В процессе обучения в вузе закладываются те знания умения, навыки, ориентации, которые в значительной мере в последующем будут определять уровень и качество профессиональной деятельности выпускника. Кадровая инфраструктура совместно с организационно-управленческой, научно-информационной и материально-технической составляющими во многом определяет качество и уровень функционирования любой социальной и производственной сферы, обеспечивает эффективное достижение целей и решение задач отрасли профессиональной деятельности выпускника вуза, динамику ее развития [5, 10]. В образовательном пространстве постоянно появлялись и появляются новые авторы, течения, привносящие что-то новое в сферу образования, но при всем их многообразии единственно неизменной и целостной остается гуманистическая составляющая, обосновывающая стремление к максимально полному развитию человека, его духовных, интеллектуальных и физических способностей.
Гуманистические тенденции в сфере физической культуры и спорта предполагают формирование позитивного отношения субъекта к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности в разных формах ее проявления. С позиции гуманизма сфера физической культуры и спорта рассматривается как позитивная, как вид деятельности, способствующий гармоничному развитию, морально-нравственному совершенствованию человека. В физкультурно-спортивной деятельности ориентировка на гуманистическое поведение предполагает высокую степень проявления целеустремленности, воли к победе, настойчивости, но при отсутствии стремления при этом победить любой ценой, без обмана, нечестного судейства, применения запрещенных препаратов и приемов спортивной борьбы, не подвергая угрозе свое здоровье и здоровье соперников.
Традиционные и альтернативные формы организации физического воспитания
Совершенствование процесса физического воспитания в системе образования должно быть направлено на гуманизацию, повышение гармонии биологического и социального, учет индивидуальных особенностей, социальную активность индивидуума, ориентацию на формирование здорового образа жизни. Особое внимание должно быть уделено физкультурно-оздоровительным программам, способствующим профилактике и лечению заболеваний различных органов и систем организма. В содержании физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях разного уровня можно выделить несколько направлений: образовательное; тренировочное; спортивное; оздоровительное. Процесс физического воспитания предполагает гармоничное сочетание всех этих направлений, в то же время специфика физкультурной работы и реалии образовательного процесса вынуждают порой делать акцент на каком-либо из указанных направлений. Так, необходимость участия обучаемых в соревнованиях различного уровня стимулирует спортивно-тренировочную деятельность, реализуемую в системе общего и высшего образования через работу секций по различным видам спорта. В настоящее время существует множество различных, как традиционных для нашей страны, так и новых видов спорта и физкультурно-оздоровительных программ. Среди наиболее популярных – армрестлинг, аэробика, брейк-данс, дартс, виндсерфинг, фристайл. Большой интерес вызывают такие единоборства, как айкидо, тхэквондо, ушу, кикбоксинг.
Большая учебная нагрузка, недостаток двигательной активности обучаемых, их низкая физкультурная грамотность приводят к появлению различных «школьных» болезней, число которых увеличивается в процессе обучения. Следствием этого является все возрастающее количество детей и молодежи, относящихся к специальной медицинской группе. Для этой категории обучаемых не стоит вопрос о выборе какой-либо спортивной секции. На повестке дня главенствующей является проблема сохранения и, по возможности, укрепления здоровья. Для этой, достаточно большой, группы обучаемых основным является оздоровительное направление в процессе физического воспитания. Однако гуманизация в сфере физической культуры и спорта заключается не только в подборе оздоровительных программ в соответствии с имеющимися заболеваниями, но и во включении в состязательную деятельность в рамках различных физкультурно-спортивных проектов, один из которых предполагает приобщение к идеалам олимпийского движения, изложенным в первом издании Олимпийской хартии.
Гуманизация в физической культуре и спорте
Физическая культура и спорт выполняют целый ряд важных гуманистически ориентированных функций. Прежде всего, им отводится важная роль в сохранении и укреплении здоровья, коррекции телосложения, совершенствовании функциональных систем организма, подготовке к профессиональной трудовой деятельности. В работах М.А.Захарова [2], Л.И. Лубышевой [4] показана значимая роль физической культуры и спорта в воспитании личности, включая формирование различных психических и волевых качеств, способности к саморегуляции. Важная социокультурная ценность проявляется также в нравственном воспитании, привитии человеку комплекса духовно-нравственных принципов, требующих отказа от победы любой ценой, непринятии победы за счет ошибки судьи, обмана соперника, создании условий, равных для всех участников соревнований, демонстрации честной борьбы. В то же время, по мнению Д.А.Сагалакова [6] и В.И.Столярова [8], огромный культурный и гуманистический потенциал спорта в настоящее время используется не в полной мере и недостаточно эффективно. Это особенно касается формирования и развития эстетического, духовно-нравственного и творческого потенциала подрастающего поколения и его экологической, коммуникативной и нравственной культуры. Часто гуманистические ценности в спорте отходят на второй план. В.К.Бальсевич[1] отмечает ряд негативных явлений, связанных со спортом, таких как девальвация духовных и нравственных ценностей. К сожалению, большое количество людей спорт привлекает не как сфера общения, проявления культуры, средство разностороннего и гармоничного развития личности, область гуманного отношения между людьми. Соревнования для таких людей (спортсменов, зрителей) являются средством удовлетворения потребностей в приобретении известности, славы, повышения своего престижа, зарабатывания денег, удовлетворения желания проявить грубую силу, жестокость, агрессивность, превосходство одних людей над другими. Часто в среде тренеров и спортсменов отмечается готовность добиться победы любой ценой, включая употребление запрещенных фармацевтических препаратов или нарушение правил соревнований, нравственных принципов и норм.
Исследования, проведенные под руководством В.И.Столярова [9], показали, что соблюдать кодекс «спортивной чести» в большей степени готовы участники соревнований, нерегулярно включающиеся в соревновательную практику, и спортсмены низкой квалификации. Более квалифицированные спортсмены и молодые люди, часто участвующие в соревнованиях, в меньшей степени «связывают» себя с кодексом «честной игры». Обновление спорта с гуманистических позиций многими специалистами оценивается скептически. Высказываются сомнения о необходимости сохранения идеала о гармоничном и разностороннем развитии олимпийского атлета, о ведущей роли этически-нравственного начала олимпизма и т.п. Такое негативное отношение к гуманистическим тенденциям современного спорта было подвергнуто критике В.И.Столяровым [8] и его последователями [1, 6 и др.], и высказано убеждение в том, что в настоящее время недостаточно только декларировать ценности олимпизма и гуманистические идеи – необходимо проводить работу по их практической реализации, направленную на гуманизацию сферы физической культуры и спорта.
Новая, гуманистически ориентированная теория спорта предполагает практическую реализацию идей гуманизма во всех сферах спортивной деятельности. При этом на первый план выдвигается личность человека с его потребностями и интересами. Спорт же выступает как средство, способствующее развитию и совершенствованию личности, его взаимоотношениям в социуме, в основе которых лежат ценности и идеалы гуманизма. Процесс становления спортивного совершенствования должен способствовать формированию активной, здоровой, разносторонней и творческой личности и не противоречить интересам ее развития.
Важным направлением гуманизации физической культуры и спорта является экологическое воспитание подрастающего поколения. Это реализуется через такие «зеленые» виды спорта, как геокешинг и экоспорт. Геокешинг – это туристическая игра, в которой участники используют карту и GPS, чтобы найти тайники, спрятанные другими игроками. Экоспорт – это соревнования на воде, в воздухе и на земле с использованием экологически чистых видов транспорта. Также перспективным является направление гуманизации спортивных соревнований, которое включает в себя создание условий для участия инвалидов.
Интересным представляется направление гуманизации спортивной деятельности, предполагающее интеграцию спорта и искусства. Идея эта не нова, ее приверженцем был еще Пьер де Кубертен. Воплощение этого направления проявляется в дополнениях, художественном оформлении соревнований, таких как театрализованные открытия и закрытия соревнований, песенно-музыкальное оформление состязаний. Ширится проведение культурно-спортивных праздников, включение в программу состязаний выступлений музыкантов, певцов, танцоров. Эта связь искусства со спортом уходит корнями в далекое прошлое, когда на Олимпийских играх в Древней Греции вместе со спортивными состязаниями (агонами) проводились конкурсы певцов, ораторов, музыкантов. Такие же конкурсы, включающие 5 видов искусств (скульптура, архитектура, музыка, литература, живопись), проводились и в ходе отдельных современных Олимпийских игр в период с 1912 по 1948 годы.
Постоянно появляющиеся в образовательном пространстве новые идеи, течения при всем их различии сходятся в одном: гуманизация процесса образования – важный и необходимый процесс, способствующий всестороннему развитию человека, совершенствованию его духовных, интеллектуальных, физических способностей. Гуманистически направленная система образования должна содержать ценности, ориентированные на полное раскрытие личности. Система образования должна носить инновационный характер, обеспечить подготовку человека к реалиям динамичной и, порой, непредсказуемо меняющейся жизни.
Гуманизация физкультурного образования предполагает не только повышение гуманитарной, общекультурной подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта, но и их готовность к реализации новых форм работы с детьми и молодежью, построенных на основе гуманистических и духовно-нравственных ценностях олимпизма, воспитание у спортсменов поведения с соблюдением принципов честной игры. Гуманизация физкультурного образования должна коснуться также коррекции задач физического воспитания. Как полагают в своих работах Л.И.Лубышева [3], В.И.Столяров [7], акценты, направленные на воспитание физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, должны сместиться в направлении приобщения обучаемых к системе знаний о строении и функциях организма человека, средствах физической культуры, способствующих избирательному воздействию на физические качества и функциональные системы организма; формирования потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни; приобщения к активным занятиям физической культурой и спортом.
Олимпийское образование и воспитание молодежи
Значимая роль в решении задачи повышения духовной и нравственной ценности спорта и физической культуры отводится олимпийскому образованию. Гуманистические идеалы и ценности, связанные со спортом, были провозглашены основателем олимпийского движения Пьером де Кубертеном в конце XIX века. В то же время, как отмечают В.К.Бальсевич [1], В.И. Столяров [9], гуманистическая ценность спорта, характер его влияния на личность и межличностные отношения людей в социуме во многом определяются их поведением, задачами, целями и ориентирами, которые они ставят перед собой в процессе подготовки и выступления на соревнованиях, зависят от их сознательной и целенаправленной деятельности.
Традиционная модель проведения спортивных соревнований различного уровня, как правило, основана на жесткой конкурентной борьбе, поощрении (моральном и материальном) небольшой группы чемпионов и призеров, дистанцировании спортивных соревнований от искусства, художественных конкурсов. Такая организация соревнований способствует развитию у спортсменов желания победы любой ценой (в том числе и за счет здоровья, нарушения нравственных и моральных принципов), показать свое превосходство над соперником, завоевать награду, ценный приз, приобрести славу, материальные блага, связанные с победой, и т.п. Приобщение молодого поколения к духовным и нравственным принципам, ценностям и идеям олимпизма в процессе использования традиционной модели проведения спортивных соревнований в связи с этим затруднено. Часто такая организация соревнований скорее препятствует, а не содействует приобщению к олимпийским идеалам [9]. Гуманизация физкультурного и олимпийского образования требует такой организации соревновательной деятельности, которая способствовала бы приобщению к ценностям и идеалам олимпизма: ориентировать участников на духовные, нравственные и эстетические ценности; не стимулировать желание победить любой ценой; порицать проявление агрессии, грубости, национализма, насилия; поощрять стремление к высоконравственному поведению, гармоничному и всестороннему развитию, самосовершенствованию. «Спартианские игры» В.И.Столярова отвечают этим требованиям. Этот проект предлагает комплексную программу под названием «СпАрт» (Spirituality, Sport, Art), которая направлена на повышение духовной, культурной и нравственной ценности физической культуры и спорта.
Одной из особенностей спартианской программы является новый подход к проведению и организации состязаний, включая программу соревнований, состав участников и систему подсчета очков и определения победителей. Отличительные черты такой модели организации соревнований, проводимых с акцентом на олимпийские ценности и идеалы, следующие:
– привлекательная форма организации, в основе которой лежит игровая деятельность, позволяющая участникам соревнований активно отдохнуть, творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в общении с интересными людьми и контакте с природой;
– новая, оригинальная форма проведения соревнований, которые, являясь по форме состязаниями, предусматривают тесное сотрудничество, стимулируют проявление высоконравственного поведения, красоту поступков и действий, порицание проявлений агрессивности, грубости, национализма, насилия, желания победить любой ценой;
– ориентировка участников на гармоничное, всестороннее физическое и духовное развитие и самосовершенствование, проявление своих способностей в различных видах деятельности – искусстве, спорте, техническом творчестве;
– создание таких условий, при которых каждый участник может проявить себя в каком-либо виде деятельности, почувствовать себя полноправным, нужным и необходимым членом команды, и т.п. [8].
Спартианская программа подходит для различных социальных и возрастных групп населения.
Заключение
Сложившиеся в течение многих лет традиции в спорте невозможно быстро изменить, как и превратить все спортивные состязания в полностью соответствующие олимпийским идеалам. Однако необходимо проводить постоянную и целенаправленную работу, чтобы помочь хотя бы некоторым спортсменам приблизиться к ценностям и идеалам олимпизма, способствовать повышению их духовно-нравственного уровня и сделать их ориентиром для других людей, занимающихся спортом.
Гуманизация процесса физкультурного образования и воспитания требует больших материальных ресурсов, подготовки специалистов, способных реализовать задачи всестороннего и гармоничного физического, духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. В то же время в физической культуре и спорте заложен большой потенциал, способный оказать существенное влияние на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Библиографическая ссылка
Тимушкин А.В., Медведева Н.А., Попов А.В., Кашицына Л.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33308 (дата обращения: 09.10.2024).