Понимание карьерных ориентаций студентов университета имеет ключевое значение для развития эффективных образовательных и профессиональных программ. Данное исследование фокусируется на анализе дифференциации карьерных ориентаций среди студентов механико-математического факультета, обусловленной различиями в их креативном восприятии профессиональной деятельности. Целью является изучение влияния степени креативности на профессиональные устремления студентов, что предполагает задачи определения уровней креативного отношения, анализа корреляции между креативным восприятием и карьерными предпочтениями, а также оценки роли творческого мышления в формировании карьерного пути в области математики. Исследование призвано способствовать разработке образовательных программ, адаптированных к текущим требованиям рынка труда и академической среды.
«Уровень креативного отношения к профессии» определяется как степень использования индивидом инновационных и креативных подходов в профессиональной деятельности. Этот уровень разделяется на несколько категорий, каждая из которых отражает различную глубину и характер применения творческих методов в работе.
«Уровни креативного отношения к профессии» дифференцированы от начального до высшего уровня. Начальный уровень характеризуется редким использованием творческих методов и ориентацией на традиционные подходы, с ограниченной мотивацией и целеполаганием. Репродуктивный уровень демонстрирует ограниченный интерес к новаторству, сосредотачиваясь на запоминании и воспроизведении учебного материала. Продуктивно-исполнительский уровень включает поиск новизны, но с неустойчивыми мотивами и целями. Продуктивно-инициативный уровень выделяется применением знаний в новых контекстах, с более осознанными и структурированными подходами. Высший уровень, собственно креативный, отличается инициативностью, активностью и способностью к созданию новых алгоритмов в нестандартных ситуациях, подчеркивая устойчивую и гармоничную мотивацию [1].
Критерии распределения респондентов по уровням включают оценку их мотиваций в получении образования, готовности к экспериментам, открытости новым идеям и частоте применения нестандартных подходов в профессиональной деятельности.
Понимание разных уровней творческого отношения помогает исследовать, как студенты-математики подходят к решению задач и развитию карьеры.
Эти определения важны для анализа влияния творческого мышления на профессиональную ориентацию и выбор карьерного пути в области математики и других дисциплин. Они также способствуют пониманию того, как различные уровни творческого отношения влияют на личностное и профессиональное развитие студентов.
Также следует заметить, что в ходе работы используются такие определения, как «творческое мышление», «творческий потенциал» и «творческое отношение». Творческое мышление относится к способности индивида генерировать новые и оригинальные идеи, характеризуется «созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление – продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания), синоним эвристического мышления, характерного для решения нестандартных задач» [2, с. 631]. Творческий потенциал – это готовность личности к самостоятельной поисковой деятельности, к принятию самостоятельных решений в неопределённых или сложных ситуациях [3, с. 34]. Творческое отношение означает подход человека к работе и жизни, отличающийся гибкостью, открытостью к новому и готовностью принять нестандартные решения. Это «деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Оно отражает готовность к энергичному, деятельному, творческому познанию, самонастроенность на участие, что в перспективе формирует отношение к будущей профессиональной деятельности» [4, с. 135]. В контексте карьерных ориентаций студентов-математиков эти понятия могут быть связаны с их способностью подходить к сложным задачам творчески. Творческий подход помогает студентам видеть область своей профессиональной деятельности шире, через призму актуальных тенденций науки и бизнеса. Безусловно, эти термины не являются синонимами, однако они работают в связке друг с другом.
Проблематика исследования
В ходе исследования были использованы различные методы, включая изучение литературы, анкетирование и анализ полученных данных для нахождения взаимосвязи между уровнем креативности студентов и их карьерными ориентациями. Эти методы позволили оценить, как творческое мышление и отношение к профессии влияют на выбор карьерного пути и профессиональные интересы среди студентов-математиков. Поскольку эмпирические исследования в педагогике, будучи важной составляющей становления знания, могут быть недостаточны для понимания всех социально-психологических факторов, влияющих на педагогический процесс и его восприятие студентами, психологические и социологические исследования также могут являться средством оценки педагогических экспериментов. Такой междисциплинарный подход особенно актуален для современного общества. В рамках систематического подхода к образованию мы должны всесторонне учитывать мотивации студентов для возможности сохранения их внимания на парах и уверенности в целесообразности получения высшего образования [4, с. 63]. В современной России недостаточно исследований, ищущих новые подходы к обучению меняющегося студента. Такие исследования могли бы помочь избежать ошибок при использовании традиционной педагогической методологии, которая часто ограничивается только передачей знаний.
Одним из способов решения этой проблемы является фокусировка внимания на том, что позволяет студентам проявлять свои лучшие качества, оставаясь заинтересованными в учебном процессе, а именно – в возможности проявления своей креативности, которая является индикатором инноваций и свидетельствует о вовлеченности обучающихся в процесс, что уже не может достигаться прежними методами кропотливого постижения фундаментальных трудов и необходимости «грызть гранит науки», о чем отзывался В.В. Радаев [5, с. 93-95]. В современном академическом контексте примерно 30-40% выпускников выбирают карьерный путь, не связанный с их областью обучения [6, с. 381]. Это частично связано с перегруженностью учебного расписания, которое оставляет студентам мало времени на собственные исследования и инициативы. Во многих российских университетах наблюдается снижение посещаемости занятий на старших курсах. Это связано не только со стремлением студентов выбирать отдельные пары для посещения, но и с тем фактом, что многие из них считают, что уже извлекли из университетского образования все необходимое [6, с. 20]. Стремление студентов обрести сугубо практико-ориентированные знания, неготовность к изучению трудной академической литературы, расфокусировка внимания вследствие постоянного переключения во время пар на социальные сети и информацию в Интернете вынуждает исследователей задаться вопросом не столько о возможности получения студентами достаточного уровня знаний, сколько о необходимости учитывать особенности их мышления в связке с креативностью и конкурентоспособностью. Наше исследование направлено на анализ корреляции между творческими способностями студентов и динамически изменяющимися требованиями современного образовательного и профессионального контекста. Это особенно важно, учитывая, что, по мнению работодателей, в реальной жизни преуспевают те выпускники, которые демонстрируют активность, эмоциональную устойчивость и высокую мотивацию. Особенно ценятся те, кто проявил себя в разнообразных сферах, а также те, кто обладает способностью к нестандартному мышлению и умению извлекать пользу из любых ситуаций [7, с. 33]. Эти мысли находят свое подтверждение и со стороны бизнеса, поскольку «82,1% всех работодателей считают необходимым изменение содержания образовательных программ, направленных на формирование специалистов нового уровня с широким набором компетенций, обладающих мультидисциплинарным кругозором, постоянно расширяющих свои профессиональные границы применения сквозных цифровых технологий» [8].
Эти вопросы тем более актуальны сейчас, в условиях реализации программы «Приоритет 2030», направленной на участии университетов в социально-экономическом развитии России. Напомним, что для современного поколения свойственна частая смена работы – примерно каждый пятый миллениал меняет ее за год [5, с. 75], а это говорит не только об абстрактных творческих поисках, но и о разрыве между представлением о своей деятельности и планомерной подготовкой к ней в университете у студентов. В то же время это говорит и о недостаточно корректном понимании своих задач работниками высшего образования, которые не всегда готовы работать с «цифровым поколением», а, значит, имеет смысл задаваться вопросом, готово ли поколение «цифровых детей» общаться с ними [9, с. 16-18]. Это особенно значимо в контексте системного образовательного подхода, когда мы стремимся учитывать мотивации студентов для поддержания их активного участия и внимания во время учебных занятий, а также укрепления уверенности студентов в значимости получения высшего образования [10, с. 63].
В контексте международных исследований качества образования, таких как TIMSS, PISA и PIRLS, изучение карьерных ориентаций студентов и их связи с креативностью приобретает дополнительную значимость, особенно с учетом аспекта конкурентоспособности на глобальном рынке труда. При этом результаты TIMSS, PISA и PIRLS подчеркивают важность развития основных академических навыков [11]. Исследование креативности и карьерных ориентаций помогает понять, как эти навыки могут быть переведены в конкурентные преимущества в профессиональной сфере, повышая тем самым конкурентоспособность выпускников.
Авторское исследование предоставляет ценные данные для определения того, как различные уровни креативности влияют на профессиональные стремления и выборы студентов, что является критическим для их успешной интеграции в динамичный рынок труда. Результаты могут быть использованы для формирования образовательных стратегий, направленных на развитие компетенций, повышающих конкурентоспособность выпускников на международном уровне. В то же время это может быть полезно для вузов, поскольку позволяет им адаптировать учебные программы и методы обучения таким образом, чтобы стимулировать и развивать креативные способности студентов.
Проблема исследования заключается в выявлении того, как различаются ориентации карьеры в зависимости от уровня креативного отношения к профессии у студентов механико-математического факультета классического университета. Цель: выявить различия в ориентациях карьеры у студентов механико-математического факультета в зависимости от их уровня креативного отношения к профессии. Гипотеза: у студентов механико-математического факультета существуют различия в ориентациях карьеры в зависимости от уровня креативного отношения к профессии.
Материалы и методы исследования
В данном поисковом исследовании приняли участие 54 студента СГУ имени Н.Г.Чернышевского, обучающиеся на механико-математическом факультете. Среди респондентов 32 (59%) девушки и 22 (41%) юноши, их средний возраст 19,3±1,3 года. Выборка предварительно была очищена от недостоверных данных, к которым можно отнести частично заполненные анкеты, а также одинаковые ответы на все вопросы.
Для проведения исследования была использована платформа GoogleForms. Использованы методики: опросник «Креативность» Н. Вишняковой [12] и опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер [13].
К эмпирическим данным применялись такие методы статистического анализа, как тест Шапиро-Уилка и кластерный анализ (метод k-means) с целью разделения респондентов на подгруппы с разным уровнем креативного отношения к профессии. В исследовании был использован тест Флигнера-Киллина для оценки однородности выбранных подгрупп. Для выявления различий в изучаемых характеристиках при учете статистической значимости применялись H-критерий Краскела-Уоллиса и критерий Неменьи. Все тесты применялись при помощи языка R в среде RStudio, дополнительно подключались пакеты: ggplot2, ggpubr, effsize, pwr.
Итоги поискового анализа изложены в форме трех таблиц и одного иллюстративного графика.
Результаты исследования и их обсуждение
Обратимся к таблице 1 и рассмотрим описательные статистики ориентаций карьеры студентов в зависимости от их уровня креативного отношения к избранной профессии.
Таблица 1
Описательные статистики ориентаций карьеры у студентов с разным уровнем креативного отношения к профессии
Переменные |
level |
n |
mean |
sd |
med |
mad |
min |
max |
skew |
kurt. |
Профессиональная компетентность |
низ. |
16 |
4,9 |
1,9 |
4,4 |
1,8 |
2,2 |
8,2 |
0,3 |
–1,4 |
сред. |
21 |
5,6 |
1,8 |
6 |
1,2 |
1 |
10 |
–0,2 |
1 |
|
выс. |
17 |
5,3 |
1,8 |
5 |
1,5 |
2 |
8,6 |
0,1 |
–0,8 |
|
Менеджмент |
низ. |
16 |
5,1 |
2,3 |
5 |
2,4 |
1,6 |
9,8 |
0,4 |
–0,8 |
сред. |
21 |
6,1 |
1,7 |
6 |
1,5 |
1,4 |
9,2 |
–0,6 |
0,8 |
|
выс. |
17 |
6 |
1,8 |
6 |
1,8 |
2,6 |
9,8 |
0,3 |
–0,5 |
|
Автономия |
низ. |
16 |
7,3 |
1,5 |
7,6 |
1,6 |
5 |
9 |
–0,4 |
–1,5 |
сред. |
21 |
7,2 |
1,4 |
7,4 |
1,2 |
4,2 |
10 |
0,1 |
–0,4 |
|
выс. |
17 |
5,8 |
1,6 |
5,4 |
2,1 |
3,4 |
9,2 |
0,3 |
–1 |
|
Стабильность места работы |
низ. |
16 |
7,4 |
1,8 |
7,8 |
2 |
3,7 |
10 |
–0,3 |
–0,8 |
сред. |
21 |
7,3 |
2,2 |
7,3 |
2,4 |
1 |
10 |
–1,1 |
1 |
|
выс. |
17 |
6,9 |
2,9 |
7,3 |
3 |
1 |
10 |
–0,7 |
–0,9 |
|
Стабильность места жительства |
низ. |
16 |
5 |
2,4 |
4,8 |
2,4 |
1 |
10 |
0,4 |
–0,7 |
сред. |
21 |
5,4 |
2,5 |
5 |
3 |
1,3 |
10 |
0,2 |
–0,8 |
|
выс. |
17 |
3,8 |
1,9 |
3,7 |
2,1 |
1 |
7,3 |
0,2 |
–1,1 |
|
Служение |
низ. |
16 |
6,6 |
2,5 |
7,1 |
1,9 |
1 |
10 |
–0,6 |
–0,6 |
сред. |
21 |
7,4 |
2 |
7,4 |
1,8 |
1 |
10 |
–1,3 |
2,4 |
|
выс. |
17 |
7 |
1,8 |
7,4 |
1,2 |
3,6 |
10 |
–0,2 |
–0,7 |
|
Вызов |
низ. |
16 |
5,5 |
2,5 |
5,3 |
2,4 |
1 |
10 |
0,2 |
–1 |
сред. |
21 |
6,1 |
1,6 |
6,6 |
1,8 |
3,2 |
8,8 |
–0,1 |
–1,3 |
|
выс. |
17 |
6,4 |
1,4 |
6,4 |
1,5 |
3,8 |
9,2 |
0,1 |
–0,6 |
|
Интеграция стилей жизни |
низ. |
16 |
7,5 |
1,6 |
7,3 |
1,9 |
4,2 |
10 |
–0,3 |
–0,8 |
сред. |
21 |
7,6 |
1,1 |
7,6 |
1,2 |
5,6 |
9,8 |
0,1 |
–1 |
|
выс. |
17 |
6,1 |
1,6 |
6 |
1,5 |
2,8 |
8,2 |
–0,4 |
–0,7 |
|
Предпринимательство |
низ. |
16 |
4,9 |
2,1 |
5 |
1,9 |
1 |
10 |
0,3 |
0,2 |
сред. |
21 |
6 |
2 |
5,6 |
2,1 |
1,6 |
9,4 |
–0,1 |
–0,6 |
|
выс. |
17 |
5,6 |
1,6 |
5,8 |
1,8 |
3 |
8 |
–0,3 |
–1,3 |
Легко заметить, что у ряда ориентаций карьеры мера центральной тенденции отличается более чем на единицу. Это может указывать на потенциальное воздействие креативного отношения на карьерную ориентацию.
Проведя сравнительный анализ ориентаций карьеры, из таблицы 2 легко заметить, что у двух ориентаций карьеры мера центральной тенденции значимо отличается.
Таблица 2
Итоги анализа сравнения карьерных ориентаций, выполненного с использованием H-критерия Краскела-Уоллиса
Переменные |
H-критерий |
df |
p-value |
Профессиональная компетентность |
1,7057 |
2 |
0,4262 |
Менеджмент |
3,001 |
2 |
0,223 |
Автономия |
8,7478* |
2 |
0,0126 |
Стабильность места работы |
0,0056072 |
2 |
0,9972 |
Стабильность места жительства |
4,1453 |
2 |
0,1259 |
Служение |
0,91776 |
2 |
0,632 |
Вызов |
2,1227 |
2 |
0,346 |
Интеграция стилей жизни |
9,2926** |
2 |
0,009597 |
Предпринимательство |
2,8519 |
2 |
0,2403 |
Примечания: p-value – значимость: ** – при p ≤ 0,01; * – при p ≤ 0,05.
Исследование показывает, что в зависимости от степени креативного подхода студентов к выбранной профессии наблюдаются различия в их стремлении к автономии (p=0,0126) и интеграции различных стилей жизни (p=0,0096). Из данных таблицы 1 и рисунка следует, что в группе студентов с высоким уровнем креативного отношения к профессии эти две карьерные ориентации выражены в гораздо меньшей степени, чем у студентов с низким и средним уровнем.
Якоря карьеры у студентов с разным уровнем креативности
Проведя парное сравнение ориентаций карьеры и обратившись к его результатам, представленным в таблице 3, мы можем видеть, что указанные выше различия в карьерных ориентациях характерны для групп студентов с высоким и низким, а также высоким и средним уровнями креативного отношения к профессии. Между студентами со средним и низким уровнем креативного отношения к профессии таких различий не обнаруживается.
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа ориентаций карьеры по критерию Неменьи
Уровень креативного отношения к профессии |
средний – низкий |
высокий – низкий |
высокий – средний |
|||
Переменные |
q |
p |
q |
p |
q |
p |
Профессиональная компетентность |
1,843 |
0,3932 |
0,930 |
0,7879 |
0,882 |
0,8072 |
1-β |
0,21 |
0,10 |
0,08 |
|||
Менеджмент |
2,406 |
0,2047 |
1,678 |
0,4614 |
0,656 |
0,8882 |
1-β |
0,33 |
0,24 |
0,06 |
|||
Автономия |
0,489 |
0,9362 |
3,754* |
0,0217 |
3,511* |
0,0349 |
1-β |
0,05 |
0,77 |
0,80 |
|||
Стабильность места работы |
0,008 |
0,9999 |
0,093 |
0,9976 |
0,091 |
0,9977 |
1-β |
0,06 |
0,10 |
0,08 |
|||
Стабильность места жительства |
0,681 |
0,8799 |
1,980 |
0,3408 |
2,807 |
0,1159 |
1-β |
0,07 |
0,36 |
0,56 |
|||
Служение |
1,251 |
0,6501 |
0,244 |
0,9837 |
1,011 |
0,7545 |
1-β |
0,18 |
0,07 |
0,10 |
|||
Вызов |
1,475 |
0,5499 |
2,005 |
0,3317 |
0,641 |
0,8931 |
1-β |
0,13 |
0,23 |
0,10 |
|||
Интеграция стилей жизни |
0,298 |
0,9758 |
3,450* |
0,0390 |
3,987* |
0,0134 |
1-β |
0,06 |
0,70 |
0,92 |
|||
Предпринимательство |
2,351 |
0,2199 |
1,614 |
0,4884 |
0,667 |
0,8846 |
1-β |
0,34 |
0,16 |
0,11 |
Примечания: q – показатель критерия Неменьи; p – значимость: * – при p ≤ 0,05; 1-β – мощность критерия (twotail).
Таким образом, следует сделать вывод, что у студентов механико-математического факультета высокий уровень креативного отношения к профессии связан с низкими показателями ориентаций карьеры на автономию и интеграцию стилей жизни. Это означает, что студенты-математики, стремящиеся к созданию принципиально нового в своей профессиональной деятельности, уделяют меньше внимания сферам жизни и деятельности, не связанным напрямую с их основной деятельностью. Для них деятельность является самим смыслом их жизни. Кроме того, они в большей мере готовы следовать организационным правилам даже в ущерб свободе, не стремятся продвигать независимость от организации, желают быть в контакте с людьми их профессионального круга. Видимо, эта возможность общаться с единомышленниками является для них свободой от социальных условностей, накладываемых организацией. Отметим, что в исследованиях, посвященных студенческим якорям карьеры, у математиков отмечали ориентации на профессиональную компетентность и служение, при этом последний показатель значительно выше, чем у студентов по направлениям юриспруденции, менеджмента и психологии [14]. Кроме того, обучающиеся в аспирантуре математики чаще представителей других направлений занимались научно-исследовательской деятельностью – в 75% случаев [15], что подтверждает мысли о высокой степени нацеленности на работу в академическом пространстве. Здесь следует сделать оговорку, что данные этих исследований нельзя однозначно считать универсальными – они отражают результаты эмпирических исследований, проводившихся на базе конкретных референтных групп.
Полученные данные как будто противоречат тренду на ощущение современного поколения себя более свободным от коллективистских идеологий при склонности к индивидуализму. Однако представляется допустимым вариант, при котором будущие математики говорят не столько о желательной картине, сколько об идеальной, т.е. возможности существования своеобразного научного братства. Эта гипотеза рождает вопросы: не является ли такое положение попыткой оставаться в своеобразной «академической» зоне комфорта? Если так, то может ли подобное стремление быть оптимальным с учетом необходимости интегрировать свои знания в другие области? Будет ли продуктивной деятельность математиков с высокой степенью креативности, если они окажутся в междисциплинарных командах, в которых система мышления других участников будет требовать определенных усилий в адаптации со стороны математиков? Это ведет к другому вопросу: за счет чего можно и нужно создавать баланс между интеграцией математиков в новые условия труда, которые при этом будут восприниматься как естественные или максимально приближенные к ним? Все эти вопросы представляются перспективными для будущего исследования.
Заключение
В исследовании было выявлено, что у студентов механико-математического факультета высокий уровень креативности коррелирует с низким стремлением к карьерной автономии и интеграции жизненных стилей, что может указывать на готовность к сотрудничеству с коллегами в ущерб личной свободе. Эти данные могут казаться противоречивыми в контексте современных образовательных тенденций, однако они важны для понимания связи между креативностью и карьерными намерениями студентов. Важно подчеркнуть, что выводы нашего исследования относятся исключительно к конкретному анализу студентов-математиков и не должны рассматриваться как универсальные тенденции. Эти результаты могут способствовать разработке более эффективных образовательных стратегий, особенно в контексте развития творческих подходов в обучении. Также они могут служить отправной точкой для будущих исследований, направленных на изучение взаимосвязи между творческим отношением и карьерными ориентациями студентов в различных областях.
Библиографическая ссылка
Козюкин Д.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИЙ КАРЬЕРЫ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33216 (дата обращения: 05.10.2024).