Анализируя отечественную теорию и практику в сфере воспитания молодежи, авторы отмечают, что на данный момент достаточно остро стоит задача патриотического воспитания детей. Сегодня наше государство столкнулось с серьезной проблемой защиты собственного суверенитета, безопасности и благополучия народа. Данная ситуация обнажила существующий в обществе кризис, связанный с осознанием ответственности перед страной, обществом, государством, который складывался в течение последних десятилетий. События конца 1980-х годов повлекли за собой изменения в отношении людей к таким ценностям, как Отечество и его защита, Родина, свобода, честь, долг; снижение интереса людей к истории своей страны, что привело к деградации в социально-экономической, духовной и культурной сферах жизни общества. Данные изменения отразились и на системе образования, поскольку именно ценности определяют цели, задачи, содержание воспитания. Как отмечают исследователи, данный период жизни нашей страны характеризовался снижением интереса государства и общества к патриотическому воспитанию детей и молодежи [1, с. 244].
Однако уже с начала 2000-х годов ситуация в России начинает меняться. На уровне государства определяются новые цели и задачи, ориентированные на гражданское и патриотическое воспитание, которые описаны в различных документах – в Федеральном законе от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся», в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”» и др. При этом четко вырисовывается проблема – в ситуации геополитического соперничества определяющими становятся патриотическое сознание, гражданская идентичность и ответственность за судьбу страны, которыми обладает или не обладает население.
Решение данной проблемы видится в создании непрерывной системы патриотического воспитания молодежи, реализуемой на всех ступенях образования. Особое значение в этой системе принадлежит дошкольной ступени образования, поскольку именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основные нравственные нормы, начинается процесс национально-культурной самоидентификации.
Проблема патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в настоящее время вызывает достаточно высокий интерес как в науке, так и в практике, однако единого подхода к пониманию закономерностей, отбору содержания и технологий в данной области нет.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования акцентируется внимание на необходимости формирования у детей традиционных для российского общества ценностях, таких как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, гражданственность и др. В то же время по-прежнему остается проблемой выбор технологий, способствующих не только формированию определенных знаний о природе, культуре родной страны, но и воспитанию у ребенка патриотических чувств, трепетного отношения Родине через погружение ребенка в активную поисковую, творческую, исследовательскую деятельность, требующую проявления самостоятельности и ответственности. Среди технологий, обладающих такими возможностями, особое место занимает технология проектной деятельности.
Цель исследования – определить возможности и значение проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, описать особенности включения проектной деятельности в процесс патриотического воспитания дошкольников.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. С целью изучения возможностей проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста применялись методы анализа и сравнения. Методологическую и теоретическую основу исследования составили основные положения личностно-деятельностного подхода, предполагающего, что организация процесса патриотического воспитания происходит с учетом мотивов, целей ребенка, через включение в этот процесс личностного опыта ребенка. Кроме того, в основу исследования легли фундаментальные и прикладные работы в области теории и практики патриотического воспитания детей, особенностей использования проектной деятельности в дошкольной организации.
Результаты исследования и их обсуждение
Патриотизм – это сложная, многогранная категория. Как отмечает в своем исследовании В.К. Криворученко, патриотизм – это социальное чувство человека, нравственный, политический принцип, отражающий любовь гражданина к родине, которым он руководствуется. Поступки человека, его нравственные идеалы и, в целом, мировоззрение являются демонстрацией патриотизма. При этом, по мнению ученого, патриотизм не является характеристикой только отдельного человека, но может проявляться в оценках, чувствах и отношении целого общества к культуре, истории, к народу, государству [2, с. 250].
Патриотизм – это отношение человека к своей родине, проявляющееся через любовь к семье, месту рождения, родной природе, культуре, народу, которое закладывается еще в дошкольном детстве.
Воспитание патриотизма как одного из направлений нравственного воспитания имеет социальные предпосылки, поскольку происходит только в социальном окружении: семье, образовательном учреждении, в культурной среде, в обществе – и представляет собой взаимодействие ребенка с родителями, педагогами, представителями различных социальных групп, имеющее своей целью формирование патриотических чувств, убеждений, мотивов служения родине [3].
Создание условий для воспитания у дошкольников трепетного отношения к семейным традициям, к истории семьи, природе, культуре родной земли является целью деятельности дошкольной образовательной организации [4, с. 10].
Основы нравственных чувств, нравственных позиций личности закладываются в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период отмечается особой восприимчивостью ребенка к эмоциональному и психологическому воздействию, яркостью восприятия различных образов, которые надолго закрепляются в памяти ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Так, чувство любви ребенка-дошкольника к Родине концентрируется в его любви к родным людям (маме, папе, семье), к месту, в котором он живет (дом, улица, город или село). Кроме того, основу патриотических чувств ребенка составляет чувство гордости за свою семью, народ, страну. Эти чувства (любви, гордости) являются отражением тех эмоциональных переживаний ребенка, которые возникают у него в процессе прикосновения к значимым для него явлениям, предметам и событиям.
При этом средством возникновения, формирования этих чувств служат вся атмосфера, которая окружает ребенка, чувства, которые демонстрируют к этим же явлениям и событиям важные для него взрослые люди. Так, например, погружение ребенка в культурное и материальное наследие многонационального народа России происходит через знакомство ребенка с культурным и материальным наследием семьи – семейными реликвиями. Это старинные фотографии, предметы быта, украшения, дневники и записи, хранящиеся в семье. Трепетное отношение, демонстрируемое родителями к данным реликвиям, семейные истории, связанные с ними, способствуют формированию у ребенка бережного отношения к культурному наследию своего народа. Поэтому важными условиями патриотического воспитания дошкольника являются вовлечение в этот процесс семьи, проведение культурно-просветительской деятельности с родителями по проблеме отбора содержания, методов, приемов воспитания патриотических чувств у ребенка.
Еще одной особенностью патриотического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста является необходимость погружения ребенка в деятельность. Деятельность как одна из категорий личностно-деятельностного подхода представляет собой процесс, позволяющий реализовать ребенку свое отношение к тем или иным явлениям, событиям, влекущий изменения внутри самой личности ребенка. Кроме того, включение ребенка в активную деятельность дает возможность актуализировать его личностный субъектный опыт, согласовать его с общественным опытом [5, с. 115]. В деятельности у ребенка формируются определенные представления и знания об истории, культуре семьи, страны, но именно сформированные в процессе деятельности ценностные ориентации и мировоззренческие позиции становятся формой отражения личностного опыта ребенка [6, с. 28]. При этом деятельность может быть по своей форме совершенно разной – самостоятельной под руководством взрослого, совместной деятельностью ребенка со сверстниками, но особое значение приобретает совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых.
Обозначенные особенности патриотического воспитания дошкольников ясно обрисовывают проблему выбора подходящих технологий педагогической деятельности, направленных на создание вокруг ребенка ситуации, обеспечивающей ему пространство выбора и позволяющей проявить индивидуальные представления, переживания, систему мировосприятия.
Одной из таких технологий является технология проектной деятельности.
Метод проектов представляет собой способ организации педагогического процесса, предполагающего решение значимой для ребенка проблемы через детальную разработку плана своих действий. Результатом такой деятельности должен стать реальный продукт.
Как отмечает Е.С. Полат, проектная деятельность предусматривает использование различных методов, средств, приемов на пути достижения поставленной цели. При этом ребенок должен иметь очень ясное представление о конечном продукте проекта, видеть его в деталях, понимать последовательность всех шагов на пути получения результата [7, с. 122].
Согласно исследованиям Н.Е. Вераксы, проектная деятельность дошкольника, несмотря на разнообразие тем и решаемых проблем, имеет некоторые обобщенные характеристики, среди которых:
- начало проектной деятельности возможно только через проблемную ситуацию, в которой проблема не может быть решена ребенком простым прямым действием;
- проектная деятельность возникнет только тогда, когда участники видят в этой деятельности личные смыслы, осознают значимость для себя или других людей этой деятельности;
- проектная деятельность всегда социально ориентирована, поскольку продукт создается ребенком для конкретного человека [8, с. 25].
Успешность включения дошкольников в проектную деятельность обеспечивается соблюдением некоторых условий. Так, тема проекта должна быть интересна ребенку, что требует от педагога предварительной работы по изучению интересов, желаний, увлечений детей. Кроме того, важной является комфортная психологическая атмосфера, в которой предстоит работать ребенку и взрослому.
Анализ теории и практики применения технологии проектной деятельности в дошкольной образовательной организации позволил выявить некоторые возможности данной технологии в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Проектная деятельность представляет собой деятельность по решению значимой для ребенка проблемы. Осознание этой значимости происходит в процессе правильно простроенной педагогом беседы, позволяющей погрузить ребенка в проблему. Важным условием эффективности прохождения данного этапа является компетентность педагога в ведении проблемного диалога с детьми. Используя методы и приемы проблемно-диалогической технологии, воспитатель вводит ребенка в проблемную ситуацию, помогает ему осознать существующее в этой ситуации противоречие, подводит к формулировке проблемы в форме вопроса [9, с. 350]. Так, в проекте «Их именами названы улицы (герои Великой Отечественной войны)» дети приходят к пониманию того, что люди, чтобы всегда помнить своих героев, гордиться ими, называют их именами улицы [10, с. 160]. При рассмотрении карты города с выделенными на ней улицами детям предлагается рассказать о каком-нибудь человеке, именем которого названа улица, в результате чего обнаруживается проблема – дошкольники ничего не знают о героях, которыми гордятся их папы и мамы. Завершением работы на этом этапе становится четко сформулированная педагогом совместно с ребенком проблема – как сделать так, чтобы информация, которую дети узнают про героев, сохранилась в группе надолго? В качестве продуктов проекта на этом этапе дети могут предложить создание журнала, альбома, книги. Результатом работы на этом этапе является возникновение мотивации у ребенка к выполнению значимой для него деятельности – знакомство с историей страны.
На этапе планирования работы по решению проблемы проекта педагог вместе с детьми обсуждает, какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять, чтобы получился продукт, где можно взять информацию. Старшему дошкольнику свойственно желание самостоятельно выполнять различные действия, принимать решения по разным вопросам организации его жизни. Правильно выстроенная педагогом работа в проекте позволяет ребенку реализовать эту потребность в самостоятельной деятельности. Так, в процессе планирования работы по созданию альбома с именами героев с детьми обсуждается структура будущего сообщения – какая информация должна быть отражена в альбоме (имя героя, его фотография, рассказ о его подвиге, который может быть зарисован ребенком), как ее можно оформить.
Особенностью проектной деятельности, способствующей патриотическому воспитанию детей, является возможность организации групповой и коллективной работы по созданию продукта проекта, что обеспечивает осознание ребенком ценности взаимодействия с педагогом, сверстником или родителями, ценности приобретения совместного опыта. Именно поэтому на этапе выполнения продукта проекта важным условием успешности является вовлечение в эту деятельность родителей. Совместная исследовательская работа ребенка и родителя обеспечивает не только становление между ними доверительных, дружеских отношений, но, прежде всего, присвоение ребенком ценностных смыслов этой деятельности, демонстрируемых родителем (чувство любви к Родине, уважения к истории страны). При этом взрослый в проекте исполняет роль помощника, основная цель которого – сопровождать ребенка на каждом этапе реализации проекта.
Заключение
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – проблема, к решению которой ученые и практики подходят с разных сторон: определения методологических подходов, отбора содержания, выбора технологий.
Включение детей в проектную деятельность способствует патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста благодаря тем возможностям, которые содержатся в технологии проектной деятельности:
- тематика проектов определяется кругом интересов детей, поэтому проблема внутри проекта становится значимой, что обеспечивает мотивацию ребенка к изучению различных исторических событий страны;
- особенности организации проектной деятельности предполагают высокий, но в то же время благодаря деятельности педагога доступный уровень самостоятельности детей на каждом этапе реализации проекта, что обеспечивает сохранение интереса ребенка к патриотическому содержанию, формирование личностного опыта ребенка (чувства любви к Родине, гордости за свой народ);
- совместная работа детей и взрослых в процессе решения проблемы проекта позволяет сделать деятельность по изучению истории, культуры, природы родного края эмоционально значимой для ребенка.
Использование проектной деятельности в процессе патриотического воспитания детей требует от педагога высокого уровня компетентности в развитии субъектной позиции ребенка, в использовании проблемно-диалогической технологии, в организации сотрудничества ребенка и родителей.
Библиографическая ссылка
Мякишева М.В. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33214 (дата обращения: 05.10.2024).