Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лыкова Е.С. 1 Савельев К.Н. 2 Горбунова Г.А. 3
1 Омский государственный педагогический университет
2 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
3 Херсонский государственный педагогический университет
Научная статья посвящена актуальной педагогической проблеме – использованию потенциала занятий в дополнительном художественном образовании (в частности, детских художественных школ и школ искусств) в духовно-нравственном и патриотическом воспитании и развитии детей. Представлены подходы к организации занятий «Композиция» в дополнительном художественном образовании, не только нацеленные на развитие творческого потенциала, но и формирующие духовно-нравственные ценности личности обучающегося. В связи с политическими тенденциями в мире и в нашей стране, давно уже стало очевидным и важным включение в учебные программы исторических, духовных и военно-патриотических композиций. Участие с такими работами в детских художественных выставках и конкурсах представляет большой интерес в современном обществе. Сюжетами и мотивами детских работ должны быть образы героического прошлого и настоящего нашей Родины. Использование на занятиях в дополнительном образовании знаний истории России, о героях военного времени периода ВОВ, подвигах бойцов и народа, исполнения патриотического долга помогает педагогу осуществлять воспитательную работу и развивать личность ребенка. Таким образом, педагогически организованная работа над композицией может стать эффективным и действенным средством духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося.
духовно-нравственное воспитание и развитие
художественное образование
изобразительное искусство
1. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. 32 с.
2. Савельева О.П. Возможности детского оздоровительного лагеря в формировании общероссийской гражданской идентичности детей и молодежи // Народное образование. 2022. №2. С.27-37.
3. Дубровин В.М. Военно-патриотическая тема в детском творчестве // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика: материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. М., 2020. С. 524-529.
4. Борчук А.Л. Воспитание и обучение – два тесно взаимосвязанных процесса // Вести Института предпринимательской деятельности. 2022. № 1 (26). С. 109-116.
5. Бородина Е.Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей: теория и методика: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. 218 с.

Исследование ориентировано на актуализацию, теоретическое обоснование и совершенствование учебно-воспитательной работы с учащимися детской художественной школы (далее – ДХШ) и детской школы искусств (далее – ДШИ) в дополнительном художественном образовании через подбор методических приемов, используемых для проведения занятий духовно-нравственной и патриотической тематики [1].

Приоритет базовых национальных ценностей (любовь к Родине и восприятие себя гражданином России, уважение к старшим, семейные ценности, сохранение и развитие национальной культуры и искусства, уважение к историческому развитию страны и др.) закреплен в Конституции Российской Федерации. Кроме того, ряд нормативных документов федерального уровня, а именно: 1 – стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666; 2 – Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р, определяют основные направления политики страны, нацеленные на укрепление государственного единства и целостности, сохранение этнокультурной самобытности народов.

Важно, что сегодня работа педагога должна быть «вписана» в систему координат национального проекта «Образование» и совпадать по целеполаганию и нормативному обеспечению федеральным проектам «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего».

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» от 21 июля 2020 года № 474 на втором месте обозначена «возможность для самореализации и развития талантов». Что требует при реализации не только квалифицированного выявления и отбора детей, проявляющих способности и одаренность к разным видам творчества, но и «создания условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Военная история и подвиг народа в Отечественных войнах (1812 г., 1941-1945 гг.), национальные праздники, значимые общественно-политические события – эти темы активно используются в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения нашей страны [2, с. 28].

На занятиях в ДХШ и ДШИ через подбор предметов для зарисовок с натуры (в тематическом натюрморте), сбор искусствоведческого материала о том, как художники изображали разные исторические события, композиционные поиски, педагог не только способствует духовно-нравственному воспитанию личности обучающегося, но и ее развитию.

В процессе занятий по композиции, которые являются завершающими в логике построения образовательной программы, педагог решает несколько задач: первая – творческое развитие личности обучающегося; вторая – развитие личностных качеств; третья – развитие познавательной активности и формирование представлений об объекте изображения.

В учебной литературе (учебники, пособия) по изобразительному искусству последнего периода сокращается количество тем, примеров, заданий, посвященных военному прошлому Родины. Постепенно из житейского опыта ребенка уходят такие объекты, как военный оркестр, военная техника времен Великой Отечественной войны, атрибуты военного быта, символика военных наград героев, встречи с ветеранами [3, с. 526].

Анализ научно-методической литературы в области художественного образования и эстетического воспитания показывает, что имеется противоречие между воспитательными задачами и процессом работы над сюжетно-тематической композицией, в которой достаточно редко рассматриваются темы истории России, жизни и быта своего региона [4, с.109].

Одна из важнейших задач художественного образования – это духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся. Решая эту задачу, художественная школа сосредотачивает своё внимание на формировании у учащихся ценностного отношения к окружающей действительности, сложным процессам, протекающим в обществе.

В настоящее время в художественном образовании детей используются концепции, базирующиеся на трудах педагогов-ученых, таких как Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин, Т.Я.Шпикалова, Н.М. Сокольникова, Б.М. Неменский, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Данная литература авторов раскрывает подходы и методы духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения средствами изобразительного искусства. Однако следует заметить, что эти учебные пособия разработаны для общеобразовательной школы.

Вопросы освоения духовно-нравственных основ в изобразительном искусстве рассматриваются в работах: А.Л. Борчук, С.А. Ермолаева, Н.А. Истомина, С.А. Топилина, Я.С. Перепелкина, а также монографии В.М. Дубровина «Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования» и учебно-методическом пособии Е.Н. Бородиной «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей: теория и методика» [5]. Авторы выделяют тенденции современного мира и основные направления и ценности духовно-нравственного воспитания обучающихся.

В связи с современными тенденциями в мире и нашей стране, давно уже стало очевидным и важным включение в учебные программы композиций на исторические, духовные и военно-патриотические темы. Участие с такими работами в детских художественных выставках и творческих конкурсах представляет не только большой интерес в современном обществе, но и социальный запрос на духовно-нравственное воспитание и развитие детей средствами изобразительного искусства.

Основной целью исследования является подтверждение гипотезы, что включение в занятия композицией в ДХШ и ДШИ содержания исторической, духовной, военно-патриотической, фольклорной направленности будет способствовать: во-первых, формированию знаний, развитию интереса обучающихся к историческим и современным событиям нашей страны; во-вторых, приобщению детей к истории родной страны и малой Родины; в-третьих, сохранению памяти о подвигах наших предков и современников, а в целом духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.

Материал и методы исследования. Основным материалом для исследования послужили: 1) образовательные программы по предмету «Композиция» в ДХШ и ДШИ; 2)учебные и методические материалы по обучению детей изобразительному искусству; 3)педагогический процесс – организация занятий по композиции в детских художественных школах г. Омска и г. Санкт-Петербурга; 4) детские рисунки – как результат художественно-творческой деятельности на занятиях по композиции; 5) опросы обучающихся, участников занятий по композиции в ДХШ.

Методы исследования – изучение программных и учебно-методических материалов; анализ проведенных занятий по композиции в ДХШ; исследование детских работ, выполненных на занятиях по композиции на исторические, духовные, военно-патриотические и социально значимые темы; сравнение результатов опроса обучающихся.

Для оценки детских рисунков были разработаны критерии оценки. Детские рисунки оцениваются и классифицируются по уровням – низкий, средний, высокий. Показателями для анализа выступили:

1. Знание объекта изображения (оцениваются подробности и детали в рисунке: передача фактов истории или современности нашей страны; образ человека, соответствующий историческому (или современному) событию; культурное и духовное наследие страны (пейзаж, архитектура, костюм, предметы быта).

2. Творческий подход к построению композиции (передача смысловых связей в композиции изобразительными средствами, грамотное построение композиции, использование новых композиционных приемов).

3. Эмоциональность в работе (с одной стороны, передача настроения в работе с помощью выразительных средств – цвет, композиционный строй, а также через формальные признаки – улыбка и т.д.; с другой стороны – насколько увлечен и эмоционален был ребенок в процессе выполнения творческого задания).

Для определения уровня духовно-нравственного воспитания детей среди участников педагогического исследования были проведены опросы.

Опрос 1. «Нравственные понятия». Как ты понимаешь следующие слова: добро, зло, совесть, душа, любовь, милосердие, долг, вина?

Опрос 2. «Историческое, культурное и духовное наследие России» (перечень вопросов адаптировался к тому содержанию, по которому дети рисовали сюжетно-тематическую композицию). Ответы детей в опросах оцениваются и классифицируются по следующим уровням: низкий – понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь; средний – ребенок имеет смутные представления, слабо ориентируется в особенностях и деталях, соответствующих и передающих историческое событие; высокий – у ребенка четкие представления об историческом событии, достаточно глубокое (на доступном уровне для детей 8-10 лет) понимание особенностей пейзажа, архитектуры, костюма, предметов быта, атрибутов.

Уровень сформированности духовно-нравственного воспитания определялся в контрольных и экспериментальных группах в начале педагогического эксперимента и в конце, после проведения специально организованных занятий по композиции.

Результаты исследования и их обсуждение

Эксперимент проходил в БОУ ДО «Детская художественная школа №1 имени Саниных» г. Омска, и в Детской творческой студии «Вета» г. Санкт-Петербурга в 2018–2023гг. В исследовании задействован 51 обучающийся в возрасте 8-10 лет. Рассмотрим более подробно темы и задания, которые были проведены в рамках формирующего этапа эксперимента.

Задание 1. Перед учащимися была поставлена задача: выполнить сюжетную композицию на тему «Военный оркестр». Основой военного оркестра являются медные духовые инструменты. В годы Великой Отечественной войны музыка поднимала дух солдат, сплачивала их, придавала новые силы, отвагу, смелость. Сегодня военные марши любимы людьми разных поколений. Учащимся были продемонстрированы видеозаписи выступлений военных оркестров фестиваля на Красной площади в г. Москве, г. Севастополе. На занятии повторили пропорции фигуры человека, изучили современную военную форму. Сравнительный результат работ показал, что визуальное знакомство с объектом изображения положительно влияет на творческую составляющую восприятия учащихся. А точный фактический материал дает возможность более грамотного и интересного раскрытия темы.

Задание 2. Учащиеся с педагогом виртуально посетили музей «Крейсер Аврора», познакомились с историей Военно-морского флота (далее – ВМФ), который является гордостью нашей страны и во все времена играл большую роль в деле охраны и защиты России. С учащимися были проанализированы работы художников А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» и «Левый марш». Обсуждалась история и традиции ВМФ, форма моряков, оснащение и атрибуты корабля. На этом экспериментальном занятии была поставлена задача: выполнить композицию, посвященную Военно-морскому флоту России. С учётом поставленных задач композиции получились с ярко выраженным эмоциональным настроем, наполненным гордостью к защитникам Отечества.

Задание 3. Следующая тема урока была посвящена рисованию с натуры. На занятии классу позировал подполковник, дедушка ученицы. Ветеран пришел на урок в повседневной военной форме, с орденами и медалями за боевые заслуги. С учащимися были изучены особенности одежды военнослужащих, как выглядят военные награды, проведено обсуждение о том, за какие заслуги в защите Отечества награждаются граждане орденами и медалями. После этого было проанализировано, как художники изображают портреты героев войны современности и прошлых лет. Рассмотрели и поговорили о работе омского художника И.В. Солодухина «Портрет деда». В результате творческого выполнения задания получена детская композиция, которая решена в контрастной цветовой гамме, смысловую и эмоциональную нагрузку несёт не только изображение героя войны, но и цвет, символизируя трагические события прошлого.

Задание 4. Сюжетно-тематическая композиция, направленная на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, выполнялась на тему выборов. Дети с удовольствием рисовали на предложенную тему, так как многие ходили на избирательные участки вместе с родителями, что и получило свое отражение в композициях. Праздничная атмосфера, приподнятое настроение, царящее на избирательных участках, это не просто праздник, а важное событие для всех граждан страны – все это педагог обсуждал с классом. Разговор был и о государственных символах России: флаге и гербе. Получившиеся работы полностью отражают поставленную перед учащимися задачу: при помощи художественных средств выразительности создать атмосферу выборов.

Задание 5. На занятии при выполнении композиции на духовную тематику педагог проводит беседу о православных праздниках Благовещение, Вербное воскресение, Пасха. В качестве подготовительной работы организовано знакомство с древнерусской каменной архитектурой, ее конструктивными особенностями, национальной одеждой русского крестьянина. На примере работ К.Ф. Юона «День Благовещения», Б.М. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» выявлено, какими художественными средствами передана атмосфера светлого праздника, как ярко, весело, очень жизнерадостно изображены народные гуляния.

Задание 6. Создание композиции на историческую тематику по балладе (стихотворная повесть) «Песнь о вещем Олеге», написанной А.С. Пушкиным в 1822 году. В ходе подготовки к творческой деятельности проанализированы работы В.М. Васнецова «Богатыри», «Песнь о вещем Олеге», организована беседа о героях Древней Руси, проведено знакомство с доспехами и оружием русского воина. У учащихся получились интересные композиции, подробно и эмоционально передающие исторический сюжет, который дошел до нас через легенды.

Экспериментальная работа была организована в три этапа. На первом – в контрольных и экспериментальных группах проведены опросы и осуществлен анализ детских композиций. На втором этапе были организованы специальные занятия по композиции в экспериментальной группе. На третьем этапе в группах вновь были проведены опросы и проанализированы детские рисунки. Результаты проведенных занятий в рамках педагогического исследования представлены в таблице.

Критерии уровня сформированности духовно-нравственного воспитания

Критерии уровня сформированности духовно-нравственного воспитания

Контрольная группа

(16 человек)

Экспериментальная группа

(35 человек)

Конст. (в %)

Итог. (в %)

Конст. (в %)

Итог. (в %)

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

 

Оценка детских рисунков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Знание объекта изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Передача фактов истории (или современности) нашей страны

45

35

20

20

46

34

44

34

22

10

26

64

 

1.2. Изображение образа человека, соответствующего историческому (или современному) событию

48

26

26

31

25

44

46

29

25

12

16

72

 

1.3. Передача культурного и духовного наследия страны (пейзаж, архитектура, костюм, предметы быта)

35

37

28

32

26

42

33

38

29

15

14

71

 

2. Творческий подход к построению композиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Передача смысловых связей в композиции изобразительными средствами

52

24

24

48

16

36

50

16

34

20

12

68

 

2.2. Использование новых композиционных приемов

38

33

29

32

30

38

33

38

29

16

20

64

 

3. Эмоциональность в работе

48

36

16

31

35

34

46

39

15

14

10

76

 

Опрос 1. «Нравственные понятия»

47

36

17

38

25

37

46

39

15

19

26

65

 

Опрос 2. «Историческое, культурное и духовное наследие России»

58

36

6

31

45

24

56

42

2

16

26

58

 

Сокращения, использованные в таблице: Конст. – констатирующий этап эксперимента; Итог. – итоговый этап эксперимента; Н – низкий уровень; С – средний уровень; В – высокий уровень.

Сравнительный анализ результатов творческой деятельности и опросов экспериментальной и контрольной групп показал, что учащиеся экспериментальной группы в среднем на 30% более качественно выполнили творческое задание, чем учащиеся контрольной группы, и уровень духовно-нравственного воспитания у них выше.

Выводы

Результаты педагогического эксперимента подтвердили верность ранее сформулированной гипотезы, что включение в специально организованные занятия композицией в ДХШ и ДШИ содержания исторической, духовной, военно-патриотической направленности способствует духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.


Библиографическая ссылка

Лыкова Е.С., Савельев К.Н., Горбунова Г.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33257 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674