Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Г. КАЗАНИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Абдулладжанова Н.Р. 1 Морозова О.Н. 1
1 Казанский государственный медицинский университет
В статье поставлена цель – выявить уровень и дать оценку профессиональной подготовке медицинских сестер в медицинских организациях г. Казани (на основе результатов опытно-экспериментальной работы). Проведен анализ методов обучения медицинских сестер, имеющихся в современной системе образования, с учетом не только образовательных этапов, но и с точки зрения требований системы здравоохранения. В основе работы были использованы такие методы, как беседа, наблюдение, анализ отечественной и зарубежной литературы, анкетирование, в котором участвовало 1884 медицинские сестры. Анкета содержала вопросы из базы аккредитационного центра, такие как: «Через какое время нужно повышать свою квалификацию?», «Сколько уровней подготовки специалистов в сестринском деле существует?», «Целью аккредитации медицинского учреждения является…» и др. Данные вопросы способствовали оценке и проверке уровня знаний опрошенных специалистов с точки зрения профессиональной экспертной оценки. В статье были изложены существующие проблемы в образовании медицинских сестер медицинских организаций г. Казани, а также проанализированы причины и последствия низкого уровня образования среди работающих медицинских сестер. Представлены полученные результаты в ходе проведенного эмпирического исследования на базе крупных медицинских организаций г. Казани. Мнения медицинских сестер и руководителей подразделений изложены в виде выводов, которые в дальнейшем позволят повысить образовательную составляющую в профессиональной деятельности медицинской сестры и разработать пути совершенствования профессиональной деятельности в области сестринских процессов.
сестринское дело
медицинские сестры
профессиональная деятельность
повышение квалификации
здравоохранения
1. Фадеева Е.В., Ионов К.О. Средний медицинский персонал как объект социологического и маркетингового исследований // Социальные проблемы сквозь призму социологических и маркетинговых исследований. 2022 №2. С. 109-176.
2. Глухих С.И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2016. URL: http://sp-journal.ru/article/1977 (дата обращения: 25.02.2024).
3. Бастракова Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена: на примере медицинской сестры: дис. … канд. псих. наук. Калуга, 2003. 205 с.
4. Хетагурова А.К., Панова Л.Д. Проблемы подготовки среднего медицинского персонала в условиях реализации компетентностного подхода // Сестринское дело. 2014. №1. С.3-7.
5. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ: [Электронный ресурс]. URL: https://edu.rosminzdrav.ru/?ysclid=lr3w99gypb966361357 (дата обращения: 20.02.2024).
6. Хажин А.С. Разработка и реализация системы обучения будущих специалистов сестринского дела в медицинском колледже на основе интегративно-деятельностного подхода: дис. … кант пед наук. Уфа 2021. С. 138-168.
7. Касимовская Н.А., Ивлева С.А. Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. № 3 (39). С. 154-155.
8. Федеральная служба государственной статистики. «Статистика по численности медицинских сестер с 2015 по 2021 год». [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 25.03.2024).
9. Турчина Ж.Е., Шарова О.Я., Нор О.В., Черемисина А.В., Битковская В.Г. Симуляционное обучение, как современная образовательная технология в практической подготовке студентов младших курсов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24677 (дата обращения: 11.03.2024).

Современное состояния здравоохранения напрямую связано с образованием. Цифровые медицинские технологии, инновационные методы лечения и ухода за больными, не стоит на месте и фармация. Данные условия выставляют перед специалистами медицинских организаций, отраслью здравоохранения в целом, требования постоянного, непрерывного образования, образовательная траектория каждого работника здравоохранения идет в одной составляющей с профессиональной траекторией. Верно выбранные методы обучения новым внедрениям, в системе здравоохранения, очень важный элемент в развитии медицинских сестер как специалистов. Важен процесс образования без отрыва и с учетом профессиональной деятельности. Медицинская сестра играет важную роль в сфере здравоохранения, так как она является связующим звеном между врачом и пациентом [1].

Одной из ключевых задач медсестры является создание доверительной обстановки, так как именно медсестра выступает коммуникатором между врачом и пациентом, врачом и семьей, работая в условиях принятия командного решения. Умение профессионально и «не ощутимо» устанавливать связь с пациентом и создавать дружелюбную атмосферу существенно влияет на эмоциональное состояние и доверие к медицинскому персоналу, а в дальнейшем и на лечение пациента. Также медицинские сестры должны сами обладать педагогическими методами, что необходимо для передачи своих навыков, выполнять роль наставника для молодого поколения, другая важная роль обладания навыками педагогического мастерства - это обучение членов семьи методам ухода, лечения и поддержания уровня здоровья пациента. Умение выстраивать грамотную логистику, осуществление и планирование закупок и заказов всех расходных материалов и лекарственных средств, планирование диагностических и профилактических мероприятий, актуализация документации, методов асептики и антисептики, которые происходят в связи с изменениями в нормативах, а также со сменой средств на постоянно меняющемся рынке предложений и конкуренции, всем перечисленным функциям медицинская сестра должна учиться в процессе всего своего профессионального пути [2]. И это только часть задач, которые возложены на медицинскую сестру различного ранга, необходимо отметить, что лечение пациентов и все процессы в здравоохранении невозможно остановить или задержать, в связи с этим взаимозаменяемость сотрудников и возможность при любых обстоятельствах заменить одного сотрудника на другого - это важная задача в таком многогранном и значимом процессе [3]. Только наличие подготовленного и высококвалифицированного персонала может позволить безболезненно осуществлять подобные замены, так как человеческий фактор никто не исключает и избежать его невозможно. Получение высшего образования для медицинских сестер является важным и ценным, поскольку оно предоставляет им более широкий набор знаний, навыков и компетенций, которые необходимы для успешного выполнения их профессиональных обязанностей [4]. Оценка уровня знаний медицинских сестер и верный вектор образовательного пути изученного контингента позволит руководству медицинских организаций разработать план в области повышения образовательной составляющей, что позволит повысить профессиональный уровень каждой медицинской сестры.

Цель исследования: на основе результатов опытно-экспериментальной работы выявить уровень и дать оценку профессиональной подготовке медицинских сестер в медицинских организациях г. Казани, что позволит определить образовательную составляющую медицинской сестры и разработать пути ее достижения.

Материалы и методы исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы, изучение уровня профессиональной подготовки медицинских сестер с помощью анкетирования и наблюдения, а также изучения уровня образования медицинских сестер и их мотивации на дальнейшее обучение. Авторами было проведено анкетирование среди 1884 медицинских сестер, данное исследование проводилось в течение года.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью оценки уровня профессиональных знаний медицинских сестер был проведен опрос с использованием анкеты на «Яндекс-платформе». Для получения эмпирических данных использовался анкетный опрос, который был проведен анонимно, но в рамках анкеты было предложено по желанию написать медицинскую организацию, где осуществляет свою профессиональную деятельность респондент. В роли респондентов выступали все медицинские сестры независимо от занимаемой должности, отделения, степени занятости и направления деятельности. Анкета содержала вопросы, заимствованные из базы аккредитационного центра, такие как: «Через какое время нужно повышать свою квалификацию?», «Сколько уровней подготовки специалистов в сестринском деле существует», «Целью аккредитации медицинского учреждения является…», «Что включает в себя уровень "качества" медицинских кадров?» и др. [5] Данные вопросы поспособствовали оценить и проверить уровень знаний опрошенных специалистов с точки зрения профессиональной экспертной оценки. В опросе участвовали 1884 медицинские сестры, в том числе главные, старшие медицинские сестры крупных медицинских организаций города Казань. Для обработки статистических данных была использована программа Microsoft Excel 2007. Подготовка вопросов для опроса, сбор материалов и оценки проблемы проводились в течение года путем анализа библиографических источников, статистических данных и нормативно-правовой базы.

Основную часть респондентов составляет женский пол - 95,8%, и только 4,2% - мужской. Эти данные подтверждают, что мужчины менее охотно выбирают данную профессию.

Из числа опрошенных медицинских сестер лица со средним профессиональным образованием - 83,5%, также есть те, кто продолжает повышать свой образовательный уровень путем получения высшего образования (незаконченное высшее образование - 3,8%). Однако медицинские сестры с высшим образованием, из числа опрошенных, составляют 12,7%. Полученные результаты характеризуют тот факт, что медицинские сестры в большей своей степени не стремятся к повышению образовательного уровня, к развитию образовательной и профессиональной траектории, а современная система цифровизации в здравоохранении, быстро меняющиеся протоколы лечения, методы диагностики требуют противоположного; уровень подготовки и образования медицинских сестер, особенно занимающих должность руководителя, должен соответствовать, и, конечно, только сотрудники с высшим профессиональным образованием могут быть конкурентоспособными и способными принимать грамотные решения [2; 6]. Данный факт подтверждают многочисленные публикации исследователей и статистические данные, опубликованные после проведения анализа сферы здравоохранения, в области оказания качественных и высококвалифицированных медицинских услуг. Однако при просьбе оценить свой уровень профессиональных знаний 52,5% респондентов оценивают свой уровень, как высокий. Данный выбор ответа позволяет нам оценить работающих медицинских сестер, как не знающих или не понимающих требования современной ситуации в здравоохранении или не способных понять, что значит высокий уровень профессиональных навыков.

Современная система здравоохранения требует от специалистов не только выполнения механической работы, но и принятия собственного выбора и решений, если, конечно, это разрешено законодательно. Помимо этого, оборудование и цифровые технологии, внедренные в современные медицинские организации и процессы, проходящие в организациях, требуют не только быстрого механического выполнения, чем и владеют специалисты со средним образованием, но и немалого количества медицинского персонала, который должен продемонстрировать креативное мышление, высокий знаниевый уровень и навыки выбора и принятия решения. Большинство медицинских сестер (70%) считают, что достаточно учебно-методических материалов для повышения своего профессионального уровня. Однако в некоторых случаях учебный материал для повышения квалификации медицинских сестер может быть ограниченный или устаревший, особенно в регионах с ограниченным доступом к образовательным ресурсам. В таких случаях медицинские сестры могут столкнуться с нехваткой актуальной информации или возможностями для самообразования. Поэтому очень важно, чтобы медицинская сестра постоянно стремилась к профессиональному развитию и следила за новейшими тенденциями и инновациями в своей области [2]. По рисунку 1 можно сделать вывод, что большинство медицинских сестер не осознают важность постоянного обучения и обновления знаний.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, через какое время необходимо повышать свою квалификацию?»

Авторы задавали вопрос «Через какое время необходимо повышать свою квалификацию?», лишь 62,8% респондентов ответили верно. Это подтверждает наш вывод об их незнании (37,2%) о необходимости повышении квалификации раз в пять лет или о недостатке мотивации. Важно, чтобы медицинская сестра осознавала, что повышение квалификации – это не только личная ответственность, но и обязательство перед пациентами и профессиональным сообществом. Постоянное стремление к обновлению своих знаний и навыков способствует дальнейшему профессиональному росту [7]. На рисунке 2 можем наблюдать, что почти половина медицинских сестер не имеют четкого представления о целях и задачах аккредитации медицинского учреждения (46,6%), что еще раз подтверждает отсутствие знаний в данной области.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Целью аккредитации медицинского учреждения является…»

Целью аккредитации медицинского учреждения является установление соответствия стандарту качества медицинской помощи. Аккредитация помогает учреждению повысить уровень оказываемой медицинской помощи, повысить доверие пациентов и обеспечить их защиту от некачественной или опасной практики. Качество медицинских кадров имеет огромное значение для обеспечения эффективного и безопасного здравоохранения. Высококвалифицированные и опытные медицинские работники играют ключевую роль в профилактике, диагностике, лечении и уходе за пациентами. Высокий уровень качества медицинских кадров предполагает наличие не только квалифицированных кадров (43,4%), но и соблюдение принципов этики и деонтологии (27,7%), добросовестность кадров (18,0%), состояние объекта здравоохранение (11,0%). Небольшой процент респондентов, планирующих получить высшее сестринское образование (11,8%), может быть объяснен несколькими факторами. Отсутствие свободного времени (38,2%), нехватка поддержки со стороны администрации, руководителя, а также признания и/или вознаграждения (36,2%). Ограничение в возможностях образования и обучения (15,2%). В целом, чтобы увеличить процент сестер, планирующих получить высшее сестринское образование, необходимо обеспечить более гибкое расписание занятий для тех, кто работает в секторе здравоохранения, а также обеспечить поддержку, признание и вознаграждение со стороны администрации и руководства. Основной причиной недостатка квалифицированных медицинских сестер на рынке труда является нехватка кадров, что приводит к большой и неравномерной нагрузке (31,2%) работающих медицинских сестер, тем самым времени, сил и мотивации для получения образования у них не остается. По

 

данным Минздрава РФ, в 2015 году численность медицинских сестер составляла 1549744, а к 2021 году 1467603 [8].

Рис. 3. Статистика по численности медицинских сестер с 2015 по 2021 год

Как представлено на рисунке 3, наблюдается спад количества медицинских сестер в Российской Федерации. Самый большой прирост числа медицинских сестер был в 2015 г., после COVID-19 число медицинских сестер достигло своего минимума. Медицинские сестры часто ощущают интенсивную и требовательную рабочую нагрузку, что приводит к эмоциональному и физическому истощению (23,3%). Они также подвержены большему риску травм и физических заболеваний, а также психических расстройств, вызванных стрессом и выгоранием [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Второй проблемой является неоднозначное восприятие сестринской профессии не только среди общества, но и среди врачей. Несмотря на то, что сестры играют важную роль в практическом здравоохранении, их работа часто недооценивается и недостаточно признается обществом. Это может приводить к недостатку мотивации сестер и к потере интереса к данной профессии (11,2%). Выгорающий «человек утрачивает ощущение смысла жизни, перестает чувствовать себя счастливым, теряет способность к эффективной самореализации» и мотивации. Важно помнить, что мотивация медицинских сестер к развитию в области образования существенно влияет на их профессиональный рост и качество предоставляемых ими услуг.

Третьей проблемой является низкая заработная плата (34,4%). На сегодняшний день сестринское дело в Российской Федерации предлагает широкий спектр возможностей для непрерывного развития и карьерного роста медицинских сестер. Медицинские сестры могут не только повышать свою квалификацию, но и проходить дополнительные тематические курсы, продолжить свое обучение в вузах, занимать руководящие должности, также есть возможность преподавать, участвовать в научно-исследовательских работах, а также создании образовательных проектов и делиться своими знаниями и опытом с молодыми медсестрами. Но, к сожалению, обо всех перспективах работы в сестринском деле знают только 29% опрошенных, оставшиеся 71% либо утверждают (рис. 4), что в Российской Федерации нет условий для карьерного роста медицинских сестер, либо не знают об их существовании.

 

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Достаточно ли на сегодняшний день в России условий для карьерного роста среднего медицинского персонала?»

На вопрос «Какие изменения в программе обучения среднего медицинского персонала являются необходимыми для улучшения качества работы?» ответ «повышение акцента на практические навыки» выбрали 27,7% опрошенных, «обновление учебных программ» - 20,6% и «интердисциплинарное обучение» - 16,8%. Полученные ответы предполагают более практически ориентированный подход к обучению медицинского персонала, который поможет им лучше справляться со своими рабочими обязанностями. Улучшение коммуникативных навыков (13,3%) и фокус на пациентоориентированность (9,6%) являются важными аспектами для обеспечения удовлетворения пациентов и эффективного взаимодействия с ними. Симуляционное обучение (12,0%), применение различных симуляторов технического уровня позволяет проводить множество тренировок определенных медицинских процедур в условиях, максимально близких к реальной медицинской ситуации [9]. Конечное распределение процентных соотношений отражает приоритеты изменений, с наибольшим количеством ответов, сосредоточенных на практических навыках.

Заключение. Таким образом, исследование показало, что у медицинских сестер уровень профессионального образования удовлетворительный. Помимо удовлетворительного уровня образовательной составляющей, у них низкий уровень мотивации и информированности, они не владеют элементарными знаниями о периодичности прохождения курсов повышения квалификации, подаче документов НМО, о цели и задачах аккредитации. Трехуровневое образование в сестринском деле для медицинских сестер г. Казани является в большей степени неизвестным элементом образовательной системы, что не позволяет им грамотно подойти к своему дальнейшему профессиональному развитию.

Карьерный рост в сестринском деле является важным аспектом для медицинских сестер. Они должны знать о возможностях повышения уровня своих знаний, должности и заработка. В итоге, чтобы обеспечить эффективный и качественный уход за пациентами, медицинские сестры должны постоянно развиваться и повышать свою квалификацию через систему непрерывного медицинского образования. Необходимо пройти обучение не только в колледже, но и в вузах – это дает медицинским сестрам возможность расширять свои знания и навыки и развиваться профессионально, сохранить профессию и специальность как конкурентоспособную и перспективную.


Библиографическая ссылка

Абдулладжанова Н.Р., Морозова О.Н. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Г. КАЗАНИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33323 (дата обращения: 13.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674