Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Шемятихина Л.Ю. 1 Алимов А.В. 1
1 Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Статья посвящена изучению роли, структуры и содержания общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности. Цель исследования – обоснование проектирования структуры и содержания общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности как научно-педагогической проблемы. Наращивание численности сотрудников МЧС России обусловлено постоянством угрозы возникновения в окружающей среде катастроф природного и техногенного характера. К числу факторов, влияющих на устойчивость социально-экономического развития и безопасность страны, можно отнести процесс подготовки специалистов пожарного профиля на уровне высшего образования. Авторами представлены обзор, анализ и систематизация результатов теоретических и прикладных исследований по заявленной теме. Излагаются содержание и специфика организации образовательной практики вузов МЧС России по подготовке кадров пожарной безопасности. Авторами предпринята попытка обоснования проектирования общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности. От качества подготовки выпускников зависят обеспечение пожарной безопасности объектов социальной инфраструктуры и экономики, уровень защищенности жизни и здоровья граждан, сохранность материальных и культурных ценностей. Отказ от примерных основных профессиональных образовательных программ высшего образования и переход к их разработке на основе профессиональных стандартов, а также появление новых задач в области обеспечения пожарной безопасности актуализируют проблемы подготовки кадров пожарного профиля, которая является условием успешной реализации в трудовой деятельности обобщенных трудовых функций. При этом образовательные программы высшего образования специальности «Пожарная безопасность», реализуемые в гражданских вузах и вузах МЧС России, различаются структурой, содержанием и объемом базового компонента образования.
кадры пожарной безопасности
специалист пожарной безопасности
общепрофессиональная подготовка
проектирование подготовки специалиста
1. Аланичева Н.Е. Педагогическая технология профессиональной иноязычной подготовки курсантов вузов МЧС России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 23 с.
2. Гашникова А.А. Методика формирования профессиональных компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин в вузах МЧС России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 23 с.
3. Мельник О.Е. Методическое обеспечение подготовки курсантов вузов МЧС России к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 22 с.
4. Одинокова Е.Ю. Методика формирования правовой компетенции курсантов вузов МЧС России по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 22 с.
5. Щаблов Н.Н. История развития системы подготовки специалистов пожарной безопасности в России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. 22 с.
6. Грешных А.А. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России: автореф. дис. … докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 48 с.
7. Калинина Е.С., Крюкова М.С., Селеменева Т.А., Трофимец Е.Н. Комплексное использование математических методов в инженерной подготовке специалистов МЧС / // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 73-77.
8. Константинова А.С., Сергушов М.А., Осмонов Ю.Ю. Методические аспекты дифференцированного обучения при изучении технических дисциплин в вузе МЧС России // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2020. № 3(35). С. 52.
9. Медведева Л.В., Данилов И.Л. Укрупненное введение новых знаний как технология обучения естественнонаучной дисциплине в вузе МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2020. № 1(46). С. 41-45.

Увеличение социального заказа на подготовку специалистов пожарной безопасности и наращивание численности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) обусловлены постоянством угрозы возникновения в окружающей среде катастроф природного и техногенного характера. К числу важных элементов, влияющих на устойчивость социально-экономического развития страны, относится процесс подготовки кадров пожарного профиля в системе высшего образования. От качества подготовки выпускников зависят обеспечение требований безопасности объектов социальной инфраструктуры и экономики, уровень защищенности жизни и здоровья граждан.

Возрастание объемов производства в связи с импортозамещением приводит к ускоренному износу используемого в технологических процессах оборудования и повышает опасность возникновения аварийных ситуаций. Аварийная ситуация может сопровождаться пожаром или взрывом оборудования, привести к полной или частичной утрате материальных объектов, вызывать риск здоровью и гибели людей. Приоритетом при получении высшего образования современными сотрудниками МЧС России должно стать изучение особенностей процессов производства объектов социальной сферы и производства и их защиты от пожаров, в которых будет осуществляться профессиональная деятельность. Специалист должен быть способен анализировать влияние научно-технического прогресса на уровень пожарной безопасности объекта защиты, по результатам которого разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию его защищенности, а также своевременно производить корректировку мер безопасности на рабочих местах для персонала организации. Выпускники образовательной программы высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» могут быть распределены для несения внутренней службы на должности пожарных, спасателей, инспекторов государственного пожарного надзора, следовательно, в рамках освоения дисциплин общепрофессиональной подготовки должна быть учтена внутриотраслевая специфика деятельности сотрудников МЧС России. С учетом разнообразия объектов защиты и многообразия производственных процессов, осуществляемых ими, профессиональная деятельность по обеспечению пожарной безопасности приобретает межотраслевой характер, актуализируется потребность в углубленной подготовке специалистов.

Материал и методы исследования

Информационной базой исследования явились открытые данные, размещенные на портале Правительства Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативные правовые акты и разъяснения органов исполнительной власти. В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы исследования: анализ и синтез, теоретический анализ педагогических источников, сравнение, конкретизация и обобщение, прогнозирование.

Цель исследования – обоснование проектирования структуры и содержания общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности как научно-педагогической проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время удовлетворению потребностей организаций в кадрах пожарной безопасности с отраслевой направленностью подготовки способствует реализация более 30 образовательных программ высшего образования по специальности «Пожарная безопасность». Обучение осуществляется в 26 вузах страны, 5 из которых находятся в ведении МЧС России. Ежегодно количество выпускников из числа только курсантов составляет свыше полутора тысяч человек.

Анализ реализуемых образовательных программ высшего образования показал, что даже разработанные в вузах МЧС России документы различаются между собой, не говоря о «гражданских» вузах, соотношением видов деятельности, осваиваемых в процессе обучения: осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; организация деятельности пожарной охраны; реализация прав, обязанностей и ответственности в области профиля; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; информационное обеспечение; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; лицензирование деятельности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; организация и осуществление профилактики пожаров. В результате выпускники вузов обладают разным уровнем знаний о специфике профессиональной сферы, особенностях профессиональной деятельности того или иного вида. Это отражается в эффективности адаптации специалиста на рабочем месте, осуществлении трудовых функций и различиях в понимании защищенности населения и территорий от пожаров.

Сегодня в вузах МЧС России реализуются четыре образовательные программы высшего образования по специальности «Пожарная безопасность», из которых три являются узкопрофильными. Для каждой программы установлен перечень компетенций, включающий универсальные, общепрофессиональные и профессиональные.

Современные тенденции разработки образовательных программ высшего образования ориентированы на переход к их реализации на основе профессиональных стандартов и отказ от примерных программ, что повышает ответственность вузов за качество подготовки выпускников пожарного профиля с учетом областей будущей трудовой деятельности и службы. Понимание специфики области, знакомство с типами и видами задач специалистов пожарной безопасности, основными принципами и условиями ее обеспечения формируются у обучаемых в процессе их общепрофессиональной подготовки. Содержание данной подготовки является базовым компонентом процесса образования в рамках освоения специальности, который позволяет формировать причинно-следственные связи по обеспечению уровня защищенности населения и территорий от пожаров, раскрывает условия, влияющие на эффективность их решения, создает основу для последующего более углубленного познания особенностей вида будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость теоретического и методологического обоснования процесса проектирования общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в образовательных организациях высшего образования, что имеет как научное, так и прикладное значение.

Современные теория и практика профессионального образования свидетельствуют о том, что неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалиста пожарной безопасности является всесторонняя общепрофессиональная подготовка. Однако в настоящее время проблема общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в вузах МЧС России российской научной школой изучена только на уровне отдельных дисциплин. Остается неразработанной проблема проектирования общепрофессиональной подготовки программ специалитета «Пожарная безопасность», отсутствуют научно разработанные методические средства проектирования содержания обучения будущих кадров МЧС России на основе профессиональных стандартов.

Анализ философских, психологических и педагогических исследований по проблеме проектирования общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в образовательных организациях высшего образования позволил выявить противоречия:

- на социально-педагогическом уровне – между возрастающими требованиями к качеству подготовки кадров пожарной безопасности и недостаточной научной разработанностью теоретических основ осуществления данного процесса;

- на научно-теоретическом уровне – между потребностью разработки научных оснований процесса проектирования общепрофессиональной подготовки программ специалитета «Пожарная безопасность» в вузах МЧС России и отсутствием разработанной педагогической модели их реализации;

- на научно-методическом уровне – между необходимостью разработки методического аппарата проектирования общепрофессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в образовательных организациях высшего образования на основе профессиональных стандартов и отсутствием выявленных педагогических условий, способствующих решению данной задачи.

Ключевое противоречие – между возрастающими потребностями личности, общества и экономики в квалифицированных сотрудниках МЧС России, способных реализовывать новые профессиональные задачи, с одной стороны, и возможностями вузов МЧС России осуществлять качественную общепрофессиональную подготовку будущих специалистов в связи с недостаточной разработанностью проектирования процесса данной подготовки на основе профессиональных стандартов – с другой.

При этом повышается уровень ответственности вузов за качество подготовки специалистов противопожарной службы, способных осуществлять деятельность в различных сферах экономики с учетом специфики процессов производства и последних достижений науки и техники. Во многом он зависит от содержания обучения по такой части основных образовательных программ, как общепрофессиональная подготовка. В условиях обновления промышленных предприятий, усложнения производственных технологий деятельность по обеспечению пожарной безопасности требует от специалистов умения разбираться в особенностях устройства объектов, их производственных процессах, применяемом технологическом оборудовании. Развитию способности действующих сотрудников к познанию особенностей различных объектов, специфики выполнения задач пожарной безопасности способствует процесс их общепрофессиональной подготовки.

Отсутствие системных научных педагогических исследований можно объяснить тем, что профессиональное образование специалистов пожарной безопасности было отнесено к области национальной безопасности и технических наук и до 2013 г. жестко регламентировалось. Однако начиная с 2002 г. было опубликовано около 160 исследований педагогической направленности, связанных с подготовкой кадров пожарной безопасности. Проведенный авторами анализ показывает, что значительную долю исследований составляют диссертационные работы по теории и методике профессионального образования, с 17.04.2021 г. – по методологии и технологии профессионального образования (таблица).

Распределение педагогических исследований по научным специальностям

Научная специальность

% работ

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

5.8.5. Теория и методика спорта

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

2,1

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

97,9

С учетом комплексного характера процесса защиты населения и территорий от пожаров, а также сложности и характера мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в образовательных программах высшего образования можно выделить большое количество сегментов обучения курсантов и студентов в образовательных организациях высшего образования – от иноязычной, естественно-научной, правовой до общеобразовательной, общепрофессиональной, специальной и специализированной подготовки.

Авторы статьи придерживаются выделения трех равнозначных компонентов подготовки будущих специалистов пожарной безопасности в вузах МЧС России: общеобразовательная, общепрофессиональная, профессиональная подготовка. Среди проанализированных научных работ только 18% посвящены общепрофессиональной подготовке, 36% – общеобразовательной подготовке и 46% – профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности.

В отношении диссертационных исследований по теории и методике профессионального образования можно применить классификацию по направленности на процесс подготовки: 1-я группа – методики и технологии обучения отдельным дисциплинам; 2-ягруппа – разработка средств обучения.

К исследованиям 1-й группы – методики и технологии обучения отдельным дисциплинам, преимущественно из компонентов образовательной программы общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности – отнесем работы последнего десятилетия: Н.Е. Аланичевой [1], А.А.Гашниковой [2], О.Е. Мельник [3], Е.Ю. Одиноковой [4], Н.Н. Щаблова [5] и др.

В исследованиях 2-й группы разработка средств обучения будущих специалистов в вузах МЧС России представлена в работах А.А. Грешных [6], Е.С. Калининой и Т.А.Селеменевой [7], А.С. Константиновой [8], Л.В. Медведевой [9] и др.

С учетом новых направлений профессионального образования исследование, посвященное общепрофессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности, представляется нам скрытым, не используемым в настоящее время резервом совершенствования системы обучения по специальности «Пожарная безопасность», позволяющей сотрудникам МЧС России продолжить развитие своей профессиональной компетентности в направлении решения внутриотраслевых и межотраслевых задач, которые являются приоритетными при несении службы сотрудниками и осуществлении трудовой деятельности работниками.

Все это вызывает необходимость формировать новый подход к проектированию содержания общепрофессиональной подготовки, выделить ее в отдельную структурную составляющую образовательных программ по специальности «Пожарная безопасность».

Переход от единых квалификационных справочников к профессиональным стандартам и отмена примерных образовательных программ высшего образования требуют от образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов пожарной безопасности, научно обоснованного подхода к определению содержания их обучения. В рамках процесса проектирования общепрофессиональной подготовки по специальности это означает установить его сущность, уровни и структуру. Единая система взглядов на общепрофессиональную подготовку создаст благоприятные условия для обеспечения целостности системы обучения специалистов в сфере пожарной безопасности и позволит формировать одинаковый уровень профессиональной компетентности выпускников независимо от места их обучения.

Заключение

В процессе анализа содержания исследований выявлено, что отсутствует рассмотрение общепрофессиональной подготовки как системообразующей для рассматриваемых дисциплин и средств обучения. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, высшее образование в сфере пожарной безопасности должно носить универсальный характер, что позволяет курсантам (студентам) осваивать в процессе обучения одну или несколько актуальных специализаций с учетом потребностей экономики, определенных профессиональными стандартами обобщенных трудовых функций и квалификационных характеристик; с другой стороны, рассматриваемый вид подготовки, являющийся системообразующим, практически не изучается в научных исследованиях, что подтверждает научно-педагогический характер проблемы.

Авторы предполагают, что объединение учебных дисциплин и практик в комплекс общепрофессиональной подготовки и внедрение вышеназванного формата обучения в вузах смогут обеспечить результативность образовательного процесса, способствуя повышению уровня получаемых компетенций по проблеме исследования.


Библиографическая ссылка

Шемятихина Л.Ю., Алимов А.В. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33241 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674