Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ПРОБЛЕМНЫМ АСПЕКТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коротаева Е.В. 1 Царегородцева Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Представленный материал является обобщением анализа материалов, посвященных теории и практике реализации патриотического направления в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Авторы, проанализировав соответствующие материалы, отмечают, что при разработке и организации этой деятельности не всегда принимается во внимание специфика, обусловленная как уровнем социальной и психической готовности детей к пониманию и восприятию этой непростой тематики, так и степенью соответствующей готовности воспитателей к осуществлению этой деятельности. Авторы, опираясь на традиционные вопросы дидактики (зачем учить? чему? кому? кого? как?), дают ответы относительно области патриотического воспитания детей дошкольного возраста, обозначая при этом некоторые «зоны риска». Так, анализ содержания соответствующих парциальных программ свидетельствует о склонности педагогов к традиционной тематике (народные сказки, региональный компонент и др.), тогда как современные дети нуждаются и в более современных идеях и сюжетах. Педагогам следует учитывать особенности детей поколения «альфа» с их клиповым мышлением, с приверженностью к техническим гаджетам и т.д. При этом очевиден и дефицит актуальных методических материалов, обеспечивающих продуктивную работу педагога в данной воспитательной области. Обозначенные проблемные аспекты могут рассматриваться как направления для совершенствования работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
воспитание
патриотическое направление воспитательной деятельности
дети дошкольного возраста
проблемные аспекты воспитательной деятельности
1. Буранок С.О. Гражданская идентичность и история: результаты всероссийского опроса школьников // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 272-287.
2. Дудникова С.А., Платохина Н. А. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 11. С. 57-62.
3. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста. М.: ООО «Директ-Медиа», 2022. 120 с.
4. Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5 (385). С. 44-53.
5. Слепенкова Е.А., Щетинина Н.П. Патриотическое воспитание школьников: современные подходы // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 7.
6. Шалаганова Т.В. Конспект НОД «Государственные символы России» // Дошкольная педагогика. 2015. № 6 (111). С. 19-20.
7. Инжеваткина И.В. Лапшина С. В. Воспитание патриотизма и гражданственности дошкольников через знакомство с родным городом // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 2 (10). С. 31-33.
8. Шинкарева Н.А. Организация педагогических условий развития основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 343-347.
9. Бичева И.Б., Хижная А.В., Купаева О.Е. Повышение методической готовности педагогов к патриотическому воспитанию дошкольников// Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 58-61.
10. Мажаренко С.В. Исследование готовности педагога дошкольного образования к реализации задач гражданско-патриотического воспитания // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 5 (98). С. 179-187.
11. Журбенко В.Н., Гредасова Е.М. Использование инновационных технологий на занятиях по патриотическому воспитанию в ДОУ // Инновационная наука. 2021. № 11-1. С. 115-118.
12. Саламатова Е.А., Иванова О.В. Формирование нравственно-патриотических чувств у детей 5-6 лет в условиях музыкальной деятельности средствами информационных технологий // Детский сад от А до Я. 2021. № 1 (109). С. 79-91.
13. Березовская И.Н., Шинкарева Н.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов в педагогическом колледже по профилю Дошкольное образование в области патриотического воспитания // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32905 (дата обращения: 11.01.2024).
14. Хорошилова М.В., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. Модель подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию в цифровой среде // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31742 (дата обращения: 11.01.2024).

Воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к социуму как опоры преемственности и развития государства в ближайшем и отдаленном будущем является важнейшей задачей образовательной системы, что закреплено в соответствующих документах: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах (по уровням образования), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», национальном проекте «Образование» с 2021 по 2024 гг., «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др. Традиционно и закономерно эта проблематика была представлена в многочисленных публикациях (работах С.О. Буранок [1], С.А. Дудниковой, Н.А. Платохиной [2], Е.В. Коротаевой, А.С. Андрюниной [3], А.Г. Саниной [4], Е.А. Слепенковой, Н.П. Щетининой [5] и др.). Однако в связи с актуальной социополитической ситуацией дальнейшая работа в данном направлении предполагает определенную коррекцию, уточнение подходов к патриотическому направлению в воспитании, которые были востребованы на протяжении последней четверти века. Это не означает, что воспитательная работа в этот период велась недостаточно плодотворно, однако ее содержание определялись векторами, направленными на индивидуализацию, стремление к выгоде, сексуальную свободу, размывание семейных традиций и т.п. И, как бы нас ни смущала коннотация понятия «ревизионизм», пришло время осмыслить некоторые позиции в области воспитания. В данном материале мы ограничимся областью патриотического воспитания относительно детей дошкольного возраста, поскольку эта категория воспитанников имеет свои отличительные характеристики – социальная незрелость, начало интеллектуального развития с соответствующими психическими процессами, слабая готовность к абстрагированию, тогда как патриотика во многом связана именно с переносом отвлеченных понятий и явлений в реальную практику и наоборот. Очевидно, что стоит это учитывать, планируя и реализуя работу по патриотическому направлению с детьми данного возраста.

Цель исследования. В связи с вышеизложенным цель данного материала определена авторами как раскрытие и уточнение проблемных аспектов в разработке содержания и форм реализации патриотического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста. Выявление этих аспектов позволит избежать соответствующих рисков в процессе планирования и реализации воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Материал и методы исследования. Достижению поставленной цели способствовали как теоретические методы: контент-анализ соответствующих источников (научных, методических и др.), так и эмпирические: анкетирование (педагогов дошкольных образовательных учреждений), сопоставительный анализ теории и практики в процессе осуществления практической деятельности по данному направлению.

Результаты исследования и их обсуждение. Логика представления материала по данной теме определена вопросами классической дидактики: зачем учить? чему учить? кому учить? кого учить? как учить? (по В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому), но относительно воспитательной области.

Начнем с ответа на вопрос: «Зачем учить (воспитывать)?». Очевидно, что ответ для данной области связан с целеполаганием, поэтому закономерно обратиться к основным документам, определяющим стратегию и тактику отечественной образовательной системы. В этом документе патриотизм представлен в двух ведущих статьях: ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» в дефиниции воспитания как понятия, и в ст. 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», где подчеркивается значимость формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, взаимного уважения бережного отношения к культуре и традициям российского народа и т.д. Практически в той же формулировке имеется обращение к патриотическому направлению в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в общем описании содержательной части программы): «формирование основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в организации, региону проживания и стране в целом». Данные целевые установки соотносятся друг с другом как часть и целое, что обеспечивает единство и преемственность подходов к реализации патриотического направления в отечественной образовательной системе.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить, это: «Чему учить (воспитывать)?» Собственно, речь идет о содержании, которое бы обеспечивало результативность процесса патриотического воспитания. Во многом воспитатели в этой деятельности опираются на материалы комплексных программ «От рождения до школы», «Мозаика», «Тропинки» и др. Но обязательное требование отражения регионального компонента побуждает педагогов к разработке конкретно направленных рабочих программ: «Крымский веночек» (Л.Г. Мухоморина, Э. Ф. Кемилева и др.), «Воспитательная система «Маленькие россияне»» (Н.А. Арапова-Пискарева), «Программа по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для дошкольников 3–7 лет» (Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова) и др. Основными содержательными блоками, как правило, являются обращение к традиционным российским праздникам, изучение природы родного края (Т. В. Шалаганова [6]), общее знакомство с обычаями и культурой малой родины (И.В. Инжеваткина, С.В. Лапшина [7], Н.А. Шинкарева [8] и др.). Часто содержание этих программ является эклектичным, занятия для детей по содержанию не связаны между собой, просто «привязаны» к календарю и т.д. Все это не способствует продуктивности воспитательной работы, которая должна иметь целенаправленный, систематический, последовательный, осознанный характер, связанный и поддерживаемый как «изнутри» (укладом детского сада), так и «снаружи» – окружающей реальностью. Вышесказанное подтверждает мысль о том, что воспитатели детского сада нуждаются в соответствующей программе по патриотическому воспитанию дошкольников в качестве основы работы по данному направлению, где наряду с обязательным – общероссийским – содержанием есть возможность обращаться и к занятиям, посвященным культуре и традициям малой родины. Другими словами, педагог должен иметь определенную опору, способствующую пониманию сущности воспитательного процесса и вариативности его воплощения, т.е. методике.

Таким образом, переходим к ответу на вопрос: «Кому учить (воспитывать)?» Поиски ответа на данный вопрос отражены в различных публикациях (И.Б. Бичева, А.В. Хижная, О.Е. Купаева [9], С.В. Мажаренко [10] и др.).

Кафедра педагогики и психологии детства УрГПУ работает по данной тематике с педагогами дошкольных организаций на протяжении восьми лет. За этот период неоднократно проводились опросы с целью выяснить отношение педагогов к воспитательной деятельности по патриотической тематике, определить их готовность к осуществлению данной работы. В октябре 2023 г. вновь было проведено анкетирование (через яндекс-форму), в котором приняли участие более 50 педагогов, работающих с дошкольниками. Респондентам было предложено: выстроить рейтинг компонентов для патриотического воспитания (любовь к Родине, любовь к родному краю, уважение к старшему поколению, знание истории и т.п.), определить степень участия субъектов в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста (родители, сверстники, «улица», воспитатели, педагоги, общественность, СМИ), уточнить факторы риска в организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста (социально-культурная ситуация, недоучет возрастных особенностей детей в предлагаемых методических материалах, отставание методических рекомендаций от реалий образовательного процесса, личная неготовность педагога к реализации воспитательной работы по патриотической тематике и др.).

Определяя рейтинг значимости компонентов патриотического воспитания дошкольников с точки зрения того, как «должно быть», педагоги назвали следующие: наличие методических материалов, патриотическая направленность содержания, знаниевый и системно-деятельностный компоненты, поддержка со стороны родителей; убежденность педагога (рисунок).

Оценка педагогами ДОУ компонентов патриотического воспитания дошкольников по шкалам «как должно быть» и «реальность» (в %)

Компоненты: 1. Патриотическая направленность содержания занятий; 2. Знаниевый компонент в патриотическом воспитании; 3. Убежденность педагога; 4. Поддержка со стороны родителей; 5. Методические материалы; 6 Системно-деятельностный компонент

Однако в «реальном положении» в приоритетной позиции рейтинга тех же компонентов оказалась убежденность педагога; а далее – патриотическая направленность, содержания, знаниевый компонент, методические материалы, системно-деятельностный компонент и поддержка со стороны родителей.

Обратим внимание, что приоритетное положение методических материалов (в том «как должно быть») в «реальности» сменилось на убежденность педагога. С одной стороны, это подтверждает недостаточную методическую обеспеченность данного направления для дошкольного уровня образования. Однако, с другой стороны, это подчеркивает тот факт, что для детей, особенно дошкольников, взрослый является значимой фигурой, которой ребенок доверяет и доверяется. И, конечно же, если сам воспитатель не убежден в том, что он говорит и делает, то эта неопределенность отразится на представлениях и отношениях ребенка. Однако, что касается именно патриотического – общественно значимого – воспитания, все же полагаем, что ведущая, направляющая роль здесь закреплена за педагогом как проводником определенной государственной идеологии в государственном образовательном упреждении.

Но данная работа должна осуществляться продуманно, целенаправленно, с учетом специфики возрастного контингента. Другими словами, речь идет об ответе на вопрос: «Кого учить (воспитывать)?» Казалось бы, какие проблемные аспекты могут обнаружиться в ответе на этот вопрос? – однако они имеются. Как показывает анализ содержания программ и разработок по патриотическому воспитанию для дошкольников, авторы часто не учитывают специфику поколения «альфа». Рожденные в эпоху глобальной цифровизации, они с раннего возраста «привязаны» к окружающим гаджетам. Погруженность в виртуальное пространство чревата тем, что в их восприятии сдвигаются границы между миром виртуальным и реальным, а это крайне затрудняет воспитательный процесс. В отдельных вопросах их готовность к оперированию техническими средствами опережает соответствующие умения окружающих взрослых, что до некоторой степени снижает их доверие и уважение по отношению к этим взрослым (притом что именно эти качества во многом обеспечивают продуктивность процесса воспитания).

Пока же, как показывает анализ соответствующих публикаций, педагоги обращаются к ИКТ (В.Н. Журбенко, Е.М. Гредасова [11], Е.А. Саламатова, О.В. Иванова [12] и др.) преимущественно в качестве иллюстративного материала (что обусловлено, в том числе, и соответствующим ограничением СанПиН). Но для детей поколения «альфа» важно, чтобы визуальная картинка обеспечивала возможность их собственного участия в предлагаемой деятельности: «посещение» виртуального исторического музея, в котором можно «трогать», перемещать представленные экспонаты; возможность участвовать в сюжете в качестве былинного героя и т.д. Такой воспитательный процесс, с одной стороны, базируется на традиционной триаде продуктивной деятельности: эмоции, информация, действие, а с другой – учитывает возрастные и социальные особенности развития современных дошкольников.

Вышесказанное позволяет перейти к ответу на вопрос: «Как учить (воспитывать)?» Как правило, ответ на этот вопрос предполагает обращение к деятельностной составляющей процесса обучения – к формам, методам, средствам, технологиям. Формы – и обучения, и воспитания, как известно, реализуются через индивидуальное, групповое, коллективное участие; и все это имеет место быть в работе с дошкольниками. При этом остается актуальной традиционная классификация методов – словесные, наглядные, практические; и все они с успехом применяются в области дошкольной педагогики. Что касается технологий, то полагаем, что использование данного понятия относительно патриотического воспитания не вполне уместно. Дело в том, что технология реализуется через конкретные алгоритмы, приводящие к гарантированному результату. Однако процесс воспитания в целом и патриотическое воспитание в частности представляются достаточно сложной областью человеческой деятельности, чтобы давать точные гарантии в получении того или иного «продукта».

В итоге представляется, что ответ на вопрос: «Как учить (воспитывать)?» так или иначе включает все рассмотренные выше аспекты. Прежде всего, педагогическая общественность нуждается в достаточно определенных научно-методических рекомендациях, которые бы не только обобщали наработанный педагогический опыт в области патриотического воспитания, но и предоставляли бы возможности достижения поставленных задач в практике дошкольного образовательного процесса. Не менее очевидна необходимость в соответствующей коррекции методической и психологической подготовки будущих педагогов (работы И.Н. Березовской, Н.А. Шинкаревой [13], М.В. Хорошиловой, Л.А. Мокрецовой, Н.А. Швец [14]), а также в разработке и реализации соответствующих программ повышения квалификации для работающих воспитателей, где были бы не только представлены общеизвестные рекомендации, но и обозначены риски педагогической деятельности в данной области (недоучет многонациональности родительского и детского сообществ, излишняя прямолинейность и требовательность, недопонимание значимости профессии педагога в воспитании будущих граждан и др.).

Заключение. Очевидно, что сохранение и развитие государства напрямую связано с тем, что конкретно закладывается «здесь и сейчас» в качестве социального фундамента в сознании и представлениях подрастающего поколения. Именно в детстве формируются базовые ценности, которые во многом определяют социальную направленность человека в будущем: отношение к родине, к месту проживания, к ближайшему сообществу, к окружающим людям, к самому себе как необъемлемой части окружающего сообщества.

При этом очевидно, что продуктивность воспитательного процесса во многом зависит от ясного представления о специфике той или иной деятельности, от учета особенностей субъектов (участников) этой деятельности, точности в определении цели и задач, адекватного подбора форм методов и средств, способствующих достижению поставленных задач. В противном случае каждая из перечисленных характеристик может содержать те самые проблемные аспекты, которые препятствуют или затрудняют успешную реализацию педагогической деятельности.

Формирование основ патриотического воспитания в дошкольном периоде детства требует особого подхода, в котором далеко не всегда «срабатывают» приемы и методы, успешно реализуемые с детьми более старшего возраста. Воспитание, прежде всего, связано с отношенческой, мотивационной сторонами (а не только со знаниевой), что особенно важно для детей дошкольного возраста. Поэтому необходима целенаправленная работа в подборе, разработке (или соответствующей трансформации) методов и приемов по патриотическому воспитанию, соответствующих социально-психологическим особенностям современных дошкольников. Следовательно, педагогам и воспитателям предстоит преодолеть обозначенные психолого-педагогические дефициты и риски, понимая, что патриотика как специфическая область воспитания уже является неотъемлемой частью отечественной воспитательной системы третьего тысячелетия.


Библиографическая ссылка

Коротаева Е.В., Царегородцева Е.А. К ПРОБЛЕМНЫМ АСПЕКТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33282 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674