В Российской Федерации возросло понимание значимости эпидемиологии в медицинском образовании. Подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование общепрофессиональных компетенций будущего специалиста, необходимых ему при осуществлении профессиональной деятельности в органах и учреждениях Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения Российской Федерации и специализированных эпидемиологических центрах. Разработка новых достижений в области иммунологии и эпидемиологии, расширение круга проблем, связанных со здоровьем населения, и потребности практического здравоохранения в настоящее время привели к необходимости изменения парадигмы преподавания и обучения будущих специалистов. Подготовка высококвалифицированных кадров в области эпидемиологии является актуальной проблемой повышения качества и модернизации высшего медицинского образования в Российской Федерации и требует активного использования и внедрения в учебный процесс интерактивных технологий обучения [1, 2].
Цель исследования: выявить особенности влияния общепрофессиональных и учебных компетенций на формирование профессиональных качеств будущих эпидемиологов в процессе освоения дисциплины «Латинский язык».
Материалы и методы исследования. Для специалиста в области медико-профилактического дела в соответствии с профессиональным стандартом (ПС) [3] основными целями профессиональной деятельности являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей. Функциональная карта профессиональной деятельности регламентирует следующие обобщенные трудовые функции специалиста (табл.1).
Таблица 1
Обобщенные трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт
Код |
Наименование |
A |
Деятельность по осуществлению федерального государственного контроля и предоставлению государственных услуг |
B |
Деятельность по обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека |
C |
Деятельность по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий |
D |
Деятельность по обеспечению функционирования органов, осуществляющих федеральный государственный контроль, и учреждений, обеспечивающих их деятельность |
E |
Деятельность по организации федерального государственного контроля |
Требования к результатам освоения программы специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело» реализуются в виде следующих общепрофессиональных (ОПК)и учебных компетенций (УК) (табл.2) [4, с. 6].
Таблица 2
ОПК и УК специальности «Медико-профилактическое дело»
Наименование категории ОПК/УК |
Код и наименование ОПК/УК выпускника |
Этические и правовые основы профессиональной деятельности |
ОПК-1. Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности |
Здоровый образ жизни |
ОПК-2. Способен распространять знания о здоровом образе жизни, направленные на повышение санитарной культуры и профилактику заболеваний населения |
Коммуникация |
УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
Самоорганизация и саморазвитие |
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни |
ФГОС 3++,разработанный ведущими образовательными медицинскими организациями совместно с Роспотребнадзором – базовым работодателем будущих специалистов, позволил гармонизировать профессиональные задачи выпускника с трудовыми функциями, заложенными в ПС [5, с. 379].
Интерактивныетехнологии позволяют участникам образовательного процесса осуществлять совместную деятельность в рамках информационного поиска. Они преобразовывают учебную деятельность в ситуациях академического и профессионального становления. Интерактивное обучение побуждает обучающихся к будущей профессиональной деятельности посредством включения их в атмосферу активного взаимодействия, направленного на разрешение реальных академических и профессиональных трудностей. С учетом вышеизложенного стратегия обучения заменяется стратегией межличностного взаимодействия.
От будущего выпускника медицинского вуза требуются компетентность и гибкость, таким образом, познавательный процесс во многом зависит от активных действий обучающегося. Интерактивное обучение обеспечивает формирование общепрофессиональных и учебных компетенций, так как направлено на:
- формирование будущего эпидемиолога на основе навыков группового взаимодействия;
- развитие коммуникативной компетенции у обучающихся;
- создание исследовательской компетентности, аналитико-критического подхода;
- рост мотивации к изучению дисциплины;
- формирование умений и навыков владения информационно-коммуникативными технологиями.
В процессе обучения осуществляется совместное коммуникативное взаимодействие.
Фокус обучения при этом смещается с преподавателя на обучающихся, обусловливая рост мотивации к изучению дисциплины «Латинский язык».
Интерактивные технологии в профессиональном обучении ведут к формированию исследовательской компетентности, аналитико-критического мышления. Помимо этого, регулярное использование интерактивных методов позволяет обучающимся сформировать умения и навыки владения информационно-коммуникативными технологиями. Совместная коммуникативная деятельность способствует формированию навыков группового взаимодействия.
В период осеннего семестра 2023/2024 учебного года по дисциплине «Латинский язык» 18 обучающимся двух учебных групп 1-го курса направления «Медико-профилактическое дело» было предложено задание по теме «Медицинская деонтологическая афористика» для публичного выступления на круглом столе. В образовательном процессе применялись интерактивные технологии позиционного обучения. Работа над темой включала три этапа: информационный (нормативная позиция), смысловой (диалектическая позиция) и дискуссионный (символическая позиция). На первом этапе обучающиеся должны были самостоятельно выбрать и проанализировать латинские афоризмы по заданной тематике. На втором этапе – презентовать их учебной группе. На третьем этапе в ходе проведения круглого стола все студенты представляли свою точку зренияпо связи профессиональных качеств медицинского работника с тем или иным афоризмом. Для рефлексииролевого поведения респонденты заполнили опросники, где указали профессиональные качества, соотнесенные, по их мнению, с данным афоризмом. Теоретической основой исследования служат основы модели социальных ролей и ролевого поведения российских и зарубежных социологов и психологов: Р. Линтона, М. Вебера, Д.Тибо, Г. Келли, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого, В.Д. Шадрикова и др. Д.Тибо и Г. Келли классифицируют роли как предписанные (внешне заданные) и достигнутые (достигнутые внешними усилиями). В нашей работе предписанные роли рассматриваются как этические и правовые эталоны профессионального поведения, вто время как достигнутые осуществляются в ходе освоения профессиональной деятельности. Самовосприятие респондентов находит отражение в самоописании врачебной деятельности. Для ранжирования профессиональных качеств и корреляции их с афористическим высказыванием был проведен статистический анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. Выбранные участниками афоризмы различались по конкретнымобластям и основам профессиональнойдеятельности, личная интерпретация которых должна отражать уровень профессиональной культуры, сформированность способности и готовности осуществлять будущую деятельность (табл.3).
Таблица 3
Корреляция профессиональных качеств с афористическим высказыванием
№ |
Афоризм |
Профессиональные качества |
Ранжированиереспондентов% |
1 |
Aliis inserviendo consumor (Светя другим, сгораю сам) |
Самоотдача/ Благородство Выносливость/ Терпение Жертвенность Решительность/ Ответственность/ Усердие |
17 11 22 6 |
2 |
Ars longa vita brevis (Искусство/наука вечно, жизнь коротка) |
Саморазвитие/ Многогранность/ Мудрость/ Приоритет знаний/ Рефлексия/ Критическое мышление Ценность жизни/ Верность делу Самообразование |
6
11 17 |
3 |
Divinum pus sedare dolorem (Божественное дело успокаивать боль) |
Приоритет профессии Милосердие / Человеколюбие/ Упорство/ Поиск нового/ Доброта/ Самоотверженность Преданность делу |
17 6
11 |
4 |
Primum non nocere (Ненавреди) |
Ценность жизни/ Ответственность/ Коммуникабельность Осторожность/ Организованность/Работа с информацией Этичность/ Уважение Профессионализм |
11
6
11 28 |
5 |
Similia similibus curantur (Подобное лечится подобным) |
Профессионализм Ответственность Коммуникабельность |
28 6 11 |
6 |
Nes quisquam melior medicus, quam fidus amicus (Нет лучшего врача, чем верный друг) |
Приоритет профессии Любовь к пациенту/Отзывчивость Самоотверженность /Эмпатичность
|
11 6
|
7 |
Qui bene dignoscit, bene curat (Кто хорошо диагностирует, хорошо лечит) |
Профессионализм Ответственность |
39 6 |
8 |
Medicus philosophus est: non enim multa est inter sapientiam et medicinam differentia Врач – это философ, и нет большой разницы между мудростью и медициной) |
Универсальность/ Профессионализм Мудрость/ Уважение/ Надежность Работать с информацией Многогранность/ Открытость/ Оптимизм/Эмпатичность Стрессоустойчивость
|
22 11
6
17
|
9 |
Siblata causa, tollitur morbus (С устранением причины устраняется болезнь) |
Профессионализм Внимательность Наблюдательность Умение работать с информацией Коммуникабельность/ Надежность/ Саморазвитие/ Критическое мышление |
33 11 28 39 6
|
10 |
Igni et ferro (Огнем и железом) |
Умение работать с информацией/ Навык работы в команде Профессионализм Надежность Ответственность/ Целеустремленность |
11
61 11 6 |
11 |
Non est in medico semper relevetur ut aeger (Не всегда во власти исцелить больного) |
Надежность / Логическое мышление Уверенность/ Коммуникабельность Стрессоустойчивость Профессионализм Эмпатичность Мудрость/ Терпение/ Наблюдательность |
11 22 17 28 17 6 |
12 |
Noste te ipsum (Познать самого себя) |
Уверенность Надежность/Эмпатичность Уважение/ Организованность/ Целеустремленность/ Стрессоустойчивость Открытость Наблюдательность |
28 11 6
17 22 |
13 |
Medica mente non medicamentis (Лечи умом, а не лекарствами) |
Надежность /Эмпатичность/ Организованность / Наблюдательность Профессионализм/ Саморазвитие Умение работать с информацией |
6
17 11 |
14 |
Summum bonum medicinae sanitas (Благо больного – высший закон) |
Эмпатичность Профессионализм Уважение Надежность/ Уверенность/ Открытость Коммуникабельность Этичность/ Стрессоустойчивость/ Терпение Оптимизм/Организованность |
22 17 39 11 28 6
|
15 |
Medicus aspectum falconis, manos puellae, sapientiem viperae et pectus leonis habere debet (Врач должен иметь глаз сокола, руки девушки, обладать мудростью змеи и сердцем льва) |
Уважение/ Самообразование/ Уверенность/ Коммуникабельность/ Критическое мышление/ Организованность Открытость/ Внимательность Профессионализм Надежность/ Наблюдательность Трудолюбие/Эмпатичность/ Умение работать в команде/ Логическое мышление/ |
11
17 28 22 6
|
16 |
Dum spiro, spero (Пока дышу, надеюсь) |
Внимательность/ Коммуникабельность/ Организованность/ Стрессоустойчивость/ Уважение Надежность Профессионализм/Эмпатичность Оптимизм |
6
11 22 33 |
Опрошенные включили в характеристику профессиональных идентичностей 43 показателя, которыев дальнейшем были сгруппированы по пяти категориям ОПК и УК и представлены в таблице 4.
Таблица 4
Распределение профессиональных качеств по категориям ОПК и УК
Наименование категории ОПК/УК |
Профессиональные качества |
Этические и правовые основы профессиональной деятельности |
Благородство, доброта, жертвенность, любовь к пациенту, милосердие, мудрость, надежность, осторожность, открытость, преданность делу, приоритет профессии, приоритет знаний, решительность,склонность к риску, терпение, уважение, ценность жизни, человеколюбие, эмпатичность |
Здоровый образ жизни |
Выносливость, оптимизм, стрессоустойчивость |
Коммуникация Межкультурное взаимодействие |
Внимательность, коммуникабельность, критическое мышление, логическое мышление, наблюдательность, умение работать в команде |
Самоорганизация и саморазвитие |
Многогранность, организованность, поиск нового, профессионализм, рефлексия, самообразование, самоотверженность, саморазвитие, самоотдача, трудолюбие, уверенность, умение работать с информацией, упорство, усердие, целеустремленность |
Заключение. Общее количество профессиональных качеств, выявленных обучающимися по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело, отражает у них наличие высокой профессиональной мотивационной характеристики. При этом абсолютное большинство качеств по категории компетенции «Этические и правовые основы профессиональной деятельности» позволяет предположить у них высокую способность и готовность к реализации этических и правовых принципов в будущей деятельности. Категория УК-6 «Самоорганизация и саморазвитие» свидетельствует о хорошей способности и готовности совершенствовать свою деятельность на данном этапе обучения. А компетенции УК-4 «Коммуникация» и УК-5 «Межкультурное взаимодействие» отражаютжелание будущих эпидемиологов и дальше развивать профессиональное общение и диалог культур, в то время как успешное формирование ОПК-2 «Здоровый образ жизни» требует особой структуризации учебно-воспитательной среды вуза, способствующей профессиональному становлению будущего специалиста. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе по дисциплине «Латинский язык» на основе ФГОС ВО 3++ позволяет формировать интерактивные навыки будущих специалистов медицинско-профилактического дела. Все вышеизложенное демонстрирует наличие необходимых условий для обеспечения качественного профессионального медицинского образования.
Библиографическая ссылка
Огородникова Э.Ю., Яворская О.А., Кузьменко Ю.А. ЛАТИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АФОРИСТИКА: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФОРМИРОВАНИИ ЭПИДЕМИОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33268 (дата обращения: 08.03.2025).