В настоящее время в условиях масштабного ускорения темпа развития общественных отношений, усиления общемировых тенденций глобализации и интеграции, обусловливающих подвижность и изменчивость процессов в экономической, политической, образовательной, социальной сферах жизни общества, у современного человека возрастает потребность в наличии способности динамично адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко реагировать на быструю смену информационных потоков и стремительное распространение наукоемких технологий, оперативно принимать нестандартные решения, делать оптимальный выбор при наличии многих альтернатив. Указанная способность, обеспечивающая высокую восприимчивость индивида к нововведениям, его готовность вырабатывать собственную жизненную позицию, личную стратегию поведения и деятельности, связана с исходным определяющим понятием интеллектуальной мобильности, вошедшим в научный оборот в последние два десятилетия.
Введение понятия интеллектуальной мобильности в сферу педагогической науки обусловлено тенденциями обновления образования, направленными на преодоление кризиса знаниевой парадигмы. Развивающемуся обществу нужны грамотные, предприимчивые люди, способные к решению сложных проблем в различных ситуациях профессиональной или социальной жизни, в связи с чем насущной необходимостью образовательной практики становится не столько формирование триады «знания – умения – навыки», сколько развитие чувствительности к социально-образовательному контексту, конструирование личностно значимого знания на основе самостоятельной работы с информацией. Сказанное подтверждается содержанием ряда нормативных документов, в частности государственной программы РФ «Развитие образования» до 2030 года, где в качестве одного из стратегических приоритетов отмечена подготовка образованной, высокомотивированной и инициативной личности, способной критически мыслить, адекватно оценивать значимость проблем, принимать решения в условиях неопределенности, осуществлять сотрудничество и коллаборации [1]. Вследствие этого интеллектуальная мобильность выпускника образовательного учреждения приобретает большую значимость, становясь основой для формирования у него системы ключевых компетенций, связующим звеном между ними.
Особую значимость проблема развития интеллектуальной мобильности приобретает в рамках физико-математического образования, поскольку оно способствует взаимовлиянию и взаимообогащению различных областей знания, методов познания действительности, обеспечивая эффективное развитие способностей личности к инноватизации, гибкому реагированию на изменяющиеся условия деятельности, быстрой адаптации к ним. Учебные предметы «Математика», «Информатика», «Физика» обладают значимым потенциалом для совершенствования дидактических решений в направлении проявления такого важного образовательного эффекта, как интеллектуальная мобильность, позволяя трансформировать образовательный процесс с учетом глобальных трендов современного информационного общества и обеспечить формирование у обучающихся широкого спектра интеллектуальных умений.
Цель исследования – уточнить сущность понятия «интеллектуальная мобильность в области математики, информатики, физики» как сложной системной характеристики личности обучающегося, установить компоненты интеллектуальной мобильности, определить уровни ее развития и соответствующие критерии.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды российских и зарубежных авторов, содержащие классические подходы к изучению познавательной деятельности обучающихся, методики формирования интеллектуальных умений и приемов умственной деятельности, а также работы, отражающие взаимосвязь социальных и психологических факторов проявления феномена интеллектуальной мобильности. Для исследования были применены следующие методы: классификация, систематизация и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы. Кроме того, были изучены нормативно-законодательные документы, касающиеся образования, а также методический опыт преподавания дисциплин физико-математического цикла в общеобразовательной школе и вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
Категория «мобильность» трактуется как «подвижность, способность к быстрому передвижению и умение быстро ориентироваться в обстановке» [2]. Анализ научной литературы показывает, что понятие мобильности является многоаспектным и междисциплинарным: в различных областях науки рассматриваются такие термины, как «социальная мобильность», «профессиональная мобильность», «познавательная мобильность», «информационная мобильность» и др.
Вопросами социальной мобильности занимались Т.И. Арутюнян, Ю.В. Заславская, А.В.Мудрик, Ю.И. Калиновский, С.И. Кудинов, Н.М. Таланчук и др. В частности, С.А.Комаровой социальная мобильность определена как «не только процесс перемещения индивида внутри социальной структуры, но также и определенный ресурс для реализации индивидом своих возможностей, качество его состояния как результат перемещений, а также и своего рода критерий реализации личностного потенциала индивида» [3]. Эта способность позволяет человеку приспособиться к новым условиям и достичь успеха в различных сферах жизни. Автор считает, что социальная мобильность зависит от индивидуальных качеств человека, его образования, навыков, умений, а также от среды, в которой он находится. Она может быть как вертикальной (переход на более высокий уровень социального статуса), так и горизонтальной (изменение сферы деятельности, смена профессии).
Понятие профессиональной мобильности исследовалось В.Г. Громовым, Е.А.Макаровой, П.А. Сорокиным, П.Г. Щедровицким и др. Ученые связывают данный феномен с процессом движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, в результате которого повышается уровень социальной адаптированности и конкурентоспособности личности на рынке труда [4]. По мнению исследователей, базу профессиональной мобильности личности составляют высокий уровень профессиональных знаний, владение профессиональными приемами и умениями, эффективное и качественное их применение в сфере профессиональной деятельности.
Информационная мобильность большинством исследователей рассматривается как способность эффективно и критически оценивать и анализировать информацию, ориентироваться в информационных ресурсах и коммуницировать с помощью современных технологий. На практике информационная мобильность оценивается на основе таких факторов, как умение извлекать, обрабатывать и применять информацию, эффективно ее адаптировать к изменяющимся условиям работы [5].
Анализ научных публикаций в области психологии позволяет отметить, что категория мобильности часто выступает предметом исследования с точки зрения психических функций, связанных с процессом познания (А.П. Лобанов, Е. Торренс, М.А. Холодная и др.). Этим обусловлено введение в науку понятия когнитивной мобильности (cognition – «познание»), характеризующего способность индивида к овладению различными способами приобретения информации, к включению данной информации в систему уже имеющихся знаний и в различные виды деятельности, к ускоренной ассимиляции новых знаний. Исследователями обоснованы теоретические положения и представлены эмпирические данные о том, что в процессе познания индивид проявляет различные формы когнитивного поведения, связанного с восприятием, анализом, структурированием и оценкой информации, при этом указанные формы именуются когнитивными стилями [6].
Совокупность индивидуальных характеристик личности, проявляющихся в пластичности интеллектуальных процессов, гибкости мышления, способности оперативно перестраивать программу умственных действий, реагируя на изменяющиеся внешние условия и внутренние противоречия, именуется интеллектуальной мобильностью.
В работе Е.Б. Плотниковой определены основные характеристики интеллектуальной мобильности обучающихся: интеллектуальная адекватность - способность контролировать мыслительную деятельность на основе критериев и показателей, признанных обществом; интеллектуальная адаптивность - способность анализировать ситуацию, определять проблемы, искать эффективные решения, учитывая имеющиеся ограничения и контекст; интеллектуальная активность - способность субъекта к интенсивной мыслительной деятельности, активному использованию своих когнитивных способностей; интеллектуальная интерактивность - чувствительность к партнерству и эффективному взаимодействию в решении интеллектуальных задач [7].
Специфика интеллектуальной мобильности в области математики, физики, информатики обусловлена особенностями мыслительных процессов, задействованных при изучении соответствующих дисциплин, и направленностью познавательной деятельности на конкретную предметную сферу. Для выявления данной специфики следует обратиться к исследованиям, анализирующим спектр умственных способностей, проявляющихся при решении математических задач, работе с различными типами информации и массивами данных, при моделировании физических процессов и явлений.
В частности, в исследованиях В.А. Крутецкого в качестве ключевых математических способностей отмечены: преобладание абстрактного и дедуктивного мышления, склонность к установлению общих связей между изучаемыми объектами; приоритет аналитико-синтетической активности, владение навыками комбинирования цифровой и символической символики; способность ориентироваться в пространстве, вытраивать геометрические конструкции, анализировать и создавать геометрические образы [8].
Научные труды, посвященные выявлению характерных свойств мышления при обучении информатике, устанавливают в качестве его базисной характеристики алгоритмический стиль мыслительного процесса, выражающийся в планировании структуры действий, необходимых для достижения поставленной цели, быстром построении информационных моделей для описания объектов и систем, создании мыслительных схем, способствующих всестороннему анализу проблемы, созданию крупных блоков решения задачи с последующей детализацией и представлением конечного результат в языковых формах [9].
К отличительным чертам мыслительной деятельности в области физики следует отнести способность классифицировать структурные элементы физических знаний (о видах механического движении, о физических телах, о физических величинах, об особенностях протекания явлений и процессов); способность определять эмпирический базис физической теории, ее ядро (постулаты, принципы, общая модель связей и отношений, заложенных в теоретическом обобщении и относящихся к идеализированному объекту), выводить следствия и осуществлять их экспериментальную проверку, находить практическое применение результатов теории [10].
Обобщая вышеизложенное, под интеллектуальной мобильностью обучающегося в области математики, физики, информатики будем понимать интегрированное личностное образование, выражающееся в готовности оперативно находить, анализировать и применять информацию о математических объектах, информационных системах, физических процессах, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях на основе логических схем, алгоритмических структур, выбирать эффективные способы выполнения задач репродуктивного и творческого характера с применением математических и физических законов, толерантно воспринимать нововведения и реагировать на них адекватной сменой форм интеллектуальной деятельности.
Для более детального исследования интеллектуальной мобильности необходимо установить ее компонентную структуру, что будет способствовать поиску адекватных технологий и эффективного методического инструментария для развития данного феномена у обучающихся. На основе анализа значительного числа научных источников были выявлены следующие базисные составляющие интеллектуальной мобильности как комплексной личностной структуры:
1) мотивационно-ценностный компонент, включающий устойчивую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, положительную мотивацию к продуктивной познавательной деятельности в области математики, информатики, физики, ценностные ориентации субъекта обучения на саморазвитие и самоактуализацию, на преобразующий и творческий характер интеллектуальной активности;
2) когнитивный компонент, включающий систему знаний, необходимых для решения учебных и профессиональных задач в области математики, информатики, физики, а также умений быстро обучаться, осваивать новое, усваивать и перерабатывать информацию;
3) операционно-деятельностный компонент, включающий совокупность приемов и способов мыслительной деятельности, исследовательских навыков, применяемых при работе с информацией математического, информационного, физического характера;
4) креативный компонент, выражающийся в открытости к новому опыту, способности генерировать множество идей, самостоятельно обнаруживать и формулировать проблемы, искать их решения;
5) рефлексивный компонент, проявляющийся в способности критически оценивать предлагаемые идеи с учетом исследуемой ситуации, адаптировать свои действия в соответствии с изменчивыми условиями, адекватно оценивать свои интеллектуальные возможности и их ограничения при выборе форм и методов познания;
6) коммуникативный компонент, характеризующийся коммуникабельностью, коммуникативной толерантностью, умением устанавливать межличностные контакты и выстраивать этику делового общения при работе с информацией.
Обозначенная позиция в отношении понимания сущности интеллектуальной мобильности в области математики, информатики, физики, а также в отношении выделенной компонентной структуры интеллектуальной мобильности предполагает установление уровней сформированности данной характеристики у обучающихся, характеризующих их локальных критериев и показателей (табл.). Градация уровней интеллектуальной мобильности позволит наметить эффективные пути ее развития в процессе обучения предметам физико-математического цикла [11, 12].
Уровни, соответствующие им критерии и показатели развития интеллектуальной мобильности в области математики, информатики, физики
Уровни |
Критерии сформированности компонентов интеллектуальной мобильности |
Показатели соответствующих умений при решении задач |
Низкий |
- неустойчивые познавательные потребности, обусловленные внешними стимулами; - поверхностные знания в предметной области, решение задач по готовым образцам и алгоритмическим предписаниям; - стандартность мышления, его ограниченность первоначально найденным способом действий; - отсутствие критичного отношения к предложенным подходам в решении задач |
- умение выявлять структуру задачи (данные, искомые, свойства и отношения); - умение сопоставлять данную задачу с известными классами задач с целью отыскания идеи решения; - умение разрабатывать план решения; - умение создавать статичные пространственные образы; - умение оценивать результаты решения на предмет достижения цели
|
Средний |
- выраженная познавательная мотивация, основанная на внутренних стимулах; - способность к реконструированию знаний и мыслительных схем в измененных условиях задачи; - критический анализ идей, самооценка деятельности, стремление к ее усовершенствованию |
- умение выявлять существенные связи в системе данных задачи; - умение ставить цель и произвольно выстраивать программу умственных действий; - умение выдвигать гипотетические предположения и тестировать их на предмет достоверности; - умение осуществлять пошаговый самоконтроль и коррекцию мыслительного поиска; - умение оперировать пространственными образами; - умение выявлять общие закономерности на основе анализа уже решенных задач |
Высокий |
- активная исследовательская позиция, развитая интуиция; - интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей; - гибкость реакции на изменение условий решения задачи, готовность к поиску новых средств и способов достижения цели |
- умение самостоятельно формулировать задачи, используя математический язык, и выделять в них существенные связи; - умение объединять различные математические методы и алгоритмы в новые комбинации; - умение находить несколько вариантов решения задачи и выбирать наиболее рациональный и эффективный; - умение создавать динамичные пространственные образы; - умение исследовать частные случаи, обобщать полученные результаты |
Заключение
Интеллектуальная мобильность рассматривается в качестве интегративной динамичной характеристики познавательной сферы личности, определяющей оперативность и продуктивность интеллектуальной деятельности, самостоятельность в выборе траектории интеллектуального саморазвития; корректировку стратегий и тактик поведения на рефлексивной основе.
Выявленные сущностные признаки и структурные компоненты интеллектуальной мобильности, установленные уровневые критерии и показатели позволят отыскать научно обоснованные способы организации образовательного процесса в школе и вузе, обеспечивающего развитие данной характеристики у будущих выпускников. Образовательная среда школы, вуза выступает одним из важнейших факторов формирования интеллектуальной мобильности, поскольку в рамках академического образования мобильность становится формой существования интеллектуального потенциала общества.
Перспективными направлениями исследования выступают: проектирование авторской модели учебного процесса, направленного на развитие интеллектуальной мобильности обучающихся; отбор дидактического инструментария; разработка интегрированных программ обучения математике, физике, информатике в цифровой образовательной среде университета.
Библиографическая ссылка
Александрова Л.Н., Жук Л.В., Щучка Т.А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ: СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33328 (дата обращения: 09.10.2024).