Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДИАБАТИЧЕСКИХ КАМЕР ОРОШЕНИЯ РАЗНЫХ КОНСТРУКЦИЙ КАК СРЕДСТВО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сибгатуллин Н.Ф. 1 Сафиуллин Р.Г. 1 Ахмерова Г.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
При рассмотрении практико-ориентированного обучения как средства организации подготовки студентов анализируется изготовленный и смонтированный в лаборатории КГАСУ стенд для исследования эффективности адиабатических камер орошения разных конструкций. Его можно использовать при обучении бакалавров по профилям подготовки «Инженерные системы жизнеобеспечения в строительстве зданий» (направление подготовки 08.03.01 Строительство), «Строительство и эксплуатация объектов теплоэнергетики и теплотехники» (направление подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника), а также при проведении НИР. При выполнении лабораторных работ по дисциплине «Кондиционирование воздуха и холодоснабжение» обучающийся может использовать свои теоретические знания для практического применения в реальных инженерных системах, ознакомиться с особенностями работы камеры орошения в холодный и теплый периоды года и проводить экспериментальные исследования по оценке эффективности распылителей воды для увлажнения воздушного потока. В статье рассматриваются варианты использования стенда для проведения экспериментальных исследований, направленных на оценку эффективности камер орошения с различными типами распылителей: форсунки или пористые вращающиеся распылители – и сравнительного анализа способов образования межфазной поверхности. Делается вывод о том, что использование созданного лабораторного стенда в образовательном процессе способствует приобретению прикладных знаний, организации самостоятельной исследовательской деятельности, повышению качества подготовки студентов.
ключевые слова: камера орошения
увлажнение воздуха
практико-ориентированный подход
1. Ахмерова Г.М., Сафиуллин Р.Г. Использование современной лабораторной базы в подготовке магистров профиля «Системы теплогазоснабжения и вентиляции» // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2020. Вып. 3(80). С. 191-199.
2. Пахтусова Н.А., Подмарева А.В., Самсонова И.Г. Интеграция практико-ориентированного и теоретического подходов как необходимое условие подготовки современных кадров в профессионально-педагогическом образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 4. С. 33-41. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-33-41
3. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Принципы проектирования лабораторного практикума блока информационно-технологических дисциплин для формирования и развития профессиональных педагогических умений в контексте компетентностного и деятельностного подходов // Педагогическое образование в России. 2021. № 5. С. 79-89. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_09.
4. Кондаков С.А. Лабораторно-практическое пособие как средство реализации практико-ориентированного подхода в преподавании физики в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14. № 1. С. 83-91. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-1-83-91
5. Бройда В.А. Аналитическое исследование работы естественной вытяжной системы вентиляции многоэтажного здания со стабилизаторами расхода воздуха в холодный период года // Известия КГАСУ. 2023. №1(63). C.43-51. DOI: 10.52409/20731523_2023_1_43.
6. Бройда В.А., Дорофеенко Н.С. Эффективность прямого естественного охлаждения в системе кондиционирования воздуха для помещений со значительными поступлениями тепла // Известия КГАСУ. 2019. № 4 (50). С. 279-287.
7. Гвоздков А.Н. Процесс тепло- и влагообмена в системе «воздух-вода» с позиции теории потенциала влажности// Известия Вузов. Строительство. 2015. №11-12 (683-684). С.31-41.
8. Тарабанов М. Г., Прилепский Д. В. Энергоэффективные камеры орошения в системах вентиляции и кондиционирования воздуха // АВОК. 2012. № 5. С. 24-33.
9. Прилепский Д. В., Конструктивные особенности камеры орошения с поперечным расположением форсунок // Вестн. Волгогр. гос. арх.-строит. ун-та. Сер.: Строительство и архитектура. 2014. Вып. 35 (54). С. 177-181.
10. Jiang J.J., Liu X.H., Jiang Y. Experimental and numerical analysis of a cross-flow closed wet cooling tower // Applied Thermal Engineering. 2013.Vol. 61, Is. 2. P. 678-689.
11. Прилепский Д. В., Тарабанов М. Г., Фокин В. М. Экспериментальное исследование воздушного вихря центробежных форсунок камер орошения в системах кондиционирования воздуха // Вестн. Волгогр. гос. арх.-строит. ун-та. Сер.: Строительство и архитектура. 2014. Вып. 35 (54). С. 182-188.

Согласно исследованиям [1], все более актуальной становится задача по формированию у обучающихся навыков, позволяющих им использовать теоретические знания в реальных инженерных системах. В последние годы нехватка оборудования для проведения лабораторных экспериментов была серьезной проблемой в высшем образовании. Анализ концепции реализации современного лабораторного практикума в педагогической литературе [2, 3, 4] показал актуальность использования практико-ориентированного подхода. Так, в курсе «Кондиционирование воздуха и холодоснабжение» студенты КГАСУ по профилям подготовки «Инженерные системы жизнеобеспечения в строительстве зданий» (направление подготовки 08.03.01 Строительство), «Строительство и эксплуатация объектов теплоэнергетики и теплотехники» (направление подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника) проводят исследования эффективности проектных решений обработки воздуха на действующем центральном кондиционере с рециркуляцией воздуха, где в зависимости от конкретных условий требуемого тепловлагообмена используется комбинация фреонового воздухоохладителя и модуля сотового увлажнителя с орошаемым слоем [5, 6].

У студентов КГАСУ также есть возможность проводить комплекс занятий с «контактным тепломассообменным модулем» приточной установки, где в качестве основного блока выступает камера орошения. На действующей установке студентам можно показать, что форсуночные камеры орошения энергетически более эффективны в плане получения максимальной поверхности непосредственного контакта капель воды и воздуха при наименьшем аэродинамическом сопротивлении самой камеры [7, 8, 9]. Кроме того, имеется возможность наглядно показать универсальность камер орошения, так как в них могут проводиться как изоэнтальпические (адиабатические), так и политропические процессы. Например, в теплый период года в камере орошения воздух охлаждается и осушается за счет использования холодной воды с температурой ниже температуры точки росы воздуха. В холодный период в камере орошения воздух увлажняется в изоэнтальпическом режиме при распыливании оборотной воды, имеющей температуру мокрого термометра воздуха.

На теоретических занятиях в первую очередь студентов знакомят с изоэнтальпическим режимом камеры орошения распылительного типа. Указывается, что для оценки КПД при работе в этом режиме используют коэффициент адиабатической эффективности Eа, отражающий отношение в процессе температур воздуха по сухому термометру t1 и t2 соответственно на входе в камеру орошения и на выходе из нее – к температуре воздуха по мокрому термометру tм1

.

Фактически коэффициент Eа характеризует степень завершенности процесса изоэнтальпического увлажнения воздуха (с охлаждением) в контактной зоне аппарата. При этом коэффициент эффективности Eа зависит от массовой скорости воздуха и коэффициента орошения В. Коэффициент орошения В определяется как отношение массового расхода воды к массовому расходу воздуха.

Особое внимание студентов обращается на то, что для достижения эффективной обработки воздуха в крупных адиабатических камерах орошения рекомендуется использовать незасоряемые высокопроизводительные форсунки с большим диаметром выходного отверстия. Широкофакельные тангенциальные форсунки обладают такими характеристиками [10], они имеют диаметр сопла 5–7 мм и создают сплошной плоский капельный факел с углом конусности более 160 градусов. Однако из-за высокой полидисперсности факела распыла в объеме камеры орошения с такими форсунками испаряются только мелкие капли размером до 20–50 мкм, что составляет лишь 20–30% от общего расхода воды на распыление. Крупные же капли не успевают испариться, собираются в поддоне камеры для повторного распыления. Поэтому в крупных адиабатических камерах необходима интенсивная циркуляция воды, чтобы обеспечить достаточный коэффициент орошения, который может достигать значений В =2 и более.

Вместо широкофакельных форсунок в распылительных камерах компактных приточных установок, работающих в адиабатическом режиме, нужно использовать мелкодисперсные гидравлические форсунки низкого давления [11]. Факел распыла у них более однородный, с существенным преобладанием быстро испаряющихся мелких капель, что важно для целей увлажнения воздуха. При этом не требуются большие значения коэффициента орошения В. Форсунки такого типа из-за большой дальнобойности факела при угле конусности 60–70° устанавливают на верхней стенке камеры либо в выходном сечении камеры с распылом навстречу воздуху.

Наиболее эффективны для применения в камерах орошения пористые вращающиеся распылители (ПВР), создающие практически монодисперсный факел распыла. Конструкция и схема работы ПВР показаны на рисунке 1.

Рисунок 2 Рис 2-1

Рис. 1. Схема ПВР и режимы каплеобразования: а – капельный; б – струйный; w – угловая скорость вращения; dк – диаметр капель; dк – диаметр зерна пористого материала ПВР

Распылитель в виде полого цилиндра, имеющего толщину стенки d, выполнен из пористого материала, который получен методом спекания из одноразмерных зерен dз. При вращении с угловой скоростью w во внутреннюю полость распылителя подается вода, которая под действием центробежной силы фильтруется сквозь пористую стенку и в виде капель и струй диаметром dк сбрасывается с зерен на его внешней поверхности. Так как зерна близки по геометрии и размерам, то и капли получаются практически одноразмерными. При окружных скоростях вращения свыше 20 м/с отношение диаметров наиболее крупных капель к самым мелким в распыле составляет . У ПВР с размером зерен материала мкм формируется равномерный факел распыла с каплями диаметром dк ~ 20–30 мкм. Все эти характеристики ПВР позволяют управлять дисперсностью за счет скорости вращения и максимально интенсифицировать процесс увлажнения в адиабатических аппаратах, таких как камера орошения.

Студенту необходимо знать описанные выше характеристики разных типов распылителей для правильного расчета и конструирования камер орошения приточных установок вентиляции и кондиционирования воздуха. Особенно важно дать ему возможность проводить самостоятельные экспериментальные исследования по определению влияния дисперсности факела распыла и геометрии расположения распылителей на эффективность управляемых тепломассообменных процессов при обработке воздуха.

Цель исследования

Целями данной работы являются определение возможности использования в учебном процессе лабораторного стенда для экспериментальной оценки эффективности тепломассообменных процессов и разработка содержания практико-ориентированного лабораторного практикума по дисциплине «Кондиционирование и холодоснабжение», в котором студенты получат возможность определять эффективность камер орошения с диспергаторами разных типов: с широкофакельными и гидравлическими форсунками низкого давления, пористыми вращающимися распылителями. Характеристики тепломассообмена между воздухом и каплями воды предлагается изучать на лабораторном стенде с изменяемой схемой расположения распылителей. Конструкция камеры орошения позволяет исследовать целый ряд управляемых процессов обработки воздуха благодаря многорядной установке распылителей и наличию системы регулирующих клапанов на линии питания, позволяющих в широком диапазоне управлять расходом и дисперсностью распыляемой воды.

Таким образом, посредством использования прикладного характера лабораторного практикума предлагается практико-ориентированный подход при применении специализированного лабораторного стенда.

Материал и методы исследования

Для имитации основных процессов тепломассообмена используется лабораторный стенд, схема которого показана на рисунке 2. Стенд содержит узел забора воздуха из помещения с клапаном 1, электрический воздухонагреватель 2, вентилятор 3, камеру орошения 4 с поддоном 5. Перед камерой орошения 4 смонтирован воздухораспределитель 6 для выравнивания воздушного потока после вентилятора. Отделение неиспарившихся капель воды производится в каплеуловителе 7, установленном на выходе из камеры орошения. Он защищает от проникновения мельчайших капель в приточный воздуховод 8.

 

Рисунок УСТАНОВКИ 2

Рис. 2. Схема лабораторного стенда для испытаний эффективности тепломассообменных процессов в камере орошения (вариант с гидравлическими форсунками низкого давления)

Вода из мерной емкости 11 насосом 13 подается к распылителям 9. Насос 14 удаляет воду из поддона 5 в мерную емкость 15. Количество обрабатываемого воздуха G, его температура t1 и относительная влажность j1 на входе в оросительную камеру, а также температура за камерой (в воздуховоде) t2 регистрируются в контроллере 10. Расход воды на распыление W варьируется включением разного количества распылителей n и устанавливается с помощью ротаметра 12, тарированного объемным методом.

В зависимости от способов образования межфазной поверхности и исследуемой распылительной системы на съемной крышке камеры могут быть смонтированы различные типы распылителей, указанные выше. Так, конструкция лабораторного стенда дает возможность испытать несколько систем распыления (рис. 3):

 

Рис. 3. Схемы расположения распылителей на лабораторной установке при исследованиях эффективности работы камеры орошения на основе: а – мелкодисперсных гидравлических форсунок; б – широкофакельных тангенциальных форсунок; в – ПВР

– систему распыления на основе мелкодисперсных гидравлических форсунок с направлением факела распыла «сверху вниз» (рис. 3а);

– систему распыления с широкофакельными форсунками, расположенными на вертикальных стояках в два ряда (рис. 3б). Распылять воду можно по направлению потока воздуха – «прямоток», против направления воздуха – «противоток», а также этими двумя способами – «смешанный режим»;

– систему распыления на основе одного ряда ПВР или двух (рис. 3в).

Все указанные системы распыления позволяют управлять процессами адиабатного увлажнения воздуха, в результате которых непосредственно после камеры орошения можно получить приточный воздух с требуемой температурой по сухому термометру tП при постоянной фиксированной температуре по мокрому термометру tм (процесс К-П на рисунке 4а). Точкой К обозначены параметры воздуха после первой ступени подогрева; точкой П – конечные параметры воздуха после камеры орошения.

 

а) б)

Рис. 4. I-d диаграмма процесса адиабатной обработки воздуха: а – при управляемом распылении; б – при полидисперсном распылении

Управляемые адиабатные процессы качественно отличаются от способа «регулирования влажности воздуха по точке росы» (рис. 4б), используемого в большинстве центральных кондиционеров, так как не требуют второй ступени подогрева. Постоянную температуру воздуха по мокрому термометру могут поддерживать датчики температуры, устанавливаемые в поддоне камеры орошения, которые воздействуют на устройства, изменяющие расход теплоносителя в теплообменнике первого подогрева.

Следует отметить, что верхнее расположение форсунок в предлагаемой конструкции камеры орошения представляется наиболее удачным решением, при котором поперечное сечение камеры свободно от распределительных коллекторов, а сами форсунки доступны для обслуживания при их компактном размещении на откидной крышке камеры.

Результаты исследования и их обсуждение

Как было отмечено ранее, использование лабораторного стенда при изучении дисциплины «Кондиционирование воздуха и холодоснабжение» дает возможность применять практико-ориентированное обучение в вузе.

При проведении лабораторных работ с каждой из представленных на рисунке 3 схем студенты снимают показания с контроллера 10 и заносят их в журнал испытаний (пример заполнения журнала приведен в таблице). Выполняя работу, студенты определяют температуру мокрого термометра tм1 построением процесса обработки воздуха на I-d диаграмме, учитывая интенсивность подачи воды и воздуха в каждом эксперименте. Результаты расчетов коэффициентов B и Еа также заносятся в таблицу измерений. После завершения расчетов делается вывод об эффективности работы камеры в исследованном режиме.

Журнал для разного числа подключенных мелкодисперсных гидравлических форсунок n

Расход

воздухаG,

кг/ч

n

Показания

ротаметра

Расход

воды

W, кг/ч

Коэфф. орошения В, кг/кг

Параметры обрабатываемого воздуха

Адиабатн.

коэфф.

Еа

Вход в камеру

Выход из камеры

t1, °C

j1.%

tм1 ,°C

t2, °C

1800

1

24

20,17

0,0112

25,3

40,0

16,35

20,5

0,54

1800

2

29

24,37

0,0135

24,3

44,7

16,38

16,6

0,97

1800

3

34

28,57

0,0159

24,3

44.7

16,38

16,5

0,98

1710

1

24

20,17

0,0118

25,0

42,3

16,52

19,2

0,68

1710

2

29

24,37

0,0143

24,5

44,7

16,54

16,8

0,97

1710

3

33

27,73

0,0162

24,3

45,3

16,48

16,6

0,98

1620

1

24

20,17

0,0125

24,8

42,5

16,40

18,3

0,77

1620

2

29

24,37

0,015

24,3

44,2

16,30

16,7

0,95

1620

3

33

27,73

0,0171

24,3

45,7

16,54

16,6

0,99

1530

1

24

20,17

0,0132

24,7

42,8

16,86

18,4

0,8

1530

2

29

24,37

0,0159

24,3

45,8

16,56

16,8

0,97

1530

3

31

26,05

0,017

24,2

45,7

16,46

16,5

0,99

1440

1

24

20,17

0,014

24,5

43,8

16,39

17,8

0,83

1440

2

27

22,69

0,0158

24,1

46,8

16,56

16,7

0,98

1440

3

31

26,05

0,0181

24,1

46,5

16,52

16,6

0,99

1350

1

24

20,17

0,0149

24,4

44,9

16,49

17,5

0,87

1350

2

27

22,69

0,0168

24,0

47,1

16,53

16,7

0,98

1350

3

31

26,05

0,0193

23,9

45,3

16,16

16,2

0,99

1260

1

24

20,17

0,016

24,2

45,2

16,38

17,2

0,9

1260

2

27

22,69

0,018

23,8

48,5

16,60

16,8

0,97

1260

3

31

26,05

0,0207

23,9

47,1

16,45

16,5

0,99

1170

1

24

20,17

0,0172

24,1

46,8

16,56

16,9

0,95

1170

2

27

22,69

0,0194

23,6

50,0

16,67

16,8

0,98

1170

3

31

26,05

0,0223

23,7

48,3

16,48

16,5

1

 

Рис 4 Графики

Рис. 5. Зависимость коэффициента адиабатной эффективности Еа от коэффициента орошения В при разном количестве рядов включенных мелкодисперсных гидравлических форсунок

Результаты испытаний студенты также представляют графически, в частности в виде зависимости коэффициента Еа от коэффициента В и числа рядов форсунок (рис. 5). На основе анализа таблицы измерений и полученной зависимости студенты определяют, что для данной конструкции оросительной камеры коэффициент B находится в пределах от 0,01 до 0,024. Следовательно, камера орошения относится к камерам малой интенсивности. Диапазон значений В, в котором Еа меняется сильнее всего, достаточно широк (от 0,01 до 0,019), что позволяет использовать первый ряд форсунок при необходимости прецизионного изменения влажности в холодный период года. При включении второй и третьей дополнительных линий форсунок коэффициент Еа приближается к единице и незначительно зависит от коэффициента орошения В. Таким образом, студенты могут сделать вывод, что в адиабатической камере орошения с 2 и 3 работающими рядами форсунок можно осуществлять любые процессы обработки воздуха, включая испарительное охлаждение.

Во время проведения лабораторной работы студенты наглядно получают знания о том, что важным преимуществом управляемых процессов в системах вентиляции и кондиционирования воздуха является экономия тепловой энергии в холодный и переходный периоды года, которая достигается благодаря возможности поддержания в обслуживаемых помещениях допустимых нормами параметров воздуха при минимальных значениях энтальпии и относительной влажности (т.е. при j=30%). Студенты также делают вывод о том, что при применении прямоточных систем с управляемым распылением определенная экономия достигается за счет меньшей поверхности нагрева, так как нет необходимости в теплообменниках второго подогрева.

Заключение

Созданный лабораторный стенд позволяет проводить экспериментальные исследования по оценке эффективности оросительных камер с различными типами распылителей, например форсунками или ПВР. Проведенный анализ использования лабораторного стенда подтверждает эффективность его применения при практико-ориентированном подходе в образовательном процессе. Лабораторный стенд может быть использован в учебном процессе при изучении дисциплины «Кондиционирование и холодоснабжение», а также при проведении научных исследований в рамках магистратуры по программе подготовки «Системы теплогазоснабжения и вентиляции».


Библиографическая ссылка

Сибгатуллин Н.Ф., Сафиуллин Р.Г., Ахмерова Г.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДИАБАТИЧЕСКИХ КАМЕР ОРОШЕНИЯ РАЗНЫХ КОНСТРУКЦИЙ КАК СРЕДСТВО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33324 (дата обращения: 13.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674