Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛАТИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АФОРИСТИКА: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФОРМИРОВАНИИ ЭПИДЕМИОЛОГА

Огородникова Э.Ю. 1 Яворская О.А. 1 Кузьменко Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России
Современный образовательный процесс характеризуется потребностью в инновационных процессах и методах. В России последние десять лет наблюдается ухудшение эпидемиологической, эпизоотической обстановки по ряду заболеваний. Наряду с проведением лечебных и эпидемиологических мероприятий исследователи настоятельно рекомендуют создание единого профилактического пространства для просвещения населения и совершенствования системы медицинской профилактики. В статье анализируются проблемы профессионального формирования будущего эпидемиолога в процессе освоения дисциплины «Латинский язык» с применением интерактивных технологий. Авторы рассматривают условия гармонизации профессиональных задач будущего выпускника с трудовыми функциями, заложенными в профессиональном стандарте. Интерактивное обучение обеспечивает формирование общепрофессиональных и учебных компетенций. Интерактивное обучение побуждает обучающихся к будущей профессиональной деятельности посредством включения их в атмосферу активного взаимодействия, направленного на разрешение реальных профессиональных трудностей. Теоретической основой исследования служат основы модели социальных ролей и ролевого поведения российских и зарубежных социологов и психологов. Интерактивные технологии позиционного обучения позволили разбить исследование три этапа: информационный, смысловой и дискуссионный.Выбранные участниками афоризмы различались по конкретным областям и основам профессиональной деятельности, личная интерпретация которых коррелировала с уровнем профессиональной культуры, сформированностью способности и готовности осуществлять будущую профессиональную деятельность. По результатам исследования общее количество профессиональных качеств, выявленных обучающимися по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело, отражает у них наличие высокой профессиональной мотивационной характеристики. Абсолютное большинство качеств по категории компетенции «Этические и правовые основы профессиональной деятельности» позволяет предположить у них высокую способность и готовность к реализации этических и правовых принципов в будущей деятельности.
латинский язык
профессиональные задачи
афористика
интерактивные технологии
общепрофессиональные компетенции
учебные компетенции
медико-профилактическое дело
1. Брико Н.И., Миндлина А.Я, Полибин Р.В., Соколова Т.В., Цапкова Н.Н. Принцип единства науки и практики – необходимая составляющая подготовки компетентного эпидемиолога (к 85-летию кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова) // Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2016. №3. С. 83-88.
2. Игнатьева Л.П. Организация работы по гигиеническому воспитанию в различных учреждениях. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп. Иркутск: ИГМУ, 2014. 44 с.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 399н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71128056/ (дата обращения: 12.01.2024).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2017 г. N 552 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело" (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020". [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/320501_C_3_18062021.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
5. Попова А.Ю., Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Пронина А.А., Аристова Т.И., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В. Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления // Гигиена и санитария. 2017. №4. С. 382-387.

В Российской Федерации возросло понимание значимости эпидемиологии в медицинском образовании. Подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование общепрофессиональных компетенций будущего специалиста, необходимых ему при осуществлении профессиональной деятельности в органах и учреждениях Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения Российской Федерации и специализированных эпидемиологических центрах. Разработка новых достижений в области иммунологии и эпидемиологии, расширение круга проблем, связанных со здоровьем населения, и потребности практического здравоохранения в настоящее время привели к необходимости изменения парадигмы преподавания и обучения будущих специалистов. Подготовка высококвалифицированных кадров в области эпидемиологии является актуальной проблемой повышения качества и модернизации высшего медицинского образования в Российской Федерации и требует активного использования и внедрения в учебный процесс интерактивных технологий обучения [1, 2].

Цель исследования: выявить особенности влияния общепрофессиональных и учебных компетенций на формирование профессиональных качеств будущих эпидемиологов в процессе освоения дисциплины «Латинский язык».

Материалы и методы исследования. Для специалиста в области медико-профилактического дела в соответствии с профессиональным стандартом (ПС) [3] основными целями профессиональной деятельности являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей. Функциональная карта профессиональной деятельности регламентирует следующие обобщенные трудовые функции специалиста (табл.1).

Таблица 1

Обобщенные трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт

Код

Наименование

A

Деятельность по осуществлению федерального государственного контроля и предоставлению государственных услуг

B

Деятельность по обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека

C

Деятельность по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий

D

Деятельность по обеспечению функционирования органов, осуществляющих федеральный государственный контроль, и учреждений, обеспечивающих их деятельность

E

Деятельность по организации федерального государственного контроля

Требования к результатам освоения программы специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело» реализуются в виде следующих общепрофессиональных (ОПК)и учебных компетенций (УК) (табл.2) [4, с. 6].

Таблица 2

ОПК и УК специальности «Медико-профилактическое дело»

Наименование категории ОПК/УК

Код и наименование ОПК/УК выпускника

Этические и правовые основы профессиональной деятельности

ОПК-1. Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности

Здоровый образ жизни

ОПК-2. Способен распространять знания о здоровом образе жизни, направленные на повышение санитарной культуры и профилактику заболеваний населения

Коммуникация

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

ФГОС 3++,разработанный ведущими образовательными медицинскими организациями совместно с Роспотребнадзором – базовым работодателем будущих специалистов, позволил гармонизировать профессиональные задачи выпускника с трудовыми функциями, заложенными в ПС [5, с. 379].

Интерактивныетехнологии позволяют участникам образовательного процесса осуществлять совместную деятельность в рамках информационного поиска. Они преобразовывают учебную деятельность в ситуациях академического и профессионального становления. Интерактивное обучение побуждает обучающихся к будущей профессиональной деятельности посредством включения их в атмосферу активного взаимодействия, направленного на разрешение реальных академических и профессиональных трудностей. С учетом вышеизложенного стратегия обучения заменяется стратегией межличностного взаимодействия.

От будущего выпускника медицинского вуза требуются компетентность и гибкость, таким образом, познавательный процесс во многом зависит от активных действий обучающегося. Интерактивное обучение обеспечивает формирование общепрофессиональных и учебных компетенций, так как направлено на:

- формирование будущего эпидемиолога на основе навыков группового взаимодействия;

- развитие коммуникативной компетенции у обучающихся;

- создание исследовательской компетентности, аналитико-критического подхода;

- рост мотивации к изучению дисциплины;

- формирование умений и навыков владения информационно-коммуникативными технологиями.

В процессе обучения осуществляется совместное коммуникативное взаимодействие.

Фокус обучения при этом смещается с преподавателя на обучающихся, обусловливая рост мотивации к изучению дисциплины «Латинский язык».

Интерактивные технологии в профессиональном обучении ведут к формированию исследовательской компетентности, аналитико-критического мышления. Помимо этого, регулярное использование интерактивных методов позволяет обучающимся сформировать умения и навыки владения информационно-коммуникативными технологиями. Совместная коммуникативная деятельность способствует формированию навыков группового взаимодействия.

В период осеннего семестра 2023/2024 учебного года по дисциплине «Латинский язык» 18 обучающимся двух учебных групп 1-го курса направления «Медико-профилактическое дело» было предложено задание по теме «Медицинская деонтологическая афористика» для публичного выступления на круглом столе. В образовательном процессе применялись интерактивные технологии позиционного обучения. Работа над темой включала три этапа: информационный (нормативная позиция), смысловой (диалектическая позиция) и дискуссионный (символическая позиция). На первом этапе обучающиеся должны были самостоятельно выбрать и проанализировать латинские афоризмы по заданной тематике. На втором этапе – презентовать их учебной группе. На третьем этапе в ходе проведения круглого стола все студенты представляли свою точку зренияпо связи профессиональных качеств медицинского работника с тем или иным афоризмом. Для рефлексииролевого поведения респонденты заполнили опросники, где указали профессиональные качества, соотнесенные, по их мнению, с данным афоризмом. Теоретической основой исследования служат основы модели социальных ролей и ролевого поведения российских и зарубежных социологов и психологов: Р. Линтона, М. Вебера, Д.Тибо, Г. Келли, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого, В.Д. Шадрикова и др. Д.Тибо и Г. Келли классифицируют роли как предписанные (внешне заданные) и достигнутые (достигнутые внешними усилиями). В нашей работе предписанные роли рассматриваются как этические и правовые эталоны профессионального поведения, вто время как достигнутые осуществляются в ходе освоения профессиональной деятельности. Самовосприятие респондентов находит отражение в самоописании врачебной деятельности. Для ранжирования профессиональных качеств и корреляции их с афористическим высказыванием был проведен статистический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Выбранные участниками афоризмы различались по конкретнымобластям и основам профессиональнойдеятельности, личная интерпретация которых должна отражать уровень профессиональной культуры, сформированность способности и готовности осуществлять будущую деятельность (табл.3).

Таблица 3

Корреляция профессиональных качеств с афористическим высказыванием

Афоризм

Профессиональные качества

Ранжированиереспондентов%

1

Aliis inserviendo consumor

(Светя другим, сгораю сам)

Самоотдача/ Благородство

Выносливость/ Терпение

Жертвенность

Решительность/ Ответственность/ Усердие

17

11

22

6

2

Ars longa vita brevis

(Искусство/наука вечно, жизнь коротка)

Саморазвитие/ Многогранность/ Мудрость/ Приоритет знаний/ Рефлексия/

Критическое мышление

Ценность жизни/ Верность делу

Самообразование

6

 

 

11

17

3

Divinum pus sedare dolorem

(Божественное дело успокаивать боль)

Приоритет профессии

Милосердие / Человеколюбие/ Упорство/

Поиск нового/ Доброта/ Самоотверженность

Преданность делу

17

6

 

 

11

4

Primum non nocere

(Ненавреди)

Ценность жизни/ Ответственность/ Коммуникабельность

Осторожность/ Организованность/Работа с информацией

Этичность/ Уважение

Профессионализм

11

 

6

 

11

28

5

Similia similibus curantur

(Подобное лечится подобным)

Профессионализм

Ответственность

Коммуникабельность

28

6

11

6

Nes quisquam melior medicus, quam fidus amicus

(Нет лучшего врача, чем верный друг)

Приоритет профессии

Любовь к пациенту/Отзывчивость

Самоотверженность /Эмпатичность

 

11

6

 

7

Qui bene dignoscit, bene curat

(Кто хорошо диагностирует, хорошо лечит)

Профессионализм

Ответственность

39

6

8

Medicus philosophus est: non enim multa est inter sapientiam et medicinam differentia

Врач – это философ, и нет большой разницы между мудростью и медициной)

Универсальность/ Профессионализм

Мудрость/ Уважение/ Надежность

Работать с информацией

Многогранность/ Открытость/ Оптимизм/Эмпатичность

Стрессоустойчивость

 

22

11

 

6

 

17

 

9

Siblata causa, tollitur morbus

(С устранением причины устраняется болезнь)

Профессионализм

Внимательность

Наблюдательность

Умение работать с информацией

Коммуникабельность/ Надежность/ Саморазвитие/ Критическое мышление

33

11

28

39

6

 

10

Igni et ferro

(Огнем и железом)

Умение работать с информацией/ Навык работы в команде

Профессионализм

Надежность

Ответственность/ Целеустремленность

11

 

61

11

6

11

Non est in medico semper relevetur ut aeger

(Не всегда во власти исцелить больного)

Надежность / Логическое мышление

Уверенность/ Коммуникабельность

Стрессоустойчивость

Профессионализм

Эмпатичность

Мудрость/ Терпение/ Наблюдательность

11

22

17

28

17

6

12

Noste te ipsum

(Познать самого себя)

Уверенность

Надежность/Эмпатичность

Уважение/ Организованность/ Целеустремленность/ Стрессоустойчивость

Открытость

Наблюдательность

28

11

6

 

 

17

22

13

Medica mente non medicamentis

(Лечи умом, а не лекарствами)

Надежность /Эмпатичность/ Организованность / Наблюдательность

Профессионализм/ Саморазвитие

Умение работать с информацией

6

 

17

11

14

Summum bonum medicinae sanitas (Благо больного – высший закон)

Эмпатичность

Профессионализм

Уважение

Надежность/ Уверенность/ Открытость

Коммуникабельность

Этичность/ Стрессоустойчивость/

Терпение Оптимизм/Организованность

22

17

39

11

28

6

 

15

Medicus aspectum falconis, manos puellae, sapientiem viperae et pectus leonis habere debet

(Врач должен иметь глаз сокола, руки девушки, обладать мудростью змеи и сердцем льва)

Уважение/ Самообразование/ Уверенность/ Коммуникабельность/ Критическое мышление/ Организованность

Открытость/ Внимательность

Профессионализм

Надежность/ Наблюдательность Трудолюбие/Эмпатичность/

Умение работать в команде/

Логическое мышление/

11

 

 

17

28

22

6

 

 

 

16

Dum spiro, spero

(Пока дышу, надеюсь)

Внимательность/ Коммуникабельность/ Организованность/ Стрессоустойчивость/

Уважение

Надежность

Профессионализм/Эмпатичность

Оптимизм

6

 

 

11

22

33

Опрошенные включили в характеристику профессиональных идентичностей 43 показателя, которыев дальнейшем были сгруппированы по пяти категориям ОПК и УК и представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение профессиональных качеств по категориям ОПК и УК

Наименование категории ОПК/УК

Профессиональные качества

Этические и правовые основы профессиональной деятельности

Благородство, доброта, жертвенность, любовь к пациенту, милосердие, мудрость, надежность, осторожность, открытость, преданность делу, приоритет профессии, приоритет знаний, решительность,склонность к риску, терпение, уважение, ценность жизни, человеколюбие, эмпатичность

Здоровый образ жизни

Выносливость, оптимизм, стрессоустойчивость

Коммуникация

Межкультурное взаимодействие

Внимательность, коммуникабельность, критическое мышление, логическое мышление, наблюдательность, умение работать в команде

Самоорганизация и саморазвитие

Многогранность, организованность, поиск нового, профессионализм, рефлексия, самообразование, самоотверженность, саморазвитие, самоотдача, трудолюбие, уверенность, умение работать с информацией, упорство, усердие, целеустремленность

Заключение. Общее количество профессиональных качеств, выявленных обучающимися по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело, отражает у них наличие высокой профессиональной мотивационной характеристики. При этом абсолютное большинство качеств по категории компетенции «Этические и правовые основы профессиональной деятельности» позволяет предположить у них высокую способность и готовность к реализации этических и правовых принципов в будущей деятельности. Категория УК-6 «Самоорганизация и саморазвитие» свидетельствует о хорошей способности и готовности совершенствовать свою деятельность на данном этапе обучения. А компетенции УК-4 «Коммуникация» и УК-5 «Межкультурное взаимодействие» отражаютжелание будущих эпидемиологов и дальше развивать профессиональное общение и диалог культур, в то время как успешное формирование ОПК-2 «Здоровый образ жизни» требует особой структуризации учебно-воспитательной среды вуза, способствующей профессиональному становлению будущего специалиста. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе по дисциплине «Латинский язык» на основе ФГОС ВО 3++ позволяет формировать интерактивные навыки будущих специалистов медицинско-профилактического дела. Все вышеизложенное демонстрирует наличие необходимых условий для обеспечения качественного профессионального медицинского образования.


Библиографическая ссылка

Огородникова Э.Ю., Яворская О.А., Кузьменко Ю.А. ЛАТИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АФОРИСТИКА: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФОРМИРОВАНИИ ЭПИДЕМИОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33268 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674