Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ПЕДАГОГА

Демина Ю.В. 1 Логинова С.Л. 1 Чучкалова Е.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский профессионально-педагогический университет»
Одно из приоритетных стратегических направлений развития РФ – процесс цифровой трансформации глобального масштаба, затрагивающий разносторонние аспекты и уровни жизнедеятельности человека и общества. Цифровая трансформация как преобразование исходной информации в цифровую упрощает процесс сбора, систематизации, обобщения и доступности полученных сведений для пользователей. Этот процесс планомерно и постепенно внедряется в систему образования. В российских организациях среднего профессионального и высшего образования используются электронные портфолио, позволяющие накапливать сведения о достижениях преподавателя в его деятельности. При этом информация мало востребована сторонними заинтересованными лицами. На сайте учебного заведения имеются данные о педагоге формального характера – фамилия, имя, отчество, краткие сведения об образовании, занимаемая должность. Разрозненная информация, расположенная в разных электронных ресурсах, затрудняет получение полной картины о профессиональных компетенциях, потенциальных возможностях, научных интересах преподавателя. Между тем чрезвычайная подвижность среды профессионального образования, вызванная стремительным развитием научно-технического прогресса, стратегическими задачами правительства страны, диктует целесообразность создания единого цифрового пространства профессионального образования. В этом цифровом сервисе должны быть представлены цифровые профили педагогов для облегчения их взаимодействия, обмена опытом, построения личных трендов развития и т.д. В статье дано авторское определение цифрового профиля педагога профессионального образования, описаны его основные компоненты, сформулированы ключевые принципы формирования цифрового профиля. Кроме того, авторы выделяют достоинства цифрового профиля педагога и рассматривают возможности применения этого банка информации различными заинтересованными лицами: органами государственной власти, администрацией учебного заведения, потенциальными работодателями, коллегами, учащимися и непосредственно самим педагогом. Данное исследование проведено в рамках научно-практического межкафедрального взаимодействия института гуманитарного и социально-экономического образования с целью реализации мероприятий стратегии развития университета.
цифровизация
электронное портфолио
цифровой профиль
скоринг
информационные системы
цифровой аватар
компетенции
компоненты
принципы организации
профессиональное обучение
педагог профессионального обучения
1. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» («Современная цифровая образовательная среда»). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/643/ (дата обращения: 15.12.2023).
2. Жетписбаева Б.А., Сырымбетова Л.С., Акыбаева Г.С. К вопросу о методологии разработки цифрового профиля выпускника высшей школы // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». 2022. № 3 (107). С. 167-174.
3. Скиба С.А., Лойко В.И. Современный подход к оценке платежеспособности клиента при кредитовании // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 81 (07). С. 1-11.
4. Скиба С.А. Коллекторский скоринг, как инструмент управления дебиторской задолженностью // Наука Кубани. 2013. С. 1-10.
5. Скиба С.А. Социальный скоринг // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 91 (07). [Электронный ресурс]. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/89.pdf (дата обращения: 15.12.2023).
6. Концепция цифрового профиля гражданина утверждена на президиуме правкомиссии // Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/kontseptsiya-tsifrovogo-profilya-grazhdanina-utverzhdena-na-pravkomissii.html (дата обращения: 15.12.2023).
7. Lahlou S. Identity, Social Status, Privacy and Face-Keeping in Digital Society // Social Sciences Information. 2008. Vol. 47. No 3. P. 299-330.
8. Yang Y., Lewis E., Newmarch J. Profi le-Based Digital Identity Management – a Better Way to Combat Fraud // Proceedings of 2010 IEEE International Symposium on Technology and Society, 7–9 June 2010, Wollongong, NSW, Australia. 2010. P. 260-267. DOI: 10.1109/ISTAS.2010.5514629.
9. Минбалеев А.В. Проблемы социальной эффективности и защиты прав человека при использовании искусственного интеллекта в рамках социального скоринга // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 20. № 2. С. 96-102.
10. Минбалеев А.В., Титова Е.В. Цифровой профиль спортсмена: проблемы правового регулирования и защиты // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21, № S2. С. 154-160. DOI: 10.14529/hsm21s222.
11. Жарова А.К. Вопросы обеспечения безопасности цифрового профиля человека // Юрист. 2020. № 3. С. 55-61.
12. Коландария Е.М. Профессиональная мобильность – один из аспектов цифрового профиля студента // Наука и школа. 2022. № 2. С. 10-13.
13. Иванова А.О. Цифровой след как инструмент совершенствования системы управления качеством образования // Экономика. Управление. Инновации 2021: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции; под ред. В.П. Пилявского. СПб.: Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций, 2021. С. 19-22.
14. Новицкая Л.Ю. Правосубъектность «цифрового аватара» // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 3 (65). С. 128-136. DOI: 10.35231/18136230_2021_3_128.
15. Виноградова Е.В., Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. 2021. Т. 5, № 4. С. 5-19. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(4).5-19.

Процесс цифровой трансформации в стране реализуется и контролируется посредством ряда программных документов, в том числе национальным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [1] в рамках Государственной программы «Развитие образования» и национальным проектом «Образование». Наряду с задачами трансформации образовательного процесса, формирования и развития цифровой образовательной среды и цифровой инфраструктуры образовательной организации актуален вопрос создания цифрового профиля педагогического работника. Анализ научных статей, нормативных и законодательных документов свидетельствует об активной разработке темы цифрового профиля, его содержания. На государственном уровне концепция и архитектура цифрового профиля как естественного продолжения Единой системы идентификации и аутентификации для привязки учетных записей пользователей к порталу Госуслуг одобрены Президиумом Правительственной комиссии 28.03.2019 г. Оптимальный набор данных в цифровом профиле гражданина описывают, например, О.И. Долганова, Е.В. Васильева, Д.А. Рябов. Обсуждаются понятия и наполнение цифрового профиля учителя, ученика, пользователя, клиента, работника и иных на мегауровне и микроуровне. Б.А. Жетписбаева, Л.С.Сырымбетова, Г.С. Акыбаева [2] акцентируют внимание на разработке и содержании цифрового профиля выпускника высшей школы. Об особенностях цифрового профиля студента пишут Е.М. Коландария, Н.Л. Казаринова, В.А. Кудреватых, М.Г. Мишакина. При этом содержание цифрового профиля преподавателя не проработано. Таким образом, цель исследования – первичное представление архитектуры цифрового профиля педагога профессионального обучения, предназначенного для решения разнообразных задач заинтересованных стейкхолдеров.

В последнее десятилетие цифровая трансформация находится в авангарде научных исследований. К вопросу о понятии и структуре цифрового профиля обращаются ученые разных отраслей наук, определяя различные цели в различных координатах научных исследований. Первично цифровое профилирование использовалось в банковской сфере [3] для определения платежеспособного заемщика [4], а далее в маркетинге и рекламе и связывалось с социальным скорингом [5]. Способ создания информационной базы о гражданах доказал свое удобство в использовании и получил распространение в других сферах. Особое значение цифровое профилирование имеет в сфере предоставления государственных услуг, при этом трактуется весьма широко – как совокупность цифровых данных о гражданине, расположенных в информационных системах государственных организаций и органов [6]. В зарубежных исследованиях активно обсуждается вопрос о необходимости полного контроля цифровой проекции пользователем и уделяется много внимания вопросам защиты данных цифрового профиля [7, 8].

Материалы и методы исследования. В зависимости от цели сбора и хранения информации понятие цифрового профиля и его содержание меняются. В настоящее время научные исследования в этой области посвящены понятиям не только цифрового профиля человека, гражданина, налогоплательщика, сотрудника, пациента, студента, школьника, педагога, спортсмена, но и таких объектов, как регион, город и др. А.В. Минбалеев рассматривает правовую природу цифрового профиля человека и обращает внимание на необходимость его согласия для предоставления запросившим лицам доступа к сведениям, расположенным в единой системе идентификации и аутентификации [9]. А.В. Минбалеев и Е.В. Титова уточняют формулировку цифрового профиля для спортсменов, при этом расширяют перечень организаций, в информационных системах которых соответствующие цифровые данные формируются международными и национальными спортивными организациями, антидопинговыми службами и лабораториями [10]. А.К. Жарова в своем определении акцентирует функциональные процессы, происходящие в многоуровневой сложной системе цифрового профиля [11]. Совершенно другой подход наблюдается в описании цифрового профиля студента: Е.М. Коландария рассматривает его с позиции результатов обучения в образовательной организации как визуализацию полученных компетенций [12]. Созвучно такому мнению описание другого явления – «цифрового следа», под которым А.О. Иванова подразумевает специальный сложный инструмент для получения нужных сведений в информационном пространстве о различных аспектах деятельности личности [13]. Многие исследователи сравнивают понятие цифрового профиля с понятиями «цифровой аватар» [14], «цифровой двойник», «цифровой персонаж», при этом констатируют, что создание цифрового профиля должно подчиняться определенной цели и четко отождествляться с конкретным лицом, содержать достоверную информацию, в то время как цифровой персонаж, цифровой аватар представляют собой некий образ, созданный для выполнения какой-либо задачи [15].

Результаты исследования и их обсуждение

На основании изучения вышеуказанных определений под цифровым профилем педагога предлагается понимать совокупность корректных, актуальных сведений, расположенных в специальной информационной системе о профессиональных, надпрофессиональных, научных, методических и прочих достижениях преподавателя, предоставляемых с его ведома заинтересованным лицам на условиях открытого либо условно открытого доступа.

Наличие цифрового профиля педагога имеет ряд достоинств, которые не только гипотетически свидетельствуют о его значимости, но и служат ориентиром для выделения компонентов, а также целесообразного содержательного наполнения этого банка информации.

· Позиционирование как эксперта. Публичный цифровой профиль позволяет привлечь внимание к достижениям педагога и выделить его как авторитетного эксперта в определенной области.

· Распространение опыта. Через цифровой профиль педагог может делиться своим педагогическим опытом, разработками и методиками с коллегами.

· Привлечение учащихся. Доступный цифровой профиль помогает преподавателю создать свой имидж среди учащихся, а учащимся – лучше узнать своего педагога, вдохновляться его примером.

· Рекомендации. В профиле могут быть размещены отзывы и рекомендации от коллег и учащихся, что способствует повышению доверия к педагогу.

· Карьерный рост. Опубликованный цифровой профиль может привлечь внимание работодателей, обеспечивая более доходную работу, и помочь в построении карьеры.

· Нетворкинг. Цифровой профиль расширяет профессиональную сеть педагога, способствуя нетворкингу.

· Персональный брендинг. Профиль помогает создать узнаваемый и запоминающийся цифровой бренд педагога.

· Защита. Открытость и доступность информации о педагоге позволят получать всем заинтересованным актуальную информацию о педагоге, при этом возникновение ложных слухов и субъективности в восприятии конкретного человека будет отсутствовать.

Таким образом, перечисленные выше достоинства обеспечивают перспективность разработки и внедрения цифрового профиля, что позволит дополнить и расширить уже имеющиеся электронные портфолио.

Цифровой профиль педагога должен строиться с учетом определенных принципов (рис. 1).

Разработка цифрового профиля требует того объема информации, который может быть полезен и достаточен для заинтересованных лиц, начиная от потенциальных работодателей, администрации учебного заведения и заканчивая учащимися. Поэтому на базе электронного портфолио и данных различных виртуальных ресурсов необходимо создание базового набора разнообразных данных о педагоге.

 

Рис. 1. Принципы организации цифрового профиля педагога

Компоненты цифрового профиля преподавателя условно можно разделить на 6 ключевых групп.

1. Личная информация:

- личная информация: имя, фамилия, должность, контактная информация (e-mail, номер телефона);

- образование: уровень образования и информация об образовательных учреждениях, где получены образование, степени и сертификаты;

- дополнительное образование: дипломы и сертификаты дополнительного образования, не связанного с основной деятельностью или дополняющие ее.

2. Профессиональная деятельность:

- рабочий стаж: опыт работы в образовательных учреждениях и количество лет опыта преподавания;

- преподаваемые предметы: перечень предметов и дисциплин, которые преподавал и преподает педагог;

- программные разработки: описание педагогических методик, учебных планов, руководств, которые разработал педагог;

- методические разработки: написанные учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, практикумы;

- отзывы и рекомендации: положительные отзывы от учащихся, коллег, почетные грамоты, благодарности.

3. Научная деятельность

- научные публикации в журналах;

- участие в научных и научно-практических конференциях;

- участие в заявках на грантах и получение гранта на научную разработку.

4. Цифровая грамотность:

- цифровые компетенции: практика электронного обучения, использование открытых образовательных платформ, онлайн-курсы;

- опыт работы с цифровыми материалами и учебными платформами;

- видеоматериалы: видеоролики уроков, лекций, презентации и другие образовательные материалы, выставленные в сети Интернет.

5. Проектная деятельность

- разработка авторских научных, практико-ориентированных проектов;

- участие в проектах научного или практического характера в бизнесе и образовании.

6. Медиакоммуникации

- ссылки на социальные сети: интеграция аккаунтов педагога в различных социальных сетях;

- изображения: фотографии, аудио-, видео- и инфографика, иллюстрирующие достижения педагога.

На основании вышеуказанных компонентов нами разработана модель цифрового профиля педагога (рис. 2).


Рис. 2. Модель цифрового профиля педагога

Заключение

Использовать информацию цифрового профиля педагога могут различные пользователи: представители государственных органов, руководство профессиональной образовательной организации, потенциальные работодатели, коллеги и студенты, а также сами преподаватели. Цифровой профиль педагога позволит органам государственной власти или их представителям определять перспективных педагогов, впоследствии привлекая их к участию в разработке новых образовательных стандартов, программ, направлений. Руководство образовательной организации, анализируя цифровые профили своих педагогов, обобщая и систематизируя данные, может определять уровень кадрового потенциала, направления его развития для достижения стратегических и тактических целей, строить траектории стратегического развития колледжа, техникума или вуза. Потенциальный работодатель получает уникальный банк данных, позволяющий выбрать наиболее подходящего кандидата на вакантную должность сообразно текущим и перспективным целям и задачам организации. Коллеги расширяют возможность обмениваться опытом, находить идеи для своей учебной и методической деятельности, а также научных исследований и творческих проектов. Практически все компоненты цифрового профиля педагога могут быть полезны студентам: и в образовательном процессе, и при наработке навыков ведения научных исследований, и на пути профессионального становления, когда преподаватель выступает в качестве наставника.

В собственном цифровом профиле педагог на основе развернутой картины своих достижений в профессии на текущий момент времени может строить траектории развития профессиональных компетенций, пути саморазвития и построения карьеры. Кроме того, информация цифрового профиля позволит создать обширную сеть профессиональных и околопрофессиональных связей для реализации разнообразных научных, методических, исследовательских, творческих проектов в сфере профессионального образования и социально-экономическом пространстве страны.

Цифровой профиль обеспечит новые возможности электронных коммуникаций между педагогом, образовательным учреждением, бизнес-структурами, государственными органами. Он заменит электронное резюме, а генерация искусственного интеллекта определит уровень конкурентоспособности педагога на рынке труда, что в значительной мере облегчит заинтересованным лицам поиск необходимого специалиста для решения управленческих задач.


Библиографическая ссылка

Демина Ю.В., Логинова С.Л., Чучкалова Е.И. КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33220 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674