Динамика развития российского общества во всём своём многообразии выступает в качестве определяющего фактора, указывающего на объективную необходимость адаптации к существующим реалиям наиболее «чувствительных» областей жизнедеятельности. К таким чутко реагирующим на эволюционные процессы областям относится сфера образования, которая на всех своих уровнях реагирует на перемены и поступательно отвечает на актуальные социальные запросы разработками новых стандартов, образовательных программ и направлений подготовки. Профессиональная подготовка учителей выступает в качестве яркого примера такого положения дел и является «лакмусовой бумагой» происходящих событий, так как «пронизана сетью социальных взаимодействий и социальных отношений, связана со всеми сферами общественной жизни – с экономической, управленческой, научной, культурной, политической» [1, с. 9].
Фокус научно-методического интереса авторов направлен на специфику подготовки учителей уровня бакалавриата новой формации, которая за последнее десятилетие очень чётко поменяла установку с фундаментальной теоретической на практико-ориентированную, направленную в первую очередь на «возможность постепенного наращивания профессиональной квалификации специалиста – от формирования типовых профессиональных действий до продуктивной творческой деятельности» [2, с. 86].
На уровне реализации образовательных программ практико-ориентированный подход характеризуется солидным набором рассредоточенных и концентрированных практик, каждая из которых охватывает конкретную область знаний, заложенную в основу образованности будущего учителя. Именно образованность как результат «всестороннего и гармонического» [3, с. 195] развития личности формирует учителя как активного члена общества, и в целом социума, способного к постоянному самосовершенствованию и выступающего в качестве мотивирующей силы для своих учеников на пути постижения нового знания.
Согласно Е.В. Ефимову и А.В. Лаптевой, современный социум превращается в «мир миров» – пространство самоопределения, деятельности и взаимодействия групп с разными культурами и образами будущего [4]. Московский агломерат является ярким примером такого поликультурного сосуществования, что позволяет рассматривать учителя мегаполиса в качестве проводника и медиатора для субъектов образовательного процесса, а его социокультурную образованность - фундаментом для профессиональной деятельности.
Цель исследования
– сфокусировать внимание научно-методического сообщества на проблеме социокультурной образованности учителя новой формации как одного из неотъемлемых личностных качеств специалиста, необходимого для реализации всего спектра профессиональных задач;
– представить авторскую разработку программы социокультурной практики студентов бакалавриата «Французская драматургия на московских подмостках» ГАОУ ВО «МГПУ» как одной из граней развития социокультурной образованности учителей мегаполиса;
– описать ход и результаты реализации программы социокультурной практики по теме «Французская драматургия на московских подмостках».
Материал и методы исследования
Материалом для исследования выступает разработанная и апробированная в институте иностранных языков МГПУ программа социокультурной практики по теме «Французская драматургия на московских подмостках». В исследовании используются методы теоретические (изучение и анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования в области педагогики, социологии, культурологии, философии, театральной драматургии, лингвокультурологии, лингводидактики; анализ нормативной документации, анализ и синтез теоретический положений) и эмпирические (изучение и обобщение существующего педагогического опыта, наблюдение, опрос, апробация программы практики, анализ и обработка полученных результатов).
Результаты исследования и их обсуждение
Не одно десятилетие научно-методическое сообщество преподавателей высшей школы единодушно сходится во мнении, что «необходимость изменения облика высшего педагогического образования в его направленности на развитие тех профессиональных компетенций современного учителя, в которых нуждается трансформирующийся и модернизирующийся процесс обучения современных школьников», не теряет своей актуальности, но и набирает всё более серьёзные обороты [5, c. 209]. Как никогда современное общество нуждается в образованных людях, не только способных к восприятию и переработке огромного массива разнопорядковой информации и обладающих широким спектром фундаментальных и фоновых знаний, но и выступающих в роли ретрансляторов духовных ценностей, морально-этических установок, исторически заложенных на ментальном уровне. Именно учительская профессия выступает в качестве яркого примера, где образованность является обязательным качеством, которое будет положено в основу «применения будущим педагогом широкого и одновременно гибкого репертуара эффективных педагогических ролей» [6, с. 116].
В своих работах А.С. Гаязов подчёркивает, что «образованность – обязательное условие развития и мера развитости личности, так как она синтезирует в себе способность человека определять свои ориентиры в мире, свою значимость в сегодняшнем и предвидимом горизонте жизни как активного ее участника, умение проектировать, осуществлять и строить систему взаимоотношений с окружающими, предвосхищать будущее» [7, с. 12]. Фундаментальность позиции учёного находит свой отклик в обновлённой образовательной программе подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» ГАОУ ВО «МГПУ», которая «заточена» на паритетных началах, с одной стороны, на профильную подготовку будущего педагога, с другой – на гармоничное многоплановое развитие личности.
Сложившаяся ситуация стала возможной за счёт перераспределения часов учебного плана – с классических занятий по дисциплинам на прохождение разного рода восьми практик в концентрированном и рассредоточенном формате уже с начала обучения в вузе. Одной из таких рассредоточенных практик на первом курсе является социокультурная практика (далее – СКП), «направленная на изучение социокультурной среды города, овладение механизмами коммуникации внутри городского пространства» [8, c. 37], а также расширение индивидуальных горизонтов как основы социокультурной образованности учителя. Фокус внимания на московский агломерат как на духовную и интеллектуальную кладовую, хранящую и аккумулирующую культурные ценности для современников и будущих поколений становится для будущих педагогов стартовой площадкой исследовательского опыта, позволяющего погрузиться в одно из направлений социокультурной жизни столицы, опираясь на свой собственный интерес, независимо от профиля подготовки.
Необходимо отметить, что традиционно студентам предлагается на выбор более 130 возможных программ СКП, разработанных преподавателями разных подразделений МГПУ, в центре внимания которых изучение очень необычных проблем и артефактов: от мифов и легенд московских парков, аутентичной гастрономии и фольклора в городском пространстве до альтернативного рока, поиска кладов, «следов» литературных героев и арт-стрита. Отдельный пласт тем социокультурных исследований в рамках СКП посвящён столице, выступающей в качестве медиатора и проводника в иные культуры, проектирующей всё разнообразие и богатство мировых цивилизаций в четко географически очерченное пространство. К таким программам СКП относится «Французская драматургия на московских подмостках», разработанная и апробированная авторами настоящей статьи.
Изначально обращение разработчиков к данной проблематике объясняется рядом факторов, среди которых:
– профессиональный запрос, связанный с многолетним преподаванием разных аспектов французского языка в педагогическом вузе и включённостью на уровне научно-методического сообщества в процесс подготовки будущих учителей иностранного языка (французского), профильная специфика которой отличается особой сложностью ввиду отсутствия четких границ его познания [9];
– лингводидактический запрос, вызванный поиском эффективного пути обучения языку как студентов, так и изучающих французский язык на школьном уровне, «культуроведческая составляющая которого должна пронизывать весь учебный процесс» [10, с. 12];
– социокультурный запрос, фиксирующий, с одной стороны, необходимость усиления общекультурной составляющей профессиональной подготовки будущих учителей как важного индикатора «человеческой идентичности – общей культуры, образованности, эрудиции» [11, с. 129]; а с другой - направлен на исследование театрального пространства мегаполиса с позиции его ценностной составляющей в «моделировании социокультурной реальности человека» [12, с. 29] вообще, и места в формировании профессиональной социокультурной идентичности будущих учителей в частности;
– языковой запрос, отражающий актуальную потребность в поддержании мотивации и интереса к изучению франкоязычной культуры и французского языка, получившего статус одного из «уязвимых языков» в отечественном образовательном пространстве [13, с. 200], но при этом выступающего в качестве неотъемлемого компонента многоязычия, положенного в основу развития общества в XXI веке.
Все обозначенные выше факторы позволяют очертить и эксплицитно прояснить осознанность обращения авторов к теме столичных театров не только «как места социального, гражданского, эстетического воспитания <…> в условиях развития современных зрелищных технологий» [14, с. 400], но и спроецировать проблемное поле исследований в рамках данной СКП сразу в нескольких плоскостях. Остановимся на этих моментах подробнее в контексте последовательного представления программы практики и её реализации.
Программа СКП «Французская драматургия на московских подмостках», основной целью которой является погружение в социокультурный контекст города, расширение социокультурных горизонтов в области выбранной проблематики и, как результат, развитие одной из граней социокультурной образованности будущих учителей, направлена на решение следующих задач:
– ознакомление с репертуарными спектаклями московских театров для выявления постановок по произведениям французских авторов;
– углубление знаний студентов в области французской литературы и основной проблематики произведений, представленных на сцене московских театров;
– разработка критериев и аналитическая экспертиза спектаклей для обобщенного представления результатов исследования;
– синтез информации для обозначения круга проблем, затронутых в постановках;
– рефлексивный анализ проведённой работы.
Согласно образовательной программе по направлению «Педагогическое образование» СКП реализуется на первом курсе в рассредоточенном формате на протяжении всего года обучения с сентября по май включительно. Апробация данной программы состоялась в 2022-2023 учебном году. Важным и вместе с тем любопытным явился тот факт, что программу выбрали и вошли в команду студенты, обучающиеся в разных подразделениях МГПУ, не изучающие и не изучавшие до этого французский язык. Для работы была создана команда в ТИМС, выложена необходимая для практики документация (план работы, даты рабочих встреч и консультаций, инструкция по технике безопасности, формы отчётной документации), созданы тематические папки.
На первой встрече – установочной конференции, после представления целевых установок и задач практики, в соответствии с личными предпочтениями жанровой театральной палитры, студенты распределились по рабочим подгруппам, внутри которых были обозначены зоны ответственности. Таким образом, подгруппы объединили студентов разных институтов, и опорной точкой стал интерес к одному из театральных жанров. Следующим совместным шагом авторов программы и студентов стало определение критериев поиска и отбора спектаклей, ресурсов и источников получения искомой информации, а также фиксация возможных информационных ресурсов для сбора материала, обозначение границ временного отрезка появления спектакля на сцене – с 2002 по 2022 год (табл. 1).
Таблица 1
Поле исследования театрального пространства мегаполиса
Театральное направление
|
– драма; – комедия; – музыкальный жанр |
Критерии научного поиска |
– жанр; – проблематика; – современный/несовременный автор; – возрастная категория зрителей |
Источники и ресурсы для поиска информации |
– информационные ресурсы г. Москвы; – сайты театров; – театральные маркетплейсы; – публикации в средствах массовой информации |
Материалы для анализа |
– афиши; – анонсы; – фотографии; – телевизионные передачи; – архивные материалы; – рецензии критиков; – отзывы зрителей; – посещение театра и спектаклей; – видеозаписи спектаклей; – участие в беседах сообществ в соцсетях, связанных с миром театрального искусства |
Основной задачей первого этапа практики стало изучение театрального пространства Москвы и составление перечня театров каждого из обозначенных жанровых направлений. Поиск осуществлялся методом сплошной выборки. В качестве отправных информационных ресурсов были выбраны сайты «Культура. РФ», «Афиша Москвы», а также театральные маркетплейсы. Собранная база театров включила в себя следующие информационные разделы: название театра, дата создания, адрес расположения, фото фасада, адрес официального сайта. Все собранные сведения студенты разместили в созданном онлайн-документе, ссылка на который была размещена в файлах команды в ТИМС, что позволило наблюдать за процессом сбора информации и пополнения банка данных, оперативно реагировать на вопросы и комментарии, возникающие по ходу работы.
После завершения первого этапа студенты переключились на точечное изучение репертуара каждого театра с целью выявления спектаклей, поставленных по произведениям французских авторов. Изначально был определён десятилетний интервал для поиска спектаклей - с 2012 по 2022 год. Однако, учитывая период «простоя» театральной жизни столицы в пандемию и все вытекающие из этого обстоятельства, было принято решение увеличить временные рамки поиска ещё на 10 лет - с 2002 по 2022, что позволило значительно расширить возможности исследования. Собранные сведения также фиксировались в общем онлайн-документе, размещённом в папках команды и включающем в себя следующую информацию: театр, автор, название спектакля/название произведения, дата премьеры, актуальное наличие в репертуаре, проблематика, сюжет, оценка критиков/отзывы (ссылка), фото, видеозапись (ссылка), афиша (ссылка/фото), возрастная категория зрителей.
Второй – основной этап стал самым продолжительным и трудоёмким, требующим скрупулёзного изучения архивных документов с репертуарами театров прошлых лет, анализа критических оценок и откликов зрителей, переработки и обработки полученных данных. В некоторых случаях, когда информация была скрыта или изъята из информационных порталов, студенты отправляли письменный запрос административным служащим с просьбой предоставления сведений по постановке, которая уже снята с репертуара театра. Некоторые трудности возникли в жанровой дифференциации постановок и театров. Эта проблема была решена достаточно просто, так как все задачи выполнялись в подгруппах, каждая из которых выполняла свою часть исследования и собственный поиск, поэтому «повторы» и «пересечения» не явились критичными, а лишь подчеркнули многогранность и полижанровость как произведений, так и постановок.
Третий этап практики был посвящен подведению итогов, анализу и систематизации полученных сведений и рефлексии. В качестве примера хотелось бы представить результаты работы подгруппы, которая изучала репертуар драматических театров (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования драматических театров
Всего выявлено спектаклей по произведениям французских авторов |
139 |
Жанр постановки |
48% – комедия 33% – драма 9% – любовная драма 5% – трагедия 2%– трагикомедия 3% – не указано в описании спектакля |
Проблематика постановки |
26% – любовь и чувства 21% – семейные отношения 17% – власть, деньги, общество 15% – нравственность и пороки 12% – предназначение человека и смысл жизни 9% – жизнь, смерть, старость |
Возрастная категория зрителей |
0+ – 1% 6+ – 3% 16+ – 61% 12+ – 24% 18+ –11% |
Всего французских авторов, по произведениям которых поставлены спектакли |
40 |
Количество спектаклей по произведениям французских авторов, представленных в московских театрах |
МХТ им. Чехова – 19 Театр им. Вахтангова – 15 Малый театр – 11 Театр «Мастерская П. Фоменко» – 8 Театр им. Пушкина – 7 РАМТ – 6 МТЮЗ – 6 Московский театр О. Табакова – 6 Московский академический театр сатиры – 5 Театр «Ленком» – 5 Театр на Таганке – 4 Театр «Сатирикон» – 4 Театр у Никитских ворот – 4 Театр им. В. Маяковского – 4 Театр имени М.Н. Ермоловой – 3 Театр имени Моссовета – 3 Театр Et Cetera – 3 Новый драматический театр – 3 Театр «Школа драматического искусства» – 3 Театр на Бронной – 2 Театр «Около дома Станиславского» – 2 Театр «Школа современной пьесы» – 2 Театр «Сфера» – 2 Драматический театр им. К.С. Станиславского – 2 Театр Романа Виктюка – 2 Театр на Юго-Западе – 2 Театр «Эрмитаж» – 2 Театр «Современник» – 1 Театр им. Вл. Маяковского – 1 Театр «Без вывески» – 1 Театр «АпАРТе» – 1 |
Авторы, по произведениям которых поставлено наибольшее количество спектаклей |
А. де Сент-Экзюпери Ж. Ануй Ж-Б. Мольер Г. де Мопассан Э. Ростан Э. Ионеско В. Гюго Г. Флобер А. Дюма Э. Золя |
Одним из важнейших этапов стал рефлексивный анализ студентов после проведённого исследования в рамках СКП «Французская драматургия на московских подмостках», который позволил оценить масштаб, глубину и социокультурную ценность изучения мегаполиса с точки зрения сформулированной проблемы. Собственное отношение и впечатление от практики студенты представили в письменной форме в одном из отчётных документов, а также озвучили на итоговой конференции по завершении презентации результатов работы каждой из рабочих подгрупп.
Следует процитировать несколько умозаключений, отмеченных в рефлексивных эссе у всех участников команды (сохранены авторские выражения): «познакомились с многими неизвестными до этого дня французскими авторами, драматургами и их произведениями; стали узнавать театры внешне, гуляя по Москве; театральная Москва стала «ближе» и «роднее», проанализировали, какие темы и проблемы больше всего волновали французских писателей и сценаристов в разные эпохи; было интересно почитать отзывы и заметки о постановках в разных информационных источниках; испытали восторг и получили большое удовольствие, сходив на некоторые из спектаклей; теперь обращаю особое внимание на авторов и создателей спектаклей; творческая исследовательская работа помогает по-новому посмотреть на аналитическую деятельность, отличный опыт изучения пространства города, хоть эта работа и была достаточно сложной за счет своего объема, но она также была интересной и познавательной; узнали много новой информации для себя и для своего культурного и интеллектуального кругозора; любопытный опыт работы в команде со студентами с разных профилей подготовки».
Все зафиксированные в рефлексивных отчётах мысли по отношению к прохождению программы практики, солидный массив полученных результатов, который ещё не исследовался никогда ранее в таком ключе, позволяют констатировать достижение поставленной цели – расширение познавательных горизонтов будущих учителей московского региона как одного из важных шагов на пути к социокультурной образованности.
Заключение
Несмотря на неоднозначность отношения к образованию и просвещению в разные периоды, от советского, постсоветского и до неороссийского, на ментальном уровне отечественного сознания учительская профессия продолжает ассоциироваться с особой кастой людей, обладающих большим интеллектуальным потенциалом, многосторонне развитых и хорошо воспитанных, что свидетельствует о высоком уровне их образованности как ведущего личностного профессионального качества. В рамках настоящего исследования фокус внимания авторов был направлен на актуальную для сегодняшнего общества проблему общего культурного уровня нации и к социальному запросу на подготовку учителей, обладающих необходимым уровнем социокультурной образованности.
В качестве одного из путей к сформулированной цели авторы представили опыт реализации обновлённой практико-ориентированной образовательной программы подготовки бакалавров педагогического образования в ГАОУ ВО «МГПУ», где особое место уделяется практикам как инструменту формирования профессиональной идентичности будущего учителя. Авторская разработка программы социокультурной практики «Французская драматургия на московских подмостках», апробированная в 2022-2023 году, стала одной из большого массива предлагаемых на выбор студентам проблем для научно-практического поиска, позволившей взглянуть на Москву театральную через призму произведений французских авторов, оценить социокультурную ценность этой грани жизни столицы и сделать шаг на пути к профессионально значимому качеству будущего педагога – социокультурной образованности.
Библиографическая ссылка
Головчанская И.И., Дудушкина С.В. ДРАМАТУРГИЯ ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ МЕГАПОЛИСА КАК ОДНА ИЗ ГРАНЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33316 (дата обращения: 15.10.2024).