Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСПЕХА

Бугаева И.О. 1 Клоктунова Н.А. 1 Барсукова М.И. 1 Ремпель Е.А. 1 Кузьмин А.М. 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова»
Статья посвящена рассмотрению современной системы медицинского образования в Российской Федерации. Авторы затрагивают проблемы современного высшего медицинского образования, касающиеся внедрения практикоориентированной модели образования и развития системы непрерывного медицинского образования. Подчеркивается актуальность формирования обязательных и элективных курсов, направленных на получение студентами «гибких навыков». В статье освещается опыт Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, в образовательный процесс которого активно внедряются современные педагогические технологии. Рассматривается значимость дисциплины «Профессиональная коммуникация», преподаваемой на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации. Данная дисциплина занимает важное место в коммуникативной подготовке специалиста медицинского профиля, необходимой для решения профессиональных задач в сложных условиях современного здравоохранения, и позволяет овладеть инструментами эффективного общения. Кроме того, в работе обращается внимание на изменения в перечне общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен владеть врач-педагог. В статье также приводится пример кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, которая в соответствии с действующим профессиональным стандартом ведет обучение по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы». Анализируется содержательный компонент некоторых модулей программы, позволяющих овладеть общепрофессиональными и профессиональными компетенциями для осуществления образовательного процесса в высшей школе. В статье делается вывод о значимости внедрения образовательных программ с использованием инновационных образовательных технологий, а также создания системы внешней независимой сертификации профессиональных компетенций и аккредитации специалистов для обеспечения инновационного характера медицинского образования.
высшее медицинское образование
профессиональные компетенции
современная образовательная система
инновационные методы
непрерывное медицинское образование
1. Клоктунова Н.А., Ремпель Е.А., Соловьева В.А., Кузьмин А.М. Особенности приемной кампании медицинского университета в 2022 году (на примере ФГБОУ ВО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского") // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 468-476.
2. Клоктунова Н.А., Евдокимова А.И., Воробьева М.В. Педагогические аспекты самореализации в профессиональной деятельности // Образование и право. 2021. № 8. С. 219-227.
3. Князев Е.Б., Кудашева З.Э. Различия в социально-психологических характеристиках молодых людей с разным уровнем интернальности в области достижений // Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 71. С. 4.
4. Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Барсукова М.И., Рамазанова А.Я., Сергеев А.С. Эффективные приемы обучения англоговорящих студентов коммуникации с пациентами // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 120-128.
5. Бичева И.Б., Хижная А.В., Фоменко М.В., Угрюмова М.В., Мазунова А.А. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32473 (дата обращения: 27.12.2023).
6. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Русаков В.В., Макарова Я.С., Сукач Л.И. Программа преодоления педагогических затруднений в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33043 (дата обращения: 28.12.2023).
7. Келлер А.В., Коршунов И.А., Широкова Н.Н., Суворов Г.Н., Сженов Е.С., Шадрин С.С., Орехов А.А. Дополнительное профессиональное образование в университетах: состояние и стратегия интеграции с научными исследованиями // Высшее образование в России. 2023. №11. С. 9-36.
8. Сердюкова Т.В., Левитан Б.Н. Внедрение инновационных технологий в процесс преподавания терапии в медицинском университете // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32829 (дата обращения: 28.12.2023).
9. Клоктунова Н.А., Ремпель Е.А., Федюков С.В., Федюков В.В., Слесарев С.В., Коноваленко Н.С. Вопросы информационных методов обучения как элементов качественного образования // Педагогическая информатика. 2021. № 4. С. 127-138.
10. Неволина В.В., Гараева Е.А. Анализ возможностей и ресурсов цифровой образовательной среды в совершенствовании информационно-коммуникационных умений преподавателя университета // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32587 (дата обращения: 27.12.2023).
11. Спиваковская А.Ю., Спиваковский Ю.М., Черненков Ю.В. Опыт применения инновационных методов обучения в медицинском университете // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 4. С. 201.
12. Терещук О.С., Кулигин А.В., Казакова Л.Н. Симуляционное обучение - основной этап в формировании профессиональных компетенций врача-стоматолога // Виртуальные технологии в медицине. 2021. № 3 (29). С. 174-176.
13. Матвеева Е.П., Кулигин А.В. Современные образовательные технологии при формировании специалиста скорой медицинской помощи // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021. Т. 20. № S1. С. 57.

В настоящий момент в мире насчитывается более 15 тысяч высших медицинских учебных заведений, деятельность которых осуществляется в соответствии с требованиями ведущих международных организаций, что обеспечивает постоянный прогресс в области высшего медицинского образования и повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста. В связи с этим представляется перспективным изучение особенностей функционирования системы высшего медицинского образования в Российской Федерации в соответствии с действующими федеральными государственными стандартами.

Цель исследования: рассмотреть тенденции развития современной системы высшего медицинского образования и особенности их реализации в современных условиях.

Материал и методы исследования

При написании статьи использовался педагогический опыт кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России. Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативной базы высшего профессионального образования; метод обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

К образовательным организациям высшего образования в нашей стране, занимающимся подготовкой специалистов медицинского и фармацевтического профиля, относятся государственные образовательные организации высшего образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (46 организаций), государственные образовательные организации высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (36 организаций) и образовательные организации иных ведомств и форм собственности (9 организаций). Количество врачей и фармацевтов, завершивших обучение по программам специалитета, составляет более 35000 специалистов в год [1].

Среди масштабных изменений в высшем медицинском образовании следует отметить два основных направления: внедрение практикоориентированной модели образования и развитие системы непрерывного медицинского образования.

После получения диплома о высшем медицинском образовании выпускники имеют возможность пройти процедуру первичной аккредитации – обязательное условие допуска к медицинской деятельности. Таким образом, выпускники медицинских вузов после аккредитации получают право работы, чего не было еще 5 лет назад. Обучающиеся, успешно сдавшие вступительные испытания, могут поступить в ординатуру для получения узкопрофильных компетенций. Длительность обучения в ординатуре по разным специальностям составит от 1 года до 5 лет с учетом необходимости ее выраженной пролонгации по ряду специальностей.

Процедура первичной специализированной аккредитации становится доступна обучающимся по окончании ординатуры или после освоения программ профессиональной переподготовки. Далее не реже одного раза в 5 лет специалисты должны проходить периодическую аккредитацию в течение всей профессиональной активной деятельности. После успешного прохождения аккредитации обучающийся получает документ, дающий его обладателю право оказывать медицинские услуги, и подтверждает высокий уровень соответствия квалификационным требованиям.

Следует отметить, что этот процесс рассчитан на постепенную реализацию вплоть до конца 2025 года. Применение симуляционных технологий призвано обеспечить объективность и стандартизированность оценки степени владения профессиональными компетенциями. Симуляционные центры созданы на базе медицинских университетов и научных центров для обучения обучающихся по программам специалитета, ординатуры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Подобные центры позволяют осваивать компетенции с учетом анализа допущенных ошибок, при этом важно, что в процессе обучения не страдают реальные пациенты. Кроме того, симуляционные центры предоставляют возможность отработать навыки, которые понадобятся в реальной клинической практике, и готовят медицинских работников к различным экстремальным ситуациям.

Специалисты, получившие базовое образование по специальности, продолжают обучение в системе НМО с последующей аккредитацией один раз в пять лет. Часть мероприятий НМО реализуется в дистанционной форме, что обеспечивает возможность обучения без отрыва от профессиональной деятельности.

Систематическое повышение уровня профессиональной подготовки в системе НМО осуществляется с учетом порядка оказания медицинской помощи пациенту, клинических руководств и протоколов лечения. Всем обучающимся предоставляется доступ к порталу непрерывного медицинского образования, на котором размещены необходимые научно-методические материалы. Обучающийся в системе НМО имеет возможность выбирать персональную траекторию развития, что способствует его профессиональному и личностному росту [2].

Одна из основных тенденций развития современного медицинского образования – формирование системы обязательных и элективных курсов, в том числе направленных на получение студентами так называемых гибких навыков, предполагающих развитие навыков коммуникации, разрешения и предотвращения конфликтов в системе здравоохранения, навыков работы в команде, развитие эмоционального интеллекта [3]. Можно с уверенностью говорить о том, что владение «гибкими навыками» обязательно и для ведения исследовательской работы и публичного представления результатов научных исследований.

Так, например, в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И.Разумовского Минздрава России с 2018 года на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации осуществляется преподавание дисциплины «Профессиональная коммуникация» у студентов, обучающихся по программам бакалавриата (специальность «Сестринское дело») и специалитета (специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация», «Клиническая психология», «Медико-профилактическое дело»). Разработанные с учетом профиля специальности рабочие программы нацелены на повышение уровня коммуникативной компетентности выпускников медицинских вузов, выработку коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного решения профессиональных задач. В преподавании дисциплины применяются апробированные на кафедре современные педагогические технологии и приемы развития коммуникативных навыков, особенно востребованных в сложных условиях современного здравоохранения: решение и составление ситуационных задач, приближенных к условиям реального общения врача и пациента; написание развернутых диалогов-сценариев с разными типами пациентов; анализ диалогов врачей с пациентами из корпуса записей речи врачей, собранных на кафедре; написание речевых модулей, содержащих конструктивные и, напротив, недопустимые в общении с пациентом фразы; применение инновационной технологии «Печа-куча» и др.

В процедуру первичной аккредитации выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов с 2020 года в рамках пилотного проекта была введена станция «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приеме врача», позволяющая оценить трудовую функцию «навыки общения с пациентами». Обучающиеся должны продемонстрировать владение приемами пациентоориентированного общения, разъяснения пациенту необходимой информации о состоянии его здоровья и создания условий для комплаентного поведения. Важно отметить, что на практических занятиях по дисциплине «Профессиональная коммуникация» отрабатываются не только базовые коммуникативные навыки, но и продвинутые, актуальность которых продиктована изменениями в современном здравоохранении. Сегодня выпускнику медицинского вуза для эффективного профессионального взаимодействия необходимо владеть как общими основами медицинской коммуникации, так и узкопрофильными, учитывать специфику течения заболевания, социально-психологические характеристики больного, его установки и потребности, уметь разрешать конфликтные ситуации.

В 2019 году было принято решение о необходимости введения данной дисциплины в содержание основного образовательного курса в группах иностранных студентов, обучающихся на английском языке [4]. А уже в 2023/2024 уч. г. эта дисциплина введена в учебный план иностранных студентов фармацевтического факультета, обучающихся на французском языке. На практических занятиях изучаются особенности и специфика профессиональной коммуникации аптечного работника. Данный шаг продиктован необходимостью развития у иностранных студентов навыков, отвечающих общемировым требованиям и позволяющих в дальнейшем осуществлять эффективную профессиональную деятельность или получать постдипломное образование не только в России, но и за рубежом.

В настоящее время в профессионально-ориентированном обучении студентов медицинских вузов большую роль играет владение иностранными языками для решения профессиональных задач. В соответствии с рабочими программами продолжительность изучения иностранных языков на разных факультетах составляет 1–3 года. Однако не вызывает сомнений, что выделенного количества часов недостаточно для обеспечения подготовки обучающихся, свободно владеющих иностранным языком и способных представлять интересы вуза и страны на международном уровне, решать задачи профессионального роста. При этом обязательное изучение иностранных языков для профессорско-преподавательского состава не предусмотрено. Недостаточная степень владения иностранными языками не может не отражаться на качестве образования: в настоящее время невозможно находиться на соответствующем профессиональном уровне без способности быстро ориентироваться в постоянно развивающихся методах диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Безусловно, для современного специалиста такое положение дел является недопустимым.

Особенности условий преподавания и технологий обучения, специфика функций и квалификационных характеристик преподавателей медицинских вузов дают основания признать особую ответственность за результат образовательной деятельности врачей-педагогов, а в условиях современной системы медицинского образования обязывают обеспечить соответствие квалификации преподавателей тем требованиям, которые предъявляются к педагогам в высшем профессиональном образовании в условиях его непрерывности. Это возможно реализовать с применением модульного обучения, в рамках которого увеличивается количество часов, выделенных на самостоятельную работу с учебно-методическими материалами и электронными ресурсами.

Трансформации в системе высшего медицинского образования повлекли изменения в перечне общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен владеть врач-педагог. Действующий профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предусматривает владение широким перечнем профессионально-педагогических навыков [5], среди них: владение методами осуществления педагогического исследования; навыками интерпретации результатов педагогического исследования; навыками использования информационных и коммуникационных технологий; способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с современными требованиями системы здравоохранения, и др. [6, 7].

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России самым активным образом включился в процесс адаптации существующей модели обучения к новым образовательным стандартам. На основании последнего ФГОС была разработана дополнительная программа профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы», реализация которой была начата в 2018 году на базе кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации. Программа, рассчитанная на 1080 часов, ориентирована на профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования. Структура и содержание учебных дисциплин и модулей программы составлены таким образом, чтобы сформировать необходимые для осуществления педагогической деятельности умения и навыки, создать условия для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворить их потребности в углублении и расширении образования.

Так, например, модуль «Педагогика» расширяет представление о педагогических технологиях, позволяющих решать современные задачи образования и науки; моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс в вузе; эффективно использовать инновационные технологии, методы и средства обучения для обеспечения высокого уровня личностного и профессионального развития обучающихся.

Модуль «Информационные технологии в науке и образовании» предполагает освоение слушателями разнообразного спектра современных информационных технологий, применяемых в образовательном процессе медицинского университета. Уверенное владение компьютерными технологиями становится важнейшей общепрофессиональной компетенцией медицинского специалиста как в условиях реализации регионального проекта «Создание единого цифровой контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», так и в профессиональной педагогической деятельности врача-преподавателя [8]. В связи с тем, что уровень компьютерной грамотности в группе разный, обучающиеся по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы», занимаясь по индивидуальной траектории, получают возможность в процессе обучения на практике освоить соответствующие навыки и ликвидировать лакуны, очевидно существующие в профессиональной подготовке [9, 10].

Важное место в программе профессиональной переподготовки занимает модуль «Профессионально ориентированные практики: риторика, дискуссия и общение». Его освоение нацелено на выработку у слушателей навыков академической риторики, ведения педагогического диалога, применения принципов педагогического общения в различных коммуникативно-речевых ситуациях. Кроме того, в фокусе внимания оказываются коммуникативные приемы смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций в системе «преподаватель – студент».

Заканчивается обучение по программе «Преподаватель высшей школы» защитой выпускных квалификационных работ, где слушатели могут продемонстрировать знания и навыки, полученные в ходе освоения цикла. В течение 12–15 минут выступающий знакомит с результатами проведенного им педагогического исследования, отвечает на вопросы аудитории. Каждый раз диалог превращается в научную дискуссию, охватывающую вопросы педагогики высшей медицинской школы: современные методы и технологии педагогического процесса с учетом преподаваемой дисциплины; организацию научно-исследовательской, проектной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся по программам специалитета, бакалавриата, магистратуры, ординатуры; вопросы профессионального и личностного развития. Как показывает пятилетняя практика проведения данного экзамена на кафедре, этот формат позволяет обсудить уникальный педагогический опыт различных кафедр университета, на основе которого сложились определенные традиции и научные школы Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского [11, 12, 13].

Цели высшего образования – профессиональная реализация развития личности, подготовка специалиста к реальной практической деятельности. Поэтому представляется целесообразным привлекать к проведению производственных практик, участию в итоговой аттестации будущих работодателей (главных врачей), которые дадут необходимые практические рекомендации, помогут выпускникам адаптироваться к современным реалиям профессионального взаимодействия.

Заключение

Произошедшие за последние годы изменения, связанные со сменой трех образовательных стандартов, нашли отражение в системе высшего медицинского образования, которая переживает серьезную трансформацию (например, исключение интернатуры из послевузовского обучения, переход ординатуры в высшую ступень образования). Внедрение дистанционных методов обучения и компьютерных технологий стало неотъемлемой частью современного образовательного процесса, динамично меняющегося в связи с переходом на новую парадигму в образовании, направленной на активизацию условий для самостоятельного и творческого развития личности. В педагогическую практику высшей медицинской школы активно включаются различные средства интернет-технологий, инновационных методов обучения, предусматривающих широкий спектр интерактивных форм взаимодействия основных участников образовательного процесса.

Таким образом, представляется перспективным расширение содержания образовательных программ за счет поиска новых и эффективных инструментов профессионального развития: использования инновационных педагогических технологий, системного внедрения ИТ и онлайн-компонентов для реализации модели смешанного обучения, формирования индивидуальных маршрутов академической подготовки кадров в системе непрерывного медицинского образования.


Библиографическая ссылка

Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Барсукова М.И., Ремпель Е.А., Кузьмин А.М. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСПЕХА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33260 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674