Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Банникова Л.В. 1 Морозова В.И. 1
1 Московский городской педагогический университет
В статье затрагиваются актуальные для современной системы образования вопросы эффективного цифрового взаимодействия семьи и школы. В силу того что родители и педагоги по-разному воспринимают цифровой инструментарий и онлайн-каналы для коммуникации, ожидания сторон не всегда совпадают, что не способствует успеху педагогического взаимодействия в интересах ребенка. Специалисты, предпринимающие попытку унифицировать процесс цифровой коммуникации в системе образования, порой не учитывают особенности представлений различных поколений о действенных способах и средствах вербального взаимодействия. При этом успешность коммуникации во многом зависит от личностных характеристик сторон, осуществляющих педагогическое общение. Вместе с тем студенты – будущие педагоги считают, что будут испытывать определенные трудности при взаимодействии с родителями обучающихся. Чтобы предупредить подобного рода затруднения в педагогическом вузе, необходимо провести целенаправленную подготовку будущих учителей к выстраиванию эффективной профессиональной коммуникации, в том числе в цифровой среде. Авторами проанализированы особенности коммуникативной культуры современных студентов бакалавриата, потенциал различных дисциплин педагогического вуза в данном направлении. В статье описывается опыт практической подготовки будущих учителей иностранного языка в ИИЯ ГАОУ ВО «МГПУ» к осуществлению цифрового педагогического общения в рамках интегрированного обучения иностранному языку, педагогической практики, в процессе внеаудиторной работы: волонтерской, конкурсной и научной деятельности.
цифровая среда
педагогическое общение
студенты педагогического вуза
родители
цифровая коммуникативная культура
образовательный процесс
1. Гончарова В.А., Столярова И.Н., Васильева Е.В., Луткова Е.С., Макеева С.Н., Левина О.М., Мухина Н.Н. Диалектика современного межкультурного иноязычного образования: векторы и смыслы: Методологический опыт научной школы «Межкультурное языковое образование в 21 веке». М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. 254 с.
2. Данилова И.С., Орехова Е.Я. Сетевая коммуникация родительства в информационную эпоху // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции (г. Москва, 08 июня 2022 г.). М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. С. 383-391.
3. Anne-Sophie Pionnier. L’éthique dans la relation numérique parents-école. Montréal.: Presses de l’Université de Montréal, 2017. 262 p.
4. Larivée Serge J. Ouédraogo Fernand. La collaboration enseignant-parent: quelles strategies pour favoriser des relations harmonieuses? // Revue suisse des sciences de l’éducation. 2017. № 39 (2). P. 271-289.
5. Сороковых Г.В., Старицына С.Г., Морозова В.И. Проблема взаимодействия классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 9. С. 1023-1032.
6. Морозова В.И. Профессиональная компетентность будущего педагога во взаимодействии с семьей в инклюзивных образовательных учреждениях в условиях постиндустриального общества // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 10 (153). С. 22-31.
7. Михайлова С.В. Учитель XXI века: выразить себя через цифру. Размышления до и после проведения мастер-класса // Иностранные языки в школе. 2020. № 8. С. 54–60.
8. Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек. 2016. № 1. С. 36-49.
9. Маркова В.К., Плешаков В.А. Приёмы киберкоммуникации преподавателя со студентами в специальных пабликах и чатах "ВКонтакте" // Цифровые технологии на службе педагогики и психологии: Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Коломна, 31 января 2021 г.). Коломна: ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет", 2021. С. 134-138.
10. Языкова Н.В., Гончарова В.А., Корзун О.О. Практикум профессионального общения. М.: Московский городской педагогический университет, 2020. 163 с.

Вопросы рассмотрения специфики и моделирования социально маркированной межличностной коммуникации являются значимыми для исследователей различных областей знаний. Сетевой характер информационного пространства виртуализирует и автоматизирует социальные взаимоотношения и взаимодействия, делает актуальными вопросы осмысления новых форм коммуникации семьи и школы [1]. Новые инструменты интернет-коммуникации, ставшие частью повседневности каждой семьи, оказывают влияние на образовательное пространство и культуру взаимодействия субъектов образования [2]. Возникает потребность в анализе основных актуальных маркеров культуры общения педагогов и родителей. Сотрудничество школы и семьи значительно изменилось в последнее десятилетие. Различные специально созданные и адаптированные для системы образования, а также повседневно используемые в бытовой сфере цифровые инструменты и месенджеры были внедрены в практику школьной жизни. Их число за последние годы множилось и росло с геометрической прогрессией. Однако анализ попыток стандартизации, разработки и оцифровки шаблонов, способов общения педагогов и семей через цифровой инструментарий показал, что унификация процесса профессиональной коммуникации невозможна, даже при наличии цифровой поддержки, так как общение остается многомерным и хрупким процессом, зависящим от личностных качеств его участников. Цифровое окно, открывшееся родителям для получения в режиме реального времени контроля над успеваемостью, успехами и неудачами ребенка, «цифровая витрина», позволяющая заглянуть по ту сторону учебного процесса, не всегда оправдывают позитивные установки и ожидание как педагогов, так и родителей обучающихся [3, с. 4].

Становясь объектом потребления, школа, как и инструментарий школьных взаимоотношений, приравниваются к привычной для родителей сферы обслуживания, что не способствует успеху педагогического взаимодействия [3, с. 5]. Это связано с тем, что стратегии создания гармоничных взаимоотношений учителя и родителя (которые будут служить в интересах развития ребенка) и средства для их достижения по-разному воспринимаются участниками образовательного процесса [4]. Большинство родителей школьников являются представителями поколения Y, характеризующегося глубокой вовлеченностью в цифровые технологии и многозадачностью в коммуникации. Их взаимодействие с педагогом строится предпочтительно с использованием средств ИКТ в онлайн-формате. Одновременно с этим представители поколения X также представлены в родительской среде и не всегда приветствуют такой полный переход на онлайн-общение, для них по-прежнему является важной возможность получать индивидуальные или групповые очные консультации [5]. Можно сказать, что на сегодняшний день не существует единого коммуникативного канала, который был бы одинаково удобен для использования всем сторонам при организации общения в образовательной организации.

Рассматривая современные составляющие профессиональной компетентности педагога во взаимодействии с семьями обучающихся, авторы статьи отмечают, что одним из таких компонентов должна выступать готовность педагогического работника к применению различных способов и средств педагогической коммуникации. Ее содержание раскрывается во владении педагогом не только различными стилями и видами речи и общения, умении пользоваться вербальной и невербальной коммуникации, но и в потребности выстроить общение с семьей учащихся с помощью различных каналов, способов, инструментов, учитывая при этом вариативность и разносторонность позиций участников коммуникации, прогнозируя вероятные конфликтогены и оптимальные пути их снятия и разрешения [6]. Отметим, что, несмотря на то, что вопросы готовности будущих педагогов к коммуникации в профессиональной деятельности обширно изучаются и решаются современными исследователями, в учреждениях высшего профессионального педагогического образования тема взаимодействия с семьями учащихся чаще всего затрагивается в рамках дисциплин, связанных с педагогической психологией, психологией и педагогикой семьи, а также на отдельно взятых конкретных спецкурсах/элективах. В указанных дисциплинах рассмотрение проблемы чаще всего носит характер описания теоретических основ и практической работы с семьей в целом, минимизируя или исключая темы, затрагивающие цифровой аспект коммуникации педагога с родителями. Авторы статьи провели данное исследование исходя из важности и актуальности указанной проблемы.

Цель исследования: выявление и описание практик, направленных на освоение студентами бакалавриата педагогического вуза эффективных и рациональных способов и инструментов, способствующих цифровой коммуникации с семьями обучающихся.

Материал и методы исследования. В данной работе использовались такие методы, как анализ научной литературы, учебных планов и рабочих программ по дисциплинам профессиональной подготовки педагогического вуза, опросно-диагностические методы, праксиметрический метод. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе института иностранных языков Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». В исследовании приняли участие студенты 3–4-х курсов бакалавриата (50 человек) очной формы обучения направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Результаты исследования и их обсуждение. Цифровизация образовательного сообщества – это осознанный и трудоемкий процесс создания новых социальных взаимоотношений, предполагающий отход от традиционного образа учителя и накладывающий свой отпечаток на процесс его подготовки [7]. В первую очередь остается значимой потребность в подготовке студентов не столько к применению разнообразных цифровых инструментов на практике, сколько к учету особенностей межличностного и межпоколенческого общения в цифровой среде. От профессиональных навыков педагога будут зависеть результативность взаимодействия с семьей обучающихся, поддержание благоприятного морально-психологического климата в школьном коллективе и семье, степень удовлетворенности и доверия к образовательной организации. Вместе с тем, при организации учебно-воспитательной работы со студентами необходимо учитывать, что обучающиеся университета (будущие педагоги) имеют свои специфические лингвистические особенности и коммуникативные привычки, характерные для их возраста, поколения и образа жизни.

Как отмечает известный исследователь А.Е. Войскунский, все чаще приходится наблюдать «недостаточную гибкость человека при попытке перенести хорошо известные этические нормы из реальной среды в интернет-пространство» [8]. Ярким примером этого явления выступают нарушения норм и правил делового стиля общения между малознакомыми людьми в интернет-среде. Говоря о специфике цифровой коммуникации между студентами и преподавателями университета, В.К. Маркова обозначает такие проблемы, как размытие понятий «личное» и «публичное», пренебрежение временными рамками для общения, трансформация этикета общения [9]. Практика показывает, что общение современных студентов вне занятий происходит в основном в мессенджерах. При этом сообщения отличаются краткостью, упрощенным синтаксисом, проникновением нелитературных элементов (жаргонизмов, просторечий), включением в сообщения эмотиконов. При отсутствии возможности написания сообщения в мессенджерах студенты осуществляют переписку с помощью электронной почты или в чате приложения для корпоративного общения (например, Microsoft Teams), которые располагают к более деловому стилю общения, соблюдению определенных правил вежливости. Как показывает опыт авторов, современные студенты педагогического вуза владеют на высоком уровне технической стороной использования цифровых информационно-коммуникативных технологий. При этом они могут игнорировать принцип адресности общения, свободно изменяют рамки формальной деловой переписки, придерживаются удобной для них временной скорости переписки (в том числе с преподавателями, представителями профессиональных организаций, руководством), что порой может кардинально отличаться от принятых этикетом норм. Вышеперечисленные особенности межличностной коммуникации, существующие в молодежной среде, свидетельствуют о необходимости акцентирования внимания на особенностях и актуальных практиках осуществления коммуникации студентами – будущими педагогами при их подготовке к взаимодействию с родителями в образовательной организации.

Производственная практика студентов старших курсов, безусловно, может внести свой вклад в эту подготовку. Она нацелена, в том числе, на поэтапное вхождение обучающегося во взаимодействие со школой, приобщение будущего педагога к взаимодействию с родителями, обогащение практиканта практическим опытом социального взаимодействия. Следует отметить тот факт, что рабочие программы практик бакалавриата практически не предполагают активного взаимодействия студентов с родителями обучающихся. Это связано с объективными, в том числе юридическими, причинами: конфиденциальность личных данных, нежелание родителей взаимодействовать с практикантами, планирование школой родительских собраний и встреч, выходящих за временные рамки расписания учебного процесса студента. В Институте иностранных языков МГПУ студенты 3-го курса проходят психолого-педагогическую практику в 5-м семестре, социальную практику – в 6-м семестре. На 4-м курсе педагогическая практика реализуется в течение года. В рамках практики, с целью приобретения опыта взаимодействия с семьей, для будущих педагогов готовится банк заданий, предполагающий вариативный выбор их выполнения. Вариативность в данном случае объясняется не только желанием студента выполнять определенный вид работы, но и возможностью профильной организации обеспечить практиканту условия для его выполнения. Например, это такие задания, как упражнение «Трудный случай» с классным руководителем, оформление стенда для родителей, подготовка постов в социальных сетях для родителей. Проводя срез по выбору заданий практики 2022/2023 учебного года, можно увидеть, что из 50 студентов 40 студентов (80%) выбрали упражнение «Трудный случай», подразумевающее под собой обсуждение реальной практической ситуации по взаимодействию педагога с семьей школьника с нетипичным поведением или особыми образовательными потребностями. Другая группа студентов (10 человек (20%)) занималась подготовкой информационных постов для родителей с помощью средств цифровой коммуникации и их обсуждением. В качестве основы для размещения материалов заданий была выбрана платформа Яндекс Дзен, позволяющая практикантам дополнить необходимую информацию фото- и видеоматериалами, провести небольшие диагностические срезы (результат которых сразу виден участникам) и внедрить игровой формат (ответить на вопросы викторины, пройти шуточные тестирования, подобрать картинки и т.п.). Далее в 7-м семестре студентам предлагается придерживаться наблюдения и опосредованного взаимодействия с семьей через педагога-куратора. В будущем, если инициатива студента одобряется школой, он может взаимодействовать с родителями напрямую, например подготовить совместный мастер-класс для учеников и родителей. Примером таких мероприятий являются проекты «Знакомимся с народным творчеством России» (в котором учащиеся совместно с родителями и педагогом изучали основы русского народного танца, расписывали дымковскую игрушку, рисовали павлопосадский платок и пекли тульский пряник), «Знакомимся с французской кухней» (в котором студенты совместно с родителями, педагогом и воспитанниками изучали рецепты популярных французских десертов, дегустировали французские сладкие блюда, рисовали артбук) и проект «Мама, ты меня понимаешь?!» (в котором ученик и родитель начинали совместное изучение незнакомого для них иностранного языка под руководством студентов). Необходимо отметить, что такие успешные варианты прохождения практики можно практиковать недостаточно часто в силу описанных выше норм и условий.

В рамках подготовки будущих преподавателей иностранного языка в процессе аудиторной работы со студентами в Институте иностранных языков МГПУ успешно реализуются проекты предметно-языкового интегрированного обучения. В ходе данных практик студенты овладевают метаязыком, используемым в педагогическом общении [10]. Особое внимание уделяется изучению и анализу профессиональных текстов и видеоконтента, а также произведений художественной литературы, затрагивающей вопросы школьной тематики. В контексте основных языковых дисциплин (практика устной и письменной коммуникации и лексико-грамматический практикум) и элективных курсов с помощью материалов современных отечественных и зарубежных УМК на занятиях рассматриваются, обсуждаются и осмысливаются вопросы специфики современных форм онлайн-взаимодействия, изучаются способы эффективной коммуникации, в том числе особенности межкультурного и межличностного взаимодействия и культуры виртуального общения. Внеаудиторная, волонтерская, конкурсная и научная деятельность студентов уже с первого курса позволяет им осознать важность налаживания контактов с представителями разных поколений и профессий, а также сформировать потребность в освоении приемов эффективной коммуникации. Сетевое партнерство вуза и образовательных организаций мегаполиса способствует организации практик виртуального общения при организации совместных мероприятий, охватывающих представителей разных поколений.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование, раскрывающее вопросы готовности будущих педагогов к осуществлению цифровой коммуникации в профессиональной среде, позволило сделать следующие выводы.

1. Педагогическое общение в цифровой среде выходит на первый план в современной школе. Родителям предлагается практически в реальном режиме дистанционно следить за успеваемостью и школьника и мероприятиями, в которых принимает участие их ребенок. Есть возможность для обратной связи, предложений и комментариев. При этом важно понимать, что цифровая коммуникация в педагогической среде имеет свои особенности и не может быть унифицирована, проходить по шаблону, на базе искусственно созданных для этого ресурсов. Это связано с тем, что в реальной жизни участники коммуникации имеют разные коммуникативные навыки, традиции и потребности общения. Поэтому реальное, живое общение школы и родителей не должно быть вытеснено из школьной практики или полностью заменено на цифровое.

2. Современные студенты педагогических вузов, имеющие навыки цифровой коммуникации со сверстниками в различных популярных мессенджерах, не всегда обладают культурой речевого общения в цифровой среде с представителями старших поколений. Этот факт необходимо учитывать при планировании учебного процесса и организации внеаудиторной деятельности будущих преподавателей.

3. В учебном процессе педагогического вуза вопросам организации эффективной коммуникации должно уделяться внимание в контексте каждой вузовской дисциплины. Будущие преподаватели иностранного языка имеют дополнительную возможность изучить и обсудить публицистические и литературные тексты на изучаемых языках профессиональной тематики, раскрывающие проблемы взаимоотношений родителей и педагогов, а также ознакомиться с аутентичным цифровым контентом, отражающим вопросы школьной тематики в рамках основных языковых дисциплин и предметов смежных модулей. При этом важна позиция педагога по выбору форм взаимодействия со студентами во время и вне занятия.

4. При организации производственных практик возможно стимулировать общение студентов с семьями школьников с помощью специальных заданий, однако при их разработке необходимо учитывать возможности образовательной организации, ее традиции и реалии (нормативы, правила безопасности, материальные и технические условия). Вариативность заданий, направленных на работу с родителями, и способов оформления и предоставления их результатов поможет избежать конфликтов и повысит мотивацию студентов к их выполнению. Важно получить обратную связь от студентов и проанализировать рефлексию обучающихся по итогу выполнения таких заданий и проектов.

5. Участие студентов в волонтерской (мероприятия кафедрального, институтского, университетского и городского масштаба), конкурсной и научной деятельности открывает для будущих преподавателей возможности получения практического опыта конструктивного общения с представителями разных поколений, различных профессий, с людьми, имеющими разный социальный статус.


Библиографическая ссылка

Банникова Л.В., Морозова В.И. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33218 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674