Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ УЗБЕКИСТАНА

Сахновская Е.Г. 1 Чемезов С.А. 1 Рахмонов А.А. 1
1 Термезский филиал Ташкентской медицинской академии
В статье анализируются возможности применения электронного обучения в виде использования онлайн-курсов и электронных учебников при преподавании гуманитарных дисциплин в медицинском вузе Узбекистана. Рассматривается разница в нормативно-правовых актах, касающихся применения дистанционных образовательных технологий в вузах России и Узбекистана. Авторами был выполнен аналитический обзор онлайн-курсов гуманитарной направленности на российских образовательных платформах Лекториум, Sechenov.Online, Stepik, Urait c поиском курсов по истории медицины, правоведению, философии, материалов по отдельным темам рабочей программы вышеуказанных дисциплин. Проанализированы проблемы технического и организационного характера, возникающие при использовании онлайн-курсов, проведении тестирования онлайн, вебинаров через Zoom. Анализ курсов по гуманитарным дисциплинам с уклоном в медицинскую тематику, выполненный авторами на ряде крупных российских образовательных платформ, показал ограниченное количество онлайн-курсов из гуманитарного блока. Авторами выявлено, что серьезной проблемой, затрудняющей электронное обучение, является низкая обеспеченность населения компьютерами и высокоскоростным Интернетом во многих регионах Республики. Исследователи считают, что дистанционное обучение в вузах Узбекистана пока еще не развито на достаточном уровне, хотя и имеет большой потенциал, чтобы обеспечить доступ к качественному высшему образованию для разных слоев населения Республики.
онлайн курсы
дистанционные образовательные технологии
совместный образовательный проект
высшее медицинское образование
1. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дремова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения / // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 105-115. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115.
2. Крайнева С.В., Шефер О.Р., Лебедева Т.Н. Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 102-116. DOI: 10.25588/CSPU.2019.67.65.007.
3. Фарманова Б.А. Опыт внедрения дистанционного обучения в преподавание гуманитарных дисциплин в системе высшего образования // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, № 5. С. 491-495. DOI: 10.33619/2414-2948/54/67.
4. Литвинова Т.М., Галузина И.И., Засова Л.В., Присяжная Н.В. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии // Национальное здравоохранение. 2021. № 2 (1). С. 12–20.DOI: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20.
5. Махмутходжаева Л.С. Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана // Открытое образование. 2021. Т. 25, № 3. С. 46-61. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-3-46-61.
6. Байджанов И.С. Совершенствование нормативно-правовой базы публичных открытых онлайн-курсов в высшей школе // Наука и образование сегодня. 2022. № 2(71). С. 96-99.
7. Эккерт Н.В., Алламярова Н.В., Гараева А.С. Проблемы развития российской законодательной базы и нормативно-правового регулирования в области дистанционных образовательных технологий в системе высшего медицинского образования // Социальные аспекты здоровья населения. 2016. № 1(47). С. 10.
8. Об образовании: Закон Республики Узбекистан от 23.09.2020 г. № ЗРУ-637 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/5013009 (дата обращения: 10.03.2024).
9. О программе развития сферы услуг 2016-2020 гг.: Постановление Кабинета министров республики Узбекистан от 26.02.2016 г. № 55 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/2909066 (дата обращения: 10.03.2024).
10. Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года: Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП-5847 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/4545887 (дата обращения: 10.03.2024).
11. Хохлова Н.В. Дистанционные образовательные технологии в России и Узбекистане. Перспективы развития // Science and Education. 2023. Т. 4, № 7. С. 449-460.
12. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А., Пригодина А.Г. Создание интерактивных образовательных сред как приоритетная задача цифрового и дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 14-17.
13. Никитина И.Л., Иванова О.А., Алехин Е.К. Изучение общей фармакологии в высшей школе: роль альтернативных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24649 (дата обращения: 10.03.2024).
14. Полякова О.В., Маль Г.С., Болдина Н.В. Об эффективности применения онлайн-лекций и вебинаров при обучении фармакологии будущих педиатров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2018. Т. 15. № 2. С. 215-220. DOI 10.22363/2312-8631-2018-15-2-215-220
15. Калашникова О. В., Хон А. В. Актуальные проблемы обучения РКИ при полном или частичном переходе на дистанционное обучение в условиях вуза // Гуманитарный научный вестник. 2021. №2. C. 50-55.

Система высшего медицинского образования в силу глобальных изменений в мировом образовательном пространстве, включая цифровизацию процесса обучения, предъявляет новые требования к образовательному процессу [1]. Преподавание гуманитарных дисциплин в медицинском университете, отходя от классической методики семинаров, предусматривает использование интерактивных элементов электронных учебников, онлайн-курсов [2, 3]. Для полноценного применения возможностей онлайн-курсов важно умение уверенно работать на образовательных платформах, умение как студентов, так и преподавателей выбирать наиболее подходящий курс для конкретной дисциплины. Авторами был выполнен аналитический обзор онлайн-курсов гуманитарной направленности на российских образовательных платформах Лекториум, Sechenov.Online, Stepik, Urait c поиском курсов по истории медицины, правоведению, философии, материалов по отдельным темам рабочей программы вышеуказанных дисциплин.

Подготовка квалифицированных медицинских специалистов требует наличия высококвалифицированных научных и преподавательских кадров, наличия хорошо оснащенной лабораторной учебной базы, клинических баз высокого уровня, что невозможно создать в короткие сроки. Поэтому в Узбекистане в системе высшего и последипломного медицинского образования широко используются возможности сетевой модели обучения и академической мобильности, предусматривающие и обмен студентами, научным и профессиональным опытом с рядом государств, таких как Индия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Турция и т.д. Несколько лет назад было подписано соглашение между Приволжским исследовательским медицинским университетом (ПИМУ) (Россия, Нижний Новгород) и Ташкентской медицинской академией. Реализация совместной образовательной программы привела к формированию в Термезском филиале Ташкентской медицинской академии (ТФ ТМА) русскоговорящих групп студентов педиатрического и лечебного факультета – область образования 910000, направление подготовки 60910300, профиль «Педиатрическое дело» и 60910200 «Лечебное дело». В ТФ ТМА находятся в процессе обучения по СОП 74 студента: 27 на 1-м курсе, 24 на 2-м и 23 на 3-м курсе.

Реализация совместной образовательной программы (СОП) подготовки будущих педиатров и врачей по направлению «Лечебное дело» проходит по схеме «3+3», соответственно первые 3 года студенты проходят обучение в ТФ ТМА, далее с 4-го курса продолжают обучение в ПИМУ. Поэтому использование дистанционных образовательных технологий при реализации СОП необходимо и целесообразно по нескольким причинам: во-первых, для возможности постоянного взаимодействия учебных управлений вузов и преподавателей для интеграции и коррекции учебных планов, имеющих определенные различия в России и Узбекистане; во-вторых, для постепенной адаптации студентов ТФ ТМА к образовательной среде ПИМУ, включая знакомство с преподавателями, прослушивание онлайн-лекций по ряду учебных дисциплин, работу с электронной библиотекой; в-третьих, дистанционное обучение продолжает оставаться актуальным с учетом периодического перевода студентов в Узбекистане и России на дистанционное обучение в связи с неблагополучной обстановкой по COVID-19 [4, 5, 6].

Грамотное применение интерактивных возможностей электронных образовательных ресурсов способствует повышению мотивации студентов, привыкших с 1-го курса использовать ЭОР на занятиях и при самостоятельной работе. Объектом исследования были курсы по истории медицины, истории России, правоведению, философии на платформах Лекториум, Sechenov.Online, Stepik, Urait. Выбор образовательных платформ был обусловлен личным опытом работы авторов на указанных ресурсах, а также наличием полного доступа к материалам по подписке, с возможностью демонстрации учебных материалов студентам, включая возможность онлайн-тестирования.

Следует отметить, что авторам в процессе преподавания в ТФ ТМА пришлось столкнуться с разницей в нормативно-правовой базе относительно использования ЭОР в России и Узбекистане. В России применение онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, включая возможность перезачета и переаттестации на их основе, сегодня возможно на основании Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Минобрнауки России № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Российские вузы, включая медицинские и фармацевтические, при выполнении ими условий для реализации дистанционных технологий, описанных в методике, получили возможность использовать онлайн-курсы на российских и зарубежных образовательных платформах, включая перезачет и переаттестацию студентов [7].

В Узбекистане законодательная база позволяет использовать в медицинских вузах смешанную форму обучения, предусматривающую реализацию большей части образовательной программы очно [5, 6]. В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» от 23.09.2020 г. № 2 ЗРУ-637 понятие дистанционного образования закреплено как форма образования без отрыва от производства. В данном Законе упомянуты «технологии дистанционного образования», которые могут использоваться образовательными организациями в экспериментальной и инновационной деятельности [8]. Решение о развитии дистанционного образования было подкреплено постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан «О программе развития сферы услуг на 2016–2020 гг.» [9, 10]. «Благодаря программе в ряде вузов внедрена система дистанционного обучения Moodle, которая применяется в сочетании традиционного и дистанционного обучения» [11].

Электронное обучение, реализация дистанционных технологий в Узбекистане по сравнению с Россией осуществляются частично, в виде отдельных лекции и семинаров, проводимых дистанционно в режиме онлайн через видеосервис Zoom или офлайн в виде записей видеолекций, размещенных на сайте вуза [3, 5, 6]. Возможность использования онлайн-технологий особенно актуальна в ТФ ТМА, так как город Термез расположен в самой южной точке Узбекистана, в максимальном удалении от головного вуза, находящегося в столице, в Ташкенте. Возможность проведения онлайн-лекций и семинаров, во-первых, позволяет студентам и преподавателям ТФ ТМА дистанционно взаимодействовать с коллегами в Ташкенте, ТМА и дает возможность решать проблемы кадрового дефицита высококвалифицированных остепененных преподавателей.

Онлайн-курсы по гуманитарным дисциплинам планировалось использовать именно как источник дополнительных материалов при самостоятельной работе студентов или как интерактивные мультимедийные материалы, демонстрируемые преподавателем на электронной доске «Teleset» во время проведения семинаров.

На платформе «Лекториум» онлайн-курсы отличаются высоким качеством видеоконтента и сгруппированы в ряд онлайн-школ: «Биология», «Педагогика», «Медицина», «Химия», что существенно облегчает поиск нужных курсов студентами, не овладевшими в достаточной степени русским языком. На «Лекториум» авторами в ходе поиска было найдено 2 курса по дисциплине «История России», курсы «Цифровые технологии в медицине», «Русский язык как инструмент успешной коммуникации», «Психология общения», «Современный русский речевой этикет», «Первые шаги иностранного студента в России», «Русская кухня». Онлайн-курсы «Первые шаги иностранного студента в России», «Русский язык как инструмент успешной коммуникации», «Современный русский речевой этикет», «Русская кухня» по своей тематике хорошо вписались в рабочую программу (РП) дисциплины «Адаптация к обучению в медицинском вузе», изначально разработанную российской стороной совместного образовательного проекта. Курс «Цифровые технологии в медицине» включен в календарно-тематический план РП дисциплины «Основы телемедицинских технологий, также предложенной ТФ ТМА российским партнером СОП.

На платформе «Stepik» поиск в каталоге, содержащем 700 курсов, был затруднен плохой работой поисковой системы, выдающей много ложных результатов, из которых была сделана ручная выборка курсов гуманитарной тематики, обнаружены 23 курса «Философия», 1 курс «Культурология», курс «История России для иностранных граждан». Из 23 онлайн-курсов по проблемам философии с учетом длительности прохождения, тематики только 11 курсов отвечают задаче поиска. В ходе поиска авторами были найдены курсы «Цифровая медицина: новые вызовы и современные тренды», «Электронное здравоохранение (eHealth). Основные понятия», которые было решено включить в РП дисциплины «Основы телемедицинских технологий». Курс «Безопасность в Интернете» было решено включить в РП дисциплины «Адаптация к обучению в медицинском вузе» в связи с его актуальностью для студентов группы СОП, привыкших работать в сравнительно безопасном интернет-пространстве Узбекистана и которым придется использовать интернет-пространство России с большим количеством вирусов в сети, кибер-атаками, фишингом и т.д. Дальнейший поиск ресурсов привел на портал «Sechenov.online», где были найдены курсы: «История медицины», «История фармации», «Философия медицины», «Медицинское право», «Современные коммуникации в медицине». Хорошие учебные материалы и возможности для интерактивного взаимодействия предоставляет платформа «Urait». При наличии у пользователей доступа через подписку вуза или индивидуальную подписку на «Urait» есть возможность использовать современные электронные учебники по гуманитарным дисциплинам. На занятиях студентам через электронную доску «Teleset» демонстрировалась работа с наиболее подходящими по тематике учебниками и давались задания через индивидуальный доступ с личных гаджетов решать ситуационные задачи (например, по дисциплине «Правоведение»). Кроме того, в ходе занятий по дисциплинам «Философия» и «Правоведение» преподавателями организовывались просмотр и дальнейшее обсуждение видеороликов, встроенных в электронные учебники «Urait». Это обеспечивало привлечение внимания студентов к обсуждаемым проблемам и способствовало инициированию различных дискуссий. Не менее ценной является возможность проведения онлайн-тестирования на «Urait» с показом ресурсом результатов тестирования самому испытуемому и возможностью преподавателя видеть результаты теста у всей группы при правильном заполнении параметров аккаунта с указанием вуза, учетной группы. Следует отметить, что уменьшение администраторами «Urait» количества попыток в тесте с пятнадцати до двух создает проблемы для иностранных студентов: при недостаточном знании русского языка первая попытка тратится на правильное восприятие вопросов и на помощь преподавателя в переводе, фактически вторая попытка для иностранцев является первой и единственной. Ранее администрация «Urait» не придерживалась такой жесткой политики.

Авторы осознают, что указанный обзор затрагивает лишь часть образовательных платформ России, найти нужные онлайн-курсы и платформы можно было через портал «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) [12]. Проблемой явилось изменение политики доступа к ресурсам СЦОС, в результате которого был удален доступ по индивидуальной авторизации. При работе в России авторы имели аккаунты на СЦОС и активно пользовались данным агрегатором для поиска нужных онлайн-курсов. Из сети Интернет Узбекистана доступ на СЦОС стал невозможен, общение с администрацией СЦОС через контактную группу в Telegram, объяснение, что авторы работают в Узбекистане по академической мобильности, не дали результата.

Как отмечают исследователи, дистанционное обучение в вузах Узбекистана пока еще не развито на достаточном уровне, хотя и имеет большой потенциал, чтобы обеспечить доступ к качественному высшему образованию для разных слоев населения Республики [11].

Авторы выражают мнение, подкрепленное реальным опытом преподавания с использованием информационных технологий, что основной проблемой цифровизации образования является низкая обеспеченность населения компьютерами и высокоскоростным Интернетом во многих регионах Республики. Эта проблема особенно актуальна для Сурхандарьинского региона, где много труднодоступных и удаленных населенных пунктов, не имеющих сетевых коммуникаций.

Пандемия COVID-19, ограничительные противоэпидемические мероприятия вызвали необходимость применения дистанционных технологий и электронного обучения в медицинских вузах, профессорско-преподавательский состав которых настроен на методики очного обучения, «у постели больного». Вынужденный переход в кратчайшие сроки на ДО обусловил потребность в готовых ЭОР медицинской тематики, разработка которых является трудоемким процессом, требует владения преподавателями информационными технологиями, наличия хорошо развитого сайта вуза, поддержки разработок ИТ-специалистами. Выборочный опрос студентов 5-го курса ТФ ТМА при прохождении ими дисциплины «Клиническая фармакология» показал, что дистанционное обучение в условиях карантина по COVID-19 по «Фармакологии» и другим дисциплинам 3–4-го курса согласно учебному плану в ряде случаев повлекло за собой приобретение ими более подходящих для обучения гаджетов, планшетов и ноутбуков помимо смартфонов. Отмечено, что студенты, проживающие в сельских районах, осуществили установку антенн, приобрели роутеры для выхода в Интернет, иначе они были надолго выключены из обучения, переведенного в дистанционный формат. В то же время студенты младших курсов групп СОП недостаточно оснащены личными гаджетами (ноутбуками, нетбуками), испытывают проблемы с недостаточным объемом интернет-трафика в пакетах связи от провайдеров, обладают недостаточными навыками работы в сети, с офисными приложениями.

Анализ курсов по гуманитарным дисциплинам с уклоном в медицинскую тематику, выполненный авторами на ряде крупных российских образовательных платформ, показал ограниченное количество онлайн-курсов из гуманитарного блока. Информация о найденных ресурсах была передана студентам 2-го курса Термезского филиала Ташкентской медицинской академии как на аудиторных занятиях, так и через контактные группы в мессенджере Telegram для использования при подготовке к семинарам и к экзамену. В ходе поиска на платформах авторами был найден ряд курсов медико-биологического профиля: «Анатомия», «Наш богатый внутренний мир: об анатомии просто и интересно», «Основы клинической фармакологии для разработки лекарств», «Информация о лекарственных средствах для пациента», «Аспекты рационального применения лекарственных средств», «Основы клинического использования антибиотиков», «Каталог препаратов по общей гистологии», «Молекулярная биология и генетика» на «Stepik». Аналогичные находки были сделаны на «Лекториум»: «Генетика», «Молекулярная биология», «Неорганическая химия», «Химия хроматографических процессов», «История и технологии выживания». Информация о найденных онлайн-курсах была передана преподавателям на соответствующие профильные кафедры ТФ ТМА для рассмотрения возможности использования их в учебном процессе со студентами русскоговорящих групп.

Следует отметить, что авторам при поиске и при использовании онлайн-курсов на занятиях приходилось сталкиваться как с техническими проблемами в виде сбоев в корпоративной сети Интернет по вине провайдера, так и с проблемами недостаточного знания русского языка студентами младших курсов ТФ ТМА. Если техническая проблема с доступом в Интернет решалась оперативно, путем подключения точки доступа от смартфонов преподавателей, то языковая проблема носит более глубокий характер, связанный с нехваткой педагогов – носителей русского языка в Средней Азии. В этом плане возлагаются надежды на открытие в г. Термезе в 2023 году первого в Узбекистане ресурсного Центра изучения русского языка на базе Термезского государственного университета.

В Узбекистане высокий интерес преподавателей и студентов медицинских вузов к использованию онлайн-курсов возникнет при появлении нормативных документов, регламентирующих методику применения дистанционных технологий, разработанных Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан, и при достаточном уровне развития информационных технологий.


Библиографическая ссылка

Сахновская Е.Г., Чемезов С.А., Рахмонов А.А. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ УЗБЕКИСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33314 (дата обращения: 13.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674