Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ВЫЗОВЫ

Гайнуллина Ч.Р. 1 Голубева А.В. 1 Мусифуллин С.Р. 1
1 ФГБОУ ВО БГПУ им.М.Акмуллы
В данной статье рассматривается применение проектного метода как целенаправленной деятельности, ориентированной на создание инновационной системы управления. Представлен ретроспективный анализ определения понятия «проектный метод» в отечественной и зарубежной науке. Описываются основные принципы и этапы реализации проектного подхода, а также преимущества, которые он может дать. Авторы обращают внимание на активное вовлечение всех участников образовательного процесса, повышение эффективности управления, гибкость и адаптивность системы управления. Также отмечается значимость разработки и реализации проектов для достижения конкретных целей и улучшения качества образования. Авторами проанализированы результаты социологического исследования по вопросу применения проектного метода в управлении образовательной организацией БГПУ им. М. Акмуллы. По результатам сформулированы конкретные рекомендации: 1) повышение мотивации сотрудников; 2) создание на базе института специального структурного подразделения; 3) проведение систематического мониторинга по исследуемой теме. Также в работе определены вызовы применения проектного метода в управлении организацией, такие как: сложности в организации, управление временем и необходимость поддержки и обучения сотрудников. В заключение статьи подчеркивается, что проектный метод является эффективным инструментом для модернизации российского образования и повышения его качества.
управление
проектный метод
организация труда
мотивация
образовательная организация
метод управления
1. Смирнова Т.М. Проектный метод управления образовательным учреждением // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. №18. С.42-46.
2. Сорокопуд Ю.В., Харченко Л.Н., Чалаева А.Х. Содержания и принципы эффективного управления образовательным учреждением // Вестник Академии права и управления. 2015. №2. С.287-295.
3. Гультяева М.А., Белорусова И.А., Ожигов В.О. Современные подходы к реализации проектного менеджмента // Скиф. 2022. №5. С.533-537.
4. Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С.363–368.
5. Ковардакова М.А. Проектный подход в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе. Ульяновск.: Учебно-методическое пособие для аспирантов по педагогике высшей школы, 2014. 75 с.

Современная система образования должна быть построена на новых принципах управления. Применение проектных методов в управлении образовательными учреждениями считается наиболее эффективным для достижения высоких результатов. Данный фактор играет ключевую роль для руководителей образовательных организаций.

Проектное управление позволяет перевести образовательное учреждение из статичного состояния функционирования в динамичный режим развития. Оно способствует объединению коллектива, согласованию отношений сотрудников и администрации и, что особенно важно, позволяет эффективно решать возникающие задачи [1, с. 42].

Однако действующие традиционные модели управления руководителей часто не охватывают все аспекты содержания деятельности образовательной организации и недостаточно развивают интерес каждого члена коллектива к конечному результату. Для достижения качественных изменений необходимо, в первую очередь, преобразовать существующую систему управления учреждением [2, с. 289].

Одним из методов управления образовательными организациями является метод проектов. Осуществление управленческой деятельности посредством проектного метода содействует определению четко заданных целей, критериев их достижения, аккумуляции необходимых ресурсов, определению и идентификации рисков, тщательному детальному контролю хода реализации проекта. Перечисленные процессы способствуют повышению эффективности как производственных, так и административных процессов.

Проектный метод управления образовательными организациями имеет конкретные инструменты и этапы реализации. Он включает в себя определение целей и задач проекта, формирование команды проекта, разработку плана проекта, реализацию проектных мероприятий, контроль и оценку результатов. Каждый этап проекта требует определенных знаний, навыков и компетенций управленческой команды [3, с. 535]. Данный метод также имеет ряд сильных сторон, которые способствуют эффективному управлению и достижению поставленных целей: вовлеченность участников, развитие ключевых навыков (коммуникация, сотрудничество, критическое мышление), интеграция знаний, повышение мотивации.

Велика роль руководителя в использовании проектного метода управления в образовательной организации. Она включает в себя следующие аспекты.

1. Организация процесса: руководитель образовательной организации должен организовать процесс использования проектного метода, определить цели и задачи, распределить роли и ответственность участников проекта, а также обеспечить необходимые ресурсы.

2. Поддержка и координация: руководитель должен поддерживать и координировать работу всех участников проекта, обеспечивая необходимую помощь и руководство. Он также должен следить за прогрессом проекта и вносить необходимые коррективы.

3. Мотивация и вовлечение: руководитель должен мотивировать и вовлекать участников проекта, создавая условия для их активного участия и творческого развития.

4. Оценка и анализ: руководитель должен проводить оценку и анализ результатов проекта, а также использовать полученные данные для улучшения управления образовательной организацией. Он обязан также обеспечить обратную связь и поддержку для участников проекта.

Таким образом, для руководителя образовательной организации важно создать структурированную систему, которая позволит эффективно организовывать работу и достигать поставленных целей. Такая система должна быть слаженной, то есть все участники должны работать вместе, сотрудничая и выполняя свои задачи, чтобы обеспечить продуктивность работы. Методу проектов посвящено немало исследований в зарубежной и отечественной науке. Данный метод прошел долгий и тернистый путь от его создания до применения в настоящее время.

Раскрывая определение понятия «проектный метод», необходимо обратить внимание на труды ведущих ученых. Так, Жак Леду, французский педагог, разработал концепцию «учебных центров» и активно пропагандировал применение проектного метода в образовании.

Джон Дьюи, американский философ и педагог, считал, что обучение должно быть связано с реальными жизненными ситуациями и применением знаний на практике. Ввиду этого проектный метод играет ключевую роль. Виктор Шаталов, российский педагог, разработавший методику «проектно-исследовательской деятельности», активно применял ее в образовательной практике. Все эти авторы подчеркивают важность проектного метода в эффективном управлении образовательными организациями [4, с. 363].

На современном этапе развития управления организацией проектное управление набирает обороты. Внедрение проектного управления на сегодняшний день является приоритетным направлением [5, с. 17].

Цель данного исследования состоит в рассмотрении применения проектного метода в управлении образовательной организацией, а также анализе его преимуществ и определении вызовов.

Материал и методы исследования. Материалами исследования явились теоретические и практические методы: опрос, анализ, систематизация и обобщение ответов респондентов, оценка полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Вопрос использования проектного метода в управлении образовательной организацией не является относительно новым. Руководители часто обращаются к данному методу в целях поиска новых векторов развития.

На базе БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфы было проведено социологическое исследование – онлайн-опрос, посвященный вопросу применения проектного метода в управлении образовательной организацией.

Респондентами выступили руководители институтов и факультетов университета, а также заведующие кафедрами. В ходе опроса необходимо было проанализировать организацию труда в условиях применения проектного метода, оценить готовность и мотивацию к реализации проектного метода в управлении организацией, а также выразить мнение об эффективности использования проектного метода в управлении.

В основном разработанный опрос прошли женщины (33 женщины из 53 человек, прошедших опрос), их возраст: от 25 до 57 и более лет, мужчин было 20 человек, диапазон их возраста составляет также от 25 до 57 и более лет.

Одной из ключевых задач явилось определение готовности руководителей к использованию проектного метода в управлении. Так, на вопрос: «Готовы ли вы к применению проектного метода в управлении?» – ответы на вопросы респондентов распределились следующим образом (табл. 1, 2, рис. 1).

Таблица 1

Готовность к применению проектного метода в управлении

Гендер

Готовы ли вы к применению проектного метода в управлении?

 

Готов

Не готов

Мужской

17

3

Женский

28

5

Таблица 2

Готовность к применению проектного метода в управлении по возрастному критерию

Возраст, лет

Готовы ли вы к применению проектного метода в управлении?

 

Готов

Не готов

25–40

13

2

41–56

19

2

57 и более

10

7

Для наглядной демонстрации результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты опроса по готовности применения проектного метода в управлении

В целом, готовность руководителей структурных подразделений к использованию проектного подхода в управлении находится на высоком уровне. Это поможет повысить эффективность образовательного процесса, развить профессиональные компетенции руководителей, активно вовлечь студентов в изучение проблем и определение путей решения.

Другим важным моментом при проведении опроса стало изучение мнения респондентов о проблемах, которые могут возникнуть при применении проектных методов в управлении. Их ответы распределились следующим образом (табл. 3, 4, рис. 2).

Таблица 3

Проблемы применения проектного метода в управлении по возрастному критерию

Возраст, лет

Какие проблемы могут возникнуть у Вас в применении проектных методов в управлении?

 

Отсутствие организационной поддержки

Отсутствие мотивации

Ограниченность временных ресурсов

Недостаток профессиональных компетенций

25–40

6

3

5

1

41–56

5

4

6

6

57 и более

3

4

6

4

Таблица 4

Проблемы применения проектного метода в управлении по гендерному критерию

Гендер

Какие проблемы могут возникнуть у Вас в применении проектных методов в управлении

 

Отсутствие организационной поддержки

Отсутствие мотивации к повышению квалификации

Ограниченность временных ресурсов

Недостаток профессиональных компетенций

Женский

10

4

12

7

Мужской

4

7

5

4

Для наглядной демонстрации результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты опроса по определению проблем использования проектного метода в управлении

Изучение данного вопроса позволило определить направления работы по устранению проблем в использовании проектных методов. Умение применять проектные методы – показатель высокой квалификации руководителя. Все это имеет существенное значение для правильной и эффективной организации работы.

Проанализировав данные проводимого опроса, можно сказать, что руководители структурных подразделений БГПУ им. М. Акмуллы готовы к применению проектного метода в управлении (готовность к использованию проектного метода в своей деятельности 100%).

По результатам проведенного исследования были определены следующие рекомендации для эффективного применения проектного метода в управлении образовательной организацией.

1. Повышать мотивацию руководителей структурных подразделений университета, например путем увеличения заработной платы сотрудникам, проведения бесплатного обучения работы в группах или тренингов по личностному развитию.

2. Создать на базе университета специальное структурное подразделение (отдел по проектному развитию), отвечающий за комплексное планирование и координацию проектной деятельности.

3. Рекомендовать регулярное проведение социологического мониторинга с целью выявления противоречий в изучаемой проблеме (один раз в семестр), далее на основе сравнения формулировать выводы.

Выводы. Таким образом, на основании проведенного исследования проектный метод в управлении образовательной организацией как целенаправленная деятельность ориентирован на создание инновационной системы управления. Он основывается на принципах активного вовлечения всех участников образовательного процесса, целенаправленной организации работы и достижении конкретных результатов.

В рамках проектного метода управления образовательными организациями разрабатываются и реализуются проекты, которые направлены на решение конкретных задач и достижение определенных целей. Проекты могут быть связаны с разработкой новых образовательных программ, внедрением инновационных технологий, улучшением качества образования и другими аспектами развития образовательного учреждения.

Применение в управлении инструментов проектного метода позволяет достичь определенных преимуществ.

1. Повышение эффективности управления на основе анализа и планирования краткосрочных и долговременных задач.

2. Вовлечение участников образовательного процесса в решение актуальных задач на основе мотивации.

3. Гибкость и адаптивность управления на основе быстрого реагирования на изменения внешней среды.

При этом руководителям образовательных организаций при использовании инструментов проектного метода в управлении необходимо учитывать следующие угрозы.

1. Сложность спланировать требующиеся ресурсы (временные, финансовые и человеческие), что связано с необходимостью гибко реагировать на дополнительные изменения, происходящие в социуме, и требования участников образовательного процесса.

2. Отсутствие «жестких» алгоритмов в планировании и координации решении задач, подразумевающее гибкость системы и постоянный пересмотр задач проекта в зависимости от изменения интересов его участников.

3. Недостаточность компетенции у команды проекта в гибком реагировании на изменения запросов участников образовательного процесса, произошедшие в процессе решения поставленных задач.

4. Отсутствие инструментов оценки и анализа результатов на различных этапах реализации проекта. От руководителей требуется постоянно оценивать не только конечный результат, но и сам процесс решения конкретных задач.

5. Недостаточность мотивации и координации работы команды проекта. Каждый член команды должен чувствовать себя вовлеченным в процесс и принимать долю ответственности за решение поставленных задач.

Несмотря на перечисленные выше угрозы, использование проектного метода в управлении образовательной организацией, несомненно, оказывает положительный эффект и отвечает требованиям времени, поскольку в рамках данного метода возможно быстрое реагирование на запросы участников образовательного процесса. На этапе планирования важно разрабатывать стратегии для смягчения угроз.

Таким образом, проектный метод управления образовательными организациями является эффективным инструментом для повышения эффективности и качества управления в условиях модернизации российского образования. Он позволяет создать систему управления, которая опережает развитие и имеет новые характеристики, способствует достижению конкретных результатов и повышению качества образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Гайнуллина Ч.Р., Голубева А.В., Мусифуллин С.Р. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ВЫЗОВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33255 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674