Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»: ОПЫТ РЕГИОНА

Коцуба М.Л. 1 Осипова С.И. 2
1 КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования имени К.Д. Ушинского»
2 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Современные социально-экономические условия, характеризующиеся неопределенностью, неустойчивостью, сложностью, определяют смену парадигм образования и новые требования к его кадровому обеспечению. В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения квалификации педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования, адекватно соответствующая вызовам и преобразованиям современного образования, определяющим необходимость расширения компетенций педагогов для профессиональной деятельности по специальностям, востребованных будущим, и требованиям к навыкам XXI века. Целью исследования является определение содержательных и процессуально-деятельностных изменений в традиционной системе повышения квалификации педагогических работников как субъектов образовательного процесса, обеспечивающих профессионально-личностное развитие педагога. Использованы традиционные методы педагогического исследования, включающие анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой базы, определяющей требования к современному образованию, педагогический эксперимент по реализации разработанной программы повышения квалификации, методы математической статистики при обработке результатов педагогического эксперимента. В результате исследования разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что содержание программы способствует компенсации дефицитов профессиональной деятельности педагогов, а также расширяет новые компетенции, навыки XXI века, функционал педагога будущего в области профессиональной деятельности за счет личностного развития. Выполненное исследование предлагает вариант программы дополнительного профессионального образования педагогов, обеспечивающего их профессионально-личностное развитие в соответствии с вызовами современности посредством компенсации выявленных индивидуальных дефицитов, освоения новых компетенций, актуальных для профессиональной деятельности педагогов в соответствии со специализациями будущего. Экспериментально доказана целесообразность модульного представления содержания подготовки педагогов, использование принципа практико-ориентированности, активных форм обучения.
дополнительное профессиональное образование
дополнительная профессиональная программа
профессионально-личностное развитие педагогов
профессиональные дефициты
новые компетенции
специализации будущего
навыки xxi века
1. Сластенин В.А. М.: Издат. дом «Магистр-Пресс», 2000. С.220-235.
2. Осипова С.И., Коцуба М.Л. Исследование содержания категории профессионально-личностного развития педагога // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С.140-144.
3. Осипова С.И., Гафурова Н.В., Егорова Е.В. Проблема разработки моделей образования для устойчивого развития // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 5А. С.684-692.
4. Новиков А.М. Идея опережающего образования // Мир образования – образование в мире. 2002. № 3. С.171-197.
5. Урсул А.Д. Цифровизация и образование для устойчивого развития: перспективы взаимосвязи в процессе эволюции // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С.39-54.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70440506 (дата обращения: 12.02.2024).
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 12.02.2024).
8. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография / Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 272 c.
9. Кларин М.В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение // Педагогика. 2017. № 3. С.19-28.
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556 (дата обращения: 12.02.2024).
11. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с.

Преобразования, происходящие во всех сферах общества, в том числе и в образовании, являются многоплановыми. К ним относятся многоуровневость и многоступенчатость образования; гибкость, открытость и вариативность образования; поликультурный характер и этнорегиональную направленность образования; непрерывность образования. При этом главной фигурой образовательного процесса становится педагог, способный совершенствовать имеющиеся и осваивать новые компетенции в области профессионального и личностного развития [1]. Это приводит к необходимости разработки нового содержания, форм, технологий обучения при повышении квалификации в дополнительном профессиональном образовании.

Анализ научной литературы и синтезированное определение позволило установить формат обучения, исходя из определения феномена профессионально-личностного развития педагогов.

Под профессионально-личностным развитием педагогов понимается процесс, ориентированный на качественное преобразование профессиональной деятельности в соответствии с выявленными дефицитами согласно требованиям профессионального стандарта, а также с современными вызовами, определяющими расширение компетенций для профессиональной деятельности по специальностям, востребованным будущим, и требованиям к навыкам XXI века [2].

Определенное таким образом профессионально-личностное развитие педагогов в дополнительном профессиональном образовании предполагает цель исследования – определение содержательных и процессуально-деятельностных изменений в традиционной системе повышения квалификации педагогов как субъектов образовательного процесса и решение трех задач:

- выявление индивидуальных дефицитов профессиональной деятельности педагогов для их устранения в процессе повышения квалификации;

- ориентация повышения квалификации педагогов на опережающее профессионально-личностное развитие согласно навыкам XXI века;

- освоение педагогами специализаций будущего согласно «Атласу новых профессий».

Решение обозначенных задач в повышении квалификации дополнительного профессионального образования возможно только при использовании нового содержания, форм, методов, средств и технологий обучения, адекватных поставленной цели [3-5].

Материал и методы исследования

Методологический базис проведенного исследования определен использованием системного, деятельностного, личностно ориентированного компетентностного подходов. В исследовании использовались традиционные методы педагогического исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой базы, определяющей требования к современному образованию; педагогический эксперимент по реализации разработанной программы повышения квалификации, методы математической статистики при обработке результатов педагогического эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Сказанное определяет потребность в разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», Приказу № 499 дополнительные профессиональные программы направлены на совершенствование компетенций в области профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами или квалификационными требованиями, указанными в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих [6; 7].

Исследование проведено в рамках повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций на базе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования» (далее – Институт).

Для разработки дополнительной профессиональной программы были привлечены сотрудники кафедры менеджмента в образовании Института и кафедры фундаментального естественно-научного образования ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

Опора на личностно ориентированный и андрагогический подходы позволила учитывать специфические особенности педагога как субъекта образовательного процесса, взрослого слушателя – педагога.

По мнению многих исследователей, взрослый слушатель – это взрослый человек, с образовательными потребностями, желающий совершенствовать профессиональные компетенции, необходимые для деятельности и личностного развития [8; 9].

Предварительным этапом повышения квалификации педагогов является входная диагностика, направленная на выявление профессиональных дефицитов педагогических работников образовательных организаций Хабаровского края в соответствии с Профессиональным стандартом в форме онлайн-опроса в системе дистанционного обучения https://mood.ippk.ru.

Диагностика позволила определить проблемные вопросы в профессиональной деятельности педагогов, такие как использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; оценивание образовательных результатов; проектирование и реализация воспитательных программ; разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО/ООО/СОО [10].

Взрослый педагог – слушатель, деятельностный человек, имеющий знания, навыки, умения и опыт. Он – взрослый педагог – слушатель имеет возможность осознанного выбора в обучении. Выбор слушателя начинается с информационной образовательной среды, где происходит выбор дополнительной профессиональной программы. В информационной среде, на портале образования Хабаровского края, расположена информация об образовательной деятельности в Институте: «План-график профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образовательных организаций Хабаровского края», «Расписание», «Профессиональная переподготовка», «Повышение квалификации», «Программы Федерального реестра», «Витрина программ ДПО». С помощью этой информации слушатели-педагоги делают осознанный выбор, изучают план-график, аннотации программ, выбирают программу и проходят регистрацию через личный кабинет в системе дистанционного обучения https://mood.ippk.ru для прохождения обучения в дополнительном профессиональном образовании.

Разработанная дополнительная профессиональная программа «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях трансформации образования» предназначена для педагогических работников образовательных организаций. При разработке Программы принимали во внимание выявленные профессиональные дефициты педагогов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог», а также современные вызовы, позволяющие расширить компетенции, ориентированные на формирование у педагога специализации будущего в соответствии с «Атласом новых профессий» [11].

Программа содержит три модуля, трудоемкость – 144 часа. Разработанная Программа включает инвариантные модули: «Система опережающего образования в интересах устойчивого развития», «Развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками XXI века» и вариативный модуль «Индивидуальные образовательные траектории профессионального развития педагогов».

Реализация модульной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях трансформации образования» осуществлялась на базе КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» и стажировочной площадки КГАНОУ «Краевой центр образования» с участием лидеров образования, победителей и призеров конкурсов профессионального педагогического мастерства, профессорско-преподавательского состава Института и организаций высшего образования: Педагогический институт ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

Содержание первого модуля Программы - «Система опережающего образования в интересах устойчивого развития» - позволило педагогам освоить идеи и принципы опережающего образования в интересах устойчивого развития, включая знания о триединой концепции устойчивого развития; об опережающем образовании для устойчивого развития; о возможности обучения на протяжении всей жизни; о специализациях будущего в педагогической области «Разработчик образовательных траекторий», «Распаковщик/упаковщик образовательного контента», «Тренер коллективных компетенций», «Специалист по образу будущего ребенка», «Экопроповедник» [11].

Во втором модуле - «Развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками XXI века» - содержание было направлено на развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками будущего. В ходе изучения модуля конкретизировались такие понятия, как «актуальность навыков XXI века», «интеллектуальные способности педагога в соответствии с навыками XXI века»; приведены в соответствие характеристики навыков XXI века; выполнялись практико-ориентированные задания, направленные на развитие коммуникации, коллаборации, креативного и критического мышления; осуществлялась рефлексия педагогов в форме обратной связи с помощью виртуальной интерактивной доски padlet.

Согласно содержанию третьего модуля Программы - «Индивидуальные образовательные траектории профессионального развития», раскрывающего вопросы, связанные с общепедагогическими функциями Профессионального стандарта: обучение, воспитание и развитие, выстраивалась индивидуальная образовательная траектория педагогов в соответствии с ранее выявленными профессиональными дефицитами, направленная на их удовлетворение.

Результатом освоения педагогами Программы стал разработанный и представленный каждым на итоговой аттестации проекта «Сценарий профессионально-личностного развития педагога с учетом опережающего образования для снятия профессиональных дефицитов» в соответствии с образовательным запросом.

Ко всем модулям Программы в цифровой образовательной среде, в системе дистанционного обучения https://mood.ippk.ru, в разделе «Курсовая подготовка» размещались дополнительные информационные материалы: нормативно-правовые документы, презентационные материалы, монографии, методические рекомендации, гиперссылки, онлайн-лекции, позволяющие слушателям-педагогам осваивать самостоятельно отдельные разделы Программы.

В соответствии с деятельностным подходом в ходе реализации Программы использовались активные технологии обучения, среди них тренинги, образовательные квесты, игровые технологии, дискуссия, мозговой штурм, проектная деятельность, направленные на профессионально-личностное развитие педагогов: социализацию личности, формирование умения сотрудничества, командных навыков работы; развитие критического мышления, когнитивных творческих процессов, коммуникативных навыков, находить и работать с информацией, управлять проектами.

Мониторинг процесса реализации дополнительной профессиональной программы «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях трансформации образования» в дополнительном профессиональном образовании позволил выявить результаты, касающиеся профессионально-личностного развития педагогов по уровням и компонентам.

Сводные данные, характеризующие уровни развития мотивационного, универсального, профессионально-базового и специально-опережающего компонентов профессионально-личностного развития педагогов на начало и окончание эксперимента для экспериментальной группы, представлены графически (табл.).

Сводные данные по мотивационному, универсальному, профессионально-базовому, специально-опережающему компонентам профессионально-личностного развития педагогов

Компоненты профессионально-личностного развития

Этапы эксперимента

Уровни

 

Низкий, %

Средний, %

Высокий, %

 

Мотивационный

Начало

41,1

47,1

11,8

 

Внутренняя мотивация

 

Окончание

0

70,6

29,4

 

Внутренняя положительная мотивация

Начало

35

55

10

 

Окончание

0

65

35

 

Внешняя отрицательная мотивация

Начало

28,6

71,4

0

 

Окончание

0

85,7

14,3

 

Универсальный

Начало

75,7

14,9

9,4

 

Окончание

0

63,6

36,7

 

Профессионально-базовый

Начало

55,2

32,6

12,2

 

Окончание

0

76,4

23,6

 

Специально-опережающий

Начало

63,6

28,2

8,2

 

Окончание

0

66,4

33,6

 

Анализ таблицы показывает, что в экспериментальной группе произошло увеличение показателей среднего и высокого уровней по мотивационному, универсальному, профессионально-базовому, специально-опережающему компонентам профессионально-личностного развития педагогов в дополнительном профессиональном образовании.

Для выявления отношения педагогов, прошедших повышение квалификации по Программе, к содержанию и организации образовательного процесса проводилось анкетирование слушателей. Анализ выходных анкет слушателей Программы показал высокую удовлетворенность организацией и содержанием курсов повышения квалификации.

На вопрос «Оцените актуальность, научность, новизну материалов курсов» слушатели ответили (от 1 до 5): 1 – 0 чел.; 2 – 0 чел.; 3 – 0 чел.; 4 – 6 чел. (13,6%); 5 – 38 чел. (86,4%). Таким образом, слушатели оценили высоко «актуальность, научность, новизну материалов курсов», что составило 86,4%.

Следующий вопрос касался качества практических занятий (мастер-классы, деловые игры, проектная деятельность и другое). Слушатели ответили следующим образом (от 1 до 5): 1 – 0 чел., 2 – 0 чел., 3 – 4 чел. (9,1%), 4 – 11 чел. (25%), 5 – 29 чел. (65,9%). По мнению респондентов, практические занятия (мастер-классы, деловые игры, проектная деятельность и другое) проведены качественно, наивысшая оценка «5», что составляет 65,9%.

На следующий вопрос «Что Вы испытываете при завершении курсов повышения квалификации?» слушатели ответили: творческий подъем – 34 чел. (77,3%), ощущение удовлетворенности – 10 чел. (22,7%), сожаление из-за потраченного впустую времени – 0 чел., другое – 0 чел. Итак, при завершении курсов повышения квалификации слушатели испытывают творческий подъем - 77,3%.

На вопрос «Укажите уровень совершенствования своих компетенций по итогам обучения» слушатели ответили: повысил свой уровень значительно – 40 чел. (90,9%), незначительно повысил свой уровень – 4 чел. (9,1%), вообще не повысил свой уровень – 0 чел., затрудняюсь в ответе – 0 чел. Таким образом, по итогам обучения слушатели повысили уровень компетенций значительно – 90,9%.

При ответе на вопрос «Укажите степень Вашей удовлетворенности курсами повышения квалификации в целом (выберите нужный балл)» слушатели оценили: 1 – низкий – 0 чел., 2 – ниже среднего – 0 чел., 3 – средний – 2 чел. (4,5%), 4 – высокий – 15 чел. (34,1%), 5 – очень высокий – 27 чел. (61,4%). Итак, слушатели указали высокую степень удовлетворенности курсами повышения квалификации в целом – 61,4%.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что слушатели Программы показали высокую степень удовлетворенности организацией и содержанием курсов повышения квалификации.

Заключение

Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность реализации дополнительной профессиональной программы, определены количественные и качественные показатели по компонентам к профессионально-личностному развитию педагогов. Дополнительная профессиональная программа в рамках исследования позволила педагогам компенсировать дефициты профессиональной деятельности, а также освоить новые компетенции, навыки XXI века, роли педагога будущего в области профессионального и личностного развития в дополнительном профессиональном образовании.


Библиографическая ссылка

Коцуба М.Л., Осипова С.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»: ОПЫТ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33317 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674