информационных системах, физических процессах, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях на основе логических схем, алгоритмических структур, выбирать эффективные способы выполнения задач репродуктивного и творческого характера с применением математических и физических законов, толерантно воспринимать нововведения и реагировать на них адекватной сменой форм интеллектуальной деятельности.

Для более детального исследования интеллектуальной мобильности необходимо установить ее компонентную структуру, что будет способствовать поиску адекватных технологий и эффективного методического инструментария для развития данного феномена у обучающихся. На основе анализа значительного числа научных источников были выявлены следующие базисные составляющие интеллектуальной мобильности как комплексной личностной структуры:

1) мотивационно-ценностный компонент, включающий устойчивую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, положительную мотивацию к продуктивной познавательной деятельности в области математики, информатики, физики, ценностные ориентации субъекта обучения на саморазвитие и самоактуализацию, на преобразующий и творческий характер интеллектуальной активности;

2) когнитивный компонент, включающий систему знаний, необходимых для решения учебных и профессиональных задач в области математики, информатики, физики, а также умений быстро обучаться, осваивать новое, усваивать и перерабатывать информацию;

3) операционно-деятельностный компонент, включающий совокупность приемов и способов мыслительной деятельности, исследовательских навыков, применяемых при работе с информацией математического, информационного, физического характера;

4) креативный компонент, выражающийся в открытости к новому опыту, способности генерировать множество идей, самостоятельно обнаруживать и формулировать проблемы, искать их решения;

5) рефлексивный компонент, проявляющийся в способности критически оценивать предлагаемые идеи с учетом исследуемой ситуации, адаптировать свои действия в соответствии с изменчивыми условиями, адекватно оценивать свои интеллектуальные возможности и их ограничения при выборе форм и методов познания;

6) коммуникативный компонент, характеризующийся коммуникабельностью, коммуникативной толерантностью, умением устанавливать межличностные контакты и выстраивать этику делового общения при работе с информацией.

Обозначенная позиция в отношении понимания сущности интеллектуальной мобильности в области математики, информатики, физики, а также в отношении выделенной компонентной структуры интеллектуальной мобильности предполагает установление уровней сформированности данной характеристики у обучающихся, характеризующих их локальных критериев и показателей (табл.). Градация уровней интеллектуальной мобильности позволит наметить эффективные пути ее развития в процессе обучения предметам физико-математического цикла [11, 12].

Уровни, соответствующие им критерии и показатели развития интеллектуальной мобильности в области математики, информатики, физики

Уровни

Критерии сформированности компонентов интеллектуальной мобильности

Показатели соответствующих умений при решении задач

Низкий

- неустойчивые познавательные потребности, обусловленные внешними стимулами;

- поверхностные знания в предметной области, решение задач по готовым образцам и алгоритмическим предписаниям;

- стандартность мышления, его ограниченность первоначально найденным способом действий;

- отсутствие критичного отношения к предложенным подходам в решении задач

- умение выявлять структуру задачи (данные, искомые, свойства и отношения);

- умение сопоставлять данную задачу с известными классами задач с целью отыскания идеи решения;

- умение разрабатывать план решения;

- умение создавать статичные пространственные образы;

- умение оценивать результаты решения на предмет достижения цели

 

Средний

- выраженная познавательная мотивация, основанная на внутренних стимулах;

- способность к реконструированию знаний и мыслительных схем в измененных условиях задачи;

- критический анализ идей, самооценка деятельности, стремление к ее усовершенствованию

- умение выявлять существенные связи в системе данных задачи;

- умение ставить цель и произвольно выстраивать программу умственных действий;

- умение выдвигать гипотетические предположения и тестировать их на предмет достоверности;

- умение осуществлять пошаговый самоконтроль и коррекцию мыслительного поиска;

- умение оперировать пространственными образами;

- умение выявлять общие закономерности на основе анализа уже решенных задач

Высокий

- активная исследовательская позиция, развитая интуиция;

- интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей;

- гибкость реакции на изменение условий решения задачи, готовность к поиску новых средств и способов достижения цели

- умение самостоятельно формулировать задачи, используя математический язык, и выделять в них существенные связи;

- умение объединять различные математические методы и алгоритмы в новые комбинации;

- умение находить несколько вариантов решения задачи и выбирать наиболее рациональный и эффективный;

- умение создавать динамичные пространственные образы;

- умение исследовать частные случаи, обобщать полученные результаты

Заключение

Интеллектуальная мобильность рассматривается в качестве интегративной динамичной характеристики познавательной сферы личности, определяющей оперативность и продуктивность интеллектуальной деятельности, самостоятельность в выборе траектории интеллектуального саморазвития; корректировку стратегий и тактик поведения на рефлексивной основе.

Выявленные сущностные признаки и структурные компоненты интеллектуальной мобильности, установленные уровневые критерии и показатели позволят отыскать научно обоснованные способы организации образовательного процесса в школе и вузе, обеспечивающего развитие данной характеристики у будущих выпускников. Образовательная среда школы, вуза выступает одним из важнейших факторов формирования интеллектуальной мобильности, поскольку в рамках академического образования мобильность становится формой существования интеллектуального потенциала общества.

Перспективными направлениями исследования выступают: проектирование авторской модели учебного процесса, направленного на развитие интеллектуальной мобильности обучающихся; отбор дидактического инструментария; разработка интегрированных программ обучения математике, физике, информатике в цифровой образовательной среде университета.


Библиографическая ссылка

Александрова Л.Н., Жук Л.В., Щучка Т.А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ: СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33328 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674