Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Киселева С.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
В статье раскрываются основные вопросы цифровых технологий музыкально-педагогического образования, которые в последнее время получают все большее распространение в современных вузах. Об этом говорят государственные законодательные акты различных уровней, в них подчеркивается необходимость учета реалий цифровой образовательной сферы и формирования педагогической позиции по реализации ее аспектов в процессе подготовки будущего педагога-музыканта. Опираясь на результаты современных научных исследований и собственный опыт применения цифровых технологий в процессе инструментальной подготовки студентов в педагогическом вузе, автор описывает основные компоненты цифровых навыков будущих педагогов-музыкантов, комплекс определенных умений, необходимых в музыкально-инструментальной деятельности с использованием средств цифровых технологий, цифровую грамотность, что составляет цифровую компетентность будущего педагога-музыканта. Дается научное определение цифровых навыков будущих педагогов-музыкантов. Раскрывается содержательная основа совершенствования инструментальной подготовки студентов в процессе освоения дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка». Анализируются способы включения цифровых технологий в традиционную музыкально-инструментальную подготовку педагога-музыканта и их использование в высшей школе. Сделаны выводы о том, что цифровые технологии уже являются неотъемлемой частью учебного процесса в современном педвузе, их значение будет постоянно возрастать в связи с государственными национальными приоритетами, а также развитием цифровых технологий в мире, и готовностью будущего педагога-музыканта к использованию этих технологий в своей профессиональной деятельности.
цифровые технологии
цифровизация образования
инструментальная подготовка
будущий педагог-музыкант
область музыкально-педагогического образования
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. №121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями №1456 от 26.11.2020, 8.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 9.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 8.11.2023).
3. Рахимбаева И.Э. Профессиональное художественное образование в современном мире цифровых технологий. Саратов: «Саратовский источник». 2023. 194 с.
4. Шлыкова И.В. Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: (На материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах): дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 160 с.
5. Лукашева С.С. Формирование профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2017. 193 с.
6. Горбунова И.Б., Хомутская Н.Ю. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании в школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. С.294-297.
7. Иванов А.Ю. Современные технологии в музыкальном образовании // Симбирский научный вестник. 2017. №1(27). С.70-73.
8. Самарцева С.Л. Обучение игре – на фортепиано или электронном пианино? // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1(6). С.92-95.
9. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справочник для студентов. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 253 с.

Мир переживает цифровую трансформацию, которая затрагивает все сферы современной образовательной системы, включая музыкально-педагогическое образование. Цифровая революция рождает новые технологии, высоко котируемые в музыкальной сфере вообще и в области подготовки будущего педагога-музыканта, в частности. Современные цифровые технологии, используемые для сочинения, редактирования и записи музыки, в сочетании с современными средствами массовой информации, сделали возможным совершенно иное, в отличие от традиционного музыкального обучения, освоение музыкального искусства, открыв – один из эффективных путей инструментальной подготовки учителя музыки.

ФГОС ВО последнего поколения указывает на то, что педагогическое образование должно быть готово реализовывать различные аспекты своей деятельности в рамках традиционных образовательных процессов с учетом реалий цифрового образовательного поля [1]. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (2017 г.) в п.1 определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики страны в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на формирование национальной цифровой экономики и реализацию стратегических национальных приоритетов [2]. В целях развития информационного общества государством в п. 23 данного документа отмечено, что создаются «условия для формирования пространства знаний, <…> применения знаний на практике в интересах личности, общества и государства» [2].

Целью исследования является выявление способов включения цифровых технологий образования в традиционную музыкально-инструментальную подготовку будущего педагога-музыканта в высшей школе.

Материал и методы исследования

В исследовании использовались теоретические, эмпирические и статистические методы; анализ нормативных документов, образовательных стандартов, программ в области высшего профессионального образования. Информационной базой исследования являются законодательно-нормативные акты, регулирующие образовательный процесс в вузе; диссертационные и исследовательские работы российских и зарубежных ученых; государственный стандарт высшего профессионального образования, типовые и рабочие учебные планы и программы; компьютерные обучающие программы; учебники и учебные пособия по педагогическим и методическим дисциплинам; сборники по использованию современных цифровых технологий, образовательные Web-сайты.

Результаты исследования и их обсуждение

Цифровые технологии образования в России прошли несколько этапов. Первоначальная волна включения цифровых технологий в образовательный процесс охватывала школы и вузы в середине 80-х – начале 90-х годов. Она включала развитие компьютерной грамотности, а также появление первых компьютерных классов. На втором этапе, в середине 00-х годов, начали говорить о внедрении информационно-коммуникационных технологий, так как цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на уроках информатики. С 2018 года цифровые технологии стали применяться во всех сферах образования. Третий этап называется процессом цифровой трансформации, в ходе которого обновляется вся сфера образования. Это относится ко всему, что изменяется в процессе цифровой трансформации образования.

На сегодняшний день к таковым нововведениям относятся:

1) педагогические методы и педагогические технологии, поскольку обучение в цифровой среде во многом отличается от обучения в традиционной аудитории (появилось даже понятие «цифровая дидактика»);

2) организация учебного пространства - техническое обеспечение для контроля над учебным процессом.

Диалектика педагогического знания исторически развивалась на основе принципа взаимодействия традиционного и новаторского, поэтому процесс цифровой трансформации тесно сопрягается с идеей преемственности в обучении. Разработанные в течение значительного периода времени пути и способы инструментальной подготовки учителя музыки должны непременно обогащаться достижениями цифровой среды в образовании.

С педагогической точки зрения такая среда ставит новые вызовы для инструментальной подготовки учителя-музыканта, что приводит к необходимости разработки эффективной методики применения цифровых технологий в обучении.

В период недавней пандемии COVID-19, когда российское образование оперативно применило формат дистанционного обучения, вопрос использования цифровых технологий в музыкально-педагогическом образовании значительно обострился. Ситуация в стране активизировала процесс музыкального обучения с использованием этих технологий. Онлайн-образование изменило и в определенной степени даже увеличило возможности преподавателя педвуза, в том числе и для его профессиональной деятельности в области музыкально-инструментальной подготовки студентов.

В настоящее время российские педагоги и ученые все чаще обращаются к проблеме развития профессионального образования в цифровую эпоху [3]; вопросам использования различной аудио- и видеотехники в процессе инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта (И.В. Шлыкова [4]); органичного внедрения MIDI-инструментов в систему музыкально-педагогического образования (С.С. Лукашева [5]); создания новых дисциплин на основе информационных технологий (И.Б. Горбунова, Н.Ю. Хомецкая [6]); разработке видов электронного дистанционного образования (А.Ю. Иванов [7]). В то же время С.Л. Самарцева [8] и другие отмечают в своих работах то, что, несмотря на многочисленные преимущества технических средств, у преподавателей в области инструментальной подготовки существует некоторое предубеждение против внедрения дополнительного современного цифрового оборудования в исполнительское искусство. До сих пор нередко встречается несколько предвзятое отношение к внедрению дополнительного современного оборудования в фортепианные классы. Такое отношение связано, возможно, с непониманием различия в специфике обучения игре на фортепиано на музыкально-исполнительских факультетах вузов, которая отличается от задач музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки, профессия которого требует универсальности в разных сферах музыкальной деятельности, осуществляемой в школе.

Ныне музыкально-педагогическое образование уже невозможно представить без применения достижений цифровой революции. Цифровая среда является неотъемлемым атрибутом вузовского обучения в целом и подготовки, в случае исследования автора, учителя музыки. Применение различных цифровых технологий в ходе его музыкально-инструментальной подготовки способствует многомерности и упорядоченности учебной деятельности, а также расширяет и модифицирует способы преподавания.

Применение цифровых технологий педагогом-музыкантом в будущей музыкально-инструментальной деятельности в школе предполагает овладение целым комплексом цифровых навыков (digital skills). Цифровые навыки обретаются в процессе работы в современных музыкально-образовательных программах, платформах, на которых развивается и модернизируется процесс музыкального образования в школе. В исследовании автора цифровые навыки будущих педагогов-музыкантов определяются как определенный комплекс умений, необходимых в музыкально-инструментальной деятельности с использованием средств цифровых технологий, результатом чего достигается эффективность и успешность осваиваемой подготовки. К таким навыкам относятся:

1) универсальные цифровые навыки, включающие в себя умения находить и использовать необходимую учебную информацию в сети Интернет, осуществлять коммуникации посредством информационно-компьютерных технологий (электронная почта, облачные технологии), работу с текстовыми редакторами, электронными таблицами;

2) общепрофессиональные цифровые навыки – умения разрабатывать и использовать презентации, работать с цифровыми образовательными ресурсами, веб-сайтами, конференцсвязь (MOODLE, ZOOM и WEBINAR и т.п.);

3) профессиональные цифровые навыки – умения работать в нотных редакторах, программах аудиоредакторах, музыкально-компьютерных программах, с помощью которых создаются фонограммы и аранжировки музыкальных произведений, применять цифровые музыкальные инструменты (электронное пианино, синтезатор) в процессе музыкально-инструментальной подготовки.

Содержательный основой совершенствования инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта средствами цифровых технологий является, в первую очередь, обучение различным видам музыкально-компьютерной аранжировки исполняемых музыкальных произведений и цифровой обработке аккомпанемента музыкальных композиций, а также набор и редактирование нотного текста в программах-редакторах [9].

Реализация содержания указанного выше процесса осуществлялась в ходе изучения дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» на практических занятиях и самостоятельной работе.

Цифровые технологии, применяемые автором в процессе проведения практических занятий и выполнения студентами самостоятельной работы, решали следующие задачи:

1) в области образовательного контента - изучение возможностей цифровых технологий и овладение их функциями в музыкально-инструментальной деятельности педагога;

2) в области средств обучения - изучение музыкальных произведений, анализ их содержания и использование цифровых технологий для создания нотных текстов или звуковых фонограмм.

Для выявления исходного уровня мотивационно-ценностного отношения к использованию цифровых технологий в музыкально-инструментальной деятельности автор провел анкетирование среди студентов 3 курса (5 семестр), поскольку на предшествующих семестрах цифровые технологии не вводились, а обучение осуществлялось традиционными способами. В анкетировании приняли участие 150 студентов (количество студентов представлено цифрой, полученной в результате многолетнего пролонгированного эксперимента), обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Музыка» (уровень бакалавриата). Студентам предлагалось ответить на ряд вопросов.

Отвечая на первый вопрос: «Как вы думаете, владение цифровыми технологиями в профессиональной деятельности педагога-музыканта положительно влияет на уровень его профессионализма?», предлагалось выбрать один из вариантов («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»). Положительно ответили 98 человек, что составляет 65,33% опрошенных, отрицательно ответили 12 человек (8%) и 40 из опрошенных студентов затруднились в ответе (26,6%).

На второй вопрос: «Хотели бы в процессе своей музыкально-инструментальной подготовки в вузе овладеть цифровыми технологиями?» большинство опрошенных студентов – 135 человек (90%) дали положительный ответ. 15 человек ответили отрицательно, что составляет 10% от опрошенных респондентов.

На третий вопрос: «Нравится ли Вам в процессе музыкально-инструментальной подготовки пользоваться средствами цифровых технологий, такими как: персональный компьютер, поиск специальной музыкальной информации в Интернете, участие в концертной музыкально-исполнительской деятельности с применением цифровых технологий (игра на цифровом фортепиано, применение музыкальных фонограмм») - студенты могли выбрать несколько вариантов, поставив «плюс» или «минус» рядом с каждым ответом. Ответы были следующие: «нравится пользоваться ПК» 150 студентам (100% из числа опрошенных); 139 человек используют Интернет для подготовки к занятиям и поиска нужной информации; участвовать в концертах с применением цифровых технологий нравится 58 студентам (38,66%).

На четвертый вопрос: «Какое воздействие может оказать применение цифровых технологий на Вашу музыкально-инструментальную подготовку?», можно было выбрать несколько вариантов ответов. В результате 137 студентов (91,33%) предположили, что цифровые технологии на процесс инструментальной подготовки оказывают прямое воздействие; 98 человек (65,33%) ответили, что с помощью цифровых технологий лучше происходит усвоение вопросов интонирования и интерпретации классической музыки; все участники (100%) выбрали ответ про положительные эмоции, испытываемые при прослушивании фортепианных произведений с помощью цифровых технологий; большинство студентов - 120 человек (80%) предположили, что цифровые технологии помогают в развитии музыкальной компетентности школьников при обучении музыке.

На пятый вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли Вам использовать цифровые технологии в своей будущей профессиональной деятельности в школе?» практически все студенты ответили положительно. 140 человек считает, что без современных цифровых технологий невозможно осуществление профессиональной деятельности в общеобразовательной школе (93,33%), 10 (6,66%) из числа опрошенных затруднились дать ответ.

На шестой вопрос: «Готовы ли Вы к преодолению трудностей, возникающих при освоении цифровых технологий?», большинство студентов ответило положительно (105 человек из опрошенных ответили «да», что составляет 70%; 45 респондентов ответили, что не испытывают сложности в применении цифровых технологий в своей учебной деятельности (30%).

Разработанная нами анкета была направлена на выявление уровня потребности будущих педагогов-музыкантов в изучении и использовании цифровых технологий образования в своей будущей профессиональной деятельности. Изучив и проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно сделать вывод, что большая часть студентов проявили заинтересованность, мотивационно-ценностное отношение к музыкально-инструментальной подготовке с помощью средств цифровых технологий и сообщили о своем желании повысить профессиональный уровень в указанном аспекте деятельности.

Практические занятия по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» проводились в музыкально-компьютерном кабинете, оснащенном цифровыми электронными инструментами (фортепиано, синтезаторами), компьютерными музыкальными программами, Интернет-технологиями. Эти средства обеспечивали возможность демонстрации студентам функций и особенностей цифровых технологий. Так, например, подключение синтезатора позволяло прослушать DEMO-запись различных музыкальных сочинений, а в процессе игры на цифровом фортепиано студенты могли исполнить музыкальные произведения, используя банк музыкальных инструментов (произведения И.С. Баха – в звучании «органа», а произведения В.А. Моцарта – «клавесина» и т.п.). Интернет-технологии позволяли студентам слушать записи разучиваемых ими музыкальных произведений известными пианистами, сравнивать и анализировать разные исполнительские интерпретации, смотреть мастер-классы великих педагогов-музыкантов и т.п. Способ представления музыкально-обучающей информации менялся благодаря использованию разных видов наглядности. На занятиях активно осуществлялся индивидуальный подход в условиях мелкогрупповой формы обучения. Эффективности занятий способствовала работа студентов за персональным цифровым инструментом, в комплект которого входили и наушники.

Самостоятельная работа студентов предполагала изучение различных музыкально-компьютерных программ: ввод и редактирование музыкальных эпизодов с помощью нотных редакторов (Final, Sibelius) и композиторских программ (E-Jay, Acid); аранжировка, редактирование и анализ фрагментов фонограмм музыкальных произведений (анализ различных средств музыкальной выразительности для определения стиля музыкального произведения, выявление тембральных характеристик, композиционных структур и используемых звуковых эффектов); знакомство с самыми известными музыкантами-исполнителями посредством Интернета, изучение их исполнительского стиля посредством различных ресурсов (сайтов для композиторов и музыкальных сайтов, форумов, чатов или специальных Интернет-площадок). Кроме того, на персональных компьютерах студентов были установлены специальные музыкально-цифровые программы, позволяющие им оперативно и эффективно выполнять домашние задания.

Выводы

Рассмотрев некоторые аспекты инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях цифровой революции, можно отметить, что эффективность, продуктивность и успешность данной подготовки в значительной степени зависят от профессионально ориентированного применения комплекса цифровых технологий, способствующих формированию у студентов способности к пониманию закономерностей работы с цифровыми музыкальными программами; раскрытию профессионального назначения цифровых навыков; ориентации в современном музыкально-цифровом оборудовании.


Библиографическая ссылка

Киселева С.В. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33226 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674