Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шиканова А.Н. 1 Кузнецова Л.В. 2
1 ФГБОУ ВО Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова
2 ФГБОУ ВО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева
В настоящем исследовании рассматриваются педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности как актуальная педагогическая проблема современности. Установлено, что внеурочная деятельность представляет собой значительный потенциал в формировании ценностных ориентаций у младших школьников. Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены следующие педагогические условия: 1) создание информационно-образовательной среды, способствующей формированию у младших школьников устойчивого интереса и знаний о ценностях, стимулирующих освоение культурно-исторического наследия, понимание общего смысла добра и зла, чести и бесчестия, неразрывной связи с историческим прошлым своей Родины, желание служить своему народу, стране; 2) активизация формирования ценностных ориентаций у младших школьников посредством внедрения авторской программы «Ценности младшего школьника»; 3) методическое сопровождение педагогов на основе разработанного авторского пособия «Ценностные ориентации младших школьников во внеурочной деятельности»; 4) организация работы клуба для родителей и детей «Вместе». В экспериментальном исследовании участвовало 124 младших школьника МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Героя РФ Николая Федоровича Гаврилова (экспериментальная группа) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 (контрольная группа) г. Чебоксары Чувашской Республики, учителя начальных классов и родители. Установлено, что формирование ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности зависит от выявленных педагогических условий, что способствует решению приоритетной задачи по воспитанию подрастающего поколения в современной школе.
педагогические условия
ценностные ориентации
внеурочная деятельность
начальная школа
младшие школьники
ценности
1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 15.01.2024) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 20.01.2024).
2. Кант И. Критика чистого разума. М.: Азбука, 2023. 768 с.
3. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. М.: ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып. 1, 1994. 164 с.
4. Круглов Б.С. Диагностическая коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. 178 с.
5. Мельниченко Н.Ю. Формирование ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива детской спортивной школы: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 3. С. 339–348.
6. Губарь Е.А. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников средствами интерактивных технологий // Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в современном информационно-образовательном пространстве. Челябинск, 2021. С. 47–52.
7. Кирьякова А.В. Теоретические ракурсы аксиологических исследований в зарубежном человекознании // Глобальный научный потенциал. 2023. № 5 (146). С. 20–24.
8. Кузнецова Л.В. Этнокультурные традиции в профессиональной подготовке педагога-музыканта для работы в условиях сельского социума // Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство XX века: материалы Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 18 октября 2018 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2018. С. 74–78.
9. Асташова Н.А. Классификация духовных ценностей: аксиологический подход // Вестник педагогического опыта. 2023. № 1. С. 12–18.
10. Емельянова М.В. Ценностные ориентации обучающихся на первом и выпускном курсах в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–3. С. 88–90.

В современном мире особое значение приобретает воспитание ценностных ориентаций у детей, так как они образуют основу для формирования личностной и социальной идентичности. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников является одной из актуальных задач современной педагогической науки. Так, в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовно-нравственные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества» [1]. Одним из основных средств достижения этой цели является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность представляет собой неотъемлемую часть образовательно-воспитательного процесса и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций, позволяет детям расширить кругозор, развивать свои способности и таланты, искать интересные занятия и увлечения, что в свою очередь способствует формированию и укреплению ценностных ориентаций.

Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования

Для данного исследования были использованы как теоретические методы (изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности, обобщение, абстрагирование, сравнительный анализ, системно-структурный анализ, синтез и педагогическое моделирование), так и эмпирические методы (педагогическая экспертиза, изучение и обобщение опыта по теме исследования, анкетирование, проведение интервью, анализ документации по теме исследования). Для анализа полученных данных были использованы математические методы.

Задачами данного исследования являются:

1. Выявить педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.

2. Теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.

3. Экспериментально подтвердить эффективность педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует о заинтересованности исследователей в области формирования ценностных ориентаций; так, И. Кант рассматривает понятие ценности с точки зрения ее объективной природы, где истинная ценность не зависит от чувств и желаний и является незыблемой [2]. Г. Риккерт рассматривает понятие ценность, опираясь на понятии долга и категорического императива. Он утверждает, что ценность человека заключается в его способности действовать согласно моральным принципам и универсальным законам [3]. Ценности как психологическая проблема раскрываются Б.С. Кругловым. По мнению ученого, ценности играют важную роль в формировании личности, определяют ее жизненные приоритеты, могут быть как индивидуальными, так и общественными, определяющими поведение и выбор человека [4]. Формирование ценностных ориентаций в различных возрастных группах рассматриваются Н.Ю. Мельниченко как динамичный процесс, который зависит от внутренних и внешних факторов, а также от индивидуальных особенностей личности. Исследователь призывает к формированию осознанного выбора ценностей, соответствующего жизненным целям для воспитания гармонично развитой личности [5]. Внеурочная деятельность как механизм решения современных педагогических проблем представлена в работах Е.А. Губарь, она должна быть организована системно, с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого учащегося, чтобы она могла максимально эффективно решать современные педагогические проблемы и способствовать всестороннему развитию личности [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на анализ научной, методической литературы, практический опыт учителей и собственный опыт работы в начальной школе, выделим педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности:

1) создание информационно-образовательной среды, способствующей формированию у младших школьников устойчивого интереса и знаний о ценностях, стимулирующих освоение культурно-исторического наследия, понимание общего смысла добра и зла, чести и бесчестия, неразрывной связи с историческим прошлым своей Родины, желание служить своему народу, стране;

2) активизация формирования ценностных ориентаций у младших школьников посредством внедрения авторской программы «Ценности младшего школьника»;

3) методическое сопровождение педагогов на основе разработанного авторского пособия «Ценностные ориентации младших школьников во внеурочной деятельности»;

4) организация работы клуба для родителей и детей «Вместе».

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» (экспериментальная группа) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» (контрольная группа) г. Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте приняли участие 124 младших школьника. Для проведения экспериментального исследования формирования ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности была выбрана группа детей в возрасте от 8 до 10 лет (2–3 классы).

Цель экспериментального исследования заключалась в апробации педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели был проведен эксперимент, в рамках которого ребятам были предложены различные виды внеурочных занятий: спортивные, художественные, музыкальные, научно-познавательные и творческие. Дети выбирали занятия по своему желанию и интересу и участвовали в них в течение шести месяцев. В ходе исследования были проведены внеурочные занятия, направленные на формирование определенных ценностей у детей. Были выделены несколько основных направлений: развитие трудолюбия, уважения к другим людям, развитие творческих способностей, развитие ответственности [7]. Разнообразие предлагаемых занятий позволило каждому ребенку выбрать то, что соответствует его интересам и способностям.

Апробация первого педагогического условия – создание информационно-образовательной среды, способствующей формированию у младших школьников устойчивого интереса и знаний о ценностях, стимулирующих освоение культурно-исторического наследия, понимание общего смысла добра и зла, чести и бесчестия, неразрывной связи с историческим прошлым своей Родины, желание служить своему народу, стране, в создании среды (плакаты, ежедневник добрых дел класса, сайт класса, еженедельные посты в социальных сетях, внеклассная ежедневная пятиминутка), способствующей созданию благоприятной атмосферы ценностного осознания действительности младшими школьниками, что способствовало формированию и укреплению ценностных ориентаций.

Второе педагогическое условие – активизация формирования ценностных ориентаций у младших школьников посредством внедрения авторской программы «Ценности младшего школьника» апробировалась в соответствии с модулями:

1. Образовательным. Посещение музеев, выставок, природных заповедников, предприятий и других образовательных мест способствует развитию ценности знаний, уважения к культурному наследию, окружающей среде и труду [8].

2. Творческим. Организация занятий по рисованию, лепке, музыке, театральному искусству и другим видам творчества помогает воспитывать уважение к труду, творческие способности, а также научить их ценить красоту и художественное творчество [9].

3. Проектным. Участие в благотворительных акциях, сборе помощи для нуждающихся, уборке территории и других волонтерских проектах формирует у детей уважение к другим людям, сочувствие, ответственность и чувство собственной значимости.

4. Спортивным. Организация спортивных соревнований, игр, занятий по физической культуре и спорту способствует развитию у детей ценностей здорового образа жизни, трудолюбия, справедливости, командного духа и соблюдения правил.

В ходе апробации третьего педагогического условия исследования – методического сопровождения педагогов на основе разработанного авторского пособия «Ценностные ориентации младших школьников во внеурочной деятельности» педагогам и родителям были представлены методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности, включающие:

1. Теоретическую часть:

- обзор современных подходов к формированию ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста;

- психологические и педагогические аспекты развития ценностных ориентаций;

- роль внеурочной деятельности в формировании ценностных ориентаций.

2. Методические рекомендации:

- примеры практических занятий, игр, упражнений и мастер-классов, направленных на развитие определенных ценностей;

- описание волонтерских проектов, спортивных мероприятий, образовательных экскурсий и других активностей, способствующих формированию ценностных ориентаций;

- рекомендации по проведению дискуссий, круглых столов и других форм работы с детьми для обсуждения ценностных вопросов.

3. Практические материалы:

- готовые сценарии занятий и мероприятий;

- материалы для проведения творческих мастер-классов;

- инструкции по организации волонтерских проектов и спортивных мероприятий.

4. Примеры игр, упражнений и кейсов, направленных на развитие конкретных ценностей, таких как дружба, трудолюбие, ответственность, уважение к окружающей среде и др. [9].

Апробация четвертого педагогического условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности заключалась в организации работы клуба для родителей и детей «Вместе». Работа включала следующие этапы и методы:

1. Планирование и разработка программы клуба:

- определение основных ценностей, которые будут формироваться в ходе работы клуба (например, семейные ценности, толерантность, уважение к окружающему миру и др.);

- совместная разработка программы занятий и мероприятий клуба, направленных на развитие выбранных ценностей;

- учет интересов и потребностей участников клуба (как детей, так и родителей) при планировании программы.

2. Организация занятий и мероприятий:

- проведение тематических занятий, игр, конкурсов и мастер-классов, направленных на формирование ценностей через совместную деятельность родителей и детей;

- организация образовательных экскурсий, посещение музеев, театров или других мест, где можно обсудить и продемонстрировать ценности в реальной жизни;

- проведение встреч со специалистами (психологами, педагогами, социальными работниками), которые могут помочь родителям и детям понять и обсудить ценности и ценностные ориентации.

3. Вовлечение родителей в процесс:

- организация семинаров и тренингов для родителей по теме формирования ценностных ориентаций у детей;

- проведение совместных мероприятий для родителей и детей, например семейных спортивных соревнований, концертов, праздников;

- предоставление возможности родителям выражать свои идеи и предложения по работе клуба.

4. Оценка результатов:

- проведение анкетирования участников клуба для выявления изменений в их ценностных ориентациях;

- анализ динамики участия родителей и детей в мероприятиях клуба;

- сбор обратной связи от участников клуба и анализ ее для корректировки программы.

В ходе проведения экспериментального исследования дети, родители и учителя с удовольствием включились в работу, показав заинтересованность в формировании ценностных ориентаций во внеурочной деятельности. Дети, участвующие в экспериментальном исследовании в экспериментальной группе, стали проявлять больший интерес к труду, развивать уважение к другим людям и, как отметили родители, стали более ответственными и самостоятельными.

Результаты исследования формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности до и после эксперимента представлены в таблице.

Сформированность ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности на этапах эксперимента в %

Показатели

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

до

после

до

после

Мотивационный

23

36

22

89

Знаниевый

21

33

21

88

Деятельностный

16

29

15

76

Результаты исследования показали, что педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности имеют значительное влияние на формирование ориентаций. В процессе участия в различной внеурочной деятельности дети вырабатывали такие ценности, как трудолюбие, самодисциплина, уважение к окружающим, толерантность, сотрудничество, ответственность и дружба, что способствовало развитию у младших школьников позитивного отношения к учению, росту самооценки и самоуважения, формированию интереса к искусству, науке и технике. Совместные действия учителей и родителей обогатили внеурочную деятельность по формированию ценностных ориентаций, сделав ее более интересной и занимательной для детей, а также предоставив им возможность получать информацию в удобном и доступном формате, воспитывая в себе ценности, которые будут оказывать влияние на их дальнейшее развитие, формируя основы мировоззрения и ценностные установки, которые будут способствовать их развитию как личности и интеграции в общество [10].

Педагоги отметили, что педагогические условия способствовали созданию атмосферы взаимоуважения, терпимости и доверия в коллективе учащихся. После проведения эксперимента родители выразили желание продолжать проведение разнообразных внеурочных занятий по формированию ценностных ориентаций у детей, отметив важность данного процесса.

Заключение

В ходе экспериментальной работы была выявлена положительная динамика формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности, что свидетельствует о том, что педагогические условия играют важную роль в формировании ценностных ориентаций, вовлекая детей в различные виды внеурочной деятельности, способствуют осознанию и принятию ценностей младшими школьниками, необходимым для успешной социализации и развития личности.

Эксперимент также показал, что важную роль в формировании ценностных ориентаций у детей играют педагогические условия, направленные на методическое сопровождение и совместную деятельность учителей и родителей посредством авторского пособия и программы, которые оказывают значительную поддержку в проведении внеурочных мероприятий.

Таким образом, экспериментальная деятельность подтверждает эффективность использования приведенных выше педагогических условий для формирования ценностных ориентаций у младших школьников, включающих разнообразные образовательные и воспитательные формы работы, способствующих положительным изменениям в восприятии культурно-исторического наследия детьми, а также в их понимании добра, зла, чести и бесчестия – доминант формирования ценностных ориентаций младших школьников.


Библиографическая ссылка

Шиканова А.Н., Кузнецова Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33296 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674