Вопросы рассмотрения специфики и моделирования социально маркированной межличностной коммуникации являются значимыми для исследователей различных областей знаний. Сетевой характер информационного пространства виртуализирует и автоматизирует социальные взаимоотношения и взаимодействия, делает актуальными вопросы осмысления новых форм коммуникации семьи и школы [1]. Новые инструменты интернет-коммуникации, ставшие частью повседневности каждой семьи, оказывают влияние на образовательное пространство и культуру взаимодействия субъектов образования [2]. Возникает потребность в анализе основных актуальных маркеров культуры общения педагогов и родителей. Сотрудничество школы и семьи значительно изменилось в последнее десятилетие. Различные специально созданные и адаптированные для системы образования, а также повседневно используемые в бытовой сфере цифровые инструменты и месенджеры были внедрены в практику школьной жизни. Их число за последние годы множилось и росло с геометрической прогрессией. Однако анализ попыток стандартизации, разработки и оцифровки шаблонов, способов общения педагогов и семей через цифровой инструментарий показал, что унификация процесса профессиональной коммуникации невозможна, даже при наличии цифровой поддержки, так как общение остается многомерным и хрупким процессом, зависящим от личностных качеств его участников. Цифровое окно, открывшееся родителям для получения в режиме реального времени контроля над успеваемостью, успехами и неудачами ребенка, «цифровая витрина», позволяющая заглянуть по ту сторону учебного процесса, не всегда оправдывают позитивные установки и ожидание как педагогов, так и родителей обучающихся [3, с. 4].
Становясь объектом потребления, школа, как и инструментарий школьных взаимоотношений, приравниваются к привычной для родителей сферы обслуживания, что не способствует успеху педагогического взаимодействия [3, с. 5]. Это связано с тем, что стратегии создания гармоничных взаимоотношений учителя и родителя (которые будут служить в интересах развития ребенка) и средства для их достижения по-разному воспринимаются участниками образовательного процесса [4]. Большинство родителей школьников являются представителями поколения Y, характеризующегося глубокой вовлеченностью в цифровые технологии и многозадачностью в коммуникации. Их взаимодействие с педагогом строится предпочтительно с использованием средств ИКТ в онлайн-формате. Одновременно с этим представители поколения X также представлены в родительской среде и не всегда приветствуют такой полный переход на онлайн-общение, для них по-прежнему является важной возможность получать индивидуальные или групповые очные консультации [5]. Можно сказать, что на сегодняшний день не существует единого коммуникативного канала, который был бы одинаково удобен для использования всем сторонам при организации общения в образовательной организации.
Рассматривая современные составляющие профессиональной компетентности педагога во взаимодействии с семьями обучающихся, авторы статьи отмечают, что одним из таких компонентов должна выступать готовность педагогического работника к применению различных способов и средств педагогической коммуникации. Ее содержание раскрывается во владении педагогом не только различными стилями и видами речи и общения, умении пользоваться вербальной и невербальной коммуникации, но и в потребности выстроить общение с семьей учащихся с помощью различных каналов, способов, инструментов, учитывая при этом вариативность и разносторонность позиций участников коммуникации, прогнозируя вероятные конфликтогены и оптимальные пути их снятия и разрешения [6]. Отметим, что, несмотря на то, что вопросы готовности будущих педагогов к коммуникации в профессиональной деятельности обширно изучаются и решаются современными исследователями, в учреждениях высшего профессионального педагогического образования тема взаимодействия с семьями учащихся чаще всего затрагивается в рамках дисциплин, связанных с педагогической психологией, психологией и педагогикой семьи, а также на отдельно взятых конкретных спецкурсах/элективах. В указанных дисциплинах рассмотрение проблемы чаще всего носит характер описания теоретических основ и практической работы с семьей в целом, минимизируя или исключая темы, затрагивающие цифровой аспект коммуникации педагога с родителями. Авторы статьи провели данное исследование исходя из важности и актуальности указанной проблемы.
Цель исследования: выявление и описание практик, направленных на освоение студентами бакалавриата педагогического вуза эффективных и рациональных способов и инструментов, способствующих цифровой коммуникации с семьями обучающихся.
Материал и методы исследования. В данной работе использовались такие методы, как анализ научной литературы, учебных планов и рабочих программ по дисциплинам профессиональной подготовки педагогического вуза, опросно-диагностические методы, праксиметрический метод. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе института иностранных языков Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». В исследовании приняли участие студенты 3–4-х курсов бакалавриата (50 человек) очной формы обучения направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Результаты исследования и их обсуждение. Цифровизация образовательного сообщества – это осознанный и трудоемкий процесс создания новых социальных взаимоотношений, предполагающий отход от традиционного образа учителя и накладывающий свой отпечаток на процесс его подготовки [7]. В первую очередь остается значимой потребность в подготовке студентов не столько к применению разнообразных цифровых инструментов на практике, сколько к учету особенностей межличностного и межпоколенческого общения в цифровой среде. От профессиональных навыков педагога будут зависеть результативность взаимодействия с семьей обучающихся, поддержание благоприятного морально-психологического климата в школьном коллективе и семье, степень удовлетворенности и доверия к образовательной организации. Вместе с тем, при организации учебно-воспитательной работы со студентами необходимо учитывать, что обучающиеся университета (будущие педагоги) имеют свои специфические лингвистические особенности и коммуникативные привычки, характерные для их возраста, поколения и образа жизни.
Как отмечает известный исследователь А.Е. Войскунский, все чаще приходится наблюдать «недостаточную гибкость человека при попытке перенести хорошо известные этические нормы из реальной среды в интернет-пространство» [8]. Ярким примером этого явления выступают нарушения норм и правил делового стиля общения между малознакомыми людьми в интернет-среде. Говоря о специфике цифровой коммуникации между студентами и преподавателями университета, В.К. Маркова обозначает такие проблемы, как размытие понятий «личное» и «публичное», пренебрежение временными рамками для общения, трансформация этикета общения [9]. Практика показывает, что общение современных студентов вне занятий происходит в основном в мессенджерах. При этом сообщения отличаются краткостью, упрощенным синтаксисом, проникновением нелитературных элементов (жаргонизмов, просторечий), включением в сообщения эмотиконов. При отсутствии возможности написания сообщения в мессенджерах студенты осуществляют переписку с помощью электронной почты или в чате приложения для корпоративного общения (например, Microsoft Teams), которые располагают к более деловому стилю общения, соблюдению определенных правил вежливости. Как показывает опыт авторов, современные студенты педагогического вуза владеют на высоком уровне технической стороной использования цифровых информационно-коммуникативных технологий. При этом они могут игнорировать принцип адресности общения, свободно изменяют рамки формальной деловой переписки, придерживаются удобной для них временной скорости переписки (в том числе с преподавателями, представителями профессиональных организаций, руководством), что порой может кардинально отличаться от принятых этикетом норм. Вышеперечисленные особенности межличностной коммуникации, существующие в молодежной среде, свидетельствуют о необходимости акцентирования внимания на особенностях и актуальных практиках осуществления коммуникации студентами – будущими педагогами при их подготовке к взаимодействию с родителями в образовательной организации.
Производственная практика студентов старших курсов, безусловно, может внести свой вклад в эту подготовку. Она нацелена, в том числе, на поэтапное вхождение обучающегося во взаимодействие со школой, приобщение будущего педагога к взаимодействию с родителями, обогащение практиканта практическим опытом социального взаимодействия. Следует отметить тот факт, что рабочие программы практик бакалавриата практически не предполагают активного взаимодействия студентов с родителями обучающихся. Это связано с объективными, в том числе юридическими, причинами: конфиденциальность личных данных, нежелание родителей взаимодействовать с практикантами, планирование школой родительских собраний и встреч, выходящих за временные рамки расписания учебного процесса студента. В Институте иностранных языков МГПУ студенты 3-го курса проходят психолого-педагогическую практику в 5-м семестре, социальную практику – в 6-м семестре. На 4-м курсе педагогическая практика реализуется в течение года. В рамках практики, с целью приобретения опыта взаимодействия с семьей, для будущих педагогов готовится банк заданий, предполагающий вариативный выбор их выполнения. Вариативность в данном случае объясняется не только желанием студента выполнять определенный вид работы, но и возможностью профильной организации обеспечить практиканту условия для его выполнения. Например, это такие задания, как упражнение «Трудный случай» с классным руководителем, оформление стенда для родителей, подготовка постов в социальных сетях для родителей. Проводя срез по выбору заданий практики 2022/2023 учебного года, можно увидеть, что из 50 студентов 40 студентов (80%) выбрали упражнение «Трудный случай», подразумевающее под собой обсуждение реальной практической ситуации по взаимодействию педагога с семьей школьника с нетипичным поведением или особыми образовательными потребностями. Другая группа студентов (10 человек (20%)) занималась подготовкой информационных постов для родителей с помощью средств цифровой коммуникации и их обсуждением. В качестве основы для размещения материалов заданий была выбрана платформа Яндекс Дзен, позволяющая практикантам дополнить необходимую информацию фото- и видеоматериалами, провести небольшие диагностические срезы (результат которых сразу виден участникам) и внедрить игровой формат (ответить на вопросы викторины, пройти шуточные тестирования, подобрать картинки и т.п.). Далее в 7-м семестре студентам предлагается придерживаться наблюдения и опосредованного взаимодействия с семьей через педагога-куратора. В будущем, если инициатива студента одобряется школой, он может взаимодействовать с родителями напрямую, например подготовить совместный мастер-класс для учеников и родителей. Примером таких мероприятий являются проекты «Знакомимся с народным творчеством России» (в котором учащиеся совместно с родителями и педагогом изучали основы русского народного танца, расписывали дымковскую игрушку, рисовали павлопосадский платок и пекли тульский пряник), «Знакомимся с французской кухней» (в котором студенты совместно с родителями, педагогом и воспитанниками изучали рецепты популярных французских десертов, дегустировали французские сладкие блюда, рисовали артбук) и проект «Мама, ты меня понимаешь?!» (в котором ученик и родитель начинали совместное изучение незнакомого для них иностранного языка под руководством студентов). Необходимо отметить, что такие успешные варианты прохождения практики можно практиковать недостаточно часто в силу описанных выше норм и условий.
В рамках подготовки будущих преподавателей иностранного языка в процессе аудиторной работы со студентами в Институте иностранных языков МГПУ успешно реализуются проекты предметно-языкового интегрированного обучения. В ходе данных практик студенты овладевают метаязыком, используемым в педагогическом общении [10]. Особое внимание уделяется изучению и анализу профессиональных текстов и видеоконтента, а также произведений художественной литературы, затрагивающей вопросы школьной тематики. В контексте основных языковых дисциплин (практика устной и письменной коммуникации и лексико-грамматический практикум) и элективных курсов с помощью материалов современных отечественных и зарубежных УМК на занятиях рассматриваются, обсуждаются и осмысливаются вопросы специфики современных форм онлайн-взаимодействия, изучаются способы эффективной коммуникации, в том числе особенности межкультурного и межличностного взаимодействия и культуры виртуального общения. Внеаудиторная, волонтерская, конкурсная и научная деятельность студентов уже с первого курса позволяет им осознать важность налаживания контактов с представителями разных поколений и профессий, а также сформировать потребность в освоении приемов эффективной коммуникации. Сетевое партнерство вуза и образовательных организаций мегаполиса способствует организации практик виртуального общения при организации совместных мероприятий, охватывающих представителей разных поколений.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование, раскрывающее вопросы готовности будущих педагогов к осуществлению цифровой коммуникации в профессиональной среде, позволило сделать следующие выводы.
1. Педагогическое общение в цифровой среде выходит на первый план в современной школе. Родителям предлагается практически в реальном режиме дистанционно следить за успеваемостью и школьника и мероприятиями, в которых принимает участие их ребенок. Есть возможность для обратной связи, предложений и комментариев. При этом важно понимать, что цифровая коммуникация в педагогической среде имеет свои особенности и не может быть унифицирована, проходить по шаблону, на базе искусственно созданных для этого ресурсов. Это связано с тем, что в реальной жизни участники коммуникации имеют разные коммуникативные навыки, традиции и потребности общения. Поэтому реальное, живое общение школы и родителей не должно быть вытеснено из школьной практики или полностью заменено на цифровое.
2. Современные студенты педагогических вузов, имеющие навыки цифровой коммуникации со сверстниками в различных популярных мессенджерах, не всегда обладают культурой речевого общения в цифровой среде с представителями старших поколений. Этот факт необходимо учитывать при планировании учебного процесса и организации внеаудиторной деятельности будущих преподавателей.
3. В учебном процессе педагогического вуза вопросам организации эффективной коммуникации должно уделяться внимание в контексте каждой вузовской дисциплины. Будущие преподаватели иностранного языка имеют дополнительную возможность изучить и обсудить публицистические и литературные тексты на изучаемых языках профессиональной тематики, раскрывающие проблемы взаимоотношений родителей и педагогов, а также ознакомиться с аутентичным цифровым контентом, отражающим вопросы школьной тематики в рамках основных языковых дисциплин и предметов смежных модулей. При этом важна позиция педагога по выбору форм взаимодействия со студентами во время и вне занятия.
4. При организации производственных практик возможно стимулировать общение студентов с семьями школьников с помощью специальных заданий, однако при их разработке необходимо учитывать возможности образовательной организации, ее традиции и реалии (нормативы, правила безопасности, материальные и технические условия). Вариативность заданий, направленных на работу с родителями, и способов оформления и предоставления их результатов поможет избежать конфликтов и повысит мотивацию студентов к их выполнению. Важно получить обратную связь от студентов и проанализировать рефлексию обучающихся по итогу выполнения таких заданий и проектов.
5. Участие студентов в волонтерской (мероприятия кафедрального, институтского, университетского и городского масштаба), конкурсной и научной деятельности открывает для будущих преподавателей возможности получения практического опыта конструктивного общения с представителями разных поколений, различных профессий, с людьми, имеющими разный социальный статус.
Библиографическая ссылка
Банникова Л.В., Морозова В.И. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33218 (дата обращения: 05.10.2024).